Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 23 декабря 1996 г. N 01-266/16-12

 

О ПРИМЕРНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНАХ И ПРОГРАММАХ УЧЕБНЫХ

ДИСЦИПЛИН ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ,

ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ И ШКОЛ ИСКУССТВ

 

В связи с проведением лицензирования, аттестации и аккредитации государственных и муниципальных музыкальных, художественных, хоровых, хореографических, театральных школ и других школ искусств (ниже - "школ искусств") экспертные комиссии требуют соответствия образовательных программ, реализуемых этими образовательными учреждениями, государственным образовательным стандартам.

Министерство разъясняет, что обучение детей, подростков и взрослых в школах искусств государственных и муниципальных органов управления культуры не сопровождается повышением уровня их образования. Профессиональная подготовка особо одаренных учащихся в школах искусств имеет целью предоставить им возможность продолжения образования в средних профессиональных образовательных учреждениях искусства и культуры.

В связи с этим Министерство направляет примерные учебные планы детской музыкальной, художественной школы и школы искусств, традиционно применяемые в педагогической практике этих образовательных учреждений. Согласно Типовому положению о государственной, муниципальной школе искусств (утверждено Приказом Минкультуры России от 04.09.95 N 617) организация образовательного процесса в школе искусств регламентируется учебными планами, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми школой самостоятельно и согласованными с органами управления культуры по подчиненности школы. Следовательно, школа искусств в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" имеет право адаптировать рекомендованные учебные планы к самостоятельной организации педагогического процесса (по договоренности с учредителем). Учебные планы инструментальных классов предусматривают возможность обучения детей игре на музыкальном инструменте с любым из указанных сроков (7 (8) лет; 5 (6) лет в зависимости от возраста учащегося и других его индивидуальных особенностей. Каждый педагогический коллектив (дирекция совместно с педсоветом) самостоятельно устанавливает необходимые педагогические и концертмейстерские учебные часы помимо тех, которые уже предусмотрены в учебном плане (так же как, например, часы, необходимые на проведение сводных занятий оркестров, ансамблей, хоров, предметов по выбору).

В учебном плане подготовительных групп традиционно предусматривается еженедельное проведение занятий по сольфеджио, ритмике, хору и музыкальному инструменту. Директора (педсоветы) школ искусств самостоятельно определяют количество часов по этим дисциплинам и наполняемость групп в зависимости от местных условий, педагогического опыта, при этом общий объем учебной нагрузки не должен превышать 5 часов в неделю в расчете на одного ученика.

Учебные программы по перечисленным в учебных планах дисциплинам, утвержденные и рекомендованные Минкультуры СССР, РСФСР, кафедрами ведущих вузов искусства и культуры, могут служить примерными образцами, придерживаясь которых руководство школ искусств, педагогические советы самостоятельно, с учетом известных достижений педагогической мысли, сложившейся практики, местных традиций и экзаменационных требований для поступающих в средние профессиональные образовательные учреждения культуры и искусства, разрабатывают и утверждают различные учебные программы. Все учебные планы и программы должны свободно приспосабливаться к индивидуальным способностям и склонностям учащихся - обеспечивать развитие разносторонней творческой одаренности детей и подростков, их общее эстетическое воспитание, а также профессиональную направленность учащихся, изъявивших желание (и проявивших способность) поступить в специальные образовательные учреждения.

Министерство культуры России готово рассмотреть и рекомендовать к практическому применению авторские учебные программы, будут приниматься меры к систематической подготовке учебных программ для школ искусств в учреждениях Министерства.

 

Заместитель Министра

В.П.ДЕМИН

 

 

 

 

 

Приложение

к письму

Министерства культуры

Российской Федерации

от 23 декабря 1996 г. N 01-266/16-12

 

ПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ, МУНИЦИПАЛЬНОЙ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ,

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ, ШКОЛЫ ИСКУССТВ

 

ТИПОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

(МУЗЫКАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ШКОЛЫ ИСКУССТВ)

 

Инструментальные классы

 

Срок обучения: 7 (8) лет

 

┌───┬─────────────┬─────────────────────────────────────┬────────┐

│ N │Наименование │  Количество учебных часов в неделю  │Экзамены│

п/п│  предмета   ├───┬────┬────┬────┬───┬────┬────┬────┤прово- 

                │ I │ II │III │ IV │ V │ VI │VII │VIII│дятся в │

                                      │<*> │    классах

├───┼─────────────┼───┼────┼────┼────┼───┼────┼────┼────┼────────┤

│1  │Музыкальный  │2  │2   │2   │2   │2  │2   │2   │2   │VII,   

   │инструмент                                 │VIII   

                                                     

│2  │Сольфеджио   │1,5│1,5 │1,5 │1,5 │1,5│1,5 │1,5 │2   │VII,   

                                              │VIII   

                                                     

│3  │Хор, оркестр,│1  │1   │1,5 │1,5 │3  │3   │3   │-          

   │ансамбли <**>│                                     

                                                     

