Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 ноября 2011 г. N 22404

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 25 октября 2011 г. N 2519

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 070800 ДРАМАТУРГИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ

(СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

 

В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350; 2011, N 14, ст. 1935; N 28, ст. 4214; N 37, ст. 5257), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 070800 Драматургия (квалификация (степень) "бакалавр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

 

Министр

А.А.ФУРСЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

 

Утвержден

Приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 25 октября 2011 г. N 2519

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 070800 ДРАМАТУРГИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ

(СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 070800 Драматургия образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным органом исполнительной власти.

 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО       - высшее профессиональное образование;

ООП       - основная образовательная программа;

ОК        - общекультурные компетенции;

ПК        - профессиональные компетенции;

УЦ ООП    - учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО  - федеральный государственный  образовательный  стандарт  высшего

            профессионального образования.

 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

 

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

--------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

 

Таблица 1

 

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация

(степень) выпускников

 

Наименование
    ООП    

   Квалификация (степень)  

Нормативный срок
освоения ООП (для
   очной формы  
   обучения),   
включая каникулы,
 предоставляемые
после прохождения
 государственной
   (итоговой)   
   аттестации   

Трудоемкость
 (в зачетных
  единицах) 

     код в    
соответствии с
   принятой   
классификацией
      ООП     

наименование

ООП        
бакалавриата

      62      

  бакалавр 

     4 года     

   240 <*>

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость ООП по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

 

Сроки освоения ООП бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

 

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

 

4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает:

театральные, творческие концертные предприятия;

производящие киностудии, студии анимационного фильма, студии неигрового фильма;

производящие студии телевизионных фильмов и программ;

средства массовой информации (радио и телевизионные художественные программы, профильные издательства, службы по связям с общественностью продюсерских компаний);

антрепризы, продюсерские компании.

4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

зрители как потребители художественно-творческой продукции телевидения, кинематографа и театрального искусства;

продюсеры, редакторы, руководители продюсерских и производящих компаний в сфере телевидения, кинематографа и театрального искусства;

исполнители, авторы произведений телевидения, кинематографа и театрального искусства;

творческо-производственный и организационно-управленческий процесс в сфере телевидения, кинематографа и театрального искусства.

4.3. Бакалавр по направлению подготовки 070800 Драматургия готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

творческо-производственная;

художественно-критическая;

организационно-управленческая.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

4.4. Бакалавр по направлению подготовки 070800 Драматургия должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

в области творческо-производственной деятельности:

создавать и публиковать произведения драматургии;

оказывать литературные услуги по переработке и адаптации произведения драматургии к условиям производства в сфере телевидения, кинематографа и театрального искусства;

работать в составе творческого коллектива;

разрабатывать задание для драматурга или коллектива авторов;

редактировать произведения драматургии, разрабатывать предложения по устранению недостатков произведения драматургии;

понимать, закреплять и развивать межличностные отношения, осуществлять передачу и обмен знаниями, мыслями, переживаниями, культурно-нравственными ценностями и результатами деятельности, воплощенными в материальную и духовную культуру в соответствии с социальными нормами и условиями осуществления деятельности;

в области художественно-критической деятельности:

создавать и публиковать критические статьи, эссе, созданные на основе художественно-эстетического анализа произведений телевидения, кинематографа и театрального искусства;

вести просветительскую работу по пропаганде кинематографа в информационных центрах, агентствах, в иных общественных и государственных организациях;

сотрудничать со средствами массовой информации (СМИ) в качестве корреспондентов и обозревателей в профильных изданиях по киноискусству и искусству театра, в качестве авторов, литературных редакторов и ведущих радио и телевизионных художественных программ;

участвовать в работе отборочных групп кино и театральных фестивалей;

участвовать в работе жюри фестивалей и иных творческих конкурсов в сфере телевидения, кинематографа и театрального искусства;

в области организационно-управленческой деятельности:

руководить творческо-производственным процессом создания произведения драматургии;

разрабатывать и планировать проекты и мероприятия (кино- и театральные фестивали, конкурсы произведений драматургии);

руководить творческо-производственным процессом в ходе реализации проекта и мероприятия;

рационально использовать имеющиеся ресурсы: человеческие, финансовые, материально-технические, информационные, духовно-нравственные, технологические;

осуществлять методически и технологически обоснованные действия для продвижения проекта и его рекламы.

