Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 марта 2011 г. N 20274

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 17 января 2011 г. N 31

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 021900 ПОЧВОВЕДЕНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ

(СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

 

В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 021900 Почвоведение (квалификация (степень) "бакалавр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

 

Министр

А.А.ФУРСЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

 

Утвержден

Приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 17 января 2011 г. N 31

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 021900 ПОЧВОВЕДЕНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ

(СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 021900 Почвоведение образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами), имеющими государственную аккредитацию, на территории Российской Федерации.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО         - высшее профессиональное образование;

ООП         - основная образовательная программа;

ОК          - общекультурные компетенции;

ПК          - профессиональные компетенции;

УЦ ООП      - учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО    - федеральный  государственный образовательный стандарт высшего

              профессионального образования.

 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

 

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

--------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

 

Таблица 1

 

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация

(степень) выпускников

 

Наименование ООП

    Квалификация    
      (степень)     

Нормативный срок
освоения ООП (для
   очной формы  
   обучения),   
включая каникулы,
 предоставляемые
после прохождения
    итоговой    
 государственной
   аттестации   

 Трудоемкость 
  (в зачетных 
   единицах)  

код в соот-
ветствии  
с принятой
классифика-
цией ООП  

наимено-
вание   

ООП бакалавриата

    62    

бакалавр

     4 года     

    240 <*>

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость ООП по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

 

Реализация ООП бакалавриата по направлению подготовки 021900 Почвоведение по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения не допускается.

 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

 

4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает научно-исследовательскую, производственно-технологическую, организационно-управленческую, проектную, педагогическую работу в сферах, связанных с исследованием и использованием почвенного покрова.

4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: почвенный покров Земли, ландшафты, почвы и подстилающие породы, минералы, слагающие почву и почвообразующие породы; растения и почвенная биота, плодородие почв и его регулирование, почвенные и грунтовые воды, почвенные и земельные ресурсы, природные и техногенные процессы в почвенном и напочвенном покрове; охрана и восстановление почв, экологические и социально-экономические функции почвенного покрова.

4.3. Бакалавр по направлению подготовки 021900 Почвоведение готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

научно-исследовательская;

производственно-технологическая;

организационно-управленческая;

проектная;

педагогическая.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

4.4. Бакалавр по направлению подготовки 021900 Почвоведение должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

научно-исследовательская деятельность:

работа на экспериментальных установках, моделях, работа на лабораторном оборудовании и приборах;

работа на полевом оборудовании и приборах;

составление разделов научно-технических отчетов, пояснительных записок;

подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов, пояснительных записок, аналитических обзоров и справок, библиографии по тематике проводимых исследований;

участие в работе семинаров, научно-технических конференций, в подготовке публикаций, составлении заявок на изобретения и открытия;

производственно-технологическая деятельность:

участие в проведении полевых почвенных и почвенно-экологических наблюдений и измерений с использованием современных технических средств;

составление первичной документации экспериментальных, фондовых, литературных и других данных, первичной обработки информации о почвенном покрове;

сбор, обработка, обобщение фондовых почвенных, землеустроительных, мелиоративных, геологических, геофизических, геохимических, гидрогеологических, инженерно-геологических, почвенно-экологических, геоботанических и других данных с использованием современных методов анализа, вычислительной техники, информационных ресурсов;

составление карт, схем, профилей, разрезов, таблиц, графиков и другой установленной отчетности по утвержденным формам;

организационно-управленческая деятельность:

подготовка полевого снаряжения и оборудования;

участие в организации полевых работ, контроль за соблюдением техники безопасности;

участие в оценочных почвенных работах, в составлении документов по управлению, оценке и использованию почвенных ресурсов;

проектная деятельность:

подготовка сметной документации на проведение полевых почвенных работ;

участие в проектировании полевых и лабораторных работ в области изучения почвенного покрова;

участие в создании почвенных, почвенно-мелиоративных, почвенно-конструкторских, почвенно-ландшафтных проектов;

педагогическая деятельность:

участие в образовательном процессе по почвоведению с изложением теоретических основ почвоведения, ведением и ассистированием лабораторных, полевых занятий по различным разделам почвоведения для обучающихся;

участие в коллективных работах, в разъяснении членам коллектива, обучающимся научно-педагогических заданий.

