Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 марта 2011 г. N 20357

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 26 января 2011 г. N 102

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 073600 ТЕХНОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ

СПЕКТАКЛЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

 

В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 073600 Технология художественного оформления спектакля (квалификация (степень) "бакалавр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

 

Министр

А.А.ФУРСЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

 

Утвержден

Приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 26 января 2011 г. N 102

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 073600 ТЕХНОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ

СПЕКТАКЛЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 073600 Технология художественного оформления спектакля образовательными учреждениями высшего профессионального образования, имеющими государственную аккредитацию (высшими учебными заведениями, вузами), на территории Российской Федерации.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО      - высшее профессиональное образование;

ООП      - основная образовательная программа;

ОК       - общекультурные компетенции;

ПК       - профессиональные компетенции;

УЦ ООП   - учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО - федеральный  государственный  образовательный  стандарт

           высшего профессионального образования.

 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

 

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

--------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

 

Таблица 1

 

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация

(степень) выпускников

 

Наименование
    ООП    

   Квалификация (степень)  

 Нормативный срок
освоения ООП (для
   очной формы   
обучения), включая
    каникулы,    
 предоставляемые 
после прохождения
     итоговой    
 государственной 
    аттестации   

Трудоемкость
(в зачетных
 единицах) 

     код в    
соответствии с
   принятой   
классификацией
      ООП     

наименование

ООП        
бакалавриата

      62      

  бакалавр 

      4 года     

  240 <*>

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость ООП по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

 

Сроки освоения ООП бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

 

4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает разработку новых театральных технологий и их использование при сценическом воплощении проекта сценографии спектакля (концерта, представления), адекватного замыслу художника-постановщика, художника по костюмам; обеспечение грамотной и безопасной эксплуатации материального оформления спектаклей и оборудования сцены; участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках по использованию новых материалов и театральных технологий; руководящую работу в подразделениях театральных организаций в соответствии с профилем полученной подготовки, педагогику.

4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: техническая документация художественного оформления спектаклей (концертных программ, цирковых представлений, концертных и цирковых номеров), отражающая количество предметов материального оформления, технологию изготовления, трудоемкость, необходимый объем материальных, технических и финансовых средств, материальные и технические средства, используемые при создании и реализации световой партитуры; подразделения театра, других организаций, изготавливающих вещественное оформление спектаклей и обеспечивающих его эксплуатацию, а также разработку и реализацию художественно-светового оформления спектакля (концерта, представления); учащиеся образовательных учреждений профессионального образования сферы культуры и искусства.

4.3. Бакалавр по направлению подготовки 073600 Технология художественного оформления спектакля готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

художественно-творческая;

организационно-управленческая;

педагогическая.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

4.4. Бакалавр по направлению подготовки 073600 Технология художественного оформления спектакля должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

Профиль N 1 "Художник-технолог сцены":

художественно-творческая деятельность: обеспечивает воплощение внешней художественной формы спектакля (концерта, представления) в соответствии с замыслом и авторским проектом художника-постановщика; разрабатывает самостоятельно и/или с привлечением специалистов (консультантов) комплекс документации технического проекта сценического воплощения замысла художника-постановщика, используя при этом новейшие достижения в области театрально-постановочной техники, технологии и новых материалов;

организационно-управленческая деятельность: руководит подразделениями театра (концертной организации, цирка), изготавливающими материальное оформление спектаклей (концертов, представлений), а также обеспечивающими материально-технические условия их проведения; при исполнении обязанностей заведующего художественно-постановочной частью проводит монтировочные репетиции, принимает непосредственное участие в организации проката спектаклей (концертов, представлений) на стационаре, на выездах и на гастролях, осуществляет подбор кадров художественно-постановочной части, их расстановку и целесообразное использование; контролирует соблюдение работниками правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности; вносит предложения о тарификации, поощрении и наложении взысканий на работников, организует учет их рабочего времени; вносит предложения по совершенствованию сценического оборудования;

педагогическая деятельность: преподает технологию художественного оформления спектакля и театрального производства и смежные дисциплины в образовательных учреждениях Российской Федерации.

Профиль N 2 "Художник-технолог театра кукол":

художественно-творческая деятельность: обеспечивает воплощение внешней художественной формы спектакля в театре кукол в соответствии с замыслом и авторским проектом художника-постановщика; разрабатывает самостоятельно и (или) с привлечением специалистов (консультантов) комплекс документации технического проекта сценического воплощения замысла художника-постановщика, используя при этом новейшие достижения в области театрально-постановочной техники, технологии и новых материалов;

организационно-управленческая деятельность: руководит подразделениями театра кукол, изготавливающими кукол, материальное оформление спектаклей, а также обеспечивающими материально-технические условия их проведения; при исполнении обязанностей заведующего художественно-постановочной частью театра кукол проводит монтировочные репетиции, принимает непосредственное участие в организации проката спектаклей (концертов, представлений) на стационаре, на выездах и на гастролях, осуществляет подбор кадров художественно-постановочной части, их расстановку и целесообразное использование; контролирует соблюдение работниками правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности; вносит предложения о тарификации, поощрении и наложении взысканий на работников, организует учет их рабочего времени; вносит предложения по совершенствованию сценического оборудования;

педагогическая деятельность: преподает конструирование и технологию создания театральной куклы, технологию художественного оформления спектакля в театре кукол и смежные дисциплины в образовательных учреждениях Российской Федерации.

