Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 июля 2010 г. N 17913

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 19 мая 2010 г. N 524

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ

072603.01 ИЗГОТОВИТЕЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КЕРАМИКИ

 

В соответствии с пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 072603.01 Изготовитель художественных изделий из керамики и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

 

Министр

А.ФУРСЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

 

Утвержден

Приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 19 мая 2010 г. N 524

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ

072603.01 ИЗГОТОВИТЕЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КЕРАМИКИ

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 072603.01 Изготовитель художественных изделий из керамики всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

НПО - начальное профессиональное образование;

ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;

ОУ - образовательное учреждение;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ

 

3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.

 

Таблица 1

 

Образовательная база
       приема      

 Наименование квалификации 
       (профессий по       
      Общероссийскому      
классификатору профессий 
рабочих, должностей служащих
    и тарифных разрядов)   
      (ОК 016-94) <*>

   Нормативный срок   
   освоения ОПОП при  
 очной форме получения
      образования     

на базе среднего   
(полного) общего   
образования        

Изготовитель художественных
изделий из керамики        

        10 мес.       

на базе основного  
общего образования 

  2 года 5 мес. <**>

 

--------------------------------

<*> ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.

<**> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования.

 

3.2. Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.

 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

 

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: создание различных по форме и отделке художественных изделий из керамики на основе традиций прикладного искусства.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

посуда, декоративные сосуды, декоративная скульптура, керамические сувениры, глиняные игрушки;

глина, пластические массы, красители;

технологические процессы изготовления керамических изделий, термообработки, нанесения глазурей, обжига;

специальные печи для обжига;

гончарные станки; техническая документация.

4.3. Обучающийся по профессии Изготовитель художественных изделий из керамики готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Подготовка материалов, инструмента, рабочего места для проведения технологических операций по созданию художественных изделий из керамики.

4.3.2. Изготовление и декорирование керамических изделий разного ассортимента.

4.3.3. Ведение индивидуальной трудовой деятельности.

 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1. Подготовка материалов, инструмента, рабочего места для проведения технологических операций по созданию художественных изделий из керамики.

ПК 1.1. Оценивать качество глины.

ПК 1.2. Подготавливать глиняную массу для формования изделий.

ПК 1.3. Готовить гончарный станок к работе.

ПК 1.4. Проверять исправность печи для обжига.

ПК 1.5. Рационально организовывать рабочее место.

5.2.2. Изготовление и декорирование керамических изделий разного ассортимента.

ПК 2.1. Выполнять эскиз изготавливаемого изделия.

ПК 2.2. Выполнять лепку разными способами.

ПК 2.3. Формовать детали керамических изделий на гончарных станках.

ПК 2.4. Выполнять надглазурную и подглазурную роспись по керамике.

ПК 2.5. Реставрировать художественные изделия из керамики.

5.2.3. Ведение индивидуальной трудовой деятельности.

ПК 3.1. Планировать производство товаров и услуг.

ПК 3.2. Обеспечивать качество и конкурентоспособность изготавливаемой продукции.

ПК 3.3. Оказывать услуги в области профессиональной деятельности и реализовывать готовую продукцию.

ПК 3.4. Нести имущественную ответственность хозяйствующего субъекта.

ПК 3.5. Вести документацию установленного образца.

ПК 3.6. Готовить художественные изделия по собственным композициям для участия в различных выставках и конкурсах.

 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального;

профессионального

и разделов:

физическая культура;

учебная практика (производственное обучение);

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная (итоговая) аттестация.

6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.

Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

 

Структура основной профессиональной образовательной

программы начального профессионального образования


 

Таблица 2

 

┌───────┬────────────────────────────────────────────┬───────────┬───────────┬─────────────────┬────────────┐

│Индекс │  Наименование циклов, разделов, модулей,   │Всего      │В т.ч.         Индекс и        Коды    

              требования к знаниям, умениям,       │максималь- │часов        наименование   │формируемых │

                   практическому опыту             │ной учебной│обязатель- │   дисциплин,    │компетенций │

                                                   │нагрузки   │ных учебных│междисциплинарных│           

                                                   │обучающего-│занятий      курсов (МДК)               

                                                   │ся                                                

├───────┼────────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────────┼────────────┤

       │Обязательная часть циклов ОПОП и раздел         864        576                                

       │"Физическая культура"                                                                         

├───────┼────────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────────┼────────────┤

│ОП.00  │Общепрофессиональный цикл                       278        192                                

       ├────────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────────┼────────────┤

       │В результате изучения обязательной части                          │ОП.01. Основы    │ОК 1 - 7   

       │цикла обучающийся по общепрофессиональным                         │изобразительного │ПК 2.1 - 2.5│

       │дисциплинам должен:                                               │искусства                   

       │уметь:                                                                                        

         использовать традиционные приемы и техники│                                                 

       │рисунка, живописи, лепки при выполнении                                                       

       │творческих работ, связанных с профессией;                                                      

         применять традиционные методы и приемы                                                      

       │передачи модели;                                                                              

         применять правила композиции при                                                            

       │художественной обработке и изготовлении                                                       

       │изделий из дерева;                                                                            

       │знать:                                                                                        

         принципы композиционного построения                                                          

       │изображения;                                                                                  

         цвет в изобразительном искусстве,                                                           

       │особенности цветовых решений;                                                                 

         порядок и приемы изображения предметов в                                                    

       │технике рисунка и живописи;                                                                   

         традиционные способы и приемы передачи                                                      

       │изображения модели: предметы разных форм,                                                      

       │натюрморты, орнаменты;                                                                        

         традиционные способы и приемы передачи                                                      

       │изображения модели: предметы разных форм,                                                     

       │натюрморты, орнаменты, узоры и другие;                                                        

         принципы композиционного построения                                                         

       │рисунков прикладного характера;                                                               

         способы передачи формы и объема предметов │                                                  

       │в скульптуре, приемы построения лепных                                                        

       │композиций                                                                                    

       ├────────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────────┼────────────┤

       │уметь:                                                            │ОП.02. Черчение и│ОК 1 - 7   

         выполнять графическое оформление чертежа; │                      │перспектива      │ПК 2.1 - 3.5│

         выполнять сечения и разрезы;                                                                

         строить геометрические линии и фигуры;                                                      

         выполнять чертеж деталей в проекциях;                                                       

         использовать различные способы построения │                                                  

       │перспектив;                                                                                   

         применять приемы построения теней в                                                         

       │перспективе;                                                                                  

       │знать:                                                                                        

         линии чертежа, их стыки и сопряжения,                                                       

       │шрифты;                                                                                       

         правила построения геометрических линий и │                                                  

       │фигур;                                                                                        

         правила чертежа деталей в проекциях;                                                        

         сечения и разрезы;                                                                         

         принципы построения технического рисунка; │                                                  

         способы построения перспектив;                                                              

         перспективные масштабы;                                                                     

         приемы построения теней в перспективе                                                       

       ├────────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────────┼────────────┤

       │уметь:                                                            │ОП.03. Народные  │ОК 1 - 7   

         распознавать разные виды декоративно-                           │художественные   │ПК 1.1 - 3.6│

       │прикладного искусства и традиционные                              │промыслы России             

       │особенности изделий народных промыслов                                                        

       │России;                                                                                       

         использовать традиции народных промыслов                                                    

       │России в профессиональной деятельности;                                                       

       │знать:                                                                                        

         своеобразие и художественную ценность                                                       

       │народного декоративно-прикладного                                                             

       │искусства;                                                                                    

         народные художественные промыслы в России:│                                                  

       │современное состояние и перспективы;                                                          

         особенности ручного творческого труда;                                                      

         роль традиций искусства народного                                                           

       │промысла, их современное преломление;                                                         

         специфика различных видов художественных                                                    

       │промыслов;                                                                                    

