МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 ноября 2011 г. N МД-1552/03
ОБ ОСНАЩЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
УЧЕБНЫМ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ
Министерство
образования и науки Российской Федерации направляет Рекомендации по оснащению
общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием,
необходимым для реализации федерального государственного образовательного
стандарта (ФГОС) основного общего образования, организации проектной
деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (далее -
Рекомендации).
Данные Рекомендации
описывают общие подходы к формированию материально-технических и
информационно-методических условий реализации основной образовательной
программы основного общего образования.
В дальнейшем в
субъекты Российской Федерации будут направлены дополнительные разъяснения по
оснащению образовательных учреждений лабораторным, демонстрационным
оборудованием и наглядными пособиями, в том числе и для организации внеурочной
деятельности в части нецифровой техники.
Заместитель
министра
М.В.ДУЛИНОВ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОСНАЩЕНИЮ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ УЧЕБНЫМ
И
УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ, НЕОБХОДИМЫМ
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
СТАНДАРТА (ФГОС) ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ,
ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
МОДЕЛИРОВАНИЯ И
ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.
Пояснительная записка
1.1. Цели и
назначение Рекомендаций
Целью
разработки Рекомендаций по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и
учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС
ООО) <1>, организации проектной деятельности, моделирования и
технического творчества обучающихся (далее - Рекомендации), является
формирование методической основы для создания региональных (муниципальных,
институциональных) программ обновления материально-технической базы
общеобразовательных учреждений, конкретизированных перечней оснащения
общеобразовательных учреждений, обеспечивающих выполнение требований ФГОС ООО к условиям реализации основной образовательной программы. Рекомендации
выполняют функцию ориентира в создании целостной информационно-образовательной
среды, необходимой для реализации требований к результатам освоения основных
образовательных программ на основной ступени общего образования, установленных
ФГОС ООО. Они исходят из задач комплексного использования учебной техники,
обеспечения системно-деятельностного подхода, перехода от репродуктивных форм
учебной деятельности к самостоятельным проектным и поисково-исследовательским
видам работы, переноса акцента на конструктивный компонент учебной
деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений
работы с различными типами информации.
--------------------------------
<1> Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N
1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования", зарегистрирован в Минюсте России 1 февраля
2011 г., регистрационный N 19644.
Рекомендации могут
быть адаптированы к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их
финансирования, социокультурным условиям.
Рекомендации
разработаны на основе требований ФГОС ООО к условиям реализации основных
образовательных программ основного общего образования <1>, в соответствии
с которыми учебные кабинеты, помещения для занятий учебно-исследовательской и
проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством
образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу
основного общего образования, должны содержать полные комплекты технического
оснащения и оборудования всех предметных областей и внеурочной деятельности,
включая расходные материалы и
канцелярские принадлежности.
--------------------------------
<1> ФГОС ООО,
раздел IV "Требования к условиям реализации основных образовательных
программ основного общего образования".
Оснащение
образовательного процесса должно обеспечивать возможность:
- достижения
планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного
общего образования всеми обучающимися;
- развития
личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации
обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию учебной и
внеурочной деятельности, социальной практики, общественно полезной
деятельности, систему кружков, клубов, секций, студий;
- овладения
обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего
успешного образования и ориентации в мире профессий;
- индивидуализации
процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных
образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной
работы;
- формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной,
общественной, проектно-исследовательской деятельности;
- включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую
деятельность;
- проведения наблюдений
и экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного
оборудования, виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных
моделей и коллекций;
- проектирования и
конструирования, управления объектами, программирования;
- создания обучающимися материальных и информационных объектов.
Рекомендации
охватывают все предметные области, а также внеурочную деятельность,
предусмотренную ФГОС основного общего образования, в том числе
учебно-исследовательскую и проектную, а также основные направления
моделирования и технического творчества обучающихся.
1.2.
Нормативные основания
Предлагаемые
Рекомендации разработаны в соответствии со ст. 7 Закона РФ "Об
образовании" <1>, ФГОС ООО, Федеральными требованиями к
образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса
и оборудования учебных помещений <2>, санитарно-эпидемиологическими
требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях <3>, Федеральными требованиями к образовательным учреждениям
в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников <4>, ГОСТ Р52653-2006
"Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения", ГОСТ Р53626-2009
"Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Технические
средства обучения. Общие положения", СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03
"Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам
и организации работы".
--------------------------------
<1> Закон
Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании"
(в действующей редакции).
<2>
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной
оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены
приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. N 986, зарегистрированы в
Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный N 19682).
<3>
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 29 декабря 2010 г. N 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г.,
регистрационный N 19993).
<4>
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья
обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28
декабря 2010 г. N 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.,
регистрационный N 19676).
1.3.
