Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 февраля 2011 г. N 19949

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 23 декабря 2010 г. N 2019

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 072801 КОМПОЗИЦИЯ

(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "СПЕЦИАЛИСТ")

 

В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 072801 Композиция (квалификация (степень) "специалист") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

 

Министр

А.А.ФУРСЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

 

Утвержден

Приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 23 декабря 2010 г. N 2019

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 072801 КОМПОЗИЦИЯ

(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "СПЕЦИАЛИСТ")

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалиста по направлению подготовки (специальности) 072801 Композиция образовательными учреждениями высшего профессионального образования, имеющими государственную аккредитацию (высшими учебными заведениями, вузами), на территории Российской Федерации.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО       - высшее профессиональное образование;

ООП       - основная образовательная программа;

ОК        - общекультурные компетенции;

ПК        - профессиональные компетенции;

УЦ ООП    - учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО  - федеральный государственный  образовательный  стандарт  высшего

          профессионального образования.

 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ)

 

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

--------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

 

Таблица 1

 

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация

(степень) выпускников

 

Наименование
     ООП    

  Квалификация (степень)  

 Нормативный срок
освоения ООП (для
   очной формы   
обучения), включая
    каникулы,    
 предоставляемые 
после прохождения
     итоговой    
 государственной 
    аттестации   

Трудоемкость
(в зачетных
 единицах) 

    код в    
соответствии с
   принятой  
классификацией
     ООП     

наименование

     ООП    
 подготовки 
 специалиста

      65     

 специалист

      5 лет      

  300 <*>

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость ООП подготовки специалиста по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

 

Сроки обучения по очно-заочной (вечерней) форме, а также в случае сочетания различных форм получения образования при реализации программ подготовки специалиста могут увеличиваться на 1 год, по сравнению со сроками обучения по очной форме на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

4.1. Область профессиональной деятельности специалистов включает:

профессиональную деятельность по созданию и обработке музыкальных произведений в различных формах, стилях и жанрах (сочинение музыки);

применение на практике своих знаний и умений в качестве преподавателя композиции и музыкально-теоретических дисциплин, умений в качестве преподавателя вокала.

4.2. Объектом профессиональной деятельности специалистов являются:

музыкальное произведение в различных формах его существования;

музыкальные инструменты;

творческие коллективы;

слушательская и зрительская аудитория концертных залов, учреждений культуры, средства массовой информации;

различные категории обучающихся по программам среднего, высшего и дополнительного профессионального образования;

образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования и учреждения дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, реализующие образовательные программы в области музыкального искусства;

технические средства записи и обработки звука.

4.3. Специалист по направлению подготовки (специальности) 072801 Композиция готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

художественно-творческая деятельность;

педагогическая деятельность (в учреждениях среднего и высшего профессионального образования и в учреждениях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей).

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

4.4. Специалист по направлению подготовки (специальности) 072801 Композиция должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

создание музыкальных произведений (сочинение);

создание аранжировок и переложений музыкальных произведений;

иллюстрирование собственных произведений (на фортепиано или другом инструменте или с использованием музыкально-компьютерных технологий).

в области педагогической деятельности:

обучение искусству композиции (сочинению музыки);

развитие у обучающихся самостоятельности в работе над сочинением музыкальных произведений;

выполнение методической работы, осуществление контрольных мероприятий, направленных на оценку результатов художественно-педагогического процесса.

 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

 

5.1. Выпускник должен овладеть следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью представить современную картину мира на основе целостной системы гуманитарных знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);

способностью к анализу социально-значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни (ОК-2);

способностью демонстрировать гражданскую позицию, интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии (ОК-3);

способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой культуре (ОК-4);

владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации информации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения (ОК-5);

способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6);

готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-7);

способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-8);

способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-9);

способностью выстраивать и реализовывать тактику и стратегию своего интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-10);

способностью проявлять развитые коммуникативные и адаптивные личностные качества, работать и взаимодействовать с другими людьми в различных творческих ситуациях (ОК-11);

способностью владеть родным языком и иностранным языком (не менее одного) на уровне, позволяющем вести профессиональную беседу, читать и переводить специальную литературу, составлять аннотацию, вести переписку (ОК-12);

владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-13).