│4  │Музыкальная  │-  │-   │-   │1   │1  │1   │1   │-          

   │литература                                        

                                                     

│5  │Предмет по   │1  │1   │1   │1   │1  │1   │1   │1          

   │выбору <***> │                                     

├───┼─────────────┼───┼────┼────┼────┼───┼────┼────┼────┼────────┤

   │Всего:       │5,5│5,5 │6   │7   │8,5│8,5 │8,5 │5          

                                          │<**>│       

└───┴─────────────┴───┴────┴────┴────┴───┴────┴────┴────┴────────┘

 

--------------------------------

<*> Выпускники VII класса могут считаться закончившими полный курс школы искусств. В VIII класс по решению дирекции, педсовета зачисляются учащиеся, проявившие способности и склонность к продолжению профессионального образования.

<**> По решению дирекции, педсовета, с учетом пожеланий учащегося, родителей, может увеличиваться время на занятия специальным предметом или в оркестре, ансамбле.

<***> Примерный перечень предметов по выбору: ритмика, ансамбль, музыкальный инструмент, аккомпанемент, импровизация, сочинение, теория, гармония, основы дирижирования и др.

Предметы по выбору, с учетом пожеланий учащихся (родителей), утверждаются дирекцией (педсоветом).

 

Примечания к учебному плану "Инструментальные классы. Срок обучения - 7 (8) лет".

1. Количественный состав групп по сольфеджио, музыкальной литературе и ритмике в среднем 10 человек; в школах с контингентом учащихся менее 100 чел. или ведущих занятия на 2-х языках допускается состав групп по этим же предметам от 5 чел.; по решению дирекции и педсовета с IV класса возможно выделение групп по сольфеджио, теории, гармонии (от 5 чел.) профессионально перспективных учащихся.

Количественный состав групп по хору в среднем 12 чел., по оркестру и ансамблям в среднем 6 чел.

2. Помимо регулярных занятий оркестра и хора, предусмотренных учебным планом, 1 раз в месяц проводятся 2-часовые сводные занятия оркестра (также и хора, отдельно - младшего и старшего).

3. Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане, необходимо предусмотреть:

педагогические часы для проведения сводных занятий оркестра, хоров и ансамблей;

концертмейстерские часы:

для проведения групповых занятий с хорами в соответствии с учебным планом и сводных занятий (по 2 часа в месяц);

для проведения занятий по предметам "музыкальный инструмент" (кроме фортепьяно, баяна, аккордеона, арфы, гитары) из расчета 1 часа в неделю на каждого ученика;

для проведения занятий по предметам по выбору.

 

Инструментальные классы

 

Срок обучения: 5 (6) лет

 

┌───┬─────────────┬─────────────────────────────────────┬────────┐

│ N │Наименование │  Количество учебных часов в неделю  │Экзамены│

п/п│  предмета   ├─────┬──────┬─────┬─────┬─────┬──────┤прово- 

                  I    II  │ III │ IV    V    VI  │дятся в │

                                     │ <*> │      классах

├───┼─────────────┼─────┼──────┼─────┼─────┼─────┼──────┼────────┤

│1  │Музыкальный  │2    │2     │2    │2    │2    │2     │V, VI  

   │инструмент                                          

                                                      

│2  │Сольфеджио   │1,5  │1,5   │1,5  │1,5  │1,5  │2     │V, VI  

                                                       

│3  │Хор, оркестр,│1    │1,5   │3    │3    │3    │<**>         

   │ансамбли                                            

                                                       

│4  │Музыкальная  │-    │1     │1    │1    │1    │-            

   │литература                                          

                                                       

│5  │Предмет по   │1    │1     │1    │1    │1    │1            

   │выбору <***> │                                       

├───┼─────────────┼─────┼──────┼─────┼─────┼─────┼──────┼────────┤

   │Всего:       │5,5  │7     │8,5  │8,5  │8,5  │5 <**>│       

└───┴─────────────┴─────┴──────┴─────┴─────┴─────┴──────┴────────┘

 

--------------------------------

<*> Выпускники V класса могут считаться закончившими полный курс школы искусств. В VI класс по решению дирекции, педсовета зачисляются учащиеся, проявившие способности и склонность к продолжению профессионального образования.

<**> По решению дирекции, педсовета, с учетом пожеланий учащегося, родителей, может увеличиваться время на занятия специальным предметом или в оркестре, ансамбле.

<***> Примерный перечень предметов по выбору: ритмика, ансамбль, музыкальный инструмент, аккомпанемент, импровизация, сочинение, теория, гармония, основы дирижирования и др.

Предметы по выбору, с учетом пожеланий учащихся (родителей), утверждаются дирекцией (педсоветом).

 

Примечания к учебному плану "Инструментальные классы. Срок обучения - 5 (6) лет".