Область применения Рекомендаций
Предлагаемые
Рекомендации могут быть использованы всеми образовательными учреждениями,
реализующими программы основного общего образования, органами, осуществляющими
управление в сфере образования, методическими службами при лицензировании
образовательных учреждений, формировании государственных (муниципальных)
заданий, проектировании программ развития образования различных уровней,
разработке программ (графиков, дорожных карт) введения ФГОС, разработчиками и
производителями продукции для сферы образования и др. Рекомендации могут быть
также использованы при разработке новых видов оснащения и оборудования образовательного процесса.
2.
Комплектно-модульное построение оснащения
общеобразовательного
учреждения
Оснащение
образовательного учреждения строится по принципу конструктора, который
предоставляет возможность использовать как весь набор оборудования, так и
отдельные его составляющие.
Уровень оснащения
обеспечивается соответствующим набором комплектов, модулей, отдельных
составляющих комплектов и модулей.
Уровень и
особенности оснащения образовательного учреждения определяются в соответствии с
целевыми установками и особенностями основной образовательной программы
образовательного учреждения, сформированной на основе запросов участников
образовательного процесса, а также социально-педагогическими условиями
населенного пункта, муниципального образования и т.д.
Полное оснащение
образовательного учреждения обеспечивают три взаимосвязанных комплекта:
1) общешкольное
оснащение;
2) оснащение
предметных кабинетов;
3) оснащение,
обеспечивающее организацию внеурочной деятельности, в том числе моделирование,
научно-техническое творчество, учебно-исследовательская и проектная
деятельность.
Каждый из
комплектов может включать несколько модулей: технические средства обучения,
лабораторное оборудование, наглядные средства обучения, информационно-методическую
поддержку педагогического работника. Модуль информационно-методической
поддержки педагогического работника содержит инструктивно-методические
материалы, программы (модули, курсы) повышения квалификации педагогических
работников по использованию комплекта или отдельных компонентов комплекта в
образовательном процессе.
Технические
средства обучения содержат модули, отражающие функциональную, технологическую,
организационную специфику и направленность и обеспечивающие согласованность их
совместного использования, а также взаимодействие и согласованность с другой
учебной техникой в образовательном процессе.
Лабораторное и
демонстрационное оборудование включают предметно-тематические модули и модули
оборудования общего назначения, также отражающие специфику учебного предмета.
Учебное
оборудование, включенное в комплекты для основной ступени общего образования,
должно обеспечить возможность проведения таких трех форм экспериментов,
соответствующих требованиям к результатам освоения основных образовательных
программ и примерным программам учебных предметов, как: демонстрационный
эксперимент, фронтальный лабораторный эксперимент и эксперимент (групповой,
индивидуальный) в рамках внеурочной проектной и учебно-исследовательской
деятельности, а также технического творчества и моделирования.
3.
Оснащение общеобразовательного учреждения,
реализующего
основную образовательную программу основного
общего образования
3.1. Оснащение
образовательного учреждения должно формироваться на основе следующих принципов:
- соответствие
требованиям ФГОС ООО, обеспечение преемственности с оснащением для начального
общего образования;
- учет возрастных
психолого-педагогических особенностей обучающихся;
- необходимость и
достаточность оснащения образовательного процесса для полной реализации
основных образовательных программ основного общего образования, в том числе -
части, формируемой участниками образовательного процесса;
- универсальность -
возможность применения одного и того же учебного оборудования для решения
комплекса задач в учебной и внеурочной деятельности, в различных предметных
областях, с использованием различных методик обучения и пр.;
- комплектность и
модульность, позволяющие реализовать различные основные образовательные
программы с учетом реальных особенностей образовательных учреждений и основных
образовательных программ, различных рабочих программ и учебно-методических
комплексов, направлений внеурочной деятельности, а также потребностей
участников образовательного процесса;
- обеспечение
эргономичного режима работы участников образовательного процесса;
- согласованность
совместного использования (содержательная, функциональная, технологическая,
программная и пр.);
- соответствие
санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим требованиям,
требованиям пожарной и электробезопасности, требованиям охраны здоровья
обучающихся и охраны труда работников образовательных учреждений.