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными:

способностью к осмыслению развития музыкального искусства в историческом контексте с другими видами искусства и литературы, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода (ПК-1);

способностью ориентироваться в специальной литературе, как по профилю подготовки, так и в смежных областях искусства (ПК-2);

готовностью к работе с научной и музыковедческой литературой, использованию профессиональных понятий и терминологии (ПК-3);

способностью распознавать и идентифицировать на слух существенные компоненты музыкального языка, такие как интервалы, ритм, тональность, размер, аккорды, тембр, фактура, инструментовка и записывать их должным образом, в том числе в случаях, когда объект распознания чрезвычайно сложен, либо является неполным или необычным (ГОС-4);

способностью запоминать музыкальный материал и читать или воспроизводить музыкальные отрывки, которые были записаны и закодированы в какой-либо форме с использованием широкого спектра видов нотаций и звуковых ресурсов (ПК-5);

способностью распознавать и анализировать музыкальную форму на слух или по нотному тексту (ПК-6);

владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ПК-7);

способностью самостоятельно приобретать и обрабатывать новые знания с использованием современных информационных технологий и интерпретировать полученные данные для формирования суждений по социальным, научным и этическим проблемам (ПК-8);

способностью постигать музыкальное произведение внутренним слухом и воплощать услышанное в звуке, нотном тексте, жесте, ритме, динамике, фразировке (ПК-9);

владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-10);

в художественно-творческой деятельности:

способностью создавать музыкальные произведения в различных стилях, жанрах и формах на основе собственной манеры письма:

в инструментальной музыке - от миниатюры для инструмента соло, включая народные инструменты, до крупномасштабной симфонии, поэмы, концерта;

в вокальной музыке - от романса, песни до развернутого цикла (в сопровождении фортепиано, камерного ансамбля, оркестра), концерта для голоса с оркестром;

в хоровой музыке - от хора без сопровождения до кантаты для солистов, хора и симфонического (народного, духового) оркестра, оратории;

в жанре музыкально-сценических произведений (опера, балет, оперетта, мюзикл, произведения синтетических жанров);

в музыке к кино- и телефильмам;

в области электроакустической музыки (мультимедиа-композиции, Tape Music (музыка для пленки), интерактивные композиции) (ПК-11);

владением навыками сочинения с использованием современных технических средств (синтезаторов, секвенсоров и иной аппаратуры) (ПК-12);

свободным владением записью собственных сочинений (нотацией) (ПК-13);

способностью работать независимо и увлеченно, критически оценивая результаты собственной деятельности (ПК-14);

способностью представлять результаты своей деятельности в доступной форме, понятной для опытной и неопытной аудитории, демонстрируя уверенность, свободу и легкость обращения с материалом, способствующие беспрепятственному донесению художественной информации до сознания реципиентов (ПК-15);

способностью создавать аранжировки и переложения для различных составов ансамблей и оркестров (ПК-16);

способностью создавать свою концепцию музыкального произведения, выстраивать его форму и музыкальную драматургию (ПК-17);

способностью находить нестандартные художественные решения, импровизировать в процессе звуковой реализации музыкального произведения, исполнительском процессе (ПК-18);

в педагогической деятельности:

способностью демонстрировать понимание целей, задач педагогического процесса и основных принципов музыкальной педагогики (ПК-19);

владением навыками преподавания композиции и специальных музыкально-теоретических дисциплин (ПК-20);

способностью планировать педагогическую деятельность, ставить цели и задачи воспитания и обучения с учетом возрастных, индивидуальных особенностей обучающихся (ПК-21);

демонстрированием высокой степени интеллекта и способностью увлечь учеников процессом сочинения музыки (ПК-22);

владением знаниями в области методики и музыкальной педагогики, о процессе обучения музыке, наличием представления о развитии теоретической мысли в этой области наряду со способностью критически оценивать и осмысливать собственную педагогическую деятельность (ПК-23).

