Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 сентября 2005 г. по делу N 59-Г05-19

 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

в составе

председательствующего Г.В. Манохиной

судей Т.И. Еременко и А.М. Маслова

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Амурской области о признании недействующими пунктов 4, 7 и 9 статьи 2 Закона Амурской области "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" по кассационному представлению прокурора Амурской области на решение Амурского областного суда от 15 июня 2005 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Еременко Т.И., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Н.Я. Селяниной, полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Амурским областным Советом народных депутатов 17 марта 2005 года принят и подписан Губернатором Амурской области Закон Амурской области от 11.04.2005 года N 472-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который опубликован в газете "Амурская правда" N 78 от 19.04.2005 года.

Прокурор Амурской области обратился в Амурский областной суд с заявлением о признании недействующими пунктов 4, 7 и 9 статьи 2 названного Закона Амурской области, в обоснование своих требований ссылаясь на следующее.

Пунктом 4 ст. 2 Закона Амурской области для обучающихся, воспитанников государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственных областных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования при выпуске установлены размеры единовременного денежного пособия - два минимальных размера оплаты труда, обеспечения одеждой, обувью - на сумму 2,5 величины прожиточного минимума. Для выпускников государственных областных и муниципальных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п. 7 ст. 2 Закона Амурской области размер единовременного пособия составляет - 5 минимальных размеров оплаты труда, а обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием - на сумму в размере восьми величин прожиточного минимума.

Однако в соответствии со ст. 6 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) субъекту РФ предоставлено право устанавливать не размер, а только порядок обеспечения материальным содержанием выпускников образовательных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований, для категории из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вопрос определения размера материального содержания выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, урегулирован федеральным законодательством и дополнительного регулирования не требует.

Кроме того, предусмотренные п. 4 ст. 2 Закона Амурской области выплаты, не соответствуют положениям Конституции РФ и умаляют права и законные интересы обучающихся, воспитанников областных образовательных учреждений, по сравнению с выпускниками из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных государственных образовательных учреждений.

Не соответствует федеральному законодательству и ограничивает права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в государственных областных образовательных учреждений и п. 9 ст. 2 Закона Амурской области. Согласно п. 10 ст. 6 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны обеспечиваться бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси). Однако, п. 9 ст. 2 Закона Амурской области устанавливает право бесплатного проезда путем предоставления проездного билета для указанной категории только на одном из видов транспорта. В соответствии со ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Противоречит федеральному законодательству, установленный п. п. 4.7 ст. 2 Закона Амурской области размер единовременного денежного пособия в зависимости от минимального размера оплаты труда, поскольку в соответствии ст. 1 Федерального закона "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" от 07.08.2000 года N 122-ФЗ размеры социальных выплат, определенные в соответствии с законодательством РФ в зависимости от минимального размера оплаты труда, должны устанавливаться в твердых суммах (в денежном выражении).

Кроме того, прокурор Амурской области указал на несоответствие оспариваемых положений Закона требованиям ст. 153 Федерального закона от 22.08.04 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которой нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ, изданные в связи с принятием настоящего Закона, должны вновь устанавливать размеры и условия выплаты пособий и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации, отдельным категориям граждан в денежной форме не ниже размеров указанных выплат, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года. При изменении после 31.12.2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Решением Амурского областного суда от 15 июня 2005 г. в удовлетворении заявленных требований прокурору Амурской области отказано.

В кассационном представлении прокурор Амурской области просит решение Амурского областного суда от 15 июня 2005 г. отменить в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.

Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение. В соответствии с требованиями п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Статьей 21 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", установлено, что финансирование федеральных мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей осуществляется за счет средств федерального бюджета, внебюджетных источников, а также за счет средств бюджетов субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов РФ.

В соответствии ч. 1 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.

Согласно ст. 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (ред. от 22 августа 2004 года), предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии ст. 85 Бюджетного кодекса РФ, расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения указанных в пункте 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", в том числе решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Названные расходные обязательства субъекта РФ, устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ.

Как усматривается из содержания оспариваемых положений Закона Амурской области, пунктом 4 ст. 2 Закона установлено, что обучающиеся, воспитанники государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственных областных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования при выпуске обеспечиваются данными образовательными учреждениями одеждой, обувью на сумму в размере 2,5 величины прожиточного минимума, утвержденного губернатором области на момент предоставления социальной поддержки, а также единовременным денежным пособием в размере двух минимальных размеров оплаты труда.

Пунктом 7 ст. 2 вышеназванного Закона Амурской области установлено, что выпускники государственных областных образовательных учреждений и муниципальных общеобразовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием на сумму в размере восьми величин прожиточного минимума, утвержденного губернатором области на момент предоставления социальной поддержки, а также единовременным денежным пособием в размере пяти минимальных размеров оплаты труда. По желанию выпускников им может быть выплачена денежная компенсация в размере, установленном настоящим пунктом.

Абзацем 1 п. 9 ст. 2 вышеуказанного Закона Амурской области установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в государственных областных образовательных учреждениях, путем предоставления проездного билета обеспечиваются бесплатным проездом на одном из видов транспорта, а именно городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.

Проанализировав положения оспариваемого Закона субъекта Российской Федерации и действующего федерального законодательства суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Закон Амурской области "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" принят Амурским областным Советом народных депутатов в пределах предоставленных законом полномочий и не содержит противоречий с действующим федеральным законодательством.

Правильным является вывод суда о том, что органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать региональные социальные стандарты для оценки уровня жизни и формирования бюджетов, в том числе для установления выплат на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При таких обстоятельствах дела вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований сделан правильно. Поскольку финансирование расходов по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ, законодательный орган Амурской области был вправе самостоятельно определить объем и виды оказываемых мер социальной поддержки данной категории граждан.

Также, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает правильным вывод суда о том, что размер пособия на содержание этих детей обусловлен только установленными федеральными органами исполнительной власти нормативами и реально складывающимися в конкретном регионе ценами на продукты питания, одежду, обувь и мягкий инвентарь.

Довод кассационного представления о регулировании вопроса об определении размера и порядка выплат указанной категории граждан на федеральном уровне не может служить основанием к отмене обжалуемого судебного решения, поскольку основан на неправильном толковании закона.

В Федеральном законе "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, законодатель в его преамбуле установил цель государственно-правовой охраны основных прав и свобод на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, в том числе приведения системы социальной защиты граждан в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ внесены изменения в Федеральные законы: "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 года 124-ФЗ, в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, в которых отмены правовые нормы, предусматривавшие осуществление государственной политики в интересах детей на основе государственных минимальных социальных стандартов в качестве основных показателей качества жизни детей, устанавливаемых законодательством РФ и являвшихся составной частью государственных минимальных социальных стандартов. Внесены изменения в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в котором отменены правовые нормы, предусматривавшие установление Правительством РФ норм, порядка и размеров, материального обеспечения воспитанников детских домов.

Кроме этого, Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, внесены изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ, предоставив субъектам РФ по предметам совместного ведения, за счет средств бюджета субъекта РФ самостоятельно осуществлять финансирование вопросов социальной поддержки детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей.

Иные доводы кассационного представления были предметом исследования в суде первой инстанции и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного решения.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

Решение Амурского областного суда от 15 июня 2005 г. - оставить без изменения, а кассационное представление прокурора Амурской области - без удовлетворения.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024