Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 февраля 2010 г. N 16355

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 14 января 2010 г. N 38

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 072300 МУЗЕОЛОГИЯ И ОХРАНА ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО

И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

 

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 072300 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (квалификация (степень) "магистр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

 

Министр

А.ФУРСЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

 

Утвержден

Приказом Министерства

образования и науки

Российской Федерации

от 14 января 2010 г. N 38

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 072300 МУЗЕОЛОГИЯ И ОХРАНА ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО

И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 072300 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО        - высшее профессиональное образование;

ООП        - основная образовательная программа;

ОК         - общекультурные компетенции;

ПК         - профессиональные компетенции;

УЦ ООП     - учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО   - федеральный государственный образовательный стандарт высшего

             профессионального образования.

 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

 

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

--------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

 

Таблица 1

 

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация

(степень) выпускников

 

 Наименование
     ООП     

   Квалификация (степень)  

Нормативный срок
  освоения ООП 
(для очной формы
   обучения),  
    включая    
 последипломный
     отпуск    

Трудоемкость
(в зачетных
 единицах) 

    код в    
соответствии с
   принятой  
классификацией
     ООП     

наименование

     ООП     
 магистратуры

      68     

   магистр  

     2 года    

  120 <*>

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость основной образовательной программы за учебный год равна 60 зачетным единицам.

 

Сроки освоения основной образовательной программы магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

Профильная направленность ООП магистратуры определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки.

 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ

 

4.1. Профессиональная деятельность магистров осуществляется в области:

музеологии;

социально-гуманитарного и естественнонаучного знания;

сохранения объектов культурного и природного наследия;

образования.

4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются:

возникновение, развитие и функционирование музеев и учреждений музейного типа;

сохранение и актуализация всех элементов культурного и природного наследия;

формы и средства музейной коммуникации.

4.3. Магистр по направлению подготовки 072300 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

научно-исследовательская деятельность:

в высших учебных заведениях, научно-исследовательских институтах и центрах, музеях, библиотеках, архивах: выявление и обработка информации о культурном и природном наследии; научные исследования в области музеологии, истории культуры; изучение и анализ современной музейной практики;

организационно-управленческая деятельность:

в органах федерального, регионального, муниципального государственного управления: управление в сфере культуры, разработка культурной политики; разработка и реализация научно-практических программ сохранения культурного и природного наследия;

производственно-технологическая деятельность:

практическая работа в музеях, учреждениях музейного типа и на других объектах профессиональной деятельности, направленная на сохранение и использование объектов культурного и природного наследия;

культурно-образовательная деятельность:

работа в музеях и учреждениях музейного типа, экскурсионных и туристических фирмах, направленная на представление культурного и природного наследия;

проектная деятельность:

социокультурное проектирование, проектирование музейных экспозиций и выставок.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

4.4. Магистр по направлению подготовки 072300 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:

научно-исследовательская:

определение новых актуальных направлений исследований;

выявление и анализ историко-культурного потенциала регионов России и зарубежных стран с целью развития туризма;

проведение научно-исследовательских работ в области музееведения и истории культуры;

исследование и анализ современной музейной практики, в том числе: разработка планов, программ и методик проведения научных исследований;

мониторинг объектов культурного и природного наследия;

исследование и обобщение отечественного и зарубежного опыта в области освоения культурного и природного наследия;

написание научных статей и научных отчетов;

проведение семинаров, научных конференций, подготовка и редактирование научных публикаций;

организационно-управленческая:

организация научно-исследовательских и научно-практических работ;

участие в управлении деятельностью учреждения, в том числе:

принятие управленческих решений в условиях различных мнений;

планирование, организация и обеспечение эффективности работы учреждения;

организация работы коллектива исполнителей, подбор и расстановка кадров, мотивация их профессионального развития; стимулирование качества труда;

осуществление контроля работы исполнителей;

организация деловых связей с партнерами;

производственно-технологическая деятельность:

разработка и апробирование новых методов сохранения и освоения культурного и природного наследия;

