Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 июня 2010 г. N 17616

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 13 мая 2010 г. N 503

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ

250109.01 МАСТЕР САДОВО-ПАРКОВОГО

И ЛАНДШАФТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

 

В соответствии с пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 250109.01 Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

 

Министр

А.ФУРСЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

 

Утвержден

Приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 13 мая 2010 г. N 503

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ

250109.01 МАСТЕР САДОВО-ПАРКОВОГО

И ЛАНДШАФТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 250109.01 Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

НПО - начальное профессиональное образование;

ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;

ОУ - образовательное учреждение;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ

 

3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.

 

Таблица 1

 

┌───────────────────┬──────────────────────────────────┬──────────────────┐

  Образовательная      Наименование квалификации     │ Нормативный срок │

    база приема      (профессий по Общероссийскому   │освоения ОПОП при │

                        классификатору профессий        очной форме   

                     рабочих, должностей служащих и      получения    

                   │тарифных разрядов) (ОК 016-94) <*>│   образования   

├───────────────────┼──────────────────────────────────┼──────────────────┤

│на  базе   среднего│Рабочий зеленого хозяйства              10 мес.    

│(полного)    общего│Садовник                                           

│образования        │Цветовод                                           

├───────────────────┤                                  ├──────────────────┤

│на  базе  основного│                                     2 года 5 мес. 

│общего образования │                                         <**>      

└───────────────────┴──────────────────────────────────┴──────────────────┘

 

--------------------------------

<*> ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.

<**> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования.

 

3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании основной профессиональной образовательной программы подготовки по профессиям НПО:

цветовод - рабочий зеленого хозяйства;

садовник - рабочий зеленого хозяйства;

садовник-цветовод.

Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.

 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

 

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: выполнение работ по выращиванию цветочных растений, деревьев и кустарников, благоустройство различных территорий и внутреннее озеленение различных помещений.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

заказы потребителя на выполнение работ;

территории озеленения (парки и сады, помещения);

цветочные растения, деревья и кустарники;

технологические процессы, в т.ч. специальные препараты и материалы;

нормативная документация.

4.3. Обучающийся по профессии Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Выращивание цветочно-декоративных культур в открытом и защищенном грунте.

4.3.2. Выращивание древесно-кустарниковых культур.

4.3.3. Озеленение и благоустройство различных территорий.

4.3.4. Интерьерное озеленение.

 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1. Выращивание цветочно-декоративных культур в открытом и защищенном грунте.

ПК 1.1. Проводить семенное и вегетативное размножение цветочно-декоративных культур.

ПК 1.2. Выполнять пикировку всходов.

ПК 1.3. Высаживать растения в грунт.

ПК 1.4. Выполнять перевалку и пересадку горшечных растений.

ПК 1.5. Ухаживать за растениями, размноженными рассадным и безрассадным способами.

5.2.2. Выращивание древесно-кустарниковых культур.

ПК 2.1. Проводить размножение деревьев и кустарников.

ПК 2.2. Выполнять посадку деревьев и кустарников.

ПК 2.3. Ухаживать за высаженными деревьями и кустарниками.

ПК 2.4. Формировать кроны деревьев и кустарников.

5.2.3. Озеленение и благоустройство различных территорий.

ПК 3.1. Создавать и оформлять цветники различных типов.

ПК 3.2. Выполнять работы по вертикальному озеленению, созданию и содержанию живых изгородей.

ПК 3.3. Устраивать и ремонтировать садовые дорожки.

ПК 3.4. Выполнять работы по устройству и содержанию водоемов, рокариев и альпинариев.

5.2.4. Интерьерное озеленение.

ПК 4.1. Составлять композиции из комнатных растений.

ПК 4.2. Выполнять агротехнические работы в зимних садах.

 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального;

профессионального

и разделов:

физическая культура;

учебная практика (производственное обучение);

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная (итоговая) аттестация.

6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.

Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

 

Структура основной профессиональной образовательной

программы начального профессионального образования


 

Таблица 2

 

┌──────┬────────────────────────────────────────┬──────────┬────────────┬──────────────────────┬────────┐

│Индекс│     Наименование циклов, разделов,     │Всего мак-│В т.ч. часов│Индекс и наименование │Коды   

           модулей, требования к знаниям,     │симальной │обязательных│      дисциплин,      │формиру-│

            умениям, практическому опыту      │учебной     учебных     междисциплинарных   │емых   

                                              │нагрузки    занятий        курсов (МДК)     │компе- 

                                              │обучающе- │                                  │тенций 

                                              │гося                                               

├──────┼────────────────────────────────────────┼──────────┼────────────┼──────────────────────┼────────┤

      │Обязательная часть циклов ОПОП и            864       576                                  

      │раздел "Физическая культура"                                                               

├──────┼────────────────────────────────────────┼──────────┼────────────┼──────────────────────┼────────┤

│ОП.00 │Общепрофессиональный цикл                   278       192                                  

      ├────────────────────────────────────────┼──────────┼────────────┼──────────────────────┼────────┤

      │В результате изучения обязательной                            │ОП.01. Основы         │ОК 1 - 7│

      │части цикла обучающийся по                                    │экономики             │ПК 3.1 -│

      │общепрофессиональным дисциплинам должен:│                                            │3.4     

      │уметь:                                                                              │ПК 4.1 -│

        рассчитывать расход материалов;                                                   │4.2    

        рассчитывать эффективность различных                                                     

      │работ;                                                                                     

      │знать:                                                                                     

        современное состояние экономики;                                                         

        механизмы рыночной экономики;                                                            

        сегментацию рынка услуг по садово-                                                       

      │парковому и ландшафтному строительству; │                                                   

        технологию продвижения услуг по                                                          

      │садово-парковому и ландшафтному                                                            

      │строительству                                                                              

      ├────────────────────────────────────────┼──────────┼────────────┼──────────────────────┼────────┤

      │уметь:                                                        │ОП.02. Культура и     │ОК 1 - 7│

        применять техники и приемы                                  │психология            │ПК 1.1 -│

      │эффективного общения в профессиональной │                      │профессионального     │1.5    

      │деятельности;                                                 │общения               │ПК 2.1 -│

        свободно общаться с людьми,                                                       │2.4    

      │выслушивать их, аргументировать свою                                                │ПК 3.1 -│

      │точку зрения;                                                                       │3.4    

        создавать атмосферу доброжелательности│                                            │ПК 4.1 -│

      │в процессе общения;                                                                │4.2    

        использовать приемы саморегуляции                                                        

      │поведения в процессе межличностного                                                        

      │общения;                                                                                   

      │знать:                                                                                     

        взаимосвязь общения и деятельности;                                                      

        цели, функции, виды и уровни общения; │                                                   

        виды социальных взаимодействий;                                                           

        техники и приемы общения, правила                                                        

      │слушания, ведения беседы, убеждения;                                                       

        этические принципы общения;                                                              

        источники, причины, виды и способы                                                       

      │разрешения конфликтов                                                                      

      ├────────────────────────────────────────┼──────────┼────────────┼──────────────────────┼────────┤

      │уметь:                                                        │ОП.03. Охрана труда   │ОК 1 - 7│

        соблюдать санитарные требования;                                                  │ПК 1.1 -│

        использовать систему стандартов по                                                │1.5    

      │безопасности труда (ССБТ), санитарные                                               │ПК 2.1 -│

      │нормы, строительные нормы и правила                                                 │2.4    

      │(СНиП);                                                                             │ПК 3.1 -│

       использовать инструкции по                                                        │3.4    

      │электробезопасности оборудования;                                                   │ПК 4.1 -│

      │знать:                                                                              │4.2    

        правовые и организационные основы                                                        

      │охраны труда;                                                                              

        основы безопасности труда и пожарной                                                     

      │охраны в сельскохозяйственном                                                              

      │производстве, зеленом хозяйстве и                                                          

      │объектах озеленения;                                                                       

        основы электробезопасности;                                                              

