Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 24 ноября 2011 г. N МД-1552/03

 

ОБ ОСНАЩЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

УЧЕБНЫМ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ

 

Министерство образования и науки Российской Федерации направляет Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (далее - Рекомендации).

Данные Рекомендации описывают общие подходы к формированию материально-технических и информационно-методических условий реализации основной образовательной программы основного общего образования.

В дальнейшем в субъекты Российской Федерации будут направлены дополнительные разъяснения по оснащению образовательных учреждений лабораторным, демонстрационным оборудованием и наглядными пособиями, в том числе и для организации внеурочной деятельности в части нецифровой техники.

 

Заместитель министра

М.В.ДУЛИНОВ

 

 

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОСНАЩЕНИЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ УЧЕБНЫМ

И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ, НЕОБХОДИМЫМ

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ФГОС) ОСНОВНОГО ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

МОДЕЛИРОВАНИЯ И ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

1. Пояснительная записка

 

1.1. Цели и назначение Рекомендаций

 

Целью разработки Рекомендаций по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) <1>, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (далее - Рекомендации), является формирование методической основы для создания региональных (муниципальных, институциональных) программ обновления материально-технической базы общеобразовательных учреждений, конкретизированных перечней оснащения общеобразовательных учреждений, обеспечивающих выполнение требований ФГОС ООО к условиям реализации основной образовательной программы. Рекомендации выполняют функцию ориентира в создании целостной информационно-образовательной среды, необходимой для реализации требований к результатам освоения основных образовательных программ на основной ступени общего образования, установленных ФГОС ООО. Они исходят из задач комплексного использования учебной техники, обеспечения системно-деятельностного подхода, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным проектным и поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на конструктивный компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации.

--------------------------------

<1> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", зарегистрирован в Минюсте России 1 февраля 2011 г., регистрационный N 19644.

 

Рекомендации могут быть адаптированы к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, социокультурным условиям.

Рекомендации разработаны на основе требований ФГОС ООО к условиям реализации основных образовательных программ основного общего образования <1>, в соответствии с которыми учебные кабинеты, помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования, должны содержать полные комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей и внеурочной деятельности, включая расходные материалы и канцелярские принадлежности.

--------------------------------

<1> ФГОС ООО, раздел IV "Требования к условиям реализации основных образовательных программ основного общего образования".

 

Оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность:

- достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися;

- развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию учебной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно полезной деятельности, систему кружков, клубов, секций, студий;

- овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий;

- индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы;

- формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской деятельности;

- включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность;

- проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций;

- проектирования и конструирования, управления объектами, программирования;

- создания обучающимися материальных и информационных объектов.

Рекомендации охватывают все предметные области, а также внеурочную деятельность, предусмотренную ФГОС основного общего образования, в том числе учебно-исследовательскую и проектную, а также основные направления моделирования и технического творчества обучающихся.

 

1.2. Нормативные основания

 

Предлагаемые Рекомендации разработаны в соответствии со ст. 7 Закона РФ "Об образовании" <1>, ФГОС ООО, Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений <2>, санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях <3>, Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников <4>, ГОСТ Р52653-2006 "Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения", ГОСТ Р53626-2009 "Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Технические средства обучения. Общие положения", СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы".

--------------------------------

<1> Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (в действующей редакции).

<2> Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. N 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный N 19682).

<3> СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный N 19993).

<4> Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. N 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный N 19676).

 

1.3. Область применения Рекомендаций

 

Предлагаемые Рекомендации могут быть использованы всеми образовательными учреждениями, реализующими программы основного общего образования, органами, осуществляющими управление в сфере образования, методическими службами при лицензировании образовательных учреждений, формировании государственных (муниципальных) заданий, проектировании программ развития образования различных уровней, разработке программ (графиков, дорожных карт) введения ФГОС, разработчиками и производителями продукции для сферы образования и др. Рекомендации могут быть также использованы при разработке новых видов оснащения и оборудования образовательного процесса.

 

2. Комплектно-модульное построение оснащения

общеобразовательного учреждения

 

Оснащение образовательного учреждения строится по принципу конструктора, который предоставляет возможность использовать как весь набор оборудования, так и отдельные его составляющие.