Профиль N 3 "Художник-технолог по сценическому костюму":

художественно-творческая деятельность: обеспечивает полноценную реализацию авторского проекта и замысла художника по сценическому костюму при подготовке спектакля (концерта, представления); разрабатывает самостоятельно и (или) с привлечением специалистов (консультантов) комплекс технологической документации, необходимой для создания костюмов по эскизам, используя при этом новейшие достижения в области театрально-постановочной техники, технологии и новых материалов;

организационно-управленческая деятельность: руководит подразделениями театра (концертной организации, цирка), осуществляющими изготовление или эксплуатацию сценических костюмов; при исполнении обязанностей заведующего цехом осуществляет подбор кадров этого подразделения, их расстановку и целесообразное использование; контролирует соблюдение работниками правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности, производственной и трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка; вносит предложения о тарификации, поощрении и наложении взысканий на работников, организует учет их рабочего времени; вносит предложения по совершенствованию производственного оборудования;

педагогическая деятельность: преподает моделирование и конструирование сценического костюма и смежные дисциплины в образовательных учреждениях Российской Федерации.

Профиль N 4 "Художник-технолог по сценическому свету":

художественно-творческая деятельность: обеспечивает разработку и воплощение световой партитуры спектакля (концерта, представления) в соответствии с замыслом и авторским проектом режиссера-постановщика, художника-постановщика; разрабатывает самостоятельно и/или с привлечением специалистов (консультантов) комплекс документации световой партитуры спектакля (концерта, представления) и руководит работой по сценическому воплощению световой партитуры в соответствии с замыслом режиссера-постановщика и художника-постановщика, используя при этом новейшие достижения в области театральной техники, технологии и новых материалов;

организационно-управленческая деятельность: руководит подразделениями театра (концертной организации, цирка), занимающихся световым оформлением спектаклей (концертов, представлений), а также производящими театральное свето-техническое оборудование; проводит свето-монтировочные репетиции; контролирует точное соблюдение работниками установленной световой партитуры спектакля, правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности; вносит предложения по совершенствованию светотехнического сценического оборудования;

педагогическая деятельность: преподает художественно-световое оформление спектакля и смежные дисциплины в образовательных учреждениях Российской Федерации.

 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях (ОК-4);

стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-5);

способностью критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства их развития или устранения (ОК-6);

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-7);

использованием основных положений и методов гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных и социальных задач, способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-8);

осознанием сущности и значения информации в развитии современного общества, наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-9);

владением основными методами защиты производственного персонала и населения, спасения культурных ценностей от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и основные меры по ликвидации их последствий (ОК-10);

владением одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-11).

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в области художественно-творческой деятельности:

способностью к воплощению внешней художественной формы спектакля (концерта, представления) в соответствии с замыслом и авторским проектом художника-постановщика и художника по сценическому костюму (ПК-1);

готовностью к разработке самостоятельно и (или) с привлечением специалистов (консультантов) комплекса документации технического проекта сценического воплощения замысла художника-постановщика и художника по сценическому костюму (ПК-2);

умением провести монтировочную репетицию (ПК-3);

осознанием творческого характера своей технологической работы при реализации художественных театральных проектов (ПК-4);

использованием в технологических разработках оформления спектаклей (концертов, представлений) новейших достижений в области театральной техники, технологии и новых материалов (ПК-5);

умением работать в творческом сотрудничестве с художником-постановщиком, художником по сценическому костюму, художником по свету, другими создателями спектакля (ПК-6);

осознанием собственной ответственности за производственную и пожарную безопасность как в период создания материального оформления спектакля (концерта, представления), так и при его эксплуатации (ПК-7);

в области организационно-управленческой деятельности:

способностью руководить подразделениями театра (концертной организации, цирка, других организаций), изготавливающими материальное оформление спектаклей (концертов, представлений) или обеспечивающими их эксплуатацию, а также занимающимися световым оформлением спектаклей (концертов, представлений) и (или) производящими театральное светотехническое оборудование (ПК-8);

в области педагогической деятельности:

готовностью преподавать технологию художественного оформления спектакля и театрального производства и смежные дисциплины в образовательных учреждениях Российской Федерации (ПК-9);

способностью планировать образовательный процесс, участвовать в методических разработках (ПК-10).

 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

6.1. ООП бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

гуманитарный, социальный и экономический циклы;

цикл истории и теории мировой художественной культуры;

профессиональный цикл

и разделов:

физическая культура;

учебная и производственная практики;

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.

6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".

Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

 

Таблица 2

 

Структура ООП бакалавриата

 

┌────┬────────────────────────┬─────────┬─────────────────────┬───────────┐

│Код │    Учебные циклы и     │Трудоем- │ Перечень дисциплин     Коды   

│ УЦ │проектируемые результаты│кость       для разработки    │формируемых│

│ООП │      их освоения       │(зачетные│примерных программ, а│компетенций│

                            │единицы) │  также учебников и            

                            │<*>         учебных пособий             

├────┼────────────────────────┼─────────┼─────────────────────┼───────────┤

│Б.1 │Гуманитарный, социальный│   40                                   

    │и экономический цикл                                            

    ├────────────────────────┼─────────┼─────────────────────┼───────────┤

    │Базовая часть              20    │История              │ОК-1      

    │В результате изучения            │Философия            │ОК-2      

    │базовой части цикла              │Иностранный язык     │ОК-3      

    │обучающийся должен:              │Психология и         │ОК-4      

    │знать: этические и               │педагогика           │ОК-6      

    │правовые нормы,                  │Организация          │ОК-8      

    │регулирующие отношение           │театрального дела    │ОК-11     

    │человека к человеку,                                  │ПК-6      

    │обществу, окружающей                                  │ПК-8      

    │среде; условия                                        │ПК-9      

    │формирования личности,                                │ПК-10     

    │ее свободы,                                                     

    │ответственности за                                              

    │сохранение жизни,                                               

    │природы, культуры,                                              

    │понимать роль насилия и │                                        

    │ненасилия в истории и                                           

    │человеческом поведении, │                                        

    │роль нравственных                                               

    │обязанностей человека по│                                        

    │отношению к другим и                                            

    │самому себе; знать формы│                                        

    │и типы культур, основные│                                        

    │культурно-исторические                                           

    │центры и регионы мира,                                          

    │знать историю культуры                                          

    │России, ее место в                                              

    │системе мировой культуры│                                        

    │и цивилизации; основные │                                        

    │исторические факты,                                             

    │даты, события и имена                                           

    │исторических деятелей;                                          

    │нормативно-правовые                                             

    │документы, касающиеся                                           

    │деятельности театра;                                            

    │основы организации                                              

    │театрального дела,                                              

    │трудового                                                       

    │законодательства и                                              

    │законодательства об                                             

    │авторских и смежных                                             

    │правах; правила                                                 

    │внутреннего трудового                                           

    │распорядка, охраны                                              

    │труда; общие принципы                                           

    │дидактики и их                                                  

    │реализации в конкретных │                                        

    │предметных методиках                                            

    │обучения;                                                       

    │уметь: дать                                                     

    │психологическую                                                  

    │характеристику личности │                                        

    │(ее темперамента,                                               

    │способностей),                                                  

    │интерпретацию                                                   

    │собственного                                                    

    │психического состояния; │                                        

    │объяснить феномен                                               

    │культуры, ее роль в                                             

    │человеческой                                                    

    │жизнедеятельности; роль │                                         

    │искусства и науки в                                             

    │развитии цивилизации и                                          

    │связанные с ними                                                

    │современные социальные и│                                        

    │этические проблемы;                                             

    │уметь выражать и                                                

    │обосновывать свою                                               

    │позицию по вопросам,                                            

    │касающимся ценностного                                          

    │отношения к                                                     

    │историческому прошлому; │                                        

    │уметь вести на                                                  

    │иностранном языке                                               

    │беседу-диалог общего                                            

    │характера и беседу-                                             

    │диалог по специальности,│                                        

    │соблюдая правила                                                

    │речевого этикета; читать│                                        

    │литературу по                                                   

    │специальности без                                               

    │словаря с целью поиска                                          

    │информации, переводить                                          

    │тексты по специальности │                                        

    │со словарем;                                                    

    │владеть: государственным│                                        

    │языком Российской                                               

    │Федерации - русским                                              

    │языком (прошедшим                                               

    │целевую подготовку для                                          

    │работы в национальном                                           

    │театре республики или                                           

    │национального округа                                            

    │Российской Федерации -                                          

    │свободно владеть языком │                                        

    │соответствующего                                                

    │народа); культурой                                              

    │мышления; способностью                                          

    │логично строить свою                                            

    │письменную и устную                                             

    │речь; лексическим                                               

    │минимумом одного из                                             

    │иностранных языков (1200│                                        

    │- 2000 лексических                                              

    │единиц) и грамматическим│                                        

    │минимумом, включающим                                           

    │грамматические                                                  

    │структуры, необходимые                                          

    │для обучения устным и                                           

    │письменным формам                                               

    │общения; простейшими                                            

    │приемами психической                                            

    │саморегуляции;                                                  

    │педагогическими                                                 

    │технологиями.                                                    

    ├────────────────────────┼─────────┼─────────────────────┼───────────┤

    │Вариативная часть          20                                   

    │(знания, умения, навыки │                                        

    │определяются ООП вуза)                                          

├────┼────────────────────────┼─────────┼─────────────────────┼───────────┤

│Б.2 │Цикл истории и теории      40                                   

    │мировой художественной                                          

    │культуры                                                        

    ├────────────────────────┼─────────┼─────────────────────┼───────────┤

    │Базовая часть              30    │История литературы   │ОК-5      

    │В результате изучения            │История театра       │ОК-7      

    │базовой части цикла              │История              │ПК-1      

    │обучающийся должен:              │изобразительных      │ПК-4      

    │знать: основные этапы            │искусств             │ПК-6      

    │(эпохи, стили,                                                  

    │направления) в развитии │                                        

    │театра, литературы,                                             

    │изобразительных                                                 

    │искусств; исторические                                          

    │факты и имена, связанные│                                         

    │с формированием театров,│                                        

    │созданием конкретных                                            

    │спектаклей, включая                                             

    │современные;                                                    

