Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 февраля 2010 г. N 16509

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 14 января 2010 г. N 36

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 200400 ОПТОТЕХНИКА (КВАЛИФИКАЦИЯ

(СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

 

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 200400 Оптотехника (квалификация (степень) "магистр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

 

Министр

А.ФУРСЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

 

Утвержден

Приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 14 января 2010 г. N 36

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 200400 ОПТОТЕХНИКА (КВАЛИФИКАЦИЯ

(СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 200400 Оптотехника образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО        - высшее профессиональное образование;

ООП        - основная образовательная программа;

ОК         - общекультурные компетенции;

ПК         - профессиональные компетенции;

УЦ ООП     - учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО   - федеральный государственный образовательный стандарт высшего

             профессионального образования.

 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

 

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

--------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

 

Таблица 1

 

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация

(степень) выпускников

 

 Наименование
     ООП     

   Квалификация (степень)  

Нормативный срок
  освоения ООП 
(для очной формы
   обучения),  
    включая    
 последипломный
     отпуск    

Трудоемкость
(в зачетных
 единицах) 

    код в    
соответствии с
   принятой  
классификацией
     ООП     

наименование

     ООП     
 магистратуры

      68     

   магистр  

     2 года    

  120 <*>  

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

 

Сроки освоения основной образовательной программы магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на 5 месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

Профильная направленность ООП магистратуры определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки.

 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ

 

4.1. Область профессиональной деятельности магистров включает: исследование, разработку, подготовку и организацию производства приборов и систем, основанных на использовании оптического излучения; элементную базу оптической, оптико-информационной, оптико-электронной и лазерной техники; оптическую и лазерную технологии производства и контроля оптических, оптико-электронных элементов, приборов и систем, материалов для их создания.

4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются:

взаимодействие электромагнитного излучения оптического диапазона с веществом;

разработка, создание, использование оптических, оптико-электронных, лазерных приборов, систем и комплексов;

технологии производства оптических элементов, материалов, приборов и систем;

лазерные технологии различного назначения;

элементная база оптической, оптико-электронной и лазерной техники;

программное обеспечение и компьютерные технологии в оптотехнике.

4.3. Магистр по направлению подготовки 200400 Оптотехника готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

научно-исследовательской;

проектной;

производственно-технологической;

организационно-управленческой.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

По окончании обучения выпускнику, успешно прошедшему итоговую государственную аттестацию, наряду с квалификацией (степенью) "магистр" присваивается специальное звание "магистр-инженер".

4.4. Магистр по направлению подготовки 200400 Оптотехника должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:

научно-исследовательская деятельность:

формулирование задачи и плана научного исследования в области оптотехники на основе проведения библиографической работы с применением современных информационных технологий;

построение математических моделей объектов исследования и выбор численного метода их моделирования, разработка нового или выбор готового алгоритма решения задачи;

выбор оптимального метода и разработка программ экспериментальных исследований, проведение оптических, фотометрических, электрических измерений с выбором технических средств и обработкой результатов;

оформление отчетов, статей, рефератов на базе современных средств редактирования и печати в соответствии с установленными требованиями;

защита приоритета и новизны полученных результатов исследований, используя юридическую базу для охраны интеллектуальной собственности;

проектная деятельность:

анализ состояния научно-технической проблемы, составление технического задания, постановка цели и задач проектирования оптической оптико-электронной и лазерной техники на основе подбора и изучения литературных и патентных источников;

разработка функциональных и структурных схем оптотехники с определением их физических принципов действия, структур и установлением технических требований на отдельные блоки и элементы;

проектирование и конструирование оптических, оптико-электронных и лазерных систем, блоков и узлов с использованием средств компьютерного проектирования; проведением проектных расчетов и технико-экономическим обоснованием;

оценка технологичности конструкторских решений, разработка технологических процессов сборки, настройки, юстировки и контроля оптических, оптико-электронных, механических блоков, узлов и деталей;

проведение технических расчетов целевых показателей качества, технико-экономического и функционально-стоимостного анализа эффективности и оптимизации проектируемых приборов и систем;

