Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 февраля 2010 г. N 16335

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 21 декабря 2009 г. N 773

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 040700 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

 

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040700 Организация работы с молодежью (квалификация (степень) "бакалавр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

 

Министр

А.ФУРСЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

 

Утвержден

Приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 21 декабря 2009 г. N 773

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 040700 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 040700 Организация работы с молодежью образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти.

 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО      - высшее профессиональное образование;

ООП      - основная образовательная программа;

ОК       - общекультурные компетенции;

ПК       - профессиональные компетенции;

УЦ ООП   - учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего

           профессионального образования.

 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

 

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> для очной формы обучения и соответствующая квалификация (степень) приведены таблице 1.

--------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

 

Таблица 1

 

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация

(степень) выпускников

 

Наименование
     ООП    

   Квалификация (степень)  

  Нормативный 
 срок освоения
 ООП, включая 
последипломный
    отпуск    

 Трудоемкость
 (в зачетных 
   единицах) 

      код     
в соответствии
  с принятой  
классификацией
      ООП     

наименование

     ООП    
бакалавриата

      62      

  бакалавр 

    4 года    

   240 <*>

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

 

Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

 

4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров по работе с молодежью включает: решение комплексных задач по реализации молодежной политики в сферах труда, права, политики, науки и образования, культуры и спорта, коммуникации, здравоохранения, взаимодействие с государственными и общественными структурами, молодежными и детскими общественными объединениями, с работодателями.

4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются социокультурные процессы в молодежной среде, свойства и состояния молодежи, их проявления в различных областях социальной деятельности и взаимодействия на уровне индивида, группы, сообщества. А также способы и формы воздействия на молодежь, различные аспекты ее развития.

4.3. Бакалавр по направлению подготовки 040700 Организация работы с молодежью готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

научно-исследовательская;

организационно-управленческая;

информационно-аналитическая;

производственная и социально-технологическая;

социально-проектная;

организационно-массовая.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

4.4. Бакалавр по направлению подготовки 040700 Организация работы с молодежью должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

научно-исследовательская:

сбор и систематизация научной информации по молодежной проблематике;

подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографии по молодежной тематике;

участие в работе семинаров, научно-практических конференций, тренингов;

участие в подготовке эмпирических исследований по молодежной проблематике;

организационно-управленческая:

организация и планирование работы с молодыми людьми в молодежных сообществах по месту жительства, учебы, работы, отдыха, временного пребывания молодежи;

участие в выявлении проблем в молодежной среде и выработке их организационного решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, досуга, быта и взаимодействие с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи;

организация информационного обеспечения молодежи по вопросам реализации молодежной политики, взаимодействие с молодежными СМИ и молодежными редакциями СМИ;

участие в социальных проектах по реализации молодежных программ;

информационно-аналитическая:

применение статистических и социологических методов для сбора и классификации информации;

составление информационных обзоров по исследуемой проблеме;

применение статистических и социологических методов сбора социальной информации;

участие в социальных проектах по реализации молодежных программ;

производственная и социально-технологическая:

участие в социально-психологической адаптации молодых людей в организации;

участие в регулировании конфликтов молодежи с внешней средой;

использование социально-технологических методов при осуществлении профессиональной деятельности;

освоение инновационных технологий в практике работы с молодежью;

социально-проектная:

участие в развитии проектно-аналитической и экспертно-консультационной деятельности в молодежной среде;

участие в разработке и внедрении проектов и программ по проблемам детей, подростков и молодежи;

поддержка инновационных инициатив в молодежной среде;

организационно-массовая:

участие в организации деятельности детских и молодежных общественных организаций и объединений;

участие в организации гражданско-патриотического воспитания молодежи;

содействие деятельности спортивно-оздоровительных организаций молодежи;

участие в организации досуговой деятельности.

 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

готовность строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, в своей деятельности (ОК-1);

уважительное отношение к историческому наследию и культурным традициям (ОК-2);

понимание закономерностей исторического процесса, способность к объективному восприятию исторической информации, ее анализу и обобщению (ОК-3);

готовность проявлять расовую, национальную, этническую, религиозную толерантность (ОК-4);

понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность нести за них ответственность (ОК-5);

умение осуществлять профессиональную самооценку (ОК-6);

способность и готовность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм и ценностей (ОК-7);

готовность соблюдать нравственные обязательства по отношению к человеку, обществу и окружающей среде (ОК-8);

осознание необходимости и способность к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию в течение всей жизни (ОК-9);

готовность к повышению своего культурного уровня (ОК-10);

знание и соблюдение норм здорового образа жизни (ОК-11);

готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-12);

понимание сущности и значения информации в развитии современного общества (ОК-13);

способность к восприятию информации, готовность к использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации (ОК-14);

способность ясно и аргументировано формулировать свои мысли в устной и письменной формах, в том числе на иностранном языке (ОК-15);

способность владеть средствами самостоятельного методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16).

