Утверждены
Президентом
Российской
Федерации
ОСНОВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ
РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ПРАВОСОЗНАНИЯ ГРАЖДАН
I. Общие
положения
1. Развитие
правового государства, формирование гражданского общества и укрепление
национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой
не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни
общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и
свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов.
2. Настоящими
Основами определяются принципы, цели, основные направления и содержание
государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой
грамотности и правосознания граждан (далее - государственная политика).
3. Настоящие Основы направлены на формирование высокого уровня
правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону,
правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей
модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в
обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного
государства.
4. Государственная
политика осуществляется в отношении многонационального народа Российской
Федерации, отдельных социальных групп и каждого ее гражданина. Особое внимание
уделяется формированию правосознания и правовой грамотности подрастающего
поколения.
5. Федеральные и
региональные государственные органы, органы местного самоуправления,
профессиональные юридические сообщества и общественные объединения юристов, а
также другие организации во взаимодействии между собой участвуют в реализации
государственной политики.
6. Государственная
политика осуществляется в тесном взаимодействии со структурами гражданского
общества. Государство поддерживает в форме социального партнерства деятельность
негосударственных организаций, которая способствует достижению целей
государственной политики.
7. Государство
создает условия, обеспечивающие развитие правовой грамотности и правосознания
граждан, их осведомленность о характере, способах и пределах осуществления и
защиты их прав, охраняемых законом интересов в административном и судебном
порядке, а также доступ граждан к квалифицированной юридической помощи.
Важнейшей задачей государства является также пропаганда и разъяснение необходимости
соблюдения гражданами своих обязанностей, правил общежития, уважения прав и
законных интересов других лиц независимо от расы, национальности, языка,
отношения к религии, убеждений и других обстоятельств.
8. Государственная
политика ориентируется на исторически сложившиеся нормы морали и общепризнанные
нравственные ценности многонационального народа России, направленные на
обеспечение правомерного и добропорядочного поведения граждан. Формирование
позитивного правового сознания обеспечивается в том
числе путем принятия системных мер по противодействию любым формам
национального и религиозного экстремизма либо поведения, посягающего на
общественную нравственность и правопорядок, гражданский мир и национальное
согласие.
9. Государственная
политика проводится одновременно с комплексом мер по совершенствованию
законодательства Российской Федерации и практики его применения, по повышению
эффективности государственного и муниципального управления, правоохранительной
деятельности, по пресечению коррупции и подмены в бюрократических интересах
демократических общественных целей и задач.
II.
Основные факторы, влияющие на состояние правовой грамотности и правосознания
граждан
10. В условиях
правового государства возрастает роль закона в системе социальных регуляторов,
происходит усиление правовых начал в поведении людей, в жизни общества и
государства. Недостаточный уровень правовой культуры и правосознания, правовой
нигилизм граждан России являются серьезной проблемой обеспечения
реализации принципов верховенства права.
11. Условиями,
способствующими распространению правового нигилизма, являются несовершенство
законодательства Российской Федерации и практики его применения, избирательность
в применении норм права, недостаточность институциональных механизмов,
гарантирующих безусловное исполнение требований закона, неотвратимость,
соразмерность и справедливость санкций за их нарушение. Правовой нигилизм
девальвирует подлинные духовно-нравственные ценности, служит почвой для многих
негативных социальных явлений (пьянство, наркомания, порнография, проституция,
семейное насилие, бытовая преступность, пренебрежение правами и охраняемыми
законом интересами окружающих, посягательство на чужую собственность,
самоуправство, самосуд).