производственно-технологическая деятельность:

проектирование, разработка и внедрение технологических процессов и контроля качества приборов, систем и элементов оптотехники;

разработка и проектирование приспособлений, оснастки и специального инструмента, предусмотренных технологией;

руководство работами по доводке и освоению техпроцессов оптического производства;

руководство монтажом, наладкой, испытаниями и сдачей в эксплуатацию опытных образцов оптической техники;

разработка методов инженерного прогнозирования и диагностических моделей состояния приборов и систем в процессе их эксплуатации;

разработка и оптимизация программ модельных и натурных экспериментальных исследований по определению показателей качества приборов и систем;

анализ и применение стратегий технического обслуживания и ремонта приборов и систем, выбор оптимальных схем управления их эксплуатацией;

разработка прикладного программного обеспечения для проектирования технологических процессов и оборудования, в том числе для обслуживания и ремонта приборов и систем;

организационно-управленческая деятельность:

нахождение оптимальных решений при создании отдельных приборов и систем оптотехники с учетом требований качества, стоимости, сроков исполнения, конкурентоспособности и безопасности жизнедеятельности, а также экологической безопасности;

организация работы научно-производственного коллектива, принятие исполнительских решений;

разработка планов научно-исследовательских работ и управление ходом их выполнения, включая обеспечение соответствующих служб необходимой технической документацией, материалами, оборудованием;

организация работ по совершенствованию, модернизации, унификации выпускаемых приборов, их элементов;

поддержка единого информационного пространства планирования и управления предприятием на всех этапах жизненного цикла производимой продукции;

проведение маркетинга и подготовка бизнес-планов выпуска и реализации перспективных и конкурентоспособных приборов и систем оптотехники;

разработка планов и программ организации инновационной деятельности на предприятии;

управление программами освоения новой продукции и технологии; координация работы персонала для комплексного решения инновационных проблем - от идеи до серийного производства.

 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

 

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-3);

способностью к использованию на практике умений и навыков в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-4);

способностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-5);

способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6);

способностью адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности (ОК-7).

5.2. Профессиональными компетенциями (ПК), которыми должен обладать выпускник:

способностью использовать результаты освоения фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы (ПК-1);

способностью демонстрировать навыки работы в научном коллективе, порождать новые идеи (креативность) (ПК-2);

способностью осознать основные проблемы своей предметной области, определить методы и средства их решения (ПК-3);

способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями магистерской программы) (ПК-4);

способностью анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ПК-5);

способностью оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы (ПК-6);

в научно-исследовательской деятельности:

готовностью к формулированию цели, задачи и плана научного исследования в области оптотехники на основе проведения библиографической работы с применением современных информационных технологий (ПК-7);

способностью к построению математических моделей объектов исследования и выбору численного метода их моделирования, разработке нового или выбор готового алгоритма решения задачи (ПК-8);

способностью и готовностью к выбору оптимального метода и разработке программ экспериментальных исследований, проведению оптических, фотометрических и электрических измерений с выбором технических средств и обработкой результатов (ПК-9);

способностью и готовностью к оформлению отчетов, статей, рефератов на базе современных средств редактирования и печати в соответствии с установленными требованиями (ПК-10);

готовностью к защите приоритета и новизны полученных результатов исследований, используя юридическую базу для охраны интеллектуальной собственности (ПК-11);

в проектной деятельности:

способностью к анализу состояния научно-технической проблемы, технического задания и постановке цели и задач проектирования оптической техники на основе подбора и изучения литературных и патентных источников (ПК-12);

готовностью к разработке функциональных и структурных схем приборов и систем оптотехники с определением их физических принципов действия, структур и установлением технических требований на отдельные блоки и элементы (ПК-13);

способностью к проектированию и конструированию узлов, блоков, приборов и систем оптотехники с использованием средств компьютерного проектирования; проведением проектных расчетов и технико-экономическим обоснованием (ПК-14);

готовностью к оценке технологичности конструкторских решений, разработке технологических процессов сборки (юстировки) и контроля оптических, оптико-электронных, лазерных, механических блоков, узлов и деталей (ПК-15);