 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, движущие силы и закономерности исторического процесса; способностью совершенствовать и повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

способностью обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения, использовать для решения творческих задач современные технические средства и информационные технологии (ОК-2);

способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-3);

способностью к постоянному саморазвитию, личностной и предметной рефлексии, к критике и самокритике (критическому мышлению, способностью формулировать критические суждения) (ОК-4);

способностью логически верно, аргументированно и ясно строить литературную и деловую устную и письменную речь на русском языке; создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-5);

способностью принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе; пользоваться в собственной деятельности этическими и правовыми нормами, регулирующими отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде (ОК-6);

способностью пользоваться современными средствами получения, хранения, обработки и предъявления информации; работать с распределенными базами знаний в глобальных компьютерных сетях, с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач, владеть необходимыми для этого компьютерными программами (ОК-7);

способностью использовать методы и средства познания, обучения и самоконтроля для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования, понимать необходимость соблюдения здорового образа жизни (ОК-8);

способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных, экономических и искусствоведческих наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

способностью к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках своей профессиональной компетенции, готовностью к самостоятельному обучению в течение всей жизни и непрерывному самосовершенствованию, расширению границ своих научных познаний (ОК-10);

способностью пользоваться художественными и эстетическими принципами на основе духовно-нравственных ценностей, понимать значение и роль религии в истории и современной духовной жизни общества (ОК-11);

владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-12);

способностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-13);

способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-14);

способностью к соблюдению прав и обязанностей гражданина; умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-15);

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-16);

способностью осуществлять коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом, в том числе на иностранном языке (ОК-17);

способностью к быстрой адаптации в меняющихся социальных условиях (ОК-18);

владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-19);

способностью к восприятию и адекватной интерпретации общественно значимой социологической информации, использованию социологического знания в профессиональной и общественной деятельности (ОК-20);

способностью понимать роль телевидения, кинематографического и театрального искусств в человеческой жизнедеятельности, готовностью развивать художественное восприятие и вкус, стремлением к эстетическому развитию и самосовершенствованию (ОК-21);

способностью определять и анализировать основные вехи в истории искусств, разбираться в стилях и жанрах мирового и отечественного искусства, анализировать художественные произведения, высказывать свои взгляды на современное состояние развития телевидения, кинематографа и театрального искусства (ОК-22).

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в области творческо-производственной деятельности:

способностью создавать оригинальные произведения драматургии, владея всеми средствами художественной выразительности кинематографа, телевизионного и театрального искусства (ПК-1);

способностью демонстрировать углубленное представление о месте телевидения, кинематографа и театрального искусства в культурной жизни общества, о его роли в созидании художественных ценностей; об основных тенденциях в развитии мирового кинематографа и об особенностях этого процесса в современных условиях (ПК-2);

способностью к пониманию взаимоотношений теории и практики в области драматургии и искусстве в целом, демонстрации их взаимосвязи путем использования различных техник и методов реализации полученных знаний на практике (ПК-3);

способностью к осознанному пониманию взаимодействия и взаимосвязи драматургии театра и кино с литературой, изобразительным искусством, музыкой и другими искусствами (ПК-4);

способностью демонстрировать знания и опыт в широком спектре диапазоне творческой, практической деятельности, включая: умение вести переговоры, осуществлять долговременное планирование, выступать с докладами и сообщениями, позиционировать себя на рынке творческого труда (ПК-5);

способностью ориентироваться в специальной литературе по профилю деятельности, в смежных областях художественного творчества (ПК-6);

способностью к динамичной деятельности: работать с разноплановыми интеллектуальными и практическими задачами с высокой скоростью и точностью, гибко переключаясь с одних задач на другие (ПК-7);

способностью понимать, закреплять и развивать межличностные отношения, осуществлять передачу и обмен знаниями, мыслями, переживаниями, культурно-нравственными ценностями и результатами деятельности, воплощенными в материальную и духовную культуру в соответствии с социальными нормами и условиями осуществления деятельности (ПК-8);

в области художественно-критической деятельности:

способностью выявлять систему ценностных ориентаций общества, определять его эстетические, духовные потребности в конкретном творческом продукте (ПК-9);