1. Количественный состав групп по сольфеджио, музыкальной литературе и ритмике в среднем 6 человек; в школах с контингентом учащихся менее 100 чел. или ведущих занятия на 2-х языках допускается состав групп по этим же предметам от 5 чел.; по решению дирекции и педсовета с III класса возможно выделение групп по сольфеджио, теории, гармонии (от 3 чел.) профессионально перспективных учащихся.

Количественный состав групп по хору в среднем 12 чел., по оркестру и ансамблям в среднем 6 чел.

2. Помимо регулярных занятий оркестра и хора, предусмотренных учебным планом, 1 раз в месяц проводятся 2-часовые сводные занятия оркестра (также и хора, отдельно - младшего и старшего).

3. Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане, необходимо предусмотреть:

педагогические часы для проведения сводных занятий оркестра, хоров и ансамблей;

концертмейстерские часы:

для проведения групповых занятий с хорами в соответствии с учебным планом и сводных занятий (по 2 часа в месяц);

для проведения занятий по предметам "музыкальный инструмент" (кроме фортепьяно, баяна, аккордеона, арфы, гитары) из расчета 1 часа в неделю на каждого ученика;

для проведения занятий по предметам по выбору.

 

ТИПОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

(МУЗЫКАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ШКОЛЫ ИСКУССТВ)

 

Хоровой класс

 

Срок обучения: 7 (8) лет

 

┌───┬────────────┬──────────────────────────────────────┬────────┐

│ N │Наименование│   Количество учебных часов в неделю  │Экзамены│

п/п│ предметов  ├────┬────┬───┬────┬────┬────┬────┬────┤прово- 

               │ I  │ II │III│ IV │ V  │ VI │VII │VIII│дятся в │

                                      │<*> │    классах

├───┼────────────┼────┼────┼───┼────┼────┼────┼────┼────┼────────┤

│1  │Хор         │3,5 │3,5 │3,5│3,5 │3,5 │3,5 │3,5 │3,5 │       

                                                     

│2  │Сольфеджио  │1,5 │1,5 │1,5│1,5 │1,5 │1,5 │1,5 │1,5 │VII,   

                                              │VIII   

                                                     

│3  │Музыкальный │1   │1   │1  │1   │1   │1   │1   │2          

   │инструмент                                        

                                                     

│4  │Музыкальная │-   │-   │-  │1   │1   │1   │1   │-          

   │литература                                        

                                                     

│5  │Предмет по  │1   │1   │1  │1   │1   │1   │1   │1          

   │выбору <**> │                                      

├───┼────────────┼────┼────┼───┼────┼────┼────┼────┼────┼────────┤

   │Всего:      │7   │7   │7  │8   │8   │8   │8   │8          

└───┴────────────┴────┴────┴───┴────┴────┴────┴────┴────┴────────┘

 

--------------------------------

<*> Выпускники VII класса могут считаться закончившими полный курс школы искусств. В VIII класс по решению дирекции, педсовета зачисляются учащиеся, проявившие способности и склонность к продолжению профессионального образования.

<**> Примерный перечень предметов по выбору: ритмика, ансамбль, музыкальный инструмент, аккомпанемент, импровизация, сочинение, теория, гармония, основы дирижирования и др.

Предметы по выбору, с учетом пожеланий учащихся (родителей), утверждаются дирекцией (педсоветом).

 

Примечания к учебному плану "Хоровой класс. Срок обучения - 7 (8) лет".

1. Количественный состав групп по сольфеджио, музыкальной литературе и ритмике в среднем 10 человек; в школах с контингентом учащихся менее 100 чел. или ведущих занятия на 2-х языках допускается состав групп по этим же предметам от 5 чел.; по решению дирекции и педсовета с IV класса возможно выделение групп по сольфеджио, теории, гармонии (от 5 чел.) профессионально перспективных учащихся.

Количественный состав групп по хору в среднем 12 чел., по оркестру и ансамблям в среднем 6 чел.

2. Время, отведенное по учебном плану на хор, может быть использовано как на групповые, так и на сводные занятия в соответствии с планом работы хорового отдела.

3. Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане, необходимо предусмотреть концертмейстерские часы:

для проведения групповых занятий с хорами по группам и на сводные занятия;

для проведения занятий по предметам по выбору.

 

ТИПОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО

ОТДЕЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

 

┌───┬────────────────────────┬────────────────────┬─────┬────────┐

│ N │ Наименование предметов │ Количество учебных │Ито- │Экзаме- │

п/п│                           часов в неделю   │говые│национ- │

                           ├───┬────┬───┬───┬───┤прос-│ные про-│

                           │ I │ II │III│IV │ V │мотры│смотры 

                                           ├─────┴────────┤

                                             В классах  

├───┼────────────────────────┼───┼────┼───┼───┼───┼─────┬────────┤

│1  │Рисунок                 │3  │3   │4  │4  │3  │I,   │IV, V  

                                           │II,         

                                           │III         

                                                      

