Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 мая 2010
г. N 17101
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 15 февраля 2010 г. N 117
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
О КАДЕТСКОЙ ШКОЛЕ И КАДЕТСКОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ
В
соответствии с пунктом 5 статьи 12 Закона Российской Федерации "Об
образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и
Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание
законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2004, N 35, ст.
3607; 2007, N 27, ст. 3215; 2008, N 9, ст. 813; N 30, ст. 3616; 2009, N 46, ст. 5419) и подпунктом
5.2.23.44 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004
г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562;
2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N
25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378, N 14, ст.
1662), приказываю:
1. Утвердить
прилагаемое Типовое положение о кадетской школе и кадетской школе-интернате.
2. Настоящий Приказ вступает в силу с даты вступления в силу
Постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу
Постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. N 1427
"Об утверждении Типового положения о кадетской школе (кадетской
школе-интернате)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N
47, ст. 5411; 2002, N 52, ст. 5225; 2009, N 12, ст.
1427).
Министр
А.ФУРСЕНКО
Приложение
Утверждено
Приказом
Министерства образования
и науки Российской
Федерации
от 15 февраля 2010
г. N 117
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О КАДЕТСКОЙ ШКОЛЕ И КАДЕТСКОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ
I. Общие
положения
1. Настоящее
Типовое положение регулирует деятельность государственных и муниципальных
общеобразовательных учреждений: кадетских школ и кадетских школ-интернатов.
2. Основные цели деятельности кадетской школы и кадетской
школы-интерната - интеллектуальное, культурное, физическое и
духовно-нравственное развитие кадетов, их адаптация к жизни в обществе,
создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству
на поприще государственной гражданской, военной, правоохранительной службы (далее
- государственная служба), муниципальной службы, а также несению
государственной службы российского казачества, в соответствии с профилем
деятельности учредителя кадетской школы, кадетской школы-интерната.
3. Кадетская школа
и кадетская школа-интернат реализует общеобразовательные программы начального
общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и
дополнительные образовательные программы, имеющие целью подготовку
несовершеннолетних граждан, обучающихся в кадетской школе, кадетской школе-интернате
(далее - кадеты), к государственной службе, муниципальной службе, а также
несению государственной службы российского казачества. Кадетская школа-интернат
создает необходимые условия для проживания кадетов.
4. Кадетская школа и кадетская школа-интернат в своей деятельности
руководствуются федеральными законами, указами и распоряжениями Президента
Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской
Федерации, решениями соответствующего органа, осуществляющего управление в
сфере образования, настоящим Типовым положением, а по вопросам, не
урегулированным настоящим Типовым положением, - Типовым положением об
общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства
Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 196 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2001, N 13, ст. 1252; 2002, N 52, ст.
5225; 2005, N 7, ст. 560; 2006, N 2, ст. 217; 2007, N 31, ст. 4082; 2008, N 34,
ст. 3926; 2009, N 12, ст. 1427), решениями учредителей кадетской школы и
кадетской школы-интерната, и своими уставами.
5. Кадетская школа
и кадетская школа-интернат создаются, реорганизуются и ликвидируются в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
6. При ликвидации
или реорганизации кадетской школы и кадетской школы-интерната, осуществляемой,
как правило, по окончании учебного года, учредитель обеспечивает в
установленном порядке перевод кадетов с согласия родителей (законных
представителей) в другие общеобразовательные учреждения.
7. Учредителями
кадетской школы и кадетской школы-интерната могут быть Российская Федерация,
субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования (далее -
учредители).
8. Наименования
кадетской школы и кадетской школы-интерната устанавливаются при их создании и
изменяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В наименованиях
кадетской школы и кадетской школы-интерната может указываться профиль
деятельности учредителей (например, казачья кадетская школа или казачья
кадетская школа-интернат).
9. Кадетская школа и
кадетская школа-интернат являются юридическими лицами.
