Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 июля 2010 г. N 17931

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 24 июня 2010 г. N 701

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ

250401.03 СТАНОЧНИК ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩИХ СТАНКОВ

 

В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 250401.03 Станочник деревообрабатывающих станков и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

 

Министр

А.ФУРСЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

 

Утвержден

Приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 24 июня 2010 г. N 701

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ

250401.03 СТАНОЧНИК ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩИХ СТАНКОВ

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 250401.03 Станочник деревообрабатывающих станков всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

НПО - начальное профессиональное образование;

ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;

ОУ - образовательное учреждение;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ

 

3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.

 

Таблица 1

 

Образовательная база
       приема       

    Наименование квалификации    
  (профессий по Общероссийскому  
     классификатору профессий    
  рабочих, должностей служащих и 
тарифных разрядов) (ОК 016-94)<*>

Нормативный срок
 освоения ОПОП 
при очной форме
   получения   
  образования  

на базе среднего    
(полного) общего    
образования         

Станочник деревообрабатывающих   
станков                          

 1 год 10 мес. 

на базе основного   
общего образования  

 3 года 5 мес. 
<**>

 

--------------------------------

<*> ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.

<**> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования.

 

3.2. Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.

 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

 

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: выполнение основных операций по обработке и изготовлению изделий из древесины и материалов на основе древесины на деревообрабатывающих станках с использованием технологических процессов производственных организаций.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

деревообрабатывающие станки: продольно-фрезерные, фрезерные, шипорезные, сверлильно-пазовальные, сверлильно-присадочные станки, шлифовальные, кромко-фуговальные, долбежные, токарные станки, специальные и специализированные станки;

материалы: заготовки из древесины и материалов на основе древесины;

нормативно-техническая документация;

наладочный, контрольно-измерительный инструмент;

приспособления, оснастка деревообрабатывающих станков;

ручной деревообрабатывающий и слесарный инструмент.

4.3. Обучающийся по профессии Станочник деревообрабатывающих станков готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Изготовление столярных изделий.

4.3.2. Слесарная обработка деталей.

4.3.3. Наладка и ремонт деревообрабатывающего оборудования.

4.3.4. Обработка и изготовление сложных деталей и заготовок на деревообрабатывающих станках.

 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1. Изготовление столярных изделий.

ПК 1.1. Осуществлять подготовку ручного столярного инструмента к работе.

ПК 1.2. Владеть приемами работы ручным деревообрабатывающим инструментом.

ПК 1.3. Выполнять столярные соединения деталей.

5.2.2. Слесарная обработка деталей.

ПК 2.1. Осуществлять подготовку слесарного инструмента к работе.

ПК 2.2. Владеть приемами работы ручным слесарным инструментом.

5.2.3. Наладка и ремонт деревообрабатывающего оборудования.

ПК 3.1. Выполнять установку и смену режущего инструмента на станках средней сложности.

ПК 3.2. Осуществлять наладку деревообрабатывающих станков на параметры обработки и оптимальные режимы работы.

ПК 3.3. Участвовать в ремонте деревообрабатывающих станков.

5.2.4. Обработка и изготовление сложных деталей и заготовок на деревообрабатывающих станках.

ПК 4.1. Владеть приемами работы на деревообрабатывающих станках.

ПК 4.2. Осуществлять контроль качества и устранять дефекты обработки деталей.

 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального;

профессионального

и разделов:

физическая культура;

учебная практика (производственное обучение);

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная (итоговая) аттестация.

6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.

Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

 

Структура основной профессиональной образовательной

программы начального профессионального образования


 

Таблица 2

 

┌──────────┬─────────────────────────────────────┬────────────┬────────────┬───────────────────┬───────────────┐

  Индекс     Наименование циклов, разделов,       Всего    │В т.ч. часов│     Индекс и           Коды     

             модулей, требования к знаниям,    │максимальной│обязательных│   наименование      формируемых 

              умениям, практическому опыту       учебной     учебных       дисциплин,       компетенций 

                                                 нагрузки    занятий   │ междисциплинарных │              

                                               │обучающегося│               курсов (МДК)                  

├──────────┼─────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────────────┼───────────────┤

          │Обязательная часть циклов ОПОП и         2160        1440                                     

          │раздел "Физическая культура"                                                                   

├──────────┼─────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────────────┼───────────────┤

│ОП.00     │Общепрофессиональный цикл                834         570                                      

          ├─────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────────────┼───────────────┤

          │В результате изучения обязательной                           │ОП.01.             │ОК 1 - 7      

          │части цикла обучающийся по                                   │Деревообрабатываю- │ПК 1.1 - 4.2  

          │общепрофессиональным дисциплинам                             │щие станки                       

          │должен:                                                                                       

          │уметь:                                                                                        

            определять виды и назначение                                                                

          │станков;                                                                                      

            определять основные узлы и                                                                  

          │механизмы станков;                                                                            

            производить выбор приспособлений и │                                                         

          │оснастки по виду работ;                                                                       

          │знать:                                                                                        

            виды, назначение, классификацию,                                                            

          │основные виды станков;                                                                        

            основные узлы и механизмы,                                                                  

          │конструктивные и кинематические                                                               

          │схемы;                                                                                        

            органы управления станков;                                                                  

            приспособления, оснастку,                                                                   

          │применяемые при выполнении работ                                                              

          ├─────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────────────┼───────────────┤

          │уметь:                                                       │ОП.02. Основы      │ОК 1 - 7      

            определять виды резания;                                   │резания древесины  │ПК 1.1 - 4.2  

            определять характер стружки;                                                                

            определять угловые и линейные                                                               

          │параметры резца;                                                                              

            подбирать инструмент по виду работ;│                                                         

            определять качество подготовки                                                              

          │инструмента к работе;                                                                        

            определять виды брака, причины                                                              

          │возникновения и способы его                                                                    

          │устранения;                                                                                   

          │знать:                                                                                        

            виды резания;                                                                               

            геометрию резца и стружки;                                                                  

            режимы резания;                                                                             

            способы резания древесины;                                                                  

            виды, устройство и назначение                                                               

          │ручного деревообрабатывающего                                                                 

          │инструмента, его характеристику                                                               

          ├─────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────────────┼───────────────┤

          │уметь:                                                       │ОП.03. Графика     │ОК 1 - 7      

            читать и оформлять чертежи, схемы и│                                           │ПК 1.1 - 4.2  

          │графики;                                                                                      

            составлять эскизы на обрабатываемые│                                                         

          │детали с указанием допусков и                                                                 

          │посадок;                                                                                      

            пользоваться необходимой справочной│                                                         

          │литературой;                                                                                  

            пользоваться спецификацией в                                                                

          │процессе чтения сборочных чертежей,                                                           

          │схем;                                                                                         

          │знать:                                                                                        

            основы черчения и геометрии;                                                                

            требования Единой системы                                                                   

          │конструкторской документации (ЕСКД); │                                                          

            правила чтения схем и чертежей                                                              

          │обрабатываемых деталей;                                                                       

            способы выполнения рабочих чертежей│                                                         

          │и эскизов                                                                                     

          ├─────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────────────┼───────────────┤

          │уметь:                                                       │ОП.04.             │ОК 1 - 7      

            объяснять все явления,                                     │Электротехника     │ПК 1.1 - 4.2  

          │сопровождающие действия                                                                       

          │электрического тока;                                                                           

            составлять электрические и                                                                  

          │магнитные цепи;                                                                               

            применять оборудование с                                                                    

          │электроприводом;                                                                              

            подбирать по справочным материалам │                                                         

          │приборы и устройства электронной                                                              

          │техники с определенными параметрами                                                           

          │и характеристиками;                                                                           

          │знать:                                                                                        

            названия электротехнических                                                                 

          │приборов и электротехнических                                                                 

          │машин, устройство, область их                                                                 

          │применения;                                                                                   

            условные обозначения                                                                        

          │электротехнических приборов и                                                                 

          │электрических машин;                                                                          

            буквенные обозначения электрических│                                                         

          │величин;                                                                                      

