Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 сентября 1996 г. N 1062

 

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ

"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ

НА 1997 - 2000 ГОДЫ"

 

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 903 "О государственной поддержке интеграции высшего образования и фундаментальной науки" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 3008), в целях развития фундаментальных научных исследований, выполняемых совместно учеными высшей школы, Российской академии наук, государственных научных центров Российской Федерации, научно-исследовательских организаций, и повышения качества фундаментального образования Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997 - 2000 годы" (далее именуется - Программа) и представить ее Президенту Российской Федерации для решения вопроса о придании Программе статуса президентской.

2. Утвердить Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации и Российскую академию наук государственными заказчиками Программы.

3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании федерального бюджета на 1997 - 2000 годы включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.

 

Председатель Правительства

Российской Федерации

В.ЧЕРНОМЫРДИН

 

 

 

 

 

 

Утверждена

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 9 сентября 1996 г. N 1062

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ

НА 1997 - 2000 ГОДЫ

 

ПАСПОРТ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ

НА 1997 - 2000 ГОДЫ"

 

Наименование Программы   - Федеральная целевая программа

                           "Государственная поддержка интеграции

                           высшего образования и фундаментальной

                           науки на 1997 - 2000 годы"

 

Основание для разработки - Указ Президента Российской Федерации

Программы                  от 13 июня 1996 г. N 903

                           "О государственной поддержке интеграции

                           высшего образования и фундаментальной

                           науки"

 

Государственный заказчик - Министерство общего и профессионального

Программы                  образования Российской Федерации,

                           Российская академия наук

 

Основные исполнители     - высшие учебные заведения и научные

Программы                  учреждения, определяемые по конкурсу

                           проектов

 

Основные разработчики    - межведомственная рабочая группа,

Программы                  образованная поручением Правительства

                           Российской Федерации, экспертная группа

                           специалистов высшей школы и Российской

                           академии наук

 

Сроки и этапы            - 1997 - 2000 годы

реализации Программы

 

Цель и задачи Программы, - развитие фундаментальных исследований,

важнейшие целевые          выполняемых совместно учеными

показатели                 Российской академии наук и высшей школы

                           и способствующих обеспечению научной и

                           экономической независимости,

                           безопасности государства, повышению

                           его научного потенциала;

                           повышение качества фундаментального

                           образования, основанного на традициях

                           отечественной системы высшего

                           профессионального образования, развитие

                           уникальных, занимающих передовые

                           позиции в мировой науке научных школ и

                           участие студентов, аспирантов и

                           преподавателей в разработке проблем

                           фундаментальной и прикладной науки

                           непосредственно в лабораториях научных

                           институтов Российской академии наук;

                           подготовка и издание учебников,

                           аккумулирующих новые достижения науки;

                           повышение престижа фундаментального

                           образования и создание благоприятных

                           условий для успешного обучения

                           студентов, развитие новых форм,

                           включая магистратуру;

                           создание современных образовательных

                           программ, учитывающих взаимодействие

                           естественнонаучных и гуманитарных

                           знаний;

                           поддержка различных форм научного

                           творчества молодежи;

                           создание современной уникальной

                           приборно-аналитической базы совместных

                           фундаментальных исследований в вузах и

                           научных институтах, модернизация

                           учебных лабораторных практикумов;

                           создание баз данных по математическим,

                           естественнонаучным и другим

                           фундаментальным дисциплинам;

                           обеспечение инфраструктуры

                           фундаментальной науки

 

Основные направления     - развитие совместных фундаментальных

реализации                 исследований, проводимых высшими

Программы                  учебными заведениями, Российской

                           академией наук, отраслевыми академиями

                           наук и государственными научными

                           центрами Российской Федерации;

                           обеспечение взаимодействия

                           академической науки с образовательным

                           процессом в высших учебных заведениях;

                           формирование информационной базы

                           фундаментальных исследований в целях

                           совершенствования учебного процесса в

                           высших учебных заведениях;

                           развитие опытно-экспериментальной и

                           приборной базы фундаментальных

                           исследований для совместного

                           использования научными сотрудниками,

                           преподавателями, студентами и

                           аспирантами высших учебных заведений и

                           научно-исследовательских организаций;

                           поддержка экспедиционных и полевых

                           исследований, выполняемых научными

                           сотрудниками, преподавателями  и

                           студентами высших учебных заведений

                           совместно с учеными Российской академии

                           наук;

                           создание условий для повышения

                           престижности изучения фундаментальных

                           наук в высших учебных заведениях

 

Ожидаемые конечные      -  создание наиболее эффективной системы

результаты реализации      развития фундаментальных наук благодаря

Программы                  кооперации ученых университетов,

                           высших учебных заведений и институтов

                           Российской академии наук, оптимальное

                           решение проблем сохранения ведущих

                           научных школ и развития приоритетных

                           направлений, определяемых

                           государственной научно-технической

                           политикой;

                           повышение качества математического и

                           естественнонаучного образования,

                           обновление его содержания и создание

                           современных образовательно -

                           профессиональных программ;

                           обновление приборной и информационной

                           базы фундаментального образования;

