Зарегистрировано в Минюсте России 20
апреля 2012 г. N 23921
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 29 марта 2012 г. N 239
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ
К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПЕРЕПОДГОТОВКИ
И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ГРАЖДАНСКИХ
СЛУЖАЩИХ, А ТАКЖЕ К УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПЕРЕПОДГОТОВКИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ
В соответствии со
статьей 62 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О
государственной гражданской службе Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2007,
N 49, ст. 6070), пунктом 9 статьи 9 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992
г. N 3266-1 "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов
Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст.
1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2007,
N 44, ст. 5280; N 49, ст. 6070; 2010, N 46, ст. 5918; 2011, N 23, ст.
3261; N 25, ст. 3537, ст. 3538; N 27, ст. 3871) и пунктом 8
государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению
квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской
Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6
мая 2008 г. N 362 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 19,
ст. 2194), приказываю:
Утвердить
федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительных
профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и
повышения квалификации государственных гражданских служащих, а также к уровню
профессиональной переподготовки государственных гражданских служащих.
Министр
А.А.ФУРСЕНКО
Приложение
Утверждены
приказом
Министерства образования
и науки Российской
Федерации
от 29 марта 2012 г.
N 239
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПЕРЕПОДГОТОВКИ
И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ГРАЖДАНСКИХ
СЛУЖАЩИХ, А ТАКЖЕ К УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПЕРЕПОДГОТОВКИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ
1. Настоящие федеральные государственные требования к минимуму
содержания дополнительных профессиональных образовательных программ
профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных
гражданских служащих, а также к уровню профессиональной переподготовки
государственных гражданских служащих (далее - Требования) определяют цели и
структуру дополнительных профессиональных образовательных программ (далее -
ДПОП) профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных
гражданских служащих, реализуемых в имеющих государственную аккредитацию
образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального
образования <*> (далее - образовательное учреждение), а также требования
к уровню профессиональной переподготовки государственных гражданских служащих.
--------------------------------
<*> Пункт 6
статьи 62 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О
государственной гражданской службе Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6070).
2. Профессиональная
переподготовка и повышение квалификации государственных гражданских служащих
осуществляются образовательными учреждениями в целях, определенных пунктами 10
и 18 государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению
квалификации и стажировке государственных гражданских служащих, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 362
<*> (далее - Государственные требования).
--------------------------------
<*> Собрание
законодательства Российской Федерации, 2008, N 19, ст. 2194.
3. К уровню профессиональной
переподготовки государственных гражданских служащих устанавливаются следующие
требования.
Лица, завершившие
освоение ДПОП профессиональной переподготовки, должны обладать следующими
компетенциями:
способностью
действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации <*>,
федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и обеспечивать их
исполнение;
--------------------------------
<*>
Российская газета, 1993, N 237; Собрание законодательства Российской Федерации,
2009, N 1, ст. 1, ст. 2.
высоким уровнем
правосознания и правовой культуры, способностью проявлять непримиримость к
коррупционному поведению;
способностью
соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному
поведению, не нарушать запреты, которые установлены законодательством
Российской Федерации, способностью руководствоваться при исполнении служебных
обязанностей принципами служебного поведения гражданского служащего <*>,
способностью принимать меры по предотвращению конфликта интересов;
--------------------------------
<*> Указ
Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2002, N 33, ст. 3196; 2007, N 13, ст.
1531; 2009, N 29, ст. 3658).
способностью
анализировать процессы и явления, происходящие в обществе, осуществлять
управленческую деятельность с использованием современных социальных технологий;
пониманием сущности
и значения информации в профессиональной деятельности государственных
гражданских служащих, осознанием опасности и угрозы, возникающих в этом
процессе, умением соблюдать основные требования информационной безопасности, в
том числе защиты государственной тайны;
способностью
применять современные информационно-коммуникационные технологии, в том числе
технологии электронного документооборота;
способностью к
аналитической обработке информации;
способностью
поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения
должностных обязанностей.
