Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 июля 2010 г. N 17948

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 21 июня 2010 г. N 650

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ

260103.01 ПЕКАРЬ

 

В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 260103.01 Пекарь и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

 

Министр

А.ФУРСЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

 

Утвержден

Приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 21 июня 2010 г. N 650

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ

260103.01 ПЕКАРЬ

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 260103.01 Пекарь всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

НПО - начальное профессиональное образование;

ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;

ОУ - образовательное учреждение;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ

 

3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.

 

Таблица 1

 

┌─────────────────────┬───────────────────────────────┬───────────────────┐

│Образовательная база │   Наименование квалификации   │ Нормативный срок 

       приема        │ (профессий по Общероссийскому │ освоения ОПОП при │

                        классификатору профессий        очной форме   

                     │рабочих, должностей служащих и │     получения    

                           тарифных разрядов)           образования   

                             (ОК 016-94) <*>                          

├─────────────────────┼───────────────────────────────┼───────────────────┤

│на базе среднего     │Пекарь                               10 мес.     

│(полного) общего     │Пекарь-мастер                                     

│образования          │Дрожжевод                                        

├─────────────────────┤Тестовод                       ├───────────────────┤

│на базе основного    │Машинист тесторазделочных машин│2 года 5 мес. <**> │

│общего образования   │Формовщик теста                                  

                     │Кондитер                                         

└─────────────────────┴───────────────────────────────┴───────────────────┘

 

--------------------------------

<*> ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.

<**> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования.

 

3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании основной профессиональной образовательной программы подготовки по профессиям НПО:

пекарь - тестовод - дрожжевод;

пекарь - формовщик теста;

пекарь - машинист тесторазделочных машин;

формовщик теста - машинист тесторазделочных машин;

пекарь-кондитер;

пекарь-мастер.

Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.

 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

 

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: выполнение работ по приготовлению хлеба, хлебобулочных, бараночных и сухарных изделий, различных видов печенья, пряников, вафель, пирожных и тортов без крема, других штучно-кондитерских мучных изделий.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

основное и вспомогательное сырье и материалы, полуфабрикаты и готовая продукция хлебопекарного производства;

технологические процессы и операции приготовления хлеба, хлебобулочных, бараночных и сухарных изделий, различных видов печенья, пряников, тортов, пирожных и других штучно-кондитерских мучных изделий;

рецептуры хлеба, хлебобулочных, бараночных и сухарных изделий, различных видов печенья, пряников, тортов, пирожных и других штучно-кондитерских мучных изделий;

технологическое оборудование хлебопекарного производства.

4.3. Обучающийся по профессии Пекарь готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Размножение и выращивание дрожжей.

4.3.2. Приготовление теста.

4.3.3. Разделка теста.

4.3.4. Термическая обработка теста и отделка поверхности хлебобулочных и мучных кондитерских изделий.

4.3.5. Укладка и упаковка готовой продукции.

 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1. Размножение и выращивание дрожжей.

ПК 1.1. Обеспечивать и поддерживать условия для размножения и выращивания дрожжей.

ПК 1.2. Готовить дрожжевую продукцию различных видов.

ПК 1.3. Производить техническое обслуживание оборудования дрожжевого цеха.

5.2.2. Приготовление теста.

ПК 2.1. Подготавливать и дозировать сырье.

ПК 2.2. Приготавливать тесто различными способами согласно производственным рецептурам.

ПК 2.3. Определять готовность опары, закваски, теста при замесе и брожении.

ПК 2.4. Обслуживать оборудование для приготовления теста.

5.2.3. Разделка теста.

ПК 3.1. Производить деление теста на куски вручную или с помощью тестоделительных машин.

ПК 3.2. Производить формование тестовых заготовок вручную или с применением формующего оборудования.

ПК 3.3. Производить разделку мучных кондитерских изделий из различных видов теста.

ПК 3.4. Разделывать полуфабрикаты из мороженого теста.