 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

 

6.1. ООП подготовки специалиста предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

гуманитарный, социальный и экономический цикл;

общепрофессиональный цикл;

профессиональный цикл;

и разделов:

физическая культура;

учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа;

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций, позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) дальнейшего продолжения обучения по программам послевузовского профессионального образования (интернатура, ординатура, аспирантура).

6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История отечества", "История медицины", "Философия", "Иностранный язык".

Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" объединенно с "Экстремальной медициной".

 

Таблица 2

 

Структура ООП подготовки специалиста

 

┌────┬──────────────────────────┬────────────┬─────────────────┬──────────┐

│Код │     Учебные циклы и      │Трудоемкость│    Перечень     │Коды фор- │

│ УЦ │ проектируемые результаты │ (Зачетные    дисциплин для  │мируемых 

│ООП │       их освоения          единицы)     разработки    │компетен- │

                                              программ     │ций      

                                          │ (примерных), а           

                                          │ также учебников │         

                                          │и учебных пособий│         

├────┼──────────────────────────┼────────────┼─────────────────┼──────────┤

│С.1 │Гуманитарный, социальный и│     35                               

    │экономический цикл                                              

    ├──────────────────────────┼────────────┼─────────────────┼──────────┤

    │Базовая часть                  31     │История          │ОК-1     

    │В результате изучения                 │Философия        │ОК-2     

    │базовой части цикла                   │Эстетика         │ОК-3     

    │обучающийся должен:                   │Иностранный язык │ОК-4     

    │знать:                                                 │ОК-5     

      основные этапы                                       │ОК-6     

    │становления и развития                                 │ОК-7     

    │общественных формаций,                                 │ОК-8     

    │государства в разные                                   │ОК-9     

    │исторические эпохи;                                    │ОК-10    

      этапы исторического                                  │ОК-11    

    │развития России и роль                                 │ОК-12    

    │России в истории                                       │ОК-13    

    │человечества и в                                                

    │современном мире;                                               

      формы и типы культур,                                         

    │основные культурно-                                             

    │исторические центры и                                           

    │регионы мира, знать                                             

    │историю культуры России,                                        

    │ее место в системе мировой│                                      

    │культуры и цивилизации;                                         

      становление философии,                                        

    │основные направления,                                           

    │школы философии и этапы ее│                                      

    │исторического развития,                                         

    │структура философского                                          

    │знания, место и роль                                            

    │философии в культуре;                                           

    │уметь:                                                          

      выражать и обосновывать │                                      

    │свою позицию по вопросам, │                                       

    │касающимся ценностного                                          

    │отношения к историческому │                                      

    │прошлому;                                                       

      вести на иностранном                                          

    │языке беседу-диалог общего│                                      

    │характера и по                                                  

    │специальности, соблюдая                                         

    │правила речевого этикета, │                                      

    │читать литературу на                                            

    │иностранном языке с целью │                                      

    │поиска информации,                                              

    │переводить тексты по                                            

    │специальности со словарем;│                                      

    │владеть:                                                        

      лексическим минимумом                                         

    │одного из иностранных                                           

    │языков (1200 - 2000                                             

    │лексических единиц) и                                           

    │грамматическим минимумом, │                                      

    │включающим грамматические │                                      

    │структуры, необходимые для│                                      

    │овладения устными и                                             

    │письменными формами                                             

    │общения.                                                        

    ├──────────────────────────┼────────────┼─────────────────┼──────────┤

    │Вариативная часть              4                                

    │(знания, умения, навыки                                          

    │определяются ООП вуза)                                          

