Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО

от 11 июля 1997 г. N 34

 

О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Проводимая Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации работа по контролю за функционированием системы высшего профессионального образования основана на реализации п. 6 ст. 30 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ. В соответствии с указанным Законом федеральные государственные органы управления вправе в пределах своей компетенции инспектировать на территории Российской Федерации любые образовательные учреждения и любой орган управления образованием в порядке надзора.

В феврале - мае 1997 года при содействии Главного управления образования администрации Ханты - Мансийского автономного округа проведено совместное инспектирование с участием управлений образования городов Сургута и Нижневартовска всех высших учебных заведений и подразделений вузов в указанных городах и при содействии Департамента образования, культуры и спорта администрации Сахалинской области проведено совместное инспектирование всех вузов и филиалов вузов в г. Южно - Сахалинске.

Одновременно Управлением инспектирования министерства совместно с Управлением учебных заведений высшего профессионального образования инспектировались московские вузы, подразделения которых находятся в перечисленных городах, и письменно запрашивалась информация у других вузов.

В тот же период времени Управлением лицензирования, аккредитации и нострификации министерства были проведены совместно с советами ректоров вузов субъектов Российской Федерации проверки соблюдения лицензионных требований и условий проведения образовательного процесса вузами и подразделениями вузов в городах Волгограде, Чите и Перми.

В результате проведенных проверок соблюдения лицензионных требований и условий проведения образовательного процесса и инспектирования организации образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования установлены массовые нарушения Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ и Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.96 N 125-ФЗ.

Многие вузы имеют устаревшую структуру территориально обособленных подразделений, включающую учебно - консультационные пункты, общетехнические факультеты, факультеты и различные центры, которые ведут образовательную деятельность в сфере высшего профессионального образования без регистрации по месту нахождения и без лицензий на право образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования.

Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1), введенным в действие с 01.01.95, филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

В свою очередь, филиалы высших учебных заведений должны регистрироваться по фактическому адресу, проходить лицензирование и аттестацию самостоятельно на основании п. 24 ст. 33 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ и п. 3 ст. 8 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.96 N 125-ФЗ. Эта работа подавляющим большинством вузов не проводится.

Имеют место случаи уклонения от процедур лицензирования и аттестации путем создания представительств вузов, которые на самом деле ведут образовательную деятельность, чем входят в противоречие с п. 1 ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Во многих случаях образовательная деятельность в сфере высшего профессионального образования начинается до получения лицензий в нарушение п. 6 ст. 33 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ и п. 3 ст. 10 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.96 N 125-ФЗ.

В ряде случаев негосударственные высшие учебные заведения имели лицензии на право образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования, выданные органами управления образованием субъектов Российской Федерации и муниципальными органами управления образованием. Это стало возможным на основании письма Министерства образования Российской Федерации от 01.09.92 N 24/20-11и "Об организации деятельности органов управления образованием по лицензированию и аккредитации негосударственных образовательных учреждений".

Направление вузами выездных экзаменационных комиссий по приему на первый курс проводится, как правило, без согласования с органами исполнительной власти и органами управления образованием субъектов Российской Федерации.

Учитывая изложенное и с целью обеспечения выполнения законодательства Российской Федерации в сфере высшего профессионального образования, министерство предлагает:

1. Министерствам (ведомствам), имеющим высшие учебные заведения, провести с подведомственными учебными заведениями работу по преобразованию территориально обособленных подразделений в филиалы на основе ходатайств вузов с приложением решений ученых советов и согласований с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации своим решением по согласованию с Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в соответствии с п. 2 ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 3 ст. 8 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.96 N 125-ФЗ до окончания 1997 года.

2. Управлению учебных заведений высшего профессионального образования Минобразования России (Новикову Ю.А.) провести работу с подведомственными высшими учебными заведениями по преобразованию территориально обособленных подразделений в филиалы до окончания 1997 года.

3. Ректорам высших учебных заведений Российской Федерации:

3.1. После преобразования территориально обособленных структурных подразделений в филиалы решением вышестоящих государственных органов управления образованием обеспечить своевременную регистрацию филиалов по месту их нахождения и представление необходимых документов для их лицензирования на право образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования в Управление лицензирования, аккредитации и нострификации Минобразования России (Гуничеву В.Н.) на основании п. 24 ст. 33 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ и п. 3 ст. 8 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.96 N 125-ФЗ до окончания 1997 года.

3.2. Начиная с 1997 года в обязательном порядке согласовывать направление выездных экзаменационных комиссий для приема на первый курс с органами исполнительной власти или органами управления образованием субъектов Российской Федерации по месту направления указанных экзаменационных комиссий.

4. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации на основании п. 6 ст. 30 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ:

4.1. Организовать контроль за приемом на первый курс всеми вузами и подразделениями вузов независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности в части осуществления приема в соответствии с лицензиями, полученными от Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию или Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации вузами или их подразделениями на право образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования по месту нахождения.

4.2. Совместно с муниципальными органами управления образованием осуществлять контроль за деятельностью выездных экзаменационных комиссий вузов независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности в части обязательного согласования их направления с органами исполнительной власти или органами управления образованием субъектов Российской Федерации в соответствии с п. 3.2 настоящего инструктивного письма.

4.3. В случаях нарушения п. 4.1, 4.2 настоящего инструктивного письма просим незамедлительно информировать Управление инспектирования Минобразования России (Сауткина В.Ф.) для своевременной выработки необходимых решений министерства.

5. Считать утратившим силу письмо Министерства образования Российской Федерации от 01.09.92 N 24/20-11и "Об организации деятельности органов управления образованием по лицензированию и аккредитации негосударственных образовательных учреждений".

6. Контроль за выполнением инструктивного письма возложить на Управление инспектирования (Сауткина В.Ф.), Управление учебных заведений высшего профессионального образования (Новикова Ю.А.) и Управление лицензирования, аккредитации и нострификации (Гуничева В.Н.) Минобразования России.

 

Министр

В.Г.КИНЕЛЕВ

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024