организация работы по внедрению новых научных и технических достижений в музейную практику;

проектно-инновационная деятельность:

выбор и обоснование проекта: разработка концептуальных моделей музеев и музейных учреждений;

подбор и обоснование методов осуществления проекта;

оценка перспектив (готовности) к его внедрению в конкретных областях социальной практики и их учет в перспективном планировании;

разработка и реализация проектов в области социального проектирования;

создание концепций региональной политики в отношении историко-культурного и природного наследия регионов;

культурно-образовательная деятельность:

участие в разработке и реализации государственной и региональной политики в области освоения культурного и природного наследия;

участие в разработке долговременных (перспективных) культурно-образовательных программ;

реализация культурно-образовательных программ.

 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

 

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

владением одним или двумя иностранными языками как средством как средством делового общения (ОК-3);

владением навыками организации исследовательских и проектных работ (ОК-4);

владением пространственным мышлением (ОК-5);

владением историческим мышлением (ОК-6);

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

научно-исследовательская деятельность:

владением современной методологией гуманитарного знания (ПК-1);

способностью использовать знание фундаментальных наук в своей научно-исследовательской, педагогической и научно-практической деятельности (ПК-2);

готовностью использовать углубленные специализированные знания для решения профессиональных задач (ПК-3);

способностью самостоятельно ставить и решать проблемы в области изучения, сохранения и актуализации культурного наследия (ПК-4);

готовностью представлять результаты исследования в различных формах (ПК-5);

владением навыками подготовки практических рекомендаций по использованию результатов научных исследований (ПК-6);

организационно-управленческая деятельность:

готовностью к управлению коллективом и организации его работы; владеть приемами и методами работы с персоналом, методами оценки качества и результативности труда персонала (ПК-7);

способностью оценивать условия и прогнозировать последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);

производственно-технологическая деятельность:

владением современными методами обработки и интерпретации информации (ПК-9);

способностью использовать современные программные продукты и ресурсы Интернет для решения задач профессиональной деятельности, в том числе находящихся за пределами профильной подготовки; свободное владение профессионально-профилированными знаниями в области информационных технологий (ПК-10);

способностью выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения (ПК-11);

способностью составлять методические документы, связанные с внедрением новых методов освоения и сохранения культурного наследия, в том числе применительно к региональным особенностям и международного опыта (ПК-12);

проектная деятельность:

готовностью к организации проектных работ в области основных направлений музейной деятельности (ПК-13);

готовностью к реализации инновационных проектов, оценке их результатов (ПК-14);

культурно-образовательная деятельность:

способностью к разработке новых форм работы с музейной аудиторией (ПК-15);

готовностью к реализации многообразных культурно-образовательных программ (ПК-16);

готовностью к педагогической деятельности (ПК-17).

 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

 

6.1. Основные образовательные программы магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

общенаучный цикл;

профессиональный цикл;

и разделов:

практики и научно-исследовательская работа;

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.

 

Таблица 2

 

Структура ООП магистратуры

 