Уровень оснащения обеспечивается соответствующим набором комплектов, модулей, отдельных составляющих комплектов и модулей.

Уровень и особенности оснащения образовательного учреждения определяются в соответствии с целевыми установками и особенностями основной образовательной программы образовательного учреждения, сформированной на основе запросов участников образовательного процесса, а также социально-педагогическими условиями населенного пункта, муниципального образования и т.д.

Полное оснащение образовательного учреждения обеспечивают три взаимосвязанных комплекта:

1) общешкольное оснащение;

2) оснащение предметных кабинетов;

3) оснащение, обеспечивающее организацию внеурочной деятельности, в том числе моделирование, научно-техническое творчество, учебно-исследовательская и проектная деятельность.

Каждый из комплектов может включать несколько модулей: технические средства обучения, лабораторное оборудование, наглядные средства обучения, информационно-методическую поддержку педагогического работника. Модуль информационно-методической поддержки педагогического работника содержит инструктивно-методические материалы, программы (модули, курсы) повышения квалификации педагогических работников по использованию комплекта или отдельных компонентов комплекта в образовательном процессе.

Технические средства обучения содержат модули, отражающие функциональную, технологическую, организационную специфику и направленность и обеспечивающие согласованность их совместного использования, а также взаимодействие и согласованность с другой учебной техникой в образовательном процессе.

Лабораторное и демонстрационное оборудование включают предметно-тематические модули и модули оборудования общего назначения, также отражающие специфику учебного предмета.

Учебное оборудование, включенное в комплекты для основной ступени общего образования, должно обеспечить возможность проведения таких трех форм экспериментов, соответствующих требованиям к результатам освоения основных образовательных программ и примерным программам учебных предметов, как: демонстрационный эксперимент, фронтальный лабораторный эксперимент и эксперимент (групповой, индивидуальный) в рамках внеурочной проектной и учебно-исследовательской деятельности, а также технического творчества и моделирования.

 

3. Оснащение общеобразовательного учреждения,

реализующего основную образовательную программу основного

общего образования

 

3.1. Оснащение образовательного учреждения должно формироваться на основе следующих принципов:

- соответствие требованиям ФГОС ООО, обеспечение преемственности с оснащением для начального общего образования;

- учет возрастных психолого-педагогических особенностей обучающихся;

- необходимость и достаточность оснащения образовательного процесса для полной реализации основных образовательных программ основного общего образования, в том числе - части, формируемой участниками образовательного процесса;

- универсальность - возможность применения одного и того же учебного оборудования для решения комплекса задач в учебной и внеурочной деятельности, в различных предметных областях, с использованием различных методик обучения и пр.;

- комплектность и модульность, позволяющие реализовать различные основные образовательные программы с учетом реальных особенностей образовательных учреждений и основных образовательных программ, различных рабочих программ и учебно-методических комплексов, направлений внеурочной деятельности, а также потребностей участников образовательного процесса;

- обеспечение эргономичного режима работы участников образовательного процесса;

- согласованность совместного использования (содержательная, функциональная, технологическая, программная и пр.);

- соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим требованиям, требованиям пожарной и электробезопасности, требованиям охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников образовательных учреждений.

3.2. Совокупность комплектов оснащения должна обеспечивать возможность:

- функционирования соответствующей требованиям ФГОС ООО информационно-образовательной среды образовательного учреждения;

- реализации в полном объеме основных образовательных программ основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся;

- использования современных образовательных технологий в учебной и внеурочной деятельности;

- активного применения образовательных информационно-коммуникационных технологий (в том числе дистанционных образовательных технологий);

- безопасного доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам, расположенным в открытом доступе и (или) в федеральных и региональных центрах информационно-образовательных ресурсов;

- в электронной форме:

- управлять образовательным процессом;

- создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;

- формировать и отрабатывать навыки клавиатурного письма;

- создавать, обрабатывать и редактировать звук;

- создавать, обрабатывать и редактировать растровые, векторные и видеоизображения;

- индивидуально и коллективно (многопользовательский режим) создавать и редактировать интерактивные учебные материалы, образовательные ресурсы, творческие работы со статическими и динамическими графическими и текстовыми объектами;