         стилистические особенности народных                                                         

       │художественных промыслов;                                                                     

         основы технологии изготовления изделий                                                      

       │народных художественных промыслов;                                                            

         меры государственной поддержки народных                                                     

       │художественных промыслов                                                                      

       ├────────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────────┼────────────┤

       │уметь:                                                            │ОП.04. Основы    │ОК 1 - 7   

         различать функциональную, конструктивную и│                      │композиции и     │ПК 2.1 - 3.6│

       │эстетическую ценность объектов дизайна;                           │дизайна                     

         создавать эскизы и наглядные изображения                                                    

       │объектов дизайна;                                                                             

         использовать художественные средства                                                        

       │композиции, цветоведения, светового                                                           

       │дизайна для решения задач дизайнерского                                                       

       │проектирования;                                                                               

         выстраивать композиции с учетом                                                             

       │перспективы и визуальных особенностей                                                         

       │среды;                                                                                        

         выдерживать соотношение размеров;                                                           

         соблюдать закономерности соподчинения                                                      

       │элементов;                                                                                    

       │знать:                                                                                        

         основные приемы художественного                                                             

       │проектирования эстетического облика среды;                                                    

         принципы и законы композиции;                                                               

         средства композиционного формообразования:│                                                  

       │пропорции, масштабность, ритм, контраст и                                                     

       │нюанс;                                                                                        

         специальные выразительные средства:                                                         

       │план, ракурс, тональность, колорит,                                                           

       │изобразительные акценты, фактуру и                                                            

       │текстуру материалов;                                                                          

         принципы создания симметричных и                                                            

       │асимметричных композиций;                                                                     

         основные и дополнительные цвета, принципы │                                                  

       │их сочетания;                                                                                 

         ряды хроматических и ахроматических тонов │                                                  

       │и переходные между ними;                                                                      

         свойства теплых и холодных тонов;                                                           

         особенности различных видов освещения,                                                      

       │приемы светового решения в дизайне:                                                           

       │световой каркас, блики, тени, светотеневые                                                    

       │градации                                                                                      

       ├────────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────────┼────────────┤

       │уметь:                                                            │ОП.05. Правовое  │ОК 1 - 7   

         использовать нормативно-правовые                                │обеспечение      │ПК 3.1 - 3.6│

       │документы, регламентирующие                                       │профессиональной │           

       │профессиональную деятельность;                                    │и предпринима-              

         защищать свои права в соответствии с                            │тельской                    

       │действующим законодательством;                                    │деятельности                 

         определять конкурентные преимущества                                                        

       │организации;                                                                                  

         вносить предложения по усовершенствованию │                                                  

       │товаров и услуг, организации продаж;                                                          

         составлять бизнес-план организации малого │                                                  

       │бизнеса;                                                                                      

       │знать:                                                                                         

         основные положения Конституции Российской │                                                  

       │Федерации;                                                                                    

         права и свободы человека и гражданина,                                                      

       │механизмы их реализации;                                                                      

         понятие правового регулирования в сфере                                                    

       │профессиональной деятельности;                                                                

         законодательные акты и другие нормативные │                                                   

       │документы, регулирующие правоотношения в                                                      

       │процессе профессиональной деятельности;                                                       

         права и обязанности работников в сфере                                                      

       │профессиональной деятельности;                                                                

         характеристики организаций различных                                                        

       │организационно-правовых форм;                                                                 

         порядок и способы организации продаж                                                         

       │товаров и оказания услуг;                                                                     

         требования к бизнес-планам                                                                  

       ├────────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────────┼────────────┤

       │уметь:                                                     32     │ОП.06.           │ОК 1 - 7   

         организовывать и проводить мероприятия по │                      │Безопасность     │ПК 1.1 - 3.6│

       │защите работающих и населения от                                  │жизнедеятельности│           

       │негативных воздействий чрезвычайных                                                            

       │ситуаций;                                                                                     

