Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 ноября 2011 г. N 22211

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 13 сентября 2011 г. N 2284

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 035200 ИЗЯЩНЫЕ ИСКУССТВА

(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

 

В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350; 2011, N 14, ст. 1935; N 28, ст. 4214), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 035200 Изящные искусства (квалификация (степень) "бакалавр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

 

Министр

А.А.ФУРСЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

 

Утвержден

Приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 13 сентября 2011 г. N 2284

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 035200 ИЗЯЩНЫЕ ИСКУССТВА

(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 031700 Изящные искусства образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО      - высшее профессиональное образование;

ООП      - основная образовательная программа;

ОК       - общекультурные компетенции;

ПК       - профессиональные компетенции;

СМИ      - средства массовой информации;

УЦ ООП   - учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО - федеральный  государственный  образовательный  стандарт  высшего

           профессионального образования.

 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

 

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах) <*> для очной формы обучения и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

--------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

 

Таблица 1

 

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация

(степень) выпускников

 

Наименование
    ООП    

   Квалификация (степень)  

Нормативный срок
освоения ООП (для
   очной формы  
   обучения),   
включая каникулы,
 предоставляемые
после прохождения
    итоговой    
 государственной
   аттестации    

Трудоемкость
 (в зачетных
  единицах) 

     код в    
соответствии с
   принятой   
классификацией
      ООП     

наименование

    ООП    
бакалавриата

      62      

  бакалавр 

     4 года     

   240 <*>

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость ООП по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

 

Сроки освоения ООП бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

 

4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 035200 Изящные искусства включает деятельность в области искусства, культуры и гуманитарного знания: работу в музеях, художественных галереях и фондах; в академических институтах и других научно-исследовательских институтах (НИИ); в организациях государственного управления и местного самоуправления, а также в других учреждениях; в органах охраны культурного наследия; в экспертно-аналитических центрах; в общественных и государственных организациях информационно-аналитического профиля; в СМИ (включая электронные); образовательных учреждениях Российской Федерации.

4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 035200 Изящные искусства являются:

историко-художественные процессы в их художественном, культурном, социокультурном, формально-стилевом, семиотическом измерениях и их отражение в произведениях неприкладных и прикладных видов искусства, теории и методологии искусства, эстетических концепциях;

собрания и коллекции произведений искусства;

способы презентации произведений искусства.

4.3. Бакалавр по направлению подготовки 035200 Изящные искусства готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

научно-исследовательская;

педагогическая;

экспертно-аналитическая;

культурно-просветительская;

организационно-управленческая.

Основные виды профессиональной деятельности выпускника связаны с работой в качестве научного работника, сотрудника музеев, художественных фондов, галерей; преподавателя в системе среднего общего и среднего специального образования; эксперта и аналитика; работника СМИ (включая электронные); государственного или муниципального служащего федеральных, региональных, муниципальных и иных органов в сфере культуры, искусства и охраны культурного наследия.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым, в основном, готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками вуза и объединениями работодателей.

4.4. Бакалавр по направлению подготовки 035200 Изящные искусства должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профильной направленностью:

в научно-исследовательской деятельности:

научные исследования в области искусствознания, базирующиеся на применении полученных теоретических и практических знаний;

сбор научной информации в музеях, галереях и художественных фондах, архивах, библиотеках, в библиотечных и электронных каталогах, в сетевых ресурсах;

анализ и интерпретация произведений искусства, опирающиеся на научные концепции;

подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований;

участие в работе семинаров, конференций и симпозиумов и подготовка публикаций по результатам проводимых научно-исследовательских работ;

в педагогической деятельности:

использование полученных знаний в преподавании курса мировой художественной культуры и всеобщей истории искусства в образовательных учреждениях Российской Федерации;

реализация в преподавании мировой художественной культуры и всеобщей истории искусства следующих основных задач: воспитание уважения к историко-культурным традициям нашей страны, заботы о сохранении отечественного и мирового художественного наследия; усвоение знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях всемирной истории культуры, отечественной и всеобщей истории искусства в их взаимосвязи и хронологической последовательности; овладение элементарными методами историко-культурного, художественного и искусствоведческого познания, умением работать с различными источниками по истории искусства и памятниками мировой художественной культуры;

