Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 декабря
2011 г. N 22540
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 22 сентября 2011 г. N 2357
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕННЫЙ
ПРИКАЗОМ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 6 ОКТЯБРЯ 2009 Г. N 373
В соответствии с
пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской
Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от
15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N
21, ст. 2603; N 26, ст. 3350; 2011, N 14, ст. 1935; N 28, ст. 4214; Российская газета, 2011, N 201), пунктом 7 Правил разработки и
утверждения федеральных государственных образовательных стандартов,
утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля
2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст.
1110), приказываю:
Утвердить
прилагаемые изменения, которые вносятся в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N
373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009
г., регистрационный N 15785), с изменениями, внесенными Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N 1241 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской
Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный N 19707).
Министр
А.А.ФУРСЕНКО
Приложение
Утверждены
Приказом
Министерства образования
и науки Российской
Федерации
от 22 сентября 2011
г. N 2357
ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ,
УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 6 ОКТЯБРЯ 2009 Г. N 373
1. Пункт 16
изложить в следующей редакции:
"16. Основная
образовательная программа начального общего образования реализуется
образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности
в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Основная образовательная
программа начального общего образования должна содержать три раздела: целевой,
содержательный и организационный.
Целевой раздел
определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации
основной образовательной программы начального общего образования, а также
способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел
включает:
пояснительную
записку;
планируемые
результаты освоения обучающимися основной
образовательной программы начального общего образования;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования.
Содержательный
раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает
следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и
метапредметных результатов:
программу
формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального
общего образования;
программы отдельных
учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;
программу
духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся
на ступени начального общего образования;
программу
формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
программу
коррекционной работы.
Организационный
раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также
механизмы реализации основной образовательной программы.
Организационный
раздел включает:
учебный план
начального общего образования;
план внеурочной
деятельности;
систему условий
реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями
Стандарта.
Учебный план
начального общего образования и план внеурочной деятельности являются основными
организационными механизмами реализации основной образовательной программы
начального общего образования.
Основная
образовательная программа начального общего образования в имеющем
государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на
основе примерной основной образовательной программы начального общего
образования.".
2. Пункт 19.1
дополнить подпунктом 4 следующего содержания:
"4) общие
подходы к организации внеурочной деятельности.".
3. В пункте 19.3 слова
"более 3210 часов" заменить словами "более 3345 часов".
4. Пункт 19.7
изложить в следующей редакции:
"19.7.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни должна обеспечивать:
формирование
представлений об основах экологической культуры на примере экологически
сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей
среды;
пробуждение в детях
желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к
собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и
организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
формирование
познавательного интереса и бережного отношения к природе;
формирование
установок на использование здорового питания;
использование
оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных,
психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической
культурой и спортом;
соблюдение
здоровьесозидающих режимов дня;
формирование
негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная
активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества,
инфекционные заболевания);
становление умений
противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических
и сильнодействующих веществ;
формирование
потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам,
связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие
готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования
навыков личной гигиены;
формирование основ
здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную
работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и
приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;
формирование умений
безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в
экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Программа
формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
должна содержать:
1) цель, задачи и
результаты деятельности, обеспечивающей формирование основ экологической
культуры, сохранение и укрепление физического, психологического и социального
здоровья обучающихся на ступени начального общего образования, описание
ценностных ориентиров, лежащих в ее основе;
2) направления
деятельности по здоровьесбережению, обеспечению безопасности и формированию
экологической культуры обучающихся, отражающие специфику образовательного
учреждения, запросы участников образовательного процесса;
3) модели организации
работы, виды деятельности и формы занятий с обучающимися
по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного уклада
школьной жизни, поведения; физкультурно-спортивной и оздоровительной работе,
профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактике
детского дорожно-транспортного травматизма;
4) критерии,
показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в части
формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся;
5) методику и
инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по формированию
экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
обучающихся.".
5. Дополнить
пунктами 19.10 и 19.11 следующего содержания:
"19.10. План
внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной
образовательной программы начального общего образования.
План внеурочной
деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей
обучающихся через организацию внеурочной деятельности. Внеурочная
деятельность организуется по направлениям развития личности
(спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы, как
экскурсии, кружки, секции, "круглые столы", конференции, диспуты,
школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные
исследования, общественно полезные практики, на добровольной основе в
соответствии с выбором участников образовательного процесса.
План
внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и
структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для
обучающихся на ступени начального общего образования (до 1350 часов за четыре
года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательного
учреждения.
Образовательное
учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной
деятельности.
19.11. Система
условий реализации основной образовательной программы начального общего
образования в соответствии с требованиями Стандарта (далее - система условий)
разрабатывается на основе соответствующих требований Стандарта и обеспечивает
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования.
Система условий
должна учитывать особенности образовательного учреждения, а также его
взаимодействие с социальными партнерами (как внутри системы образования, так и
в рамках межведомственного взаимодействия).
Система условий
должна содержать:
описание имеющихся
условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых,
материально-технических, а также учебно-методического и информационного
обеспечения;
обоснование
необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами
основной образовательной программы начального общего образования
образовательного учреждения;
механизмы
достижения целевых ориентиров в системе условий;
сетевой график
(дорожную карту) по формированию необходимой системы условий;
контроль за
состоянием системы условий.".
6. Дополнить пунктом
28 следующего содержания:
"28.
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы
начального общего образования должны обеспечивать:
преемственность
содержания и форм организации образовательного процесса, обеспечивающих
реализацию основных образовательных программ дошкольного образования и
начального общего образования;
учет специфики
возрастного психофизического развития обучающихся;
формирование и
развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и
административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся;
вариативность
направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного
процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;
формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и
индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся,
выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями
здоровья; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде
сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);
диверсификацию
уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой,
уровень класса, уровень учреждения);
вариативность форм
психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса
(профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая
работа, просвещение, экспертиза).".