4. ДПОП
профессиональной переподготовки государственных гражданских служащих должна
предусматривать изучение следующих учебных разделов (таблица 1):
базовая часть:
учебный раздел Р.1
"Государственное управление";
учебный раздел Р.2
"Организационно-правовые основы государственной гражданской службы";
учебный раздел Р.3
"Информационно-документационное обеспечение государственного
управления";
учебный раздел Р.4
"Служебное поведение государственного гражданского служащего и механизмы
противодействия коррупции";
профильная часть:
учебный раздел Р.5.
Таблица 1
Структура
ДПОП профессиональной переподготовки
государственных
гражданских служащих
┌─────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ N
│ Учебный раздел и
результаты его освоения
│
│учебного
│
│
│
раздела │
│
├─────────┼───────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Р.1
│
Государственное управление │
│ │
│
│ │ В результате освоения раздела обучающийся должен: │
│ │ знать:
│
│ │ систему, структуру,
принципы разграничения полномочий│
│ │органов государственной
власти;
│
│ │ правовые и
организационные основы деятельности органов│
│ │государственной власти и
государственных организаций;
│
│ │ технологии оценки
экономических и социальных
условий при│
│ │разработке и реализации
государственных программ;
│
│ │
│
│ │ уметь:
│
│ │ анализировать и
моделировать административные процессы
и│
│ │процедуры при исполнении
государственных функций;
│
│ │ разрабатывать предложения, направленные на
повышение│
│ │эффективности деятельности государственных органов
и│
│ │государственных
организаций.
│
│
├───────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ │ Вариативная составляющая │
├─────────┼───────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Р.2 │ Организационно-правовые основы
государственной │
│ │ гражданской службы │
│ │
│
│ │ В результате освоения раздела обучающийся должен: │
│ │ знать:
│
│ │ статус государственного
гражданского служащего;
│
│ │ основы организации и
прохождения государственной гражданской│
│ │службы;
│
│ │ основы кадровой
политики и управления
персоналом в│
│ │государственной гражданской
службе;
│
│ │ особенности социальной
защиты государственных гражданских│
│ │служащих;
│
│ │
│
│ │ уметь:
│
│ │ применять правовые
нормы, относящиеся к
сфере│
│ │профессиональной
деятельности;
│
│ │ применять методы
оценки эффективности профессиональной│
│ │деятельности государственных
гражданских служащих; │
│ │ использовать технологии управления
профессиональной│
│ │служебной деятельностью
государственных гражданских служащих.
│
│
├───────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ │ Вариативная составляющая │
├─────────┼───────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Р.3
│
Информационно-документационное обеспечение │
│ │ государственного
управления │
│ │ │
│ │ В результате освоения раздела обучающийся должен: │
│ │ знать:
│
│ │ современные тенденции развития информационно-│
│ │коммуникационных технологий в
государственном управлении; │
│ │ систему документационного обеспечения государственного│
│ │управления;
│
│ │ основные требования к
оформлению организационно-│
│ │распорядительных и
справочно-информационных документов;
│
│ │ требования и
механизмы обеспечения информационной│
│ │безопасности; │
│ │
│
│ │ уметь:
│
│ │ осуществлять поиск,
анализ и систематизацию информации
в│
│ │интересах
исполнения профессиональных служебных обязанностей; │
│ │ работать с
электронно-библиотечными
системами,│
│ │профессиональными базами данных,
правовыми и информационно-│
│ │справочными системами;
│
│ │ применять технологии,
необходимые для обеспечения соблюдения│
│ │требований информационной безопасности,
в том числе
защиты│
│ │государственной тайны; │
│ │
│
│ │ владеть навыками:
│
│ │ работы с
внутренними и периферийными устройствами│
│ │компьютера;
│
│ │ работы с информационно-телекоммуникационными сетями,
в том│
│ │числе
сетью Интернет;
│
│ │ работы в текстовом
редакторе;
│
│ │ работы с электронными
таблицами;
│
│ │ подготовки презентаций; │
│ │ работы с базами данных. │
│
├───────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ │ Вариативная составляющая │
├─────────┼───────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Р.4
│ Служебное поведение
государственного гражданского служащего
│
│ │ и механизмы противодействия
коррупции │
│ │
│
│ │ В результате освоения раздела обучающийся должен: │
│ │ знать:
│
│ │ основные принципы
этики и служебного поведения│
│ │государственных гражданских
служащих Российской Федерации;
│
│ │ правила работы
государственных гражданских служащих
при│
│ │общении
с гражданами;
│
│ │ этикет государственного
гражданского служащего; │
│ │ содержание конфликта
интересов при исполнении
служебных│
│ │обязанностей;
│
│ │ формы коррупционных
проявлений;
│
│ │ методы выявления и
противодействия коррупции;
│
│ │
│
│ │ уметь:
│
│ │ использовать приобретенные
знания для защиты прав
и свобод│
│ │граждан, а также законных
интересов общества и государства;
│
│ │ распознавать и
оценивать различные формы
проявления│
│ │коррупции.