                           развитие новых форм организации

                           учебного процесса, индивидуализация

                           обучения и выявление талантливой

                           молодежи;

                           создание научно-образовательных

                           комплексов, обеспечивающих

                           взаимодействие фундаментальной

                           академической и вузовской науки как

                           основы подготовки кадров высшей

                           квалификации

 

Объемы и источники       - всего - 3158 млрд. рублей

финансирования             (в ценах 1996 года) за счет средств

Программы                  федерального бюджета,

                           из них:

                           Министерству общего и профессионального

                           образования Российской Федерации -

                           2729 млрд. рублей,

                           Российской академии наук -

                           429 млрд. рублей

 

Система организации      - контроль за исполнением Программы

контроля за                осуществляют Министерство общего и

исполнением                профессионального образования

Программы                  Российской Федерации и Российская

                           академия наук. Ход работы по проектам и

                           их итоги, оценка  их социальной и

                           экономической эффективности, а также

                           научной значимости рассматриваются

                           советом Программы и принимаются

                           заказчиком в установленном порядке.

                           Министерство общего и профессионального

                           образования Российской Федерации и

                           Российская академия наук направляют

                           ежегодно, до 1 февраля года,

                           следующего за отчетным, в Министерство

                           экономики Российской Федерации и

                           Министерство финансов Российской

                           Федерации доклады о ходе работ,

                           предусмотренных Программой, и

                           эффективности использования финансовых

                           средств

 

I. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ ПРОГРАММЫ

 

Одним из существенных недостатков в развитии научно - технического потенциала страны является все увеличивающийся разрыв между академической и вузовской фундаментальной наукой. Это приводит к распылению средств, разобщенности ученых и к снижению качества образования, делает практически недоступными для студентов и аспирантов лаборатории и уникальные установки институтов Российской академии наук и отраслевых академий. Вследствие недостаточного финансирования значительно снижена эффективность таких форм подготовки специалистов, которые основаны на взаимодействии ученых высших учебных заведений и Российской академии наук, и прежде всего таких форм, как научно - исследовательские институты при ряде ведущих университетов страны и базовые кафедры при научных учреждениях Российской академии наук.

В то же время развитие новых форм образования, предполагающее обеспечение его непрерывности в цепочке школа - вуз - аспирантура - докторантура, требует формирования крупных учебно - научных комплексов, центров. Для своего функционирования эти центры должны обладать хорошо развитой инфраструктурой, в том числе и социальной, иметь уникальную научную аппаратуру и установки, необходимые объемы лабораторного оборудования и реактивов.

Все большую роль в подготовке специалистов играет и информационное обеспечение развития фундаментальной науки и образования. Однако реальная ситуация ведет к тому, что его уровень неуклонно снижается - устаревают учебники, ученые и студенты крайне ограничены в поездках на международные научные мероприятия, отсутствует возможность стажировок.

Одной из существенных трудностей в современной системе высшего профессионального образования является недостаточная разработка некоторых теоретических вопросов, в частности, вопросов соотношения естественнонаучных и гуманитарных знаний при подготовке специалистов.

Решение вопросов интеграции высшего образования и фундаментальной науки требует разработки федеральной целевой программы, увязанной по ресурсам, исполнителям и срокам реализации комплекса научно-исследовательских, социально-экономических, правовых, организационно-хозяйственных и других мероприятий.

Федеральная целевая программа "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997 - 2000 годы" (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 903.

Программа предусматривает развитие всех форм взаимодействия академической и вузовской науки, поддержку совместных исследований, проводимых на базе Российской академии наук и ее региональных отделений, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии образования, университетов и высших учебных заведений, а также информационное и приборное обеспечение учебного процесса.

 

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

 

Программа направлена на углубление и расширение взаимодействия академической и вузовской науки, повышение качества образования с целью сохранения и развития научно-технического потенциала страны.

Для достижения целей Программы предусматривается решение следующих задач:

развитие совместных фундаментальных исследований, проводимых в высших учебных заведениях, Российской академии наук, отраслевых академиях наук и государственных научных центрах Российской Федерации;

обеспечение взаимодействия академической науки с образовательным процессом в высших учебных заведениях;

формирование информационной базы фундаментальных исследований в целях совершенствования учебного процесса в высших учебных заведениях;

развитие опытно-экспериментальной и приборной базы фундаментальных исследований для совместного использования научными сотрудниками, преподавателями, студентами, аспирантами высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций;

поддержка экспедиционных и полевых исследований, выполняемых научными сотрудниками, преподавателями и студентами высших учебных заведений совместно с учеными Российской академии наук;

создание условий для повышения престижности изучения фундаментальных наук в высших учебных заведениях.

 

III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

И ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

 

Программа является составной частью комплекса мероприятий, направленных на сохранение и развитие основы научно-технического потенциала страны - фундаментальной науки и высшей школы. Снижение уровня фундаментальной подготовки выпускников университетов и вузов грозит нашей стране дальнейшим отставанием в области современных наукоемких технологий, замедлением темпов ее экономического развития и утратой конкурентоспособности на мировом рынке.

