Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 октября 2005 г. N 7092

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

 

ПРИКАЗ

от 30 сентября 2005 г. N 1938

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КРИТЕРИЕВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ

ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

 

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании, п. 4 Положения о государственной аккредитации высшего учебного заведения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.1999 N 1323 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 49, ст. 6006; 2005, N 7, ст. 560), в целях совершенствования деятельности высших учебных заведений и оценки ее эффективности при принятии решений о государственной аккредитации приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Показатели деятельности высших учебных заведений (приложение N 1).

1.2. Критерии государственной аккредитации, используемые при экспертизе показателей деятельности высших учебных заведений различных видов (приложение N 2).

2. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2006 года.

 

Руководитель

В.А.БОЛОТОВ

 

 

 

 

 

Приложение 1

к Приказу

Федеральной службы

по надзору в сфере

образования и науки

от 30.09.2005 N 1938

 

ПОКАЗАТЕЛИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

 

1. Показатели государственной аккредитации, определяющие аккредитационный статус по типу "высшее учебное заведение"

 

Показатель 1.1. Содержание и уровень подготовки

 

Соответствие учебных планов и программ учебных дисциплин требованиям государственных образовательных стандартов по уровню и содержанию.

 

Показатель 1.2. Качество подготовки

 

Уровень требований, предъявляемых к абитуриентам.

Соответствие качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.

Эффективность внутривузовской системы обеспечения качества образования.

Уровень организации научно-исследовательской работы студентов.

Востребованность выпускников.

 

Показатель 1.3. Воспитательная деятельность образовательного учреждения

 

Условия, созданные в образовательном учреждении, для внеучебной работы с обучающимися.

Организация воспитательной работы с обучающимися.

 

2. Показатели государственной аккредитации, используемые для определения вида высшего учебного заведения (институт, академия, университет)

 

Показатель 2.1. Спектр реализуемых основных образовательных программ

 

Показатель 2.2. Возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования

 

Показатель 2.3. Научная, научно-техническая деятельность и ее результативность

 

Показатель 2.4. Методическая работа

 

Показатель 2.5. Квалификация педагогических работников

 

 

 

 

 

Приложение 2

к Приказу

Федеральной службы

по надзору в сфере

образования и науки

от 30.09.2005 N 1938

 

КРИТЕРИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ

ПРИ ЭКСПЕРТИЗЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ

УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ

 

┌───────────────────┬────────────────────────────────────────────┐

    Показатель        Наименование критерия государственной   

  государственной           аккредитации и его значение       

   аккредитации                                               

├───────────────────┼────────────────────────────────────────────┤

│2.1. Спектр        │Число укрупненных групп специальностей     

│реализуемых        │(направлений подготовки) по реализуемым    

основных           │основным образовательным программам:       

│образовательных    ├───────────────────┬────────────────────────┤

│программ           │для университетов  │- не менее 7           

├───────────────────┼───────────────────┴────────────────────────┤

│2.2. Возможность   │Число отраслей науки по специальностям     

│продолжения        │научных работников (аспирантуры):          

│образования        ├───────────────────┬────────────────────────┤

│по образовательным │для университета   │- не менее 5           

│программам         ├───────────────────┴────────────────────────┤

послевузовского и  │Число аспирантов на 100 студентов          

│дополнительного    │контингента, приведенного к очной форме    

│профессионального  │обучения:                                  

│образования        ├───────────────────┬────────────────────────┤

                   │для университета   │- не менее 4           

                   ├───────────────────┼────────────────────────┤

                   │для академии       │- не менее 2           

                   ├───────────────────┴────────────────────────┤

                   │Процент аспирантов, защитивших             

                   │диссертации не позднее чем через год       

                   │после окончания аспирантуры (от числа      

                   │поступивших):                              

                   ├───────────────────┬────────────────────────┤

                   │для университета   │- не менее 25          

                   ├───────────────────┼────────────────────────┤

                   │для академии       │- не менее 25          

                   ├───────────────────┴────────────────────────┤

                   │Для университета - наличие                 

                   │докторантуры, диссертационных советов,     

                   │реализация образовательных программ        

                   │профессиональной переподготовки и (или)    

