Форма
Экспертное заключение по результатам
независимой экспертизы
проекта
федерального государственного образовательного стандарта
_____________________________________, N _______________________
(наименование уровня образования, (регистрационный номер)
ступени <1>, направления
подготовки <2>, специальности <3>,
профессии <4>)
представленного
____________________________________________
(наименование
организации-разработчика или
заказчика проекта
федерального
государственного
образовательного стандарта)
Результаты
экспертизы
методологического аппарата проекта федерального
государственного образовательного стандарта
Позиция для экспертной оценки
|
Экспертная оценка <5>
|
Примечание
<6>
|
1.1.
Указаны уровень образования;
ступень <1>; направление подготовки
<2>; специальность <3>; профессия
<4>, по отношению к которым
применяется данный федеральный
государственный образовательный
стандарт (далее - ФГОС)
|
нет
|
да
|
X
|
|
1.2.
Представлено структурированное
содержание ФГОС (перечень всех
разделов)
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпись уполномоченного лица организации,
проводившей экспертизу
_____________________ Дата "__" ____________ 20__ г.
Позиция для экспертной оценки
|
Экспертная оценка <5>
|
Примечание
<6>
|
1.3.
Полно представлены расшифровки
применяемых в тексте ФГОС
обозначений и сокращений, в
достаточной степени подробно даны
разъяснения понятий, используемых
терминов
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
1.4.
Перечень групп пользователей
ФГОС представлен полно, соотнесен с
целями применения ФГОС
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
1.5.
Полно и в достаточной степени
подробно представлен перечень
методических и иных документов,
разработка которых необходима для
реализации данного ФГОС
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
1.6.
Полно и в достаточной степени
подробно представлен перечень
нормативных правовых актов,
методических и иных документов, при
разработке которых в последующем
следует опираться на данный ФГОС
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
1.7.
Возрастные особенности
обучающихся <1>, характеристики
профессиональной деятельности
выпускника <7>:
|
|
|
1.7.1. представлены полно и в
достаточной степени подробно
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
1.7.2.
отвечают современным
представлениям
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
1.7.3.
соответствуют требованиям
работодателей <7>
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
Подпись уполномоченного лица организации,
проводившей экспертизу
_____________________ Дата "__" ____________ 20__ г.
Результаты экспертизы основных разделов проекта ФГОС
Результаты экспертизы требований к результатам освоения
основных образовательных программ
Позиция для экспертной оценки
|
Экспертная оценка <5>
|
Примечание
<6>
|
Требования
к результатам освоения
основных образовательных программ
(далее - результаты):
|
|
2.1.
представлены с достаточной
степенью детализации и полноты
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
2.2.
обеспечивают ясное описание и
характеристику результатов, их
четкое структурирование по видам
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
2.3.
обеспечивают соответствие
результатов характеристикам
современного образования и
перспективным задачам системы
образования в Российской Федерации
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
2.4.
обеспечивают соответствие
результатов возрастным особенностям
и возможностям обучающихся <1>
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
2.5.
обеспечивают соответствие
результатов современным
характеристикам профессиональной
деятельности <7>
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
2.6.
обеспечивают возможность
достоверного подтверждения
достижения всех видов результатов
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
2.7.
могут быть реализованы в
системе образования Российской
Федерации
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
Замечания
и предложения по разделу <8> "Требования к результатам освоения
основных
образовательных программ":
|
Подпись уполномоченного лица организации,
проводившей экспертизу
_____________________ Дата "__" ____________ 20__ г.
Результаты экспертизы требований к структуре
основных образовательных программ
Позиция для экспертной оценки
|
Экспертная оценка <5>
|
Примечание
<6>
|
3.1.
Требования к структуре основных
образовательных программ:
|
|
3.1.1.
представлены с достаточной
степенью детализации и полноты
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
3.1.2.
соответствуют
законодательству Российской
Федерации
|
нет
|
да
|
X
|
|
3.1.3.
отвечают характеристикам
современного образования
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
3.2.
Соотношение обязательной части
основных образовательных программ и
части, формируемой участниками
образовательного процесса:
|
|
3.2.1.
соответствует возрастным
особенностям и возможностям
обучающихся <1>
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
3.2.2.
отвечает характеристикам
современного образования
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
3.2.3.
обеспечивает возможности для
реализации индивидуальных
образовательных программ обучающихся
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
3.2.4.
обеспечивает удовлетворение
потребностей работодателей <7>
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
3.3.
Соотношение объемов частей
основных образовательных программ:
|
|
3.3.1.
отвечает характеристикам
современного образования
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
Подпись уполномоченного лица организации,
проводившей экспертизу
_____________________ Дата "__" ____________ 20__ г.
Позиция для экспертной оценки
|
Экспертная оценка <5>
|
Примечание
<6>
|
3.3.2.
соответствует возрастным
особенностям и возможностям
обучающихся <1>
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
3.3.3.
соответствует современным
характеристикам профессиональной
деятельности <7>
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
3.3.4.
обеспечивает возможности для
выполнения заявленных требований к
результатам
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
3.3.5.