         предпринимать профилактические меры для                                                     

       │снижения уровня опасностей различного вида                                                    

       │и их последствий в профессиональной                                                           

       │деятельности и быту;                                                                          

         использовать средства индивидуальной и                                                      

       │коллективной защиты от оружия массового                                                       

       │поражения; применять первичные средства                                                       

       │пожаротушения;                                                                                

         ориентироваться в перечне военно-учетных                                                    

       │специальностей и самостоятельно определять                                                    

       │среди них родственные полученной                                                              

       │профессии;                                                                                    

         применять профессиональные знания в ходе                                                    

       │исполнения обязанностей военной службы на                                                     

       │воинских должностях в соответствии с                                                          

       │полученной профессией;                                                                        

         владеть способами бесконфликтного общения │                                                  

       │и саморегуляции в повседневной                                                                

       │деятельности и экстремальных условиях                                                         

       │военной службы;                                                                               

         оказывать первую помощь пострадавшим;                                                       

       │знать:                                                                                        

         принципы обеспечения устойчивости объектов│                                                  

       │экономики, прогнозирования развития                                                           

       │событий и оценки последствий при                                                             

       │техногенных чрезвычайных ситуациях и                                                          

       │стихийных явлениях, в том числе в условиях                                                    

       │противодействия терроризму как серьезной                                                      

       │угрозе национальной безопасности России;                                                      

         основные виды потенциальных опасностей и                                                    

       │их последствия в профессиональной                                                             

       │деятельности и быту, принципы снижения                                                        

       │вероятности их реализации;                                                                    

         основы военной службы и обороны                                                             

       │государства;                                                                                  

         задачи и основные мероприятия гражданской │                                                  

       │обороны;                                                                                      

         способы защиты населения от оружия                                                          

       │массового поражения; меры пожарной                                                            

       │безопасности и правила безопасного поведения│                                                  

       │при пожарах;                                                                                  

         организацию и порядок призыва граждан на                                                    

       │военную службу и поступления на нее в                                                         

       │добровольном порядке;                                                                         

         основные виды вооружения, военной техники │                                                  

       │и специального снаряжения, состоящих на                                                       

       │вооружении (оснащении) воинских                                                               

       │подразделений, в которых имеются                                                              

       │военно-учетные специальности, родственные                                                     

       │профессиям НПО;                                                                               

         область применения получаемых                                                               

       │профессиональных знаний при исполнении                                                        

       │обязанностей военной службы;                                                                  

         порядок и правила оказания первой помощи                                                    

       │пострадавшим                                                                                  

├───────┼────────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────────┼────────────┤

│П.00   │Профессиональный цикл                           578        392                                

├───────┼────────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────────┼────────────┤

│ПМ.00  │Профессиональные модули                         578        392                                

├───────┼────────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────────┼────────────┤

│ПМ.01  │Подготовка материалов, оборудования,                              │МДК.01.01. Методы│ОК 1 - 7   

       │рабочего места для проведения                                     │подготовки       │ПК 1.1 - 1.5│

       │технологических операций по созданию                              │материалов и                

       │художественных изделий из керамики                                │оборудования для │           

       │В результате изучения профессионального                           │работы                      

       │модуля обучающийся должен:                                                                    

       │иметь практический опыт:                                                                      

         подготовки материалов, оборудования,                                                        

       │рабочего места для проведения                                                                

       │технологических операций по созданию                                                          

       │художественных изделий из керамики;                                                           

       │уметь:                                                                                        

         подбирать материалы для выполнения                                                          

       │художественных работ;                                                                         

         применять материалы в соответствии с                                                        

       │особенностями выполняемых работ;                                                              

         определять по внешним признакам вид,                                                        

       │качество материалов, используемых для                                                         

       │изготовления и декорирования                                                                  

       │художественных изделий                                                                        

         из керамики;                                                                                

         подготавливать к росписи поверхности                                                        

       │керамических изделий;                                                                         

         подготавливать инструмент для работы с                                                      

       │глиной;                                                                                       

         производить несложный ремонт гончарного                                                     

       │станка;                                                                                       

