Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 июля 2010 г. N 17861

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 12 мая 2010 г. N 491

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ

262019.01 ХУДОЖНИК ПО КОСТЮМУ

 

В соответствии с пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 262019.01 Художник по костюму и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

 

Министр

А.ФУРСЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

 

Утвержден

Приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 12 мая 2010 г. N 491

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ

262019.01 ХУДОЖНИК ПО КОСТЮМУ

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 262019.01 Художник по костюму всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

НПО - начальное профессиональное образование;

ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;

ОУ - образовательное учреждение;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ

 

3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.

 

Таблица 1

 

  Образовательная 
    база приема   

     Наименование квалификации    
   (профессий по Общероссийскому  
классификатору профессий рабочих,
  должностей служащих и тарифных  
     разрядов) (ОК 016-94) <*>

Нормативный срок
освоения ОПОП при
   очной форме  
    получения   
   образования  

на базе среднего  
(полного) общего  
образования       

Художник по костюму               

     10 мес.    

на базе основного 
общего образования

  2 года 5 мес. 
<**>

 

--------------------------------

<*> ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.

<**> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования.

 

3.2. Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.

 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

 

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: выполнение творческой работы по созданию эскизов моделей одежды, разработке их конструкций и технологической обработке единичных изделий одежды разной степени сложности из различных материалов.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

изделия одежды из различных текстильных материалов;

швейное оборудование и оборудование для влажно-тепловой обработки;

технологические схемы традиционных рациональных методов технологической обработки изделий;

изделия одежды различного ассортимента (единичные изделия, составляющие костюм).

4.3. Обучающийся по профессии Художник по костюму готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Разработка эскизов моделей одежды с учетом исторического костюма или тенденций моды.

4.3.2. Разработка конструкций и шаблонов (лекал).

4.3.3. Технологическая обработка изделий и выполнение их в материале.

 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности.

5.2.1. Разработка эскизов моделей одежды с учетом исторического костюма или тенденций моды.

ПК 1.1. Использовать сведения из истории костюма, а также элементы исторического костюма при разработке эскизов моделей.

ПК 1.2. Разрабатывать художественные и рабочие эскизы, передавать в эскизе художественные достоинства модели.

ПК 1.3. Владеть основами изобразительной грамоты, приемами и техникой рисунка и живописи.

ПК 1.4. Решать композицию графических рисунков. Выполнять наброски, зарисовки графических вариантов костюма.

5.2.2. Разработка конструкций и шаблонов (лекал).

ПК 2.1. Разрабатывать конструкции изделий одежды в соответствии с моделью, выполненной в эскизе.

ПК 2.2. Выполнять процесс конструирования одежды с учетом способов конструирования.

ПК 2.3. Выполнять процесс моделирования одежды с учетом правил композиции.

ПК 2.4. Изготавливать комплект шаблонов (лекал) для раскроя изделий в соответствии с эскизом модели.

5.2.3. Технологическая обработка изделий и выполнение их в материале.

ПК 3.1. Определять свойства и качество материалов для изделий одежды.

ПК 3.2. Выбирать материалы для изделий одежды с учетом соответствия особенностей модели и свойств материала.

ПК 3.3. Применять поузловую технологическую обработку изделий.

ПК 3.4. Применять современные методы и приемы при обработке изделий одежды.

ПК 3.5. Применять по назначению современные виды оборудования, специальных устройств, приспособлений, средств малой механизации при выполнении технологических операций.

ПК 3.6. Контролировать качество обработки деталей, узлов, готового изделия.

 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального;

профессионального;

и разделов:

физическая культура;

учебная практика (производственное обучение);

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная (итоговая) аттестация.

6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.

Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

 

Структура основной профессиональной образовательной

программы начального профессионального образования


 

Таблица 2

 

┌──────┬───────────────────────────────────────────┬──────────┬────────────┬───────────────────┬────────┐

│Индекс│  Наименование циклов, разделов, модулей,  │Всего мак-│В том числе │     Индекс и      │Коды   

            требования к знаниям, умениям,       │симальной │   часов       наименование    │формиру-│

                  практическому опыту            │учебной   │обязательных│    дисциплин,     │емых   

                                                 │нагрузки    учебных   │ междисциплинарных │компе-  

                                                 │обучающе- │  занятий      курсов (МДК)    │тенций 

                                                 │гося                                            

├──────┼───────────────────────────────────────────┼──────────┼────────────┼───────────────────┼────────┤

      │Обязательная часть циклов ОПОП и раздел       2376       1584                              

      │"Физическая культура"                                                                      

├──────┼───────────────────────────────────────────┼──────────┼────────────┼───────────────────┼────────┤

│ОП.00 │Общепрофессиональный цикл                      914       646                               

      ├───────────────────────────────────────────┼──────────┼────────────┼───────────────────┼────────┤

      │В результате изучения обязательной части                         │ОП.01. Экономика   │ОК 1 - 7│

      │цикла обучающийся по общепрофессиональным                        │организации        │ПК 1.2 

      │дисциплинам должен:                                                                 │ПК 3.2 

      │уметь:                                                                                     

        ориентироваться в общих вопросах                                                         

      │экономики производства продукции (по                                                       

      │видам);                                                                                    

        применять экономические знания в                                                         

      │конкретных производственных ситуациях;                                                     

        рассчитывать основные технико-                                                           

      │экономические показатели в пределах                                                        

      │выполняемой профессиональной деятельности; │                                                

        производить расчеты заработной платы;                                                    

      │знать:                                                                                     

        основные принципы рыночной экономики;                                                    

        понятия спроса и предложения на рынке                                                    

      │товаров и услуг;                                                                           

        особенности формирования, характеристику │                                                

      │современного состояния и перспективы                                                       

      │развития отрасли;                                                                          

        принцип деятельности, виды,                                                               

      │характеристику и основные показатели                                                       

      │производственно-хозяйственной деятельности │                                                

      │организации;                                                                               

        основные технико-экономические показатели│                                                

      │производства (в соответствии с профилем);                                                  

        механизмы ценообразования;                                                               

        формы оплаты труда                                                                       

      ├───────────────────────────────────────────┼──────────┼────────────┼───────────────────┼────────┤

      │уметь:                                                           │ОП.02. История     │ОК 1 - 7│

        использовать сведения из истории костюма;│                      │костюма            │ПК 1.1 -│

        разбираться в формировании костюма в                                              │1.4    

      │разные исторические периоды;                                                        │ПК 3.2 

      │знать:                                                                                     

        характеристики форм, линий, декоративных │                                                

      │элементов;                                                                                 

        особенности исторического периода, его                                                   

      │культуру;                                                                                  

        основные направления отечественной и                                                     

      │зарубежной моды;                                                                           

        о влиянии национального костюма на моду                                                  

      │в стране                                                                                   

      ├───────────────────────────────────────────┼──────────┼────────────┼───────────────────┼────────┤

      │уметь:                                                           │ОП.03. Основы      │ОК 1 - 7│

        осуществлять профессиональное общение с                        │деловой культуры   │ПК 1.1 -│

      │соблюдением норм и правил делового этикета;│                                         │1.4    

        пользоваться простыми приемами                                                    │ПК 3.2 

      │саморегуляции поведения в процессе                                                         

      │межличностного общения;                                                                    

        передавать информацию устно и письменно с│                                                 

      │соблюдением требований культуры речи;                                                      

        принимать решения и аргументированно                                                     

      │отстаивать свою точку зрения в корректной                                                  

      │форме;                                                                                     

        поддерживать деловую репутацию;                                                          

        создавать и соблюдать имидж делового                                                     

      │человека;                                                                                  

        организовывать рабочее место;                                                            

      │знать:                                                                                     

        правила делового общения;                                                                

        этические нормы взаимоотношений с                                                        

      │коллегами, партнерами, клиентами;                                                          

        основные техники и приемы общения:                                                       

      │правила слушания, ведения беседы,                                                          

      │убеждения, консультирования;                                                               

        формы обращения, изложения просьб,                                                       

      │выражения признательности, способы                                                         

      │аргументации в производственных ситуациях; │                                                

        составляющие внешнего облика делового                                                    

      │человека: костюм, прическа, макияж,                                                        

      │аксессуары и др.;                                                                          

        правила организации рабочего пространства│                                                

      │для индивидуальной работы и                                                                

      │профессионального общения                                                                  

      ├───────────────────────────────────────────┼──────────┼────────────┼───────────────────┼────────┤