10. Кадетская школа
и кадетская школа-интернат имеют лицевые счета и иные счета, открываемые в
соответствии с законодательством Российской Федерации, печати с изображением
Государственного герба Российской Федерации, штампы и бланки со своим
наименованием.
11. Право на
образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством
Российской Федерации, возникают у кадетской школы и кадетской школы-интерната
со дня выдачи лицензии на право ведения
образовательной деятельности.
12. Кадетская школа
и кадетская школа-интернат проходят государственную аккредитацию в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации в области образования.
II. Прием в
кадетскую школу и кадетскую школу-интернат
13. Правила приема
в кадетскую школу и кадетскую школу-интернат определяются учредителями в
соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования и
закрепляются в уставах кадетской школы и кадетской школы-интерната.
14. В кадетскую
школу и кадетскую школу-интернат принимаются несовершеннолетние граждане,
годные по состоянию здоровья и изъявившие желание обучаться в кадетской школе и
кадетской школе-интернате.
15. Зачисление
несовершеннолетних граждан в кадетскую школу и кадетскую школу-интернат
производится по заявлению родителей (законных представителей).
16. При приеме
кадетская школа и кадетская школа-интернат обязаны ознакомить
несовершеннолетних граждан и их родителей (законных представителей) с уставами
кадетской школы и кадетской школы-интерната, лицензиями на право
ведения образовательной деятельности, со свидетельствами о
государственной аккредитации образовательного учреждения, основными
образовательными программами, реализуемыми этим образовательным учреждением и
другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
17. Кадеты
кадетской школы-интерната из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, находятся на полном государственном обеспечении и
пользуются льготами, установленными для данной категории детей
законодательством Российской Федерации.
III.
Организация образовательного и воспитательного
процесса в
кадетской школе и кадетской школе-интернате
18. Кадетская школа
и кадетская школа-интернат осуществляют образовательный процесс с учетом
дополнительных образовательных программ, имеющих целью подготовку к служению
Отечеству на поприще государственной службы, муниципальной службы, а также
несению государственной службы российского казачества, и в соответствии с
уровнями основных общеобразовательных программ трех ступеней общего
образования:
1 ступень -
начальное общее образование (нормативный срок освоения - 4 года);
2 ступень -
основное общее образование (нормативный срок освоения - 5 лет);
3 ступень - среднее
(полное) общее образование (нормативный срок освоения - 2 года).
В кадетской
школе-интернате обучение на указанных ступенях организуется по решению
учредителя кадетской школы-интерната и регламентируется уставом кадетской
школы-интерната.
19. Основные
общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального
государственного образовательного стандарта с учетом образовательных
потребностей и запросов кадетов и включают в себя учебный план, рабочие
программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы,
обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки
кадетов.
Дополнительные
образовательные программы по юридической, физической, психологической и другой
специальной подготовке, в том числе по подготовке к служению Отечеству на
поприще государственной службы, муниципальной службы, а также несению
государственной службы российского казачества, ведутся и определяются рабочими
программами учебных курсов, предметов и дисциплин (модулей), разрабатываемыми
кадетской школой и кадетской школой-интернатом.
20. Кадетская школа
и кадетская школа-интернат самостоятельны в выборе системы оценок, формы,
порядка и периодичности промежуточной аттестации кадетов в соответствии с
законодательством Российской Федерации в области образования.
21. Учебные занятия
в кадетской школе и кадетской школе-интернате, как правило, начинаются 1
сентября.
Учебный год
включает в себя 4 учебные четверти (в 1 классах - не более 33 недель, во 2 - 11
классах - не более 34 недель) и период практических занятий и (или)
государственную (итоговую) аттестацию.
В соответствии с
учебным планом кадетам в течение учебного года предоставляются осенние, зимние
и весенние каникулы общей продолжительностью не менее 30 календарных дней, а
летом - не менее 8 недель. Для кадетов на ступени начального общего образования
в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.
22. Количество
классов в кадетской школе и кадетской школе-интернате определяется с учетом
санитарных норм и наличия условий, необходимых для осуществления
образовательного процесса.