            правила составления электрических                                                           

          │схем;                                                                                         

            правила техники безопасности при                                                            

          │работе с электрическими приборами;                                                            

            основы электроники, механики,                                                               

          │гидравлики, автоматики в пределах                                                             

          │выполняемой работы                                                                            

          ├─────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────────────┼───────────────┤

          │уметь:                                                       │ОП.05.             │ОК 1 - 7      

           различать породы древесины;                                │Материаловедение   │ПК 1.1 - 4.2  

            определять пороки древесины;                                                                

            различать по сортам и сортаментам                                                           

          │продукцию лесопильного                                                                        

          │производства;                                                                                 

            расшифровывать марки материалов;                                                            

            определять основные свойства                                                                 

          │материалов;                                                                                   

            выбирать материалы для                                                                      

          │профессиональной деятельности по их                                                           

          │свойствам;                                                                                    

          │знать:                                                                                        

            породы древесины;                                                                           

            строение древесины;                                                                         

            пороки древесины;                                                                           

            наименование, маркировку и основные│                                                          

          │свойства обрабатываемых материалов                                                            

          ├─────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────────────┼───────────────┤

          │уметь:                                                       │ОП.06.             │ОК 1 - 7      

            находить и использовать необходимую│                        │Экономические      │ПК 1.1 - 4.2  

          │экономическую информацию;                                    │основы производства│              

            определять и сравнивать основные                                                            

          │формы заработной платы;                                                                       

          │знать:                                                                                        

            организацию производственного и                                                             

          │технологического процессов;                                                                   

          │материально-технические,   трудовые и│                                                         

          │финансовые ресурсы отрасли; механизмы│                                                         

          │ценообразования на продукцию, формы                                                           

          │оплаты труда в современных условиях; │                                                        

            основные аспекты отрасли,                                                                   

          │организации как хозяйствующих                                                                 

          │субъектов в рыночной экономике                                                                

          ├─────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────────────┼───────────────┤

          │уметь:                                                       │ОП.07. Технические │ОК 1 - 7      

            анализировать техническую                                  │измерения          │ПК 1.1 - 4.2  

          │документацию;                                                                                 

            определять предельные отклонения                                                            

          │размеров по стандартам, технической                                                           

          │документации;                                                                                 

            выполнять расчеты величин                                                                    

          │предельных размеров и допуска по                                                              

          │данным чертежам и определять                                                                  

          │годность заданных размеров;                                                                   

            выполнять графики полей допусков по│                                                         

          │выполненным расчетам;                                                                         

            определять характер сопряжения                                                              

          │(группы посадки) по данным                                                                    

          │чертежей, по выполненным расчетам;                                                            

            применять контрольно-измерительные │                                                          

          │приборы и инструменты;                                                                        

          │знать:                                                                                        

            основные сведения о размерах в                                                              

          │деревообработке;                                                                              

            основы технических измерений;                                                               

            виды измерительных средств;                                                                 

            основные сведения о сопряжениях в                                                           

          │деревообработке;                                                                              

            основы взаимозаменяемости;                                                                  

           систему допусков и посадок;                                                                 

            квалитеты и параметры                                                                       

          │шероховатости;                                                                                

            размеры допусков для основных видов│                                                         

          │механической обработки и для                                                                  

          │деталей, поступающих на сборку;                                                               

            устройство, назначение, правила                                                             

          │настройки и регулирования                                                                     

          │контрольно-измерительных                                                                      

          │инструментов и приборов;                                                                      

            методы и средства контроля                                                                  

          │обработанных поверхностей                                                                     

          ├─────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────────────┼───────────────┤

          │уметь:                                                       │ОП.08. Охрана труда│ОК 1 - 7      

            проводить анализ травмоопасных и                                              │ПК 1.1 - 4.2  

          │вредных факторов в сфере                                                                       

          │профессиональной деятельности;                                                                

          │использовать экобиозащитные                                                                   

          │материалы;                                                                                    

          │знать:                                                                                        