Программа должна обеспечить условия для дальнейшего развития фундаментальных наук путем исследований, проводимых в высших учебных заведениях, особенно в классических университетах, совместно с Российской академией наук, и совершенствования подготовки студентов, аспирантов и докторантов для работы в научных организациях и образовательных учреждениях Российской Федерации. Основные направления Программы ориентированы на решение важнейшей задачи государственной научно-технической политики - на развитие различных форм взаимодействия университетов России с академическими, другими научными учреждениями с целью подготовки высококвалифицированных молодых научно-педагогических кадров, способных на высоком профессиональном уровне решать ключевые проблемы научно-технического и социально-экономического развития. Решение этой проблемы предполагает создание современного приборного и информационного обеспечения фундаментальной науки.

Программа имеет конкретную направленность на развитие научно - образовательной инфраструктуры России, включая кадровый, информационный и приборный компоненты, в результате чего будет обеспечено выполнение любых конкретных задач, поставленных государством перед высшей школой в области фундаментальных наук.

Исходя из указанных целей и задач, Программа предусматривает следующие пять направлений.

 

1. Развитие совместных фундаментальных исследований,

проводимых в высших учебных заведениях, в Российской

академии наук, в отраслевых академиях наук

и в государственных научных центрах

Российской Федерации

 

Особенностью организации фундаментальных исследований в России является наличие крупных научных школ в институтах Российской академии наук, университетах и высших учебных заведениях, играющих передовую роль в мировой науке. Это позволило сформировать систему образования, основанную на базовой подготовке студентов в области фундаментальных наук, отличную от многих других систем, существующих в Европе и в США.

На базе этой системы образования ведется подготовка студентов, аспирантов и докторантов, готовятся научные и педагогические кадры математиков, физиков, химиков, биологов, геологов и других специалистов для всех вузов России, институтов Российской академии наук, других академий и отраслевых институтов. Подготовка специалистов в этих областях знаний, имеющих фундаментальное образование и широкий научный кругозор, в последние годы испытывает серьезные сложности из-за финансовых проблем.

Программой предусмотрено целевое финансирование совместных фундаментальных исследований в области математики, физики, химии и других фундаментальных наук как необходимой основы для сохранения и дальнейшего развития уровня подготовки научно-педагогических и научных кадров. Перспективная талантливая молодежь должна целенаправленно привлекаться к участию в работе научных коллективов. С этой целью Программой предусмотрено расширение участия студентов и аспирантов в работе российских научных школ мирового уровня, а также обеспечение стажировки студентов и аспирантов в зарубежных научных центрах. Предусматривается развитие новых форм подготовки специалистов, ориентированных на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность.

Программой предусматривается возрождение финансовой поддержки проведения студенческих научных олимпиад, конкурсов, научных молодежных школ и конференций. Специальное внимание уделено финансированию участия талантливых молодых исследователей университетов в международных конгрессах и конференциях по фундаментальным проблемам науки.

 

2. Обеспечение взаимодействия академической науки

с образовательным процессом в высших учебных заведениях

 

Наиболее эффективной формой взаимодействия вузовской, академической и отраслевой науки, которая успешно развивалась ранее и оказалась не реализованной из-за финансовых трудностей, являлась система филиалов кафедр университетов и вузов в научных учреждениях Российской академии наук и в отраслевых академиях, а также университетских кафедр - лабораторий, обеспечивавшая интеграцию образовательного процесса и фундаментальных научных исследований и использовавшаяся для проведения студенческих практик, для выполнения дипломных работ, подготовки аспирантов и соискателей, стажеров - исследователей. Они получали возможность работать в сильных научных коллективах, проникнуться атмосферой научного поиска, принять участие в научных исследованиях.

Такая форма взаимодействия позволяет ликвидировать обычно имеющийся разрыв в 5 - 7 лет между содержанием учебников и текущим состоянием науки. Поэтому укрепление и расширение системы филиалов кафедр является одним из важных направлений эффективного использования научных результатов в учебном процессе.

Аналогичный эффект оказывает и привлечение ученых из учреждений Российской академии наук и других академий для педагогической работы в вузах. Поэтому поддержка преподавателей, ученых высшей школы, Российской академии наук и отраслевых академий наук, преподающих основные курсы в вузах, является одним из условий результативности взаимодействия фундаментальной науки с педагогическим процессом в вузах.

Анализ ситуации с молодыми кадрами показал эффективность внедрения новых форм подготовки специалистов, в основу которых были положены идеи, реализованные в свое время академиками М.А. Лаврентьевым и А.Н. Колмогоровым, - создание при крупных научных центрах и ведущих университетах России колледжей, лицеев, гимназий, школ - интернатов. Однако работа таких образовательных учреждений наталкивается на очень большие финансовые трудности. Поэтому предусматривается поддержка новых форм подготовки специалистов, включая создание университетами и научными учреждениями Российской академии наук совместных учебно-научных центров, совместных университетов пред- и последипломного образования. Особого внимания требует довузовское профилирующее образование в различных учебных заведениях, функционирующих при университетах и вузах России и институтах Российской академии наук и ее региональных отделений, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии образования.

