Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 июля 2010 г. N 17920

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 19 мая 2010 г. N 527

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ

100120.04 ПРОВОДНИК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

 

В соответствии с пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 100120.04 Проводник на железнодорожном транспорте и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

 

Министр

А.ФУРСЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

 

Утвержден

Приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 19 мая 2010 г. N 527

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ

100120.04 ПРОВОДНИК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 100120.04 Проводник на железнодорожном транспорте всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

НПО - начальное профессиональное образование;

ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;

ОУ - образовательное учреждение;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ

 

3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.

 

Таблица 1

 

┌────────────────────┬──────────────────────────────────┬─────────────────┐

│Образовательная база│    Наименование квалификации     │Нормативный срок │

       приема         (профессий по Общероссийскому   │освоения ОПОП при│

                         классификатору профессий        очной форме  

                      рабочих, должностей служащих и      получения   

                    │тарифных разрядов) (ОК 016-94) <*>│   образования   

├────────────────────┼──────────────────────────────────┼─────────────────┤

│на базе среднего      Кассир билетный                      10 мес.    

│(полного) общего      Проводник пассажирского вагона                  

│образования           Проводник по сопровождению                      

├────────────────────┤грузов и спецвагонов              ├─────────────────┤

│на базе основного                                       2 года 5 мес. 

│общего образования                                          <**>      

└────────────────────┴──────────────────────────────────┴─────────────────┘

 

--------------------------------

<*> ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.

<**> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования.

 

3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании основной профессиональной образовательной программы подготовки по профессиям НПО:

предусмотрено освоение всех вышеперечисленных профессий.

Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.

 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

 

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: оказание услуг по оформлению и продаже проездных документов, обслуживанию пассажиров и сопровождению грузов при перевозках на железнодорожном транспорте, обслуживание и контроль технического состояния вагона и его оборудования.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

проездные документы;

оборудование билетных касс и технологический процесс оформления и продажи проездных и перевозочных документов на железнодорожном транспорте;

внутреннее оборудование вагона, съемный жесткий инвентарь, мягкий инвентарь, средства обеспечения безопасности в аварийной обстановке;

услуги пассажирам в пути следования пассажирского вагона и процесс их оказания;

технологический процесс обслуживания и контроля технического состояния вагона и его оборудования в пути следования;

грузы, технологический процесс их приема, погрузки в вагон и сопровождения в пути следования;

продукты, оборудование и технологический процесс приготовления пищи для бригады, обслуживающей поезд.

4.3. Обучающийся по профессии Проводник на железнодорожном транспорте готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Обслуживание пассажиров в пути следования.

4.3.2. Обслуживание вагона и его оборудования в пути следования.

4.3.3. Сопровождение грузов и спецвагонов.

4.3.4. Выполнение работ кассира билетного.

 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Проводить мероприятия по защите пассажиров и работников в чрезвычайных ситуациях и предупреждать их возникновение.

ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1. Обслуживание пассажиров в пути следования.

ПК 1.1. Проводить подготовку пассажирского вагона к рейсу.

ПК 1.2. Обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, учет и информирование руководства о наличии свободных и освобождающихся мест.

ПК 1.3. Обслуживать пассажиров в вагоне пассажирского поезда внутреннего и международного сообщения в пути следования.

ПК 1.4. Обеспечивать комфортность и безопасность проезда пассажиров в вагоне.

5.2.2. Обслуживание вагона и его оборудования в пути следования.

ПК 2.1. Наблюдать за техническим состоянием вагона и его оборудования в пути следования.

ПК 2.2. Обслуживать приборы отопления, принудительной вентиляции и кондиционирования воздуха, электрооборудование, холодильные установки.

ПК 2.3. Содержать в исправном состоянии внутреннее оборудование вагона и съемный инвентарь.

ПК 2.4. Обслуживать последний вагон.

5.2.3. Сопровождение грузов и спецвагонов.

ПК 3.1. Принимать грузы и сдавать их заказчикам в установленном порядке.

ПК 3.2. Обеспечивать установленные условия перевозки и сохранности материальных ценностей и другого имущества спецвагона в пути следования.

ПК 3.3. Обслуживать служебный вагон рефрижераторного поезда.

5.2.4. Выполнение работ кассира билетного.

ПК 4.1. Оформлять и продавать проездные и перевозочные документы на железнодорожном транспорте.

ПК 4.2. Принимать проездные и перевозочные документы от граждан в случаях их отказа от поездки и возвращать им деньги.