 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владением современной культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);

умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук, гуманитарных и экономических наук (ОК-6);

стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-8);

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-9);

способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10);

способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознанием опасности и угрозы, возникающих в этом процессе, соблюдением основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);

владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

владением одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);

владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);

способностью использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности, имеет навыки культуры социальных отношений, умением критически переосмысливать свой социальный опыт (ОК-16);

владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-17).

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в научно-исследовательской деятельности:

знанием основ теории формирования и рационального использования почв; способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных исследований в области почвоведения, мелиорации, физики, химии, географии, биологии, экологии, эрозии почв, агрохимии и агрофизики, почвенно-ландшафтного проектирования, радиологии почв, охраны и рационального использования почв (ПК-1);

способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок (ПК-2);

в производственно-технологической деятельности:

способностью применять на практике базовые общепрофессиональные знания теории и методов полевых исследований в области почвоведения, мелиорации, физики, химии, географии, биологии, экологии, эрозии почв, агрохимии и агрофизики, почвенно-ландшафтного проектирования, радиологии почв, охраны и рационального использования почв (ПК-3);

владением методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной информации в области почвоведения, мелиорации, физики, химии, географии, биологии, экологии, эрозии почв, агрохимии и агрофизики, почвенно-ландшафтного проектирования, радиологии почв, охраны и рационального использования почв (ПК-4);

способностью понимать, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты исследований почвенного покрова (ПК-5);

готовностью использовать специализированные знания в области почвоведения для освоения профильных дисциплин наук о почве (ПК-6);

применением специализированных знаний фундаментальных разделов физики, химии, экологии для освоения физических, химических и экологических основ почвоведения (ПК-7);

использованием информационных средств на уровне пользователя, способностью осваивать и использовать информационные технологии для решения задач в области почвоведения, мелиорации, физики, химии, географии, биологии, экологии, эрозии почв, агрохимии и агрофизики, почвенно-ландшафтного проектирования, радиологии почв, охраны и рационального использования почв (ПК-8);

в организационно-управленческой деятельности:

владением теоретическими основами организации и планирования работ по изучению почв (ПК-9);

применением на практике знаний теоретических основ управления в сфере использования и охраны почвенного покрова (ПК-10);

умением составлять научно-технические отчеты, обзоры, аналитические карты и пояснительные записки (ПК-11);

наличием навыков культуры социальных отношений, умеет излагать теоретические основы почвоведения, вести и ассистировать лабораторные, полевые занятия по различным разделам почвоведения обучающихся (ПК-12);

людьми, разъяснять и самостоятельно выполнять порученные задания (ПК-13);

в проектной деятельности:

знанием принципов составления проектов производственных работ по исследованию почв (ПК-14);

умением пользоваться нормативными документами, определяющими стоимость проведения полевых, лабораторных, вычислительных и интерпретационных работ в области почвоведения, мелиорации, физики, химии, географии, биологии, экологии, эрозии почв, агрохимии и агрофизики, почвенно-ландшафтного проектирования, радиологии почв, охраны и рационального использования почв (ПК-15);

в педагогической деятельности:

владением теоретическими основами организации и планирования работ по изучению почв (ПК-9);

применением на практике знаний теоретических основ управления в сфере использования и охраны почвенного покрова (ПК-10);

умением составлять научно-технические отчеты, обзоры, аналитические карты и пояснительные записки (ПК-11);

наличием навыков культуры социальных отношений, умением излагать теоретические основы почвоведения, вести и ассистировать лабораторные, полевые занятия по различным разделам почвоведения для обучающихся (ПК-12);

умением работать самостоятельно и в коллективе, руководить людьми, разъяснять и самостоятельно выполнять порученные задания (ПК-13).

 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

6.1. ООП бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

гуманитарный, социальный и экономический циклы;

естественнонаучный цикл;

профессиональный цикл

и разделов:

физическая культура;

учебная и производственная практики;

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.

6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".

Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

 

Таблица 2

 

Структура ООП бакалавриата

 

┌────┬────────────────────────────┬─────────┬─────────────────┬───────────┐

│Код │       Учебные циклы        │Трудоем- │    Перечень        Коды   

│УЦ  │ и проектируемые результаты │кость       дисциплин     │формируемых│

│ООП │        их освоения         │(зачетные│ для разработки  │компетенций│

                                │единицы) │    примерных              

                                │<*>          программ,              

                                            учебников и             

                                         │ учебных пособий │          

├────┼────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼───────────┤

│Б.1 │Гуманитарный, социальный и  │ 30 - 40 │Философия        │ОК-1      

    │экономический цикл                   │Социология       │ОК-2      

    │Базовая часть               │ 15 - 20 │Иностранный язык │ОК-3      

    │В результате изучения                │Отечественная    │ОК-4      

    │базовой части цикла                  │история          │ОК-5      

    │обучающийся должен:                  │Психология       │ОК-6      

    │знать: основы философии,             │и педагогика     │ОК-7      

    │социологии, психологии,              │Экономика        │ОК-8      

    │основы делового общения,             │Земельное право  │ОК-9      

    │способствующие развитию                               │ОК-14     

    │общей культуры и                                      │ОК-16     

    │социализации личности,                                │ПК-2      

    │приверженности к этическим                            │ПК-10     

    │ценностям; понимать                                   │ПК-11     

    │причинно-следственные связи │                          │ПК-12     

    │развития российского                                  │ПК-13     

    │общества, основы экономики и│                                    

    │менеджмент в                                                    

    │природопользовании;                                             

    │уметь: использовать знание                                      

    │иностранного языка в                                            

    │профессиональной                                                

    │деятельности,                                                   

    │профессиональной                                                

    │коммуникации и межличностном│                                    

    │общении;                                                        

    │Излагать и использовать в                                       

    │практической деятельности                                       

    │основы экономической оценки │                                    

    │почв, земельного и                                              

    │экологического права;                                           

    │владеть: способностью к                                         

    │деловым                                                         

    │коммуникациям в                                                 

    │профессиональной сфере,                                          

    │способностью к критике и                                        

    │самокритике, способностью                                       

    │работать в коллективе;                                          

    │навыками здорового образа                                       

    │жизни и физической культуры.│                                    

    ├────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼───────────┤

    │Вариативная часть           │ 15 - 20 │                           

    │(знания, умения, навыки                                         

    │определяются ООП вуза).                                         

├────┼────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼───────────┤

│Б.2 │Математический и            │ 65 - 75 │Математика       │ОК-5      

    │естественнонаучный цикл              │Информатика      │ОК-10     

    │Базовая часть               │ 20 - 35 │Геоинформационные│ОК-11     

    │В результате изучения                │системы в науках │ОК-12     

    │базовой части цикла                  │о Земле          │ОК-13     

    │обучающийся должен:                  │Физика           │ОК-15     

    │знать: фундаментальные               │Химия            │ПК-1      

    │разделы математики, в                │Биология         │ПК-2      

    │объеме, необходимом для              │Экология         │ПК-3      

    │владения математическим              │Геология                   

    │аппаратом наук о Земле, для │         │Почвоведение               

    │обработки информации и               │Курсовая работа            

    │анализа данных наук о Земле;│                                    

    │фундаментальные разделы                                         

    │физики, химии, экологии,                                        

    │биологии в объеме,                                              

    │необходимом для освоения                                        

    │физических, химических и                                        

    │экологических основ наук о                                      

    │почве;                                                          

    │уметь: создавать базы данных│                                    

    │и использовать ресурсы сети │                                    

    │Интернет;                                                       

    │использовать                                                    

    │геоинформационные системы в │                                    

    │области изучения почвенного │                                    

    │покрова, землепользования;                                      

    │применять навыки и умения в │                                    

    │этой области для решения                                        

    │почвенно-экологических                                          

    │задач;                                                          

    │владеть: базовыми знаниями в│                                    

    │области почвоведения;                                           

    │базовыми знаниями в области │                                    

    │информатики и современных                                       

    │информационных технологий;                                      