способностью к проведению технических расчетов по проектам, технико-экономическому и функционально-стоимостному анализу эффективности проектируемых приборов и систем, включая оценку инновационных рисков коммерциализации проектов (ПК-16);

готовностью к составлению технической документации, включая инструкции по эксплуатации, программы испытаний, технические условия и другие (ПК-17);

в производственно-технологической деятельности:

способностью к проектированию, разработке и внедрению технологических процессов и режимов производства, контролю качества приборов и систем оптотехники и их элементов (ПК-18);

готовностью к разработке технических заданий на проектирование приспособлений, оснастки и специального инструмента, предусмотренных технологией (ПК-9);

способностью к руководству работами по доводке и освоению техпроцессов производства приборов и систем оптотехники (ПК-20);

способностью к руководству монтажом, наладкой (юстировки), испытаниями и сдачей в эксплуатацию опытных образцов приборов и систем оптотехники (ПК-21);

способностью к разработке методов инженерного прогнозирования и диагностических моделей состояния приборов и систем оптотехники в процессе их эксплуатации (ПК-22);

способностью к разработке и оптимизации программ модельных и натурных экспериментальных исследований приборов и систем оптотехники (ПК-23);

в организационно-управленческой деятельности:

готовностью к организации работы научно-производственного коллектива, принятию исполнительских решений (ПК-24);

готовностью к разработке планов научно-исследовательских работ и управлению ходом их выполнения, включая обеспечение соответствующих служб необходимой технической документацией, материалами, оборудованием (ПК-25);

способностью к организации работ по совершенствованию, модернизации, унификации выпускаемых приборов и систем оптотехники, а также их элементов (ПК-26);

готовностью к поддержанию единого информационного пространства планирования и управления предприятием на всех этапах жизненного цикла производимой продукции (ПК-27);

готовностью к проведению маркетинга и подготовке бизнес-планов выпуска и реализации перспективных и конкурентоспособных приборов и систем оптотехники (ПК-28);

готовностью к управлению программами освоения новой продукции и технологии (ПК-29);

способностью к координации работы персонала для комплексного решения инновационных проблем - от идеи до серийного производства (ПК-30).

 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

 

6.1. Основные образовательные программы магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

общенаучный цикл;

профессиональный цикл;

и разделов:

практики и научно-исследовательская работа;

итоговая государственная аттестация.

Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.

 

Таблица 2

 

Структура ООП магистратуры

 

┌───┬──────────────────────────┬─────────┬────────────────────┬───────────┐

│Код│  Учебные циклы, разделы  │Трудоем- │ Перечень дисциплин │   Коды   

        и проектируемые      │кость       для разработки   │формируемых│

     результаты их освоения  │(зачетные│примерных программ, │компетенций│

                             │единицы) │а также учебников и │          

                             │<*>        учебных пособий             

├───┼──────────────────────────┼─────────┼────────────────────┼───────────┤

│М.1│Общенаучный цикл          │ 10 - 20 │История и           │ОК-1      

   │Базовая часть               3 - 6  │методология         │ОК-2      

   │В результате изучения              │оптотехники         │ОК-3      

   │базовой части цикла                                    │ОК-6      

   │обучающийся должен:                                    │ОК-7      

   │знать:                                                │ПК-1      

   │- специальную лексику                                  │ПК-2      

   │иностранного языка,                                    │ПК-3      

   │основную терминологию                                  │ПК-5       

   │сферы своей                                            │ПК-7      

   │профессиональной                                       │ПК-10     

   │деятельности;                                          │ПК-11     

   │- основные научные школы, │                             │ПК-16     

   │направления, концепции и                               │ПК-24     

   │методологию научных                                    │ПК-27     

   │исследований в                                         │ПК-28     

   │приборостроении;                                       │ПК-30     

   │- методы математического                                         

   │моделирования;                                                   

   │уметь:                                                           

   │- использовать знание                                            

   │языка для профессиональной│                                       

   │деятельности;                                                    