может быть реализовано в
системе образования Российской
Федерации
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
Замечания
и предложения по разделу <8> "Требования к структуре основных
образовательных
программ":
|
Результаты экспертизы требований к условиям реализации
основных образовательных программ
Позиция для экспертной оценки
|
Экспертная оценка <5>
|
Примечание
<6>
|
4.1.
Требования к кадровым условиям
реализации основных образовательных
программ:
|
|
4.1.1. представлены полно и в
достаточной степени подробно
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
4.1.2.
соответствуют
законодательству Российской
Федерации
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
4.1.3.
отвечают характеристикам
современного образования
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
4.1.4.
обеспечивают необходимое
качество и
|
нет
|
скорее
|
скорее
|
да
|
экспертная
оценка
|
|
Подпись уполномоченного лица организации,
проводившей экспертизу
_____________________ Дата "__" ____________ 20__ г.
Позиция для экспертной оценки
|
Экспертная оценка <5>
|
Примечание
<6>
|
постоянное
совершенствование
профессиональной деятельности
работников образовательного
учреждения
|
|
нет
|
да
|
|
отсутствует
|
|
4.1.5.
могут быть реализованы в
системе образования Российской
Федерации
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
4.2.
Требования к финансовым
условиям реализации основных
образовательных программ:
|
|
4.2.1. представлены полно и в
достаточной степени подробно
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
4.2.2.
соответствуют
законодательству Российской
Федерации
|
нет
|
да
|
X
|
|
4.2.3.
отвечают характеристикам
современного образования
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
4.2.4.
обеспечивают необходимое
качество реализации основных
образовательных программ и
эффективно стимулируют его повышение
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
4.2.5.
могут быть реализованы в
системе образования Российской
Федерации
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
4.3.
Требования к материально-
техническим условиям реализации
основных образовательных программ:
|
|
4.3.1. представлены полно и в
достаточной степени подробно
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
4.3.2.
отвечают характеристикам
современного образования
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
Подпись уполномоченного лица организации,
проводившей экспертизу
_____________________ Дата "__" ____________ 20__ г.
Позиция для экспертной оценки
|
Экспертная оценка <5>
|
Примечание
<6>
|
4.3.3.
соответствуют возрастным
особенностям и возможностям
обучающихся <1>
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
4.3.4.
соответствуют современным
характеристикам профессиональной
деятельности <7>
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
4.3.5.
позволяют обеспечить
реализацию современных
образовательных и иных потребностей
и возможностей обучающихся (по
жизнеобеспечению и безопасности,
сохранению и укреплению здоровья,
развитию профессионального,
социального и творческого опыта
обучающихся и другим)
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
4.3.6.
могут быть реализованы в
системе образования Российской
Федерации
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
Требования к иным условиям
реализации основных образовательных программ
|
4.4.
Требования к использованию
современных информационных и
коммуникационных технологий при
реализации основных образовательных
программ:
|
|
4.4.1. представлены полно и в
достаточной степени подробно
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
4.4.2.
отвечают характеристикам
современного образования
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
4.4.3.
отвечают возрастным
особенностям и возможностям
обучающихся <1>
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
4.4.4.
соответствуют современным
характеристикам профессиональной
деятельности <7>
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
Подпись уполномоченного лица организации,
проводившей экспертизу
_____________________ Дата "__" ____________ 20__ г.
Позиция для экспертной оценки
|
Экспертная оценка <5>
|
Примечание
<6>
|
4.4.5.
соответствуют современному
уровню и позволяют учитывать
перспективы развития информационных
и коммуникационных технологий
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
4.4.6.
могут быть реализованы в
системе образования Российской
Федерации
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
4.5.
Требования к учебно-
методическому и информационному
обеспечению реализации основных
образовательных программ:
|
|
4.5.1. представлены полно и в
достаточной степени подробно
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
4.5.2.
отвечают характеристикам
современного образования
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
4.5.3.
отвечают возрастным
особенностям и возможностям
обучающихся <1>
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
4.5.4.
соответствуют современным
характеристикам профессиональной
деятельности <7>
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
4.5.5.
соответствуют современному
уровню и учитывают перспективы
развития информационных и
коммуникационных технологий
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
4.5.6.
могут быть реализованы в
системе образования Российской
Федерации
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
4.6.
Требования к организации
учебной и производственной
практик <7>:
|
|
Подпись уполномоченного лица организации,
проводившей экспертизу
_____________________ Дата "__" ____________ 20__ г.
Позиция для экспертной оценки
|
Экспертная оценка <5>
|
Примечание
<6>
|
4.6.1. представлены полно и в
достаточной степени подробно
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
4.6.2.
соответствуют современным
характеристикам профессиональной
деятельности
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
4.6.3.
отвечают характеристикам
современного образования
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
4.6.4.
обеспечивают освоение
компетенций на рабочем месте
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
4.6.5.
могут быть реализованы в
системе образования Российской
Федерации (в том числе на основе
договоров, заключаемых с
организациями)
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
4.7.
Требования к организации оценки
качества освоения основных
образовательных программ:
|
|
4.7.1. представлены полно и в
достаточной степени подробно
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
4.7.2.
отвечают характеристикам
современного образования
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
4.7.3.