в культурно-просветительской деятельности:

информационное и проектное обеспечение историко-культурных, искусствоведческих и художественных аспектов деятельности организаций и учреждений культуры;

в экспертно-аналитической деятельности:

подготовка и обработка информации для обеспечения информационно-аналитической, практической деятельности аналитических и экспертных центров, общественных и государственных организаций и СМИ;

в организационно-управленческой деятельности:

работа в государственных органах федерального, регионального, муниципального уровня в сфере культуры, искусства, охраны культурного наследия;

подготовка и обработка аналитической информации для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления;

работа с базами данных и информационными системами в сфере культуры и искусства.

 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью и готовностью к гражданской активности, заинтересованностью и сопричастностью к происходящим в обществе и государстве социально-экономическим, политическим и культурно-нравственным процессам; проявлению расовой, национальной и религиозной толерантности; оценке научных данных и других результатов деятельности искусствоведа с позиций общего и профессионального мировоззрения (ОК-1);

способностью и готовностью к социальному и профессиональному взаимодействию на основе ценностно-нравственных и этических норм (ОК-2);

способностью и готовностью к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-3);

способностью и готовностью к принятию ценностей здорового образа жизни, необходимого для профессионального и личностного благополучия (ОК-4);

способностью и готовностью к использованию организационно-правовых основ профессиональной деятельности и информатизации (ОК-5);

способностью и готовностью к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации художественно-эстетической деятельности человека (ОК-6);

способностью и готовностью к самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ОК-7);

способностью и готовностью к пропаганде художественных, искусствоведческих знаний среди населения с целью повышения уровня художественной культуры общества (ОК-8);

способностью и готовностью к культуре мышления, обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умению логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-9).

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

способностью и готовностью к пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-1);

способностью и готовностью к участию в проведении художественно-эстетических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях искусствознания (ПК-2);

способностью и готовностью к применению стандартизованных искусствоведческих технологий, позволяющих осуществлять решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ПК-3);

способностью и готовностью к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области искусствознания (ПК-4);

способностью и готовностью к профессионально профилированному обращению к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе (ПК-5);

способностью и готовностью к выявлению специфики творческого функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, его принадлежности к этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-6);

способностью и готовностью к диагностике и характеристике творческих процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе типовых методов (ПК-7);

способностью и готовностью к оценке предшествующих и наличных характеристик уровня развития и функционирования познавательно и мотивационно-волевой сферы, творческих способностей личности (ПК-8);

способностью и готовностью к ассистированию деятельности магистра или специалиста-искусствоведа при осуществлении изысканий в сфере интегративного искусствознания и исследований (ПК-9).

 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

6.1. ООП бакалавриата предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

гуманитарный, социальный и экономический цикл;

математический и естественнонаучный цикл;

профессиональный цикл;

и разделов:

физическая культура;

учебная и производственная практики;

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.

6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".

Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

 

Таблица 2

 

Структура ООП бакалавриата

 

┌───┬─────────────────────────┬────────────┬─────────────────┬────────────┐

│Код│     Учебные циклы и     │Трудоемкость│    Перечень         Коды   

│УЦ │проектируемые результаты │ (зачетные    дисциплин для  │формируемых │

│ООП│       их освоения       │единицы) <*>│   разработки    │компетенций │

                                            примерных               

                                            программ,               

                                           учебников и              

                                        │ учебных пособий │           

├───┼─────────────────────────┼────────────┼─────────────────┼────────────┤

│Б.1│Гуманитарный, социальный │    40,9                                

   │и экономический цикл                                             

   ├─────────────────────────┼────────────┼─────────────────┼────────────┤

   │Базовая часть                31,6                     │ОК-1       

   │В результате изучения        4,8     │Философия        │ОК-2       

   │базовой части цикла                                   │ОК-3       

   обучающийся должен:          9,5     │История          │ОК-6       

   │знать: основные                                       │ОК-7       

   │категории, понятия,          1,8     │Культурология    │ОК-8       

   │законы, направления                                   │ОК-9        

   │развития философии,           3      │Русский язык и   │ПК-1       

   │способствующие                       │культура речи    │ПК-2       

   │формированию и развитию                               │ПК-3       

   │личности и общества,         12,5    │Иностранный язык │ПК-4       

   │обеспечивающие                                        │ПК-8       

   │формирование                                                     

   │мировоззрения и                                                  

   │понимания современной                                            

   │картины мира;                                                    