                   │повышения квалификации руководящих         

                   │работников и специалистов, научных и       

                   │научно-педагогических работников           

├───────────────────┼────────────────────────────────────────────┤

                   │Для академии - наличие докторантуры,       

                   │наличие диссертационных советов            

                   │(информационный показатель), реализация    

                   │образовательных программ профессиональной  

                   │переподготовки и (или) повышения           

                   │квалификации руководящих работников и      

                   │специалистов для определенной области      

                   │научно-педагогической деятельности         

                   ├────────────────────────────────────────────┤

                   │Среднегодовой контингент обучающихся по    

                   │образовательным программам                 

                   │профессиональной переподготовки и (или)    

                   │повышения квалификации (чел.):             

                   ├───────────────────┬────────────────────────┤

                   │для университета   │- не менее 50          

                   ├───────────────────┼────────────────────────┤

                   │для академии       │- не менее 20          

├───────────────────┼───────────────────┴────────────────────────┤

│2.3. Научная,      │Число отраслей науки, в рамках которых      

научно-техническая │выполняются научные исследования:          

│деятельность и ее  ├───────────────────┬────────────────────────┤

│результативность   │для университета   │- не менее 5           

                   ├───────────────────┴────────────────────────┤

                   │Среднегодовой объем финансирования научных 

                   │исследований за пять лет (тыс. руб.):      

                   ├───────────────────┬────────────────────────┤

                   │для университета   │не менее 10 000        

                   ├───────────────────┼────────────────────────┤

                   │для академии       │не менее 5 000         

                   ├───────────────────┼────────────────────────┤

                   │для института      │не менее 1 500         

                   ├───────────────────┴────────────────────────┤

                   │Среднегодовой объем научных исследований на

                   │единицу научно-педагогического персонала за

                   │пять лет (тыс. руб.):                      

                   ├───────────────────┬────────────────────────┤

                   │для университета   │- не менее 18          

                   ├───────────────────┼────────────────────────┤

                   │для академии       │- не менее 12          

                   ├───────────────────┼────────────────────────┤

                   │для института      │- не менее 5           

├───────────────────┼───────────────────┴────────────────────────┤

                   │Среднегодовое количество монографий на 100 

                   │основных штатных педагогических работников 

                   │с учеными степенями и (или) учеными        

                   │званиями, изданных за пять лет:            

                   ├───────────────────┬────────────────────────┤

                   │для университета   │- не менее 2,0         

                   ├───────────────────┼────────────────────────┤

                   │для академии       │- не менее 1,5         

                   ├───────────────────┼────────────────────────┤

                   │для института      │- не менее 1,2         

├───────────────────┼───────────────────┼────────────────────────┤

│2.4. Методическая  │Процент учебных    │- 100%                 

│работа             │дисциплин основных │                       

                   │образовательных                           

                   │программ,                                 

                   │обеспеченных                              

                   │учебно-методичес-                         

                   │кими комплексами                          

                   ├───────────────────┴────────────────────────┤

                   │Для университета - использование           

                   │инновационных методов в образовательном    

                   процессе, в том числе обеспечение          

                   │образовательного процесса доступом к       

                   │электронно-библиотечным системам,          

                   сформированным на основании прямых договоров│

                   │с правообладателями учебной и учебно-      

                   │методической литературы, методических      

                   │пособий                                    

                   ├────────────────────────────────────────────┤

                   │Для академии - использование инновационных 

                   │методов в образовательном процессе, в том  

                   │числе обеспечение образовательного         

                   │процесса доступом к электронно-библиотечным │

                   │системам, сформированным на основании прямых

                   │договоров с правообладателями учебной и    

                   │учебно-методической литературы, методических

                   │пособий                                    

├───────────────────┼────────────────────────────────────────────┤

│2.5. Квалификация  │Процент профессорско-преподавательского    

педагогических     │состава с учеными степенями и (или) учеными │

│работников         │званиями:                                  

                   ├───────────────────┬────────────────────────┤

                   │для университета   │- не менее 60          

                   ├───────────────────┼────────────────────────┤

                   │для академии       │- не менее 60          

                   ├───────────────────┼────────────────────────┤

                   │для института      │- не менее 55          

                   ├───────────────────┴────────────────────────┤

                   │Процент докторов наук и (или) профессоров: 

