Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 июня 2010 г. N 17438

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 29 марта 2010 г. N 230

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 040100 СОЦИОЛОГИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ

(СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

 

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040100 Социология (квалификация (степень) "бакалавр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

 

Министр

А.ФУРСЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

 

Утвержден

Приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 29 марта 2010 г. N 230

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 040100 СОЦИОЛОГИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ

(СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 040100 Социология образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО      - высшее профессиональное образование;

ООП      - основная образовательная программа;

ОК       - общекультурные компетенции;

ПК       - профессиональные компетенции;

УЦ ООП   - учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО - федеральный  государственный  образовательный  стандарт  высшего

           профессионального образования.

 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

 

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

--------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

 

Таблица 1

 

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация

(степень) выпускников

 

 Наименование
     ООП     

   Квалификация (степень)  

  Нормативный  
 срок освоения 
 ООП (для очной
     формы     
   обучения),  
    включая    
 последипломный
     отпуск    

Трудоемкость
 (в зачетных
  единицах)

    код в    
соответствии с
   принятой  
классификацией
     ООП     

наименование

     ООП     
 бакалавриата

      62     

  бакалавр  

   4 года      

  240 <*>

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

 

Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

 

4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает: изучение социального, экономического, политического и духовного состояния общества, закономерностей и тенденций его развития социологическими методами.

4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: социальные процессы и структуры на макро- и микроуровнях, социальные общности и социальные отношения внутри этих общностей и между ними, общественное сознание, а также результаты и способы воздействия на них.

4.3. Бакалавр по направлению подготовки 040100 Социология готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

научно-исследовательская деятельность (осуществление последовательности действий, направленных на получение нового знания об объектах профессиональной деятельности);

производственно-прикладная деятельность (оценка результативности и последствий социальной и экономической политики, социальная экспертиза; просветительская, информационная и консультационная работа в органах власти и управления, учреждениях образования, культуры, здравоохранения, а также в области социальных коммуникаций и других областях профессиональной деятельности);

проектная деятельность (диагностика, планирование и оценка текущих показателей, характеризующих объекты профессиональной деятельности; анализ соотношения текущих и целевых показателей и разработка мер по его оптимизации с учетом доступных ресурсов, создание информационной базы для мониторинга проектной деятельности);

организационно-управленческая (во всех областях профессиональной деятельности);

педагогическая деятельность.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

4.4. Бакалавр по направлению подготовки 040100 Социология должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки:

научно-исследовательская деятельность:

участие в подготовке и проведении фундаментальных и прикладных социологических исследований на этапах планирования, сбора, обработки и анализа данных;

обработка социальной, демографической, экономической и другой релевантной эмпирической информации с привлечением широкого круга источников на основе использования современных информационных технологий, средств вычислительной техники, коммуникаций и связи;

участие в подготовке обзоров и аннотаций;

интерпретация данных социологических исследований, другой эмпирической информации с использованием объяснительных возможностей социологической теории;

участие в подготовке отчетов, аналитических записок, профессиональных публикаций, информационных материалов по результатам исследовательских работ;

участие в представлении результатов исследовательских работ, выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований;

проектная деятельность:

участие в разработке методического инструментария, нормативных документов, информационных материалов для осуществления исследовательской, аналитической и консалтинговой проектной деятельности;

участие в разработке и проведении исследований по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений;

участие в разработке, реализации и распространении результатов проектов по изучению общественного мнения;

научно-методическое, техническое и информационное обеспечение маркетинговых исследований для различных целевых аудиторий, участие в разработке рекомендаций для маркетинговых служб;

производственно-прикладная деятельность:

поддержание нормативно-методической и информационной базы исследований с целью разработки и успешной реализации программ социального развития предприятий, учреждений, территорий и иных общностей;

идентификация потребностей и интересов социальных групп, предложение механизмов их согласования между собой и с социально-экономическими приоритетами развития социальных общностей (трудовых коллективов, территориальных общностей);

изучение актуальных проблем социального характера на предприятиях и в организациях; разработка мероприятий, направленных на решение социальных проблем;

разработка рекомендаций по совершенствованию форм организации труда на предприятиях и в учреждениях, улучшению условий трудовой деятельности;

анализ изменений кадрового состава предприятий и учреждений, профессионально-квалификационного и демографического состава работающих;

распространение социологических знаний, консультирование работников органов управления, предприятий, учреждений и организаций при решении социальных вопросов;

организационно-управленческая деятельность:

формирование и анализ информационных массивов, обеспечивающих мониторинг социальной сферы, разработку мер управленческого воздействия на нее и оценку эффекта управленческого воздействия, в том числе аудит источников информации с целью оценки их необходимости, достаточности и достоверности;

участие в организации управленческих процессов в органах власти и управления, органах местного самоуправления, административно-управленческих подразделениях организаций и учреждений;

участие в организации и поддержании коммуникаций с научно-исследовательскими учреждениями и информационно-аналитическими службами по вопросам обмена информацией, научного консультирования и экспертизы;

педагогическая деятельность:

подготовка и проведение занятий по социологии, обществознанию и другим социально-гуманитарным дисциплинам в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования;

подготовка учебно-методической документации по обществоведческим курсам.