отвечают возрастным
особенностям и возможностям
обучающихся <1>
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
4.7.4.
соответствуют современным
характеристикам профессиональной
деятельности <7>
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
4.7.5.
обеспечивают оценку
выполнения заявленных требований к
результатам на основе четкой системы
критериев
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
Подпись уполномоченного лица организации,
проводившей экспертизу
_____________________ Дата "__" ____________ 20__ г.
Позиция для экспертной оценки
|
Экспертная оценка <5>
|
Примечание
<6>
|
4.7.6.
могут быть реализованы в
системе образования Российской
Федерации
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
4.8.
Требования к организации
управления реализацией основных
образовательных программ в
образовательном учреждении:
|
|
4.8.1. представлены полно и в
достаточной степени подробно
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
4.8.2.
отвечают характеристикам
современного образования
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
4.8.3.
обеспечивают общественное
участие (и участие работодателей
<7>) в разработке, реализации и
управлении реализацией основных
образовательных программ
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
4.8.4.
в полной мере обеспечивают
учет интересов и потребностей
участников образовательного процесса
при формировании и реализации
основных образовательных программ
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
4.8.5.
могут быть реализованы в
системе образования Российской
Федерации
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
Замечания
и предложения по разделу <8> "Требования к условиям реализации
основных
образовательных программ":
|
Подпись уполномоченного лица организации,
проводившей экспертизу _____________________
Дата "__" ____________ 20__ г.
Результаты экспертизы проекта ФГОС в целом
Позиция для экспертной оценки
|
Экспертная оценка <5>
|
Примечание
<6>
|
5.1.
Представленный проект ФГОС в
целом:
|
|
5.1.1.
соответствует нормативным
срокам освоения основных
образовательных программ данного
уровня образования; ступени <1>;
направления подготовки <2>;
специальности <3>; профессии <4>
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
5.1.2.
соответствует возрастным
особенностям и возможностям
обучающихся <1>
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
5.1.3.
соответствует современным
характеристикам профессиональной
деятельности <7>
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
5.1.4.
соответствует
профессиональным стандартам данных
профессий, специальностей (при
наличии таких стандартов) <7>
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
5.1.5.
соответствует
законодательству Российской
Федерации
|
нет
|
да
|
X
|
|
5.1.6.
отвечает характеристикам
современного образования и
перспективным задачам образования в
Российской Федерации
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
5.1.7.
может быть реализован в
системе образования Российской
Федерации
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
5.2.
Полно представлена информация о
разработке представленного проекта
ФГОС:
|
|
5.2.1.
об организациях, которые
приняли участие в разработке
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
Подпись уполномоченного лица организации,
проводившей экспертизу
_____________________ Дата "__" ____________ 20__ г.
Позиция для экспертной оценки
|
Экспертная оценка <5>
|
Примечание
<6>
|
5.2.2.
об организации, результатах
обсуждения, апробации проекта и его
отдельных элементов
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
5.3.
Текст представленного проекта
ФГОС аккуратно оформлен,
соответствует правилам русской
орфографии и пунктуации
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
5.4.
Общее экспертное мнение о
проекте:
|
|
5.4.1.
может быть рекомендован к
утверждению
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
5.4.2.
следует рекомендовать к
отклонению
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
5.4.3.
следует рекомендовать к
доработке
|
нет
|
скорее
нет
|
скорее
да
|
да
|
экспертная
оценка
отсутствует
|
|
Рекомендации
по доработке <9>:
|
Полное наименование организации, проводившей
экспертизу ___________________
Реквизиты организации, проводившей экспертизу
_____________________________
(место
нахождения, ИНН)
_________________________________________________
___________ _____________
(должность руководителя
организации, проводившей (подпись) (Ф.И.О.)
экспертизу, или уполномоченного им лица
с
указанием реквизитов документа,
подтверждающего переданные полномочия)
Место печати
организации
--------------------------------
<1> Заполняется при проведении независимой экспертизы
проекта федерального государственного образовательного стандарта общего
образования.
<2> Заполняется при проведении независимой экспертизы
проекта федерального государственного образовательного стандарта высшего
профессионального образования - бакалавриат или
магистратура.
<3> Заполняется при проведении независимой экспертизы
проекта федерального государственного образовательного стандарта высшего
профессионального образования - подготовка специалиста и среднего
профессионального образования.
<4> Заполняется при проведении независимой экспертизы
проекта федерального государственного образовательного стандарта начального
профессионального образования.
<5> По каждой позиции для экспертной оценки отмечается
соответствующий ответ, все позиции для экспертной оценки обязательны для
заполнения.
<6> В столбце "Примечание" указываются
обоснования экспертной оценки при их наличии.
<7> Заполняется при проведении независимой экспертизы
проекта федерального государственного образовательного стандарта
профессионального образования.
<8> В графу "Замечания и предложения по разделу"
при наличии вносятся замечания и предложения организации, проводившей
независимую экспертизу проекта федерального государственного образовательного
стандарта.
<9> В графу "Рекомендации по доработке" при
наличии вносятся рекомендации организации, проводившей независимую экспертизу
проекта федерального государственного образовательного стандарта.