Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 сентября
2009 г. N 14699
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 29 июля 2009 г. N 276
О ПЕРЕЧНЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЯХ И ПЕРИОДИЧНОСТИ
ОЦЕНКИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ
УНИВЕРСИТЕТОВ,
В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ
УСТАНОВЛЕНА КАТЕГОРИЯ "НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
В соответствии с
пунктом 2.1 статьи 9 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О
высшем и послевузовском профессиональном образовании" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4135; 2009, N 7, ст.
786) приказываю:
1. Утвердить
прилагаемый перечень показателей оценки эффективности
реализации программ развития университетов, в отношении которых
установлена категория "национальный исследовательский университет".
2. Установить
следующие критерии оценки эффективности реализации программ
развития университетов, в отношении которых установлена категория
"национальный исследовательский университет" (далее - национальные
исследовательские университеты):
достижение в
отчетном году показателей категории "А";
достижение в
отчетном году не менее половины показателей категории "Б" в каждой группе
показателей.
Реализация программ
развития национальных исследовательских университетов признается эффективной
при одновременном выполнении критериев, установленных настоящим пунктом.
3. Установить, что перечень показателей и критерии оценки
эффективности реализации программ развития национальных исследовательских
университетов, утвержденные настоящим Приказом, применяются при проведении в
соответствии с Положением о конкурсном отборе программ развития университетов,
в отношении которых устанавливается категория "национальный
исследовательский университет", утвержденным Постановлением Правительства
Российской Федерации от 13 июля 2009 г. N 550 "О конкурсном отборе программ
развития университетов, в отношении которых устанавливается категория
"национальный исследовательский университет" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3683), конкурсного
отбора программ развития университетов, в отношении которых устанавливается
категория "национальный исследовательский университет".
4. Установить, что реализация программ развития национальных
исследовательских университетов, созданных на базе федеральных государственных
образовательных учреждений высшего профессионального образования до дня
вступления в силу Федерального закона от 10 февраля 2009 г. N 18-ФЗ "О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по
вопросам деятельности федеральных университетов" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2009, N 7, ст. 786), признается
эффективной при условии достижения в отчетном году не менее восьмидесяти
процентов показателей оценки эффективности реализации их
программ развития, утвержденных Правительством Российской Федерации, и
обеспечения установленных объемов финансирования реализации программ развития
из внебюджетных источников.
5. Оценка эффективности реализации программ развития национальных
исследовательских университетов проводится Министерством образования и
науки Российской Федерации один раз в год на основании докладов национальных
исследовательских университетов о ходе реализации их программ развития,
представляемых в Министерство образования и науки Российской Федерации до 1
марта года, следующего за отчетным.
6. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя Министра Биленкину И.П.
Министр
А.ФУРСЕНКО
Приложение
Утвержден
Приказом
Министерства образования
и науки Российской
Федерации
от 29 июля 2009 г.
N 276
ПЕРЕЧЕНЬ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ
РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ УСТАНОВЛЕНА
КАТЕГОРИЯ "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ"
┌─────────────────────────────────────────────────────────────┬───────────┐
│ Группа показателей, показатели │ Категория │
│
│показателей│
├─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│1.
Показатели успешности образовательной деятельности │ │
├─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│ 1.1. Доля обучающихся в национальном
исследовательском
│ А │
│ университете (далее - НИУ) по приоритетным
│ │
│
направлениям развития НИУ <*> (далее - ПНР НИУ, │ │
│ профильные
обучающиеся НИУ) в общем числе
│ │
│ обучающихся
│ │
├─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│ 1.2. Доля профильных обучающихся НИУ,
трудоустроенных по
│ Б │
│ окончании
обучения по специальности, в общем числе
│ │
│ профильных обучающихся НИУ │ │
├─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│ 1.3. Доля принятых в аспирантуру и
докторантуру из
│ Б │
│ сторонних организаций по ПНР НИУ в
общей численности │
│
│ аспирантов и докторантов НИУ │ │
├─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│ 1.4. Количество слушателей из сторонних
организаций, │ Б
│
│ прошедших
профессиональную переподготовку или
│ │
│ повышение квалификации по ПНР НИУ, в
расчете на
│ │
│ одного научно-педагогического работника
(далее - НПР)│ │
├─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│2.