            особенности обеспечения безопасных │                                                         

          │условий труда в сфере                                                                         

          │профессиональной деятельности,                                                                

          │правовые, нормативные и                                                                       

          │организационные основы охраны труда                                                            

          │в организации                                                                                 

          ├─────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────────────┼───────────────┤

          │уметь:                                                68     │ОП.09. Безопасность│ОК 1 - 7      

            организовывать и проводить                                 │жизнедеятельности  │ПК 1.1 - 4.2  

          │мероприятия по защите населения от                                                            

          │негативных воздействий чрезвычайных                                                           

          │ситуаций;                                                                                     

            предпринимать профилактические меры│                                                         

          │для снижения уровня опасностей                                                                

          │различного вида и их последствий в                                                            

          │профессиональной деятельности и быту;│                                                         

            использовать средства                                                                       

          │индивидуальной и коллективной                                                                 

          │защиты от оружия массового                                                                    

          │поражения; применять первичные                                                                

          │средства пожаротушения;                                                                       

            ориентироваться в перечне                                                                   

          │военно-учетных специальностей и                                                               

          │самостоятельно определять среди них                                                           

          │родственные полученной профессии;                                                             

            применять профессиональные знания в│                                                         

          │ходе исполнения обязанностей                                                                  

          │военной службы на воинских                                                                    

          │должностях в соответствии с                                                                   

          │полученной профессией;                                                                        

            владеть способами бесконфликтного                                                           

          │общения и саморегуляции в                                                                     

          │повседневной деятельности и                                                                   

          │экстремальных условиях военной                                                                

          │службы;                                                                                       

            оказывать первую помощь                                                                     

          │пострадавшим;                                                                                 

          │знать:                                                                                        

            принципы обеспечения устойчивости                                                            

          │объектов экономики, прогнозирования                                                           

          │развития событий и оценки                                                                     

          │последствий при техногенных                                                                   

          │чрезвычайных ситуациях и стихийных                                                            

          │явлениях, в том числе в условиях                                                             

          │противодействия терроризму как                                                                

          │серьезной угрозе национальной                                                                 

          │безопасности России;                                                                          

            основные виды потенциальных                                                                 

          │опасностей и их последствия в                                                                 

          │профессиональной деятельности и                                                               

          │быту, принципы снижения вероятности                                                           

          │их реализации;                                                                                

            основы военной службы и обороны                                                             

          │государства;                                                                                  

            задачи и основные мероприятия                                                               

          │гражданской обороны;                                                                          

            способы защиты населения от оружия │                                                         

          │массового поражения; меры пожарной                                                            

          │безопасности и правила безопасного                                                            

          │поведения при пожарах;                                                                        

            организацию и порядок призыва                                                               

          │граждан на военную службу и                                                                   

          │поступления на нее в добровольном                                                             

          │порядке;                                                                                      

            основные виды вооружения, военной                                                           

          │техники и специального снаряжения,                                                            

          │состоящих на вооружении (оснащении)                                                           

          │воинских подразделений, в которых                                                             

          │имеются военно-учетные                                                                        

          │специальности, родственные                                                                    

          │профессиям НПО;                                                                               

            область применения получаемых                                                               

          │профессиональных знаний при                                                                    

          │исполнении обязанностей военной                                                               

          │службы;                                                                                       

            порядок и правила оказания первой                                                           

          │помощи пострадавшим                                                                           

├──────────┼─────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────────────┼───────────────┤

│П.00      │Профессиональный цикл                    1126        770                                      

├──────────┼─────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────────────┼───────────────┤

│ПМ.00     │Профессиональные модули                  1126        770                                      

├──────────┼─────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────────────┼───────────────┤

│ПМ.01     │Изготовление столярных изделий                               │МДК.01.01.         │ОК 1 - 7      

          │В результате изучения                                        │Технология         │ПК 1.1 - 1.3  

          │профессионального модуля                                     │столярных работ                  

          │обучающийся должен:                                                                           

          │иметь практический опыт:                                                                      

            работы ручным столярным                                                                     

          │инструментом;                                                                                 

          │уметь:                                                                                        

            подготавливать инструмент к работе;│                                                         

            производить выбор инструмента,                                                              

          │исходя из поставленной задачи;                                                                