 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-3);

способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4);

умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации (ОК-6);

умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

способностью использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-11);

способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13);

способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14);

владением иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации (ОК-15);

владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-16);

владением средствами самостоятельного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-17).

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в научно-исследовательской деятельности:

способностью применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1);

способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);

способностью и готовностью участвовать в составлении и оформлении научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты исследовательской работы с учетом особенностей потенциальной аудитории (ПК-3);

в производственно-прикладной деятельности:

способностью и готовностью использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4);

умением использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5);

способностью участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-6);

в проектной деятельности:

способностью составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами (ПК-7);

умением обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-8);

способностью и готовностью к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб (ПК-9);

в организационно-управленческой деятельности:

способностью использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-10);

способностью использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-11);

в педагогической деятельности:

способностью и умением использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (знание основ социально-экономических и гуманитарных дисциплин) (ПК-12).

 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

6.1. Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

гуманитарный, социальный и экономический цикл;

математический и естественнонаучный цикл;

профессиональный цикл;

и разделов:

физическая культура;

учебная и производственная практики и (или) научно-исследовательская работа;

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.

6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".

Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

 

Таблица 2

 

Структура ООП бакалавриата

 

┌────┬──────────────────────────┬─────────┬───────────────────┬───────────┐

│Код │ Учебные циклы, разделы и │Трудоем- │Перечень дисциплин │   Коды   

│ УЦ │ проектируемые результаты │кость      для разработки   │формируемых│

│ООП │       их освоения        │(зачетные│примерных программ,│компетенций│

                              │единицы) │учебников и учебных│          

                              │<*>            пособий                

├────┼──────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼───────────┤

│Б.1 │Гуманитарный, социальный  │ 38 - 41 │История            │ОК-1 - 10 

    │и экономический цикл               │Философия          │ОК-15     

    │Базовая часть             │ 32 - 36 │Иностранный язык   │ПК-4      

    │В результате изучения              │Логика             │ПК-7 - 8  

    │базовой части цикла                │Экономическая      │ПК-10     

    │обучающийся должен:                │теория             │ПК-12     

    │знать:                             │Психология                   

    │- базовые и                        │Основы права                 

    │профессионально-профили-                                        

    │рованные основы                                                 

    │философии, логики,                                              

    │психологии, экономики и                                         

    │истории;                                                        

    │- закономерности                                                

    │исторического развития                                          

    │мировой цивилизации;                                            

    │- место человека в                                              

    │историческом процессе;                                         

    │- факторы и механизмы                                           

    │исторических изменений;                                         

    │- основные закономерности │                                      

    │экономической жизни                                             

    │общества, способы решения │                                      

    │базовых экономических                                           

    │проблем в рамках                                                

    │экономических систем                                            

    │различных типов;                                                

    │- основные микро- и                                             

    │макроэкономические                                              

    │подходы и особенности их                                        

    │применения в России на                                           

    │современном этапе;                                              

    │- особенности эволюции                                          

    │высших психических                                              

    │функций человека,                                               

    │социально-психологические │                                      

    │закономерности                                                  

    │межличностного и                                                

    │межгруппового восприятия                                        

    │и взаимодействия,                                               

    │типичные психологические                                        

   │процессы в социальных                                           

    │группах;                                                        

    │уметь:                                                          

    │- поддерживать                                                  

    │профессиональную                                                

    │коммуникацию на                                                 

    │иностранном языке;                                              

    │- использовать                                                  

    │гуманитарные и социально- │                                      

    │экономические знания для                                        

    │решения практических                                            

    │задач;                                                          

    │- анализировать                                                 

    │мировоззренческие,                                              

    │социально и личностно                                           

    │значимые философские                                            

    │проблемы;                                                        

    │- использовать средства                                         

    │логического анализа при                                         

    │решении исследовательских │                                      

    │и прикладных задач,                                             

    │обосновании выводов и                                           

    │оценке профессиональной                                         

    │и общенаучной информации; │                                      

    │- оценивать уровень                                             

    │собственных гуманитарных и│                                      

    │социально-экономических                                         

    │знаний и определять                                             

    │потребность в дальнейшем                                        

    │обучении;                                                       

    │владеть:                                                        