ПК 4.3. Получать, хранить и сдавать денежные средства и бланки строгой отчетности в установленном порядке.

 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального;

профессионального

и разделов:

физическая культура;

учебная практика (производственное обучение);

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная (итоговая) аттестация.

6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.

Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

 

Структура основной профессиональной образовательной

программы начального профессионального образования


 

Таблица 2

 

┌─────────┬─────────────────────────────────────────┬────────────┬────────────┬─────────────────────┬────────────┐

│ Индекс  │ Наименование циклов, разделов, модулей, │   Всего    │В т.ч. часов│Индекс и наименование│Коды форми- │

              требования к знаниям, умениям,      │максимальной│обязательных│     дисциплин,      │руемых ком- │

                    практическому опыту             учебной     учебных     междисциплинарных  │петенций   

                                                    нагрузки    занятий       курсов (МДК)                

                                                  │обучающегося│                                            

├─────────┼─────────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────────────────┼────────────┤

         │Обязательная часть циклов ОПОП и раздел      972         648                                     

         │"Физическая культура"                                                                            

├─────────┼─────────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────────────────┼────────────┤

│ОП.00    │Общепрофессиональный цикл                    313         216                                     

         ├─────────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────────────────┼────────────┤

         │В результате изучения обязательной                               │ОП.01. Экономические │ОК 1 - 8   

         │части цикла обучающийся по                                       │и правовые основы    │ПК 1.1 - 1.4│

         │общепрофессиональным дисциплинам                                 │профессиональной     │ПК 3.1 - 3.3│

         │должен:                                                          │деятельности         │ПК 4.1 - 4.3│

         │уметь:                                                                                           

           ориентироваться в общих вопросах                                                               

         │экономики железнодорожного транспорта;                                                           

           применять экономические и правовые                                                             

         │знания при освоении профессиональных                                                              

         │модулей и в профессиональной                                                                     

         │деятельности;                                                                                    

           рассчитывать основные                                                                          

         │технико-экономические показатели в                                                               

         │пределах выполняемой профессиональной                                                            

         │деятельности;                                                                                    

           защищать свои трудовые права в рамках                                                          

         │действующего законодательства;                                                                   

         │знать:                                                                                           

           основные принципы рыночной экономики;                                                          

           особенности формирования,                                                                      

         │характеристику современного состояния и                                                          

         │перспективы развития железнодорожного                                                            

         │транспорта;                                                                                      

           особенности продукции железнодорожного │                                                        

         │транспорта;                                                                                      

           принципы деятельности, виды,                                                                   

         │характеристику и основные                                                                        

         │технико-экономические показатели                                                                 

         │деятельности железнодорожного                                                                     

         │транспорта;                                                                                      

           законодательные акты и другие                                                                  

         │нормативные документы, регулирующие                                                              

         │правоотношения в области                                                                         

         │профессиональной деятельности;                                                                   

           основные положения законодательства,                                                           

         │регулирующие трудовые отношения;                                                                 

           формы оплаты труда                                                                             

         ├─────────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────────────────┼────────────┤

         │уметь:                                                           │ОП.02. Охрана труда  │ОК 1 - 8   

           соблюдать правила охраны труда при                                                  │ПК 1.1 - 1.4│

         │нахождении на железнодорожных путях;                                                  │ПК 2.1 - 2.4│

         │знать:                                                                                │ПК 3.1 - 3.3│

           инструкции по охране труда рабочих                                                  │ПК 4.1 - 4.3│

         │железнодорожного транспорта, общие меры                                                          

         │безопасности при нахождении на                                                                   

         │железнодорожных путях                                                                            

         ├─────────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────────────────┼────────────┤

         │уметь:                                                           │ОП.03. Общий курс    │ОК 1 - 7   

           различать типы и назначение                                    │железных дорог       │ПК 1.1 - 1.4│

         │локомотивов, вагонов, знаки на                                                        │ПК 2.1 - 2.4│

         │подвижном составе, используемую                                                       │ПК 3.1 - 3.3│

         │терминологию и условные обозначения;                                                  │ПК 4.1 - 4.3│

         │знать:                                                                                           

           основные вопросы взаимодействия пути и │                                                        

         │подвижного состава;                                                                              

           устройства автоматики, телемеханики и                                                          

         │связи;                                                                                           

           основные правила организации движения и│                                                        

         │перевозки грузов                                                                                 

         ├─────────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────────────────┼────────────┤