ПК 3.5. Производить укладку сформованных полуфабрикатов на листы, платки, в формы.

ПК 3.6. Обслуживать оборудование для деления теста и формования тестовых заготовок.

ПК 3.7. Обслуживать шкаф окончательной расстойки и регулировать режим расстойки полуфабрикатов.

5.2.4. Термическая обработка теста и отделка поверхности хлебобулочных изделий.

ПК 4.1. Определять готовность полуфабрикатов к выпечке.

ПК 4.2. Контролировать и регулировать режим выпечки хлеба, хлебобулочных и бараночных изделий.

ПК 4.3. Отделывать поверхность готовых хлебобулочных изделий.

ПК 4.4. Контролировать и регулировать режим сушки сухарных изделий.

ПК 4.5. Контролировать и регулировать режим приготовления мучных кондитерских изделий.

ПК 4.6. Обслуживать печи, духовые шкафы и другое оборудование для выпекания и сушки.

5.2.5. Укладка и упаковка готовой продукции.

ПК 5.1. Производить отбраковку готовой продукции.

ПК 5.2. Производить упаковку и маркировку хлебобулочных изделий.

ПК 5.3. Укладывать изделия в лотки, вагонетки, контейнеры.

 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального;

профессионального;

и разделов:

физическая культура;

учебная практика (производственное обучение);

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная (итоговая) аттестация.

6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.

Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

 

Структура основной профессиональной образовательной

программы начального профессионального образования


 

Таблица 2

 

┌─────────┬──────────────────────────────────────────┬───────────┬───────────┬─────────────────────┬────────────┐

  Индекс │ Наименование циклов, разделов, модулей,  │Всего      │В т.ч.     │Индекс и наименование│   Коды    

               требования к знаниям, умениям,      │максималь- │часов           дисциплин,      │формируемых │

                    практическому опыту            │ной учебной│обязатель- │  междисциплинарных  │компетенций │

                                                   │нагрузки   │ных учебных│    курсов (МДК)                

                                                   │обучающего-│занятий                                    

                                                   │ся                                                    

├─────────┼──────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────────────┼────────────┤

         │Обязательная часть циклов ОПОП и раздел       864        576                                    

         │"Физическая культура"                                                                           

├─────────┼──────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────────────┼────────────┤

│ОП.00    │Общепрофессиональный цикл                     134        96                                     

         ├──────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────────────┼────────────┤

         │В результате изучения обязательной части                        │ОП.01. Основы        │ОК 1 - 7   

         │цикла обучающийся по                                            │микробиологии,       │ПК 1.1 - 1.3│

         │общепрофессиональным дисциплинам должен:                        │санитарии и гигиены в│ПК 2.1 - 2.4│

         │уметь:                                                          │пищевом производстве │ПК 3.1 - 3.7│

           выполнять простейшие микробиологические │                                           │ПК 4.1 - 4.6│

         │исследования и давать оценку полученных                                              │ПК 5.1 - 5.3│

         │результатов;                                                                                    

           соблюдать правила личной гигиены и                                                            

         │санитарные требования в условиях                                                                 

         │пищевого производства;                                                                          

           производить санитарную обработку                                                              

         │оборудования и инвентаря;                                                                       

           готовить растворы дезинфицирующих и                                                           

         │моющих средств;                                                                                 

         │знать:                                                                                          

           основные группы микроорганизмов;                                                              

           основные пищевые инфекции и пищевые                                                           

         │отравления;                                                                                      

           возможные источники микробиологического │                                                      

         │загрязнения в пищевом производстве;                                                             

           санитарно-технологические требования к                                                        

         │помещениям, оборудованию, инвентарю,                                                            

         │одежде;                                                                                         

           правила личной гигиены работников                                                             

         │пищевых производств;                                                                            

           классификацию моющих средств, правила их│                                                      

         │применения, условия и сроки их хранения;                                                         