 

3. Развитие опытно-экспериментальной и приборной

базы фундаментальных исследований для совместного

использования научными сотрудниками, преподавателями,

студентами и аспирантами высших учебных заведений

и научно-исследовательских организаций

 

Общеизвестно, что современная наука развивается на базе совершенных, дорогостоящих, уникальных установок и приборов. Как правило, эти установки являются базовыми для работы ученых разных направлений и обеспечивают работу национальных и международных научных центров.

Особая важность финансирования научной приборной базы обуславливается ее необходимостью для решения приоритетных проблем фундаментальной науки, возможностью ее использования в педагогическом процессе и перспективами создания на ее основе творческого коллектива ученых при широком участии студентов, аспирантов и докторантов в научно-исследовательской работе. С этой целью необходимо осуществить приоритетное обеспечение оборудованием, современной технической и материальной базой российских научных школ мирового уровня, закупку зарубежной уникальной аппаратуры и ее концентрацию путем создания центров коллективного пользования в целях обеспечения нужд вузовской и академической науки.

Сейчас создалась ситуация, когда в научных лабораториях и на кафедрах вузов разработаны лабораторные модели ряда приборов и установок, которые значительно превосходят по техническим данным существующие зарубежные аналоги или не имеют аналогов вообще. Однако промышленность не может организовать их производство. В связи с этим Программа предусматривает финансирование соответствующих работ для производства уникальных приборов и установок. Потребуется государственная поддержка работ по созданию макетов и опытных образцов по результатам фундаментальных исследований, проводимых совместно Российской академией наук, университетами и вузами России.

В то же время в высших учебных заведениях и научных учреждениях Российской академии наук имеются установки, выход из строя которых может угрожать безопасности людей или вызвать экологическую катастрофу. Очевидна необходимость профилактических работ на таких установках и поддержание их в режиме безопасной работы, исходя из чего предусматривается соответствующая финансовая поддержка, прежде всего установок, используемых как высшей школой, так и Российской академией наук.

 

4. Формирование информационной базы фундаментальных

исследований в целях совершенствования учебного

процесса в высших учебных заведениях

 

Несомненно, наиболее слабым звеном в инфраструктуре фундаментальной науки является издание научной и учебной литературы, организация международного межбиблиотечного обмена. Недостаточное финансирование издательской деятельности приводит к тому, что теряются приоритеты, устаревают учебники.

Программа предусматривает развитие информационной базы фундаментальной науки, поддержку издательской деятельности, прежде всего в направлении совершенствования учебного процесса, обеспечения новых технологий преподавания фундаментальных математических, естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Крайне необходимым для успешного осуществления реформы высшего образования является издание учебной литературы в виде серии учебников и учебных пособий. Предусматривается поддержка изданий научно-популярных книг, предназначенных для развития интереса школьников к естественным наукам.

В Программе планируется специальная поддержка научного книгоиздания. Необходимо предусмотреть выделение средств для комплектования библиотек новыми учебниками и монографиями, приобретения копировальной техники, а также для предоставления подписки на современные научные и образовательные журналы, которые находятся в тяжелом положении (за счет подписки их издание обеспечивается на 7 - 12 процентов).

Одним из важных направлений информационной базы науки является участие преподавателей, ученых высшей школы и Российской академии наук в международных конгрессах, конференциях и других научных мероприятиях, связанных с реализацией Программы. Кроме того, необходимо командирование в зарубежные ведущие научные центры для научной работы преподавателей, ученых высшей школы, Российской академии наук и отраслевых академий, читающих и преподающих основные курсы в университетах и вузах.

Формирование информационной базы фундаментальных наук непосредственно связано с дальнейшим развитием компьютерных коммуникаций, созданием баз данных по фундаментальным дисциплинам. Предусматривается также создание и поддержание единого банка данных о приборах и установках, разрабатываемых в университетах и учреждениях Российской академии наук и доведенных до товарного вида.

В целях поддержки лицензионной работы предполагается оказать финансовую поддержку выставочной деятельности.

 

5. Поддержка экспедиционных и полевых исследований,

выполняемых научными сотрудниками, преподавателями

и студентами высших учебных заведений совместно

с учеными Российской академии наук

 

Экспедиционные и полевые исследования имеют особое значение, в первую очередь для биологических наук, наук о Земле, истории и археологии. Однако практически весь комплекс этих работ сейчас свернут из-за высокой стоимости транспорта и проживания. Вместе с тем Российская Федерация в связи с распадом СССР лишилась многих уникальных месторождений, в том числе и важных для национальной безопасности. Безвозвратно гибнут памятники истории и архитектуры, уничтожается живая природа.

В связи с этим в Программе предусматривается выделение средств на экспедиционные и полевые исследования, включая студенческую практику, а также участие в этих исследованиях дипломников, аспирантов и преподавателей.

 

IV. ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

 

Основным источником ресурсного обеспечения Программы является бюджетное финансирование.

В отличие от других целевых программ федерального и иного уровня, принципов финансирования фундаментальных исследований Российским фондом фундаментальных исследований финансирование Программы предполагает направление финансовых средств лишь на целевые расходы, связанные с выплатой разовых платежей на цели, предусмотренные Программой. Программа состоит из совокупности независимых проектов, которые могут выполнятся в условиях разового финансирования.