- работать с геоинформационными системами, картографической информацией, планами объектов и местности;

- визуализировать исторические данные (создавать ленты времени и др.);

- размещать, систематизировать и хранить (накапливать) материалы образовательного процесса (в том числе работы обучающихся и педагогических работников, используемые участниками образовательного учебного процесса информационные ресурсы);

- проводить мониторинг и фиксировать ход учебного процесса и результаты освоения основной образовательной программы общего образования;

- проводить различные виды и формы контроля знаний, умений и навыков, осуществлять адаптивную (дифференцированную) подготовку к государственной (итоговой) аттестации;

- осуществлять взаимодействие между участниками учебного процесса, в том числе дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей) использование данных, формируемых в ходе учебного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;

- осуществлять взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, с другими образовательными учреждениями и организациями.

Среда деятельности учителя и учащегося должна обеспечивать возможность:

- строить динамические компьютерные модели объектов и процессов;

- проводить виртуальные эксперименты и анализ полученных при этом результатов;

- анализировать зависимость поведения рассматриваемого объекта от его параметров, начальных и граничных условий;

- выдвигать гипотезы, объясняющие ход исследуемых процессов;

- сравнивать виртуальные процессы с наблюдаемыми в реальном эксперименте и с математическими моделями процессов.

3.3. На поставляемые комплекты оснащения или отдельные его элементы (далее - оборудование) поставщиком должна предоставляться гарантия, срок действия которой не может составлять менее трех лет и не может быть менее срока действия гарантии производителя данного оборудования, включая обеспечение сервисного обслуживания и ремонтных работ поставляемого оборудования. Сервисное обслуживание и ремонтные работы поставляемого оборудования должны осуществляться в регионах его поставки. Информация о сервисных центрах в регионах поставки оборудования должна входить в сопроводительную документацию к каждой единице или комплекту оборудования. Поставщики должны обеспечивать обучение лиц, осуществляющих использование и обслуживание поставляемого оборудования, функционирование службы технической и информационной поддержки, позволяющей обеспечить эффективное использование поставляемого оборудования в образовательном процессе.

 

4. Общешкольное оснащение

 

К общешкольному оснащению относится оборудование, не закрепленное за предметными кабинетами, использующееся в многопредметных и надпредметных проектах, создании единой информационной сети и управлении образовательным учреждением и пр. К данному оборудованию в большей степени относятся средства ИКТ, позволяющие производить сбор, хранение, обработку информации, а также обеспечивать ее представление, распространение и управление. Такое оборудование многофункционально, интегративно, оно используется для различных видов урочной и внеурочной деятельности, для торжественных актов школы, на межшкольных семинарах, для работы с родителями и общественностью. Оно может быть размещено также в помещениях для самостоятельной работы обучающихся после уроков (медиатека, читальный зал библиотеки и т.д.). Это может быть комплект мобильного оборудования - ноутбуки, проекторы, организованные в виде передвижных многофункциональных компьютерных классов, автоматизированных рабочих мест педагогов-предметников, обучающихся (с учетом возможностей передвижения в пределах одного этажа, двух и более этажей при наличии лифтового хозяйства).

ФГОС ООО предъявляет требования к наличию информационно-образовательной среды, обеспечивающей планирование и фиксацию образовательного процесса, размещение работ учителей и учащихся, взаимодействие участников образовательного процесса. Соответствующее оснащение предполагает наличие школьного сервера, рабочих мест представителей администрации школы, педагогов, обучающихся, возможности интеграции их в Интернет.

 

5. Общие рекомендации по оснащению учебных кабинетов

для основной ступени общего образования

 

Оснащение учебных кабинетов должно обеспечиваться оборудованием автоматизированных рабочих мест педагога и обучающихся, а также набором традиционной учебной техники для обеспечения образовательного процесса. Автоматизированное рабочее место (АРМ) включает не только собственно компьютерное рабочее место, но и специализированное цифровое оборудование, а также программное обеспечение и среду сетевого взаимодействия, позволяющие педагогу и обучающимся наиболее полно реализовать профессиональные и образовательные потребности.