   │- применять методологию                                          

   │научного познания в                                              

   │практической деятельности;│                                       

   │- самостоятельно обучаться│                                       

   │новым методам                                                    

   │исследований;                                                    

   │- выбирать численные                                             

   │методы моделирования                                             

   │объектов исследования;                                           

   │- разрабатывать                                                  

   │математические модели                                            

   │процессов и объектов в                                           

   │приборостроении, методы их│                                        

   │исследования, выполнять их│                                       

   │сравнительный анализ;                                            

   │владеть:                                                         

   │- иностранным языком, как │                                       

   │средством делового                                               

   │общения;                                                         

   │- навыками адаптации к                                           

   │новым ситуациям в                                                

   │профессиональной сфере.                                          

├───┼──────────────────────────┼─────────┼────────────────────┼───────────┤

   │Вариативная часть                                                

   │(знания, умения, навыки                                          

   │определяются ОПП вуза)                                           

├───┼──────────────────────────┼─────────┼────────────────────┼───────────┤

│М.2│Профессиональный цикл     │ 30 - 40 │Математические      │ОК-1      

   │Базовая                     9 - 12 │методы и            │ОК-2      

   │(общепрофессиональная)             │моделирование в     │ОК-6      

   │часть                              │оптотехнике         │ПК-1      

   │В результате изучения              │Информационные      │ПК-3      

   │базовой части цикла                │технологии в        │ПК-4       

   │обучающийся должен:                │оптотехнике         │ПК-5      

   │знать:                                                 │ПК-8      

   │- основные тенденции и                                 │ПК-9      

   │научные направления                                    │ПК-11     

   │развития сферы                                         │ПК-12     

   │профессиональной                                       │ПК-13     

   │деятельности, а также                                  │ПК-14     

   │смежных областей науки и                               │ПК-15     

   │техники;                                               │ПК-17     

   │- особенности                                          │ПК-18     

   │проектирования и                                       │ПК-19     

   │конструирования узлов,                                 │ПК-20     

   │приборов и систем                                      │ПК-21     

   │оптотехники, блоков и                                  │ПК-22     

   │узлов с использованием                                 │ПК-23     

   │средств компьютерного                                  │ПК-24     

   │проектирования;                                        │ПК-25     

   │- проведением проектных                                │ПК-26     

   │расчетов и                                             │ПК-28     

   │технико-экономическим                                            

   │обоснованием конструкций; │                                       

   │уметь:                                                           

   │- анализировать,                                                 

   │критически оценивать и                                           

   │интегрировать опыт                                               

   │практической деятельности │                                       

   │и исследований в                                                  

   │профессиональной области и│                                       

   │социально-личностной                                             

   │сфере;                                                           

   │- выбирать оптимальные                                           

   │методы и разрабатывать                                           

   │программы                                                        

   │экспериментальных                                                

   │исследований, проведения                                         

   │оптических измерений с                                           

   │выбором технических                                              

   │средств и обработкой                                             

   │результатов;                                                     

   │- разрабатывать                                                  

   │функциональные и                                                 

   │структурные схемы                                                

   │оптико-электронных                                               

   │приборов и лазерных систем│                                       

   │с определением их                                                

   │физических принципов                                             

   │действия, структур и                                             

   │установлением технических │                                       

   │требований на отдельные                                          

   │блоки и элементы;                                                

   │- оценивать                                                      

   │технологичность                                                  

   │конструкторских решений;                                         

   │- разрабатывать                                                  

   │технологические процессы                                         

   │сборки, юстировки и                                              

   │контроля оптических,                                             

   │оптико-электронных,                                              

   │механических блоков, узлов│                                       

   │и деталей;                                                       

   │владеть:                                                        

   │- методами анализа                                               

   │состояния                                                        

   │научно-технической                                                

   │проблемы, технического                                           

   │задания и постановки цели │                                       

   │и задач проектирования                                           

   │оптической техники на                                            

   │основе подбора и изучения │                                       

   │литературных и патентных                                         

   │источников;                                                      

