Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Именем Российской Федерации

 

РЕШЕНИЕ

от 14 декабря 2009 г. N ГКПИ09-1344

 

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре А.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М.С. о признании недействующим первого предложения пункта 72 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 27 марта 1998 г. N 814,

 

установил:

 

согласно пункту 72 Положения ректор высшего учебного заведения или руководитель научного учреждения, организации на основании результатов собеседования соискателя с предполагаемым научным руководителем (консультантом) и заключения соответствующей кафедры (отдела, сектора, лаборатории) издает приказ о прикреплении соискателя с указанием срока прикрепления и утверждением научного руководителя (научного консультанта). В случае прикрепления соискателя только для сдачи кандидатских экзаменов научный руководитель не утверждается.

Гражданин М.С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим первого предложения пункта 72 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации. Как указывает заявитель, установленный порядок прикрепления к высшим учебным заведениям и научным учреждениям, организациям, имеющим аспирантуру, соискателей для сдачи кандидатских экзаменов и подготовки диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук на основании собеседования соискателя с предполагаемым научным руководителем противоречит Закону Российской Федерации "Об образовании", Федеральному закону "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", нарушает его конституционные права на образование и на судебную защиту.

В суде М.С. поддержал заявленные требования и пояснил, что собеседование не является аналогом конкурсу, а Закон Российской Федерации "Об образовании" предусматривает прием в образовательные учреждения для получения послевузовского профессионального образования на конкурсной основе.

Представители заинтересованных лиц Министерства образования и науки Российской Федерации Т., Министерства юстиции Российской Федерации М.В. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы компетентным органом государственной власти и не нарушают прав граждан на образование.

Выслушав объяснения М.С., представителей Минобрнауки России Т., Г., Минюста России М.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 27 марта 1998 г. N 814 утверждено Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации. Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 августа 1998 г., регистрационный номер 1582 и опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 20, 24 августа 1998 г.

Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Законом Российской Федерации "Об образовании", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Согласно статье 21 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" подготовка научно-педагогических работников осуществляется в аспирантуре (адъюнктуре) и докторантуре высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций, а также путем прикрепления к таким образовательным учреждениям и научным организациям соискателей для подготовки и защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук либо путем перевода педагогических работников на должности научных работников для подготовки диссертаций на соискание ученой степени доктора наук. Таким образом, прикрепление к образовательным учреждениям и научным организациям соискателей для подготовки и защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук является одной из организационно-правовых форм подготовки научно-педагогических работников.

Федеральный закон определяет соискателя как лицо, имеющее высшее профессиональное образование, прикрепленное к организации или учреждению, которые имеют аспирантуру (адъюнктуру) и (или) докторантуру, и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук без обучения в аспирантуре (адъюнктуре), либо лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени доктора наук (пункт 3 статьи 19).

Ни Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", ни Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" не устанавливают порядок прикрепления к высшему учебному заведению или научному учреждению, организации соискателя. Утверждение положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования отнесено к компетенции федерального органа исполнительной власти, проводящего государственную политику и осуществляющего управление в сфере образования, а также в сфере научной деятельности.

На момент издания оспариваемого Положения таким органом являлось Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1997 г. N 395). В настоящее время утверждение положения о подготовке научно-педагогических и научных работников отнесено к полномочиям Министерства образования и науки Российской Федерации, действующего на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280.

Требования пункта 72 Положения о проведении собеседования соискателя с предполагаемым научным руководителем (консультантом) и получение заключения соответствующей кафедры (отдела, сектора, лаборатории) не являются вступительным испытанием. В ходе собеседования определяется соответствие темы исследования, предложенной соискателем, направлениям научных исследований, которые ведутся на кафедре, оценивается возможность научного руководства по конкретной тематике.

Цель собеседования - оценка уровня профессиональной подготовки соискателя, его готовность к научной работе (защите диссертации).

Конституция Российской Федерации устанавливает право каждого на образование (статья 43). В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Данный Закон не устанавливает, что подготовка научно-педагогических и научных кадров путем прикрепления соискателей к таким образовательным учреждениям должна осуществляться на конкурсной основе. С учетом этого, доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений нормативного правого акта пункту 3 статьи 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" и нарушении прав на образование являются несостоятельными.

Согласно статье 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Оспариваемая норма устанавливает порядок прикрепления соискателя к высшему учебному заведению и не нарушает прав заявителя на обращение в суд.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы компетентным органом государственной власти, не нарушают права граждан на образование, заявление М.С. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

 

решил:

 

заявление М.С. о признании недействующим первого предложения пункта 72 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 27 марта 1998 г. N 814, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024