      │уметь:                                                           │ОП.04. Основы      │ОК 1 - 7│

        подбирать материалы по их назначению и                        │материаловедения   │ПК 1.1 -│

      │условиям эксплуатации для выполнения                                                │1.4    

      │работ;                                                                              │ПК 2.1 -│

        применять материалы при выполнении работ;│                                         │2.4    

      │знать:                                                                              │ПК 3.1 -│

        общую классификацию материалов,                                                   │3.6    

      │характерные свойства и области их                                                          

      │применения;                                                                                

        общие сведения о строении материалов;                                                    

        общие сведения, назначение, виды и                                                       

      │свойства различных материалов (в                                                           

      │соответствии с профилем)                                                                   

      ├───────────────────────────────────────────┼──────────┼────────────┼───────────────────┼────────┤

      │уметь:                                                           │ОП.05. Основы      │ОК 1 - 7│

        определять композиционное решение                              │изобразительного   │ПК 1.1 -│

      │предметов рисунка;                                               │искусства          │1.4    

        определять выразительные средства                                                 │ПК 2.1 -│

      │рисунка;                                                                            │2.4    

        определять пропорции в рисунке;                                                   │ПК 3.1 -│

        определять группы цветовых предметов;                                             │3.6    

      │знать:                                                                                     

        основные правила композиции;                                                             

        закономерности восприятия и построения                                                   

      │формы;                                                                                     

        принципы построения композиции в цвете                                                   

      ├───────────────────────────────────────────┼──────────┼────────────┼───────────────────┼────────┤

      │уметь:                                                           │ОП.06. Основы      │ОК 1 - 7│

        выполнять изображение фигуры человека                          │пластической       │ПК 1.1 -│

      │(при выполнении рисунков, проектировании                         │анатомии           │1.4    

      │костюма);                                                                           │ПК 2.1 -│

        демонстрировать (на моделях) примеры                                              │2.4    

      │изменения внешней пластики формы на основе │                                         │ПК 3.1 -│

      │анатомических элементов;                                                            │3.6    

      │знать:                                                                                     

        понятия пластической анатомии;                                                           

        сведения из истории пластической анатомии│                                                

      ├───────────────────────────────────────────┼──────────┼────────────┼───────────────────┼────────┤

      │уметь:                                                           │ОП.07.             │ОК 1 - 7│

        выполнять эскизы костюма в разной                              │Художественная     │ПК 1.1 -│

      │технике;                                                         │графика костюма    │1.4    

        трактовать формы в набросках и                                                    │ПК 2.1 -│

      │зарисовках;                                                                         │2.4    

        выполнять графическую композицию изделий │                                         │ПК 3.1 -│

      │и обуви;                                                                            │3.6     

      │знать:                                                                                     

        виды художественной графики;                                                             

        материалы и технику графических                                                          

      │композиций;                                                                                

        основные виды стилизации в области                                                       

      │искусства костюма                                                                          

      ├───────────────────────────────────────────┼──────────┼────────────┼───────────────────┼────────┤

      │уметь:                                                    68     │ОП.08. Безопасность│ОК 1 - 7│

        организовывать и проводить мероприятия по│                      │жизнедеятельности  │ПК 1.1 -│

      │защите работающих и населения от                                                    │1.4    

      │негативных воздействий чрезвычайных                                                 │ПК 2.1 -│

      │ситуаций;                                                                           │2.4    

        предпринимать профилактические меры для                                           │ПК 3.1 -│

      │снижения уровня опасностей различного                                               │3.6    

      │вида и их последствий в профессиональной                                                   

      │деятельности и быту;                                                                       

        использовать средства индивидуальной и                                                   

      │коллективной защиты от оружия массового                                                    

      │поражения; применять первичные средства                                                    

      │пожаротушения;                                                                             

        ориентироваться в перечне военно-учетных │                                                

      │специальностей и самостоятельно определять │                                                

      │среди них родственные полученной профессии;│                                                

        применять профессиональные знания в ходе │                                                

      │исполнения обязанностей военной службы на                                                  

      │воинских должностях в соответствии с                                                       

      │полученной профессией;                                                                     