│2  │Живопись                │3  │3   │3  │3  │3/0│I,   │IV, V  

                                        │<*>│II,         

                                           │III         

                                                       

│3  │Композиция <**>         │2/1│2/1 │2/1│2/1│2/1│I,   │IV, V  

   │(станковая/прикладная)                  │II,         

                                           │III         

                                                       

│4  │Скульптура              │2  │2   │1  │1  │0/3│I, II│IV, V  

                                                        

│5  │История изобразительного│1  │1   │1  │1  │-  │Собеседование │

   │искусства                                            

                                                        

│6  │Предмет по выбору       │1  │1   │1  │1  │4  │IV   │V      

├───┼────────────────────────┼───┼────┼───┼───┼───┼─────┼────────┤

   │Всего:                  │13 │13  │13 │13 │13 │            

├───┼────────────────────────┼───┼────┼───┼───┼───┼─────┼────────┤

   │Учебная практика:       │28 │28  │28 │28 │-              

   │(2 недели ежегодно,                                 

   │на группу)                                          

└───┴────────────────────────┴───┴────┴───┴───┴───┴─────┴────────┘

 

--------------------------------

<*> По желанию учащихся в V классе разрешается заменить предмет "живопись" на "скульптуру".

<**> По решению дирекции и педсовета часы станковой и прикладной композиции могут быть переставлены. По желанию учащихся в V классе могут проводиться занятия только по станковой или прикладной композиции.

 

Пояснительная записка

к типовому учебному плану детской художественной школы

и художественного отделения детской школы искусств

 

1. В 1 класс детской художественной школы и художественного отделения детской школы искусств принимаются дети 10 - 12 лет. Срок обучения в школе - 4 (5) лет. Первые 4 года - основной курс обучения, 5 год - класс профориентации. В него зачисляются учащиеся, проявившие профессиональные способности и склонность к продолжению художественного образования, по решению руководства школы и педагогического совета.

Количественный состав групп в 1 - 4 классах - 10 - 15 человек, в малонаселенных пунктах - от 8 до 15 человек. Количественный состав групп в 5 классе - 6 - 9 человек, в малонаселенных пунктах - от 4 до 7 человек.

2. Предмет по выбору (отдельные предметы учебного плана, предметы профориентации) определяется администрацией школы и педсоветом и утверждается до начала учебного года. В 5 классе разрешается распределение времени, отведенного на предмет по выбору, между несколькими предметами, предусмотренными учебным планом.

По желанию учащихся и их родителей директор школы имеет право освобождать учащихся от занятий предметом по выбору, однако без изменения размера платы за обучение.

3. Учебная практика проводится в форме пленэра в течение 2 недель в летний или осенний период. Она может быть рассредоточена на протяжении всего учебного года. В школах, ориентированных на преподавание прикладного искусства, в особенности - расположенных в центрах народных художественных промыслов, часть учебной практики (пленэра) может быть заменена на практические занятия по прикладному искусству - на производстве, в мастерских школы и т.д.

4. Для учащихся второй смены общеобразовательной школы количественный состав групп определяется школой (не менее 4-х человек), при сохранении количества групп по школе в целом.

5. При ДХШ и ДШИ, по решению администрации, могут быть организованы подготовительные группы на основе самоокупаемости со сроком обучения 1 - 4 года (см. ниже).

Для учащихся, желающих продолжить занятия после окончания основного курса обучения или класса профориентации, при ДХШ и ДШИ могут создаваться вечерние классы со сроком обучения 1 - 3 года на основе самоокупаемости (см. ниже).

6. Сроки начала и окончания учебного года, каникул должны совпадать со сроками, устанавливаемыми для общеобразовательных школ (следует также учитывать время проведения учебной практики).

7. Текущий просмотр учебных работ проводится по итогам каждого полугодия, итоговый - в конце учебного года и экзаменационный просмотр - по итогам 4 и 5 классов.

8. Количество часов на оплату натуры определяется учебными программами (не более 30% от учебного времени, отведенного на каждый предмет).

Задачами класса профориентации являются:

целенаправленная подготовка учащихся к поступлению в художественные и художественно-промышленные училища;

подготовка к работе на предприятиях, требующей соответствующей художественной грамотности.

Учащимся, успешно завершившим занятия на основном курсе обучения (1 - 4 классы), выдается свидетельство об окончании школы, а прошедшим обучение в 5 классе и сдавшим экзамены, в свидетельство вносится соответствующая запись об окончании класса профориентации.