┌───┬─────────────────────────────┬─────────┬───────────────────┬─────────┐

│Код│   Учебные циклы, разделы    │Трудоем- │Перечень дисциплин │Коды    

   │ и проектируемые результаты  │кость      для разработки   │формируе-│

           их освоения          │(зачетные│примерных программ,│мых     

                                │единицы  │ а также учебников │компетен-│

                                │<*>      │ и учебных пособий │ций     

├───┼─────────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼─────────┤

│М.1│Общенаучный цикл                40    │Общенаучный модуль │ОК-1 - 4 │

   │Базовая часть                   15    │История и          │ОК-6    

   │В результате изучения базовой│         │философия науки    │ПК-1 - 3 │

   │части    цикла    обучающийся│         │Социально-         │ПК-5    

   │должен:                               │гуманитарные науки │ПК-7 - 8 │

   │знать:                                │в контексте        │ПК-10 - 

   │основные          философские│         │современной        │11      

   │категории     и    концепции,│         │культуры           │ПК-17   

   │направления    и   теории   в│         │Педагогика высшей          

   │истории    философии   науки;│         │школы                      

   │категориальный    аппарат   и│         │Управление знанием │        

   │научные    методы   познания;│         │Научно-                    

   │классификацию  наук и научных│         │информационный             

   │исследований;                         │модуль                     

   │программно-целевые     методы│         │Компьютерные               

   │решения    научных   проблем;│         │технологии в науке │        

   │основы  современных  цифровых│         │и образовании              

   │технологий   и  тенденции  их│         │Компьютерные               

   │развития     в     науке    и│         │технологии в               

   │образовании;                          │музеях и                   

   │теоретические          основы│         │учреждениях                

   │организации,       управления│         │музейного типа             

   │научно-исследовательскими                                         

   │работами;  педагогику  высшей│                                    

   │школы;                                                           

   │правовые               основы│                                    

   │интеллектуальной                                                 

   │собственности;                                                   

   │уметь:                                                           

   │формулировать                                                    

   │научно-исследовательские    и│                                    

   │научно-практические  проблемы│                                    

   │и  использовать эвристические│                                    

  │методы       их      решения;│                                    

   │самостоятельно найти, выбрать│                                    

   │и   использовать  современные│                                    

   │средства цифровых технологий,│                                    

   │ориентированные   на  решение│                                    

   │научно-исследовательских    и│                                    

   │производственно-                                                 

   │технологических         задач│                                    

   │профессиональной                                                 

   │деятельности;       оценивать│                                    

   │эффективность   и  результаты│                                    

   │научной         деятельности;│                                    

   │осуществлять   педагогический│                                    

   │процесс;                                                         

   │адаптироваться   к  изменению│                                    

   │профиля деятельности;                                            

   │владеть:                                                         

   │основами          современной│                                    

   │методологии          научного│                                    

   │познания;                                                        

   │методами      и      приемами│                                    

   │информационно-описательной                                       

   │деятельности,  систематизации│                                    

   │данных,      структурирования│                                   

   │описания  предметной области:│                                    

   │выделением ключевых категорий│                                    

   │и     понятий,    персоналий;│                                    

   │ведением   собственной   базы│                                    

   │данных;          составлением│                                    

   │рефератов,           обзоров,│                                    

   │методических         пособий;│                                    

   │способностью   к  организации│                                    

   │работы      коллектива      и│                                    

   │управлению им;                                                   

   │методикой    преподавания   и│                                    

   │воспитания в высшей школе.                                       

├───┼─────────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼─────────┤

   │Вариативная часть (знания,      25                               

   │умения, навыки определяются                                      

   │ООП вуза                                                         

├───┼─────────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼─────────┤

│М.2│Профессиональный цикл           25    │Теоретико-         │ОК-1 - 3 │

   │Базовая                         15    │методологический   │ОК-5 - 6 │

   │(общепрофессиональная) часть │         │модуль             │ПК-1 - 4 │

   │В результате изучения базовой│         │История и          │ПК-9    

   │части цикла студент должен:           │методология        │ПК-14 - 

   │знать:                                │исследования       │16      

  │историю  и  методологию наук,│         │культурного и              

   │углубляющую                           │природного                 

   │общепрофессиональную                  │наследия                   

   │подготовку;                           │Современные                

   │современные   направления   и│         │исследования               

   │проблемы   истории  культуры,│         │музеев и объектов          

   │музееведения,        практики│         │культурного и              

   │изучения  и освоения объектов│         │природного                 

   │культурного    и   природного│         │наследия России            

   │наследия;                             │Современные                

   │уметь:                                │зарубежные                 

   │культурно-исторические      и│         │исследования               

   │музееведческие    знания    в│         │музеев и объектов          

   │различных              сферах│         │культурного и              

   │профессиональной                      │природного                 

   │деятельности;                         │наследия                   

   │самостоятельно      выполнять│                                    

   │исследования    при   решении│                                    

   │научно-исследовательских    и│                                    

   │прикладных       задач      в│                                    

   │профессиональной деятельности│                                    

   │с   применением   современных│                                    

   │научно-информационных     или│                                    

   │образовательных   технологий;│                                   

   │использовать  фундаментальные│                                    

   │выстраивать        технологии│                                    

   │обучения новому знанию;                                          