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общенаучные компетенции (способность осуществлять сбор и систематизацию научной информации по молодежной проблематике; навыки в составлении обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по молодежной тематике; способность выступать с докладами и сообщениями и участвовать в обсуждении проблем на семинарах, научно-практических конференциях; способность участвовать в подготовке эмпирических исследований по молодежной проблематике) (ПК-1);

профессиональные компетенции специалиста по работе с молодежью (способность участвовать в реализации социально-психологической адаптации молодых людей в организации; способность участвовать в регулировании конфликтов молодых людей; умение использовать социально-технологические методы при осуществлении профессиональной деятельности; умение использовать социальные технологии в выявлении проблем в политических и общественных движениях молодежи; способность участвовать в развитии инновационных технологий в практике работы с молодежью) (ПК-2);

проективные компетенции (умение организовывать и планировать работу с молодыми людьми в молодежных сообществах по месту жительства, учебы, работы, отдыха, временного пребывания молодежи; способность выявлять проблемы в молодежной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействовать с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи; умение организовать информационное обеспечение молодежи по реализации молодежной политики, взаимодействие с молодежными СМИ; способность участвовать в организации деятельности детских и молодежных общественных организаций и объединений; готовность участвовать в организации гражданско-патриотического воспитания молодежи; владеть навыками содействия деятельности спортивно-оздоровительных организаций молодежи; владение навыками организации досуговой деятельности) (ПК-3);

управленческие компетенции (способность участвовать в развитии проектно-аналитической и экспертно-консультационной деятельности в молодежной среде; способность участвовать в разработке и внедрении проектов и программ по проблемам детей, подростков и молодежи; поддержка актуальных и востребованных инициатив в молодежной среде; способность использовать на практике методы социальной педагогики) (ПК-4);

инструментальные компетенции (умение осуществлять сбор и классификацию информации; владение навыками составления информационных обзоров по исследуемой проблеме; способность применять статистические и социологические методы сбора социальной информации; владение навыками участия в социальных проектах по реализации молодежных программ; владение педагогическими приемами и техниками, необходимыми для работы с различными категориями молодежи) (ПК-5).

 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

6.1. Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

гуманитарный, социальный и экономический циклы;

математический и естественнонаучный цикл;

профессиональный цикл;

и разделов:

физическая культура;

учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.

6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".

Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

 

Таблица 2

 

Структура ООП бакалавриата

 

┌───┬─────────────────────────────┬─────────┬─────────────────┬───────────┐

│Код│   Учебные циклы, разделы    │Трудоем- │     Перечень       Коды   

│УЦ │ и проектируемые результаты  │кость      дисциплин для  │формируемых│

│ООП│        их освоения          │(зачетные│    разработки   │компетенций│

                                │единицы) │    примерных              

                                │<*>          программ,              

                                         │а также учебников│          

                                             и учебных              

                                              пособий               

├───┼─────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼───────────┤

│Б.1│Гуманитарный, социальный и   │ 31 - 35 │История          │ОК-1 - 11 

   │экономический цикл                    │Философия        │ОК-13 - 14 │

   │Базовая часть                │ 18 - 20 │Социология       │ОК-16     

   │В результате изучения базовой│ 13 - 15 │Основы           │ПК-1 - 2  

   │части цикла обучающийся               │экономики                  

   │должен:                               │Иностранный                

   │знать: Конституцию и законы           │язык                       

   │Российской Федерации,                 │Русский язык и             

   │правовые документы,                   │культура речи              

   │регламентирующие                                                 

   │профессиональную                                                 

   │деятельность; закономерности │                                    

   │исторического процесса; место│                                    

   │и роль человека в системе                                        

   │общественных отношений;                                          

   │сущность основных                                                

   │экономических явлений и                                          

   │процессов, тенденций развития│                                    

   │экономики, обусловленных                                         

   │взаимосвязью и                                                    

   │взаимозависимостью                                               

   │экономических процессов;                                         

   │основные этапы развития                                          

   │экономики;                                                       

   │уметь: правильно и                                               

   │аргументировано                                                  

   │сформулировать свою мысль в                                      

   │устной и письменной формах, в│                                    

   │том числе, на иностранном                                        

   │языке; проявлять расовую,                                        

   │национальную, религиозную                                        

   │терпимость; уважительно                                          

   │относиться к историческому                                       

   │наследию и культурным                                            

   │традициям; осуществлять свою │                                    

   │деятельность в различных                                         

   │сферах общественной жизни с                                      

   │учетом принятых в обществе                                       

   │моральных и правовых норм;                                       