Расходы на капитальное строительство могут быть направлены только на цели, предусмотренные разделами I и II Программы.

 

ИСТОЧНИКИ И ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ

 

                                   млрд. рублей, в ценах 1996 года

┌────────────────────────────┬──────┬──────┬───────┬───────┬─────┐

   Направление расходов и   │Всего │ 1997 │ 1998  │ 1999  │2000 │

  источники финансирования          год │  год    год  │ год │

├────────────────────────────┼──────┼──────┼───────┼───────┼─────┤

│Финансовые затраты - всего  │ 3158 │ 782    786    788  │ 802 │

   в том числе из:                                        

│федерального бюджета        │ 3158 │ 782    786    788  │ 802 │

│внебюджетных источников        -    -      -      -     - 

                                                          

│Государственные инвестиции -│                              

│всего                         200 │  50     50     50    50 │

   в том числе:                                           

│Министерство общего и                                     

│профессионального             100 │  25     25     25    25 │

│образования Российской                                    

│Федерации                                                 

│Российская академия наук      100 │  25     25     25    25 │

                                                          

│НИОКР - всего                 458 │ 120    114    114  │ 110 │

   в том числе:                                           

│Министерство общего и         229 │  60     57     57    55 │

│профессионального                                         

│образования Российской                                    

│Федерации                                                 

│Российская академия наук      229 │  60     57     57    55 │

                                                          

│Прочие текущие расходы -    │ 2500 │ 612    622    624  │ 642 │

│всего                                                     

   в том числе:                                           

│Министерство общего и       │ 2400 │ 587    597    599  │ 617 │

│профессионального                                         

│образования Российской                                    

│Федерации                                                 

│Российская академия наук      100 │  25     25     25    25 │

└────────────────────────────┴──────┴──────┴───────┴───────┴─────┘

 

Финансирование научно-исследовательских и опытно - конструкторских работ и прочих текущих расходов по Программе осуществляется за счет средств федерального бюджета целевым назначением через Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации и Российскую академию наук в пределах выделяемых им ассигнований.

 

V. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ И КОНТРОЛЬ

ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ

 

Государственным заказчиком Программы являются Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации и Российская академия наук.

Управление Программой осуществляет совет, в который входят представители Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Российской академии наук, других основных исполнителей Программы.

Реализация Программы осуществляется на широкой конкурсной основе.

Сообщение о конкурсе публикуется в средствах массовой информации, изданиях Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Российской академии наук и ее региональных отделений за 6 месяцев до его проведения.

Информационное сообщение содержит сведения о проектах, по которым объявляется конкурс, сроках и порядке его проведения, форме предоставления материалов.

Проекты - заявки на конкурс принимаются от высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций, осуществляющих фундаментальные исследования. Проекты должны носить комплексный характер и основываться на совместных работах и исследованиях, проводимых учеными высших учебных заведений и академических институтов.

Работы, поступившие на конкурс, проходят экспертизу.

Содержанием экспертизы является оценка научных достоинств проекта, его значение для совершенствования учебного процесса, реальность выполнения работы в срок и в пределах установленных размеров финансирования. Экспертиза проектов - заявок осуществляется группами экспертов по направлениям Программы. При формировании экспертных групп обязательным является включение в их состав представителей ведущих университетов и академических институтов из различных регионов страны.

Председатели групп экспертов по направлениям Программы утверждаются советом Программы.

Совет Программы:

принимает решение об объявлении конкурса и о его результатах на основе экспертных заключений;

организует рассмотрение поступивших проектов - заявок, включая их экспертизу;

определяет структуру конкурсных проектов, требования по оформлению представляемых материалов;

рассматривает результаты выполнения Программы в целом и по каждому из направлений.

Совет Программы возглавляют сопредседатели, являющиеся руководителями Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и Российской академии наук.

Текущее управление Программой, включая сбор, анализ и обобщение материалов проектов - заявок участников Программы, организацию работы экспертных групп, сбор информации о ходе выполнения проектов и подготовку материалов для сводных отчетов, осуществляется дирекцией Программы.

Контроль за исполнением Программы осуществляется Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Российской академией наук. Ход работы по проектам и их итоги, оценка их социальной и экономической эффективности и научной значимости рассматриваются советом Программы и принимаются заказчиком в установленном порядке.

С учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации и Российская академия наук при необходимости по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации уточняют целевые показатели, в том числе включение и исключение проектов, затраты по программным мероприятиям, состав исполнителей, механизм реализации.

Ежегодно, до 1 февраля, Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации и Российская академия наук направляют в Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклады о ходе работ по Программе и об эффективности использования финансовых средств.