    │навыками использования                                           

    │программных средств и                                           

    │навыками работы в                                               

    │компьютерных сетях;                                             

    │способностью использовать                                       

    │геоинформационные системы и │                                    

    │математические модели для                                       

    │решения прикладных задач                                        

    │охраны природы, почв и их                                       

    │рационального использования.│                                    

    ├────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼───────────┤

    │Вариативная часть (знания,  │ 35 - 40 │                           

    │умения, навыки определяются │                                    

    │ООП вуза)                                                       

├────┼────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼───────────┤

│Б.3 │Профессиональный цикл       │ 80 - 90 │Модуль           │ОК-1      

    │Базовая                     │ 35 - 40 │Почвоведение     │ОК-2      

    │(общепрофессиональная) часть│         │(Учение о        │ОК-3      

    │В результате изучения                │почвенных        │ОК-4      

    │базовой части цикла                  │свойствах и      │ОК-5      

    │обучающийся должен:                  │процессах,       │ОК-6      

    │знать: общепрофессиональные,│         │географическом   │ОК-8      

    │теоретические основы учения │         │распространении  │ОК-10     

    │о почвенных свойствах и              │почв;            │ПК-1      

    │процессах, плодородии,               │Использование,   │ПК-5      

    │географическом                       │деградация       │ПК-7      

    │распространении почв,                │почвенного       │ПК-8      

    │рациональном использовании, │         │покрова. Основы  │ПК-9      

    │деградации и охране                  │математического  │ПК-10     

    │почвенного покрова,                  │моделирования    │ПК-11     

    │экономики                            │почвенных        │ПК-13     

    │природопользования, оценки           │процессов.       │ПК-14     

    │почв, практического                  │Эрозия и охрана  │ПК-15     

    │почвоведения;                        │почв. Агрохимия. │          

    │уметь: использовать и                │Земледелие.                

    │критически анализировать             │Экономические и            

    │базовую информацию о почвах;│         │правовые основы            

    │владеть:                             │оценки почв).              

    │общепрофессиональными                                           

    │знаниями теории и методов            │Модуль наук о              

    │полевых и лабораторных               │почве (Генезис и │          

    │исследований по                      │эволюция почв.             

    │почвоведению, экологии,              │Химия, биология, │          

    │рациональному использованию │         │физика,                    

    │и охране почвенного покрова.│         │мелиорация,                

                                         │география,                 

                                         │эрозия, оценка,            

                                         │рациональное                

                                         │использование и            

                                         │охрана, экология,│          

                                         │земельный                  

                                         │кадастр и                  

                                         │сертификация               

                                         │почв. Управление │          

                                         │земельными                 

                                         │ресурсами.                 

                                         │Почвенно-                  

                                         │ландшафтное                

                                         │проектирование.            

                                         │Радиоэкология и            

                                         │экотоксикология. │          

                                         │Почвенно-                  

                                         │экологическое              

                                         │нормирование.              

                                         │Основы                     

                                         │прикладного                

                                         │почвоведения.              

                                         │Безопасность               

                                         │жизнедеятельности│          

    ├────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼───────────┤

    │Вариативная часть (знания,  │ 45 - 50 │                           

    │умения, навыки определяются │                                    

    │ООП вуза)                                                       

├────┼────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼───────────┤

│Б.4 │Физическая культура             2                     │ОК-17     

    │владеть:                      (400                              

    │- навыками здорового образа │ часов)                             

    │жизни и физической культуры │                                    

├────┼────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼───────────┤

│Б.5 │Учебные и производственные  │ 30 - 40 │Учебные полевые  │ОК-1      

    │практики                    │ 24 - 30 │общие практики:  │ОК-2      

    │Учебная практика                     │по общей геологии│ОК-3      

    │В результате прохождения             │геоморфологии,   │ОК-4      

    │учебных полевых практик              │по геоботанике,  │ОК-5      

    │обучающийся должен получить │         │по геодезии,     │ОК-10     

    │следующие практические               │общему           │ОК-11     

    │навыки:                              │почвоведению, по │ОК-12     

    │способность различать,               │почвам и         │ОК-15     

    │классифицировать, понимать, │         │растительности   │ПК-2      

    │изучать пространственное             │природно-        │ПК-3      

    │положение, структуру,                │климатических    │ПК-4      

    │строение и качество                  │зон.             │ПК-12     

    │почвенных объектов; умение           │Земледелие и     │ПК-14     

    │вести документацию полевых           │растениеводство. │          

    │наблюдений; использовать             │Физика и                   

    │методы почвоведения,                 │мелиорация почв. │          

    │геоботаники, геодезии,               │Химия почв.                

