МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 октября 2010 г. N ИК-1494/19
О ВВЕДЕНИИ ТРЕТЬЕГО ЧАСА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Минобрнауки России направляет для использования в работе Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. N 889 "О
внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные
планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих
программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования
Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении
федерального базисного учебного плана и
примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования" и методические рекомендации о
введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки
обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Заместитель
Министра
И.И.КАЛИНА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О ВВЕДЕНИИ ТРЕТЬЕГО
ЧАСА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НЕДЕЛЬНЫЙ
ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ
НАГРУЗКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В
соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 30 августа 2010 г. N 889 "О внесении изменений в федеральный базисный
учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений
Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N
1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных
учебных планов для образовательных учреждений
Российской Федерации, реализующих программы общего образования" в объем
недельной учебной нагрузки общеобразовательных учреждений всех видов и типов
вводится третий час физической культуры.
Введение третьего
часа физической культуры в учебные планы общеобразовательных учреждений
продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в
воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, увеличения объема
двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и
совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового
образа жизни.
Настоящие
методические рекомендации разработаны в целях разъяснения подходов к разработке
содержания третьего часа предмета физической культуры в общеобразовательных
учреждениях на основании нормативных правовых актов, регулирующих вопросы
преподавания учебного предмета "Физическая культура" в
общеобразовательных учреждениях.
Третий урок
физической культуры включается в сетку расписания учебных занятий и
рассматривается как обязательная форма организации учебного процесса,
ориентированного на образование обучающихся в области физической культуры.
Содержание
образования по физической культуре с учетом введения третьего часа определяется
общеобразовательными программами, разрабатываемыми образовательными
учреждениями самостоятельно на основе федерального государственного
образовательного стандарта общего образования и примерных основных
образовательных программ.
1. При разработке
содержания образования, предусмотренного на третий час физической культуры,
целесообразно учитывать:
1.1.
Культурно-исторические и национально-родовые традиции региона, его
климатические и географические условия.
1.2. Состояние
здоровья обучающихся, показатели их физического развития и физической
подготовленности, возрастные интересы в сфере физической культуры и спорта.
1.3. Основные
направления развития физической культуры:
1.3.1.
Оздоровительное направление - ориентируется на целенаправленное укрепление
здоровья обучающихся, углубленное развитие физических качеств и способностей,
оптимизацию работоспособности и предупреждение заболеваемости:
на ступени
начального общего образования - формирование элементарных знаний о личной
гигиене, режиме дня, приобщение к самостоятельным занятиям физическими
упражнениями;
на ступени основного
общего образования - воспитание привычки к самостоятельным занятиям по развитию
основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
на ступени среднего
(полного) общего образования (базовый уровень) - использование различных видов
физических упражнений с целью самосовершенствования, организации досуга и
здорового образа жизни, организации индивидуального двигательного режима.
1.3.2. Спортивное направление - характеризуется углубленным освоением
обучающимися на ступени основного общего образования и среднего (полного)
общего образования (базовый уровень) одного или нескольких видов спорта,
предусмотренных образовательной программой основного и среднего (полного)
образования по физической культуре (в том числе и национальных видов), а также летних
и зимних олимпийских видов спорта, наиболее развитых и популярных в
общеобразовательном учреждении или субъекте Российской Федерации, позволяющих
активно включаться в соревновательную деятельность, использовать в организации
активного отдыха и досуга.
1.3.3.
Общеразвивающее направление - ориентируется на расширенное и углубленное
освоение обучающимися отдельных тем и разделов
действующих примерных программ начального, основного и среднего (полного)
образования:
на ступени
начального общего образования - общеразвивающие упражнения, подвижные игры,
упражнения ритмической гимнастики, эстафеты, спортивные игры по упрощенным
правилам;
на ступени
основного общего образования - овладение обучающимися основами технических и
тактических действий, приемами и физическими упражнениями из видов спорта,
предусмотренных образовательной программой основного общего образования по
физической культуре (в том числе и национальных видов), а также летних и зимних
олимпийских видов спорта, наиболее развитых и популярных в общеобразовательном
учреждении или субъекте Российской Федерации, и умениями использовать их в
разнообразных формах игровой и
соревновательной деятельности;
на ступени
среднего (полного) общего образования (базовый уровень) - индивидуальные
комплексы упражнений из оздоровительных систем физического воспитания
(атлетическая гимнастика (юноши); ритмическая гимнастика, аэробика, фитнес
(девушки) и др.).