        основы гигиены труда                                                                     

      ├────────────────────────────────────────┼──────────┼────────────┼──────────────────────┼────────┤

      │уметь:                                                        │ОП.04. Ботаника       │ОК 1 - 7│

        классифицировать растения;                                                        │ПК 1.1 -│

        определять структуру растений;                                                    │1.5    

      │знать:                                                                              │ПК 2.1 -│

        основные законы исторического развития│                                            │2.4    

      │живой природы;                                                                      │ПК 3.1 -│

        классификации растений, их функции;                                               │3.4    

        внешнее и внутреннее строение                                                     │ПК 4.1 -│

      │растений;                                                                           │4.2    

        типы размножения растений, их сущность│                                                   

      ├────────────────────────────────────────┼──────────┼────────────┼──────────────────────┼────────┤

      │уметь:                                                        │ОП.05. Основы         │ОК 1 - 7│

        проводить структурный анализ почвы;                         │агрономии             │ПК 1.1 -│

        определять свойства почвы;                                                        │1.5    

        подбирать необходимый способ обработки│                                            │ПК 2.1 -│

      │почвы;                                                                              │2.4    

        разрабатывать мероприятия по борьбе с │                                            │ПК 3.1 -│

      │эрозией почвы и охране окружающей среды;│                                            │3.4    

      │знать:                                                                              │ПК 4.1 -│

        структуру и основные виды почвы;                                                  │4.2    

        виды обработки почвы;                                                                    

        способы борьбы с эрозией почвы;                                                          

        основные виды удобрений, их                                                              

      │применение;                                                                                

        назначение севооборотов, их                                                              

      │классификацию;                                                                             

        способы орошения и осушения земель;                                                      

        мероприятия по охране окружающей среды│                                                   

      ├────────────────────────────────────────┼──────────┼────────────┼──────────────────────┼────────┤

      │уметь:                                                 32     │ОП.06. Безопасность   │ОК 1 - 7│

        организовывать и проводить мероприятия│                      │жизнедеятельности     │ПК 1.1 -│

      │по защите работающих и населения от                                                 │1.5    

      │негативных воздействий чрезвычайных                                                 │ПК 2.1 -│

      │ситуаций;                                                                           │2.4    

        предпринимать профилактические меры                                               │ПК 3.1 -│

      │для снижения уровня опасностей                                                      │3.4    

      │различного вида и их последствий в                                                  │ПК 4.1 -│

      │профессиональной деятельности и быту;                                               │4.2    

        использовать средства индивидуальной и│                                                   

      │коллективной защиты от оружия                                                              

      │массового поражения; применять первичные│                                                   

      │средства пожаротушения;                                                                    

        ориентироваться в перечне                                                                

      │военно-учетных специальностей и                                                            

      │самостоятельно определять среди них                                                        

      │родственные полученной профессии;                                                          

        применять профессиональные знания в                                                      

      │ходе исполнения обязанностей военной                                                       

      │службы на воинских должностях в                                                            

      │соответствии с полученной профессией;                                                      

        владеть способами бесконфликтного                                                        

      │общения и саморегуляции в повседневной                                                     

      │деятельности и экстремальных условиях                                                      

      │военной службы;                                                                            

        оказывать первую помощь пострадавшим; │                                                   

      │знать:                                                                                     

        принципы обеспечения устойчивости                                                        

      │объектов экономики, прогнозирования                                                        

      │развития событий и оценки последствий                                                      

      │при техногенных чрезвычайных ситуациях                                                     

      │и стихийных явлениях, в том числе в                                                       

      │условиях противодействия терроризму                                                        

      │как серьезной угрозе национальной                                                          

      │безопасности России;                                                                       

        основные виды потенциальных опасностей│                                                   

      │и их последствия в профессиональной                                                        

      │деятельности и быту, принципы снижения                                                     

      │вероятности их реализации;                                                                 

        основы военной службы и обороны                                                          

      │государства;                                                                               

        задачи и основные мероприятия                                                            

      │гражданской обороны;                                                                       