           правила проведения дезинфекции,                                                               

         │дезинсекции, дератизации                                                                        

         ├──────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────────────┼────────────┤

         │уметь:                                                          │ОП.02. Экономические │ОК 1 - 7   

           ориентироваться в общих вопросах                              │и правовые основы    │ПК 1.1 - 1.3│

         │экономики производства пищевой                                  │производственной     │ПК 2.1 - 2.4│

         │продукции;                                                      │деятельности         │ПК 3.1 - 3.7│

           применять экономические и правовые                                                 │ПК 4.1 - 4.6│

         │знания в конкретных производственных                                                 │ПК 5.1 - 5.3│

         │ситуациях;                                                                                      

           защищать свои трудовые права в рамках                                                         

         │действующего законодательства;                                                                  

         │знать:                                                                                      -   

           принципы рыночной экономики;                                                                  

           организационно-правовые формы                                                                 

         │организаций;                                                                                    

           основные положения законодательства,                                                          

         │регулирующего трудовые отношения;                                                               

           механизмы формирования заработной платы;│                                                      

           формы оплаты труда                                                                            

         ├──────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────────────┼────────────┤

         │уметь:                                                   32     │ОП.03. Безопасность  │ОК 1 - 7   

           организовывать и проводить мероприятия                        │жизнедеятельности    │ПК 1.1 - 1.3│

         │по защите работающих и населения от                                                  │ПК 2.1 - 2.4│

         │негативных воздействий чрезвычайных                                                  │ПК 3.1 - 3.7│

         │ситуаций;                                                                            │ПК 4.1 - 4.6│

           предпринимать профилактические меры для │                                           │ПК 5.1 - 5.3│

         │снижения уровня опасностей различного                                                           

         │вида и их последствий в профессиональной                                                        

         │деятельности и быту;                                                                            

           использовать средства индивидуальной и                                                        

         │коллективной защиты от оружия массового                                                         

         │поражения;                                                                                      

           применять первичные средства                                                                  

         │пожаротушения;                                                                                  

           ориентироваться в перечне военно-учетных│                                                      

         │специальностей и самостоятельно                                                                 

         │определять среди них родственные                                                                

         │полученной профессии;                                                                           

           применять профессиональные знания в ходе│                                                      

         │исполнения обязанностей военной службы                                                          

         │на воинских должностях в соответствии с                                                         

         │полученной профессией;                                                                          

           владеть способами бесконфликтного                                                             

         │общения и саморегуляции в повседневной                                                          

         │деятельности и экстремальных условиях                                                           

         │военной службы;                                                                                 

           оказывать первую помощь пострадавшим;                                                         

         │знать:                                                                                          

           принципы обеспечения устойчивости                                                             

         │объектов экономики, прогнозирования                                                             

         │развития событий и оценки последствий                                                           

         │при техногенных чрезвычайных ситуациях и                                                        

         │стихийных явлениях, в том числе в                                                               

         │условиях противодействия терроризму как                                                         

         │серьезной угрозе национальной                                                                   

         │безопасности России;                                                                            

           основные виды потенциальных опасностей и│                                                      

         │их последствия в профессиональной                                                               

         │деятельности и быту, принципы снижения                                                          

         │вероятности их реализации;                                                                      

           основы военной службы и обороны                                                               

         │государства;                                                                                    

           задачи и основные мероприятия                                                                 

         │гражданской обороны;                                                                            

           способы защиты населения от оружия                                                            

         │массового поражения;                                                                            

           меры пожарной безопасности и правила                                                          

         │безопасного поведения при пожарах;                                                              

           организацию и порядок призыва граждан на│                                                      

         │военную службу и поступления на нее в                                                           

         │добровольном порядке;                                                                           

           основные виды вооружения, военной                                                             

         │техники и специального снаряжения,                                                              

        │состоящих на вооружении (оснащении)                                                             