Цифровые измерительные приборы существенно расширяют эффективность школьных лабораторных работ, как активной формы образовательного процесса, дают новые возможности для проектной деятельности. В области естественных наук расширение указанных возможностей обеспечивается, в частности, использованием цифровых инструментов измерения и обработки данных, в математике - использованием виртуальных лабораторий, в ряде других предметов - возможностью фиксации звуковых и зрительных образов средствами ИКТ. В виртуальных лабораториях учащиеся могут провести и демонстрационные опыты учителя и значительное число других экспериментов.

Потребность использования АРМ обучающихся при изучении различных предметных областей определяет организационную модификацию данного комплекта: организация стационарных автоматизированных рабочих мест обучающихся либо комплект общешкольного оснащения.

Традиционные средства обучения по предметным областям должны содержать различные средства наглядности, а также лабораторное и демонстрационное оборудование, приборы и инструменты для проведения натурных экспериментов и пр.

Традиционные средства обучения используются самостоятельно, а также совместно со средствами ИКТ и повышают их функциональность и эффективность использования в образовательном процессе.

 

Рекомендуемое оснащение учебных кабинетов для основной

ступени общего образования

 

┌────┬───────────────────┬─────────────────────┬──────────────────────────┐

│ N     Наименование          Состав и         Количественный состав  

п/п │      модуля          предназначение       автоматизированного   

                           оборудования,          рабочего места     

                       │ входящего в модуль  ├────────────┬─────────────┤

                                              педагога  обучающихся

├────┼───────────────────┼─────────────────────┼────────────┼─────────────┤

│ 1           2                   3               4            5     

├────┼───────────────────┴─────────────────────┴────────────┴─────────────┤

│ 1. │Модуль: технические средства обучения                              

├────┼───────────────────┬─────────────────────┬────────────┬─────────────┤

│1.1.│Специализированный │СПАК         является│   1 ед.          x     

    │программно-        │составной      частью│                        

    │аппаратный         │информационно-                               

    │комплекс   педагога│образовательной среды│                        

    │(СПАК)             │образовательного                             

                       │учреждения,                                  

                       │обеспечивает  решение│                        

                       │профессиональных                             

                       │задач   педагога    с                        

                       │применением                                  

                       │информационно-                               

                       │коммуникационных                             

                       │технологий     (ИКТ).│                        

                       │СПАК           должен│                        

                       │обеспечивать  сетевое│                        

                       │взаимодействие   всех│                        

                       │участников                                   

                       │образовательного                             

                       │процесса.         Все│                        

                       │технические  средства│                        

                       │СПАК   должны    быть│                        

                       │скоммутированы  между│                        

                       │собой                                         

                       ├─────────────────────┼────────────┼─────────────┤

                       │СПАК включает:                               

                       ├─────────────────────┼────────────┼─────────────┤

                       │1.  Персональный  или│   1 ед.          x     

                       │мобильный   компьютер│                        

                       │(ноутбук)           с                        

                       │предустановленным                            

                       │программным                                  

                       │обеспечением                                 

                       ├─────────────────────┼────────────┼─────────────┤

                       │2.      Интерактивное│   1 ед.          x     

                       │оборудование                                 

                       ├─────────────────────┼────────────┼─────────────┤

                       │2.1.    Интерактивная│                        

                       │доска                                        

                       ├─────────────────────┼────────────┼─────────────┤

                       │2.2.         Проектор│                        

                       │мультимедийный                               

                       ├─────────────────────┼────────────┼─────────────┤

                       │2.3.     Визуализатор│                        

                      │цифровой                                     

                       │3.  Оборудование  для│   1 ед.          x     

                       │тестирования качества│                        

                       │знаний обучающихся                           

                       │4.      Копировально-│   1 ед.          x     

                       │множительная техника │                        

                       │4.1.        Печатное,│   1 ед.          x     

                       │копировальное,                               

                       │сканирующие                                  

                       │устройства (отдельные│                        

                       │элементы или  в  виде│                        

                       │многофункционального │                        

                       │устройства,         в                        

                       соответствии с целями│                        

                       │и            задачами│                        

                       │использования                                

                       │оборудования        в                         

                       │образовательном                              

                       процессе)                                    

                       │5.             Прочее│                        

                       │оборудование                                 

                       │Аппаратное          и│  1 компл.        x     

                       │программное                                  

                       │обеспечение                                  

                       │компьютера     должно│                        

                       │обеспечивать:                                

