ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 25 апреля 2012 г. N АЦ/12785
О РАЗЪЯСНЕНИИ
ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ В ЧАСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ В
ДОКУМЕНТАЦИИ
О ТОРГАХ ТРЕБОВАНИЙ, ОГРАНИЧИВАЮЩИХ КОЛИЧЕСТВО
УЧАСТНИКОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗА
Федеральная
антимонопольная служба (далее - ФАС России) рассмотрела обращение о разъяснении
положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов
на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и сообщает
следующее.
В соответствии с
частью 2 статьи 22, частью 2 статьи 34, пунктом 4 статьи 43 Закона о размещении
заказов документация о торгах, извещение о запросе
котировок должны содержать требования к качеству, техническим характеристикам
товара, работ, услуг, требования к результатам работ и иные показатели,
связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ,
оказываемых услуг потребностям заказчика.
Следовательно,
заказчик вправе установить в документации о торгах, извещении о запросе
котировок требование к качеству услуг при размещении заказов на оказание
образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования.
Вместе с тем, согласно
части 3 статьи 22, части 3.1 статьи 34, части 2 статьи 45 Закона о размещении
заказов документация о торгах, извещение о запросе
котировок не должны содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания,
фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы,
наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также
требования к товару, информации, работам, если такие требования влекут за собой
ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно части 2
статьи 27 Закона от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее -
Закон об образовании) документы государственного образца об уровне образования
и (или) квалификации выдают образовательные учреждения или научные организации,
имеющие государственную аккредитацию.
При этом, согласно части 1 статьи 33.2 Закона об образовании
государственная аккредитация проводится в отношении образовательных учреждений,
реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные
государственные образовательные стандарты или федеральные государственные
требования.
Таким
образом, по мнению ФАС России, при проведении торгов, запросе котировок на
право оказания образовательных услуг в сфере дополнительного образования по
образовательным программам, для которых не установлены федеральные
государственные образовательные стандарты или федеральные государственные
требования, указание в документации о торгах, извещении о запросе котировок
требования о выдаче по результатам обучения документа об образовании
государственного образца приводит к ограничению количества участников размещения заказа, что нарушает положения части 3 статьи 22, части
3.1 статьи 34, части 2 статьи 45 Закона о размещении заказов.
При этом
указание в документации о торгах требования о наличии у участника размещения заказа государственной аккредитации является требованием
не к оказываемым услугам, а к участникам размещения заказа, устанавливаемым в
соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов.
Таким образом, при
проведении торгов на право оказания соответствующих услуг по образовательным
программам, для которых не установлены федеральные государственные
образовательные стандарты или федеральные государственные требования, указание
в документации о торгах требования о наличии у участника
размещения заказа государственной аккредитации приводит к ограничению
количества участников размещения заказа.
А.Ю.ЦАРИКОВСКИЙ