 

ТИПОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОТДЕЛЕНИЯ

ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ)

 

Срок обучения 1 - 4 года

 

┌───┬────────────────────┬──────────────────────────┬────────────┐

│ N │    Наименование    │Количество часов в неделю │  Итоговые 

п/п│     предметов      ├──────────────────────────┤ просмотры 

                               год обучения                 

                          1      2     3     4              

                       ├──────┬──────┬─────┬──────┼────────────┤

                          I    II  │ III │  IV  │Год обучения│

├───┼────────────────────┼──────┼──────┼─────┼──────┼────────────┤

│1  │Изобразительное       2     2     2    3   │1, 2, 3, 4 

   │искусство                                             

                                                         

│2  │Лепка                 1     2     1    1   │1, 2, 3, 4 

                                                         

│3  │Декоративно-          1     1     1    1   │1, 2, 3, 4 

   │прикладное искусство│                                   

                                                         

│4  │Предмет по выбору     2     3     3    3   │1, 2, 3, 4 

   │<**>                                                  

├───┼────────────────────┼──────┼──────┼─────┼──────┼────────────┤

   │Всего:                6     7     7    8              

└───┴────────────────────┴──────┴──────┴─────┴──────┴────────────┘

 

--------------------------------

<*> Срок обучения определяется администрацией школы (в пределах 1 - 4 лет).

<**> Предмет по выбору определяется администрацией школы и педсоветом (отдельные предметы учебного плана, предметы профориентации и др.) и утверждается до начала учебного года.

 

ТИПОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОТДЕЛЕНИЯ

ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ (ВЕЧЕРНИЕ КЛАССЫ) <*>

 

--------------------------------

<*> Срок обучения определяется администрацией школы (в пределах 1 - 3 лет).

 

Срок обучения 1 - 3 года

 

┌───┬────────────────────┬──────────────────────────┬────────────┐

│ N │    Наименование    │Количество часов в неделю │  Итоговые 

п/п│     предметов      ├──────────────────────────┤ просмотры 

                          1         2       3               

                       ├────────┬────────┬────────┼────────────┤

                          I       II     III   │Год обучения│

├───┼────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────────┤

│1  │Рисунок             │2       │2       │2       │1, 2, 3    

                                                          

│2  │Живопись <**>       │2/0     │2/0     │2/0     │1, 2, 3    

                                                          

│3  │Композиция <***>    │1/1     │1/2     │1/1     │1, 2, 3    

   │(станковая/                                            

   │прикладная)                                            

                                                          

│4  │Скульптура          │0/2     │0/2     │0/2     │1, 2, 3    

                                                          

│5  │Предмет по выбору   │3       │3       │3       │3          

   │<****>                                                 

├───┼────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────────┤

   │Всего:              │9       │9       │9                  

└───┴────────────────────┴────────┴────────┴────────┴────────────┘

 

--------------------------------

<**> По желанию учащихся разрешается заменять предмет "живопись" на "скульптуру".

<***> Администрация школы имеет право проводить занятия только по станковой или только по прикладной композиции.

<****> Предмет по выбору (отдельные предметы учебного плана, предметы профориентации и др.) определяется администрацией школы и педсоветом школы и утверждается до начала учебного года.

 

УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ

ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ, ХОРОВОЙ, ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ

И ШКОЛЫ ИСКУССТВ

 

Срок обучения - 8 лет.

1) Первый класс (подготовительный цикл):

Вариант первый - для музыкальной школы:

Предметы:

    Хоровое пение                │по 2 часа в неделю на каждый

    Ритмика (танец)              │предмет (всего 6 часов в неделю)

    Сольфеджио и слушание музыки │

 

Вариант второй - для школы искусств:

Предметы:

    Музыка            │по 2 часа в неделю на каждый предмет (всего

    Ритмика и танец   │6 часов в неделю)

    Рисование и лепка │

 

2) II - VIII классы - (основные циклы):

 

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ШКОЛЫ ИСКУССТВ ИЛИ МУЗЫКАЛЬНАЯ

ШКОЛА

 

Хоровое пение

 

┌──────────────────────┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬────┬────────────┐

│Наименование предмета │II │III│IV │ V │VI │VII│VIII│  Экзамены 

├──────────────────────┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼────┼────────────┤

│Хоровой класс         │4  │4  │4  │4  │4  │4  │4   │IV, VI, VIII│

                                                       

│Сольфеджио            │2  │2  │2  │2  │2  │2  │2              

                                                       

│Музыкальная литература│-  │-  │-  │1  │1  │1  │1              

├──────────────────────┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼────┼────────────┘

│Итого:                │6  │6  │6  │7  │7  │7  │7  

                                           

│Факультативные                             

│дисциплины по выбору: │                     

                                           

│Фортепьяно или        │1  │1  │1  │1  │1  │1  │1  

│другой инструмент     │(2)│(2)│(2)│(2)│(2)│(2)│(2) │

                                           

│Основы дирижирования  │-  │-  │-  │-  │-  │0,5│0,5 │

└──────────────────────┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴────┘

 

Фортепьяно

 

┌───────────────────────┬──┬───┬───┬───┬───┬───┬────┬────────────┐

│ Наименование предмета │II│III│IV │ V │VI │VII│VIII│  Экзамены 

├───────────────────────┼──┼───┼───┼───┼───┼───┼────┼────────────┤

│Фортепьяно             │2 │2  │2  │2  │2  │2  │2   │IV, VI, VIII│

                                                       