                       │управление    учебным                        

                       │процессом; создание и│                        

                       │редактирование                               

                       │электронных   таблиц,│                        

                       │текстов             и│                        

                       │презентаций;                                 

                       │создание, обработку и│                        

                       │редактирование звука;│                        

                       │создание, обработку и│                        

                       │редактирование                               

                       │растровых,  векторных│                        

                       │и   видеоизображений;│                        

                       │создание            и│                        

                       │редактирование                               

                       │интерактивных учебных│                        

                       │материалов,                                  

                       │образовательных                              

                       │ресурсов,  творческих│                         

                       │работ со статическими                        

                       │и       динамическими│                        

                       │графическими        и│                        

                       │текстовыми объектами;│                        

                       │работу              с                        

                       │геоинформационными                           

                       │системами,                                   

                       │картографической                             

                       │информацией,  планами│                        

                       │объектов и местности;│                        

                       │визуализирование                             

                       │исторических   данных│                        

                       │(создание       ленты│                        

                       │времени    и    др.);│                        

                       │возможность                                  

                       │размещения,                                  

                       │систематизирования  и│                        

                       │хранения                                     

                       │(накапливания)                               

                       │материалов                                   

                      │образовательного                             

                       │процесса;  проведение│                        

                       │мониторинга         и│                        

                       │фиксацию         хода│                        

                       │учебного  процесса  и│                        

                       │результатов  освоения│                        

                       │основной                                      

                       │образовательной                              

                       │программы      общего│                        

                       │образования;                                 

                       │проведение  различных                        

                       │видов и форм контроля│                        

                       │знаний,   умений    и│                        

                       │навыков,                                     

                       │осуществление                                

                       │адаптивной                                   

                       │(дифференцированной) │                         

                       │подготовки          к                        

                       │государственной                              

                       │(итоговой)                                   

                       │аттестации;                                  

                       │осуществление                                

                       │взаимодействия  между                        

                       │участниками  учебного                        

                       │процесса, в том числе│                        

                       │дистанционное                                

                       │(посредством                                 

                       │локальных           и│                        

                       │глобальных    сетей),│                        

                       │использование данных,│                        

                       формируемых  в   ходе│                        

                       │учебного процесса для                        

                       │решения         задач│                        

                       │управления                                   

                       │образовательной                              

                       │деятельностью;                               

                       │возможность                                  

                       │безопасного доступа к                        

                       │печатным            и│                        

                       │электронным                                  

                       │образовательным                              

                       │ресурсам    и     пр.│                        

                       │Программное                                  

                       │обеспечение                                   

                       │компьютеров  педагога│                        

                       │и обучающихся  должно│                        

                       │иметь      одинаковый│                        

                       │интерфейс.                                   

                       │Интерактивное                                

                       │оборудование                                 

                       │предназначено     для│                        

                       │визуализации учебного                        

                       │материала,                                   

                       │полученного         с│                        

                       │цифровых и нецифровых│                        

                       │носителей,         на                        

                       │интерактивном экране,│                        

                       │сохранения                                   

                       │результатов                                  

                       │образовательного                             

                       │процесса            и│                        

                       │образовательных                              

                       │достижений      том│                        

                       числе    формирование│                        

                      │портфолио)                                   

                       │обучающихся.                                 

                       │Копировально-                                

                       │множительная  техника│                        

                       │предназначена     для│                        

                       │тиражирования                                

                       │учебного   материала,│                         

                       │сохранения в цифровом                        

                       формате   результатов│                        

                       │образовательного                             

                       │процесса            и│                        

                       │образовательных                              

                       │достижений                                   

                       │(формирование                                

                       │портфолио)                                   

                       │обучающихся.                                 

                       │Прочее   оборудование│                         

                       │включает    фото-   и│                        

                       │(или) видеотехнику,                          

                       │гарнитуру, устройства│                        

                       │для        коммутации│                        

                       │оборудования                                 

├────┼───────────────────┼─────────────────────┼────────────┼─────────────┤

│1.2.│Специализированный │СПАК         является│     x          1 ед.   

    │программно-        │составной      частью│              на 1 чел. 