                   ├───────────────────┬────────────────────────┤

                   │для университета   │- не менее 10          

                   ├───────────────────┼────────────────────────┤

                   │для академии       │- не менее 10          

                   ├───────────────────┼────────────────────────┤

                   │для института      │- не менее 8,5         

                   ├───────────────────┴────────────────────────┤

                   │Процент профессорско-преподавательского    

                   │состава, работающего в вузе на штатной     

                   │основе:                                    

                   ├───────────────────┬────────────────────────┤

                   │для вузов,         │- не менее 30          

                   │существующих от                           

                   │трех до пяти лет                          

                   ├───────────────────┼────────────────────────┤

                   │для вузов,         │- не менее 40          

                   │существующих от                           

                   │пяти до девяти лет │                       

                   ├───────────────────┼────────────────────────┤

                   │для вузов,         │- не менее 50          

                   │существующих более │                       

                   │девяти лет                                

                   ├───────────────────┴────────────────────────┤

                   │Среднегодовое число защит диссертаций на   

                   │100 человек научно-педагогического         

                   │персонала за 5 лет:                        

                   ├───────────────────┬────────────────────────┤

                   │для университета   │- не менее 3           

                   ├───────────────────┼────────────────────────┤

                   │для академии       │- не менее 3           

                   ├───────────────────┼────────────────────────┤

                   │для института      │- не менее 1           

└───────────────────┴───────────────────┴────────────────────────┘

 

Дополнительные требования к показателям

и критериям государственной аккредитации

для военных образовательных учреждений

высшего профессионального образования

(высших военно-учебных заведений)

 

Показатель 1.1. Уровень и содержание подготовки

 

Соответствие учебных планов и программ учебных дисциплин квалификационным требованиям по направлениям подготовки (специальностям) офицеров (специалистов).

 

Показатель 1.2. Качество подготовки

 

Соответствие качества подготовки обучающихся требованиям государственных образовательных стандартов и квалификационным требованиям по направлениям подготовки (специальностям) офицеров.

 

Показатель 2.2. Возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования

 

Соответствие контингента аспирантов (адъюнктов) и (или) докторантов установленным требованиям для высших военно-учебных заведений.

Для военной академии - наличие образовательных программ дополнительного профессионального образования для офицерского состава, научных и научно-педагогических кадров.

 

Показатель 2.3. Научная, научно-техническая деятельность и ее результативность

 

Соответствие объема финансирования научных исследований на единицу профессорско-преподавательского состава установленным требованиям для высших военно-учебных заведений.

 

Показатель 2.4. Качественный состав научных и научно-педагогических кадров

 

К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями могут приравниваться преподаватели военно-профессиональных учебных дисциплин, не имеющие ученых степеней и ученых званий, имеющие профильное высшее образование, опыт работы в войсках (на флотах), штабах, учреждениях не менее 10 лет, воинское звание не ниже "подполковник", а также боевой опыт или государственные награды, государственные или отраслевые почетные звания, государственные премии.

В числе преподавателей с ученой степенью доктора наук и (или) ученым званием профессора могут учитываться преподаватели военно-профессиональных учебных дисциплин с ученой степенью кандидата наук, имеющие государственные награды, государственные или отраслевые почетные звания, государственные премии.

 

Дополнительные требования

к показателям и критериям государственной

аккредитации для высших учебных заведений

культуры и искусств

 

Показатель 2.3. Научная, научно-техническая деятельность и ее результативность

 

В перечень основных научных и творческих школ по каждому направлению научных исследований включаются:

защищенные диссертации (кандидатские/докторские), а для творческих школ - работы учеников, ярко проявивших себя в данной сфере художественной и педагогической деятельности (к ним относятся имеющие почетные звания, лауреаты и дипломанты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных и других премий; члены творческих союзов; исполнившие ведущие партии/роли; осуществившие самостоятельную постановку спектакля/фильма/телепередачи; выступающие в качестве концертирующих музыкантов и т.п.);

опубликованные статьи в специализированных журналах и научных изданиях, рекомендованных ВАК для публикации научных работ.

К монографиям могут приравниваться публично представленные, опубликованные, имеющиеся в виде аудио- и видеозаписи результаты профессиональной творческой деятельности преподавателей по созданию авторских художественных произведений: спектакль, концертная композиция, фильм, цирковое и эстрадное представление.

Каждая выполненная работа приравнивается к одной монографии.

 

Показатель 2.5. Квалификация педагогических работников

 

К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями могут приравниваться лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные звания, лауреаты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024