   │основные закономерности                                          

   │и этапы исторического                                            

   │развития общества, роль                                          

   │России в мировой истории;│                                        

   │направления, циклы,                                             

   │законы и закономерности                                          

   │развития культуры в                                              

   │историческом процессе;                                           

   │нормы современного                                               

   │русского языка в                                                 

   │совокупности его                                                 

   │функциональных и                                                 

   │стилистических                                                   

   │разновидностей;                                                  

   │нормы произношения                                               

   │соответствующего                                                 

   │иностранного языка,                                              

   │грамматический,                                                   

   │лексический,                                                     

   │фразеологический,                                                

   │словообразовательный и                                           

   │синтаксический минимум в                                        

   │объеме, необходимом для                                          

   │работы со специальной                                            

   │литературой, для                                                 

   │повседневно-бытового                                             

   │устного и письменного                                            

   │профессионального                                                

   │общения на иностранном                                           

   языке;                                                           

   │уметь: использовать                                              

   │понятийный и                                                     

   │категориальный аппарат                                           

   │философии и                                                      

   │культурологии для                                                

   │проведения                                                       

   │исследовательской работы │                                        

   │в сфере профессиональной │                                        

   │деятельности;                                                    

   │анализировать и                                                  

   │критически оценивать                                             

   │философские,                                                     

   │исторические и                                                   

   │культурологические                                               

   │концепции при                                                     

   │осуществлении своей                                              

   │профессиональной                                                 

   │деятельности;                                                    

   │грамотно строить устную                                          

   │и письменную речь в                                              

   │разных коммуникативных                                           

   регистрах на русском и                                           

   иностранном языках в                                             

   условиях                                                         

   │профессионального                                                 

   │общения;                                                         

   │владеть: навыками                                                

   │философского,                                                    

   │исторического и                                                  

   │культурологического                                              

   │анализа явлений                                                  

   │искусства при реализации │                                        

   │своей профессиональной                                           

   │деятельности;                                                    

   │нормами современного                                             

   │русского языка,                                                  

   │коммуникативной                                                  

   │компетенцией в условиях                                          

   │профессионального                                               

   │общения на русском и                                             

   иностранном языках.                                              

   ├─────────────────────────┼────────────┼─────────────────┼────────────┤

   │Вариативная часть            9,3                                 

   │(знания, умения, навыки                                          

   │определяются ООП вуза)                                           

├───┼─────────────────────────┼────────────┼─────────────────┼────────────┤

│Б.2│Математический и             9,8                                 

   │естественнонаучный цикл                                          

   ├─────────────────────────┼────────────┼─────────────────┼────────────┤

   │Базовая часть                5,8                                 

   │В результате изучения        3,8     │Математика и     │ОК-8       

   │базовой части цикла                  │информационные   │ПК-3       

   обучающийся должен:                  │технологии       │ПК-9       

   │знать: основные                      │в искусстве      │ПК-5       

   │математические,                                       │ПК-6       

   │статистические и              2      │Современные      │ПК-7       

   │информационные методы                │концепции                   

   │обработки данных,                    │Естествознания              

   │поставленных и (или)                                             

   полученных при решении                                           

   │профессиональных задач;                                          

   │достижения естественных                                           

   │наук в современном                                               

   освещении структуры                                              

   │мира, эволюционных                                               

   │процессов в биосфере и                                           

   обществе;                                                        

   │уметь: использовать                                              

   │основные биологические                                           

   │параметры                                                        

   │жизнедеятельности                                                

   │человека при выявлении                                            

   │специфики художественного                                        

   │творчества;                                                      

   │получать, обрабатывать и │                                        

   │интерпретировать данные                                          

   │и (или) задачи в области │                                        

   │профессиональных                                                 

   │исследований с помощью                                           

   │математико-                                                      

   │статистического                                                  

   │аппарата;                                                        