способностью использовать специальную литературу как в избранном виде искусства, так и в других смежных его видах (ПК-10);

способностью прослеживать эволюцию художественных брендов в разные исторические периоды (ПК-11);

способностью анализировать сущность художественной моды и ее национально-историческую специфику, понимать истоки и структуру общественной оценки явлений искусства, причины популярности или непопулярности, востребованности или невостребованности тех или иных произведений и деятелей искусства (ПК-12);

способностью рассматривать художественный текст произведения драматургии в социальном, культурном и историческом контексте, как структуру смысла, как единство формы и содержания (ПК-13);

способностью воссоздавать архитектонику произведения искусства: фиксировать главные признаки его замысла, стилистики, исполнительских особенностей (ПК-14);

способностью осознавать художественную критику как творческую деятельность, способствующую повышению качества художественного продукта (ПК-15);

способностью воплотить в результатах деятельности свою индивидуальность и эстетические идеалы, применяя творческий подход к решению профессиональных задач (ПК-16);

способностью создавать собственный авторский продукт в разных жанрах художественной критики: арт-рецензии, аналитические статьи, творческие портреты, проблемные очерки, эссе, на основе художественно-эстетического анализа произведения искусства (ПК-17);

способностью вести художественно-просветительскую работу по пропаганде искусства в киноцентрах, в иных общественных и государственных организациях (ПК-18);

в области организационно-управленческой деятельности:

способностью осуществлять эффективное управление творческими группами, персоналом производящих студий и продюсерских компаний, театральными коллективами и антрепризами, применять современные методы мотивации, координации и контроля (ПК-19);

способностью участвовать в продюсировании отдельных проектов, мероприятий в сфере телевидения, кинематографа и театрального искусства, используя современные методы создания и продвижения продукта кинематографа (ПК-20).

 

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

6.1. ООП бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

гуманитарный, социальный и экономический цикл;

общепрофессиональный цикл;

профессиональный цикл;

и разделов:

физическая культура;

учебная и производственная практики;

государственная (итоговая) аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.

6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".

Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

 

Таблица 2

 

Структура ООП бакалавриата

 

┌────┬──────────────────────────┬─────────┬──────────────────┬────────────┐

│Код │ Учебные циклы, разделы и │Трудоем- │Перечень дисциплин│    Коды    

│ УЦ │ проектируемые результаты │кость      для разработки  формируемых

│ООП │       их освоения        │(зачетные│    примерных     │компетенций │

                              │единицы) │ программ, а также│           

                              │<*>         учебников и               

                                       │ учебных пособий             

├────┼──────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼────────────┤

│Б.1 │Гуманитарный,   социальный│ 30 - 35 │                             

    │и экономический цикл                                            

    ├──────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼────────────┤

    │Базовая часть             │ 15 - 17 │Философия         │ОК-1 - 22  

    │В   результате    изучения│                                      

    │базовой части цикла                │История           │ОК-1       

    │обучающийся должен:                                  │ОК-3       

    │знать: основные разделы  и│                           │ОК-22      

    │направления     философии,│                                      

    │методы      и       приемы│         Иностранный       │ОК-17      

    │философского       анализа│         │язык                         

    │проблем;             стили│         │Русский язык и               

    │современного      русского│         │культура речи                

    │литературного       языка,│                                      

    │языковую норму, ее роль  в                                      

    становлении              и│                                      

    функционировании                                                

    │литературного       языка,│                                      

    │речевое    взаимодействие,│                                      

    │основные единицы  общения,│                                      

    │устную    и     письменную│                                      

    │разновидности                                                   

    │литературного       языка,│                                      

    │нормативные,                                                    

    │коммуникативные,                                                

    │этические  аспекты  устной                                      

    │и     письменной     речи,│                                      

    │функциональные       стили│                                      

    │современного      русского│                                      

    │языка;            основные                                      

    │закономерности                                                   

    │исторического    процесса,│                                      

    │этапы        исторического                                      

    │развития  России  и   роль│                                      

    │России      в      истории│                                      

    │человечества      и      в                                      

    │современном мире;                                               