3.2. Совокупность
комплектов оснащения должна обеспечивать возможность:
- функционирования
соответствующей требованиям ФГОС ООО информационно-образовательной среды
образовательного учреждения;
- реализации в
полном объеме основных образовательных программ основного общего образования,
организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся;
- использования
современных образовательных технологий в учебной и внеурочной деятельности;
- активного
применения образовательных информационно-коммуникационных технологий (в том
числе дистанционных образовательных технологий);
- безопасного доступа
к печатным и электронным образовательным ресурсам, расположенным в открытом
доступе и (или) в федеральных и региональных центрах
информационно-образовательных ресурсов;
- в электронной
форме:
- управлять
образовательным процессом;
- создавать и редактировать
электронные таблицы, тексты и презентации;
- формировать и
отрабатывать навыки клавиатурного письма;
- создавать,
обрабатывать и редактировать звук;
- создавать,
обрабатывать и редактировать растровые, векторные и видеоизображения;
- индивидуально и
коллективно (многопользовательский режим) создавать и редактировать
интерактивные учебные материалы, образовательные ресурсы, творческие работы со
статическими и динамическими графическими и текстовыми объектами;
- работать с
геоинформационными системами, картографической информацией, планами объектов и
местности;
- визуализировать
исторические данные (создавать ленты времени и др.);
- размещать,
систематизировать и хранить (накапливать) материалы образовательного процесса
(в том числе работы обучающихся и педагогических работников, используемые
участниками образовательного учебного процесса информационные ресурсы);
- проводить
мониторинг и фиксировать ход учебного процесса и результаты освоения основной
образовательной программы общего образования;
- проводить
различные виды и формы контроля знаний, умений и навыков, осуществлять
адаптивную (дифференцированную) подготовку к государственной (итоговой)
аттестации;
- осуществлять
взаимодействие между участниками учебного процесса, в том числе дистанционное
(посредством локальных и глобальных сетей) использование данных, формируемых в
ходе учебного процесса для решения задач управления образовательной
деятельностью;
- осуществлять
взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление
в сфере образования, с другими образовательными учреждениями и организациями.
Среда деятельности
учителя и учащегося должна обеспечивать возможность:
- строить
динамические компьютерные модели объектов и процессов;
- проводить
виртуальные эксперименты и анализ полученных при этом результатов;
- анализировать
зависимость поведения рассматриваемого объекта от его параметров, начальных и
граничных условий;
- выдвигать
гипотезы, объясняющие ход исследуемых процессов;
- сравнивать
виртуальные процессы с наблюдаемыми в реальном эксперименте и с математическими
моделями процессов.
3.3. На
поставляемые комплекты оснащения или отдельные его элементы (далее -
оборудование) поставщиком должна предоставляться гарантия, срок действия
которой не может составлять менее трех лет и не может быть менее срока действия
гарантии производителя данного оборудования, включая обеспечение сервисного
обслуживания и ремонтных работ поставляемого оборудования. Сервисное
обслуживание и ремонтные работы поставляемого оборудования должны
осуществляться в регионах его поставки. Информация о сервисных центрах в
регионах поставки оборудования должна входить в сопроводительную документацию к
каждой единице или комплекту оборудования. Поставщики должны обеспечивать
обучение лиц, осуществляющих использование и обслуживание поставляемого
оборудования, функционирование службы технической и информационной поддержки,
позволяющей обеспечить эффективное использование поставляемого оборудования в
образовательном процессе.
4.
Общешкольное оснащение
К общешкольному
оснащению относится оборудование, не закрепленное за предметными кабинетами,
использующееся в многопредметных и надпредметных проектах, создании единой
информационной сети и управлении образовательным учреждением и пр. К данному
оборудованию в большей степени относятся средства ИКТ, позволяющие производить
сбор, хранение, обработку информации, а также обеспечивать ее представление,
распространение и управление. Такое оборудование многофункционально, интегративно,
оно используется для различных видов урочной и внеурочной деятельности, для
торжественных актов школы, на межшкольных семинарах, для работы с родителями и
общественностью. Оно может быть размещено также в помещениях для
самостоятельной работы обучающихся после уроков (медиатека, читальный зал
библиотеки и т.д.). Это может быть комплект мобильного оборудования - ноутбуки,
проекторы, организованные в виде передвижных многофункциональных компьютерных
классов, автоматизированных рабочих мест педагогов-предметников, обучающихся (с
учетом возможностей передвижения в пределах одного этажа, двух и более этажей
при наличии лифтового хозяйства).
ФГОС ООО
предъявляет требования к наличию информационно-образовательной среды,
обеспечивающей планирование и фиксацию образовательного процесса, размещение
работ учителей и учащихся, взаимодействие участников образовательного процесса.
Соответствующее оснащение предполагает наличие школьного сервера, рабочих мест
представителей администрации школы, педагогов, обучающихся, возможности
интеграции их в Интернет.
5. Общие
рекомендации по оснащению учебных кабинетов
для основной
ступени общего образования
Оснащение учебных
кабинетов должно обеспечиваться оборудованием автоматизированных рабочих мест
педагога и обучающихся, а также набором традиционной учебной техники для
обеспечения образовательного процесса. Автоматизированное
рабочее место (АРМ) включает не только собственно компьютерное рабочее место,
но и специализированное цифровое оборудование, а также программное обеспечение
и среду сетевого взаимодействия, позволяющие педагогу и обучающимся наиболее
полно реализовать профессиональные и образовательные потребности.
Цифровые
измерительные приборы существенно расширяют эффективность школьных лабораторных
работ, как активной формы образовательного процесса, дают новые возможности для
проектной деятельности. В области естественных наук расширение указанных
возможностей обеспечивается, в частности, использованием цифровых инструментов
измерения и обработки данных, в математике - использованием виртуальных
лабораторий, в ряде других предметов - возможностью фиксации звуковых и
зрительных образов средствами ИКТ. В виртуальных лабораториях учащиеся могут
провести и демонстрационные опыты учителя и
значительное число других экспериментов.