23. Наполняемость
каждого класса в кадетской школе не должна превышать 25 человек, а в кадетской
школе-интернате - 20 человек.
24. Режим дня
кадетской школы регламентируется правилами внутреннего распорядка кадетской
школы.
Режим дня,
обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха в
кадетской школе-интернате, составляется с учетом круглосуточного пребывания
кадетов.
25. Перевод кадета
из кадетской школы и кадетской школы-интерната в другое общеобразовательное
учреждение осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
26. Изучение
учебного предмета завершается, как правило, экзаменом или зачетом.
Итоговые оценки
выставляются по результатам сдачи экзаменов (зачетов) по всем учебным предметам
теоретического обучения и практических занятий, включенным в учебный план
кадетской школы и кадетской школы-интерната, или по результатам текущего
контроля (контрольным занятиям), если учебным планом по учебному предмету не
предусмотрен экзамен (зачет).
Итоговые оценки
выставляются по результатам полугодия и учебного года.
27. Кадеты, освоившие
в полном объеме основную общеобразовательную программу учебного года, после
прохождения практических занятий и по представлению педагогического совета
кадетской школы, кадетской школы-интерната приказом директора кадетской школы,
кадетской школы-интерната переводятся на следующий курс обучения.
28. Кадеты на
ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по
одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Кадеты обязаны
ликвидировать академическую задолженность в течение следующего учебного года,
кадетская школа и кадетская школа-интернат обязаны создать условия кадетам для
ликвидации этой задолженности и обеспечить контроль за
своевременностью ее ликвидации.
Кадеты на
ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие
образовательной программы учебного года и имеющие академическую задолженность
по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не
ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, переводятся в
иные общеобразовательные учреждения.
Кадеты на
ступени среднего (полного) общего образования, не освоившие образовательной
программы учебного года по очной форме обучения и имеющие академическую
задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий
класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету,
переводятся в иные общеобразовательные учреждения.
Кадеты на
ступенях основного общего образования и среднего (полного) общего образования,
не освоившие дополнительные образовательные программы по юридической,
физической, психологической и другой специальной подготовке, в том числе по
подготовке к служению Отечеству на поприще государственной службы,
муниципальной службы, а также несению государственной службы российского
казачества, и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или
условно переведенные в следующий класс и не
ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, переводятся в
иные общеобразовательные учреждения.
Перевод кадета в
следующий класс осуществляется по решению органа управления кадетской школы и
кадетской школы-интерната.
29. Освоение кадетами основных общеобразовательных программ среднего
(полного) общего образования завершается государственной (итоговой)
аттестацией, проводимой в соответствии с Приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 28 ноября 2008 г. N 362 "Об утверждении
Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации
обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего
(полного) общего образования" (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 13 января 2009 г., регистрационный N 13065. Российская газета, N 15, 30 января 2009 г.).
Кадетская школа и
кадетская школа-интернат, имеющие государственную аккредитацию, выдают кадетам,
прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документы государственного
образца о соответствующем уровне образования, заверенные печатью кадетской
школы и кадетской школы-интерната.
Выпускникам
кадетской школы и кадетской школы-интерната вручается нагрудный знак, образец
которого утверждается учредителем.
30. По решению
директора кадетской школы, кадетской школы-интерната за совершенные
неоднократно грубые нарушения уставов кадетской школы и кадетской
школы-интерната допускается исключение (перевод в иные общеобразовательные
учреждения) из данных общеобразовательных учреждений кадетов, достигших
возраста пятнадцати лет.
Исключение
(перевод в иные общеобразовательные учреждения) кадетов из кадетской школы и
кадетской школы-интерната применяется, если меры воспитательного характера не
дали результатов и дальнейшее пребывание кадетов в кадетской школе и кадетской
школе-интернате оказывает отрицательное влияние на других кадетов, нарушает их
права и права работников кадетской школы и кадетской школы-интерната, а также
нормальное функционирование кадетской школы и кадетской школы-интерната.