    │аппаратный         │информационно-                               

    │комплекс           │образовательной среды│                        

    │обучающихся (СПАК) │образовательного                             

                       │учреждения,                                  

                       │обеспечивает  решение│                        

                       │учебно-познавательных│                        

                       │задач  обучающихся  с                        

                       │применением                                  

                       │информационно-                               

                       │коммуникационных                             

                       │технологий     (ИКТ).│                        

                       │СПАК           должен│                        

                       │обеспечивать  сетевое│                        

                       │взаимодействие   всех│                        

                       │участников                                   

                       │образовательного                             

                       │процесса.         Все│                        

                       │технические средства │                        

                       │СПАК   должны    быть│                         

                       │скоммутированы  между│                        

                       │собой.                                       

                       │СПАК включает:            x        1 компл.  

                       │1.  Персональный  или│                        

                       │мобильный   компьютер│                        

                       │(ноутбук)           с                        

                       │предустановленным                            

                       │программным                                  

                       │обеспечением.                                

                       │2.             Прочее│                        

                       │оборудование.                                

                       │Аппаратное          и│                        

                       │программное                                  

                       │обеспечение                                  

                       │компьютера     должно│                        

                       │обеспечивать:                                

                       │управление    учебным                        

                       │процессом; создание и│                        

                       │редактирование                               

                       │электронных   таблиц,│                        

                      │текстов             и│                        

                       │презентаций;                                 

                       │создание, обработку и│                        

                       │редактирование звука;│                        

                       │создание, обработку и│                        

                       │редактирование                               

                       │растровых,  векторных│                         

                       │и   видеоизображений;│                        

                       │создание            и│                        

                       │редактирование                               

                       │интерактивных учебных│                        

                       │материалов,                                  

                       │образовательных                              

                       │ресурсов,  творческих│                        

                       │работ со статическими                        

                       │и       динамическими│                        

                       │графическими        и│                         

                       │текстовыми объектами;│                        

                       │работу              с                        

                       │геоинформационными                           

                       │системами,                                   

                       │картографической                             

                       │информацией,  планами│                        

                       │объектов и местности;│                        

                       │визуализирование                             

                       │исторических   данных│                        

                       │(создание       ленты│                        

                       │времени    и    др.);│                        

                       │возможность                                  

                       │размещения,                                  

                       │систематизирования  и│                        

                       │хранения                                     

                       │(накапливания)                               

                       │материалов                                   

                       │образовательного                             

                       │процесса;  проведение│                        

                       │мониторинга         и│                        

                       │фиксацию         хода│                        

                       │учебного  процесса  и│                        

                       │результатов  освоения│                        

                       │основной                                     

                       │образовательной                              

                       │программы      общего│                        

                       │образования;                                  

                       │проведение  различных                        

                       │видов и форм контроля│                        

                       │знаний,   умений    и│                        

                       │навыков,                                     

                       │осуществление                                

                       │адаптивной                                   

                       │(дифференцированной) │                        

                       │подготовки          к                        

                       │государственной                              

                       │(итоговой)                                   

                       │аттестации;                                  

                       │осуществление                                

                       │взаимодействия  между                        

                       │участниками  учебного                        

                       │процесса, в том числе│                        

                       │дистанционное                                

                       │(посредством                                 

                       │локальных           и│                        

                       │глобальных     сетей)│                        

                       │использование данных,│                        

                      формируемых  в   ходе│                        

                       │учебного    процесса,│                        

                       │для   решения   задач│                        

                       │управления                                   

                       │образовательной                              

                       │деятельностью;                               

                       │возможность                                   

                       │безопасного доступа к                        

                       │печатным            и│                        

                       │электронным                                  

                       │образовательным                              

                       │ресурсам    и     пр.│                        

                       │Программное                                  

                       │обеспечение                                  

                       │компьютеров  педагога│                        

                       │и обучающихся  должно│                        

                       │иметь      одинаковый│                         

                       │интерфейс.                                   

                       │Прочее   оборудование│                        

                       │включает    фото-   и│                        

                       │(или) видеотехнику,                          

                       │гарнитуры,       веб-│                        

                       │камеры,   графические│                        

                       │планшеты,  устройства│                        

                       │для        коммутации│                        

                       │оборудования,                                

                       │устройства        для                        

                       │организации локальной│                        

                       │беспроводной  сети  и│                        

                       │пр.                                          

├────┼───────────────────┼─────────────────────┼────────────┼─────────────┤

│1.3.│Универсальная      Универсальная           1 ед.                