       │знать:                                                                                        

         оборудование керамической мастерской;                                                       

         устройство гончарного станка, печи для                                                      

       │обжига и принципы их работы;                                                                  

         назначение, виды и свойства глины,                                                          

       │красителей;                                                                                   

         виды обработки глины;                                                                       

         требования к качеству материалов;                                                           

         требования техники безопасности при работе│                                                  

       │в керамической мастерской;                                                                    

         требования к организации индивидуального                                                    

       │рабочего места                                                                                 

├───────┼────────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────────┼────────────┤

│ПМ.02  │Изготовление и декорирование керамических                         │МДК.02.01.       │ОК 1 - 7   

       │изделий разного ассортимента                                      │Теоретические    │ПК 2.1 - 2.5│

         В результате изучения профессионального                         │основы                      

       │модуля обучающийся должен:                                        │изготовления и              

       │иметь практический опыт:                                          │декорирования               

         изготовления и декорирования керамических │                      │керамических                 

       │изделий;                                                          │изделий                     

       │уметь:                                                                                        

         выполнять раскатывание пласта;                                                              

         вырезать выкройку из бумаги и из пласта по│                                                  

       │шаблону;                                                                                     

         придавать выкройке форму изготавливаемого │                                                  

       │изделия;                                                                                       

         создавать рельеф в глине;                                                                   

         использовать технику жгута и монтажа для                                                    

       │выполнения объемных композиций;                                                               

         использовать различные способы лепки;                                                       

         производить обработку формованных деталей,│                                                  

       │их декорирование;                                                                             

         выполнять роспись керамического изделия;                                                     

         производить сушку и обжиг керамических                                                      

       │изделий;                                                                                      

         определять характер повреждения                                                             

       │художественного изделия;                                                                      

         защитную и декоративную обработку                                                           

       │поврежденных поверхностей;                                                                    

         выполнять копии изделий народного                                                            

       │творчества;                                                                                   

       │знать:                                                                                        

         технологические операции обработки                                                          

       │материалов;                                                                                   

         виды художественных изделий из керамики;                                                    

         рисунки для декорирования, правила их                                                       

       │построения;                                                                                   

         способы декорирования художественных                                                        

       │изделий из керамики;                                                                          

         способы нанесения и рецептуру глазури и                                                     

       │способы получения ее различных оттенков;                                                      

         виды декора; режим термообработки                                                           

       │художественных керамических изделий                                                           

       │в зависимости от минералогического состава                                                    

       │глины;                                                                                        

         технологический процесс изготовления                                                        

       │керамических изделий;                                                                         

         правила выполнения отделочных и                                                             

       │декоративных работ;                                                                           

         виды и правила реставрационных работ                                                        

├───────┼────────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────────┼────────────┤

│ПМ.03  │Ведение индивидуальной трудовой                                   │МДК.03.01.       │ОК 1 - 7   

       │деятельности                                                      │Индивидуальное   │ПК 3.1 - 3.6│

       │В результате изучения профессионального                           │предпринимательс-│           

       │модуля обучающийся должен:                                        │тво                         

       │иметь практический опыт:                                                                     

         оформления документации;                                                                    

         принятия хозяйственных решений;                                                             

       │уметь:                                                                                        

         готовить документы для подачи заявления о │                                                  

       │государственной регистрации в качестве                                                        

       │индивидуального предпринимателя;                                                              

         выбирать режим уплаты налогов;                                                              

         вести отчетность установленной формы;                                                       

         анализировать состояние рынка товаров и                                                     

       │услуг в области профессиональной                                                              

       │деятельности;                                                                                 

         планировать объем и ассортимент                                                             

       │выпускаемой продукции и услуг;                                                                

         рассчитывать прибыль и убытки по                                                            

       │результатам индивидуальной трудовой                                                           

       │деятельности;                                                                                 

       │знать:                                                                                        

         правовые основы индивидуального                                                             

       │предпринимательства;                                                                          