        способы защиты населения от оружия                                                       

      │массового поражения; меры пожарной                                                         

      │безопасности и правила безопасного                                                          

      │поведения при пожарах;                                                                     

        организацию и порядок призыва граждан │                                                   

      │на военную службу и поступления на нее                                                     

      │в добровольном порядке;                                                                    

        основные виды вооружения, военной                                                        

      │техники и специального снаряжения,                                                         

      │состоящих на вооружении (оснащении)                                                        

      │воинских подразделений, в которых                                                          

      │имеются военно-учетные специальности,                                                      

      │родственные профессиям НПО;                                                                

        область применения получаемых                                                            

      │профессиональных знаний при исполнении                                                     

      │обязанностей военной службы;                                                               

        порядок и правила оказания первой                                                        

      │помощи пострадавшим                                                                        

├──────┼────────────────────────────────────────┼──────────┼────────────┼──────────────────────┼────────┤

│ П.00 │Профессиональный цикл                       506       344                                  

├──────┼────────────────────────────────────────┼──────────┼────────────┼──────────────────────┼────────┤

│ПМ.00 │Профессиональные модули                     506       344                                  

├──────┼────────────────────────────────────────┼──────────┼────────────┼──────────────────────┼────────┤

│ПМ.01 │Выращивание цветочно-декоративных                             │МДК.01.01. Технология │ОК 1 - 7│

      │культур в открытом и защищенном грунте                        │выращивания           │ПК 1.1 -│

      │В результате изучения профессионального │                      │цветочно-декоративных │1.5    

      │модуля обучающийся должен:                                    │культур                      

      │иметь практический опыт:                                                                   

        семенного и вегетативного размножения │                                                   

      │цветочно-декоративных культур;                                                             

        пикировки всходов цветочных культур;                                                     

        высадки растений в грунт;                                                                 

        выполнения перевалки и пересадки                                                         

      │горшечных растений;                                                                        

        ухода за растениями, размноженными                                                       

      │рассадным и безрассадным способами;                                                        

      │уметь:                                                                                     

        использовать специализированное                                                          

      │оборудование и инструменты;                                                                

        проводить предпосевную обработку семян│                                                   

      │и вегетативное деление растений;                                                           

        подготавливать почву для посева и                                                        

      │посадки растений;                                                                          

        выполнять посев семян и посадку                                                          

     │растений, ухаживать за всходами;                                                           

        определять готовность всходов к                                                          

      │пикировке, выполнять пикировку растений;│                                                   

        высаживать рассаду растений в открытый│                                                   

      │грунт, соблюдая условия посадки;                                                           

        определять необходимость в перевалке и│                                                   

      │пересадке по внешним признакам,                                                            

      │проводить перевалку и пересадку,                                                           

      │ухаживать за пересаженными растениями;                                                     

        проводить полив и прополку растений,                                                     

      │рыхление почвы;                                                                            

        проводить подкормки и пинцировку                                                         

      │растений;                                                                                  

        проводить обработку против болезней и │                                                   

      │вредителей;                                                                                

        формировать растения;                                                                    

      │знать:                                                                                      

        специализированное оборудование и                                                        

      │инструменты;                                                                               

        правила техники безопасности и охраны │                                                   

      │труда;                                                                                     

        ассортимент цветочно-декоративных и                                                      

      │горшечных культур, их внутреннее и                                                         

      │внешнее строение, биологические                                                            

      │свойства;                                                                                  

        способы обработки семян перед посевом;│                                                   

        способы вегетативного размножения                                                        

      │растений;                                                                                  

        химические средства для обработки                                                        

      │семян и почвы;                                                                             

        правила посева семян и ухода за                                                          

      │всходами;                                                                                  

        ассортимент растений, подлежащих                                                         

      │пикировке, сроки проведения пикировки                                                      

      │и ее правила;                                                                              

        виды подкормок, правила проведения                                                       

      │подкормки и пинцировки растений;                                                           

        сроки и условия высадки растений в                                                       

      │грунт, способы высадки рассады;                                                            