 

VI. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

 

┌────────────────────────────────┬───────────┬───────────────────┬─────────────────────┐

                                   Срок    │ Сметная стоимость │ Ожидаемые конечные 

                                │выполнения,│    программных    │результаты реализации│

                                │ заказчик      мероприятий,         Программы     

                                               млрд. рублей                       

                                           ├──────┬────────────┤                    

                                           │1997 -│в том числе │                    

                                           │ 2000 ├─────┬──────┤                    

                                           │годы -│1997 │1998 -│                    

                                           │всего │ год │ 2000 │                    

                                                      │ годы │                    

├────────────────────────────────┼───────────┼──────┼─────┼──────┼─────────────────────┤

│1.   Развитие  совместных фунда-│1997 - 2000│ 545  │ 135 │ 410  │повышение качества  

     ментальных    исследований,│  годы                      │образования, обеспе- │

     проводимых в высших учебных│Министерст-│                 │чивающего научную и 

     заведениях, Российской ака-│во общего                   │экономическую неза- 

     демии наук, отраслевых ака-│и професси-│                 │висимость и безопас- │

     демиях наук и государствен-│онального                   │ность государства,  

     ных научных центрах Россий-│образования│                 │благополучие граждан │

     ской Федерации             │Российской │                                      

                                │Федерации, │                                     

│1.1. Обеспечение проведения     │Российская │                                     

     фундаментальных исследова- │академия                                         

     ний, выполняемых совместно │наук                                            

     учеными Российской академии│                                                

     наук и высшей школы и спо- │                                                

     собствующих развитию обра- │                                                

     зования и разработке обра- │                                                

     зовательных программ                                                       

     (10 проектов)                                                              

                                                                                

│1.2. Создание правовой и  норма-│                            │разработка правовых и│

     тивной базы, способствующей│                            │нормативных  докумен-│

     развитию    фундаментальных│                            │тов,     регулирующих│

     наук (2 проекта)                                       │развитие    фундамен-│

                                                            │тальных  исследований│

                                                                                

│1.3. Развитие системы  непрерыв-│                            │создание системы пре-│

     ного  образования:  школа -│                            │емственных  государс-│

     вуз - аспирантура -  докто-│                            │твенных     образова-│

     рантура как базы подготовки│                            │тельных    стандартов│

     научно-педагогических кад- │                            │общего  и  профессио-│

     ров (6 проектов)                                       │нального образования │

                                                                                

│1.4. Создание системы  поощрения│                            │повышение престижа  и│

     студентов   и   аспирантов,│                            │создание  условий для│

     проводящих совместные  исс-│                            │успешного    обучения│

     ледования  в научных учреж-│                            │студентов   математи-│

     дениях Российской  академии│                           │ческих  и  естествен-│

     наук и высшей школы                                    │нонаучных  факульте- │

                                                            │тов                 

                                                                                

│1.5. Поддержка обучения и стажи-│                            │освоение   достижений│

     ровок   наиболее  способных│                            │мировой  науки  в об-│

     студентов (1000 чел.) и ас-│                            │ласти  математических│

     пирантов (100 чел.) в веду-│                            │и  естественных наук.│

     щих научных центрах мира                               │Утверждение  престижа│

                                                            │российской     высшей│

                                                            │школы               

                                                                                

│1.6. Воссоздание    студенческих│                            │создание  условий для│

     научных  олимпиад,  конкур-│                            │выявления    наиболее│

     сов,   научных   молодежных│                            │талантливой  молодежи│

     школ и конференций                                     │и    индивидуализации│

     (150 проектов)                                         │образования         

                                                                                 

│1.7. Обеспечение участия талант-│                            │развитие   коммуника-│

     ливых  молодых исследовате-│                            │тивных   возможностей│

     лей университетов в  между-│                            │для молодых  исследо-│

     народных   конференциях  по│                            │вателей             

     фундаментальным   проблемам│                                                

     математических и естествен-│                                                

     ных наук (150 чел.)                                                        

                                                                                

│1.8. Развитие научных исследова-│                            │создание учебно-мето-│

     ний  и  создание  образова-│                            │дических  комплексов,│

     тельно-профессиональных                                │обеспечивающих разви-│

     программ,  направленных  на│                            │тие междисциплинарных│

     взаимное проникновение фун-│                            │образовательных прог-│

     даментальных, естественно -│                            │рамм                

     научных и гуманитарных зна-│                                                

     ний (10 проектов)                                                          

                                                                                

│2.  Обеспечение взаимодействия  │1997 - 2000│ 546  │ 136 │ 410                      

    академической науки с          годы                                         

    образовательным процессом в │Министерс- │                                     

    высших учебных заведениях   │тво общего │                                     

                                │и  профес- │                                     

                                │сионально- │                                      

                                │го образо- │                                     

                                │вания Рос- │                                     

                                │сийской                                          

                                │Федерации, │                                     

                                │Российская │                                     

                                │академия                                        

                                │наук                                            

                                                                                

│2.1. Развитие системы совместных│                            │интеграция     вузов,│

     учебно-научных центров, фи-│                            │Российской   академии│

     лиалов университетов и  ка-│                            │наук и других  акаде-│

     федр университетов  в науч-│                            │мий в подготовке сту-│

     ных учреждениях  Российской│                            │дентов и научных сот-│

     академии  наук и отраслевых│                            │рудников            

     академий (100 проектов)                                                    

                                                                                