    │геологии, геоморфологии и            │Биология почв.             

    │природопользования для               │Охрана почв от             

    │решения задач                        │эрозии.                    

    │профессиональной                     │Агрохимия.                 

    │деятельности.                        │Экология почв              

    ├────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼───────────┤

    │Производственная практика   │ 6 - 10                   │ОК-3      

    │В результате прохождения                              │ОК-4      

    │производственной практики                             │ОК-5      

    │обучающийся должен получить │                          │ОК-8      

    │необходимый материал для                              │ОК-10     

    │выполнения выпускной                                  │ОК-16     

    │квалификационной работы.                              │ПК-1      

    │Студент должен:                                       │ПК-2      

    │уметь: самостоятельно и в                             │ПК-3      

    │составе научно-                                       │ПК-4      

    │производственного коллектива│                          │ПК-6      

    │решать конкретные задачи                              │ПК-8      

    │профессиональной                                      │ПК-9      

    │деятельности при выполнении │                          │ПК-10     

    │полевых, лабораторных,                                │ПК-11     

    │вычислительных работ;                                 │ПК-12     

    │самостоятельно и под научным│                          │ПК-13     

    │руководством осуществлять                             │ПК-14     

    │сбор и первичную обработку                            │ПК-15     

    │полевой информации о почвах │                                    

    │и сопряженных природных                                         

    │объектах;                                                       

    │владеть: практическими                                          

    │навыками в области                                              

    │организации и управления при│                                    

    │проведении научно-                                              

    │исследовательских и                                             

    │производственных работ по                                       

    │изучению почвенного покрова.│                                    

├────┼────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼───────────┤

│Б.6 │Итоговая государственная       12                     │ОК-1      

    │аттестация                                            │ОК-2      

    │В результате подготовки,                              │ОК-4      

    │защиты выпускной                                      │ОК-5      

    │квалификационной работы и                             │ОК-6      

    │сдачи государственного                                │ОК-7      

    │экзамена обучающийся должен:│                          │ОК-8      

    │знать: понимать и уметь                               │ПК-1      

    │решать профессиональные                               │ПК-2       

    │задачи в области научно-                              │ПК-3      

    │исследовательской и                                   │ПК-5      

    │производственно-                                      │ПК-6      

    │технологической                                       │ПК-12     

    │деятельности;                                         │ПК-13     

    │уметь: использовать                                             

    │возможности современных                                         

    │методов почвенных,                                              

    │природоохранных, почвенно-                                      

    │экологических исследований                                      

    │для решения задач изучения                                      

    │почвенного покрова;                                             

    │творчески и критически                                          

    │осмысливать фондовую,                                           

    │полевую, лабораторную                                           

    │информацию для решения                                          

    │научно-исследовательских и                                      

    │производственно-                                                

    │технологических задач в                                         

    │сфере профессиональной                                          

    │деятельности; самостоятельно│                                    

    │обрабатывать,                                                   

    │интерпретировать и                                              

    │представлять результаты                                         

    │научно-исследовательских и                                      

    │производственных почвенных и│                                    

    │почвенно-экологических работ│                                     

    │по утвержденным формам.                                         

├────┼────────────────────────────┼─────────┼─────────────────┼───────────┤

    │Общая трудоемкость основной │   240                              

    │образовательной программы                                       

└────┴────────────────────────────┴─────────┴─────────────────┴───────────┘

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

 

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Абзац исключен. - Приказ Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы бакалавриата с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.

7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП бакалавриата.

7.5. ООП бакалавриата должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.

7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП бакалавриата и необязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.

7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП бакалавриата в очной форме обучения составляет 32 академических часа. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.