    │- навыками межличностной                                        

    │и межкультурной                                                 

    │коммуникации, основанными │                                      

    │на уважении к                                                   

    │историческому наследию и                                        

    │культурным традициям;                                           

    │- навыками применения                                           

    │законодательства при                                            

    │решении практических                                            

    │задач;                                                         

    │- умениями толерантного                                         

    │восприятия и социально-                                         

    │философского анализа                                            

    │социальных и культурных                                         

    │различий                                                        

    ├──────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼───────────┤

    │Вариативная часть                                               

    │(знания, умения, навыки                                         

    │определяются ООП вуза)                                          

├────┼──────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼───────────┤

│Б.2 │Математический и          │ 29 - 34 │Высшая математика  │ОК-1      

    │естественнонаучный цикл            │Теория вероятностей│ОК-8      

    │Базовая часть             │ 20 - 23 │и математическая   │ОК-9      

    │В результате изучения              │статистика         │ОК-11     

    │базовой части цикла                │Современные        │ОК-13 - 14 │

    │обучающийся должен:                │информационные     │ПК-2 - 3  

    │знать:                             │технологии в       │ПК-5      

    │- определения, теоремы,            │социальных науках  │ПК-7 - 9  

    │подходы к решению задач            │Методы прикладной  │ПК-11 - 12 │

    │из основных разделов               │статистики для               

    │высшей математики,                 │социологов                   

    │теории вероятностей и                                           

    │математической                                                   

    │статистики;                                                     

    │- современное состояние                                         

    │и направления развития                                          

    │вычислительной техники,                                         

    │основные подходы к                                              

    │применению информационных │                                      

    │технологий при решении                                          

    │профессиональных задач                                          

    │социолога;                                                      

    │- основные методы и                                             

    │модели прикладной                                               

    │статистики, применяемые                                         

    │в социологии;                                                   

    │уметь:                                                          

    │- применять методы                                              

    │математического анализа                                         

    │и моделирования                                                 

    │социальных процессов,                                           

    │использовать средства                                           

    │дескриптивной статистики, │                                      

    │основные подходы к                                              

    │статистическому выводу;                                         

    │- оценивать применимость                                        

    │средств формального                                            

    │представления для                                               

    │различных типов социально-│                                      

    │экономических данных;                                           

    │- использовать современные│                                      

    │информационные технологии │                                      

    │для создания баз данных,                                        

    │проведения                                                      

    │компьютеризованных                                              

    │опросов, презентации                                            

    │целей и результатов                                             

    │проектной деятельности;                                         

    │владеть:                                                        

    │- навыками научного                                              

    │анализа социальных                                              

    │проблем и процессов,                                            

    │навыками практического                                          

    │использования базовых                                           

    │знаний и методов                                                

    │математики и                                                    

    │естественных наук;                                              

    │- основами автоматизации                                        

    │решения задач                                                   

    │вычислительного характера │                                      

   │в области социологии;                                           

    │- необходимыми умениями                                         

    │для работы с информацией                                        

    │в глобальных компьютерных │                                      

    │сетях;                                                          

    │- приемами прикладного                                          

    │статистического анализа                                         

    │социологической                                                 

    │информации                                                      

    ├──────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼───────────┤

    │Вариативная часть                                               

    │(знания, умения, навыки                                         

    │определяются ООП вуза)                                          

├────┼──────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼───────────┤

│Б.3 │Профессиональный цикл     │139 - 147│Основы социологии  │ОК-8 - 10 

    │Базовая                   │ 55 - 59 │История социологии │ОК-12     

    │(общепрофессиональная)             │Современные        │ОК-16     

    │часть                              │социологические    │ПК-1 - 6  

    │В результате изучения              │теории             │ПК-8 - 12 

    │базовой части цикла                │Методология и                

    │обучающийся должен:                │методы                       

    │знать:                             │социологического             

    │- основные классические            │исследования                 

    │и современные                     │Экономическая                

    │социологические теории и           │социология                   

    │школы;                             │Социальная                   

    │- методологические                 │психология                   

    │основания социологического│         │Политическая                 

    │исследования, основные             │социология                   

    │методы сбора и анализа             │Социология                   

    │социологической                    │управления                   

    │информации;                        │Безопасность                 

    │- теоретические основы             │жизнедеятельности            

    │отраслевых социологических│                                      

    │дисциплин;                                                      

    │- основные закономерности │                                      

    │протекания комплексных                                           

    │социальных процессов и                                          

    │механизмы функционирования│                                      

    │основных социальных                                             

    │общностей;                                                      

    │- закономерности                                                

    │социально-экономических,                                        

    │политических и                                                  

    │управленческих процессов, │                                      

    │основные подходы к их                                           

    │изучению, а также                                               

   │особенности их применения │                                      

    │в России;                                                       