    │уметь:       анализировать│                                     

    │мировоззренческие,                                              

    │социально   и    личностно│                                      

    │значимые       философские│                                       

    │проблемы;     использовать│                                      

    │полученные   теоретические│                                      

    │знания     о     человеке,│                                      

    │обществе,    культуре    в                                      

    │учебной                  и│                                      

    │профессиональной                                                

    │деятельности;  осмысливать│                                      

    │развитие    искусства    и│                                      

    │образования              в                                      

    │историческом контексте,  в                                      

    │том числе в связи с  общим│                                      

    │развитием     гуманитарных                                      

    │знаний,  с   религиозными,│                                      

    │философскими,                                                   

    │эстетическими       идеями│                                      

    │конкретного  исторического│                                      

    │периода;      использовать│                                      

    │различные   формы,    виды│                                      

    │устной    и     письменной│                                      

    │коммуникации на  родном  и│                                      

    │иностранных    языках    в                                      

    │учебной                  и│                                      

    │профессиональной                                                

    │деятельности;                                                   

    │реализовывать    словесное│                                      

    │выступление  (выбор  темы,│                                      

    │цель      речи,      поиск│                                       

    │материала,         начало,│                                      

    │развертывание            и│                                      

    │завершение          речи);│                                      

    │аннотировать,                                                   

    │реферировать,  переводить │                                      

    │специальную  литературу,                                        

    │вести   переговоры   по                                         

    │профессиональной тематике;│                                      

    │владеть:       иностранным│                                      

    │языком      в      объеме,│                                      

    │необходимом            для│                                      

    │возможности      получения│                                      

    │информации  из  зарубежных                                      

    │источников;       навыками│                                      

    │письменного                                                     

    │аргументированного                                              

    │изложения      собственной                                      

    │точки   зрения;   навыками│                                      

    │публичной            речи,│                                      

    │аргументации,      ведения│                                      

    │дискуссии   и    полемики,│                                      

    │практического      анализа│                                      

    │логики   различного   рода│                                      

    │рассуждений;      навыками│                                      

    │критического    восприятия│                                      

    │информации.                                                     

    ├──────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼────────────┤

    │Вариативная часть    том│ 15 - 17 │                             

    │числе    дисциплины     по                                      

    │выбору обучающегося)                                            

    │(знания,  умения,   навыки│                                      

    │определяются ООП вуза)                                          

├────┼──────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼────────────┤

│Б.2 │Общепрофессиональный цикл │ 60 - 70 │                             

    ├──────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼────────────┤

    │Базовая часть             │ 30 - 40 │Искусство кино    │ОК-2       

    │В   результате    изучения│                           │ОК-22      

    │базовой    части     цикла│                           │ПК-14 - 24 

    │обучающийся должен:                                             

    │знать:          понятийно-│                                      

    │категориальный     аппарат│                                      

    │истории  и  теории   кино;│                                      

    │историю    отечественного,│                                      

    │западноевропейского  кино,│                                      

    │основные  этапы  и  логику│                                      

    │развития    кинематографа,│                                      

    │основные   направления   в                                       

    искусстве кино;                                                 

    │уметь:       анализировать│                                      

    │произведение                                                    

    │киноискусства,                                                  

    │использовать          опыт│                                      

    │мирового     кинематографа│                                      

    │при создании  произведения│                                      

    │кинодраматургии;                                                

    │понимать:          природу│                                      

    │кинематографа   как   вида│                                      

    │искусства,  закономерности│                                      

    │развития  искусства  кино;│                                      

    │связь   кинематографа    с                                      

    │исторической                                                    

    │действительностью,       с                                      

    │религиозными,                                                   

    │философскими,                                                   

    │эстетическими      идеями,│                                      

    │влияние  различных   видов│                                      

    │искусства на  формирование│                                      

    │киноязыка;                                                      

    │ориентироваться          в│                                      

    │специальной    литературе;│                                      

    │использовать       систему│                                      

    │знаний в  профессиональной                                      

    │деятельности;  производить│                                      

    │анализ        произведения│                                       

    │кинематографа;                                                  

    ├──────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼────────────┤

    │знать:          понятийно-         │Литература        │ОК-22      

    │категориальный     аппарат│                           │ОК-6       

    │истории      и      теории│                                      

    │литературы;        историю│                                      

    │отечественной,                                                 

    │западноевропейской                                              

    │литературы,        историю│                                      

    │искусства по периодам;                                           