   │владеть: навыками                                                

   │использования в                                                  

   │профессиональной                                                 

   │деятельности базовых                                            

   │знаний в области                                                 

   │математики,                                                      

   │естествознания,                                                  

   │информатики и                                                    

   │современных                                                      

   │информационных                                                   

   │технологий,                                                      

   │использования ресурсов                                           

   │сети Интернет.                                                   

   ├─────────────────────────┼────────────┼─────────────────┼────────────┤

   │Вариативная часть             4                                  

   │(знания, умения, навыки                                          

   │определяются ООП вуза)                                            

├───┼─────────────────────────┼────────────┼─────────────────┼────────────┤

│Б.3│Профессиональный цикл       168,3                                

   ├─────────────────────────┼────────────┼─────────────────┼────────────┤

   │Базовая часть                86,8                     │ОК-1       

   │В результате изучения        45,5    Интегративное    │ОК-7       

   │базовой части цикла                  │искусствознание  │ОК-8       

   │обучающийся должен:                                   │ПК-1       

   │знать: состав цикла          11,6    │Неприкладные     │ПК-2       

   │изящных искусств, их                 │искусства        │ПК-4       

   │характеристики и                                      │ПК-9       

   │функциональные               11,2    │Прикладные                  

   │особенности, а также                 │искусства                   

   │категории и                                                      

   │закономерности их             3      │Словесные                   

   │функционирования,                    │искусства                   

   │приемы, принципы и                                               

   │методы их изучения и          4      │Основы семиотики │           

   │описания с позиций                   │искусства                   

   │современных подходов,                                            

   существующих в               1,8     │Социология                   

   отечественной и                      │искусства                   

   │зарубежной науке об                                              

   искусстве;                   7,7     │Общая теория                

   │основные подходы к                   │искусства                   

   │освещению феномена                                               

   │искусства в семиотике,        2      │Безопасность                

   │социологии и общей                   │жизнедеятельности│           

   │теории искусства;                                                

   │принципы и процессы                                              

   │функционирования изящных                                        

   │искусств;                                                        

   │последовательность                                               

   │жанрового и                                                      

   │стилистического развития │                                        

   │изящных искусств, а                                              

   │также закономерности их                                          

   │типологического развития;│                                        

   │основные техники и                                               

   │материалы каждого вида                                           

   │искусства, строение их                                           

   │произведений;                                                    

   │уметь: анализировать                                             

   │произведения изящных                                             

   │искусств, теории их                                              

   │возникновения и развития;│                                        

   │выбирать на основе                                               

   │полученных знаний                                                 

   │магистерские                                                     

   │образовательные                                                  

   │программы.                                                       

├───┼─────────────────────────┼────────────┼─────────────────┼────────────┤

   │Вариативная часть            81,5                                

   │(знания, умения, навыки                                          

   │определяются ООП вуза)                                           

├───┼─────────────────────────┼────────────┼─────────────────┼────────────┤

│Б.4│Физическая культура            2                      │ОК-4       

├───┼─────────────────────────┼────────────┼─────────────────┼────────────┤

│Б.5│Учебная и                      9                      │ОК-5       

   производственная практики│                             │ОК-9       

   │(практические умения и                                │ПК-1       

   │навыки определяются ООП                               │ПК-2       

   │вуза)                                                 │ПК-3       

                                                         │ПК-9       

├───┼─────────────────────────┼────────────┼─────────────────┼────────────┤

│Б.6│Итоговая государственная │     10                      │ОК-1       

   │аттестация                                            │ОК-9       

                                                         │ПК-1       

                                                         │ПК-2       

                                                         │ПК-3       

                                                         │ПК-4       

                                                         │ПК-7       

├───┼─────────────────────────┼────────────┼─────────────────┼────────────┤

   │Общая трудоемкость           240                                 

   │основной образовательной │                                        

   │программы                                                        

└───┴─────────────────────────┴────────────┴─────────────────┴────────────┘

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

 

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, который включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Профиль ООП бакалавриата определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной ООП ВПО.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.

7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.

Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").

7.5. ООП бакалавриата должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.

7.6. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.

7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.

7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).

