Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 12 сентября 2012 г. N ДЛ-150/08

 

О СОКРАЩЕНИИ ОБЪЕМОВ

И ВИДОВ ОТЧЕТНОСТИ, ПРЕДСТАВЛЯЕМОЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

 

В связи с участившимися обращениями учителей и руководителей общеобразовательных учреждений об увеличении количества запросов, поступающих в их адрес от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных органов и организаций (далее - органы и организации), Минобрнауки России сообщает.

С целью выявления реального количества запросов, поступающих в адрес учителей и руководителей общеобразовательных учреждений от органов и организаций, Минобрнауки России совместно с экспертными организациями и представителями Ассоциации директоров школ провело опрос общеобразовательных учреждений из 13 субъектов Российской Федерации: Калужской области, Чувашской Республики, Тамбовской области, Новгородской области, Кировской области, Республики Башкортостан, Владимирской области, Ставропольского края, Новосибирской области, Свердловской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, Москвы. Полученные данные выявили общие проблемы и тенденции, характерные и для более представительной выборки регионов.

По итогам опроса получены следующие результаты.

Основной объем запросов информации (60%) от общего потока документооборота общеобразовательных учреждений составляют:

разовые запросы, часто дублирующие статистическую отчетность, на представление количественной информации (например, численность обучающихся и учителей в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях);

дублирующие запросы информации в рамках федеральных мониторингов ("Наша новая школа" и "Модернизация региональных систем общего образования");

запросы-отчеты о проведении отдельных воспитательных, спортивных и других школьных мероприятий (например, "День славянской письменности и культуры", акция "Внимание, дети!", "О профилактике наркомании" и другие);

неправомерные запросы по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, включая результаты текущего, промежуточного контроля и государственной (итоговой) аттестации обучающихся, дублирующие контрольно-надзорные функции (отчеты успеваемости обучающихся за четверть или полугодие, планы воспитательной работы, отчеты о введении и использовании новых технологий в образовательном процессе и тому подобное).

Около 20% в общем объеме составляют запросы, связанные с плановыми и внеплановыми проверками общеобразовательного учреждения со стороны контрольно-надзорных органов.

Таким образом, 80% от общего количества запросов - это запросы органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им организаций.

Оставшиеся 20% запросов - это необоснованные запросы иных органов и организаций.

Еще одним результатом опроса стало подтверждение тенденции ежегодного увеличения объемов и видов представляемой общеобразовательными учреждениями отчетности.

Отмечается также высокая загрузка учителя по представлению администрации общеобразовательного учреждения отчетной информации, касающейся широкого спектра вопросов, в том числе связанной с аттестацией учителя, а также подтверждением качества своей работы - сбором дополнительной информации в рамках введения новой системы оплаты труда.

Минобрнауки России обращает внимание, что государственные (муниципальные) общеобразовательные учреждения, реализующие основные общеобразовательные программы:

на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации "Об образовании" представляют учредителю и общественности ежегодный отчет о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также о результатах самооценки своей деятельности;

ежегодно заполняют формы федерального статистического наблюдения в сфере общего образования в соответствии с федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р, и на основании Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации";

представляют данные в рамках федеральных мониторингов реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1507-р) и модернизации региональных систем общего образования (постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования").

В дополнение к этому образовательные учреждения представляют также бухгалтерскую и статистическую отчетности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также информацию о своей деятельности в органы государственной статистики, налоговые органы, иные органы и лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и своим уставом.

Не установленные законодательством Российской Федерации или не урегулированные нормативными правовыми актами требования дополнительной информации от общеобразовательного учреждения следует считать необоснованными.

С учетом изложенного, а также в целях соблюдения установленного законодательством Российской Федерации разграничения полномочий между органами, осуществляющими управление в сфере образования, и недопущения нарушений законодательства Российской Федерации в области образования в части самостоятельности общеобразовательных учреждений Минобрнауки России сообщает о недопустимости по отношению к общеобразовательному учреждению следующих мер:

1. Сбор информации, связанной с текущей и промежуточной аттестацией обучающихся: отчет по итогам учебной четверти, полугодия, годовой отчет об успеваемости, о пропусках учебных занятий и тому подобное, так как образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся (пункт 3 статьи 15 и подпункт 16 пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации "Об образовании").