            выполнять приемы работы ручным                                                              

          │инструментом;                                                                                 

            осуществлять контроль качества                                                              

          │работ и организации рабочего места;                                                           

            выбирать рациональные приемы работы│                                                         

          │ручным инструментом;                                                                          

            пользоваться                                                                                

          │инструкционно-технологической,                                                                

          │справочной документацией;                                                                     

          │знать:                                                                                        

            технологию подготовки инструмента к│                                                         

          │работе;                                                                                       

            назначение инструмента;                                                                     

            правила и приемы работы ручным                                                               

          │инструментом;                                                                                 

            технические требования к качеству                                                           

          │выполняемых работ;                                                                            

            способы рациональной работы ручным │                                                         

          │инструментом                                                                                  

├──────────┼─────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────────────┼───────────────┤

│ПМ.02     │Слесарная обработка деталей                                  │МДК.02.01.         │ОК 1 - 7      

          │В результате изучения                                        │Технология         │ПК 2.1        

          │профессионального модуля обучающийся │                        │слесарных работ    │ПК 2.2         

          │должен:                                                                                       

          │иметь практический опыт:                                                                      

            работы ручным слесарным                                                                     

          │инструментом;                                                                                 

          │уметь:                                                                                        

            подготавливать инструмент к работе;│                                                         

            производить выбор инструмента,                                                              

          │исходя из поставленной задачи;                                                                

            выполнять приемы работы слесарным                                                           

          │инструментом;                                                                                 

            осуществлять контроль качества                                                              

          │работ и организации рабочего места;                                                           

            выбирать рациональные приемы работы│                                                         

          │слесарным инструментом;                                                                       

            пользоваться                                                                                

          │инструкционно-технологической,                                                                

          │справочной документацией;                                                                     

          │знать:                                                                                        

            основные понятия и определения                                                              

          │технологических процессов                                                                     

          │изготовления деталей и изделий;                                                               

            основные виды слесарных работ,                                                              

          │технологию их проведения,                                                                     

          │применяемые инструменты и                                                                     

          │приспособления;                                                                                

            основы техники и технологии                                                                 

          │слесарной обработки;                                                                          

            основы резания металлов в пределах │                                                         

          │выполняемой работы;                                                                           

            основные сведения о механизмах,                                                             

          │машинах, деталях машин,                                                                       

          │сопротивлении материалов;                                                                     

            слесарные операции, их назначение, │                                                         

          │приемы и правила выполнения;                                                                   

            технологический процесс слесарной                                                           

          │обработки;                                                                                    

            слесарный инструмент и                                                                      

          │приспособления, их устройство,                                                                

          │назначение и правила применения;                                                              

            правила заточки и доводки                                                                   

          │слесарного инструмента;                                                                       

            технологическую документацию на                                                             

          │выполняемые работы, ее виды и                                                                 

          │содержание;                                                                                   

            технические требования к качеству                                                           

          │выполняемых работ;                                                                            

            способы рациональной работы ручным │                                                         

          │инструментом                                                                                  

├──────────┼─────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────────────┼───────────────┤

│ПМ.03     │Наладка и ремонт                                             │МДК.03.01.         │ОК 1 - 7      

          │деревообрабатывающего оборудования                           │Устройство и       │ПК 3.1 - 3.3  

          │В результате изучения                                        │наладка                          

          │профессионального модуля                                     │деревообрабатываю- │              

          │обучающийся должен:                                          │щего оборудования                

          │иметь практический опыт:                                                                      

            работы по наладке и ремонту                                                                 

          │деревообрабатывающих станков;                                                                 

          │уметь:                                                                                        

            производить установку и смену                                                               

          │режущего инструмента на станках                                                               

          │средней сложности;                                                                            

           выполнять наладку                                                                           

          │деревообрабатывающих станков;                                                                 

            работать слесарным наладочным                                                               

          │инструментом, принимать участие в                                                             

          │ремонте деревообрабатывающего                                                                 

          │оборудования;                                                                                 

            настраивать деревообрабатывающие                                                             

          │станки на заданный вид работы;                                                                