    │уметь:           различать│                                      

    │произведения    литературы│                                      

    │по виду,  жанру  и  стилю;│                                      

    │определять время  и  место│                                      

    │(принадлежность          к│                                      

    │национальной,                                                   

    │региональной   школе)   их│                                      

    │создания,   автора    (или│                                      

    │школу);  анализировать  их│                                      

    │форму     и     содержание│                                      

    │литературного                                                   

    │произведения,     понимать│                                      

    │характер       воздействия│                                      

    │литературы              на                                      

    │формирование языка кино;                                        

    │владеть:          приемами│                                      

    │построения  повествования,│                                      

    │разработкой  конфликта   и│                                      

    │применять  их  в  создании│                                      

    │произведения                                                    

    │кинодраматургии;                                                

    ├──────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼────────────┤

    │знать:     особенности             Театральное       │ОК-22      

    │выразительных   средств            │искусство         │ПК-14 - 20 

    │и  художественного  языка │                                      

    │театрального  искусства;                                        

    │основные  художественные                                         

    │стили,   закономерности                                         

    │структурной    организации│                                      

    │произведения  театрального│                                      

    │искусства;                                                      

    │уметь:  осмыслять  явления│                                      

    │современного  театрального│                                      

    │процесса;                                                       

    │владеть: навыками  анализа│                                      

    │драматических структур  на                                      

    примере       произведений│                                      

    │классической             и│                                      

    │современной   (русской   и│                                      

    │зарубежной)   драматургии;│                                      

    │методикой          анализа│                                      

    │спектакля      и       его│                                      

    │элементов;         жанрами│                                      

    │театральной        критики│                                      

    │(рецензия,       актерский│                                      

    │портрет,        проблемная                                      

    │статья);        принципами│                                      

    │работы      критика      в                                      

    │различных        средствах                                      

    │массовой        информации│                                      

    │(специализированные      и│                                      

    │массовые          издания,│                                      

    │"бумажные",       сетевые,│                                      

    │электронные       средства│                                       

    │массовой информации);                                           

    ├──────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼────────────┤

    │знать:         особенности│         Изобразительное   │ОК-22      

    │выразительных  средств   и│         │искусство         │ПК-14 - 20 

    │художественного      языка│                                      

    │изобразительного                                                

    │искусства;        основные│                                     

    │художественные      стили,│                                      

    │направления,       методы,│                                      

    │школы;                                                           

    │уметь:       анализировать│                                      

    │произведение                                                    

    │изобразительного                                                

    │искусства;                                                      

    │владеть:          навыками│                                      

    │создания   художественного│                                      

    │пространства                                                    

    │драматического                                                  

    │произведения;                                                   

    ├──────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼────────────┤

    │знать:  основные   понятия│    2    │Безопасность      │ОК-19      

    │безопасности                       │жизнедеятельности │           

    │жизнедеятельности;                                              

    │критерии         здоровья;│                                      

    │основные          принципы│                                      

    │здорового  образа   жизни;│                                      

    │характеристика  опасностей│                                      

    │природного,   техногенного│                                      

    │и социального                                                   

    │происхождения;    правила,│                                      

    │принципы    и     средства│                                      

    │безопасного     поведения;│                                      

    │методика      формирования│                                      

    │психологической                                                 

    │устойчивости  и  поведения│                                      

    │в    опасных    ситуациях;│                                      

    │принципы   информационной,│                                       

    │правовой,  психологической│                                      

    │безопасности             и│                                      

    │безопасности             в                                      

    │чрезвычайных    ситуациях;│                                      

    │меры   электробезопасности│                                      

    │и противопожарной защиты. │                                      

    ├──────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼────────────┤

    │Вариативная часть    том│ 30 - 40 │                             

    │числе    дисциплины     по                                      

    │выбору обучающегося)                                            

    │(знания,  умения,   навыки│                                      

    │определяются ООП)                                               

├────┼──────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼────────────┤

│Б.3 │Профессиональный цикл     │105 - 108│                             

    ├──────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼────────────┤

    │Базовая часть                45                                 

    │В   результате    изучения│                                     

    │базовой    части     цикла│                                      

    │обучающийся должен:                                             