   │владеть:                                                         

   │способностью                к│                                    

   │профессиональной  адаптации и│                                    

   │изменению             профиля│                                    

   │деятельности;                                                    

   │навыками     организации    и│                                    

   │проведения    самостоятельной│                                    

   │творческой      работы      в│                                    

   │научно-исследовательском  или│                                    

   │производственном коллективе; │                                    

   │способностью к обучению новым│                                    

   │методам исследования и                                           

├───┼─────────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼─────────┼

   │Вариативная часть (знания,      10                               

   │умения, навыки определяются                                      

   │ООП вуза                                                         

├───┼─────────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼─────────┤

│М.3│Практика        и       (или)│   50                       │ОК-3 - 4 │

   │научно-исследовательская                                 │ОК-6    

   │работа                                                   │ПК-1 - 2 │

  │(практические умения и навыки│                            │ПК-4 - 8 │

   │определяются ООП вуза)                                   │ПК-10 - 

   │Научно-исследовательская    и│                            │12      

   │педагогическая практики                                  │ПК-17   

   │В    результате   прохождения│                                    

   │научно-исследовательской    и│                                    

   │педагогической       практики│                                    

   │обучающийся  должен  получить│                                    

   │следующие        практические│                                    

   │навыки:                                                          

   │самостоятельного   выполнения│                                    

   │исследования   при    решении│                                    

   │научно-исследовательских    и│                                    

   │производственных    задач   с│                                    

   │использованием    современной│                                    

   │аппаратуры  и  вычислительных│                                    

   │средств;     применения    на│                                    

   │практике  основ организации и│                                    

   │планирование                                                     

   │научно-исследовательских    и│                                    

   │производственных    работ   с│                                    

   │использованием    нормативных│                                    

   │документов;                                                      

   │работы       в        научно-│                                   

   │исследовательском коллективе,│                                    

   │к профессиональной адаптации,│                                    

   │освоения     новых    методов│                                    

   │исследования   и  технологий;│                                    

   │методически        грамотного│                                    

   │построения    плана    лекций│                                    

   │(практического      занятия),│                                    

   │публичного          изложения│                                    

   │теоретических  и практических│                                    

   │разделов  учебных дисциплин в│                                    

   │соответствии  с утвержденными│                                    

   │учебно-методическими                                             

   │пособиями.    В    результате│                                    

   │прохождения                                                      

   │научно-исследовательской                                         

   │практики  обучающийся  должен│                                    

   │собрать  необходимый материал│                                    

   │для    выполнения   выпускной│                                    

   │квалификационной работы.                                         

   │Научно-исследовательская                                         

   │работа                                                           

   │В    результате    выполнения│                                    

   │научно-исследовательской                                         

   │работы     по     теме    ООП│                                    

   │магистратуры      обучающийся│                                    

   │должен получить теоретические│                                    

   │и     практические     навыки│                                    

   │планирования, осуществления и│                                    

   │оформления            научно-│                                    

   │исследовательских      работ.│                                     

├───┼─────────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼─────────┤

│М.4│Итоговая      государственная│    5                       │ОК-1    

   │аттестация                                               │ОК-4    

   │В   результате  подготовки  и│                            │ОК-6    

   │защиты    выпускной    работы│                            │ПК-1    

   │выпускник   должен   получить│                            │ПК-2    

   │следующие навыки:                                        │ПК-4    

   │способность  самостоятельно с│                            │ПК-5    

   │применением       современных│                            │ПК-8    

   │компьютерных       технологий│                            │ПК-9    

   │анализировать,   обобщать   и│                            │ПК-10   

   │систематизировать  результаты│                                    

   │научно-исследовательских    и│                                    

   │прикладных работ;                                                