2. Запрос такого рода дополнительной информации, как планы работ методических объединений, отчеты о работе учителей-предметников, согласование учебных планов, а также учебных программ, образовательных программ, отчеты по участникам, победителям и призерам различных олимпиад, конкурсов и тому подобное.

3. Сбор информации, не относящейся к реализации основных общеобразовательных программ общеобразовательными учреждениями.

В целях сокращения объемов и видов представляемой общеобразовательными учреждениями отчетности Минобрнауки России со своей стороны планирует отказаться от дублирующих запросов в их адрес, а также унифицировать федеральные мониторинги ("Наша новая школа", "Модернизация региональных систем общего образования"). В течение года Министерство реализует введение в эксплуатацию единой автоматизированной информационной системы мониторинга сферы образования, позволяющей консолидировать существующие на всех уровнях управления образованием информационные системы с центральным хранилищем данных и системой аналитического хранения, а также содержащей количественную и качественную информацию об образовательных учреждениях.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, Минобрнауки России рекомендует:

1. Самостоятельно получать информацию, относящуюся к реализации основных общеобразовательных программ и их результатам, из официального сайта общеобразовательного учреждения в сети Интернет (пункт 5 статьи 32 Закона Российской Федерации "Об образовании").

2. Обеспечить открытость и доступность информации о проведенных общеобразовательным учреждением воспитательных, спортивных и иных внеурочных, внешкольных мероприятиях посредством ее размещения на официальном сайте общеобразовательного учреждения в сети Интернет и ее обновления (Правила размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2012 г. N 343).

3. Указать администрации общеобразовательных учреждений, что в случае получения ими неправомерных запросов и с целью пресечения такой практики необходимо направлять указанные запросы учредителю общеобразовательного учреждения.

4. Обеспечить при необходимости передачу информации, относящейся к реализации основных общеобразовательных программ в общеобразовательном учреждении и их результатам, в иные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления через учредителя общеобразовательного учреждения.

5. Указать методическим службам разного уровня на неправомерность сбора информации в общеобразовательных учреждениях как на несвойственную им функцию, а также необходимость оказания ими услуг методического характера по закрепленным в правоустанавливающих документах вопросам.

6. Обеспечить переход общеобразовательных учреждений на систему ведения журналов успеваемости в электронном виде в соответствии с письмом Минобрнауки России от 15 февраля 2012 г. N АП-147/07.

7. Установить, при необходимости, локальными актами общеобразовательного учреждения разумный срок (не более 1 раза в полугодие) представления учителем администрации общеобразовательного учреждения информации о результатах качества работы в рамках введения новой системы оплаты труда.

8. Неукоснительно руководствоваться установленным порядком организации и проведения плановых проверок общеобразовательных учреждений в части их соответствия ежегодному сводному плану проведения плановых проверок, размещенному на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет, и соблюдения их периодичности (статья 9 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").

9. Обратить внимание администрации общеобразовательных учреждений на то, что плановые проверки органов, осуществляющих государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в отношении общеобразовательных учреждений проводятся не чаще 1 раза в год; плановые проверки органов, осуществляющих лицензирование образовательной деятельности, - не чаще 1 раза в 2 года (постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 944 "Об утверждении Перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью").

10. Обеспечить совмещение плановых проверок общеобразовательных учреждений органами, осуществляющими государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, с деятельностью комиссий по приемке образовательных учреждений к новому учебному году, действующих в соответствии с приказом Минобрнауки России от 23 июля 2008 г. N 213 "Об организации плановой подготовки образовательных учреждений к новому учебному году".

11. Довести указанную информацию до органов местного самоуправления, взаимодействующих с общеобразовательными учреждениями, в том числе по вопросу защиты прав несовершеннолетних, а также до самих общеобразовательных учреждений. Провести необходимые совещания.

12. Провести работу со средствами массовой информации по данному вопросу.

 

Д.В.ЛИВАНОВ

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024