         │уметь:                                                           │ОП.04.               │ОК 1 - 7   

           соблюдать правила техники безопасности │                        │Информационно-комму- │ПК 1.1 - 1.4│

         │и гигиенические рекомендации при                                 │никационные          │ПК 2.1 - 2.4│

         │использовании средств информационно-                             │технологии в         │ПК 3.1 - 3.3│

         │коммуникационных технологий в                                    │профессиональной     │ПК 4.1 - 4.3│

         │профессиональной деятельности;                                   │деятельности                    

           создавать, редактировать, оформлять,                                                           

         │сохранять, передавать информационные                                                             

         │объекты различного типа с помощью                                                                

         │современных информационных технологий;                                                           

           использовать сервисы и информационные                                                          

         │ресурсы сети Интернет в                                                                          

         │профессиональной деятельности;                                                                   

           использовать изученные прикладные                                                              

         │программные средства;                                                                            

         │знать:                                                                                           

           правила техники безопасности и                                                                 

         │гигиенические требования при                                                                      

         │использовании средств информационно-                                                             

         │коммуникационных технологий в                                                                    

         │профессиональной деятельности;                                                                   

           основные технологии создания,                                                                  

         │редактирования, оформления, сохранения,                                                          

         │передачи и поиска информационных                                                                 

         │объектов различного типа (текстовых,                                                            

         │графических, числовых) с помощью                                                                 

         │современных программных средств;                                                                 

           возможности использования ресурсов сети│                                                        

         │Интернет в профессиональной                                                                      

         │деятельности;                                                                                    

           назначение и технологию, эксплуатацию                                                          

         │аппаратного и программного обеспечения,                                                          

         │применяемого в профессиональной                                                                  

         │деятельности                                                                                     

         ├─────────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────────────────┼────────────┤

         │уметь:                                                           │ОП.05. Основы        │ОК 1 - 7   

           соблюдать нормы профессиональной этики │                        │культуры             │ПК 1.2 - 1.4│

         │и правила этикета;                                               │профессионального    │ПК 4.1 - 4.3│

           применять различные средства, техники и│                        │общения                         

         │приемы эффективного общения в                                                                    

         │профессиональной деятельности;                                                                   

           использовать приемы саморегуляции                                                              

         │поведения в процессе межличностного                                                              

         │общения;                                                                                         

           определять тактику поведения в                                                                 

         │конфликтных ситуациях, возникающих в                                                             

         │профессиональной деятельности;                                                                   

         │знать:                                                                                           

           правила обслуживания пассажиров;                                                               

           основы профессиональной этики и                                                                

         │этикета;                                                                                         

           эстетику внешнего облика проводника                                                            

         │пассажирского вагона;                                                                            

           психологические особенности делового                                                           

         │общения и его специфику в сфере                                                                  

         │обслуживания и деятельности проводника                                                           

         │пассажирского вагона;                                                                            

           механизмы взаимопонимания в общении;                                                            

           техники и приемы общения, правила                                                              

         │слушания, ведения беседы, убеждения;                                                             

           источники, причины, виды и способы                                                             

         │разрешения конфликтов, возникающих в                                                             

         │профессиональной деятельности                                                                    

         ├─────────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────────────────┼────────────┤

         │уметь:                                                    30     │ОП.06. Безопасность  │ОК 1 - 8   

           организовывать и проводить мероприятия │                        │жизнедеятельности    │ПК 1.1 - 1.4│

         │по защите работающих и населения от                                                   │ПК 2.1 - 2.4│

         │негативных воздействий чрезвычайных                                                   │ПК 3.1 - 3.3│

         │ситуаций;                                                                             │ПК 4.1 - 4.3│

          предпринимать профилактические меры для│                                                        

         │снижения уровня опасностей различного                                                            

         │вида и их последствий в профессиональной │                                                        

         │деятельности и быту;                                                                             

           использовать средства индивидуальной и │                                                        

         │коллективной защиты от оружия массового                                                          

         │поражения; применять первичные средства                                                          

         │пожаротушения;                                                                                   

           ориентироваться в перечне                                                                      

         │военно-учетных специальностей и                                                                  

         │самостоятельно определять среди них                                                              

         │родственные полученной профессии;                                                                

           применять профессиональные знания в                                                            

         │ходе исполнения обязанностей военной                                                             

         │службы на воинских должностях в                                                                  

         │соответствии с полученной профессией;                                                            