Потребность
использования АРМ обучающихся при изучении различных предметных областей
определяет организационную модификацию данного комплекта: организация
стационарных автоматизированных рабочих мест обучающихся либо комплект
общешкольного оснащения.
Традиционные
средства обучения по предметным областям должны
содержать различные средства наглядности, а также лабораторное и
демонстрационное оборудование, приборы и инструменты для проведения натурных
экспериментов и пр.
Традиционные
средства обучения используются самостоятельно, а также совместно со средствами
ИКТ и повышают их функциональность и эффективность использования в
образовательном процессе.
Рекомендуемое
оснащение учебных кабинетов для основной
ступени общего
образования
┌────┬───────────────────┬─────────────────────┬──────────────────────────┐
│
N │ Наименование │
Состав и │ Количественный состав │
│п/п │
модуля │ предназначение │
автоматизированного │
│ │ │ оборудования, │
рабочего места │
│ │ │ входящего в
модуль
├────────────┬─────────────┤
│ │ │ │ педагога
│ обучающихся │
├────┼───────────────────┼─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│
1 │ 2 │ 3 │ 4
│ 5 │
├────┼───────────────────┴─────────────────────┴────────────┴─────────────┤
│
1. │Модуль: технические средства обучения │
├────┼───────────────────┬─────────────────────┬────────────┬─────────────┤
│1.1.│Специализированный │СПАК является│ 1 ед.
│ x │
│ │программно- │составной частью│ │ │
│ │аппаратный │информационно- │
│ │
│ │комплекс педагога│образовательной
среды│ │ │
│ │(СПАК) │образовательного │ │ │
│ │ │учреждения, │ │ │
│ │ │обеспечивает решение│ │ │
│ │ │профессиональных │ │ │
│ │ │задач педагога
с│ │ │
│ │ │применением │ │ │
│ │ │информационно- │ │ │
│ │ │коммуникационных │ │ │
│ │ │технологий (ИКТ).│ │ │
│ │ │СПАК должен│ │ │
│ │ │обеспечивать сетевое│ │ │
│ │ │взаимодействие всех│ │ │
│ │
│участников │ │ │
│ │ │образовательного │ │ │
│ │ │процесса. Все│ │ │
│ │ │технические средства│ │ │
│ │ │СПАК должны
быть│
│ │
│ │ │скоммутированы между│ │ │
│ │ │собой │ │ │
│ │
├─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│ │ │СПАК включает: │ │ │
│ │
├─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│ │ │1.
Персональный или│ 1 ед.
│ x │
│ │ │мобильный компьютер│ │ │
│ │ │(ноутбук) с│ │ │
│ │
│предустановленным │ │ │
│ │ │программным │ │ │
│ │ │обеспечением │ │ │
│ │
├─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│ │ │2. Интерактивное│ 1 ед.
│ x │
│ │ │оборудование │ │ │
│ │
├─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│ │ │2.1. Интерактивная│ │ │
│ │ │доска │ │ │
│ │
├─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│ │ │2.2. Проектор│ │ │
│ │ │мультимедийный │ │ │
│ │
├─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│ │ │2.3. Визуализатор│ │ │
│ │ │цифровой │ │ │
│ │ │3. Оборудование
для│ 1 ед. │
x │
│ │ │тестирования
качества│ │ │
│ │ │знаний обучающихся │ │ │
│ │ │4. Копировально-│ 1 ед.
│ x │
│ │ │множительная техника
│ │ │
│ │ │4.1. Печатное,│ 1 ед.
│ x
│
│ │ │копировальное, │ │ │
│ │ │сканирующие │ │ │
│
│
│устройства (отдельные│ │ │
│ │ │элементы или в
виде│
│ │
│ │ │многофункционального
│ │ │
│ │ │устройства, в│ │ │
│ │ │соответствии
с целями│ │ │
│ │ │и задачами│ │ │
│ │ │использования │ │ │
│ │ │оборудования в│ │ │
│ │ │образовательном │ │ │
│ │ │процессе) │ │ │
│ │ │5. Прочее│ │ │
│ │ │оборудование │ │ │
│ │ │Аппаратное и│ 1 компл.