Решение об
исключении кадета, не получившего общего образования, принимается с учетом
мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.
Кадетская школа и
кадетская школа-интернат незамедлительно обязаны проинформировать об исключении
кадета из кадетской школы и кадетской школы-интерната его родителей (законных
представителей) и орган местного самоуправления.
Комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав совместно с органом местного самоуправления
и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, исключенного из
кадетской школы и кадетской школы-интерната, в месячный срок принимает меры,
обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение
его обучения в другом общеобразовательном учреждении.
31. Воспитательная
работа в кадетской школе и кадетской школе-интернате является частью
образовательного процесса и одним из основных видов деятельности кадетской
школы и кадетской школы-интерната, а также нацелена на подготовку к служению
Отечеству на поприще государственной службы, муниципальной службы, а также
несению государственной службы российского казачества.
32. Воспитание
кадетов базируется на общечеловеческих ценностях, лучших образцах мировой и
национальной культуры, истории Российского государства, выдающихся примерах
служения закону и Отечеству.
Воспитательный
процесс организуется на основе комплексного подхода к решению задач
интеллектуального, патриотического, духовно-нравственного, физического,
правового и эстетического воспитания кадетов. При этом его основные задачи
реализуются в процессе повседневной жизни кадетов, в совместной учебной и
других видах деятельности кадетов и остальных участников образовательного
процесса.
Эффективность
воспитательного процесса достигается поддержанием образцового внутреннего
порядка и высокой организацией классов кадетской школы и кадетской
школы-интерната, созданием необходимых условий для успешной учебы, жизни, быта
и досуга кадетов, всесторонним информационным обеспечением, а также сочетанием
высокой требовательности к кадетам с уважением их личного достоинства и
демонстрацией руководителями кадетской школы и кадетской школы-интерната
примера для подражания.
Основной формой
воспитания является систематическая и целенаправленная индивидуальная
воспитательная работа с каждым кадетом в соответствии с профилем деятельности
учредителя кадетской школы и кадетской школы-интерната.
33. Воспитательная
работа с кадетами планируется в масштабе кадетской школы и кадетской
школы-интерната на весь период обучения, а также на учебный год и месяц.
IV.
Участники образовательного процесса
34. Участниками
образовательного процесса в кадетской школе и кадетской школе-интернате
являются руководители, педагогические работники, учебно-вспомогательный персонал,
кадеты и родители (законные представители) кадетов.
35. Права и
обязанности кадетов кадетской школы и кадетской школы-интерната, их родителей
(законных представителей) определяются уставами кадетской школы и кадетской
школы-интерната и иными предусмотренными этими уставами актами.
36. Порядок
комплектования кадетской школы и кадетской школы-интерната педагогическими и
другими работниками определяется законодательством Российской Федерации,
решениями учредителей и регламентируется уставами кадетской школы и кадетской
школы-интерната.
37. На
педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую
профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям
квалификационных характеристик должности и полученной специальности,
подтвержденную документами государственного образца об уровне образования и
(или) квалификации.
38. Основные права и обязанности, а также социальные гарантии и льготы,
предоставляемые работникам кадетской школы и кадетской школы-интерната,
определяются законодательством Российской Федерации, решением учредителя,
уставами кадетской школы и кадетской школы-интерната, правилами внутреннего
распорядка.
39. Педагогические
работники кадетской школы и кадетской школы-интерната проходят периодические
бесплатные медицинские обследования, которые проводятся за счет средств
учредителей.
V.
Управление кадетской школой
и кадетской
школой-интернатом
40. Управление
кадетской школой и кадетской школой-интернатом осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и уставами кадетской школы и кадетской
школы-интерната.
41. Управление
кадетской школой и кадетской школой-интернатом строится на принципах
единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления кадетской школы и
кадетской школы-интерната являются советы кадетской школы и кадетской
школы-интерната, попечительские советы, общие собрания, педагогические советы и
другие. Порядок выборов органов самоуправления кадетской школы и кадетской
школы-интерната и их компетенция определяются уставами кадетской школы и
кадетской школы-интерната.