           владеть способами бесконфликтного                                                              

         │общения и саморегуляции в повседневной                                                            

         │деятельности и экстремальных условиях                                                            

         │военной службы;                                                                                  

           оказывать первую помощь пострадавшим;                                                          

         │знать:                                                                                           

           принципы обеспечения устойчивости                                                              

         │объектов экономики, прогнозирования                                                              

         │развития событий и оценки последствий                                                            

         │при техногенных чрезвычайных ситуациях                                                           

         │и стихийных явлениях, в том числе в                                                              

         │условиях противодействия терроризму как                                                          

         │серьезной угрозе национальной                                                                    

         │безопасности России;                                                                             

           основные виды потенциальных опасностей │                                                        

         │и их последствия в профессиональной                                                              

         │деятельности и быту, принципы снижения                                                           

         │вероятности их реализации;                                                                       

           основы военной службы и обороны                                                                

         │государства;                                                                                     

           задачи и основные мероприятия                                                                  

         │гражданской обороны;                                                                              

           способы защиты населения от оружия                                                             

         │массового поражения;                                                                             

           меры пожарной безопасности и правила                                                           

         │безопасного поведения при пожарах;                                                               

           организацию и порядок призыва граждан                                                          

         │на военную службу и поступления на нее                                                           

         │в добровольном порядке;                                                                          

           основные виды вооружения, военной                                                              

         │техники и специального снаряжения,                                                               

         │состоящих на вооружении (оснащении)                                                              

         │воинских подразделений, в которых                                                                

         │имеются военно-учетные специальности,                                                            

         │родственные профессиям НПО;                                                                      

           область применения получаемых                                                                  

         │профессиональных знаний при исполнении                                                           

         │обязанностей военной службы;                                                                     

           порядок и правила оказания первой                                                              

         │помощи пострадавшим                                                                              

├─────────┼─────────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────────────────┼────────────┤

│П.00     │Профессиональный цикл                        571         388                                     

├─────────┼─────────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────────────────┼────────────┤

│ПМ.00    │Профессиональные модули                      571         388                                     

├─────────┼─────────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────────────────┼────────────┤

│ПМ.01    │Обслуживание пассажиров в пути следования│                        │МДК.01.01.           │ОК 1 - 8   

         │В результате изучения профессионального                          │Организация          │ПК 1.1 - 1.4│

         │модуля обучающийся должен:                                       │пассажирских                    

         │иметь практический опыт:                                         │перевозок на                    

           проведения подготовки пассажирского                            │железнодорожном                 

         │вагона к рейсу;                                                  │транспорте Российской│            

           обеспечения безопасной посадки и                               │Федерации                       

         │высадки пассажиров, учета и                                                                      

         │информирования руководства о наличии                             │МДК.01.02. Основы               

         │свободных и освобождающихся мест;                                │обслуживания                    

           обслуживания пассажиров в вагоне                               │пассажиров                      

         │пассажирского поезда внутреннего и                               │железнодорожного                

         │международного сообщения в пути                                  │транспорта в пути               

         │следования;                                                      │следования                      

         │уметь:                                                                                           

           проверять санитарно-техническое                                                                

         │состояние вагона, исправность тормозов,                                                          

        │систем жизнеобеспечения и                                                                        

         │обеспеченности вагона водой и топливом;                                                          

           осуществлять посадку и высадку                                                                 

         │пассажиров;                                                                                      

           проверять билеты при посадке пассажиров│                                                        

         │в вагон на соответствие билета                                                                   

         │направлению следования поезда, номеру                                                           

         │поезда, вагона, места в вагоне;                                                                  

           размещать пассажиров в вагонах в                                                                

         │соответствии с их проездными                                                                     

         │документами;                                                                                     

           оформлять штраф за безбилетный проезд и│                                                        

         │провоз багажа;                                                                                   

           передавать сведения о наличии свободных│                                                        

         │и освободившихся мест;                                                                           

           обеспечивать пассажиров постельными                                                            

         │принадлежностями и снабжать их чаем, в                                                           

         │фирменных поездах - круглосуточно                                                                

         │(чаем, кофе, кондитерскими изделиями);                                                           

           заправлять и убирать постели в                                                                 

         │пассажирских и скорых поездах дальнего                                                           

         │следования по требованию пассажиров;                                                             

           оповещать пассажиров о названиях                                                               

         │станций и продолжительности стоянок;                                                             

           работать с учетными бланками;                                                                  