   │владеть: навыком непрерывного│                                    

   │саморазвития и                                                   

   │самосовершенствования в                                          

   │течение всей жизни;                                              

   │средствами самостоятельного                                      

   │методически правильного                                          

   │использования методов                                            

   │физического воспитания и                                          

   │укрепления здоровья, быть                                        

   │способным к достижению                                           

   │должного уровня физической                                       

   │подготовленности для                                             

   │обеспечения полноценной                                          

   │социальной и профессиональной│                                    

   │деятельности.                                                    

   ├─────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼───────────┤

   │Вариативная часть (знания,                                       

   │умения, навыки определяются                                       

   │ООП вуза)                                                        

├───┼─────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼───────────┤

│Б.2│Математический и             │ 35 - 39 │Математика       │ОК-13 - 15 │

   │естественнонаучный цикл               │Математическая   │ПК-1      

   │Базовая часть                │ 25 - 27 │статистика и     │ПК-5      

   │В результате изучения базовой│         │теория                     

   │части цикла обучающийся               │вероятностей               

   │должен:                               │Общая теория               

   │знать: основные положения,            │статистики                 

   │законы и методы естественных │         │Информатика                 

   │наук и математики;                    │Концепции                  

   │метрологические принципы;             │современного               

   │уметь: представить                    │естествознания             

   │современную научную картину                                      

   │мира; ориентироваться в                                          

   │постановке задачи, при                                           

   │решении профессиональных                                         

   │задач использовать знания                                        

   │общенаучных методов;                                             

   │воспринимать информацию и                                        

   │понимать ее сущность и                                           

   │значение в развитии                                              

   │современного общества;                                           

   │работать с традиционными                                         

   │носителями информации,                                           

   │распределенными базами                                           

   │знаний; работать с                                               

   │информацией в глобальных                                         

   │компьютерных сетях;                                              

   │владеть: основными методами, │                                    

   │способами и средствами                                           

   │получения, хранения,                                             

   │переработки информации;                                          

   │техническими средствами для                                      

   │измерения основных параметров│                                    

   │социальных процессов;                                            

   │нравственными обязательствами│                                     

   │по отношению к природе.                                          

   ├─────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼───────────┤

   │Вариативная часть (знания,                                       

   │умения, навыки определяются                                      

   │ООП вуза)                                                        

├───┼─────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼───────────┤

│Б.3│Профессиональный цикл        │134 - 138│Безопасность     │ОК-1 - 3  

   │Базовая                      │ 57 - 59 │жизнедеятельности│ОК-5 - 12 

   │(общепрофессиональная) часть │         │Введение в       │ОК-15     

   │В результате изучения базовой│         │специальность    │ПК-1 - 5  

   │части цикла обучающийся               │Психологические            

   │должен:                               │основы работы с            

   │знать: и соблюдать нормы              │молодежью                  

   │здорового образа жизни;               │Педагогическое             

   │методики проектирования               │обеспечение                

   │социальных процессов;                 │работы с                   

   │уметь: осуществлять поиск             │молодежью                  

   │решений и быть готовым нести │         │Социология                 

   │за них ответственность; уметь│         │молодежи                   

   │осуществлять самооценку               │Государственная             

   │работы; использовать на               │молодежная                 

   │практике знание методов сбора│         │политика в                 

   │первичной социальной                  │Российской                 

   │информации, методов обработки│         │Федерации                  

   │эмпирической информации,              │Правовые основы            

   │методов обобщения и анализа           │работы с                   

   │данных социального                    │молодежью                  

   │исследования, методов                 │Экономические              

   │презентации результатов               │основы работы с            

   │социального исследования,             │молодежью                  

   │социальных технологий;                │Менеджмент в               

   │использовать на практике              │молодежной                 

   │знание фундаментальных                │политике                   

   │социологических,                      │Молодежные                 

   │психологических,                      │движения в                 

   │педагогических, экономических│         │России: история            

   │теорий, социальных знаний,            │и современность            

   │связанных с областью будущей │         │История и                  

   │профессиональной                      │современное                

   │деятельности; осуществлять            │состояние                  

   │сбор и анализ исходных данных│         │молодежной                 

   │для социального                       │политики за                

   │прогнозирования и                     │рубежом                    

   │проектирования; использовать │         │Социальные                 

   │знания методики социальных            │технологии                 

   │исследований и социальных             │работы с                   

   │технологий для проектирования│         │молодежью                   

   │социальных практик; оформлять│         │Молодежные                 

   │законченные проектные работы;│         │субкультуры                

   │рассчитывать эффективность и │         │Карьерные                  

   │последствия реализуемых               │стратегии                  

   │социальных проектов;                  │молодежи                   

   │организовывать работу малых           │Управление                 

   │групп исполнителей;                   │проектами.                 