12. На формирование
правовой культуры и позитивного типа правосознания и поведения оказывают
влияние следующие факторы:
1) характер
воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей;
2) качественный
уровень воспитания и обучения в образовательных учреждениях различного типа и
вида, в том числе закрепление и развитие у учащихся основ правосознания;
3) распространение
и использование доступных для восприятия информационных материалов, формирующих
правовую грамотность и правосознание населения, в печатном, электронном,
аудиовизуальном и ином виде, а также с помощью средств массовой информации;
4) доступность и
понятность оказываемых в системе государственной и муниципальной службы услуг
населению; доступность правосудия, судебной защиты нарушенных прав,
безупречность и эффективность деятельности судов и органов, исполняющих
судебные решения; строгое соблюдение государственными и муниципальными
служащими норм закона и профессиональной этики;
5) понятность,
доступность и эффективность законодательства, его адекватность реальной
экономической и общественно-политической ситуации в стране, реализация в
законодательстве принципов справедливости и равноправия, обеспечения
соответствия норм права интересам и потребностям различных социальных групп;
6) систематический
и качественный контроль за состоянием законодательства
Российской Федерации в целях его оптимизации, выявления пробелов и
противоречий, своевременной его инкорпорации и кодификации, а также контроль за
правоприменением, выявление и анализ проблемных ситуаций, связанных с
неправильным пониманием и применением закона;
7) эффективная,
профессиональная и законная деятельность правоохранительных и иных
уполномоченных органов по выявлению и пресечению преступлений и других
нарушений закона, обеспечение неотвратимости соразмерного и справедливого
наказания за нарушение закона;
8) обеспечение
правопорядка в жизненно важных для большинства граждан сферах жизни, соблюдение
нормативных требований организациями, осуществляющими реализацию товаров и
оказывающими услуги населению;
9) доступность для
граждан квалифицированной юридической помощи; неукоснительное соблюдение
адвокатами и нотариусами, иными частнопрактикующими юристами в их
профессиональной деятельности норм закона и профессиональной этики;
10) деятельность
лиц творческих профессий и их объединений, средств массовой информации,
организаторов эфирного и кабельного вещания, издательских организаций,
производителей рекламной продукции, направленная на создание и распространение
произведений, активно продвигающих в общественное сознание модель
законопослушного поведения в качестве общественно одобряемого образца;
ограничение распространения произведений, прямо или косвенно пропагандирующих
непочтительное отношение к закону, суду и государству, правам человека и
гражданина, поэтизирующих и пропагандирующих криминальное поведение.
III.
Принципы государственной политики
13. Государственная
политика формируется и реализуется на основе соблюдения следующих принципов:
1) законность;
2) демократизм;
3) гуманизм;
4) взаимосвязь с
патриотическим, трудовым, экологическим и другими видами воспитания на общей
нравственной основе;
5) обеспечение
взаимодействия государства с институтами гражданского общества и конфессиями;
6) соответствие
закономерностям развития правового государства и гражданского общества;
7) возможность
финансового обеспечения реализации задач государственной политики
за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации
в сочетании с финансовой поддержкой на основе государственно-частного
партнерства.
IV. Цели и
основные направления государственной политики
14. Целями государственной
политики являются:
1) формирование в
обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма;
2) повышение уровня
правовой культуры граждан, включая уровень осведомленности и юридической
грамотности;
3) создание системы
стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения;
4) внедрение в
общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения
правовых норм.
15. Государственная
политика осуществляется по следующим основным направлениям:
1) правовое
просвещение и правовое информирование граждан;
2) развитие
правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных
учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс
учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих
получение знаний в области права;
3)
совершенствование системы юридического образования и подготовки
квалифицированных юристов и педагогических кадров в области права;
4) преобразования в
сферах культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельности,
направленные на формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания
граждан;
5)
совершенствование деятельности государственных и муниципальных органов,
правоохранительных органов, направленной на обеспечение законности и
правопорядка и повышение правосознания служащих государственных и муниципальных
органов;
6)
совершенствование деятельности в области оказания квалифицированной юридической
помощи, в том числе создание эффективной системы бесплатной юридической помощи.