        владеть способами бесконфликтного общения│                                                

      │и саморегуляции в повседневной деятельности│                                                 

      │и экстремальных условиях военной службы;                                                   

        оказывать первую помощь пострадавшим;                                                    

      │знать:                                                                                     

        принципы обеспечения устойчивости                                                        

      │объектов экономики, прогнозирования                                                        

      │развития событий и оценки последствий при                                                  

      │техногенных чрезвычайных ситуациях и                                                       

      │стихийных явлениях, в том числе в условиях │                                                

      │противодействия терроризму как серьезной                                                   

      │угрозе национальной безопасности России;                                                   

        основные виды потенциальных опасностей и │                                                

      │их последствия в профессиональной                                                          

      │деятельности и быту, принципы снижения                                                     

      │вероятности их реализации;                                                                 

        основы военной службы и обороны                                                          

      │государства;                                                                               

        задачи и основные мероприятия гражданской│                                                

      │обороны;                                                                                   

        способы защиты населения от оружия                                                       

      │массового поражения; меры пожарной                                                         

      │безопасности и правила безопасного                                                         

      │поведения при пожарах;                                                                     

        организацию и порядок призыва граждан на │                                                

      │военную службу и поступления на нее в                                                      

      │добровольном порядке;                                                                      

        основные виды вооружения, военной техники│                                                

      │и специального снаряжения, состоящих на                                                    

      │вооружении (оснащении) воинских                                                            

      │подразделений, в которых имеются военно-                                                    

      │учетные специальности, родственные                                                         

      │профессиям НПО;                                                                            

        область применения получаемых                                                            

      │профессиональных знаний при исполнении                                                     

      │обязанностей военной службы;                                                               

        порядок и правила оказания первой помощи │                                                

      │пострадавшим                                                                               

├──────┼───────────────────────────────────────────┼──────────┼────────────┼───────────────────┼────────┤

│П.00  │Профессиональный цикл                         1242       828                               

├──────┼───────────────────────────────────────────┼──────────┼────────────┼───────────────────┼────────┤

│ПМ.00 │Профессиональные модули                       1242       828                               

├──────┼───────────────────────────────────────────┼──────────┼────────────┼───────────────────┼────────┤

│ПМ.01 │Разработка эскизов моделей одежды с                              │МДК.01.01. Процесс │ОК 1 - 7│

      │учетом исторического костюма или тенденций │                      │создания моделей   │ПК 1.1 -│

      │моды                                                             │одежды, подбор     │1.4    

      │В результате изучения профессионального                          │декоративных              

      │модуля обучающийся должен:                                       │элементов                 

      │иметь практический опыт:                                                                   

        использования элементов исторического                                                    

      │костюма в эскизах моделей;                                                                 

        определения и разработки художественных                                                  

      │элементов модели одежды;                                                                   

        определение оптимальных способов и                                                       

      │приемов передачи изображения;                                                              

       построения композиционного изображения;                                                  

      │уметь:                                                                                     

        определять принадлежность костюма                                                       

      │соответствующей эпохе;                                                                     

        отражать народные традиции в графике                                                     

      │костюма;                                                                                   

        использовать основные правила и цветовые │                                                

      │решения при зарисовке эскизов;                                                             

        отражать основные достоинства модели;                                                    

        использовать различные приемы и технику                                                  

      │рисунка и живописи при разработке эскизов                                                  

      │модели;                                                                                    

        применять основные приемы рисунка и                                                      

      │живописи;                                                                                  

        определять пропорции костюма на фигуре                                                   

      │человека;                                                                                  

      │знать:                                                                                     

        историю костюма;                                                                         

        национальные особенности развития костюма│                                                

      │и орнамента;                                                                               

        принципы прогнозирования формы костюма на│                                                

      │основе изучения и анализа развития                                                         

      │формообразования в различные периоды;                                                      

        основы изобразительной грамоты;                                                          

        методы построения отдельных деталей                                                      

      │одежды с использованием приемов                                                            

      │геометрического черчения;                                                                  

        основные принципы художественного                                                        

      │проектирования деталей швейных изделий и                                                   

      │правила их использования при зарисовке;                                                    

        основы рисунка, живописи;                                                                

        основы композиции, пластической анатомии;│                                                

        приемы рисунка и живописи;                                                               