    │уметь: оценивать                                                

    │достижения                                                      

    │художественной культуры │                                        

    │на основе знания                                                

    │исторического контекста;│                                        

    │анализировать                                                   

    │произведения литературы │                                        

    │и искусства;                                                    

    │владеть:                                                        

    │профессиональной                                                

    │лексикой, грамотно                                              

    │использовать ее в своей │                                        

    │деятельности.                                                   

    ├────────────────────────┼─────────┼─────────────────────┼───────────┤

    │Вариативная часть          10                                   

    │(знания, умения, навыки │                                        

    │определяются ООП вуза с │                                        

    │учетом профиля                                                  

    │подготовки)                                                     

├────┼────────────────────────┼─────────┼─────────────────────┼───────────┤

│Б.3 │Профессиональный цикл      140                                  

    ├────────────────────────┼─────────┼─────────────────────┼───────────┤

    │Базовая часть              50    │История театрально-  │ОК-5      

    │В результате освоения            │декорационного       │ОК-6      

    │дисциплин базовой части │         │искусства            │ОК-7      

    │модуля обучающийся               │Устройство и         │ОК-9      

    │должен:                          │оборудование сцены   │ОК-10     

    │знать: историю                   │Технология           │ПК-1      

    │театрально-                      │театрального         │ПК-2      

    │декорационного                   │производства         │ПК-3      

    │искусства, творчество            │Материаловедение     │ПК-4      

    │крупнейших театральных           │Рисунок и живопись   │ПК-5      

    │художников; различные            │Грим и постиж        │ПК-6      

    │живописные системы и             │Безопасность         │ПК-7      

    │стили, способы имитации │         │жизнедеятельности    │ПК-8      

    │их в оформлении                                       │ПК-9      

    │спектакля; современные                                │ПК-10     

    │требования к зданию                                             

    │театра, оснащению сцены │                                        

    │системами механизации,                                          

    │света, электроакустики и│                                        

    │технологической связи;                                          

    │основы художественно-                                            

    │светового оформления                                            

    │спектакля; способы                                              

    │организации и оснащение │                                        

    │производства театральных│                                        

    │декораций и костюмов;                                           

    │основные принципы                                               

    │конструирования и                                               

    │производства                                                    

    │театрального костюма;                                           

    │основные технологии и                                           

    │материалы современного                                          

    │российского и мирового                                          

    │театрального                                                    

    │производства; грим,                                             

    │способы изготовления                                            

    │постижерских изделий, а │                                        

    │также принципы                                                  

    │организации творческо-                                          

    │производственного                                               

    │процесса в гримерно-                                            

    │постижерском цехе;                                              

    │уметь: использовать в                                           

    │своей работе новейшие                                           

    │достижения в области                                            

    │театрально-постановочной│                                        

    │техники, технологии и                                           

    │новых материалов;                                                

    │творчески применять                                             

    │полученные знания при                                           

    │решении конкретных                                              

    │художественно-                                                  

    │технологических задач;                                          

    │работать со справочной и│                                        

    │специальной технической │                                        

    │литературой;                                                    

    │самостоятельно                                                  

    │разбираться в                                                    

    │направлениях и                                                  

    │концепциях современной                                          

    │художественной жизни;                                           

    │работать в творческом                                           

    │сотрудничестве с                                                

    │постановщиками, другими │                                        

    │создателями спектакля;                                          

    │руководить                                                      

    │подразделениями театра                                          

    │(концертной организации,│                                        

    │цирка, других                                                   

    │организаций),                                                   

    │изготавливающими                                                

    │материальное оформление │                                        

    │спектаклей (концертов,                                          

    │представлений), а также │                                        

    │обеспечивающими                                                 

    │материально-технические │                                        

    │условия их проведения,                                          

    │контролируя при этом                                            

    │соблюдение работниками                                          

    │правил и норм охраны                                            

    │труда, техники                                                  

    │безопасности,                                                   

    │производственной                                                

    │санитарии и пожарной                                            

    │безопасности;                                                    

    │преподавать технологию                                          

    │художественного                                                 

    │оформления спектакля и                                          

    │театрального                                                    

    │производства, а также                                           

    │смежные дисциплины в                                            

    │образовательных                                                 

    │учреждениях начального и│                                        

    │среднего                                                        

    │профессионального                                               

    │образования; действовать│                                        

    │в условиях чрезвычайных │                                        

    │ситуаций;                                                       

    │владеть: начальными                                             

    │навыками рисовальной и                                          

    │живописной техники,                                             

    │опытом практических                                             

    │зарисовок интерьера,                                            

    │экстерьера, натюрморта, │                                        

    │человека; компьютерными │                                        

    │технологиями.                                                   

    ├────────────────────────┼─────────┼─────────────────────┼───────────┤

    │Вариативная часть           90                                  

    ├────────────────────────┼─────────┼─────────────────────┼───────────┤

    │Для профиля N 1                                                 

    │"Художник-технолог                                              

    │сцены"                                                           