V. Меры
государственной политики в области совершенствования законодательства
Российской Федерации и правоприменения
16. Мерами
государственной политики в области совершенствования законодательства
Российской Федерации и правоприменения являются:
1)
совершенствование правового механизма реализации гражданами прав, свобод и
исполнения ими обязанностей, а также эффективной защиты прав и законных
интересов граждан;
2) создание
нормативно-правовой базы, необходимой для реализации основных направлений
государственной политики; совершенствование процесса нормотворчества, повышение
качества нормативных правовых актов;
3) организация
системного мониторинга законодательства Российской Федерации и правоприменения
в целях выявления недостатков, пробелов и противоречий в законодательстве;
4) обеспечение
доступности правовой информации, развитие системы правового просвещения и
информирования граждан, включая развитие информационно-правовых ресурсов и
обеспечение эффективного функционирования соответствующих
информационно-справочных систем;
5) обеспечение
доступности всем слоям населения юридических услуг, в том числе оказываемых
адвокатами и нотариусами;
6) поэтапное
введение практики оказания адвокатами и нотариусами юридической помощи и
содействия гражданам при получении ими государственных и муниципальных услуг, а
также их участие в правовом просвещении граждан и развитии правосознания
населения;
7) развитие
негосударственных форм правового просвещения и оказания юридической помощи
населению, государственная поддержка этого процесса.
VI. Меры
государственной политики по повышению правовой культуры лиц, замещающих
государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных
служащих, сотрудников правоохранительных органов
17. Мерами
государственной политики по обеспечению необходимого уровня юридических знаний,
повышению правовой культуры и вовлечению в правовое просвещение населения лиц,
замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и
муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных органов являются:
1) содействие
приобретению и совершенствованию знаний в области права в рамках получения
второго высшего профессионального образования, обучения по программам
профессиональной переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих
государственные и муниципальные должности;
2)
совершенствование систем подготовки и переподготовки государственных и
муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных органов, повышение их
квалификации и дополнительное обучение, направленное на совершенствование
правовой культуры;
3) устранение
факторов, способствующих проявлению безответственности и правового нигилизма в
деятельности государственных и муниципальных служащих, совершенствование систем
профилактики нарушений закона и служебной этики в правоохранительной
деятельности; внедрение комплекса мер морального и материального поощрения
образцового исполнения служебного долга;
4)
совершенствование исполнения судебных решений, повышение прозрачности
исполнительных производств, внедрение практики электронных торгов по реализации
арестованного имущества и оптимизация системы его оценки, обеспечение
законности и прозрачности деятельности частных лиц и организаций, содействующих
кредиторам в исполнении судебных взысканий;
5) разработка и
реализация программ участия государственных и муниципальных служащих,
замещающих должности, связанные с применением знаний в области юриспруденции, в
лекционной и консультационной работе по пропаганде правовых знаний и
законопослушания в сферах деятельности соответствующих государственных и
муниципальных органов; апробация новых форм участия сотрудников
правоохранительных органов в пропаганде правовых знаний и законопослушания,
профилактике правонарушений и преступности на основе распространения
положительного опыта работы правоохранительных органов в этой сфере;
6)
разработка и совершенствование способов информирования населения о деятельности
государственных и муниципальных органов, о видах и формах оказания населению
юридических услуг; проведение устных и письменных юридических консультаций для
граждан по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов; обеспечение
доступности для граждан информации о деятельности правоохранительных органов, в
том числе путем размещения этой информации на официальных интернет-сайтах;
7) расширение
взаимодействия правоохранительных органов с общественностью, со средствами
массовой информации, организациями эфирного и кабельного вещания,
представителями творческих профессий в целях демонстрации позитивных примеров
осуществления правоохранительной деятельности и депопуляризации криминальной
культуры и противозаконных форм социального поведения.
VII. Меры
государственной политики в области образования и воспитания подрастающего
поколения, юридического образования и подготовки юридических кадров
18. Мерами
государственной политики в области образования и воспитания подрастающего
поколения, юридического образования и подготовки юридических кадров являются:
1)
включение в примерную основную общеобразовательную программу дошкольного
образования, примерную основную образовательную программу начального общего
образования задач приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и
правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (внимательность к людям,
готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается,
уважение к окружающим), а также развитие ценностно-смысловой сферы личности;
2) развитие
практики обучения основам права в образовательных учреждениях различного типа и
вида, поддержка различных вариантов региональных моделей правового образования,
разработка учебных курсов, включающих правовую тематику, соответствующих
образовательных программ, учебных и методических пособий;
3) применение
специальных программ правового образования и воспитания детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации, трудных подростков и несовершеннолетних
правонарушителей;
4) распространение
программ дополнительного правового образования для взрослых;
5) повышение уровня
юридической грамотности педагогов; подготовка преподавателей учебного предмета
"Право", а также совершенствование профессиональной и методической
подготовки преподавателей правовых дисциплин; проведение
научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ в целях
научно-методического обеспечения правового образования;
6)
совершенствование уровня подготовки профессиональных кадров юридического
профиля для замещения ими соответствующих должностей;
7) формирование
прогноза потребностей экономики на федеральном и региональном уровне в
специалистах с высшим юридическим образованием, включая разработку перечня
направлений (специализаций) юридической подготовки, ориентированных на области
практической деятельности юриста;
8) распространение
положительного опыта образовательных учреждений высшего профессионального
образования, осуществляющих подготовку юридических кадров, по созданию и
функционированию юридических клиник как формы оказания учащимися бесплатной
квалифицированной юридической помощи населению.