│ x │
│ │ │программное │ │ │
│ │ │обеспечение │ │ │
│ │ │компьютера должно│ │ │
│ │ │обеспечивать: │ │ │
│ │ │управление учебным│ │ │
│ │ │процессом; создание
и│ │ │
│ │ │редактирование │ │ │
│ │ │электронных таблиц,│ │ │
│ │ │текстов и│ │ │
│ │ │презентаций; │ │ │
│ │ │создание, обработку
и│ │ │
│ │ │редактирование
звука;│ │ │
│ │ │создание, обработку
и│ │ │
│ │ │редактирование │ │ │
│ │ │растровых, векторных│ │ │
│ │
│и видеоизображений;│ │ │
│ │ │создание и│ │ │
│ │ │редактирование │ │ │
│ │ │интерактивных
учебных│ │ │
│ │ │материалов, │ │ │
│ │ │образовательных │ │ │
│ │ │ресурсов, творческих│ │ │
│ │ │работ со статическими│ │ │
│ │ │и динамическими│ │ │
│ │ │графическими и│ │ │
│ │ │текстовыми объектами;│ │ │
│ │ │работу с│ │ │
│ │
│геоинформационными
│ │ │
│ │ │системами, │ │ │
│ │ │картографической │ │ │
│ │ │информацией, планами│ │ │
│ │ │объектов и
местности;│ │ │
│ │ │визуализирование │ │ │
│ │ │исторических данных│ │ │
│
│
│(создание
ленты│ │ │
│ │ │времени и
др.);│
│ │
│ │ │возможность │ │ │
│ │ │размещения, │ │ │
│ │
│систематизирования
и│ │ │
│ │ │хранения │ │ │
│ │ │(накапливания) │ │ │
│ │ │материалов │ │ │
│ │ │образовательного │ │ │
│ │ │процесса; проведение│ │ │
│ │ │мониторинга и│ │ │
│ │ │фиксацию хода│ │ │
│ │ │учебного процесса
и│ │ │
│ │ │результатов освоения│ │ │
│ │ │основной │ │ │
│ │ │образовательной │ │ │
│ │ │программы общего│ │ │
│ │ │образования; │ │ │
│ │ │проведение различных│ │ │
│ │ │видов и форм
контроля│ │ │
│ │ │знаний, умений
и│ │ │
│ │ │навыков, │ │ │
│ │ │осуществление │ │ │
│ │ │адаптивной │ │ │
│ │ │(дифференцированной)
│ │ │
│ │ │подготовки к│ │ │
│ │ │государственной │ │ │
│ │ │(итоговой) │ │ │
│ │ │аттестации; │ │ │
│ │ │осуществление │ │ │
│ │ │взаимодействия между│ │ │
│ │ │участниками учебного│ │ │
│ │ │процесса, в том
числе│ │ │
│ │ │дистанционное │ │ │
│
│
│(посредством
│ │ │
│ │ │локальных и│ │ │
│ │ │глобальных сетей),│ │ │
│ │ │использование
данных,│ │ │
│ │ │формируемых в
ходе│
│ │
│ │ │учебного процесса для│
│ │
│ │ │решения задач│ │ │
│ │ │управления │ │ │
│ │ │образовательной │ │ │
│ │ │деятельностью; │ │ │
│ │ │возможность │ │ │
│ │
│безопасного
доступа к│ │ │
│ │ │печатным и│ │ │
│ │ │электронным │ │ │
│ │ │образовательным │ │ │
│ │ │ресурсам и
пр.│ │ │
│ │ │Программное │ │ │
│ │ │обеспечение │ │ │
│ │ │компьютеров педагога│ │ │
│ │ │и обучающихся должно│ │ │
│ │ │иметь одинаковый│ │ │
│ │ │интерфейс. │ │ │
│ │ │Интерактивное │ │ │
│ │ │оборудование │ │ │
│ │ │предназначено для│ │ │
│ │ │визуализации учебного│
│ │
│ │ │материала, │ │ │
│ │ │полученного с│ │ │
│ │ │цифровых и
нецифровых│ │ │
│ │ │носителей, на│ │ │
│ │ │интерактивном экране,│
│ │
│ │ │сохранения │ │ │
│ │ │результатов │ │ │
│ │ │образовательного │ │ │
│ │ │процесса и│ │ │
│ │ │образовательных │ │ │
│
│
│достижений (в том│ │ │
│ │ │числе формирование│ │ │
│
│ │портфолио) │ │ │
│ │ │обучающихся. │ │ │
│ │ │Копировально- │ │ │
│ │ │множительная техника│ │ │
│ │ │предназначена для│ │ │
│ │ │тиражирования │ │ │
│ │ │учебного материала,│ │ │
│ │ │сохранения в цифровом│
│ │
│ │ │формате результатов│ │ │
│ │ │образовательного │ │ │
│ │ │процесса и│ │ │
│ │ │образовательных │ │ │
│ │ │достижений │ │ │
│
│
│(формирование │ │ │
│
│
│портфолио)
│ │ │
│ │ │обучающихся. │ │ │
│ │ │Прочее оборудование│ │ │
│ │ │включает фото- и│ │ │
│ │ │(или)
видеотехнику, │ │ │
│ │ │гарнитуру,
устройства│ │ │
│ │ │для коммутации│ │ │
│ │ │оборудования │ │ │
├────┼───────────────────┼─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│1.2.│Специализированный │СПАК является│ x
│ 1 ед. │
│ │программно- │составной частью│ │ на 1 чел.