           работать с различными видами                                                                   

         │пассажирских билетов;                                                                            

           вести проездную документацию, в том                                                            

         │числе международного сообщения;                                                                   

           составлять акты на испорченные,                                                                

         │уничтоженные материальные ценности и                                                             

         │взыскивать их стоимость с виновных лиц;                                                          

           приготовлять охлажденную воду с помощью│                                                        

         │насоса или специальных приспособлений;                                                           

           получать и сдавать в соответствующие                                                           

         │кладовые белье, продукты чайной                                                                  

         │торговли;                                                                                        

         │знать:                                                                                           

           обязанности проводника по подготовке                                                           

         │вагона перед рейсом;                                                                             

           должностную инструкцию проводника                                                              

         │пассажирского вагона;                                                                            

           основные требования Устава железных                                                            

         │дорог и правил перевозок пассажиров и                                                            

         │багажа;                                                                                          

           правила и условия проезда пассажиров на│                                                        

         │железнодорожном транспорте;                                                                      

           условия перевозки ручной клади и                                                               

         │багажа;                                                                                          

           принцип работы системы отопления,                                                              

         │воздухоснабжения, холодильных                                                                    

         │установок, вентиляции, кондиционирования │                                                        

         │и электрооборудования вагона;                                                                    

           правила эксплуатации биотуалета;                                                               

           порядок регулирования принудительной                                                           

         │вентиляции, устройств кондиционирования                                                          

         │воздуха и приборов отопления;                                                                    

           технологию приготовления охлажденной                                                            

         │кипяченой воды;                                                                                  

           правила оформления проездных документов│                                                        

         │и порядок их учета;                                                                              

           тарифы, установленные доплаты и сборы; │                                                        

           порядок расчета стоимости билетов;                                                             

           схему расположения мест в вагоне;                                                              

           схему железной дороги;                                                                         

           оформление квитанций на постельные                                                             

         │принадлежности;                                                                                  

           технологию приготовления чая в                                                                 

         │пассажирских вагонах всех типов;                                                                 

           порядок получения и сдачи в                                                                    

         │соответствующие кладовые белья,                                                                  

         │продуктов чайной торговли;                                                                       

           устройство и правила пользования                                                               

         │оборудованием для спасения пассажиров в                                                          

         │аварийной обстановке;                                                                            

           порядок пользования служебными                                                                 

         │расписаниями пассажирских поездов;                                                               

           порядок оформления бланков о наличии                                                            

         │свободных мест;                                                                                  

           порядок оформления бланков на                                                                  

         │испорченное имущество                                                                            

├─────────┼─────────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────────────────┼────────────┤

│ПМ.02    │Обслуживание вагона и его оборудования                           │МДК.02.01. Устройство│ОК 1 - 8   

         │в пути следования                                                │и оборудование       │ПК 2.1 - 2.4│

         │В результате изучения профессионального                          │пассажирских вагонов │           

         │модуля обучающийся должен:                                       │и спецвагонов                   

         │иметь практический опыт:                                                                         

           наблюдения за техническим состоянием                                                           

         │вагона и его оборудованием в пути                                                                

         │следования;                                                                                      

           обслуживания приборов отопления,                                                               

         │принудительной вентиляции и                                                                      

         │кондиционирования воздуха,                                                                       

         │электрооборудования, холодильных                                                                 

         │установок;                                                                                       

           содержания в исправном состоянии                                                               

         │внутреннего оборудования вагона и                                                                

         │съемного инвентаря;                                                                               

           обслуживания последнего вагона;                                                                

         │уметь:                                                                                           

           проверять исправность ручного тормоза, │                                                        

         │наличие пломб на стоп-кранах, состояние                                                          

         │системы отопления, холодильных                                                                   

         │установок и кондиционирования воздуха,                                                           

         │вентиляции, воздухоснабжения и                                                                   

         │электроосвещения вагона;                                                                         

           осуществлять влажную и сухую уборку                                                            

         │вагонов и туалетов;                                                                              

           заправлять топку твердым топливом,                                                             

         │чистить ее от золы и шлака;                                                                      

           навешивать номера и маршрутные доски на│                                                        

         │вагон;                                                                                           

           принимать и сдавать по инвентарной                                                             

         │описи и накладной внутреннее                                                                     

         │оборудование и съемный инвентарь                                                                 

         │вагонов;                                                                                         