    ├────────────────────────┼─────────┼─────────────────────┼───────────┤

    │В результате освоения            │Технология           │ОК-5      

    │дисциплин вариативной            │сценического         │ОК-6      

    │части цикла для профиля │         │оформления спектакля │ОК-7      

    │N 1 "Художник-технолог           │Макетирование        │ОК-9      

    │сцены" обучающийся               │Расчет театральных   │ОК-10     

    │должен:                          │конструкций          │ПК-1      

    │знать: принципы                  │Театрально-          │ПК-2      

    │формирования                     │техническая          │ПК-3      

    │театрального                     │графика              │ПК-4       

    │пространства, технологию│                              │ПК-5      

    │проектирования и                                      │ПК-6      

    │изготовления декораций и│                              │ПК-7      

    │бутафории; современные                                │ПК-8      

    │виды свето-технического │                              │ПК-9      

    │оборудования                                          │ПК-10     

    │профессиональных                                                

    │театров; системы                                                

    │механизации сцены,                                              

    │принципы организации и                                          

    │устройства слаботочных                                          

    │систем электроакустики и│                                        

    │связи в театре, принципы│                                        

    │пространственной                                                

    │организации театрального│                                        

    │здания и театральных                                            

    │мастерских, основные                                            

    │принципы театральной                                            

    │акустики;                                                       

    │взаимозависимости                                               

    │технических возможностей│                                        

    │сцены и художественных                                          

    │задач спектакля; методы │                                        

    │конструирования                                                 

    │декораций, расчета                                              

    │элементов театральных                                           

    │конструкций на                                                   

    │прочность, жесткость и                                          

    │устойчивость;                                                   

    │уметь: разработать                                              

    │самостоятельно и (или) с│                                        

    │привлечением                                                    

    │специалистов                                                    

    │(консультантов) полный                                          

    │комплекс документации                                           

    │технического проекта                                            

    │сценического воплощения │                                        

    │замысла художника-                                              

    │постановщика, используя │                                        

    │при этом новейшие                                               

    │достижения в области                                            

    │театрально-постановочной│                                        

    │техники, технологии и                                           

    │новых материалов;                                               

    │творчески применять                                             

    │полученные знания при                                           

    │решении конкретных                                              

    │практических задач по                                           

    │проектированию                                                  

    │театральных конструкций;│                                        

    │проводить монтировочные │                                        

    │репетиции;                                                      

    │владеть: технологиями                                           

    │изготовления декораций, │                                         

    │обеспечивающими                                                 

    │полноценную реализацию                                          

    │авторского проекта                                              

    │художника-постановщика; │                                        

    │технологиями                                                    

    │макетирования                                                   

    │(предметного и                                                  

    │компьютерного); теорией │                                        

    │и практикой расчета                                             

    │театральных конструкций.│                                         

    ├────────────────────────┼─────────┼─────────────────────┼───────────┤

    │Для профиля N 2                                                 

    │"Художник-технолог                                              

    │театра кукол"                                                   

    ├────────────────────────┼─────────┼─────────────────────┼───────────┤

    │В результате освоения            │Технология           │ОК-5      

    │дисциплин вариативной            │художественного      │ОК-6      

    │части цикла для профиля │         │оформления спектакля │ОК-7      

    │N 2 "Художник-технолог           │в театре кукол       │ОК-9      

    │театра кукол"                    │Конструирование и    │ОК-10     

    │обучающийся должен:              │технология создания  │ПК-1      

    │знать: виды и формы              │театральной куклы    │ПК-2      

    │технического оснащения           │Макетирование        │ПК-3      

    │театров кукол в                  │Расчет театральных   │ПК-4      

    │историческом развитии;           │конструкций          │ПК-5      

    │специфику требований к           │Технология           │ПК-6      

    │зданию театра кукол;             │художественно-       │ПК-7      

    │технологические                  │светового оформления │ПК-8      

    │особенности различных            │спектакля в театре   │ПК-9      

    │видов театра кукол               │кукол                │ПК-10     

    │(ширма, марионеточный            │Скульптура                     

    │театр и др.) при                 │Театрально-                    

    │разработке сценической           │техническая графика            

    │конструкции в                                                   

    │соответствии с                                                  

    │пластическим образом                                            

    │спектакля авторского                                             

    │проекта художника-                                              

    │постановщика;                                                   

    │современные принципы                                            

    │технического                                                    

    │оборудования                                                    

    │профессиональных театров│                                        

    │кукол; технологию                                               

    │художественно-светового │                                        

    │оформления спектакля в                                          

    │театре кукол; методы                                            

    │расчета элементов                                               

    │театральных конструкций │                                        

    │на прочность, жесткость │                                        

    │и устойчивость; историю │                                        

    │материальной культуры и │                                        

    │быта; анатомию человека │                                        

    │в объеме, необходимом                                           

    │для реализации проектов │                                        

    │в театре кукол; все                                             

    │существующие системы                                            

    │театральных кукол;                                              