        потребности в пересадке и перевалке                                                      

      │горшечных культур, способы и сроки                                                         

      │перевалки и пересадки;                                                                     

        виды сорняков;                                                                           

        сроки и потребности в поливе и                                                           

      │прополке растений, рыхлении почвы;                                                         

        способы полива и прополки растений,                                                      

      │рыхления почвы;                                                                            

        виды подкормок, способы подкормки                                                        

      │растений;                                                                                  

        виды болезней и вредителей, способы                                                      

      │борьбы с болезнями и вредителями                                                           

      │растений;                                                                                  

        приемы обрезки, подвязки, прищипки                                                       

      │растений                                                                                   

├──────┼────────────────────────────────────────┼──────────┼────────────┼──────────────────────┼────────┤

│ПМ.02 │Выращивание древесно-кустарниковых                            │МДК.02.01. Технология │ОК 1 - 7│

      │культур                                                       │выращивания           │ПК 2.1 -│

      │В результате изучения профессионального │                      │древесно-кустарниковых│2.4    

      │модуля обучающийся должен:                                    │культур                      

      │иметь практический опыт:                                                                   

        размножения деревьев и кустарников;                                                      

        посадки деревьев и кустарников;                                                          

        ухода за высаженными деревьями и                                                         

      │кустарниками;                                                                              

        формирования крон деревьев и                                                             

      │кустарников;                                                                               

      │уметь:                                                                                     

        использовать специализированное                                                          

      │оборудование и инструменты;                                                                

        проводить деление, зеленое                                                               

      │черенкование, прививку древесных                                                           

      │растений;                                                                                  

        проводить предпосевную обработку семян│                                                   

      │и посев;                                                                                   

        подготавливать посадочное место;                                                         

        выполнять посадку древесных растений                                                     

      │согласно агротехническим требованиям;                                                      

        проводить подкормки минеральными и                                                       

      │органическими удобрениями;                                                                 

        проводить обработку против болезней и │                                                   

      │вредителей;                                                                                

        придавать кроне древесного растения                                                      

      │заданную проектом форму;                                                                   

      │знать:                                                                                     

        специализированное оборудование и                                                        

      │инструменты;                                                                               

        правила техники безопасности и охраны │                                                    

      │труда;                                                                                     

        ассортимент древесно-кустарниковых                                                       

      │растений, их внешнее и внутреннее                                                          

      │строение;                                                                                  

        биологические и экологические свойства│                                                   

      │древесно-кустарниковых растений, их                                                        

      │распространение;                                                                           

        агротехнические требования;                                                              

        правила и методы размножения древесных│                                                   

      │растений;                                                                                  

        приемы зеленого черенкования;                                                            

        химические препараты-стимуляторы;                                                        

        сроки и приемы проведения прививки,                                                      

      │способы прививки древесных растений;                                                       

        приемы стратификации, скарификации и                                                     

      │другие способы стимуляции семян к                                                          

      │прорастанию;                                                                               

        индивидуальные особенности посадки                                                       

      │древесно-кустарниковых растений,                                                           

      │методы посадки;                                                                            

        виды удобрений, способы подкормки                                                        

      │деревьев и кустарников;                                                                   

        болезни и вредителей, способы защиты и│                                                   

      │обработки деревьев и кустарников;                                                          

        виды формирования кроны деревьев и                                                       

      │кустарников, сроки проведения работ,                                                       

      │способы формирования кроны                                                                 

├──────┼────────────────────────────────────────┼──────────┼────────────┼──────────────────────┼────────┤

│ПМ.03 │Озеленение и благоустройство различных                        │МДК.03.01. Основы     │ОК 1 - 7│

      │территорий                                                    │зеленого строительства│ПК 3.1 -│

      │В результате изучения профессионального │                                            │3.4    

      │модуля обучающийся должен:                                                                 

      │иметь практический опыт:                                                                   

        оформления цветников различных типов и│                                                   

      │видов;                                                                                     

        выполнения работ по устройству и                                                         

      │содержанию газонов, вертикальному                                                          

      │озеленению, созданию и содержанию                                                          

      │живых изгородей;                                                                           