        принципы композиционного построения                                                      

      │изделий одежды;                                                                            

        основные композиционные элементы;                                                        

        правила композиционного расположения                                                     

      │пространственного рисунка; пропорции                                                       

├──────┼───────────────────────────────────────────┼──────────┼────────────┼───────────────────┼────────┤

│ПМ.02 │Разработка конструкций и шаблонов (лекал)                        │МДК.02.01.         │ОК 1 - 7│

      │В результате изучения профессионального                          │Конструирование и  │ПК 2.1 -│

      │модуля обучающийся должен:                                       │моделирование      │2.4    

      │иметь практический опыт:                                         │изделий одежды в          

        анализа антропометрических исследований; │                      │соответствии с            

        определения форм и пропорций деталей                           │эскизом                   

      │изделия;                                                                                    

        выполнения построения конструкций одежды;│                                                

        определения оптимальных способов и                                                       

      │приемов процесса моделирования одежды;                                                     

        выполнения шаблонов (лекал) деталей                                                      

      │одежды;                                                                                    

      │уметь:                                                                                     

        выполнять технический рисунок в                                                          

      │соответствии с моделью;                                                                    

        определять основные антропометрические                                                   

      │точки;                                                                                     

        определять основные формы деталей                                                        

      │изделия;                                                                                   

        определять формы, объемы, пропорции                                                      

      │деталей одежды, их местоположение на                                                       

      │модели изделия;                                                                            

        выполнять построение конструкций деталей │                                                

      │изделий по различным методикам;                                                            

        определять модные тенденции;                                                             

        выполнять процесс моделирования одежды;                                                  

        применять основные принципы разработки                                                   

      │шаблонов (лекал) деталей одежды;                                                           

        выполнять градацию шаблонов (лекал)                                                      

      │деталей одежды;                                                                            

      │знать:                                                                                     

        основные размерные признаки, пропорции                                                   

      │тела человека;                                                                             

        основные правила и способы                                                               

      │конструирования и моделирования одежды;                                                    

        минимально необходимые и декоративно-                                                     

      │конструктивные прибавки на свободное                                                       

      │облегание;                                                                                 

        основные правила и приемы построения                                                     

      │чертежей конструкции по различным                                                          

      │методикам конструирования;                                                                 

        основные модные тенденции;                                                               

        принципы моделирования одежды с                                                          

      │декоративной отделкой;                                                                     

        особенности построения лекал разных                                                      

      │видов;                                                                                     

        методы технического размножения лекал                                                    

├──────┼───────────────────────────────────────────┼──────────┼────────────┼───────────────────┼────────┤

│ПМ.03 │Технологическая обработка изделий и                              │МДК.03.01.         │ОК 1 - 7│

      │выполнение их в материале                                        │Обслуживание и     │ПК 3.1 -│

      │В результате изучения профессионального                          │регулировка        │3.6    

      │модуля обучающийся должен:                                       │швейного                  

      │иметь практический опыт:                                         │оборудования              

        определения качества материалов;                                                         

        поиска необходимых фактур материалов для │                      │МДК.03.02.                

      │проектируемой модели;                                            │Технологическая           

        анализа выполнения работ по изготовлению │                      │обработка швейных         

      │швейных изделий;                                                 │изделий одежды            

        поиска информации о перспективных и                                                      

      │рациональных методах технологической                                                       

      │обработки;                                                                                 

        использования современного                                                               

      │технологического оборудования для                                                          

      │изготовления швейных изделий;                                                              

        определения показателей качества образца │                                                 

      │модели изделия;                                                                            

      │уметь:                                                                                     

        определять качественные характеристики                                                   

      │материала для определенной модели изделия; │                                                

        определять свойства материалов различными│                                                

      │способами;                                                                                 

        анализировать рациональные методы                                                        

      │технологической обработки;                                                                 

        применять современные перспективные                                                      

      │способы технологической обработки изделий                                                  

      │одежды;                                                                                    

        применять по назначению технологическое                                                  

      │оборудование и средства малой механизации; │                                                

        определять и устранять выявленные                                                        

      │дефекты;                                                                                   

      │знать:                                                                                     

        ассортиментные группы материалов;                                                        

        основные принципы формирования                                                           

      │материалов;                                                                                