    │платформа       для│платформа                                    

    │перемещения,       │обеспечивает                                 

    │хранения          и│межпредметное                                

    │подзарядки         │(межкабинетное)                              

    портативных        │использование                                

    │компьютеров,       │оборудования                                 

    │прочего    учебного│                                             

    │оборудования                                                    

├────┼───────────────────┴─────────────────────┴────────────┴─────────────┤

│ 2. │        Модуль: лабораторное и демонстрационное оборудование       

├────┼───────────────────┬─────────────────────┬────────────┬─────────────┤

│2.1.│Обучающая  цифровая│Может            быть│один        │по     одному│

    лабораторная       │представлена  в  виде│комплект    │комплекту   

    │учебная техника    │полнофункционального │демонстраци-│оборудования │

                       │мобильного   и  (или)│онного обо- │на  4   -   6│

                       стационарного        │рудования   │чел.        

                       │лабораторного                                

                       │комплекса                                    

                       │(комплексов),                                

                       │предназначенного  для│                        

                       │организации  учебной,│                        

                       │учебно-                                      

                       │исследовательской   и│                        

                       │проектной                                    

                       │деятельности,     для                        

                       │формирования        у│                        

                       │обучающихся   навыков│                        

                       │цифрового   измерения│                        

                       │результатов                                  

                       │проведения   натурных                        

                       │экспериментов       в                        

                       │пределах     учебного                        

                      │помещения и вне его. │                        

                       │Обучающая    цифровая│                        

                       │лабораторная  учебная│                        

                       │техника включает:                            

                       │1. Комплект цифрового                        

                       │измерительного                               

                       │оборудования      для                         

                       │проведения                                   

                       │естественнонаучных                           

                       │экспериментов.                               

                       │2.           Цифровой│                        

                       │микроскоп.                                   

                       │3.           Комплект│                        

                       │лабораторных приборов│                        

                       │и       инструментов,│                        

                       │микропрепаратов     и│                        

                       │пр.,   обеспечивающих│                         

                       │корректную постановку│                        

                       │экспериментов,                               

                       │наблюдений, опытов  с                        

                       │использованием                               

                       │цифровой лабораторной│                        

                       │учебной техники                              

├────┼───────────────────┼─────────────────────┼────────────┼─────────────┤

│2.2.│Обучающая          │Может            быть│один        │по     одному│

    традиционная       │представлена наборами│комплект    │комплекту   

    │лабораторная       │традиционных         │демонстра-  │оборудования │

    │учебная техника    лабораторных         │ционного    │на  4   -   6│

                       │приборов,            │оборудования│чел.        

                       │используемых                                 

                       │обучающимися      при│                        

                       │постановке                                   

                       │экспериментов,                               

                       │наблюдений, опытов по                        

                       │программам    учебных                        

                       │предметов           и│                        

                       │внеурочной                                   

                       │деятельности                                 

├────┼───────────────────┼─────────────────────┼────────────┼─────────────┤

│2.3.│Учебная     техника│Может            быть│     X      │по     одному│

    │для       отработки│представлена наборами│            │комплекту   

    │практических       │конструкторов,                   │оборудования │

    │действий          и│робототехники,                   │на  4   -   6│

    │навыков,           │тренажерами  и   пр.,│            │чел.         

    │проектирования и   предназначенными  для│                        

    │конструирования    │моделирования,                               

                       │технического                                 

                       │творчества          и│                        

                       │проектной                                    

                       │деятельности,                                

                       │отработки                                    

                       │практических  навыков│                        

                       │в             области│                        

                       │безопасности                                 

                       │жизнедеятельности,                           

                       │трудовых  навыков   и│                        

                       │пр.                                          

├────┼───────────────────┴─────────────────────┴────────────┴─────────────┤

│ 3. │               Модуль: наглядные пособия по предметам              

├────┼───────────────────┬─────────────────────┬────────────┬─────────────┤

│3.1.│Наглядные   пособия│Могут            быть│один        │по     одному│

    │по предметам       представлены  учебной│комплект    │комплекту   

                       │техникой,            │демонстраци-│оборудования │

                       обеспечивающей       │онного      │на     одного│

                      визуально-звуковое   │оборудования│или    группу│

                       │представление объекта│            обучающихся 

                       │изучения.                                    