         │воинских подразделений, в которых                                                               

         │имеются военно-учетные специальности,                                                           

         │родственные профессиям НПО;                                                                     

           область применения получаемых                                                                 

         │профессиональных знаний при исполнении                                                          

         │обязанностей военной службы;                                                                    

           порядок и правила оказания первой помощи│                                                      

         │пострадавшим                                                                                    

├─────────┼──────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────────────┼────────────┤

│П.00     │Профессиональный цикл                         650        440                                    

├─────────┼──────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────────────┼────────────┤

│ПМ.00    │Профессиональные модули                       650        440                                    

├─────────┼──────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────────────┼────────────┤

│ПМ.01    │Размножение и выращивание дрожжей                               │МДК.01.01. Технологии│ОК 1 - 7   

         │В результате изучения профессионального                         │производства дрожжей │ПК 1.1 - 1.3│

         │модуля обучающийся должен:                                                                      

         │иметь практический опыт:                                                                        

           выполнения работ по производству                                                              

         │дрожжей;                                                                                        

         │уметь:                                                                                          

           размножать и выращивать дрожжи;                                                               

           активировать прессованные дрожжи;                                                             

           выполнять контрольные анализы;                                                                

           обслуживать оборудование дрожжевого                                                           

         │цеха;                                                                                           

           соблюдать требования безопасности труда,│                                                       

         │личной гигиены и санитарии при работе с                                                         

         │дрожжами;                                                                                       

         │знать:                                                                                          

           способы изменения температуры дрожжей;                                                        

           методы определения кислотности дрожжей и│                                                      

         │подъемной силы;                                                                                 

           методы контроля производства жидких и                                                         

         │прессованных дрожжей;                                                                           

           способы обработки оборудования                                                                 

         │дрожжевого цеха;                                                                                

           правила организации работ в цеху;                                                             

           требования безопасности труда, личной                                                         

         │гигиены и санитарии при работе с дрожжами │                                                      

├─────────┼──────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────────────┼────────────┤

│ПМ.02    │Приготовление теста                                             │МДК.02.01. Технология│ОК 1 - 7   

         │В результате изучения профессионального                         │приготовления теста  │ПК 2.1 - 2.4│

         │модуля обучающийся должен:                                      │для хлебобулочных               

         │иметь практический опыт:                                        │изделий                          

           хранения и подготовки сырья для                                                               

         │приготовления различных видов теста;                            │МДК.02.02. Технология│           

           приготовления теста различными                                │приготовления теста             

         │способами, в том числе с применением                            │для мучных                      

         │тестоприготовительного оборудования;                            │кондитерских изделий │           

           обслуживания оборудования для                                                                 

         │приготовления теста;                                                                            

         │уметь:                                                                                          

           пользоваться производственными                                                                 

         │рецептурами и технологическими                                                                  

         │инструкциями;                                                                                   

           взвешивать, растворять, дозировать                                                            

         │необходимое сырье;                                                                              

           оценивать качество сырья по                                                                   

         │органолептическим показателям;                                                                  

           оценивать качество опары, закваски,                                                           

         │теста при замесе по органолептическим                                                           

         │показателям;                                                                                     

           определять физико-химические показатели │                                                      

         │сырья и полуфабрикатов, различных видов                                                         

         │теста;                                                                                          

           определять различными методами                                                                

         │готовность теста в процессе созревания;                                                         

         │знать:                                                                                          

           характеристики сырья и требования к его │                                                      

         │качеству;                                                                                       

           правила хранения сырья;                                                                       

           правила подготовки сырья к пуску в                                                            

         │производство;                                                                                   

           способы активации прессованных и сушеных│                                                      

         │дрожжей, производственный цикл                                                                  

         │приготовления жидких дрожжей;                                                                   

           способы приготовления опары и закваски                                                        

         │для различных видов теста в соответствии                                                        

         │с рецептурой;                                                                                   