        спецификацию производства;                                                               

        классификацию ручных и машинных работ;                                                   

        технологическую последовательность                                                       

      │обработки швейных изделий;                                                                 

        традиционные и рациональные методы                                                       

      │технологической обработки;                                                                 

        виды технологического оборудования для                                                   

      │изготовления образца модели;                                                              

        правила использования оборудования;                                                      

        правила безопасного труда на                                                             

      │производстве;                                                                              

        принципы контроля качества обработки                                                     

      │деталей, узлов и готового изделия                                                          

├──────┼───────────────────────────────────────────┼──────────┼────────────┼───────────────────┼────────┤

│ФК.00 │Физическая культура                            220       110                        │ОК 2   

      │В результате освоения раздела "Физическая                                           │ОК 3   

      │культура" обучающийся должен:                                                       │ОК 6   

      │уметь:                                                                              │ОК 7   

        использовать физкультурно-оздоровительную│                                                

      │деятельность для укрепления здоровья,                                                      

      │достижения жизненных и профессиональных                                                    

      │целей;                                                                                     

      │знать:                                                                                     

        о роли физической культуры в                                                             

      │общекультурном, профессиональном и                                                         

      │социальном развитии человека;                                                              

        основы здорового образа жизни                                                            

├──────┼───────────────────────────────────────────┼──────────┼────────────┼───────────────────┼────────┤

      │Вариативная часть циклов ОПОП                  594       396                               

      │(определяется образовательным учреждением) │                                                

├──────┼───────────────────────────────────────────┼──────────┼────────────┼───────────────────┼────────┤

      │Итого по обязательной части ОПОП, включая     2970       1980                              

      │раздел "Физическая культура", и                                                            

      │вариативной части ОПОП                                                                     

├──────┼───────────────────────────────────────────┼──────────┼────────────┼───────────────────┼────────┤

│УП.00 │Учебная практика (производственное           18 нед. │    828                        │ОК 1 - 7│

      │обучение)                                                                           │ПК 1.1 -│

├──────┼───────────────────────────────────────────┤                      ├───────────────────┤1.4    

│ПП.00 │Производственная практика                                                           │ПК 2.1 -│

                                                                                          │2.4    

                                                                                          │ПК 3.1 -│

                                                                                          │3.6    

├──────┼───────────────────────────────────────────┼──────────┼────────────┼───────────────────┼────────┤

│ПА.00 │Промежуточная аттестация                     3 нед.                                       

├──────┼───────────────────────────────────────────┼──────────┼────────────┼───────────────────┼────────┤

│ГИА.00│Государственная (итоговая) аттестация        1 нед.                                        

└──────┴───────────────────────────────────────────┴──────────┴────────────┴───────────────────┴────────┘


 

Таблица 3

 

Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 95 недель, в том числе:

 

Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" 

     55 нед.

Учебная практика (производственное обучение)               

     23 нед.

Производственная практика                                  

Промежуточная аттестация                                   

      3 нед.

Государственная (итоговая) аттестация                      

      1 нед.

Каникулярное время                                         

     13 нед.

Итого                                                      

     95 нед.

 

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП.

Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ОПОП образовательное учреждение:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;

обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;

обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;

в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;

обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета:

    теоретическое обучение (при обязательной учебной

    нагрузке 36 часов в неделю)                                   57 нед.

    промежуточная аттестация                                      3 нед.

    каникулярное время                                            13 нед.

7.10. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.

7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <*> (для сроков обучения 1 год 10 мес.).

--------------------------------

<*> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616).

 

7.12. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная (производственное обучение) и производственная.

Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

7.14. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и (или) электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и (или) электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 10 наименований отечественных журналов.

Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.15. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ.

Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

 

7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Реализация ОПОП должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

 

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских

и других помещений

 

Кабинеты:

изобразительного искусства;

пластической анатомии;

материаловедения;

художественной графики костюма;

истории костюма;

деловой культуры;

безопасности жизнедеятельности и охраны труда.

Лаборатории:

специального оборудования для швейного производства.

Мастерские:

швейная мастерская для изготовления одежды с приспособлениями для вышивания.

Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.

 

VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

8.1. Оценка качества освоения основных профессиональных образовательных программ должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.

8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024