│Ансамбль и             │- │0,5│0,5│0,5│0,5│0,5│0,5 │           

│аккомпанемент                                          

                                                       

│Сольфеджио             │2 │2  │2  │2  │2  │2  │2   │IV, VI, VIII│

                                                      

│Музыкальная литература │- │-  │-  │1  │1  │1  │1              

├───────────────────────┼──┼───┼───┼───┼───┼───┼────┼────────────┘

│Итого:                 │4 │4,5│4,5│5,5│5,5│5,5│5,5 │

                                           

│Факультативные                             

│дисциплины:                                

                                           

│Коллективное           │2 │2  │2  │2  │2  │2  │2  

│музицирование (хор,                        

│оркестр, ансамбль)                         

                                           

Дополнительный муз.    │- │-  │0,5│0,5│0,5│0,5│-  

│инструмент                                 

└───────────────────────┴──┴───┴───┴───┴───┴───┴────┘

 

Оркестровые инструменты

(народные, духовые, смычковые)

 

┌───────────────────────┬──┬───┬───┬───┬───┬───┬────┬────────────┐

│ Наименование предмета │II│III│IV │ V │VI │VII│VIII│  Экзамены 

├───────────────────────┼──┼───┼───┼───┼───┼───┼────┼────────────┤

│Музыкальный инструмент │2 │2  │2  │2  │2  │2  │2   │IV, VI, VIII│

                                                       

│Ансамбль               │- │0,5│0,5│0,5│0,5│0,5│0,5 │           

                                                       

│Оркестровый класс      │- │-  │-  │2  │2  │2  │2   │IV, VI, VIII│

                                                       

│Сольфеджио             │2 │2  │2  │2  │2  │2  │2               

                                                       

│Музыкальная литература │- │-  │-  │1  │1  │1  │1              

├───────────────────────┼──┼───┼───┼───┼───┼───┼────┼────────────┘

│Итого:                 │4 │4,5│4,5│7,5│7,5│7,5│7,5 │

                                           

│Факультативные                             

│дисциплины по выбору:                      

                                           

│Общее фортепьяно (или  │- │0,5│0,5│0,5│0,5│0,5│-  

│другой муз. инструмент)│                    

                                           

│Ансамбль (оркестр)     │- │-  │1  │1  │1  │1  │1  

                                           

│Хоровой класс          │2 │2  │-  │-  │-  │-  │-  

└───────────────────────┴──┴───┴───┴───┴───┴───┴────┘

 

ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

ИЛИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА

 

┌───────────────────────┬──┬───┬───┬───┬───┬───┬────┬────────────┐

│ Наименование предмета │II│III│IV │ V │VI │VII│VIII│  Экзамены 

├───────────────────────┼──┼───┼───┼───┼───┼───┼────┼────────────┤

│Классический танец     │- │4,5│4  │3  │3  │3  │4   │III, V, VIII│

                                                       

│Народно-сценический    │- │-  │2  │2  │3  │3  │3   │VI, VIII   

│танец                                                  

                                                       

│Историко-бытовой и     │- │2  │2  │2  │1  │1  │1   │VI, VIII   

│соврем. бальный танец                                  

                                                       

│Беседы о хореографиче- │- │-  │-  │1  │1  │1  │1              

│ском искусстве                                          

                                                       

│Ритмика (и танец)      │4 │-  │-  │-  │-  │-  │-              

                                                       

│Музыкальная грамота и  │1 │1  │1  │1  │1  │1  │2   │VII        

│слушание музыки                                        

                                                       

│Индивидуальные занятия │- │0,5│0,5│0,5│0,5│0,5│0,5 │           

│по танцу                                              

├───────────────────────┼──┼───┼───┼───┼───┼───┼────┼────────────┘

│Итого:                 │5 │8  │9,5│9,5│9,5│9,5│9,5 │

                                           

│Факультативные                              

│дисциплины по выбору:                      

                                           

│Музыкальный инструмент │1 │1  │1  │1  │1  │1  │1  

└───────────────────────┴──┴───┴───┴───┴───┴───┴────┘

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ШКОЛЫ ИСКУССТВ ИЛИ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА

 

┌───────────────────────────┬──┬───┬──┬──┬──┬───┬────┬───────────┐

   Наименование предмета   │II│III│IV│V │VI│VII│VIII│  Экзамены │

                                             │(просмотры)│

├───────────────────────────┼──┼───┼──┼──┼──┼───┼────┼───────────┤

│Основы изобразительной     │2 │2  │- │- │- │-  │-   │III       

│грамоты                                                

                                                       

│Прикладное искусство       │2 │2  │- │- │- │-  │-             

                                                       

│Лепка                      │2 │2  │- │- │- │-  │-             

                                                       

│Беседы по искусству        │1 │1  │- │- │- │-  │-             

                                                       

│Рисунок                    │- │-  │3 │3 │3 │3  │3   │VI, VII   

                                                       

