Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 ноября 2011 г. N 1711-О-О

 

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАН

КИСЛЯКОВА АЛЕКСАНДРА АРКАДЬЕВИЧА И КУЛИКОВА ВАДИМА

ВИКТОРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ

ПОЛОЖЕНИЕМ ПУНКТА 1 СТАТЬИ 33.2 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ"

 

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию граждан А.А. Кислякова и В.В. Куликова вопрос о возможности принятия их жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

 

установил:

 

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации граждане А.А. Кисляков и В.В. Куликов оспаривают конституционность пункта 1 статьи 33.2 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании", а именно его абзаца первого, согласно которому государственная аккредитация проводится в отношении образовательных учреждений всех типов и видов (за исключением дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей), реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования (за исключением основной общеобразовательной программы дошкольного образования), образовательные программы, которые разработаны в соответствии с образовательными стандартами и требованиями, установленными в соответствии с пунктом 2 статьи 7 данного Закона, и в отношении указанных образовательных программ.

Как следует из представленных материалов, суды общей юрисдикции отказали А.А. Кислякову и В.В. Куликову в удовлетворении заявлений о признании незаконными решений призывных комиссий о призыве на военную службу и об обязании предоставить отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением в аспирантуре. При этом суды указали, что программы, по которым обучаются заявители, аккредитованы как образовательные программы высшего профессионального образования и не имеют аккредитации как образовательные программы послевузовского профессионального образования.

По мнению заявителей, оспариваемое законоположение препятствует гражданам, обучающимся в аспирантуре, в получении отсрочки от призыва на военную службу, а потому не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 15, 17, 18 и 43.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Статья 33.2 Закона Российской Федерации "Об образовании", положение пункта 1 которой оспаривают заявители, введена Федеральным законом от 8 ноября 2010 года N 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования" и вступила в силу с 1 января 2011 года. Тем самым на законодательном уровне было регламентировано проведение государственной аккредитации в отношении образовательных учреждений и реализуемых ими образовательных программ, в том числе в отношении программ послевузовского профессионального образования. До принятия Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования" проведение государственной аккредитации регулировалось Положением о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 522 (утратило силу в апреле 2011 года), которое также предусматривало проведение государственной аккредитации в отношении программ послевузовского профессионального образования (пункт 1).

Решая задачу качественной подготовки лиц, получающих послевузовское профессиональное образование, федеральный законодатель не только устанавливает особые требования к образовательным учреждениям и реализуемым ими образовательным программам, но и предоставляет дополнительные права и гарантии лицам, получающим послевузовское профессиональное образование, в частности право на отсрочку от призыва на военную службу. В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, получающие послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования или научных учреждениях, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования.

В период принятия Федерального закона от 6 июля 2006 года N 104-ФЗ, в редакции которого действует данная норма, вопросы аккредитации регулировало Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 1999 года N 1323, которое предусматривало проведение аккредитации только в отношении программ высшего профессионального образования (пункт 2). При этом наличие у образовательного учреждения аккредитации по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования как в условиях прежнего, так и действующего правового регулирования рассматривается в качестве одного из условий открытия аспирантуры по соответствующей им научной специальности (пункт 4 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утверждено Приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 27 марта 1998 года N 814; пункт 11 Административного регламента Федерального агентства по образованию по предоставлению государственной услуги "Открытие в установленном порядке аспирантур и докторантур в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования и научных организациях", утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 октября 2008 года N 286).

Таким образом, исходя из содержания подпункта "б" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", предоставление отсрочки от призыва на военную службу в системе действующего правового регулирования связывается с наличием у образовательного учреждения государственной аккредитации по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования. Следовательно, нет оснований утверждать, что оспариваемое заявителями положение пункта 1 статьи 33.2 Закона "Об образовании", предусматривающее во взаимосвязи с пунктом 6.3 статьи 9 того же Закона проведение государственной аккредитации в отношении образовательных программ послевузовского профессионального образования, препятствует им в получении отсрочки от призыва на военную службу и нарушает тем самым их конституционные права.

Проверка же законности и обоснованности принятых в отношении заявителей правоприменительных решений, в том числе с точки зрения правильности выбора и истолкования правовых норм, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

 

определил:

 

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Кислякова Александра Аркадьевича и Куликова Вадима Викторовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

 

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024