├────┼──────────────────────────┼────────────┼─────────────────┼──────────┤

│С.2 │Общепрофессиональный цикл │     60                               

    ├──────────────────────────┼────────────┼─────────────────┼──────────┤

    │Базовая часть                  55     │История искусств │ПК-1     

    │В результате изучения                 │История музыки   │ПК-2     

    │дисциплин базовой части               │История          │ПК-3     

    │цикла обучающийся должен: │            │современной               

    │знать:                                │музыки                    

      историю отечественной и │            │Массовая                  

    │зарубежной музыки,                    │музыкальная               

    │важнейшие композиторские              │культура                  

    │техники в музыке XX века, │            │Современный               

    │основные этапы эволюции               │музыкальный театр│         

    │художественных стилей,                │Фортепиано                

    │композиторское творчество │            │Народное                  

    │в культурно-эстетическом и│            │музыкальное               

    │историческом контексте,               │творчество                

    │историю хоровой                                                 

    │отечественной и зарубежной│                                       

    │музыки, основные стили и                                        

    │жанры хоровой музыки;                                           

    │жанры и стили оркестровой │                                      

    │музыки; направления и                                           

    │стили зарубежной и                                              

    │отечественной музыки XVIII│                                      

    │- XXI веков, техники                                            

    │композиторского письма XX │                                      

    │- XXI веков, творчество                                         

    │зарубежных и отечественных│                                      

    │композиторов XX - XXI                                           

    │веков;                                                          

      основные направления                                          

    │массовой музыкальной                                            

    │культуры XX - XXI веков,                                        

    │историю эстрадной и                                             

    │джазовой музыки;                                                

      панораму музыки разных                                        

    │направлений: электронную                                        

    │музыку, полистилистику,                                         

    │сонорику, минимализм,                                           

    │неоромантизм;                                                   

      музыкальную литературу                                        

    │во всех жанрах, включая                                         

    │выдающиеся произведения                                         

    │оперно-симфонической,                                           

    │вокальной и хоровой                                              

    │инструментальной музыки,                                        

    │особенно в области                                              

    │избранной специализации;                                        

      принципы музыкально-                                          

    │теоретического и                                                

    │исполнительского анализа; │                                      

    │этапы исторического                                             

    │развития гармонии;                                              

      законы гармонии и                                             

    │полифонии, законы                                               

    │формообразования;                                               

      историю и теорию                                              

    │полифонии, строение                                             

    │полифонических форм;                                            

      музыкальную психологию; │                                      

    │уметь:                                                          

      самостоятельно                                                

    │гармонизовать мелодию;                                          

      анализировать                                                 

    │музыкальную форму,                                              

    │анализировать на слух                                           

    │развернутые гармонические │                                      

    │последовательности;                                             

      петь по цифровке,                                             

    │сольфеджировать сложные                                         

    │интонационные и                                                 

    │ритмические мелодии,                                            

    │сольфеджировать с листа,                                        

    │сочинять фрагменты и целые│                                      

    │пьесы на собственные или                                        

    │заданные музыкальные темы │                                      

    │в курсе гармонии и                                              

    │полифонии;                                                      

      давать психологическую                                        

    │характеристику личности                                         

    │(ее темперамента,                                               

    │способности),                                                    

    │интерпретацию собственного│                                      

    │психического состояния;                                         

      аккомпанировать,                                              

    │свободно читать с листа;                                        

      использовать фортепиано │                                      

    │для исполнения собственных│                                      

    │сочинений и ознакомления с│                                      

    │музыкальной литературой и │                                      

    │теоретического анализа                                          

    │музыкального произведения,│                                      

    │аккомпанировать;                                                

    │владеть:                                                        

      навыками гармонического │                                      

    │анализа, навыками                                               

    │целостного и детального                                         

    │слухового анализа                                               

    │многоголосной музыки,                                           

    │гомофонно-гармонического и│                                      

    │полифонического склада;                                         