           проверять наличие уборочного и                                                                 

         │отопительного инвентаря, комплектацию                                                            

         │постельных принадлежностей, посадочных                                                           

         │номеров, медикаментов, продуктов чайной                                                          

         │торговли;                                                                                        

           принимать участие в опробовании                                                                

         │автотормозов после прицепки локомотива;                                                          

           проверять исправность ручного тормоза и│                                                        

         │участвовать в сокращенном опробовании                                                            

         │тормозов хвостового вагона;                                                                      

           выявлять возникающие в процессе                                                                 

         │эксплуатации оборудования неполадки и                                                            

         │сообщать о них бригадиру или начальнику                                                          

         │поезда;                                                                                          

           использовать средства предупреждения и │                                                        

         │тушения пожаров;                                                                                 

           составлять схемы электрооборудования                                                           

         │пассажирского вагона;                                                                           

           осуществлять контроль работы                                                                   

         │электрооборудования вагона,                                                                      

         │кипятильника, нагрева букс;                                                                      

           осуществлять регулирование                                                                     

         │принудительной вентиляции и устройств                                                            

         │кондиционирования;                                                                               

           контролировать показания                                                                       

         │электроизмерительных приборов;                                                                   

           работать с приборами регулирования и                                                           

         │контроля средств сигнализации и связи                                                            

         │вагона;                                                                                          

           заполнять водой системы отопления и                                                            

         │водоснабжения;                                                                                    

           производить заправление топливом,                                                              

         │растопку и поддержание режима отопления; │                                                        

           обеспечивать безопасность работы                                                               

         │приборов отопления, освещения,                                                                   

         │вентиляции, холодильных установок и                                                              

         │установок кондиционирования воздуха;                                                             

           осуществлять ограждение и безопасность │                                                        

         │поезда при его вынужденной остановке;                                                            

           контролировать наличие и исправность                                                           

         │сигналов ограждения поезда в пути                                                                

         │следования;                                                                                      

           пользоваться огнетушителями и                                                                  

         │противопожарным инвентарем;                                                                      

           обеспечивать контроль состояния                                                                

         │хвостовых сигнальных фонарей;                                                                    

           осуществлять ограждение хвоста поезда                                                          

         │при остановке, в случае подхода                                                                  

         │вызываемого пожарного поезда,                                                                    

         │вспомогательного локомотива,                                                                     

         │восстановительного поезда;                                                                        

           выявлять неисправности переходных                                                              

         │площадок, дверей, дверных фиксаторов,                                                            

         │поручней, подножек, окон, разделок                                                               

         │дымовых труб, внутренних дверей,                                                                 

         │оконных рам и форточек, диванов,                                                                 

         │багажных и газетных полок, подоконных                                                            

         │столиков, вешалок, зеркал, оборудования                                                          

         │туалетных помещений, ящиков для угля и                                                           

         │мусора и сообщать о неисправностях                                                               

         │бригадиру или начальнику поезда;                                                                 

         │знать:                                                                                           

          перечень инвентаря и расположение его                                                          

         │на подвижном составе;                                                                            

           порядок заправки топки твердым топливом│                                                        

         │и чистки от золы и шлака;                                                                        

           порядок эксплуатации насоса;                                                                   

           места размещения на вагонах номеров и                                                          

         │маршрутных досок;                                                                                

           общее устройство и принцип действия                                                            

         │автоматических и ручных тормозов,                                                                

         │требования к ним;                                                                                

           инструкцию по обеспечению пожарной                                                             

         │безопасности в вагонах пассажирских                                                              

         │поездов;                                                                                         

           географическое расположение станций                                                            

         │железнодорожной сети;                                                                            

           устройство и порядок обслуживания и                                                            

         │регулирования приборов отопления,                                                                

         │принудительной вентиляции,                                                                        

         │электрооборудования, холодильных                                                                 

         │установок;                                                                                       

           устройство системы контроля букс;                                                              

           устройство системы пожарной                                                                    

         │сигнализации (СПС), кондиционирования                                                            

         │воздуха;                                                                                         

           инструкции по техническому содержанию                                                          

         │электрооборудования пассажирских                                                                 

         │вагонов;                                                                                         

           порядок проверки показаний                                                                     

         │измерительных приборов и действия при                                                            

         │возникновении неисправностей в них;                                                              

           приемы работы с сигнализацией связи                                                            

         │вагона и порядок действий при                                                                    

         │срабатывании сигнализации;                                                                       