    │уметь: разработать                                              

    │самостоятельно и (или) с│                                        

    │привлечением                                                    

    │специалистов                                                    

    │(консультантов) полный                                          

    │комплекс документации                                            

    │технического проекта                                            

    │сценического воплощения │                                        

    │художественного замысла │                                        

    │спектакля в театре                                              

    │кукол, используя при                                            

    │этом новейшие достижения│                                        

    │в области театральной                                           

    │техники, технологии и                                           

    │новых материалов;                                               

    │творчески применять                                              

    │полученные знания при                                           

    │решении конкретных                                              

    │практических задач по                                           

    │проектированию                                                  

    │театральных конструкций;│                                        

    │работать со справочной и│                                        

    │специальной технической │                                        

    │литературой;                                                    

    │самостоятельно                                                  

    │разбираться в                                                   

    │направлениях и                                                  

    │концепциях современной                                          

    │художественной жизни в                                          

    │развитии искусства                                              

    │театра кукол;                                                   

    │изготавливать куклы                                             

    │любых систем по эскизу                                          

    │художника, учитывая при │                                        

    │этом задачи постижа и                                           

    │костюма, эстетику                                               

    │ансамбля кукол;                                                 

    │выполнять чертежи,                                              

    │соответствующие                                                 

    │определенной системе                                            

    │кукол; самостоятельно                                           

    │решать технические                                              

    │вопросы, связанные                                               

    │с механизацией куклы;                                           

    │выполнять все                                                   

    │скульптурные работы по                                          

    │авторскому проекту                                              

    │сценического оформления │                                        

    │спектакля художника-                                            

    │постановщика театра                                             

    │кукол (головки кукол,                                           

    │маски, бутафория,                                               

    │декорации); работать в                                          

    │различных пластических                                          

    │материалах (глина,                                              

    │пластилин, дерево, гипс,│                                        

    │металл); подробно                                               

    │разработать и выполнить │                                        

    │художественно-                                                  

    │техническое задание по                                          

    │механике кукол в                                                

    │соответствии с замыслом │                                        

    │режиссера;                                                      

    │самостоятельно                                                  

    │составлять                                                      

    │художественно-                                                  

    │технологическую                                                 

    │документацию спектакля, │                                        

    │выпускаемого в театре                                           

    │кукол; проводить                                                 

    │монтировочные репетиции;│                                        

    │работать в творческом                                           

    │сотрудничестве с                                                

    │художником-                                                     

    │постановщиком,                                                  

    │художником-скульптором, │                                        

    │художником по свету,                                            

    │другими создателями                                             

    │спектакля; руководить                                           

    │подразделениями театра                                           

    │кукол, изготавливающими │                                        

    │материальное оформление │                                        

    │спектаклей, а также                                             

    │обеспечивающими                                                 

    │материально-технические │                                        

    │условия их проведения,                                          

    │контролируя при этом                                            

    │соблюдение работниками                                          

    │правил и норм охраны                                            

    │труда, техники                                                  

    │безопасности,                                                   

    │производственной                                                

    │санитарии и пожарной                                            

    │безопасности;                                                   

    │владеть: технологиями                                           

    │изготовления                                                    

    │вещественного оформления│                                        

    │спектакля в театре                                              

    │кукол, обеспечивающими                                          

    │полноценную реализацию                                          

    │авторского проекта                                              

    │художника-постановщика; │                                        

    │практическими навыками                                          

    │создания головок кукол, │                                        

    │маски для живого плана, │                                        

    │барельефа, объемных                                             

    │лепных декораций;                                                

    │технологиями                                                    

    │макетирования                                                   

    │(предметного и                                                  

    │компьютерного); теорией │                                        

    │и практикой расчета                                             

    │театральных конструкций.│                                        

    ├────────────────────────┼─────────┼─────────────────────┼───────────┤

    │Для профиля N 3                                                 

    │"Художник-технолог по                                           

    │сценическому костюму"                                           

    ├────────────────────────┼─────────┼─────────────────────┼───────────┤

    │В результате освоения            │Технология создания  │ОК-5      

    │дисциплин вариативной            │сценического костюма │ОК-6      

    │части цикла для профиля │         │Моделирование и      │ОК-7      

    │N 3 "Художник-технолог           │конструирование      │ОК-9      

    │по сценическому костюму"│         │костюма              │ОК-10     

    │обучающийся должен:              │Технология           │ПК-1      

    │знать: взаимосвязи               │исторического костюма│ПК-2      

    │художественных,                  │Библиография и       │ПК-3      

    │технологических                  │иконография костюма  │ПК-4      

    │и экономических задач            │Художественная       │ПК-5      

    │создания сценических             │обработка ткани      │ПК-6      

    │костюмов в рамках всего │                              │ПК-7      

    │производственного                                     │ПК-8      

    │процесса выпуска                                      │ПК-9      

    │спектакля; основы                                     │ПК-10     

    │композиции костюма;                                              

    │пластическую анатомию                                           

    │человека в объеме,                                              

    │необходимом для                                                 

    │реализации проектов                                             

    │сценического костюма;                                           

    │процесс создания                                                

    │костюма, технические                                            

    │характеристики                                                  

    │оборудования мастерских │                                        

    │по производству                                                  

    │сценического костюма;                                           