      навыками определения на │                                      

    │слух конкретных                                                 

    │гармонических структур,                                         

    │воспроизведения по памяти │                                      

    │гармонических                                                   

    │последовательностей,                                            

    │точного и осмысленного                                          

    │интонирования мелодии                                            

    │любого стиля,                                                   

    │теоретического и                                                

    │исполнительского анализа                                        

    │музыкального произведения,│                                      

    │педагогического анализа                                         

    │музыкальной литературы;                                         

      использования                                                 

    │музыковедческой                                                 

    │литературы;                                                     

      всесторонне развитым                                          

    │музыкальным слухом;                                             

      представлением о                                              

    │комплексе средств                                               

    │музыкальной                                                     

    │выразительности в их                                            

    │взаимосвязи: мелодика,                                          

    │гармония, фактура,                                              

    │голосоведение, развитое                                         

    │ладогармоническое                                               

    │мышление;                                                       

      практическими навыками                                        

    │озвучивания партитуры на                                        

    │фортепиано, игровым                                             

    │аппаратом и основными                                           

    │навыками игры на                                                

    │фортепиано;                                                     

      навыками создания музыки│                                      

    │для современных                                                 

    │сценических постановок;                                         

    │представлением о фольклоре│                                      

    │как особом пласте                                               

    │культуры, его                                                   

    │синкретической природе и                                        

    │устной форме бытования, о │                                      

    │жанрово-стилевой системе                                        

    │фольклора.                                                      

    ├──────────────────────────┼────────────┼─────────────────┼──────────┤

    │Вариативная часть              5                                

    │(знания, умения, навыки                                         

    │определяются ООП вуза)                                          

├────┼──────────────────────────┼────────────┼─────────────────┼──────────┤

│С.3 │Профессиональный цикл         185                               

    ├──────────────────────────┼────────────┼─────────────────┼──────────┤

    │Базовая часть                 167                               

    │В результате изучения                                           

    │дисциплин базовой части                                         

    │цикла обучающийся должен: │                                       

    ├──────────────────────────┼────────────┼─────────────────┼──────────┤

    │Модуль профессиональной       157     │Сочинение        │ПК-4     

    │подготовки                            │Сольфеджио       │ПК-5     

    │знать:                                │Гармония         │ПК-6     

      основные композиторские │            │Полифония        │ПК-7     

    │стили, традиции русской               │Анализ           │ПК-8     

    │композиторской школы и                │музыкальной      │ПК-9     

    │лучшие достижения мирового│            │формы            │ПК-10    

    │музыкального творчества;              │Инструментоведе- │ПК-11    

      тембровые качества и                │ние              │ПК-12    

    │технологические                       │Чтение партитур  │ПК-13    

    │возможности музыкальных               │Инструментовка   │ПК-14    

    │инструментов, с целью                 │История          │ПК-16    

    │осознанного использования │            │оркестровых      │ПК-17    

    │их в собственном                      │стилей           │ПК-18    

    │композиторском творчестве;│            │Основы хорового           

      основы исполнительской              │письма                    

    │техники на струнных,                  │Музыкально-               

    │духовых и ударно-                     │теоретические             

    │колористических                       │системы                   

    │инструментах; штрихи,                 │Электронная и             

    │аппликатуру, особые приемы│            │компьютерная              

    │звукоизвлечения;                      │музыка                    

      особенности оркестрового│            │Музыкальная               

    │письма композиторов                   │информатика               

    │различных эпох с учетом               │Основы                    

    │тенденции развития                    │дирижирования             

    │музыкального языка;                   │Безопасность              

      особенности национальных│            │жизнедеятельности│         

    │школ, индивидуального                                           

    │авторского почерка;                                             

    │различные виды партитурной│                                      

    │нотации, включая новейшие │                                      

    │(музыкальная графика и                                          

    │др.);                                                           