            пользоваться технической и                                                                  

          │технологической документацией;                                                                

            осуществлять контроль качества                                                              

          │наладки станка и организации                                                                  

          │рабочего места;                                                                               

            устранять дефекты обработки                                                                 

          │деталей; выбирать рациональные приемы│                                                         

          │работы;                                                                                        

          │знать:                                                                                        

            устройство и правила наладки                                                                

          │обслуживаемого оборудования;                                                                  

            устройство деревообрабатывающих                                                             

          │станков;                                                                                      

            технологию настройки станков на                                                             

          │параметры обработки деталей и                                                                 

          │режимы работы станков;                                                                        

            виды деревообрабатывающего                                                                  

          │инструмента и его назначение;                                                                 

            правила установки инструмента;                                                              

            технологию выполнения работ на                                                              

          │деревообрабатывающих станках;                                                                 

            приспособления и оснастку,                                                                 

          │применяемые при выполнении работ;                                                             

            дефекты обработки, причины, способы│                                                         

          │устранения;                                                                                   

            методы и средства контроля;                                                                 

            технические условия на                                                                      

          │изготавливаемую продукцию;                                                                    

            безопасные условия труда и                                                                  

          │организации рабочего места при                                                                

          │выполнении работ                                                                              

├──────────┼─────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────────────┼───────────────┤

│ПМ.04     │Обработка и изготовление сложных                             │МДК.04.01.         │ОК 1 - 7      

          │деталей и заготовок на                                       │Технология работ на│ПК 4.1        

          │деревообрабатывающих станках                                 │деревообрабатываю- │ПК 4.2        

          │В результате изучения                                        │щем оборудовании                 

          │профессионального модуля                                                                      

          │обучающийся должен:                                                                           

          │иметь практический опыт:                                                                      

            работы на деревообрабатывающих                                                              

          │станках;                                                                                      

          │уметь:                                                                                         

            производить пиление с                                                                       

          │использованием направляющей                                                                   

          │линейки;                                                                                      

            производить пиление по разметке                                                             

          │криволинейных деталей;                                                                        

            выпиливать брусковые детали                                                                 

          │непрямоугольного сечения;                                                                     

            сверлить гнезда и отверстия на                                                              

          │многошпиндельных                                                                              

         │сверлильно-присадочных станках;                                                               

            высверливать и заделывать сучки на │                                                         

          │автоматах;                                                                                    

            строгать и профилировать заготовки │                                                         

          │и детали на четырехсторонних                                                                  

          │строгальных и калевочных станках,                                                             

          │самостоятельно налаженных;                                                                    

            строгать кромки в щитах, узлах и в │                                                         

          │заготовках лущеного и строганого                                                              

          │шпона твердых лиственных пород на                                                             

          │кромкофуговальных станках;                                                                    

            строгать стружку различных                                                                  

          │спецификаций на универсальных                                                                 

          │стружечных станках;                                                                           

            набирать щиты с одновременным                                                               

          │фрезерованием профиля и нанесением                                                             

          │клея;                                                                                         

            сшивать детали на кромкосшивальном │                                                         

          │полуавтомате;                                                                                 

            выполнять токарные работы по                                                                

          │изготовлению деталей сложной                                                                  

          │конфигурации;                                                                                 

            фрезеровать криволинейные детали                                                            

          │сложной конфигурации по копиру;                                                               

            фрезеровать углубления под                                                                   

          │фурнитуру в облицованных щитовых                                                              

          │деталях по копиру;                                                                            

            вырезать с предварительной                                                                  

          │разметкой образцы для проведения                                                              

          │испытаний древесных слоистых                                                                  

          │пластиков, фанерных и                                                                         

          │древесно-стружечных плит, фанеры по                                                           

          │схемам в соответствии с                                                                       

          │государственными стандартами;                                                                 

            строгать шпон из древесины                                                                  

          │различных пород на шпонострогальных                                                           

          │станках под руководством станочника                                                           

          │более высокой квалификации;                                                                   

            подбирать партии сырья для                                                                  

          │строгания по толщине и длине;                                                                 