│2.2. Развитие системы колледжей,│                            │развитие существующих│

     лицеев,  гимназий,  школ  -│                            │и    создание   новых│

     интернатов при крупных  на-│                            │центров специализиро-│

     учных   центрах  и  ведущих│                            │ванной     подготовки│

     университетах России                                   │школьников  при  уни-│

     (100 проектов)                                         │верситетах  и научных│

                                                            │центрах    Российской│

                                                            │академии наук       

                                                                                

│2.3. Поддержка    инфраструктуры│                            │создание  инфраструк-│

     крупных      учебно-научных│                            │туры,  обеспечивающей│

     центров,  образованных   на│                            │функционирование    

     базе университетов и инсти-│                            │учебно-научных  цент-│

     тутов  Российской  академии│                            │ров                 

     наук (50 проектов)                                                         

                                                                                

│2.4. Разработка новых форм  выс-│                            │предоставление  граж-│

     шего  профессионального об-│                            │данам  новых  возмож-│

     разования (10 проектов)                                │ностей  в   получении│

                                                            │образования,  индиви-│

                                                            │дуализация  образова-│

                                                            │тельных программ    

                                                                                

│3.  Развитие  опытно-эксперимен-│1997 - 2000│ 886  │ 219 │ 667                      

    тальной  и  приборной   базы│   годы                                         

    фундаментальных   исследова-│Министерс- │                                     

    ний для совместного  исполь-│тво общего │                                     

    зования  научными  сотрудни-│и  профес- │                                     

    ками, преподавателями,  сту-│сионально- │                                     

    дентами, аспирантами  высших│го образо- │                                      

    учебных  заведений  и  науч-│вания Рос- │                                     

    но-исследовательских органи-│сийской                                         

    заций                       │Федерации, │                                      

                                │Российская │                                     

                                │академия                                        

                                │наук                                            

                                                                                

│3.1. Обеспечение научным  обору-│                            │модернизация и созда-│

     дованием,  современной тех-│                            │ние  современной при-│

     нической и материальной ба-│                            │борно-аналитической 

     зой Российской академии на-│                            │базы  фундаментальных│

     ук,  университетов и вузов,│                            │исследований в вузах │

     имеющих научные школы миро-│                                                

     вого уровня в области мате-│                                                

     матики,  механики,  физики,│                                                

     химии,  биологии и  наук  о│                                                

     Земле и проводящих совмест-│                                                

     ные исследования (100  про-│                                                

     ектов)                                                                     

                                                                                

│3.2. Создание центров коллектив-│                            │повышение   эффектив-│

     ного  пользования  для нужд│                            │ности   использования│

     вузовской  и  академической│                            │приборной базы      

     науки,  оснащение их совре-│                                                

     менной научной  аппаратурой│                                                

     (5 проектов)                                                                

                                                                                

│3.3. Развитие на базе  универси-│                            │производство новейших│

     тетов,  вузов  и институтов│                            │приборов  и установок│

     Российской  академии   наук│                            │для учебного и  науч-│

     опытных  производств по из-│                            │ного процессов      

     готовлению приборов и уста-│                                               

     новок,  которые превосходят│                                                

     зарубежные аналоги  или  не│                                                

     имеют  аналогов  (40 проек-│                                                

     тов)                                                                       

                                                                                

│3.4. Обеспечение вузов необходи-│                            │обеспечение  работос-│

     мыми материалами для прове-│                            │пособности  лаборато-│

     дения лабораторных занятий,│                            │рий,  центров, кафедр│

     для  курсовых  и  дипломных│                            │систематическим снаб-│

     работ студентов по  физике,│                            │жением    реактивами,│

     химии,  биологии,  геологии│                            │материалами и т.п.  

     (500 проектов)                                                             

                                                                                

│3.5. Поддержание в рабочем  сос-│                            │создание      системы│

     тоянии установок, необходи-│                            │обеспечения  работос-│

     мых для научной деятельнос-│                            │пособности  установок│

     ти, установок в университе-│                            │как необходимая осно-│

     тах и  научных  учреждениях│                            │ва интеграции научно-│

     Российской   академии  наук│                            │го и учебного процес-│

     (100 проектов)                                         │сов                 

                                                                                

│4.   Формирование информационной│1997 - 2000│ 886  │ 219 │ 667                      

     базы фундаментальных иссле-│   годы                                         

     дований в  целях  совершен-│Министерс- │                                     

     ствования учебного процесса│тво общего │                                     

     в высших учебных заведениях│и  профес- │                                     

                                │сионально- │                                     

                                │го образо- │                                     

                                │вания Рос- │                                     

                                │сийской                                         

                                │Федерации, │                                     

                                │Российская │                                     

                                │академия                                        

                                │наук                                            

                                                                                

│4.1. Издание научной  и  учебной│                            │подготовка на    базе│

     литературы  в  области фун-│                            │новой учебной и науч-│

     даментальных  наук,  в  том│                            │ной литературы совре-│

     числе   серии  учебников  и│                            │менных  специалистов,│

     учебных пособий (1000  про-│                            │способных  обеспечить│

     ектов)                                                 │научный и технический│

                                                            │прогресс            

                                                                                