      правила записи                                                

    │партитуры;                                                       

      основные прототипы                                            

    │современных музыкальных                                         

    │инструментов, а также                                           

    │основные инструменты                                            

    │прошлых эпох;                                                   

      основные развернутые                                          

    │концепции, касающиеся                                           

    │музыкально-теоретических                                        

    │систем отечественного и                                         

    │зарубежного музыкознания; │                                      

      основные категории                                            

    │хороведения (составы                                            

    │хоров, строй, ансамбль,                                         

    │дыхание, фразировка);                                           

      правила охраны труда,                                         

    │техники безопасности и                                          

    │противопожарной                                                 

    │безопасности;                                                   

      основы архитектурной и                                        

    │музыкальной акустики;                                           

    │уметь:                                                          

      воспринимать, слышать и │                                      

    │анализировать явления                                           

    │действительности;                                               

      порождать свои                                                

    │собственные образы и идеи │                                      

    │и воплощать их в различных│                                       

    │музыкальных формах, жанрах│                                      

    │и стилях, осваивая                                              

    │различные области                                               

    │композиторского                                                 

    │творчества:                                                     

    │инструментальной,                                               

    │вокальной, оркестровой,                                         

    │хоровой, электронной                                            

    │музыки, музыки для кино и │                                      

    │театра;                                                         

      инструментовать                                               

    │собственные сочинения для │                                      

    │различного состава                                              

    │оркестров и делать хоровые│                                      

    │аранжировки;                                                    

      создавать компьютерную                                        

    │музыкальную композицию с                                        

    │использованием всех                                             

    │основных средств цифровой │                                      

    │аудио технологий;                                               

      отражать фольклор в                                           

    │профессиональном                                                

    │композиторском творчестве;│                                      

    │владеть:                                                        

      собственной стилевой                                          

    │манерой письма в процессе │                                      

    │воплощения творческого                                          

    │задания;                                                        

      компьютерной                                                  

    │аранжировкой вокальных и                                        

    │инструментальных                                                

    │произведений с                                                  

    │использованием технологий │                                      

    │MIDI, звукового синтеза,                                        

    │сэмплирования;                                                  

      программно-аппаратными                                        

    │средствами создания и                                            

    │обработки компьютерной                                          

    │музыки;                                                         

      навыками проектирования │                                      

    │искусственной акустики с                                        

    │использованием электронных│                                      

    │программных средств.                                            

    ├──────────────────────────┼────────────┼─────────────────┼──────────┤

      Модуль педагогической        10     │Методика         │ПК-19    

    │подготовки:                           │преподавания     │ПК-20    

    │знать:                                │композиции       │ПК-21    

      основы планирования                 │Методика         │ПК-22    

    │учебного процесса;                    │преподавания     │ПК-23    

      особенности оркестрового│            │музыкально-               

    │письма композиторов                   │теоретических             

    │различных эпох с учетом               │дисциплин                 

    │тенденции развития                    │Современные               

    │музыкального языка,                   │композиторские и │         

    │особенности национальных              │исполнительские           

    │школ, индивидуального                 │техники                   

    │авторского почерка;                   │Музыкальная               

    │различные виды партитурной│            │психология                

    │нотации, включая новейшие │            │Профессиональная │         

    │(музыкальная графика);                │и педагогическая │         

      правила записи                      │подготовка                

    │партитуры;                                                      

      специфику педагогической│                                      

    │работы в группах разного                                         

    │возрастного уровня,                                             

    │специальную литературу;                                         

    │владеть:                                                        

      методикой проведения                                          

    │урока, методами                                                 

    │психологического и                                              

    │художественного                                                 

    │воздействия на ученика,                                         

    │приемами развития                                               

    │образного воображения и                                         

    │ассоциативного мышления                                         

    │учащегося;                                                      