           способы замеса и приготовления ржаного и│                                                      

         │пшеничного теста;                                                                               

           рецептуры приготовления кексов и мучных │                                                      

         │полуфабрикатов для изделий без крема;                                                           

           методы регулировки дозирующего                                                                

         │оборудования в зависимости от рецептур;                                                         

           методы определения готовности                                                                 

         │полуфабрикатов при замесе и брожении;                                                           

           структуру и физические свойства                                                               

         │различных видов теста;                                                                          

           сущность процессов созревания теста;                                                          

           правила работы на тестоприготовительном │                                                      

         │оборудовании                                                                                    

├─────────┼──────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────────────┼────────────┤

│ПМ.03    │Разделка теста                                                  │МДК.03.01. Технологии│ОК 1 - 7   

         │В результате изучения профессионального                         │деления теста,       │ПК 3.1 - 3.7│

         │модуля общающийся должен:                                       │формования тестовых             

         │иметь практический опыт:                                        │заготовок                       

           деления теста вручную;                                                                        

           формования полуфабрикатов для различных │                      │МДК.03.01. Технологии│           

         │хлебобулочных изделий вручную;                                  │разделки мучных                 

           работы на тестоделительных машинах;                           │кондитерских изделий │           

           работы на машинах для формования                                                              

         │тестовых заготовок;                                                                             

           разделки мучных кондитерских изделий из │                                                      

         │различных видов теста;                                                                          

           настройки и регулирования режимов работы│                                                      

         │оборудования;                                                                                   

           устранения мелких неполадок                                                                   

         │оборудования;                                                                                   

         │уметь:                                                                                          

           делить тесто на куски заданной массы,                                                         

         │придавать им определенную форму;                                                                

           проводить предварительную                                                                     

         │(промежуточную) расстойку;                                                                      

           придавать окончательную форму тестовым                                                        

         │заготовкам;                                                                                     

           работать с полуфабрикатами из                                                                 

         │замороженного теста;                                                                            

           укладывать сформованные полуфабрикаты на│                                                      

         │листы, платки, в формы;                                                                         

           смазывать и отделывать поверхности                                                            

         │полуфабрикатов;                                                                                 

           контролировать качество окончательной                                                         

         │расстойки полуфабрикатов;                                                                       

           производить разделку мучных кондитерских│                                                      

         │изделий, вырабатываемых без крема;                                                              

           устранять дефекты тестовых заготовок                                                          

        │различными способами;                                                                           

           обслуживать дежеподъемники,                                                                   

         │тестоделители, оборудование для формования│                                                      

         │тестовых заготовок и расстойки теста;                                                           

         │знать:                                                                                          

           устройство и принцип работы                                                                   

         │тесторазделочного оборудования;                                                                 

           ассортимент хлеба, хлебобулочных,                                                             

         │бараночных, сухарных и мучных кондитерских│                                                      

         │изделий;                                                                                        

           массу тестовых заготовок для                                                                  

         │выпускаемого ассортимента;                                                                      

           способы разделки различных видов теста                                                        

         │(песочного, слоеного, заварного и других),│                                                      

         │полуфабрикатов, кексов;                                                                         

           порядок укладки полуфабрикатов на листы,│                                                      

         │платки и в формы;                                                                               

           рецептуры приготовления смазки;                                                               

           приемы отделки поверхности                                                                    

         │полуфабрикатов;                                                                                 

           режим расстойки полуфабрикатов для                                                            

         │различных изделий и способы регулирования │                                                      

         │режима температуры и влажности;                                                                 

           причины дефектов полуфабрикатов от                                                            

         │неправильной разделки и укладки на листы                                                        

         │и способы их исправления;                                                                       

           устройство и принцип работы оборудования│                                                       

         │для окончательной расстойки теста;                                                              

           правила безопасного обслуживания                                                              

         │оборудования                                                                                    

├─────────┼──────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────────────┼────────────┤