│
│ │аппаратный │информационно- │ │ │
│ │комплекс │образовательной
среды│ │ │
│ │обучающихся (СПАК)
│образовательного │ │ │
│ │ │учреждения, │ │ │
│ │ │обеспечивает решение│ │ │
│ │ │учебно-познавательных│ │ │
│ │ │задач обучающихся
с│ │ │
│ │ │применением │ │ │
│ │ │информационно- │ │ │
│ │ │коммуникационных │ │ │
│ │ │технологий (ИКТ).│ │ │
│ │ │СПАК должен│ │ │
│ │
│обеспечивать сетевое│ │ │
│ │ │взаимодействие всех│ │ │
│ │ │участников │ │ │
│ │ │образовательного │ │ │
│ │ │процесса. Все│ │ │
│ │ │технические средства
│ │ │
│ │ │СПАК должны
быть│
│ │
│ │ │скоммутированы между│ │ │
│ │ │собой. │ │ │
│ │ │СПАК включает: │ x
│ 1 компл. │
│ │ │1.
Персональный или│ │ │
│ │ │мобильный компьютер│ │ │
│ │ │(ноутбук) с│ │ │
│ │
│предустановленным │ │ │
│ │ │программным │ │ │
│ │ │обеспечением. │ │ │
│ │ │2. Прочее│ │ │
│ │ │оборудование. │ │ │
│ │ │Аппаратное и│ │ │
│ │ │программное │ │ │
│ │ │обеспечение │ │ │
│ │ │компьютера должно│ │ │
│ │ │обеспечивать: │ │ │
│ │ │управление учебным│ │ │
│ │ │процессом; создание
и│ │ │
│ │ │редактирование │ │ │
│ │ │электронных таблиц,│ │ │
│ │ │текстов и│ │ │
│ │ │презентаций; │ │ │
│ │ │создание, обработку
и│ │ │
│ │ │редактирование
звука;│ │ │
│ │ │создание, обработку
и│ │ │
│ │ │редактирование │ │ │
│ │ │растровых, векторных│ │ │
│ │ │и видеоизображений;│ │ │
│ │ │создание и│ │ │
│ │ │редактирование │ │ │
│ │ │интерактивных
учебных│ │ │
│ │ │материалов, │ │ │
│ │ │образовательных │ │ │
│ │ │ресурсов, творческих│ │ │
│ │ │работ со статическими│ │ │
│ │ │и динамическими│ │ │
│ │ │графическими и│ │ │
│ │ │текстовыми
объектами;│ │ │
│ │ │работу с│ │ │
│ │
│геоинформационными
│ │ │
│ │ │системами, │ │ │
│ │ │картографической │ │ │
│ │ │информацией, планами│ │ │
│ │ │объектов и
местности;│ │ │
│ │ │визуализирование │ │ │
│ │ │исторических данных│ │ │
│
│
│(создание
ленты│ │ │
│ │ │времени и
др.);│
│ │
│ │ │возможность │ │ │
│ │ │размещения, │ │ │
│ │ │систематизирования и│ │ │
│ │ │хранения │ │ │
│ │ │(накапливания) │ │ │
│ │ │материалов │ │ │
│ │ │образовательного │ │ │
│ │ │процесса; проведение│ │ │
│ │ │мониторинга и│ │ │
│ │
│фиксацию хода│ │ │
│ │ │учебного процесса
и│ │ │
│ │ │результатов освоения│ │ │
│ │ │основной │ │ │
│ │ │образовательной │ │ │
│ │ │программы общего│ │ │
│ │ │образования; │ │ │
│ │ │проведение различных│ │ │
│ │ │видов и форм
контроля│ │ │
│ │ │знаний, умений
и│ │ │
│ │ │навыков, │ │ │
│ │ │осуществление │ │ │
│ │ │адаптивной │ │ │
│ │ │(дифференцированной) │ │ │
│ │ │подготовки к│ │ │
│ │ │государственной │ │ │
│ │ │(итоговой) │ │ │
│ │ │аттестации; │ │ │
│ │ │осуществление │ │ │
│ │ │взаимодействия между│ │ │
│ │ │участниками учебного│ │ │
│ │ │процесса, в том
числе│ │ │
│ │ │дистанционное │ │ │
│
│
│(посредством
│ │ │
│ │ │локальных и│ │ │
│ │ │глобальных сетей)│ │ │
│ │ │использование
данных,│ │ │
│ │ │формируемых в
ходе│
│ │
│ │ │учебного процесса,│ │ │
│ │ │для решения
задач│
│ │
│ │ │управления │ │ │
│ │ │образовательной │ │ │
│ │ │деятельностью; │ │ │
│ │ │возможность │ │ │
│ │ │безопасного доступа к│
│ │
│ │ │печатным и│ │ │
│ │ │электронным │ │ │
│ │ │образовательным │ │ │
│ │ │ресурсам и
пр.│ │ │
│ │ │Программное │ │ │
│ │ │обеспечение │ │ │
│ │ │компьютеров педагога│ │ │
│ │ │и обучающихся должно│ │ │
│ │ │иметь одинаковый│ │ │
│ │ │интерфейс. │ │ │
│ │ │Прочее оборудование│ │ │
│ │ │включает фото- и│ │ │
│ │ │(или) видеотехнику, │ │ │
│ │ │гарнитуры, веб-│ │ │
│ │ │камеры, графические│ │ │
│ │ │планшеты, устройства│ │ │
│ │ │для коммутации│ │ │
│ │ │оборудования, │ │ │
│ │ │устройства для│ │ │
│ │ │организации
локальной│ │ │
│ │ │беспроводной сети
и│ │ │
│ │ │пр. │ │ │
├────┼───────────────────┼─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│1.3.│Универсальная │Универсальная │ 1 ед.