│4.2. Организация и     поддержка│1997 - 2000│                 │обеспечение  препода-│

     международного   межбиблио-│   годы                     │вателей и научных ра-│

     течного обмена (300  проек-│Министерс- │                 │ботников  информацией│

     тов)                       │тво общего │                 │о мировых достижениях│

                                │и  профес- │                 │в  области  фундамен-│

                                │сионально- │                 │тальных исследований │

                                │го образо- │                                     

                                │вания Рос- │                                     

                                │сийской                                         

                                │Федерации, │                                     

                                │Российская │                                     

                                │академия                                        

                                │наук                                            

                                                                                

│4.3. Развитие новых   технологий│                            │повышение   эффектив-│

     преподавания  фундаменталь-│                            │ности образовательно-│

     ных дисциплин (50 проектов)│                            │го процесса         

                                                                                

│4.4. Развитие издания научно-по-│                            │пропаганда естествен-│

     пулярных книг в области ес-│                            │нонаучных      знаний│

     тественных наук (250 проек-│                            │среди молодежи      

     тов)                                                                       

                                                                                 

│4.5. Поддержка издания   научных│                            │создание информацион-│

     журналов,  прежде  всего  в│                            │ной  базы  для подго-│

     области математики, механи-│                            │товки специалистов на│

     ки, физики, химии, биологии│                            │соответствующем  сов-│

     и наук о Земле (150  проек-│                            │ременным  требованиям│

     тов)                                                   │уровне              

                                                                                

│4.6. Комплектование    библиотек│                            │создание информацион-│

     новыми учебниками, моногра-│                            │ной  базы  для подго-│

     фиями, подписными изданиями│                            │товки специалистов на│

     (1000 проектов)                                        │соответствующем  сов-│

                                                            │ременным  требованиям│

                                                            │уровне              

                                                                                

│4.7. Обеспечение участия  препо-│                            │расширение возможнос-│

     давателей,   ученых  высшей│                            │тей  для  обмена  ре-│

     школы и Российской академии│                            │зультатами    научных│

    наук  в международных конг-│                            │исследований        

     рессах, конференциях и дру-│                                                

     гих  научных  мероприятиях,│                                                 

     связанных   с   реализацией│                                                

     Программы (1000 заявок)                                                    

                                                                                 

│4.8. Командирование в зарубежные│                            │обеспечение  препода-│

     ведущие  научные центры для│                            │вателям и ученым воз-│

     научной работы преподавате-│                            │можности     освоения│

     лей,  ученых  высшей школы,│                            │идей и методов прове-│

     Российской академии  наук и│                            │дения научных  иссле-│

     отраслевых  академий  наук,│                           │дований  в зарубежных│

     читающих основные  курсы  в│                            │ведущих научных цент-│

     университетах  (200  проек-│                            │рах, развитие профес-│

     тов)                                                   │сиональных контактов │

                                                                                

│4.9. Создание баз данных по фун-│                            │развитие компьютерных│

     даментальным    дисциплинам│                            │коммуникаций, повыше-│

     (100 проектов)                                         │ние     эффективности│

                                                            │процесса модернизации│

                                                            │приборной базы  науч-│

                                                            │ного  и учебного про-│

                                                            │цессов              

                                                                                

│4.10. Поддержка музеев, создан- │                                                

      ных при университетах, ву-│                                                 

      зах и академических инсти-│                                                

      тутах (200 проектов)                                                      

                                                                                 

│5.  Поддержка экспедиционных  и │1997 - 2000│ 95     73 │  22                      

    полевых  исследований,  вы- │годы                                            

    полняемых научными  сотруд- │Министерс- │                                     

    никами,  преподавателями  и │тво общего │                                     

    студентами  высших  учебных │и  профес- │                                     

    заведений совместно  с уче- │сионально- │                                     

    ными  Российской   академии │го образо- │                                     

    наук                        │вания Рос- │                                     

                                │сийской                                         

                                │Федерации, │                                     

                                │Российская │                                     

                                │академия                                        

                                │наук                                            

                                                                                

│5.1. Поддержка экспедиционных  и│                            │проведение   геологи-│

     полевых    исследований   с│                            │ческих,  географичес-│

     участием дипломников, аспи-│                            │ких,   биологических,│

     рантов и преподавателей ву-│                            │почвенных,   историо-│

     зов (500 проектов)                                     │графических и  архео-│

                                                            │логических экспедици-│

                                                            │онных работ  с  учас-│

                                                            │тием  преподавателей,│

                                                            │аспирантов  и  докто-│

                                                            │рантов как  необходи-│

                                                            │мой базы  совершенст-│

                                                           │вования  педагогичес-│

                                                            │кого и научного  про-│

                                                            │цессов              

                                                                                

│5.2. Поддержка      студенческой│                                                

     практики (250 проектов)                                                    

└────────────────────────────────┴───────────┴──────┴─────┴──────┴─────────────────────┘

 

Примечание. Сметная стоимость конкретных программных мероприятий (проектов) и состав затрат определяются по результатам экспертизы конкурсных проектов.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024