    │комплектность мужского и│                                        

    │женского костюма и                                              

    │аксессуаров, учитывая                                           

    │социальные особенности и│                                        

    │манеру одеваться в                                              

    │разные исторические                                             

    │времена; ткани и                                                

    │материалы, используемые │                                        

    │для изготовления                                                

    │предметов одежды,                                               

    │технику их изготовления,│                                        

    │цвет, орнамент,                                                 

    │характерные для                                                 

    │изучаемой эпохи; историю│                                        

    │развития костюма от                                             

    │Древнего мира до                                                

    │сегодняшнего дня;                                               

    │образцы кроильного                                              

    │искусства с ранних форм │                                        

    │драпировочной одежды до │                                        

    │современности;                                                  

    │особенности кроя,                                               

    │тканей, способов шитья, │                                        

    │отделки и технологии                                            

    │предметов исторического │                                        

    │костюма, головных                                                

    │уборов, обуви и                                                 

    │аксессуаров различных                                           

    │эпох с древнейших                                               

    │времен до наших дней и                                          

    │современные                                                     

    │отечественные и                                                 

    │зарубежные исследования │                                        

    │в этой области; различия│                                        

    │форменной одежды,                                               

    │военного и культового                                           

    │костюма, разных                                                 

    │исторических эпох;                                              

    │технологические                                                 

    │особенности пошива                                              

    │исторического костюма,                                          

    │основываясь на подлинных│                                        

    │предметах из музейных                                           

    │коллекций; основные                                             

    │параметры современных и │                                        

    │исторических текстильных│                                        

    │материалов; свойства                                            

    │художественных тканей,                                          

    │вышивки, кружева как                                            

    │предметов декоративно-                                          

    │прикладного искусства в │                                        

    │историческом развитии;                                          

    │историю украшения                                                

    │тканей, текстильных                                             

    │орнаментов всех времен и│                                        

    │народов, символической                                          

    │роли текстильного                                               

    │орнамента в историческом│                                        

    │костюме; особенности                                            

    │костюмов разных                                                 

    │театральных жанров;                                             

    │уметь: разработать                                              

    │самостоятельно и (или) с│                                         

    │привлечением                                                    

    │специалистов                                                    

    │(консультантов) комплекс│                                        

    │технологической                                                 

    │документации,                                                   

    │необходимой для создания│                                        

    │костюмов по эскизам,                                            

    │используя при этом                                              

    │новейшие достижения в                                           

    │области швейной техники,│                                        

    │технологии и новых                                              

    │материалов; определять                                          

    │художественно-                                                  

    │технологические                                                 

    │характеристики предметов│                                        

    │сценического костюма с                                          

    │использованием                                                  

    │иконографических,                                               

    │библиографических и                                             

    │этнографических                                                 

    │источников; участвовать │                                        

    │в исследованиях                                                 

    │исторического опыта                                             

    │технологического                                                

    │производства предметов                                          

    │одежды по материалам                                            

    │музейных коллекций и                                             

    │библиографическим                                               

    │материалам; реализовать │                                        

    │изготовление                                                    

    │исторического костюма в │                                        

    │современных условиях                                            

    │театрального                                                    

    │производства; составлять│                                        

    │технологическую и                                               

    │экономическую                                                   

    │документацию                                                    

    │изготовления сценических│                                        

    │костюмов; работать в                                            

    │творческом                                                      

    │сотрудничестве с                                                

    │художником по                                                   

    │сценическому костюму,                                           

    │артистами, другими                                              

    │создателями спектакля;                                          

    │владеть: методами                                               

    │конструирования,                                                

    │моделирования и                                                 

    │технологии изготовления │                                        

    │костюма, обеспечивающими│                                        

    │полноценную реализацию                                          

    │авторского проекта и                                            

    │замысла художника по                                            

    │сценическому костюму;                                            

    │приемами макетирования                                          

    │сценических костюмов;                                           

    │практическими навыками                                          

    │создания сценического                                           

    │костюма и аксессуаров, в│                                        

    │подборе материалов,                                             

    │фактур, колористки;                                             

    │приемами имитации или                                           

    │стилизации исторического│                                        

    │костюма, реконструкции                                           

    │предметов исторического │                                        

    │костюма, используя при                                          

    │этом подлинные                                                  

    │исторические технологии;│                                        

    │приемами работы с                                               

    │кроильным материалом                                            

    │исторического костюма и │                                        

    │современными                                                    

    │технологиями разработки │                                        

    │кроя с помощью                                                  

    │компьютерных технологий;│                                        

    │практикой копирования                                           

    │исторического орнамента │                                        

    │или сочинения орнаментов│                                        

    │на заданную тему, как на│                                        

    │бумаге, имитируя фактуру│                                        

    │ткани различными                                                

    │техническими приемами,                                          

    │так и в материале.                                              

    ├────────────────────────┼─────────┼─────────────────────┼───────────┤

    │Для профиля N 4                                                 

    │"Художник-технолог по                                           

    │сценическому свету"                                             

