МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 декабря 1996 г. N 15/383-6
О ФАКТАХ НАРУШЕНИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ - СИРОТ
И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
В последнее
время в Министерство стала поступать информация из различных регионов
Российской Федерации (Москва, Санкт - Петербург, Тверь и других регионов),
свидетельствующая о фактах нарушения прав детей - сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, находящихся в негосударственных (частных) и
государственных детских домах, школах - интернатах, в том числе для детей с
ограниченными возможностями здоровья.
В частности, в
средствах массовой информации отмечается, что в ряде учреждений образования к
детям данной категории применяются антипедагогические меры воздействия:
грубость, рукоприкладство, имеются случаи жестокого обращения с обучающимися,
воспитанниками.
Это
свидетельствует о том, что не во всех частных детских домах, государственных интернатных учреждениях созданы нормальный психологический
климат, семейная домашняя обстановка, тепло и уют, что и приводит к нервным
расстройствам и напряжению у детей, к отклоняющемуся поведению
несовершеннолетних детей - сирот от нормы.
Органы опеки и
попечительства в последние годы ослабили контроль за
устройством детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Численность детей, оставшихся неустроенными на 1 января 1996 г., возросла до
6965 чел. по сравнению с данными на 1 января 1995 г. - 4427 чел., что в конечном счете ведет к росту правонарушений и
преступности среди данной категории детей, приобщению их к асоциальной среде.
Одновременно
сообщаем, что в связи с повышенным интересом иностранных граждан, других лиц к интернатным учреждениям по вопросам усыновления, нарушается
режим работы этих заведений, не соблюдается личное время воспитанников,
допускается необоснованное фотографирование детей без их согласия и ведома органов управления образованием.
Приведенные факты
являются следствием нарушений со стороны органов управления образованием при
подборе, расстановке руководящих и педагогических кадров; проявления
либерализации в оценке действий педагогических работников, допускающих
нарушение педагогической этики, унижение человеческого достоинства
воспитанников. В частности, руководителями негосударственных (частных) и
государственных интернатных учреждений порой
назначаются случайные люди, не прошедшие соответствующую аттестацию, без
педагогического образования, опыта работы с детьми - сиротами.
В этой
связи министерство просит органы управления образованием на местах усилить
контроль за соблюдением законодательных и других нормативных актов,
предусматривающих охрану прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка и другими правовыми
актами, совершенствовать работу органов опеки и попечительства по выявлению,
устройству и помощи детям - сиротам.
Необходимо также
способствовать повышению роли психологических служб, осуществляющих
профилактическую, диагностическую, коррекционно - реабилитационную работу с
детьми по предупреждению психологических перегрузок, невротических срывов, нарушений
поведения у воспитанников.
Министерство
рекомендует органам управления образованием субъектов Российской Федерации
усилить контроль за деятельностью негосударственных учреждений для детей -
сирот, государственных детских домов и школ - интернатов, соблюдением личных и
имущественных прав их воспитанников, процессом тщательного подбора руководящих
и педагогических кадров в эти заведения; упорядочить посещение детских домов и
школ - интернатов иностранными гражданами и другими лицами.
Заместитель Министра
Е.Е.ЧЕПУРНЫХ