    ├──────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼────────────┤

    │знать:          понятийно-│    5    │Теория драматургии│ОК-12 - 18 

    │категориальный     аппарат│         │(по профилям)     │ПК-1 - 20  

    │теории        драматургии,│                                      

    │законы        драматургии,│                                      

    │логику                  их│                                      

    │функционирования,                                               

    │специфику     произведения│                                      

    │драматургии  как   особого                                      

    │вида         литературного│                                      

    │произведения,   технологию│                                      

    │создания      произведения│                                      

    │драматургии,   особенности│                                      

    │современного  искусства  и│                                      

    │его технологии;                                                 

    │уметь:       анализировать│                                      

    │произведение                                                    

    │драматургии,                                                    

    │аргументировать       свою│                                      

    │точку      зрения       на                                      

    │произведение драматургии; │                                      

    │владеть:          навыками│                                      

    │научного  и   критического│                                      

    │анализа       произведения│                                      

    │драматургии;                                                    

    ├──────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼────────────┤

    │знать:   специфику   пьесы│   40    │Модуль 1          │ОК-12 - 22 

    │как          литературного         │Мастерство        │ПК-1 - 20  

    │произведения;                      │драматурга                   

    │уметь:           создавать│                                      

    │произведения   театральной                                      

    │драматургии,         уметь│                                      

    │анализировать                                                   

    │произведение  драматургии,│                                      

    │аргументированно                                                

    │представлять  свою   точку│                                      

    │зрения, осмыслять  явления│                                      

    │и процессы  в  современном                                      

    │театральном     искусстве,│                                      

    │работать   в    творческом│                                      

    │театральном коллективе;                                         

    │владеть:        средствами│                                      

    │литературной   образности,│                                      

    │средствами     сценической                                      

    │выразительности,  навыками│                                      

    │работы с автором;                                               

    ├──────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼────────────┤

    │знать:           специфику│   40    │Модуль 2          │ОК-12 - 22 

    │киносценария  как  особого│         │Мастерство        │ПК-1 - 20  

    │вида         литературного│         │кинодраматурга               

    │произведения;   технологию│                                      

    │создания          сценария│                                      

    │игрового           фильма,│                                      

    │понятийно-категориальный                                        

    │аппарат             теории│                                       

    │кинодраматургии,    законы│                                      

    │кинодраматургии,    логику│                                      

    │их       функционирования,│                                      

    │место  кинодраматургии   в                                      

    │создании          экранной                                      

    │образности,    особенности│                                      

    │современного                                                   

    │кинематографа,     историю│                                      

    │развития  неигрового  кино│                                      

    │как      особого      вида│                                       

    │киноискусства;                                                  

    │уметь:           создавать│                                      

    │произведения                                                    

    │кинодраматургии,                                                

    │осознавать    произведение│                                      

    │кинодраматургии        как│                                      

    │основу            экранной                                      

    │образности,     осознавать│                                      

    │особенности  кинематографа│                                      

    │как   технического    вида│                                      

    │искусства,        понимать│                                      

    │специфические  особенности│                                      

    │неигрового   кино,   вести│                                      

    │диалог  с  кинодраматургом│                                      

    │и продюсером;                                                   

    │владеть:         основными│                                      

    │выразительными  средствами│                                      

    │кинематографа,                                                  

    │технологией       создания│                                      

    │произведения                                                    

    │кинодраматургии,                                                

    │принципами      монтажного                                      

    │мышления,       пониманием│                                      

    │монтажа   как    основного│                                      

    │композиционного   средства│                                      

    │кинематографа,    приемами│                                      

    │создания          экранной                                       

    │образности,       приемами│                                      

    │современной                                                     

    │кинодраматургии,                                                

    │технологией       создания│                                      

    │драматургии     неигрового                                      

    │фильма,    приемами      и│                                      

    │навыками        руководств│                                      

    │работой  кинодраматурга  и│                                      

    │сценарных групп.                                                

    ├──────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼────────────┤

    │Вариативная часть    том│ 60 - 63 │                             

    │числе    дисциплины     по                                      

    │выбору обучающегося)                                            

    │(знания,  умения,   навыки│                                      

    │определяются  ООП  вуза  в                                      

    соответствии  с  профилями│                                      

    │подготовки)                                                     

├────┼──────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼────────────┤

│Б.4 │Физическая культура           2                                 

├────┼──────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼────────────┤

│Б.5 │Учебная                  и│ 17 - 22 │                             

    производственная практики │                                      

    │(практические   умения   и│                                      

    │навыки  определяются   ООП│                                      

    │вуза)                                                           

├────┼──────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼────────────┤

│Б.6 │Государственная               3                                 

    │(итоговая) аттестация                                           

├────┼──────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼────────────┤

    │Общая трудоемкость ООП       240                                 

└────┴──────────────────────────┴─────────┴──────────────────┴────────────┘

 

--------------------------------

<*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

 

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.