   │владеть: пониманием                   │Региональная и             

   │социальной значимости своей           │муниципальная              

   │будущей профессии, выполнения│         │молодежная                  

   │профессиональной                      │политика                   

   │деятельности; потребностью в │                                    

   │профессиональном развитии и                                      

   │быть готовым к повышению                                         

   │своего культурного уровня;                                       

   │готовностью к кооперации с                                       

   │коллегами, к работе в                                            

   │коллективе; готовностью                                          

   │осуществлять контроль                                            

   │соответствия разрабатываемых │                                    

   │социальных проектов                                              

   │действующим общественным                                         

   │нормам экономических,                                            

   │политических и культурных                                        

   │отношений; навыками                                              

   │разработки организационно-                                       

   │технической документации,                                        

   │документов систем управления │                                    

   │качеством; навыками по                                           

   │внедрению результатов                                            

   │исследования в социальную                                        

   │практику и социальные модели │                                    

   │поведения.                                                       

   ├─────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼───────────┤

   │Вариативная часть (знания,                                       

   │умения, навыки определяются                                      

   │ООП вуза в соответствии с                                         

   │профилями подготовки)                                            

├───┼─────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼───────────┤

│Б.4│Физическая культура            2 - 6                             

├───┼─────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼───────────┤

│Б.5│Учебная и производственная   │ 14 - 18 │                 │ОК-5 - 7  

   │практики                                               │ОК-10     

   │(практические умения                                   │ОК-12     

   │и навыки определяются ООП                              │ОК-14 - 15 │

   │вуза)                                                  │ПК-1 - 5  

├───┼─────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼───────────┤

│Б.6│Итоговая государственная     │ 12 - 16 │                 │ОК-3      

   │аттестация                                             │ОК-13 - 15 │

                                                          │ПК-1 - 3  

                                                          │ПК-5      

├───┼─────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼───────────┤

   │Общая трудоемкость основной     240                              

   │образовательной программы                                        

└───┴─────────────────────────────┴─────────┴─────────────────┴───────────┘

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

 

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Абзац исключен. - Приказ Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.

7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.

Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").

7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.

7.6. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения студентами.

7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 28 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.

7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).

7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.

--------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).

 

7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.

7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.

7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и/или практические занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в следующих областях:

социологии;

психологии;

педагогики;

экономики;

теории измерений социальных проблем молодежи;

методов комплексного исследования и оценки положения молодежи в обществе;

психологических основ работы с молодежью;

социологии молодежи;

государственной молодежной политики в Российской Федерации;

правовых основ работы с молодежью;

экономических основ работы с молодежью;

менеджмента в молодежной политике;

организации досуга молодежи;

региональных проблем молодежи;

миграционных процессов в молодежной среде;

молодежи на рынке труда;

работы с молодежью, находящейся в трудной жизненной ситуации;

социального партнерства в молодежной политике;

региональной и муниципальной молодежной политики, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.

7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);

право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;

право обучающегося на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Аттестация по итогам практики включает подготовку письменного отчета и публичную защиту результатов практики с последующей оценкой.

Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить обучающимся возможность:

изучать специальную литературу, статистику и доступную базу данных эмпирических исследований по теме исследования;

участвовать в выполнении технических разработок;

осуществлять сбор, обработку данных в рамках проводимого исследования;

составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);

участвовать в научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах с участием преподавателей университета, работодателей, руководителей от баз практик, ведущих специалистов-практиков;

выступать с докладом на конференциях, семинарах, круглых столах;

публиковать статьи и тезисы в научных отечественных и зарубежных изданиях;

изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки в соответствующей области знаний.

7.16. Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 50 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание профессора должны иметь не менее шести процентов преподавателей.

Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.

До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.

7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.

Абзац исключен. - Приказ Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП бакалавриата утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.

Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

 

7.19. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материально-технического обеспечения включает: лаборатории, специально оборудованные кабинеты и аудитории: учебные аудитории, компьютерный класс, библиотеку.

При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе и через персональный компьютер кафедр с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин из расчета не менее 6 часов в неделю на каждого обучающегося бакалавра.

Вуз должен располагать необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

 

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

обеспечения компетентности преподавательского состава;

регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности, для чего кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.

Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024