VIII. Меры
государственной политики в сферах культуры, массовой информации, эфирного и
кабельного вещания, рекламной и издательской деятельности
19. Мерами
государственной политики в сферах культуры, массовой информации, эфирного и
кабельного вещания, рекламной и издательской деятельности являются:
1)
распространение в электронных и печатных средствах массовой информации, в
эфирном и кабельном вещании теле- и радиоканалов, созданных с государственным
участием, в сегменте социальной рекламы, в сети Интернет информационной
продукции, содержащей правовую информацию, а также способствующей развитию
правовой грамотности и правосознания граждан и пропагандирующей
законопослушание, добросовестность в осуществлении прав и выполнении
обязанностей, уважительное и бережное отношение к правам и охраняемым законом интересам, в том числе в формате постоянных рубрик и
тематических передач, специализированных периодических и разовых изданий;
2) создание и
распространение творческих проектов, доступных для непрофессионального
восприятия, информационных материалов, предоставляющих базовые юридические
знания и формирующих правовую культуру и правосознание граждан, а также
разработка и реализация системы мер государственного стимулирования таких
проектов и материалов;
3) введение
механизма публичной оценки и рекомендаций в случае предполагаемого распространения
произведений и информационных материалов, рекламной продукции, открыто
пропагандирующих межнациональную и религиозную рознь, грубое нарушение норм
общественной морали, неуважение к закону и суду;
4) постоянное
пополнение за счет целевого финансирования в общедоступных библиотечных фондах
популярной юридической литературы.
IX. Меры
государственной политики по поддержке институтов гражданского общества
20. Мерами государственной политики по поддержке институтов
гражданского общества являются выделение грантов и использование государством
иных мер материального содействия, а также нематериального поощрения
негосударственных организаций, создающих и развивающих негосударственные формы
правового просвещения и повышения правовой грамотности и правосознания граждан,
информирования и юридической помощи за счет собственных средств на условиях
социального партнерства, а также содействующих реализации государственной
политики в вопросах повышения правовой культуры и формирования
правосознания граждан.
X. Меры
государственной политики организационного и методического характера
21. Мерами
государственной политики организационного и методического характера являются:
1) обеспечение
координации деятельности и взаимодействия федеральных государственных органов,
государственных органов субъектов Российской Федерации, муниципальных органов,
а также институтов гражданского общества и конфессий при реализации настоящих
Основ;
2) определение
задач и полномочий государственных и муниципальных органов, а также стандартов
качества оказываемых ими услуг, механизма контроля в данной сфере;
3) разработка и
осуществление программ государственных и муниципальных органов по реализации
государственной политики;
4) научное и
методическое обеспечение реализации государственной политики с использованием
разработок в области психологии, педагогики, социологии, теории массовых
коммуникаций, криминологии и других наук;
5) выработка форм
взаимодействия участников реализации государственной политики с конфессиями;
6) создание системы
моральных и материальных стимулов и поощрений активного участия в осуществлении
государственной политики.
22. Федеральные
государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской
Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции
участвуют в осуществлении мероприятий, проводимых при реализации
государственной политики, используя средства федерального бюджета, бюджетов
субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
23. Для
финансирования разработки информационных, методических материалов и
осуществления иных мероприятий в сфере развития правовой грамотности и
правосознания граждан могут использоваться гранты. В целях реализации
государственной политики поощряется использование средств юридических и
физических лиц на основе государственно-частного партнерства.