    │- основные теоретические                                        

    │модели и методы                                                 

    │исследования, описывающие │                                      

    │социальное действие,                                            

    │социальное восприятие,                                          

    │коммуникацию и                                                  

    │взаимодействие на микро-                                        

    │макроуровнях;                                                   

    │уметь:                                                          

    │- производить, отбирать,                                        

    │обрабатывать и                                                  

    │анализировать данные о                                          

    │социальных процессах и                                          

    │социальных общностях;                                           

    │- применять                                                      

    │соответствующие целям                                           

    │конкретного исследования                                        

    │методы сбора и анализа                                          

    │данных, учитывать их                                            

    │ограничения, оценивать                                          

    │качество (валидность и                                          

    │надежность)                                                     

    │социологической                                                 

    │информации;                                                     

    │- участвовать в проектных │                                      

    │формах работы и                                                 

    │реализовывать                                                   

    │самостоятельные                                                 

    │аналитические проекты;                                          

    │- представлять результаты │                                      

    │исследовательской и                                             

    │аналитической работы                                            

    │перед профессиональной и                                        

    │массовой аудиториями;                                           

    │владеть:                                                        

    │- способностью                                                  

    │использования                                                   

    │фундаментальных                                                 

    │социологических знаний                                         

    │на практике;                                                    

    │- навыками анализа                                              

    │социологических данных с                                        

    │использованием пакетов                                          

    │прикладных                                                      

    │статистических программ;                                        

    │- навыками получения                                            

    │профессиональной                                                

    │информации из различных                                         

    │типов источников,                                               

    │включая Интернет и                                              

    │зарубежную литературу                                           

    ├──────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼───────────┤

    │Вариативная часть                                               

    │(знания, умения, навыки                                         

    │определяются ООП вуза)                                          

├────┼──────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼───────────┤

│Б.4 │Физическая культура           2                       │ОК-17     

├────┼──────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼───────────┤

│Б.5 │Учебная и производственная│ 9 - 12                     │ОК-2 - 6  

    │практики                                              │ОК-8 - 9  

    │(практические умения и                                │ОК-11     

    │навыки определяются ООП                               │ПК-1 - 11 

    │вуза)                                                           

├────┼──────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼───────────┤

│Б.6 │Итоговая государственная  │ 9 - 12                     │ОК-1 - 2  

    │аттестация                                            │ОК-6 - 7  

                                                          │ОК-9 - 11 

                                                          │ОК-13     

                                                         │ПК-1 - 3  

                                                          │ПК-5      

                                                          │ПК-8      

├────┼──────────────────────────┼─────────┼───────────────────┼───────────┤

    │Общая трудоемкость           240                                

    │основной образовательной                                        

    │программы                                                       

└────┴──────────────────────────┴─────────┴───────────────────┴───────────┘

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2 и Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

 

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Абзац исключен. - Приказ Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.

Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий.

7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.

Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").

7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.

7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 240 зачетных единиц и необязательных для изучения обучающимися, определяется вузом.

7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.

7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).

7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.

--------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).

 

7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.

7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.

7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и (или) практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области методологии и методов социологического исследования и методов прикладной статистики, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.

7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);

при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;

обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Аттестация по итогам практики осуществляется на основании отчета обучающегося и отзыва организации, в которой она была осуществлена, заверенного подписью ответственного лица от данной организации. По результатам аттестации выставляется дифференцированная оценка.

Обязательным разделом ООП является научно-исследовательская работа обучающегося. При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:

изучать специальную литературу о достижениях отечественной и зарубежной социологии;

участвовать в проведении научных исследований и проектов;

осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по заданной теме; составлять рефераты и библиографические списки;

участвовать в подготовке научных отчетов, обзоров, публикаций;

участвовать в организации конференций, семинаров, круглых столов, выступить с докладом на конференции;

работать в качестве анкетера, интервьюера, модератора;

проводить анализ полученной информации с использованием современной вычислительной техники;

участвовать в разработке новых методологических подходов;

участвовать в подготовке и оформлении научных проектов и в обобщении результатов проектов.

7.16. Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 60 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее восьми процентов преподавателей.

Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или ученые звания. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.

До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.

7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.

Абзац исключен. - Приказ Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы, помимо учебной, должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП бакалавриата утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.

Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

 

7.19. Высшее учебное заведение, реализующее ООП бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материально-технического обеспечения включает в себя: лаборатории, специально оборудованные кабинеты и аудитории, компьютерные классы.

При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин из расчета не менее одной точки удаленного доступа к сети Интернет на четырех студентов.

Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения, включающим пакеты наиболее распространенных программ прикладного характера для целей анализа социологических данных.

 

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

обеспечения компетентности преподавательского состава;

регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности, для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.

Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024