            организовывать рабочее место;                                                               

            осуществлять контроль качества                                                              

          │обработанных деталей;                                                                         

          │знать:                                                                                        

            технологию выполнения работ на                                                              

          │станках различных видов;                                                                      

            органы управления станков;                                                                  

            приспособления и оснастку,                                                                  

          │применяемые при выполнении работ;                                                             

            режимы работы станков;                                                                      

            дефекты обработки, причины,                                                                 

          │предупреждение;                                                                               

            методы и средства контроля;                                                                 

            правила применения                                                                          

          │контрольно-измерительных                                                                      

          │инструментов;                                                                                 

            государственные стандарты на                                                                

          │применяемое сырье и изготавливаемую                                                           

          │продукцию;                                                                                     

            безопасные условия труда и                                                                  

          │организации рабочего места при                                                                

          │выполнении работ                                                                              

├──────────┼─────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────────────┼───────────────┤

│ФК.00     │Физическая культура                      200         100                        │ОК 2          

          │В результате освоения раздела                                                   │ОК 3          

          │обучающийся должен:                                                             │ОК 6          

          │уметь:                                                                          │ОК 7          

            использовать                                                                                 

          │физкультурно-оздоровительную                                                                  

          │деятельность для укрепления                                                                   

          │здоровья, достижения жизненных и                                                              

          │профессиональных целей;                                                                       

          │знать:                                                                                        

            о роли физической культуры в                                                                

          │общекультурном, профессиональном и                                                            

          │социальном развитии человека;                                                                 

            основы здорового образа жизни                                                                

├──────────┼─────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────────────┼───────────────┤

          │Вариативная часть циклов ОПОП            540         360                                      

          │(определяется образовательным                                                                 

          │учреждением)                                                                                  

├──────────┼─────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────────────┼───────────────┤

          │Итого по обязательной части ОПОП,        2700        1800                                     

          │включая раздел "Физическая                                                                    

          │культура", и вариативной части ОПОП                                                           

├──────────┼─────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────────────┼───────────────┤

│УП.00     │Учебная практика (производственное     29 нед.       1044                       │ОК 1 - 7      

          │обучение)                                                                       │ПК 1.1 - 4.2  

├──────────┼─────────────────────────────────────┤                                                         

│ПП.00     │Производственная практика                                                                     

├──────────┼─────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────────────┼───────────────┤

│ПА.00     │Промежуточная аттестация                2 нед.                                                

├──────────┼─────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────────────┼───────────────┤

│ГИА.00    │Государственная (итоговая)              1 нед.                                                

          │аттестация                                                                                    

└──────────┴─────────────────────────────────────┴────────────┴────────────┴───────────────────┴───────────────┘


 

Таблица 3

 

Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 95 недель, в том числе:

 

Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"  

    50 нед.

Учебная практика (производственное обучение)                

    29 нед.

Производственная практика                                   

Промежуточная аттестация                                    

    2 нед.

Государственная (итоговая) аттестация                       

    1 нед.

Каникулярное время                                          

    13 нед.

Итого                                                       

    95 нед.

 

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП.

Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ОПОП образовательное учреждение:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;

обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;

обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;

в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;

обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета:

    теоретическое обучение (при обязательной учебной

    нагрузке 36 часов в неделю)                               57 нед.

    промежуточная аттестация                                   3 нед.

    каникулярное время                                        13 нед.

7.10. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.

7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <*> (для сроков обучения 1 год 10 мес.).

--------------------------------

<*> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616).

 

7.12. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная (производственное обучение) и производственная.

Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

7.14. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.15. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ.

Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

 

7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Реализация ОПОП должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

 

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских

и других помещений

 

Кабинеты:

технологии и оборудования деревообрабатывающего производства;

графики;

материаловедения;

технических измерений;

электротехники;

охраны труда и безопасности жизнедеятельности.

Лаборатории:

электротехники.

Мастерские:

слесарная мастерская;

ручной обработки древесины;

механизированной обработки древесины.

Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.

 

VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

8.1. Оценка качества освоения основных профессиональных образовательных программ должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.

8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024