         соотношение финансов индивидуальных                                                         

       │предпринимателей и физических лиц;                                                            

         упрощенный порядок ведения учета;                                                           

         экономическую сущность налогов, их                                                          

       │функции;                                                                                      

         режимы уплаты налогов: общий режим, режим │                                                  

       │налогообложения в виде единого налога на                                                      

       │вмененный доход для отдельных видов                                                           

       │деятельности, упрощенную систему                                                              

       │налогообложения, упрощенную систему                                                           

       │налогообложения на основе патента;                                                            

         порядок оформления кредитов;                                                                

         методы подсчета прибыли и убытков;                                                          

         ассортимент выпускаемой продукции и услуг │                                                  

├───────┼────────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────────┼────────────┤

│ФК.00  │Физическая культура                             80         40                      │ОК 2       

       │В результате освоения раздела "Физическая                                          │ОК 3       

       │культура"обучающийся должен:                                                       │ОК 6       

       │уметь:                                                                             │ОК 7       

         использовать физкультурно-оздоровительную │                                                  

       │деятельность для укрепления здоровья,                                                         

       │достижения жизненных и профессиональных                                                       

       │целей;                                                                                        

       │знать:                                                                                        

         о роли физической культуры в                                                               

       │общекультурном, профессиональном и                                                            

       │социальном развитии человека;                                                                 

         основы здорового образа жизни                                                               

├───────┼────────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────────┼────────────┤

       │Вариативная часть циклов ОПОП                   216        144                                

       │(определяется образовательным учреждением)                                                    

├───────┼────────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────────┼────────────┤

       │Итого по обязательной части ОПОП, включая      1080        720                                

       │раздел "Физическая культура", и                                                               

       │вариативной части ОПОП                                                                        

├───────┼────────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────────┼────────────┤

│УП.00  │Учебная практика (производственное            19 нед.      684                     │ОК 1 - 7   

       │обучение)                                                                          │ПК 1.1 - 1.5│

├───────┼────────────────────────────────────────────┤                      ├─────────────────┤ПК 2.1 - 2.5│

│ПП.00  │Производственная практика                                                          │ПК 1.1 - 3.6│

├───────┼────────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────────┼────────────┤

│ПА.00  │Промежуточная аттестация                      1 нед.                                          

├───────┼────────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────────┼────────────┤

│ГИА.00 │Государственная (итоговая) аттестация         1 нед.                                          

└───────┴────────────────────────────────────────────┴───────────┴───────────┴─────────────────┴────────────┘


 

Таблица 3

 

Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 43 недели, в том числе:

 

Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"

      20 нед.

Учебная практика (производственное обучение)              

      19 нед.

Производственная практика                                 

Промежуточная аттестация                                  

       1 нед.

Государственная (итоговая) аттестация                     

       1 нед.

Каникулярное время                                         

       2 нед.

Итого                                                     

      43 нед.

 

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП.

Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ОПОП образовательное учреждение:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;

обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;

обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;

в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;

обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета:

    теоретическое обучение (при обязательной учебной

    нагрузке 36 часов в неделю)                                 57 нед.

    промежуточная аттестация                                     3 нед.

    каникулярное время                                          13 нед.

7.10. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.

7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <*> (для сроков обучения 1 год 10 мес.).

--------------------------------

<*> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616).

 

7.12. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются учебная практика (производственное обучение) и производственная практика.

Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла. Преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

7.14. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и (или) электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и (или) электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.15. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ.

Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

 

7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Реализация ОПОП должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

 

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских

и других помещений

 

Кабинеты:

основ изобразительных искусств;

народных художественных промыслов;

черчения и перспективы;

безопасности жизнедеятельности;

правового обеспечения профессиональной и предпринимательской деятельности;

основ композиции и дизайна.

Мастерские:

гончарная;

росписи керамических изделий.

Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.

 

VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

8.1. Оценка качества освоения основных профессиональных образовательных программ должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестации) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.

8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024