МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 сентября 2012 г. N ДЛ-150/08
О СОКРАЩЕНИИ ОБЪЕМОВ
И ВИДОВ ОТЧЕТНОСТИ, ПРЕДСТАВЛЯЕМОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
В связи с
участившимися обращениями учителей и руководителей общеобразовательных
учреждений об увеличении количества запросов, поступающих в их адрес от органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и иных органов и организаций (далее - органы и организации), Минобрнауки России сообщает.
С целью выявления
реального количества запросов, поступающих в адрес учителей и руководителей
общеобразовательных учреждений от органов и организаций, Минобрнауки
России совместно с экспертными организациями и представителями Ассоциации
директоров школ провело опрос общеобразовательных учреждений из 13 субъектов
Российской Федерации: Калужской области, Чувашской
Республики, Тамбовской области, Новгородской области, Кировской области,
Республики Башкортостан, Владимирской области, Ставропольского края,
Новосибирской области, Свердловской области, Ханты-Мансийского автономного
округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, Москвы. Полученные данные
выявили общие проблемы и тенденции, характерные и для более представительной
выборки регионов.
По итогам опроса
получены следующие результаты.
Основной объем
запросов информации (60%) от общего потока документооборота общеобразовательных
учреждений составляют:
разовые запросы,
часто дублирующие статистическую отчетность, на представление количественной
информации (например, численность обучающихся и учителей в государственных и
муниципальных общеобразовательных учреждениях);
дублирующие запросы
информации в рамках федеральных мониторингов ("Наша новая школа" и
"Модернизация региональных систем общего образования");
запросы-отчеты о
проведении отдельных воспитательных, спортивных и других школьных мероприятий
(например, "День славянской письменности и культуры", акция
"Внимание, дети!", "О профилактике наркомании" и другие);
неправомерные
запросы по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, включая
результаты текущего, промежуточного контроля и государственной (итоговой)
аттестации обучающихся, дублирующие контрольно-надзорные функции (отчеты
успеваемости обучающихся за четверть или полугодие, планы воспитательной
работы, отчеты о введении и использовании новых технологий в образовательном
процессе и тому подобное).
Около 20% в общем
объеме составляют запросы, связанные с плановыми и внеплановыми проверками
общеобразовательного учреждения со стороны контрольно-надзорных органов.
Таким образом, 80%
от общего количества запросов - это запросы органов, осуществляющих управление
в сфере образования, и подведомственных им организаций.
Оставшиеся 20%
запросов - это необоснованные запросы иных органов и организаций.
Еще одним
результатом опроса стало подтверждение тенденции ежегодного увеличения объемов
и видов представляемой общеобразовательными учреждениями отчетности.
Отмечается также
высокая загрузка учителя по представлению администрации общеобразовательного
учреждения отчетной информации, касающейся широкого спектра вопросов, в том
числе связанной с аттестацией учителя, а также подтверждением качества своей
работы - сбором дополнительной информации в рамках введения новой системы
оплаты труда.
Минобрнауки России обращает внимание, что государственные (муниципальные)
общеобразовательные учреждения, реализующие основные общеобразовательные
программы:
на основании
подпункта 3 пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации "Об
образовании" представляют учредителю и общественности ежегодный отчет о
поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также о
результатах самооценки своей деятельности;
ежегодно
заполняют формы федерального статистического наблюдения в сфере общего
образования в соответствии с федеральным планом статистических работ,
утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г.
N 671-р, и на основании Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ
"Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики
в Российской Федерации";
представляют
данные в рамках федеральных мониторингов реализации национальной
образовательной инициативы "Наша новая школа" (распоряжение
Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1507-р) и
модернизации региональных систем общего образования (постановление
Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 436 "О порядке
предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета субъектов
Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования").
В дополнение к
этому образовательные учреждения представляют также бухгалтерскую и
статистическую отчетности в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации, а также информацию о своей деятельности в органы государственной
статистики, налоговые органы, иные органы и лицам в соответствии с
законодательством Российской Федерации и своим уставом.
Не установленные
законодательством Российской Федерации или не урегулированные нормативными
правовыми актами требования дополнительной информации от общеобразовательного
учреждения следует считать необоснованными.
С учетом
изложенного, а также в целях соблюдения установленного законодательством
Российской Федерации разграничения полномочий между органами, осуществляющими
управление в сфере образования, и недопущения нарушений законодательства
Российской Федерации в области образования в части самостоятельности
общеобразовательных учреждений Минобрнауки России
сообщает о недопустимости по отношению к общеобразовательному учреждению
следующих мер:
1. Сбор информации, связанной с текущей и промежуточной аттестацией
обучающихся: отчет по итогам учебной четверти, полугодия, годовой отчет об
успеваемости, о пропусках учебных занятий и тому подобное, так как образовательное
учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и
периодичности промежуточной аттестации обучающихся (пункт 3 статьи 15 и
подпункт 16 пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации "Об
образовании").