│ПМ.04    │Термическая обработка теста и отделка                           │МДК.04.01. Технологии│ОК 1 - 7   

         │поверхности хлебобулочных изделий                               │выпекания хлеба,     │ПК 4.1 - 4.6│

         │В результате изучения профессионального                         │хлебобулочных,                  

         │модуля обучающийся должен:                                      │бараночных изделий и │           

         │иметь практический опыт:                                        │сушки сухарных                   

           выпекания хлеба, хлебобулочных и                              │изделий                         

         │бараночных изделий;                                                                             

           сушки сухарных изделий;                                       │МДК.04.02. Технология│           

           выпечки кексов, пряников, вафель,                             │приготовления                   

         │печенья;                                                        │выпеченных                      

           выпечки полуфабрикатов для мучных                             │полуфабрикатов и                

         │кондитерских изделий;                                           │отделки мучных                  

           наладки и регулирования режима работы                         │кондитерских изделий │           

         │печи;                                                                                            

         │уметь:                                                                                          

           определять готовность полуфабрикатов                                                          

         │после окончательной расстойки к выпечке;                                                        

           загружать полуфабрикаты в печь;                                                               

           контролировать паровой и температурный                                                        

         │режим пекарной камеры;                                                                          

           определять готовность изделий при                                                             

         │выпечке;                                                                                        

           разгружать печь;                                                                               

           определять выход готовой продукции,                                                           

         │рассчитывать упек и усушку;                                                                     

           выпекать сухарные плиты и производить                                                         

         │сушку нарезанных ломтей сухарей;                                                                

           оценивать качество выпеченных изделий по│                                                      

         │органолептическим показателям;                                                                  

           приготавливать отделочную крошку,                                                             

         │помаду;                                                                                         

           производить отделку поверхности готовых │                                                       

         │изделий сахарной пудрой, крошкой, помадой;│                                                      

         │знать:                                                                                          

           методы определения готовности                                                                 

         │полуфабрикатов к выпечке;                                                                       

           режимы выпечки различных видов хлеба,                                                         

         │хлебобулочных, бараночных и мучных                                                              

         │кондитерских изделий;                                                                           

           условия выпекания сухарных плит и сушки │                                                      

         │нарезанных ломтей сухарей;                                                                      

           ассортимент и особенности выпечки                                                             

         │изделий из замороженного теста;                                                                 

           приемы посадки полуфабрикатов в печь;                                                         

           методы расчета упека, усушки хлебных                                                          

         │изделий;                                                                                        

           методы расчета выхода готовой продукции;│                                                      

           методы определения готовности изделий                                                         

         │при выпечке;                                                                                    

           правила техники безопасности при выборке│                                                      

         │готовой продукции;                                                                              

           нормы расхода сахарной пудры, крошки,                                                         

         │помады на отделку поверхности изделий                                                           

├─────────┼──────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────────────┼────────────┤

│ПМ.05    │Укладка и упаковка готовой продукции                            │МДК.05.01. Технологии│ОК 1 - 7   

         │В результате изучения профессионального                         │упаковки и укладки   │ПК 5.1 - 5.3│

         │модуля обучающийся должен:                                      │готовой продукции               

         │иметь практический опыт:                                                                        

           отбраковки изделий;                                                                           

           укладки готовой продукции;                                                                    

           упаковки готовой продукции вручную;                                                           

           упаковки готовой продукции на                                                                 

         │технологическом оборудовании;                                                                   

           устранения мелких неполадок упаковочного│                                                      

         │оборудования;                                                                                   

         │уметь:                                                                                          

           контролировать качество готовой                                                               

         │продукции по органолептическим                                                                  

         │показателям;                                                                                    

           отбраковывать готовые изделия по массе; │                                                      

           упаковывать изделия различными                                                                

         │способами;                                                                                      

           укладывать продукцию в лотки,                                                                 

         │контейнеры, вагонетки;                                                                          

         │знать:                                                                                          