7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).

7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.

--------------------------------

Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).

 

7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется:

при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.

7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП бакалавриата, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.

7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и (или) практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области математики, физики, биологии, химии, наук о Земле, экологии, использования, деградации почвенного покрова, основ математического моделирования почвенных процессов, эрозия и охрана почв, физики почв, химии почв, генезиса и эволюции почв, агрохимии, земледелия, экономических и правовых основ оценки почв, земельного кадастра и сертификации почв, почвенно-ландшафтного проектирования, радиоэкологии и экотоксикологии, прикладного почвоведения, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.

7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП бакалавриата, выбирать конкретные дисциплины (модули);

при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;

обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП бакалавриата.

7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики, и научно-исследовательская работа" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Конкретные виды практик определяются ООП бакалавриата. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Аттестация по итогам практики предназначена для определения практической и теоретической подготовленности бакалавра к выполнению профессиональных задач, для контроля усвоения практических навыков, установленных основной образовательной программой бакалавриата.

Аттестационные испытания, входящие в состав учебной и производственной практик, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.

Аттестация по итогам практики должна включать подготовку и сдачу отчета или его раздела, и по результатам аттестации выставляется дифференцированная оценка.

Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить следующие возможности обучающимся в указанные этапы:

на этапе учебных практик:

получать навыки по предварительному сбору и оформлению первичной документации полевых данных, первичная обработка полевой информации о почвенном и растительном покрове;

получать практические навыки в виде способностей различать, классифицировать, понимать, изучать пространственное положение, структуру, строение и качество почвенных объектов; умение вести документацию полевых наблюдений; использовать методы почвоведения, геоботаники, геодезии, геологии, геоморфологии и природопользования для решения задач профессиональной деятельности;

самостоятельно и под научным руководством осуществлять сбор и первичную обработку полевой информации о почвах и сопряженных природных объектах;

выступить с докладом на конференции по итогам практики, а также на научно-практических конференциях;

на этапе производственной практики:

получить навыки практического использования методов наук о почве, экологии, общей геологии, рационального природопользования и охраны природы для решения практических задач, навыки работы на современной аппаратуре и оборудовании для выполнения полевых почвенных и почвенно-экологических исследований.

научиться самостоятельно и в составе научно-производственного коллектива решать конкретные задачи профессиональной деятельности при выполнении полевых, лабораторных, вычислительных работ;

овладеть практическими навыками в области организации и управления при проведении научно-исследовательских и производственных работ по изучению почвенного покрова;

получить необходимую информацию, которую способен обработать, систематизировать и дополнить в процессе подготовки к итоговой государственной аттестации.

7.16. Реализация ООП бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, быть не менее 60 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее шести процентов преподавателей.

Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или ученые звания. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.

До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.

7.17. ООП бакалавриата должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.

Абзац исключен. - Приказ Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете одного-двух экземпляров на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП бакалавриата утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.

Финансирование реализации ООП бакалавриата должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

 

7.19. Высшее учебное заведение, реализующее ООП бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материально-технического обеспечения включает в себя:

лаборатории высшего учебного заведения должны быть оснащены современными стендами и оборудованием, позволяющими изучать состав, свойства, сложение, структуру почв и почвообразующих, изучать и моделировать почвенные процессы;

специально оборудованные кабинеты и аудитории должны быть оборудованы наглядными пособиями, почвенными картами разных масштабов, информационными средствами;

для проведения учебных практик вуз должен располагать специализированными полигонами и базами практик в хорошо изученных в отношении почвенного и растительного покрова регионах. Летние полевые практики должны быть обеспечены транспортом, полевым снаряжением;

полигоны и базы учебных практик вуза должны быть оборудованы помещениями для проживания и работы обучающихся и преподавателей, располагать современным полевым оборудованием, приборами для полевых наблюдений, вычислительной техникой для проведения камеральных работ.

При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

 

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

обеспечения компетентности преподавательского состава;

регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

8.2. Оценка качества освоения ООП бакалавриата должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП бакалавриата (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности, для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины и так далее.

8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по решению ученого совета вуза.

Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются вузом.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024