           инструкцию по сигнализации на железных │                                                        

         │дорогах Российской Федерации;                                                                    

           особенность ограждения поезда при                                                              

         │вынужденной остановке;                                                                           

           порядок контроля состояния хвостовых                                                            

         │сигнальных фонарей;                                                                              

           правила ограждения хвоста поезда при                                                           

         │остановке;                                                                                       

           устройство внутреннего оборудования                                                            

         │пассажирских вагонов, тележек всех                                                               

         │типов, автосцепки, подвагонного                                                                  

         │оборудования, тормозного оборудования                                                            

├─────────┼─────────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────────────────┼────────────┤

│ПМ.03    │Сопровождение грузов и спецвагонов                               │МДК.03.01. Технология│ОК 1 - 8   

         │В результате изучения профессионального                          │сопровождения грузов │ПК 3.1 - 3.3│

         │модуля обучающийся должен:                                       │и спецвагонов                   

         │иметь практический опыт:                                                                         

           приемки грузов и сдачи их заказчикам в │                                                        

         │установленном порядке;                                                                           

           обеспечения установленных условий                                                              

         │перевозки и сохранности материальных                                                             

         │ценностей и другого имущества                                                                    

         │спецвагона в пути следования;                                                                    

           обслуживания служебного вагона                                                                 

         │рефрижераторного поезда;                                                                         

         │уметь:                                                                                           

           принимать грузы и осуществлять их                                                              

         │погрузку и размещение;                                                                           

           обеспечивать сохранность грузов                                                                

         │спецвагонов в пути следования поезда;                                                            

           осуществлять контроль технического                                                             

         │состояния оборудования, автоматических                                                           

         │средств охраны и сигнализации;                                                                   

           обнаруживать неисправности спецвагона и│                                                        

         │принимать меры по их устранению;                                                                 

           обеспечивать бригаду рефрижераторного                                                          

         │поезда пищей, создавать условия для                                                              

         │положенных им инструкцией периодов                                                               

         │отдыха;                                                                                          

           обеспечивать безопасные условия                                                                

         │эксплуатации спецвагона и сопровождения                                                          

         │грузов;                                                                                          

         │знать:                                                                                           

           порядок сопровождения грузов, правила                                                          

         │приемки, погрузки, размещения и условия                                                          

        │обеспечения их сохранности;                                                                      

           устройство спецвагона, расположение                                                            

         │оборудования, автоматических средств                                                             

         │охраны и сигнализации,                                                                           

         │электрооборудования;                                                                            

           инструкцию по обслуживанию служебного                                                          

         │вагона рефрижераторного поезда,                                                                 

         │технологию приготовления пищи и правила                                                          

         │дежурства в период отдыха бригады;                                                                

           требования безопасности труда при                                                              

         │эксплуатации спецвагона и сопровождении                                                          

         │грузов;                                                                                          

           порядок контроля технического состояния│                                                        

         │вагона и порядок подачи заявок на                                                                

         │устранение возникших неисправностей                                                              

├─────────┼─────────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────────────────┼────────────┤

│ПМ.04    │Выполнение работ кассира билетного                               │МДК.04.01. Технология│ОК 1 - 8   

         │В результате изучения профессионального                          │выполнения работ     │ПК 4.1 - 4.3│

         │модуля обучающийся должен:                                       │кассира билетного               

         │иметь практический опыт:                                                                         

           оформления и продажи проездных и                                                               

         │перевозочных документов вручную и с                                                              

         │использованием автоматизированных                                                                

         │систем;                                                                                          

           приема проездных и перевозочных                                                                

         │документов от граждан в случаях их                                                               

         │отказа от поездки и возвращение им                                                               

         │денег;                                                                                           

           получения, хранения и сдачи денежных                                                            

         │средств и бланков строгой отчетности в                                                           

         │установленном порядке;                                                                           

         │уметь:                                                                                           

           оформлять и продавать пассажирам                                                               

         │проездные и перевозочные документы на                                                            

         │железнодорожном транспорте вручную и с                                                           

         │использованием билетопечатающих машин и                                                          

         │аппаратов;                                                                                       

           обеспечивать выполнение заявок на                                                              

         │билеты, в т.ч. от организаций и                                                                  

         │учреждений на групповые перевозки                                                                

         │пассажиров;                                                                                      

         │знать:                                                                                           

           правила перевозок пассажиров и багажа                                                          

         │на железнодорожном транспорте;                                                                   