        выполнения работ по устройству и                                                         

      │ремонту садовых дорожек;                                                                   

       выполнения работ по устройству и                                                         

      │содержанию водоемов, рокариев и                                                            

      │альпинариев;                                                                               

      │уметь:                                                                                     

        использовать специализированную                                                          

      │технику и инструменты;                                                                     

        создавать цветники на первично                                                           

      │озеленяемых и существующих объектах;                                                       

        принимать композиционные решения по                                                      

      │оформлению цветников;                                                                      

        работать с различными видами рассадных│                                                   

      │и горшечных культур;                                                                       

        рассчитывать потребность в посадочном │                                                   

      │материале;                                                                                 

        подготавливать почву под посев трав;                                                     

        проводить равномерный посев трав                                                         

      │согласно норме высева, ухаживать за                                                         

      │всходами;                                                                                  

        производить ремонт газона;                                                               

        определять тип вертикального                                                             

      │озеленения, производить высадку и                                                          

      │закрепление на опоре лиан и вьющихся                                                       

      │растений, создавая живую изгородь,                                                         

      │ухаживать за растениями;                                                                   

        читать проектные чертежи;                                                                

        подготавливать основание под дорожки                                                     

      │различного типа;                                                                           

        разбивать дорожки различного типа,                                                       

      │ремонтировать существующие;                                                                

        подготавливать основание под водоем,                                                     

      │рокарий, альпинарий;                                                                       

        устраивать и ремонтировать водоемы,                                                      

      │рокарий, альпинарии;                                                                       

        ухаживать за водоемами, рокариями,                                                       

      │альпинариями;                                                                              

      │знать:                                                                                     

        специализированную технику и                                                             

      │инструменты;                                                                               

        правила техники безопасности и охраны │                                                   

      │труда;                                                                                     

        терминологию работ и условные                                                            

      │сокращения в проектных чертежах;                                                           

        типы и виды цветников и способы их                                                       

      │оформления;                                                                                

        виды газонных трав и их смеси, сроки и│                                                   

      │нормы посева, способы посева трав,                                                         

      │особенности полива;                                                                        

        степень и причины повреждения газона, │                                                   

      │способы устранения повреждений газона;                                                     

        ассортимент вьющихся растений и                                                          

      │древесных лиан, приемы посадки и                                                           

      │закрепления на опоре;                                                                      

        правила стрижки и содержания живой                                                       

      │изгороди;                                                                                  

        типы дорожек и их оснований, материал │                                                   

      │покрытия, способы укладки и ремонта                                                        

      │дорожек;                                                                                   

        типы водоемов, рокариев, альпинариев; │                                                   

        правила подготовки основания и                                                           

      │технологии устройства водоемов,                                                            

      │рокариев, альпинариев;                                                                     

        приемы очистки водоемов                                                                  

├──────┼────────────────────────────────────────┼──────────┼────────────┼──────────────────────┼────────┤

│ПМ.04 │Интерьерное озеленение                                        │МДК.04.01. Основы     │ОК 1 - 7│

      │В результате изучения профессионального │                      │фитодизайна           │ПК 4.1 -│

      │модуля обучающийся должен:                                                          │4.2    

      │иметь практический опыт:                                                                   

        оформления композиций из комнатных                                                       

      │растений;                                                                                  

        выполнения агротехнических работ в                                                       

      │зимних садах;                                                                              

      │уметь:                                                                                     

        использовать специализированное                                                         

      │оборудование и инструменты;                                                                

        создавать стационарные композиции из                                                     

      │комнатных растений в интерьере;                                                            

        производить посадку и замену растений │                                                   

      │в зимнем саду;                                                                             

        осуществлять уход за растениями и                                                        

      │другими элементами зимнего сада;                                                           

      │знать:                                                                                     

        инструменты, приспособления, почвенные│                                                   

      │смеси и материалы для декорирования;                                                       

        требования к микроклиматическим                                                          

      │условиям;                                                                                  