Показатели результативности научно-инновационной │ │
│деятельности
│ │
├─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│ 2.1. Количество статей по ПНР НИУ в научной
периодике, │ А
│
│ индексируемой иностранными и
российскими │ │
│
организациями (Web of
Science, Scopus,
Российский │ │
│ индекс цитирования), в расчете на
одного НПР │ │
├─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│ 2.2. Доля доходов от
научно-исследовательских и опытно- │
А │
│ конструкторских работ (далее - НИОКР)
из всех │ │
│ источников по ПНР НИУ в общих доходах
НИУ │ │
├─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│ 2.3. Отношение доходов от реализованной НИУ
и
│ Б │
│ организациями его инновационной
инфраструктуры │ │
│ научно-технической продукции по ПНР
НИУ, включая │ │
│ права на результаты интеллектуальной
деятельности, к │ │
│ расходам федерального бюджета на НИОКР,
выполненные
│ │
│
НИУ
│ │
├─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│ 2.4. Количество поставленных на
бухгалтерский учет
│ Б │
│ объектов интеллектуальной собственности
по ПНР НИУ │ │
├─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│ 2.5. Доля опытно-конструкторских работ по
ПНР НИУ в общем │
Б │
│ объеме НИОКР
НИУ │ │
├─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│ 2.6. Доля средств, полученных НИУ на
выполнение научных
│ Б │
│ исследований и разработок по договорам с
│ │
│ хозяйствующими субъектами по ПНР НИУ, в
общих доходах│ │
│ НИУ
│ │
├─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│3.
Показатели развития кадрового потенциала │ │
├─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│ 3.1. Доля НПР и инженерно-технического
персонала
│ А │
│ возрастных категорий до 49 лет │ │
├─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│ 3.2. Доля НПР, имеющих ученую степень
доктора наук или
│ Б │
│ кандидата наук
│ │
├─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│ 3.3. Доля аспирантов и НПР, имеющих опыт
работы
│ Б │
│ (прошедших стажировки) в ведущих
мировых научных и │ │
│ университетских центрах │ │
├─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│ 3.4. Эффективность работы аспирантуры и
докторантуры по
│ А │
│ ПНР НИУ
│ │
├─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│ 3.5. Доля научно-педагогических работников,
имеющих
│ А │
│ ученую степень кандидата наук,
возрастной категории │ │
│ до 30 лет │ │
├─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│4.
Показатели международного признания │ │
├─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│ 4.1. Доля иностранных обучающихся (без учета
стран СНГ) │ А
│
│ по ПНР НИУ
│ │
├─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│ 4.2. Доля обучающихся из стран СНГ по ПНР
НИУ │ Б
│
├─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│ 4.3. Объем средств, привлеченных в рамках
международного
│ Б │
│ сотрудничества по ПНР НИУ, в расчете на
одного НПР │ │
├─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│5.
Показатели финансовой устойчивости │ │
├─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│ 5.1. Финансовое обеспечение программы
развития НИУ из
│ │
│ средств, полученных от приносящей доход
деятельности │ │
├─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│ 5.1.1. В 2009 году
│ Б │
├─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│ 5.1.2. Начиная с 2010 года │ А │
├─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│ 5.2. Доходы НИУ из всех источников от
образовательной и
│ Б │
│ научной деятельности в расчете на
одного НПР │ │
├─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│ 5.3. Доля средств, полученных от приносящей
доход
│ Б │
│ образовательной и научной деятельности,
в доходах │ │
│ НИУ из всех источников от образовательной и научной
│ │
│ деятельности │ │
├─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│ 5.4. Отношение заработной платы 10 процентов
самых
│ Б │
│ высокооплачиваемых НПР и
инженерно-технического │ │
│ персонала НИУ к заработной плате 10
процентов самых │ │
│ низкооплачиваемых работников НИУ
указанных категорий │
│
└─────────────────────────────────────────────────────────────┴───────────┘
--------------------------------
В целях определения показателей эффективности реализации программ развития
НИУ:
<*>
Под приоритетным направлением развития НИУ понимается определенное программой
развития НИУ направление развития науки, технологий, техники, отраслей
экономики, социальной сферы, по которому НИУ занимает
лидирующие позиции в Российской Федерации в подготовке кадров и в области
исследований и разработок.
<**> Сноска
исключена. - Приказ Минобрнауки РФ от 13.09.2011 N
2290.