7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.

Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").

7.5. ООП должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.

7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц.

7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения по данному ФГОС ВПО составляет 36 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.

7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).

7.9. Общий объем каникул в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

В соответствии со статьей 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" <*>, каникулярные отпуска предоставляются военнослужащим, обучающимся в военно-учебных заведениях по очной форме обучения (кроме школ техников), во время перерывов в учебных занятиях на следующие сроки:

--------------------------------

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534.

 

а) зимний каникулярный отпуск - 15 суток;

б) летний каникулярный отпуск - 30 суток.

Летний каникулярный отпуск является основным, а зимний - дополнительным.

Время, необходимое для проезда к месту использования каникулярных отпусков и обратно, не предоставляется. Право на бесплатный проезд к месту использования основного каникулярного отпуска и обратно (в год окончания учебы - к месту военной службы) предоставляется ежегодно.

7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов подготовки, должен составлять не менее 360 часов.

7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.

7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и (или) практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части гуманитарного, социального, экономического и общепрофессионального циклов, а также по всем модулям профессионального цикла.

7.14. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);

право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;

право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;

обязанность выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

7.15. Раздел ООП бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Конкретные виды учебных практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Форма аттестации результатов практики устанавливается учебным планом вуза.

Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:

изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;

участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;

осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);

составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);

выступить с докладом на конференции.

7.16. Реализация ООП бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ООП, должна быть не менее 50 процентов, ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученые звания профессора должны иметь не менее шести процентов преподавателей.

Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или ученые звания. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.

По данному направлению подготовки к преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные звания, почетные звания в области искусства и культуры (Заслуженного деятеля искусств, Заслуженного работника культуры, Заслуженного артиста или Народного артиста (СССР, республик в составе бывшего СССР, Российской Федерации)), лауреаты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий в соответствующей профессиональной сфере.

До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.

7.17. ООП бакалавриата должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) ООП. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП по направлению подготовки утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.

В соответствии с пунктом 2 статьи 41 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" <*> финансовое обеспечение образовательной деятельности федеральных государственных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственными бюджетными и автономными образовательными учреждениями осуществляются на основе федеральных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, образовательной деятельности государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.

--------------------------------

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 17, ст. 1932, N 44, ст. 5280; 2010, N 19, ст. 2291, N 50, ст. 6595.

 

7.19. Высшее учебное заведение, реализующее ООП бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материально-технического обеспечения включает в себя:

учебные аудитории:

учебные аудитории для проведения теоретических (лекционных, семинарских) занятий, укомплектованные специализированной учебной мебелью, техническими средствами, наглядными пособиями, литературой, для теоретических дисциплин профильных модулей;

помещения для самостоятельной работы обучающихся, оснащенные компьютерной техникой с подключением к сети Интернет;

библиотеку с читальным залом;

столовую;

помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования;

отдел технических средств обучения, включающий: методический кабинет, занимающийся обеспечением обучающихся методической литературой через ее размножение различными способами; видеотеку, содержащую видеофильмы и видеозаписи дисциплин, спектаклей, видеоматериалы с записью выдающихся произведений хореографического, театрального, изобразительного и кино- искусства; фонотеку с аудиозаписями выдающихся произведений музыкального искусства (при этом доля аудиозаписей музыкальных произведений XX века должна составлять не менее 40 процентов фонда) и возможностью осуществлять запись музыки; компьютерный класс с не менее 20 рабочими местами с возможностью выхода в сеть Интернет;

спортивно-тренажерный зал.

При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в сеть Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

Доступность для обучающихся к сети Интернет в количественном отношении должна равняться один выход на десять обучающихся.

Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

 

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

обеспечения компетентности преподавательского состава;

регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

8.2. Оценка качества освоения ООП должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и государственную (итоговую) аттестацию выпускников.

8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности, для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.

Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024