│ │
│ │платформа для│платформа │ │ │
│ │перемещения, │обеспечивает │ │ │
│ │хранения и│межпредметное │ │ │
│ │подзарядки │(межкабинетное) │ │ │
│ │портативных │использование │ │ │
│ │компьютеров, │оборудования │ │ │
│ │прочего учебного│ │ │ │
│ │оборудования │ │ │ │
├────┼───────────────────┴─────────────────────┴────────────┴─────────────┤
│
2. │ Модуль: лабораторное и
демонстрационное оборудование
│
├────┼───────────────────┬─────────────────────┬────────────┬─────────────┤
│2.1.│Обучающая
цифровая│Может
быть│один
│по одному│
│ │лабораторная │представлена в
виде│комплект
│комплекту │
│ │учебная техника │полнофункционального
│демонстраци-│оборудования │
│ │ │мобильного и
(или)│онного обо- │на 4
- 6│
│ │ │стационарного │рудования │чел. │
│ │ │лабораторного │ │ │
│ │ │комплекса │ │ │
│ │ │(комплексов), │ │ │
│ │ │предназначенного для│ │ │
│ │ │организации учебной,│ │ │
│ │ │учебно- │ │ │
│ │
│исследовательской
и│ │ │
│ │ │проектной │ │ │
│ │ │деятельности, для│ │ │
│ │ │формирования у│ │ │
│ │ │обучающихся навыков│ │ │
│ │ │цифрового измерения│ │ │
│ │ │результатов │ │ │
│ │ │проведения натурных│ │ │
│ │ │экспериментов в│ │ │
│ │ │пределах учебного│ │ │
│ │ │помещения и вне его.
│ │ │
│ │ │Обучающая цифровая│ │ │
│ │ │лабораторная учебная│ │ │
│ │ │техника включает: │ │ │
│ │ │1. Комплект цифрового│
│ │
│ │ │измерительного │ │ │
│ │ │оборудования для│ │ │
│ │ │проведения │ │ │
│ │
│естественнонаучных
│ │ │
│ │ │экспериментов. │ │ │
│ │ │2. Цифровой│ │ │
│ │ │микроскоп. │ │ │
│ │ │3. Комплект│ │ │
│ │ │лабораторных приборов│ │ │
│ │ │и инструментов,│ │ │
│ │ │микропрепаратов и│ │ │
│ │ │пр., обеспечивающих│ │ │
│ │ │корректную
постановку│ │ │
│ │ │экспериментов, │ │ │
│ │ │наблюдений,
опытов с│ │ │
│ │ │использованием │ │ │
│ │ │цифровой
лабораторной│
│ │
│ │ │учебной техники │ │ │
├────┼───────────────────┼─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│2.2.│Обучающая
│Может
быть│один
│по одному│
│ │традиционная │представлена
наборами│комплект
│комплекту │
│ │лабораторная │традиционных │демонстра- │оборудования │
│ │учебная техника │лабораторных │ционного │на
4 - 6│
│ │ │приборов, │оборудования│чел. │
│ │ │используемых │ │ │
│ │ │обучающимися при│ │ │
│ │ │постановке │ │ │
│ │ │экспериментов, │ │ │
│ │ │наблюдений, опытов по│ │ │
│ │ │программам учебных│ │ │
│ │ │предметов и│ │ │
│ │ │внеурочной │ │ │
│ │
│деятельности │ │ │
├────┼───────────────────┼─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│2.3.│Учебная техника│Может быть│ X
│по одному│
│ │для отработки│представлена
наборами│
│комплекту │
│ │практических │конструкторов, │ │оборудования │
│ │действий и│робототехники, │ │на 4
- 6│
│ │навыков, │тренажерами и
пр.,│
│чел. │
│ │проектирования и │предназначенными для│ │ │
│ │конструирования │моделирования, │ │ │
│ │ │технического │ │ │
│ │ │творчества и│ │ │
│ │ │проектной │ │ │
│ │ │деятельности, │ │ │
│ │ │отработки │ │ │
│ │ │практических навыков│ │ │
│ │ │в области│ │ │
│ │ │безопасности │ │ │
│ │
│жизнедеятельности,
│ │ │
│ │ │трудовых навыков
и│ │ │
│ │ │пр. │ │ │
├────┼───────────────────┴─────────────────────┴────────────┴─────────────┤
│
3. │ Модуль:
наглядные пособия по предметам
│
├────┼───────────────────┬─────────────────────┬────────────┬─────────────┤
│3.1.│Наглядные пособия│Могут быть│один │по одному│
│ │по предметам │представлены учебной│комплект │комплекту │
│ │ │техникой, │демонстраци-│оборудования
│
│ │ │обеспечивающей │онного │на одного│
│ │ │визуально-звуковое │оборудования│или группу│
│ │ │представление
объекта│ │обучающихся │
│ │ │изучения. │ │ │
│ │ │Наглядные
пособия по│ │ │
│ │ │предметам
включают: │ │ │
│ │ │электронные │ │ │
│ │ │образовательные │ │ │
│ │ │ресурсы (ЭОР),
а│ │ │
│ │ │также традиционные:│ │ │
│ │ │объемные пособия
-│ │ │
│ │ │макеты, модели,│ │ │
│ │ │слепки, муляжи,│ │ │
│ │ │глобусы и