│
│ ├───────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ │ Вариативная составляющая │
├─────────┼───────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Р.5
│ Профильная часть │
├─────────┼───────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ │ Государственная (итоговая)
аттестация │
└─────────┴───────────────────────────────────────────────────────────────┘
5. ДПОП повышения
квалификации государственных гражданских служащих должна предусматривать
изучение следующих учебных разделов (таблица 2):
базовая часть:
учебный раздел Р.1
"Система государственного управления";
профильная часть:
учебный раздел Р.2.
Таблица 2
Структура
ДПОП повышения квалификации государственных
гражданских
служащих
┌─────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ N
│ Учебный раздел и
результаты его освоения
│
│учебного
│
│
│
раздела │
│
├─────────┼───────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Р.1
│ Система
государственного управления
│
│ │
│
│ │ В результате освоения раздела обучающийся должен: │
│ │ знать: │
│ │ систему и структуру
государственных органов;
│
│ │ технологии и методы
организации исполнения полномочий
органов│
│ │государственной власти; │
│ │ механизмы взаимодействия
государственных органов;
│
│ │ уметь:
│
│ │ разрабатывать и
аргументировать предложения,
направленные на│
│ │повышение эффективности деятельности
государственных органов│
│ │и государственных
организаций
│
│
├───────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ │ Вариативная составляющая │
├─────────┼───────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Р.2
│
Профильная часть
│
├─────────┼───────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ │ Государственная (итоговая)
аттестация │
└─────────┴───────────────────────────────────────────────────────────────┘
6. В целях
реализации Требований образовательное учреждение:
разрабатывает
и утверждает ДПОП профессиональной переподготовки и повышения квалификации
государственных гражданских служащих, которые включают в себя рабочие программы
учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), а также другие материалы,
обеспечивающие качество подготовки обучающихся и реализацию соответствующей
образовательной технологии;
определяет
трудоемкость ДПОП профессиональной переподготовки и повышения квалификации
государственных гражданских служащих в соответствии с Государственными требованиями
<*>;
--------------------------------
<*> Собрание
законодательства Российской Федерации, 2008, N 19, ст. 2194.
выбирает
образовательную технологию, обеспечивающую требуемое качество подготовки обучающихся.
7. Образовательное
учреждение определяет трудоемкость учебных курсов, предметов, дисциплин
(модулей), включая аудиторную и самостоятельную работу обучающихся, текущую,
промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию.
Каждый учебный
раздел базовой части ДПОП профессиональной переподготовки и повышения
квалификации государственных гражданских служащих включает в себя обязательную
и вариативную составляющие. Вариативная составляющая учебного раздела
устанавливается образовательным учреждением в целях расширения и (или)
углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием
обязательной части учебного раздела.
Профильная часть
ДПОП профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных
гражданских служащих устанавливается образовательным учреждением исходя из вида
и области профессиональной деятельности обучающихся.
8. Освоение ДПОП
профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных
гражданских служащих завершается обязательной государственной (итоговой)
аттестацией.
Государственная
(итоговая) аттестация проводится в формах, предусмотренных пунктами 14 и 20
Государственных требований <*>.
--------------------------------
<*> Собрание
законодательства Российской Федерации, 2008, N 19, ст. 2194.
По результатам
проведения государственной (итоговой) аттестации государственным гражданским
служащим, успешно освоившим ДПОП профессиональной переподготовки и повышения
квалификации, выдаются документы государственного образца, предусмотренные
пунктами 15 и 21 Государственных требований <*>.
--------------------------------
<*> Собрание
законодательства Российской Федерации, 2008, N 19, ст. 2194.