    ├────────────────────────┼─────────┼─────────────────────┼───────────┤

    │В результате освоения            │Технология                     

    │дисциплин вариативной            │художественно-                 

    │части цикла для профиля │         │светового оформления │           

    │N 4 "Художник-технолог           │спектакля                      

    │по сценическому свету"           │Светотехническое               

    │обучающийся должен:              │театральное                    

    │знать: методику                  │оборудование                   

    │разработки и методы              │Макетирование                  

    │воплощения световой              │Расчет театральных             

    │партитуры спектакля,             │конструкций                    

    │современные виды                 │Театрально-                    

    │светотехнического                │техническая графика            

    │оборудования                                                    

    │профессиональных                                                

    │театров, технологию                                             

    │художественно-светового │                                        

    │оформления спектакля;                                           

    │уметь: разработать                                              

    │самостоятельно и (или) с│                                        

    │привлечением                                                    

    │специалистов                                                    

    │(консультантов) полный                                          

    │комплекс документации по│                                        

    │воплощению световой                                             

    │партитуры спектакля в                                           

    │соответствии с замыслом │                                        

    │режиссера-постановщика и│                                        

    │художника-постановщика, │                                        

    │используя при этом                                              

    │новейшие достижения в                                            

    │области театральной                                             

    │техники, технологии и                                           

    │новых материалов,                                               

    │творчески применять                                             

    │полученные знания при                                           

    │решении конкретных                                              

    │художественных и                                                

    │технологических задач по│                                        

    │воплощению световой                                             

    │партитуры спектакля;                                             

    │проводить свето-                                                

    │монтировочные репетиции;│                                        

    │владеть: методикой                                              

    │разработки световой                                             

    │партитуры спектакля,                                            

    │способами применения                                            

    │профессионального                                               

    │программного                                                    

    │обеспечения, методами                                           

    │виртуального                                                    

    │моделирования                                                   

    │сценографического и                                             

    │светового решения,                                              

    │технологиями                                                    

    │изготовления декораций; │                                        

    │технологиями                                                    

    │макетирования                                                   

    │(предметного и                                                  

    │компьютерного).                                                 

├────┼────────────────────────┼─────────┼─────────────────────┼───────────┤

│Б.4 │Физическая культура         2                                   

├────┼────────────────────────┼─────────┼─────────────────────┼───────────┤

│Б.5 │Учебная и                   8                                   

    │производственная                                                

    │практики (практические                                          

    │умения и навыки                                                 

    │определяются ООП вуза)                                          

├────┼────────────────────────┼─────────┼─────────────────────┼───────────┤

│Б.6 │Итоговая государственная│   10                                   

    │аттестация                                                       

├────┼────────────────────────┼─────────┼─────────────────────┼───────────┤

    │Общая трудоемкость         240                                  

    │основной образовательной│                                        

    │программы                                                       

└────┴────────────────────────┴─────────┴─────────────────────┴───────────┘

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

 

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной ООП ВПО.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.

7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").

7.5. ООП должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.

7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.

7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет 40 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.

7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).

7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.

--------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).

 

7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.

7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.

7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и (или) практические занятия по всем базовым дисциплинам гуманитарного, социального и экономического цикла, цикла истории и теории мировой художественной культуры и профессионального цикла.

7.14. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами правами и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);

при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;

обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

7.15. Раздел ООП бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Аттестация по итогам практики производится в виде защиты обучающимися выполненного индивидуального или группового задания и представления отчета, оформленного в соответствии с правилами и требованиями, установленными вузом.

Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:

изучать специальную литературу и другую информацию, достижения отечественного и зарубежного театра и театроведения;

участвовать в проведении научных исследований, осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию необходимой по теме исследования информации;

принимать участие в проектах, совместных с обучающимися вуза, осваивающих образовательные программы по другим театральным направлениям (специальностям).

7.16. Реализация ООП бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ООП, должно быть не менее 30 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее пяти процентов преподавателей.

К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные (в том числе спортивные) звания, лауреаты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий в соответствующей профессиональной сфере. К преподавателям, имеющим ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора, приравниваются лица без ученых степеней и ученых званий, имеющие почетное звание Народный артист Российской Федерации, Народный художник Российской Федерации, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.

Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 25 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или ученые звания. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее 10 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.

До 20 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.

7.17. ООП бакалавриата должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) ООП. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.

Абзац исключен. - Приказ Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 10 наименований отечественных и не менее двух наименований зарубежных журналов.

7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП по направлению подготовки утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.

Финансирование реализации ООП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

 

7.19. Высшее учебное заведение, реализующее ООП бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации программы подготовки бакалавров перечень материально-технического обеспечения включает в себя:

наличие аудиторий для проведения теоретических занятий, оборудованных аудиторной мебелью, проекционной техникой;

компьютерный класс с выходом в сеть Интернет для проведения занятий и предоставления возможности для самостоятельной работы обучающихся;

аудитории, специально оборудованные и укомплектованные наглядными пособиями, компьютерной техникой, оборудованием для проведения практических занятий по изготовлению макетов, театральных кукол, крою и шитью костюмов и других технологических операций.

При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в сеть Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

 

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

обеспечения компетентности преподавательского состава;

регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

8.2. Оценка качества освоения ООП должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности, для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.

Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024