        основы композиции и цветоведения;                                                        

        типы стационарных композиций,                                                             

      │цветочниц и контейнеров;                                                                   

        температурно-влажностный режим в                                                         

      │зимнем саду;                                                                               

        системы полива, обогрева, вентиляции и│                                                   

      │освещения в зимнем саду;                                                                   

        технику безопасности при выполнении                                                      

      │работ;                                                                                     

        правила ухода за растениями в зимнем                                                     

      │саду                                                                                       

├──────┼────────────────────────────────────────┼──────────┼────────────┼──────────────────────┼────────┤

│ФК.00 │Физическая культура                         80         40                           │ОК 2   

      │В результате освоения раздела                                                       │ОК 3   

      │обучающийся должен:                                                                 │ОК 6   

      │уметь:                                                                              │ОК 7   

        использовать физкультурно-                                                               

      │оздоровительную деятельность для                                                           

      │укрепления здоровья, достижения                                                            

      │жизненных и профессиональных целей;                                                        

      │знать:                                                                                     

        о роли физической культуры в                                                             

      │общекультурном, профессиональном и                                                         

      │социальном развитии человека;                                                             

        основы здорового образа жизни                                                            

├──────┼────────────────────────────────────────┼──────────┼────────────┼──────────────────────┼────────┤

      │Вариативная часть циклов ОПОП               216       144                                  

      │(определяется образовательным                                                              

      │учреждением)                                                                               

├──────┼────────────────────────────────────────┼──────────┼────────────┼──────────────────────┼────────┤

      │Итого по обязательной части ОПОП,          1080       720                                   

      │включая раздел "Физическая культура",                                                      

      │и вариативной части ОПОП                                                                   

├──────┼────────────────────────────────────────┼──────────┼────────────┼──────────────────────┼────────┤

│УП.00 │Учебная практика (производственное        19 нед. │    684                           │ОК 1 - 7│

      │обучение)                                                                           │ПК 1.1 -│

├──────┼────────────────────────────────────────┤                                            │1.5    

│ПП.00 │Производственная практика                                                           │ПК 2.1 -│

                                                                                          │2.4    

                                                                                          │ПК 3.1 -│

                                                                                          │3.4    

                                                                                          │ПК 4.1 -│

                                                                                          │4.2    

├──────┼────────────────────────────────────────┼──────────┼────────────┼──────────────────────┼────────┤

│ПА.00 │Промежуточная аттестация                  1 нед.                                           

├──────┼────────────────────────────────────────┼──────────┼────────────┼──────────────────────┼────────┤

│ГИА.00│Государственная (итоговая) аттестация     1 нед.                                           

└──────┴────────────────────────────────────────┴──────────┴────────────┴──────────────────────┴────────┘


 

Таблица 3

 

Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 43 недели, в том числе:

 

Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"

      20 нед.

Учебная практика (производственное обучение)              

      19 нед.

Производственная практика                                 

Промежуточная аттестация                                  

       1 нед.

Государственная (итоговая) аттестация                     

       1 нед.

Каникулярное время                                        

       2 нед.

Итого                                                     

      43 нед.

 

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2 ФГОС), с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП.

Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ОПОП образовательное учреждение:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;

обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;

обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;

в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;

обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета:

    теоретическое обучение (при обязательной  учебной  нагрузке

    36 часов в неделю)                                            57 нед.

    промежуточная аттестация                                      3 нед.

    каникулярное время                                            13 нед.

7.10. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.

7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <*> (для сроков обучения 1 год 10 мес.).

--------------------------------

<*> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616).

 

7.12. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная (производственное обучение) и производственная.

Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

7.14. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.15. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ.

Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

 

7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Реализация ОПОП должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

 

Перечень

кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений

 

Кабинеты:

культуры и психологии профессионального общения;

экономики;

ботаники;

агрономии;

безопасности жизнедеятельности и охраны труда.

Мастерские:

учебный участок;

зимний сад.

Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.

 

VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

8.1. Оценка качества освоения основных профессиональных образовательных программ должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.

8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024