42.
Непосредственное управление деятельностью кадетской школы, кадетской
школы-интерната осуществляет директор кадетской школы, кадетской
школы-интерната.
Порядок замещения
должности директора кадетской школы, кадетской школы-интерната устанавливается
уставами указанных учреждений в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Права и обязанности
директора кадетской школы, кадетской школы-интерната определяются в
установленном порядке нормативными правовыми актами Российской Федерации и
решением учредителя.
Директора кадетской
школы, кадетской школы-интерната отвечают за состояние и деятельность кадетской
школы, кадетской школы-интерната.
VI.
Учебно-материальная база и финансовое обеспечение
кадетской школы и
кадетской школы-интерната
43. Здания,
сооружения, оборудование, а также иное необходимое для функционирования
кадетской школы и кадетской школы-интерната имущество в целях обеспечения их
образовательной деятельности закрепляются за кадетской школой и кадетской школой-интернатом
в установленном законодательстве Российской Федерации порядке.
Изъятие и (или)
отчуждение собственности, закрепленной за кадетской школой и кадетской
школой-интернатом, допускаются только в случаях и порядке, предусмотренных
законодательством Российской Федерации.
Источниками
формирования имущества и финансовых расходов кадетской школы и кадетской
школы-интерната являются:
ассигнования
бюджета, выделяемые для кадетской школы и кадетской школы-интерната;
средства
государственных внебюджетных фондов;
средства,
получаемые от осуществления приносящей доход деятельности, предусмотренной
законодательством Российской Федерации, в том числе доходы от оказания платных
дополнительных образовательных услуг;
добровольные
пожертвования и целевые взносы, получаемые от юридических и (или) физических
лиц, в том числе иностранных.
44. Кадетская школа
и кадетская школа-интернат обеспечиваются денежными средствами, учебным
оборудованием и другими материальными средствами в установленном порядке.
45. Кадеты
кадетской школы и кадетской школы-интерната обеспечиваются форменным
обмундированием. Финансовое обеспечение расходов на приобретение предметов
форменного обмундирования осуществляется учредителями.
Кадеты
кадетской школы-интерната обеспечиваются в соответствии с установленными
учредителем нормами одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной
гигиены, а также учебниками, школьно-письменными принадлежностями,
хозяйственным инвентарем.
46. Оплата труда
руководителей, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала
кадетских школ и кадетских школ-интернатов производится в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
47. Медицинское
обслуживание кадетов кадетской школы и кадетской школы-интерната обеспечивают
органы здравоохранения. Кадетская школа и кадетская
школа-интернат обязаны предоставить помещение с соответствующими условиями для
работы медицинских работников.
48. Организация
питания в кадетской школе и кадетской школе-интернате возлагается на кадетскую
школу и кадетскую школу-интернат. В кадетской школе и кадетской школе-интернате
должны быть предусмотрены помещения для питания кадетов.
49. По окончании
кадетской школы-интерната кадетам выдается бесплатно комплект одежды и обуви,
находившийся в их пользовании в период обучения.
Кадетам,
исключенным из кадетской школы-интерната, выдается бесплатно комплект сезонной
одежды и обуви, находящийся в их пользовании.
50. Финансовое обеспечение образовательной деятельности федеральных
государственных казенных кадетских школ и кадетских школ-интернатов и
финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственными
бюджетными и автономными кадетскими школами и кадетскими школами-интернатами
осуществляются на основе федеральных нормативов финансового обеспечения
образовательной деятельности, образовательной деятельности государственных
кадетских школ и кадетских школ-интернатов, находящихся в ведении субъектов
Российской Федерации, и муниципальных кадетских школ и кадетских
школ-интернатов - на основе региональных нормативов финансового
обеспечения образовательной деятельности.
51. Кадетская школа
и кадетская школа-интернат могут осуществлять международное сотрудничество и
внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Российской
Федерации.