      навыками проведения                                           

    │групповых занятий по                                            

    │музыкально-теоретическим                                        

    │дисциплинам, различными                                         

    │методами развития слуха,                                        

    │памяти, методами                                                

    │использования                                                   

    │гармонических                                                   

    │последовательностей и                                           

    │секвенций,                                                      

    │последовательностей                                             

    │интервалов, музыкальных                                         

    │диктантов как способов                                          

    │развития музыкального                                           

    │слуха и памяти;                                                 

      навыками работы над                                           

    │рефератами и учебно-                                            

    │методическими пособиями.                                        

    ├──────────────────────────┼────────────┼─────────────────┼──────────┤

    │Вариативная часть              18                               

    │(знания, умения, навыки                                         

    │определяются ООП вуза)                                          

├────┼──────────────────────────┼────────────┼─────────────────┼──────────┤

│С.4 │Физическая культура             2                      │ОК-13    

├────┼──────────────────────────┼────────────┼─────────────────┼──────────┤

│С.5 │Учебная и производственная│      8     │Педагогическая   │ПК-22    

    │практики, научно-                     │Производственная │ПК-23    

    │исследовательская работа                               │ПК-11    

    │(практические умения и                                 │ПК-14    

    │навыки определяются ООП                                │ПК-16    

    │вуза)                                                  │ПК-17    

├────┼──────────────────────────┼────────────┼─────────────────┼──────────┤

│С.6 │Итоговая государственная       10                               

    │аттестация                                                      

├────┼──────────────────────────┼────────────┼─────────────────┼──────────┤

    │Общая трудоемкость            300                               

    │основной образовательной                                        

    │программы                                                       

└────┴──────────────────────────┴────────────┴─────────────────┴──────────┘

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость циклов С.1, С.2, С.3 и разделов С.4, С.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

 

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

 

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Абзац исключен. - Приказ Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП подготовки специалиста должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП подготовки специалиста, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.

7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста.

Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц. По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более четырех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").

7.5. ООП подготовки специалиста должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам С.1, С.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается вузом.

7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП подготовки специалиста и необязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.

7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП подготовки специалиста в очной форме обучения составляет 36 академических часов.

В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.

7.8. В случае реализации ООП подготовки специалиста в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).

7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.

--------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).

 

7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.

7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.

7.13. ООП подготовки специалистов вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области профессиональной деятельности: сольфеджио, гармония, полифония, анализ музыкальных форм, фортепиано, музыкальная информатика, сочинение, чтение партитур, инструментовка, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.

7.14. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами правами и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);

при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую специализацию ООП подготовки специалиста;

обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

7.15. Прием на ООП подготовки специалиста осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений, соответствующих требованиям к выпускникам ООП среднего профессионального образования по специальностям в области музыкального искусства.

7.16. При реализации ООП подготовки специалиста высшее учебное заведение должно предусмотреть наличие творческого исполнительского коллектива для осуществления звукозаписи или концертного выступления при демонстрации собственных сочинений обучающихся по данной ООП.

7.17. Практика является обязательным разделом основной образовательной программы подготовки специалистов. Она представляет собой форму организации образовательного процесса, непосредственно ориентированную на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Конкретные виды практик определяются ООП вуза. При реализации ООП подготовки специалиста по данному направлению подготовки предусматриваются учебная и производственная практики, которые могут включать следующие виды практик: педагогическую.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Особые условия реализации программ практик в ООП подготовки специалиста:

педагогическая практика проводится в активной форме (студент самостоятельно, под наблюдением педагога-консультанта, ведет занятия с прикрепленным к нему учеником в рамках отделения, сектора, студии педпрактики, в виде работы в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и учреждениях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей), в ассистентской (на старших курсах в классах педагогов по соответствующим специальным дисциплинам);

производственная практика проводится рассредоточено по всему периоду обучения в форме самостоятельной работы в виде показа собственных сочинений при исполнении музыкальных произведений на различных концертных площадках.