           тарифы, порядок расчета стоимости                                                              

         │проезда;                                                                                         

           схемы расположения мест в вагонах;                                                             

           схему железных дорог;                                                                          

           расписание движения поездов;                                                                   

           инструкции по получению, хранению и                                                            

         │сдаче денежных средств;                                                                          

           установленную отчетность;                                                                      

           правила взаимодействия с клиентами;                                                            

           правила ведения оперативного учета;                                                            

           технологию обработки проездных и                                                               

         │перевозочных документов;                                                                         

           нормативные основы и требования к                                                              

         │деятельности кассиров билетных и                                                                  

         │кассиров багажных, товарных (грузовых);                                                          

           порядок оформления документов для                                                              

         │информационно-вычислительных центров,                                                            

         │станций, финансовой службы дорог и                                                               

         │отделения банка, порядок составления                                                             

         │отчетности;                                                                                      

           правила технической эксплуатации                                                               

         │компьютеров, видеотерминалов и других                                                            

         │счетно-суммирующих машин                                                                         

├─────────┼─────────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────────────────┼────────────┤

│ФК.00    │Физическая культура                           88          44                          │ОК 2       

         │В результате освоения раздела                                                         │ОК 3       

         │обучающийся должен:                                                                   │ОК 6       

         │уметь:                                                                                │ОК 7       

           использовать                                                                                   

         │физкультурно-оздоровительную                                                                     

         │деятельность для укрепления здоровья,                                                            

         │достижения жизненных и профессиональных                                                          

         │целей;                                                                                           

         │знать:                                                                                            

           о роли физической культуры в                                                                   

         │общекультурном, профессиональном и                                                               

         │социальном развитии человека;                                                                    

           основы здорового образа жизни                                                                  

├─────────┼─────────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────────────────┼────────────┤

         │Вариативная часть циклов ОПОП                216         144                                     

         │(определяется образовательным                                                                    

         │учреждением)                                                                                     

├─────────┼─────────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────────────────┼────────────┤

         │Итого по обязательной части ОПОП,            1188        792                                     

         │включая раздел "Физическая культура", и                                                          

         │вариативной части ОПОП                                                                           

├─────────┼─────────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────────────────┼────────────┤

│УП.00    │Учебная практика (производственное         17 нед.       612                          │ОК 1 - 8   

         │обучение)                                                                             │ПК 1.1 - 1.4│

├─────────┼─────────────────────────────────────────┤                                             │ПК 2.1 - 2.4│

│ПП.00    │Производственная практика                                                             │ПК 3.1 - 3.3│

                                                                                               │ПК 4.1 - 4.3│

├─────────┼─────────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────────────────┼────────────┤

│ПА.00    │Промежуточная аттестация                    1 нед.                                                

├─────────┼─────────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────────────────┼────────────┤

│ГИА.00   │Государственная (итоговая) аттестация       1 нед.                                               

└─────────┴─────────────────────────────────────────┴────────────┴────────────┴─────────────────────┴────────────┘


 

Таблица 3

 

Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 43 недели, в том числе:

 

Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"  

  22 нед. 

Учебная практика (производственное обучение)                

  17 нед. 

Производственная практика                                   

Промежуточная аттестация                                    

  1 нед.  

Государственная (итоговая) аттестация                       

  1 нед.  

Каникулярное время                                          

  2 нед.  

Итого                                                       

  43 нед. 

 

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2 ФГОС), с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП.

Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ОПОП образовательное учреждение:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;

обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;

обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;

в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;

обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета:

    теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке

    36 часов в неделю)                                            57 нед.

    промежуточная аттестация                                      3 нед.

    каникулярное время                                            13 нед.

7.10. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.

7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <*> (для сроков обучения 1 год 10 мес.).

--------------------------------

<*> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616).

 

7.12. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная (производственное обучение) и производственная.

Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

7.14. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.15. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ.

Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

 

7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Реализация ОПОП должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

 

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских

и других помещений

 

Кабинеты:

охраны труда;

безопасности жизнедеятельности;

общего курса железных дорог;

организации пассажирских перевозок и основ обслуживания пассажиров;

культуры профессионального общения;

технологии сопровождения грузов и спецвагонов.

Лаборатории:

информационно-коммуникационных технологий;

устройства и оборудования пассажирских вагонов и спецвагонов;

билетопечатающих машин и аппаратов.

Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.

 

VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

8.1. Оценка качества освоения основных профессиональных образовательных программ должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.

8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024