│Живопись                   │- │-  │2 │2 │2 │2  │2   │VI, VII   

                                                       

│Станковая композиция       │- │-  │2 │2 │- │-  │-   │V         

                                                      

│Композиция декоративно-    │- │-  │2 │2 │- │-  │-   │V         

│прикладного и                                          

│оформительского искусства                              

                                                       

│Скульптура                 │- │-  │2 │2 │2 │2  │2   │V         

                                                       

│История изобразительного   │- │-  │1 │1 │1 │1  │2   │VIII      

│искусства                                              

                                                       

│Предметы по выбору         │- │-  │- │- │4 │4  │4   │VI, VII,  

                                             │VIII      

├───────────────────────────┼──┼───┼──┼──┼──┼───┼────┼───────────┘

│Итого:                     │7 │7  │12│12│12│12 │12 

                                            

│Летняя учебная практика (2 │- │-  │56│56│56│56 │56 

│недели ежегодно на группу) │                 

                                            

│Предметы по выбору:                         

                                            

│ Вариант I:                                 

│ Скульптура                │- │-  │- │- │2 │2  │2  

│ Композиция (станковая или │- │-  │- │- │2 │2  │2  

│ декоративно-прикладная)                    

                                            

│ Вариант II:                                

│ Станковая композиция      │- │-  │- │- │4 │4  │4  

                                            

│ Вариант III:                               

│ Композиция                │- │-  │- │- │4 │4  │4  

│ декор.-прикладного и                       

│ оформительского искусства │                 

└───────────────────────────┴──┴───┴──┴──┴──┴───┴────┘

 

ОТДЕЛЕНИЕ ОБЩЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ШКОЛЫ ИСКУССТВ

 

┌─────────────────────────────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┐

    Наименование предмета    │ II │III │ IV │ V  │ VI │ VII│VIII│

├─────────────────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤

│Музыка (хоровое пение,       │ 2  │ 2  │ 2  │ -  │ -  │ -  │ - 

│сольфеджио, слушание)                                   

                                                        

│Изобразительное искусство    │ 2  │ 2  │ 2  │ -  │ -  │ -  │ - 

                                                        

│Танец (ритмика)              │ 2  │ 2  │ 2  │ -  │ -  │ -  │ - 

                                                        

│Предметы по выбору <*>       │ -  │ -  │ -  │ 6  │ 6  │ 6  │ 6 

├─────────────────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤

│Итого:                       │ 6  │ 6  │ 6  │ 6  │ 6  │ 6  │ 6 

                                                        

│Факультативные дисциплины:                              

                                                        

│Музыкальный инструмент       │ 1  │ 1  │ 1  │ 1  │ 1  │ 1  │ 1 

│История искусств             │ -  │ -  │ -  │ 1  │ 1  │ 1  │ 1 

└─────────────────────────────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┘

 

--------------------------------

<*> Предметы по выбору (примерный перечень дисциплин).

 

Хоровой или оркестровый класс

Ансамбль и аккомпанемент

Сольфеджио

Слушание музыки

 

Рисование

Лепка (скульптура)

Прикладное искусство

Беседы об изобразительном искусстве

 

Танец

Беседы о хореографическом искусстве

 

Художественное слово

Сценическое действие

Беседы о театральном искусстве

 

Примечание к учебному плану отделения общего эстетического образования:

С V по VIII классы за счет часов, предусмотренных учебным планом для предметов по выбору, администрация школы может формировать различные общеэстетические циклы (направления по видам искусства), используя приведенный выше перечень дисциплин с учетом пожеланий и склонностей учащихся.

 

ОБЩИЕ ПРИМЕЧАНИЯ К УЧЕБНЫМ ПЛАНАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ, ХОРОВОЙ

ШКОЛЫ И ШКОЛЫ ИСКУССТВ

 

1. Количественный состав групп по сольфеджио, музыкальной литературе и ритмике в среднем 10 человек; в школах с контингентом учащихся менее 100 чел. или ведущих занятия на 2-х языках допускается состав групп по этим же предметам от 5 чел.; по решению дирекции и педсовета с IV класса возможно выделение групп по сольфеджио, теории, гармонии (от 5 чел.) профессионально перспективных учащихся.

Количественный состав групп по хору в среднем 12 чел., по оркестру и ансамблям в среднем 6 чел.

2. 0,5 часа по классам ансамбля и аккомпанемента (состав ансамбля от 2-х до 4-х человек) даны на каждого ученика.

3. Помимо регулярных занятий оркестра и хора, предусмотренных учебным планом, 1 раз в месяц проводятся 2-часовые сводные занятия оркестра (так же и хора, отдельно - младшего и старшего).

4. Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане, необходимо предусмотреть:

- педагогические часы:

для проведения занятий по предметам факультативного цикла (в соответствии с учебным планом);

для проведения сводных занятий оркестра, хоров и ансамблей;

- концертмейстерские часы:

для проведения групповых занятий с хорами в соответствии с учебным планом и сводных занятий (по 2 часа в месяц);

для проведения занятий по предметам "музыкальный инструмент" (кроме фортепьяно, баяна, аккордеона, арфы, гитары) из расчета 1 часа в неделю на каждого ученика;

для проведения занятий по предметам по выбору;

для проведения занятий по основам дирижирования (в соответствии с учебным планом);

для проведения занятий по ритмике и всем танцевальным дисциплинам (в соответствии с учебным планом).

5. Факультативные занятия по обучению игре на инструменте рекомендуется проводить со всеми желающими учащимися. Выбор того или иного инструмента осуществляется по рекомендации преподавателей с учетом пожеланий учащихся.

6. В школе искусств помимо занятий по предметам, указанным в учебном плане, могут проводиться групповые занятия по смежным видам искусств. Такие группы могут организовываться за счет часов, предусмотренных в целом для предметов факультативного цикла (без превышения общего количества часов).

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ДЕТСКОЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ (ОТДЕЛЕНИЯ)

 

Срок обучения - 5 лет

 

┌───┬─────────────────────────────┬───────────────────┬──────────┐

│ N │   Наименование предметов    │Количество учебных │Экзамены в

п/п│                               часов в неделю     классах │

                                ├───┬───┬───┬───┬───┤         

                                │ I │II │III│IV │ V │         

├───┼─────────────────────────────┼───┼───┼───┼───┼───┼──────────┤

│1  │Классический танец           │4,5│3  │3  │3  │3  │I, V     

                                                        

│2  │Народно-сценический танец    │-  │2  │2  │3  │3  │III, V   

                                                       

│3  │Историко-бытовой и           │2  │2  │2  │1  │1  │IV       

   │современный бальный танец                            

                                                        

│4  │Беседы по истории            │-  │-  │1  │1  │1  │-        

   │хореографического искусства                          

                                                        

│5  │Ритмика                      │1  │1  │-  │-  │-  │-        

                                                        

│6  │Музыкальная грамота и        │1  │1  │1  │1  │1  │-        

   │слушание музыки                                      

                                                        

│7  │Подготовка отдельных         │0,5│0,5│0,5│0,5│0,5│-        

   │концертных номеров (практика)│<*>│                     

├───┼─────────────────────────────┼───┼───┼───┼───┼───┼──────────┤

   │Всего:                       │ 9 │9,5│9,5│9,5│9,5│         

├───┴─────────────────────────────┴───┴───┴───┴───┴───┴──────────┤

                    Факультативные дисциплины                  

├─────────────────────────────────┬───┬───┬───┬───┬───┬──────────┤

│Музыкальный инструмент           │1  │1  │1  │1  │1           

│(по выбору)                                              

└─────────────────────────────────┴───┴───┴───┴───┴───┴──────────┘

 

--------------------------------

<*> 0,5 индивидуальных занятий на каждого учащегося.

 

Примечания

к учебному плану детской хореографической школы

(отделения)

 

Детская хореографическая школа (отделение школы искусств) ставит своей целью дать детям общую хореографическую подготовку, способствовать воспитанию эстетического вкуса детей. Школа призвана развивать танцевальные и музыкальные способности, содействовать общему физическому развитию детей, укреплению их здоровья, а также выявлять и подготавливать наиболее способных для поступления в средние профессиональные учебные заведения культуры и искусства.

В хореографическую школу принимаются дети в возрасте 9 - 10 лет. Срок обучения - 5 лет.

Класс состоит из 26 - 28 учащихся.

Занятия по классическому танцу во всех классах и по народно-сценическому во II и III классах могут проводиться раздельно с мальчиками и девочками. Наполняемость групп по этим дисциплинам 12 - 14 человек, что должно учитываться как соответственное увеличение педагогической нагрузки преподавателя. Наполняемость групп на занятиях по историко-бытовому и современному бальному танцу во всех классах и народно-сценическому в IV и V классах - 6 - 7 пар.

Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане, необходимо предусмотреть:

концертмейстерские часы - для проведения занятий по классическому, народно-сценическому, историко-бытовому и современному бальному танцам, ритмике и подготовке концертных номеров (практике) - в соответствии с учебным планом (100% учебного времени).

Индивидуальные часы, предусмотренные на предмет "Подготовка отдельных концертных номеров (практика)", разрешается использовать на занятиях по отдельным предметам танцевального цикла (классический танец, народно-сценический танец, историко-бытовой и современный бальный танец).

Теоретические занятия (Беседы по истории хореографического искусства) проводятся для всей группы (класса). Занятия по музыкальной грамоте и слушанию музыки проводятся с группами 12 - 14 человек.

В классах, где учебным планом экзамены не предусмотрены, проводятся контрольные уроки. В конце учебного года рекомендуется проводить отчетные концерты, в которых принимают участие по возможности все учащиеся хореографической школы.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024