т.д.;│
│ │
│ │ │плоскостные пособия
-│ │ │
│ │ │таблицы, картины,│ │ │
│ │ │фотографии, карты,│ │ │
│ │ │схемы, чертежи и
т.п.│ │ │
├────┼───────────────────┴─────────────────────┴────────────┴─────────────┤
│
4. │ Модуль:
информационно-методическая поддержка
│
│ │ педагогического
работника │
├────┼───────────────────┬─────────────────────┬────────────┬─────────────┤
│4.1.│Методические │Материалы должны│ │ │
│ │материалы для│содержать
руководство│
│ │
│ │педагогического │пользователя по│ │ │
│ │работника по│подключению, наладке│ │ │
│ │использованию │комплекта или│ │ │
│ │комплекта │отдельных модулей│ │ │
│ │или отдельных│комплекта, описание│ │ │
│ │компонентов │конструктивных │ │ │
│ │комплекта в│особенностей и│ │ │
│ │образовательном │технологии работы │ │ │
│ │процессе │с оборудованием,│ │ │
│ │ │примеры практической│ │ │
│ │ │работы с│ │ │
│ │ │оборудованием, │ │ │
│ │ │описание порядка│ │ │
│ │ │постановки │ │ │
│ │
│экспериментов с│ │ │
│ │ │использованием │ │ │
│ │ │оборудования и
пр. │ │ │
├────┼───────────────────┼─────────────────────┼────────────┼─────────────┤
│4.2.│Программы
(модули,│Разработанные
│ │ │
│ │курсы) повышения│программы (модули,│ │ │
│ │квалификации │курсы) могут являться│ │ │
│ │педагогических │частью программ│ │ │
│ │работников по│повышения │ │ │
│ │использованию │квалификации, │ │ │
│ │комплекта или│обеспечивающих в│ │ │
│ │отдельных │соответствии с│ │ │
│ │компонентов │требованиями ФГОС
ООО│ │ │
│ │комплекта в│непрерывность │ │ │
│ │образовательном │профессионального │ │ │
│ │процессе │развития │ │ │
│ │ │педагогических │ │ │
│ │ │работников │ │ │
│ │ │образовательного │ │ │
│ │ │учреждения, в объеме│ │ │
│ │ │не менее 108
часов и│ │ │
│ │ │не реже одного раза в│
│ │
│ │ │пять лет │ │ │
└────┴───────────────────┴─────────────────────┴────────────┴─────────────┘
6.
Оснащение, обеспечивающее организацию внеурочной
деятельности обучающихся, в том числе моделирование,
техническое
творчество и проектную деятельность
Внеурочная
деятельность обучающихся, в том числе моделирование, техническое творчество и
проектная деятельность, может быть организована с использованием учебной
техники учебных кабинетов с повышенным уровнем оснащения, а также на базе
специально созданных и оснащенных на повышенном уровне лабораторий, мастерских,
помещений для технического творчества и моделирования, предусмотренных
требованиями ФГОС ООО.
Повышенный уровень
оснащения образовательного процесса требует создания дополнительного
специализированного модуля, при работе с которым деятельность школьников будет
носить преимущественно исследовательский характер с использованием расширенного
набора цифрового измерительного оборудования, оборудования для изучения
альтернативных источников энергии, а также программного обеспечения,
современных нанотехнологий и робототехники. Инструментальная среда для
моделирования должна представлять собой инструментарий для практикума
(виртуальный компьютерный конструктор, максимально приспособленный для
использования в учебных целях). Она должна являться проектной средой,
предназначенной для создания моделей различных явлений, проведения численных
экспериментов.
При организации
деятельности обучающихся должны использоваться новые информационные технологии:
мультимедийные программы, электронные справочники и энциклопедии, обучающие
компьютерные программы, электронные библиотеки, которые включают комплекс
информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и
ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в том числе
исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут
входить тематические базы данных, фрагменты исторических документов,
фотографии, видео, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики.
Деятельность обучающихся должна быть обеспечена необходимыми расходными
материалами.