   │способность      использовать│                                    

   │современные  методы обработки│                                    

   │и  интерпретации   информации│                                   

   │при   проведении   научных  и│                                    

   │прикладных      исследований;│                                    

   │способность   профессионально│                                    

   │оформлять,   представлять   и│                                    

   │докладывать        результаты│                                    

   │научно-исследовательских    и│                                    

   │производственно-                                                 

   │технологических    работ   по│                                    

   │утвержденным  формам,  в  том│                                    

   │числе:                                                           

   │способность    самостоятельно│                                    

   │ставить    задачи     научно-│                                    

   │исследовательских      работ,│                                    

   │самостоятельно      выполнять│                                    

   │исследования   по  теме   ООП│                                    

   │магистратуры;     способность│                                    

   │планировать, организовывать и│                                    

   │проводить             научно-│                                    

   │исследовательские           и│                                    

   │прикладные работы по теме ООП│                                    

   │магистратуры   с  применением│                                    

   │компьютерных      технологий;│                                    

   │умение           представлять│                                    

   │результаты работ;                                                

   │способность                 к│                                    

   │профессиональной адаптации, к│                                    

   │обучению    новым     методам│                                    

   │исследования и технологиям.                                      

├───┼─────────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼─────────┤

   │Общая трудоемкость основной     120                               

   │образовательной программы                                        

└───┴─────────────────────────────┴─────────┴───────────────────┴─────────┘

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость циклов М.1, М.2 и разделов М.3 и М.4 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

 

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

 

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий.

7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.

Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").

7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.

7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.

7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 14 академических часов.

7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).

7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.

--------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).

 

7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.

7.12. В вузе должно быть предусмотрено:

применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества: чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей, проведение ролевых игр;

преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формирования компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.

7.13. ООП магистратуры вуза должна включать практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области: компьютерных технологий в музеях и учреждениях музейного типа, новых музейных технологий, основных направлениях музейной деятельности и, кроме того, по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.

7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);

право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;

право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

7.15. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: научно-исследовательская и педагогическая.

Конкретные виды практик определяются ООП. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики проводятся в профильных учреждениях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться такие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся, как планирование научно-исследовательской работы, включающее:

ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;

проведение научно-исследовательской работы;

составление отчета о научно-исследовательской работе;

публичная защита выполненной работы.

В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.

7.17. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 20 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее 12 процентов преподавателей.

При реализации ООП магистратуры, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 70 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания.

Общее руководство научным содержанием и образовательной частью ООП магистратуры должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет.

Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя ООП магистратуры; для внутреннего штатного совместителя - не более одной ООП магистратуры.

Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрами.

Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и/или зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.

7.18. ООП магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.

Абзац исключен. - Приказ Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП магистратуры утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.

Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

 

7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации ООП магистратуры перечень материально-технического обеспечения включает в себя: специально оборудованные кабинеты и аудитории, оснащенные аудио- и видеотехникой; компьютерные классы для возможности использования электронных изданий, баз данных и других программ, выхода в Интернет.

При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

Доступность для студентов к сетям типа Интернет должна быть не менее одного рабочего места на пятерых обучающихся.

 

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

 

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

обеспечения компетентности преподавательского состава;

регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

Оценка качества освоения ООП магистратуры должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП магистратуры (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам ООП магистратуры и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества универсальных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.

При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.

При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.

Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей.

8.4. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО.

Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, устанавливаемый по решению ученого совета вуза.

8.7. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением.

Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытно-конструкторской, технологической, исполнительской, творческой).

Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач:

анализ историко-культурного потенциала регионов Российской Федерации;

разработка и апробирование новых методов сохранения и освоения культурного и природного наследия;

проект, посвященный разработке концептуальных моделей музея; музейного учреждения; концепции музейной экспозиции;

проект создания концепций региональной политики в отношении историко-культурного и природного наследия регионов;

проведение научно-исследовательских работ в области истории и теории музейной науки;

исследование и анализ современной музейной практики, в том числе: мониторинг объектов культурного и природного наследия.

При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

8.8. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024