                       │Наглядные пособия  по                        

                       │предметам включают:                          

                       │электронные                                  

                       │образовательные                               

                       │ресурсы   (ЭОР),    а│                        

                       │также   традиционные:│                        

                       │объемные  пособия   -│                        

                       │макеты,       модели,│                        

                       │слепки,       муляжи,│                        

                       │глобусы    и    т.д.;│                        

                       │плоскостные пособия -│                        

                       │таблицы,     картины,│                        

                       │фотографии,    карты,│                        

                       │схемы, чертежи и т.п.│                         

├────┼───────────────────┴─────────────────────┴────────────┴─────────────┤

│ 4. │            Модуль: информационно-методическая поддержка           

                          педагогического работника                    

├────┼───────────────────┬─────────────────────┬────────────┬─────────────┤

│4.1.│Методические       │Материалы      должны│                        

    │материалы       для│содержать руководство│                        

    │педагогического    │пользователя       по                        

    │работника        по│подключению,  наладке│                        

    │использованию      │комплекта         или│                        

    │комплекта          │отдельных     модулей│                        

    │или       отдельных│комплекта,   описание│                        

    │компонентов        │конструктивных                               

    │комплекта         в│особенностей        и│                        

    образовательном    │технологии работы                            

    процессе           │с      оборудованием,│                        

                       │примеры  практической                        

                       │работы              с                        

                       │оборудованием,                               

                       │описание      порядка│                        

                       │постановки                                   

                       │экспериментов       с                        

                       │использованием                               

                       │оборудования и пр.                           

├────┼───────────────────┼─────────────────────┼────────────┼─────────────┤

│4.2.│Программы  (модули,│Разработанные                                

    │курсы)    повышения│программы    (модули,│                        

    │квалификации       │курсы) могут являться│                         

    │педагогических     │частью       программ│                        

    │работников       по│повышения                                    

    │использованию      │квалификации,                                

    │комплекта       или│обеспечивающих      в│                        

    отдельных          │соответствии        с│                        

    │компонентов        │требованиями ФГОС ООО│                        

    │комплекта         в│непрерывность                                

    │образовательном    │профессионального                            

    процессе           │развития                                     

                       │педагогических                               

                       │работников                                   

                       │образовательного                             

                       │учреждения, в  объеме│                        

                       │не менее 108 часов  и│                        

                       │не реже одного раза в                        

                       │пять лет                                     

└────┴───────────────────┴─────────────────────┴────────────┴─────────────┘

 

6. Оснащение, обеспечивающее организацию внеурочной

деятельности обучающихся, в том числе моделирование,

техническое творчество и проектную деятельность

 

Внеурочная деятельность обучающихся, в том числе моделирование, техническое творчество и проектная деятельность, может быть организована с использованием учебной техники учебных кабинетов с повышенным уровнем оснащения, а также на базе специально созданных и оснащенных на повышенном уровне лабораторий, мастерских, помещений для технического творчества и моделирования, предусмотренных требованиями ФГОС ООО.

Повышенный уровень оснащения образовательного процесса требует создания дополнительного специализированного модуля, при работе с которым деятельность школьников будет носить преимущественно исследовательский характер с использованием расширенного набора цифрового измерительного оборудования, оборудования для изучения альтернативных источников энергии, а также программного обеспечения, современных нанотехнологий и робототехники. Инструментальная среда для моделирования должна представлять собой инструментарий для практикума (виртуальный компьютерный конструктор, максимально приспособленный для использования в учебных целях). Она должна являться проектной средой, предназначенной для создания моделей различных явлений, проведения численных экспериментов.

При организации деятельности обучающихся должны использоваться новые информационные технологии: мультимедийные программы, электронные справочники и энциклопедии, обучающие компьютерные программы, электронные библиотеки, которые включают комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в том числе исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических документов, фотографии, видео, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики.

Деятельность обучающихся должна быть обеспечена необходимыми расходными материалами.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024