Также могут использоваться другие формы практики, в том числе в виде педагогической работы в музыкальном учебном заведении.

Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от организации. По итогам аттестации выставляется оценка.

7.18. Научно-исследовательская работа является обязательным разделом ООП подготовки специалиста. Она направлена на комплексное формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:

изучать специальную литературу, достижения отечественной и зарубежной науки по соответствующим дисциплинам;

осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме проводимой научной работы;

использовать новые методы при проведении научно-исследовательской работы и давать их описание;

составлять отчеты по теме проведенной работы;

выступать с докладами на внутривузовской конференции.

В процессе выполнения научно-исследовательской работы и оценки ее результатов должно проводиться широкое обсуждение ее результатов в учебных структурах вуза с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень компетенций, сформированных у обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.

7.19. Реализация ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 65 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей.

К преподавателям с учеными степенями и/или учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные звания, лауреаты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий в соответствующей профессиональной сфере.

Не менее 70 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени и ученые звания, а также государственные почетные звания, лауреаты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий в соответствующей профессиональной сфере, при этом ученые степени доктора наук или ученое звание профессора, почетные звания (народный артист Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Российской Федерации) должны иметь не менее 11 процентов преподавателей.

К образовательному процессу должно быть привлечено не менее 10 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.

До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.

Общее руководство содержанием теоретической и практической подготовки по специализации должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора или кандидата наук и (или) ученое звание профессора или доцента, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет. К общему руководству содержанием теоретической и практической подготовки по специализации может быть привлечен высококвалифицированный специалист в соответствующей сфере профессиональной деятельности.

7.20. ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.

Абзац исключен. - Приказ Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете одного-двух экземпляров на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

7.21. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП подготовки специалистов утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.

Финансирование реализации ООП подготовки специалиста должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

 

7.22. Высшее учебное заведение, реализующее ООП подготовки специалистов, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации ООП подготовки специалистов перечень материально-технического обеспечения включает в себя:

нотную библиотеку, фонотеку с фондом аудиозаписей;

отдел звукозаписи и воспроизведения с необходимым звукотехническим оборудованием (магнитофоны, проигрыватели пластинок и компакт-дисков);

библиотеку, читальный зал, концертный зал (от 100 посадочных мест, при обязательном наличии концертных роялей);

специализированные аудитории, оснащенные роялями, учебными досками, звуковоспроизводящей аппаратурой, специальной аудиторией, оборудованной персональными компьютерами и MIDI-клавиатурами с соответствующим программным обеспечением.

В вузе должны быть обеспечены условия для содержания, обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

При использовании электронных изданий вуз должен иметь не менее 10 компьютеров с выходом в сеть Интернет на 100 обучающихся очной формы обучения.

Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

 

VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

 

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

обеспечения компетентности преподавательского состава;

регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ подготовки специалиста должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

8.3. Конкретные формы и процедуры текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень сформированности компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки (специальности), соответствовать целям и задачам конкретной ООП подготовки специалиста и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником в соответствии с этими требованиями.

Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций специалистов с условиями их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО.

8.7. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (дипломного проекта (работы)) и государственный экзамен.

Защита выпускной квалификационной работы должна проводиться в форме звуковой (концертное исполнение, звукозапись) и текстовой (партитура и голоса или клавир) демонстрации собственных сочинений крупной формы (для симфонического оркестра, солистов и симфонического оркестра, хора и симфонического оркестра), а также представления лучших работ, выполненных за период обучения.

В выпускной квалификационной работе необходимо продемонстрировать владение формой, темброво-оркестровой драматургией, полифоническим и гетерофонным письмом, фактурами различных типов, методами развития тематического материала.

Государственный экзамен представляет собой коллоквиум, включающий вопросы музыкальной композиции, истории и теории музыки, педагогики, методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин, проверку знания специальной литературы.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (дипломного проекта (работы)), а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются вузом.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024