7.9. Общий объем каникул в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

В соответствии со статьей 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" <*> каникулярные отпуска предоставляются военнослужащим, обучающимся в военно-учебных заведениях по очной форме обучения (кроме школ техников), во время перерывов в учебных занятиях на следующие сроки:

--------------------------------

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534.

 

а) зимний каникулярный отпуск - 15 суток;

б) летний каникулярный отпуск - 30 суток.

Летний каникулярный отпуск является основным, а зимний - дополнительным.

Время, необходимое для проезда к месту использования каникулярных отпусков и обратно, не предоставляется. Право на бесплатный проезд к месту использования основного каникулярного отпуска и обратно (в год окончания учебы - к месту военной службы) предоставляется ежегодно.

7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.

7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.

7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и (или) практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области философии, истории, культурологии, русского языка и культуры речи, иностранного языка, математики и информационных технологий в искусстве, современных концепций, естествознания, интегративного искусствознания, неприкладного искусства, прикладного искусства, словесного искусства, основ семиотики искусства, социологии искусства, общей теории искусства, безопасности жизнедеятельности, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.

7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);

при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;

обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

7.15. Раздел ООП бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

При реализации ООП бакалавриата по данному направлению подготовки предусматриваются учебная и производственная практики, которые могут включать следующие виды практик: учебно-ознакомительную, в том числе музейную (по профилям подготовки бакалавров), архивно-библиотечную, профессионально-производственную.

Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики проводятся в сторонних организациях (музеях, галереях, НИИ, фирмах) или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося.

При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:

изучать специальную литературу и другую научную информацию, достижения отечественной и зарубежной науки в области изящных искусств;

участвовать в проведении научных исследований или выполнении отдельных заданий в рамках исследовательских проектов (например, осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации);

разработать презентацию, провести публичную защиту выполненной работы.

Следует также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессиональных навыков и социальных качеств обучающегося.

7.16. Реализация ООП бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной, и (или) научно-методической, и (или) творческой деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень, и (или) ученое звание, и (или) почетное звание (Заслуженный артист Российской Федерации, Народный артист Российской Федерации, Народный художник Российской Федерации) в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ООП, должна быть не менее 50 процентов, и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее шести процентов преподавателей.

Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и (или) ученую степень, и (или) почетное звание (Заслуженный артист Российской Федерации, Народный артист Российской Федерации, Народный художник Российской Федерации), соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени, или ученые звания, или почетные звания. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее трех процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.

До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, и (или) почетное звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.

7.17. ООП бакалавриата должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) ООП. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.

Реализация ООП должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ООП. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП по направлению подготовки утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.

В соответствии с пунктом 2 статьи 41 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" <*> финансовое обеспечение образовательной деятельности федеральных государственных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственными бюджетными и автономными образовательными учреждениями осуществляются на основе федеральных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, образовательной деятельности государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.

--------------------------------

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 17, ст. 1932, N 44, ст. 5280; 2010, N 19, ст. 2291, N 50, ст. 6595.

 

7.19. Высшее учебное заведение, реализующее ООП бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации бакалаврской программы перечень материально-технического обеспечения включает в себя: лаборатории и компьютерные классы, оснащенные современным оборудованием, позволяющие осуществлять образовательные задачи, перечисленные в структуре ООП бакалавра изящных искусств; специализированные аудитории для проведения занятий по иностранному языку; студия (кабинет) для практических занятий по техникам изобразительного искусства.

При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Число компьютеризованных рабочих мест с доступом к сети Интернет должно быть не менее 10 процентов от числа обучающихся по соответствующей программе бакалавриата (без учета возможностей доступа к глобальным сетям посредством беспроводной связи).

Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

 

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

обеспечения компетентности преподавательского состава;

регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

8.2. Оценка качества освоения ООП должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы), которая может быть как исследовательской работой, представленной на бумажных или электронных носителях, так и в виде законченного произведения искусства по профилям подготовки бакалавра (живописное или скульптурное произведение, концертная программа из произведений русских и зарубежных композиторов, драматический или хореографический спектакль, музыкальное(ые) произведения собственного сочинения). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы), а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024