В общеразвивающем
направлении особое место рекомендуется уделять обучению плаванию (при наличии в
общеобразовательных учреждениях 4 бассейнов или возможности использовать для
этого близлежащие спортивные сооружения).
При
разработке содержания третьего часа учебного предмета "Физическая
культура" необходимо учитывать состояние здоровья обучающихся и деление их
в зависимости от состояния здоровья на три группы: основную, подготовительную и
специальную медицинскую (письмо Минобразования России от 31 октября 2003 г. N
13-51-263/123 "Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по
состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической
культурой").
Для
обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной медицинской
группе для занятий физической культурой, необходимо учитывать специфику
заболеваний и ориентироваться на выработку умений использовать физические
упражнения для укрепления состояния здоровья, развитие устойчивости организма к
неблагоприятным условиям внешней среды.
Для
обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе,
необходимо учитывать противопоказания и ограничения для занятий физической
культурой с учетом специфики заболеваний и ориентироваться на укрепление их
здоровья, коррекцию физического развития и повышение физической
подготовленности.
2. При организации,
планировании и проведении третьего часа физической культуры общеобразовательным
учреждениям рекомендуется:
в полной мере
использовать школьные спортивные сооружения и спортивные площадки,
оборудованные зоны рекреации и естественные природные ландшафты;
использовать
спортивные площадки и залы учреждений дополнительного образования детей
спортивной направленности, а также спортивных объектов, находящихся в
муниципальной и региональной собственности (письмо Минобрнауки
России от 7 сентября 2010 г. N ИК-1374/19 и Минспорттуризма
России от 13 сентября 2010 г. N ЮН-02-09/4912 с методическими указаниями по
использованию спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения
школьных уроков физической культуры и
внешкольной спортивной работы);
активно привлекать
к проведению третьего часа, особенно если он проводится по программе со
спортивной ориентацией, не только учителей физической культуры, но и тренеров и
преподавателей учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности;
оплата труда педагогических работников за проведение третьего часа
осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации;
активно
использовать инновационные методики и технологии физического воспитания,
современные мультимедийные средства и компьютерные программы обучения,
повышающие интерес к занятиям физической культурой, формирующие творческую
активность и самостоятельность, рекомендуемые к использованию в
общеобразовательных учреждениях органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования.
3. При организации,
планировании и проведении уроков физической культуры, с учетом внедрения
третьего часа, общеобразовательным учреждениям не рекомендуется:
сдваивать уроки
физической культуры, кроме исключительных случаев, связанных с отдаленностью
мест занятий от общеобразовательного учреждения (например, отдаленность лыжной
трассы, бассейна и пр.);
заменять
уроки физической культуры другими формами занятий и, в частности, занятиями в
спортивных секциях или внеурочными мероприятиями ("Спортивный час",
"Час здоровья" и пр.);
планировать
проведение уроков физической культуры в форме аудиторных занятий, резко
снижающих суммарный недельный объем двигательной активности обучающихся
(особенно не рекомендуется планирование таких занятий с обучающимися
на ступени начального общего образования).
4. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
осуществляющим управление в сфере образования, необходимо дать разъяснения
органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в
сфере образования, общеобразовательным учреждениям по введению третьего часа
физической культуры за счет переноса одного часа из регионального
(национально-регионального) компонента в федеральный компонент путем внесения
изменений в региональный учебный план и учебные планы общеобразовательных
учреждений.
Директор
Департамента
развития системы
физкультурно-спортивного
воспитания
Министерства образования
и науки Российской
Федерации
А.Т.ПАРШИКОВ