   │- навыками нахождения                                            

   │оптимальных решений при                                          

   │создании оптической                                              

   │продукции с учетом                                               

   │требований качества,                                             

   │стоимости, сроков                                                

   │исполнения,                                                      

   │конкурентоспособности и                                          

   │безопасности                                                     

   │жизнедеятельности.                                               

├───┼──────────────────────────┼─────────┼────────────────────┼───────────┤

   │Вариативная часть                                                

   │(знания, умения, навыки                                          

   │определяются ОПП вуза)                                           

├───┼──────────────────────────┼─────────┼────────────────────┼───────────┤

│М.3│Практики и научно-           57                        │ОК-2      

   │исследовательская работа                               │ОК-4 - 5  

   │практические умения и                                  │ОК-7      

   │навыки определяются ОПП                                │ПК-2      

   │вуза                                                   │ПК-5 - 6  

                                                          │ПК-8      

                                                          │ПК-14 - 15 │

                                                          │ПК-17 - 20 │

                                                          │ПК-25     

                                                          │ПК-29     

├───┼──────────────────────────┼─────────┼────────────────────┼───────────┤

│М.4│Итоговая государственная      3                        │ОК-2      

   │аттестация                                             │ОК-4      

                                                          │ОК-5      

                                                          │ОК-7      

                                                          │ПК-2      

                                                          │ПК-5 - 6  

                                                          │ПК-10     

                                                          │ПК-16     

                                                          │ПК-21     

├───┼──────────────────────────┼─────────┼────────────────────┼───────────┤

   │Общая трудоемкость           120                                

   │основной образовательной                                         

   │программы                                                        

└───┴──────────────────────────┴─────────┴────────────────────┴───────────┘

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включают все виды текущей и промежуточной аттестаций.

 

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

 

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, проектной, производственно-технологической, организационно-управленческой), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий.

7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.

Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающегося). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").

7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.

7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и необязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.

7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 20 академических часов.

7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).

7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.

--------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).

 

7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.

7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.

7.13. ООП магистратуры вуза должна включать лабораторные практикумы и (или) практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области истории и методологии научного познания в области оптотехники, математического моделирования, теории систем и преобразований сигналов, решения научно-исследовательских, проектных и технологических задач с использованием информационных технологий, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.

7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);

при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;

обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

7.15. Требования к организации практик обучающихся

Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: производственная, научно-исследовательская, научно- производственная.

Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

7.16. Требования к организации научно-исследовательской работы обучающихся

Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:

планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;

проведение научно-исследовательской работы;

корректировка плана проведения научно-исследовательской работы;

составление отчета о научно-исследовательской работе;

публичная защита выполненной работы.

Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.

7.17. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 20 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и учреждений. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее 12 процентов преподавателей.

При реализации магистерских программ, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания.

Общее руководство научным содержанием и образовательной частью магистерской программы должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет.

Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя магистерскими программами; для внутреннего штатного совместителя - не более чем одной магистерской программой.

Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем пятью магистрами.

Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и (или) зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.

7.18. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.

Абзац исключен. - Приказ Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП магистратуры утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.

Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

 

7.20. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса:

Высшее учебное заведение, реализующее ООП магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации ООП магистратуры перечень материально-технического обеспечения включает в себя: лаборатории, специально оборудованные кабинеты и аудитории, а также предприятия, предоставляющие базу для обеспечения эффективной научно-практической подготовки магистров, в том числе научно-производственные, технологические и экспериментальные лаборатории по оптическим, оптико-электронным и лазерным приборам, системам и комплексам.

При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. На сто обучающихся должно быть не менее 20 рабочих мест, из которых не менее 80 процентов имеют доступ в Интернет.

 

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

 

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

обеспечения компетентности преподавательского состава;

регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

Оценка качества освоения ООП магистратуры должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП магистратуры (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам ООП магистратуры и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.

При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.

При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.

Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей.

8.4. Обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины и так далее.

8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО.

Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, устанавливаемый по решению ученого совета вуза.

8.7. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением.

Выпускная квалификационная работа в соответствии с магистерской программой выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, проектной, производственно-технологической, организационно-управленческой).

Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач.

При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

8.8. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024