           требования к качеству готовой продукции;│                                                      

           требования к упаковке и маркировке                                                            

         │изделий;                                                                                        

           правила укладки изделий в лотки,                                                              

         │контейнеры, вагонетки;                                                                          

           правила и способы наладки;                                                                    

           регулирования режимов работы                                                                  

         │упаковочного оборудования;                                                                      

           возможные неисправности и способы их                                                          

         │выявления                                                                                       

├─────────┼──────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────────────┼────────────┤

│ФК.00    │Физическая культура                           80         40                          │ОК 2       

         │В результате освоения раздела                                                        │ОК 3       

         │"Физическая культура" обучающийся должен: │                                           │ОК 6       

         │уметь:                                                                               │ОК 7       

           использовать физкультурно-                                                                    

         │оздоровительную деятельность для                                                                

         │укрепления здоровья, достижения жизненных │                                                      

         │и профессиональных целей;                                                                       

         │знать:                                                                                          

           о роли физической культуры в                                                                  

         │общекультурном, профессиональном и                                                              

        │социальном развитии человека;                                                                   

           основы здорового образа жизни                                                                 

├─────────┼──────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────────────┼────────────┤

         │Вариативная часть циклов ОПОП                 216        144                                    

         │(определяется образовательным учреждением)│                                                      

├─────────┼──────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────────────┼────────────┤

         │Итого по обязательной части ОПОП,            1080        720                                    

         │включая раздел "Физическая культура", и                                                         

         │вариативной части ОПОП                                                                          

├─────────┼──────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────────────┼────────────┤

│УП.00    │Учебная практика (производственное          19 нед.      684                         │ОК 1 - 7   

         │обучение)                                                                            │ПК 1.1 - 1.3│

├─────────┼──────────────────────────────────────────┤                      ├─────────────────────┤ПК 2.1 - 2.4│

│ПП.00    │Производственная практика                                                            │ПК 3.1 - 3.7│

                                                                                              │ПК 4.1 - 4.6│

                                                                                              │ПК 5.1 - 5.3│

├─────────┼──────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────────────┼────────────┤

│ПА.00    │Промежуточная аттестация                    1 нед.                                              

├─────────┼──────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────────────┼────────────┤

│ГИА.00   │Государственная (итоговая) аттестация       1 нед.                                              

└─────────┴──────────────────────────────────────────┴───────────┴───────────┴─────────────────────┴────────────┘


 

Таблица 3

 

Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 43 недели, в том числе:

 

Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"

      20 нед.

Учебная практика (производственное обучение)              

      19 нед.

Производственная практика                                 

Промежуточная аттестация                                  

       1 нед.

Государственная (итоговая) аттестация                     

       1 нед.

Каникулярное время                                        

       2 нед.

Итого                                                     

      43 нед.

 

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2 ФГОС), с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП.

Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ОПОП образовательное учреждение:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;

обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;

обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;

в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;

обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета:

    теоретическое обучение (при обязательной учебной

    нагрузке 36 часов в неделю)                                 57 нед.

    промежуточная аттестация                                     3 нед.

    каникулярное время                                          13 нед.

7.10. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.

7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <*> (для сроков обучения 1 год 10 мес.).

--------------------------------

<*> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616).

 

7.12. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная (производственное обучение) и производственная.

Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно, в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла; эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

7.14. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.15. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ.

Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

 

7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Реализация ОПОП должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических заданий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

 

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских

и других помещений

 

Кабинеты:

технологии изготовления хлеба и хлебобулочных изделий;

технологии приготовления мучных кондитерских изделий;

технологического оборудования хлебопекарного производства;

безопасности жизнедеятельности и охраны труда.

Лаборатории:

микробиологии, санитарии и гигиены.

Мастерские:

учебная пекарня.

Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.

 

VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

8.1. Оценка качества освоения основных профессиональных образовательных программ должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности, для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть представлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.

8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024