2. Запрос такого
рода дополнительной информации, как планы работ методических объединений,
отчеты о работе учителей-предметников, согласование учебных планов, а также
учебных программ, образовательных программ, отчеты по участникам, победителям и
призерам различных олимпиад, конкурсов и тому подобное.
3. Сбор информации,
не относящейся к реализации основных общеобразовательных программ
общеобразовательными учреждениями.
В целях
сокращения объемов и видов представляемой общеобразовательными учреждениями
отчетности Минобрнауки России со своей стороны
планирует отказаться от дублирующих запросов в их адрес, а также унифицировать
федеральные мониторинги ("Наша новая школа", "Модернизация
региональных систем общего образования"). В течение года Министерство реализует введение в эксплуатацию единой
автоматизированной информационной системы мониторинга сферы образования,
позволяющей консолидировать существующие на всех уровнях управления
образованием информационные системы с центральным хранилищем данных и системой
аналитического хранения, а также содержащей количественную и качественную
информацию об образовательных учреждениях.
Органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление
в сфере образования, Минобрнауки России рекомендует:
1. Самостоятельно
получать информацию, относящуюся к реализации основных общеобразовательных
программ и их результатам, из официального сайта общеобразовательного
учреждения в сети Интернет (пункт 5 статьи 32 Закона Российской Федерации
"Об образовании").
2. Обеспечить открытость и доступность информации о проведенных
общеобразовательным учреждением воспитательных, спортивных и иных внеурочных,
внешкольных мероприятиях посредством ее размещения на официальном сайте
общеобразовательного учреждения в сети Интернет и ее обновления (Правила
размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном
учреждении, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от
18 апреля 2012 г. N 343).
3. Указать
администрации общеобразовательных учреждений, что в случае получения ими
неправомерных запросов и с целью пресечения такой практики необходимо
направлять указанные запросы учредителю общеобразовательного учреждения.
4. Обеспечить при
необходимости передачу информации, относящейся к реализации основных
общеобразовательных программ в общеобразовательном учреждении и их результатам,
в иные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления через учредителя общеобразовательного учреждения.
5. Указать
методическим службам разного уровня на неправомерность сбора информации в
общеобразовательных учреждениях как на несвойственную им функцию, а также
необходимость оказания ими услуг методического характера по закрепленным в
правоустанавливающих документах вопросам.
6. Обеспечить
переход общеобразовательных учреждений на систему ведения журналов успеваемости
в электронном виде в соответствии с письмом Минобрнауки
России от 15 февраля 2012 г. N АП-147/07.
7. Установить, при
необходимости, локальными актами общеобразовательного учреждения разумный срок
(не более 1 раза в полугодие) представления учителем администрации
общеобразовательного учреждения информации о результатах качества работы в
рамках введения новой системы оплаты труда.
8. Неукоснительно руководствоваться установленным порядком организации
и проведения плановых проверок общеобразовательных учреждений в части их
соответствия ежегодному сводному плану проведения плановых проверок,
размещенному на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации
в сети Интернет, и соблюдения их периодичности (статья 9 Федерального закона
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля").
9. Обратить
внимание администрации общеобразовательных учреждений на то, что плановые
проверки органов, осуществляющих государственный пожарный надзор,
государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в отношении
общеобразовательных учреждений проводятся не чаще 1 раза в год; плановые проверки органов, осуществляющих лицензирование
образовательной деятельности, - не чаще 1 раза в 2 года (постановление
Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 944 "Об
утверждении Перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере
образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки
проводятся с установленной периодичностью").
10. Обеспечить
совмещение плановых проверок общеобразовательных учреждений органами,
осуществляющими государственный пожарный надзор, государственный
санитарно-эпидемиологический надзор, с деятельностью комиссий по приемке
образовательных учреждений к новому учебному году, действующих в соответствии с
приказом Минобрнауки России от 23 июля 2008 г. N 213
"Об организации плановой подготовки образовательных учреждений к новому
учебному году".
11. Довести
указанную информацию до органов местного самоуправления, взаимодействующих с
общеобразовательными учреждениями, в том числе по вопросу защиты прав несовершеннолетних,
а также до самих общеобразовательных учреждений. Провести необходимые
совещания.
12. Провести работу
со средствами массовой информации по данному вопросу.
Д.В.ЛИВАНОВ