МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ
ПИСЬМО
от 4 октября 2012 г. N 05-3903
В
Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)
поступают многочисленные обращения от органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации
в области образования (далее - уполномоченные органы), а также образовательных
учреждений, расположенных на территории субъектов Российской Федерации, по
вопросам, касающимся проведения государственной аккредитации образовательных
учреждений, в том числе:
использования
уполномоченным органом при проведении государственной аккредитации
образовательных учреждений среднего профессионального образования (далее -
образовательные учреждения СПО) критериев показателей, необходимых для
определения их типа и вида, утвержденных приказом Рособрнадзора
от 25 октября 2011 г. N 2267 "Об утверждении критериев показателей,
необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего
профессионального и среднего профессионального образования" (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 27 декабря 2011 г., регистрационный N 22764) (далее - приказ Рособрнадзора от 25 октября 2011 г. N 2267);
переоформления
свидетельства о государственной аккредитации (далее - свидетельство) на период
до окончания срока его действия в случаях:
государственной
аккредитации неаккредитованных образовательных программ начального и среднего
профессионального образования, реализуемых образовательным учреждением в рамках
ранее аккредитованных укрупненных групп направлений подготовки и
специальностей;
установления иного
государственного статуса образовательного учреждения в течение срока действия
свидетельства и сроках представления образовательным
учреждением соответствующего заявления для переоформления свидетельства в
уполномоченный орган.
По существу
вопросов Рособрнадзор считает целесообразным
разъяснить следующее.
1. В соответствии с абзацем 3 пункта 6 статьи 12 Закона Российской
Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (далее -
Закон), пунктом 6 Положения о государственной аккредитации образовательных
учреждений и научных организаций, утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 21 марта 2011 г. N 184, критерии показателей,
необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения,
устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере образования и
науки или уполномоченным органом в соответствии с их компетенцией.
Согласно подпункту
3 пункта 1 статьи 28.1 Закона к компетенции уполномоченных органов относятся полномочия
по государственной аккредитации образовательных учреждений, расположенных на
территории субъекта Российской Федерации (за исключением образовательных
учреждений, указанных в подпункте 24 статьи 28 Закона).
Исходя из
приведенных норм, уполномоченные органы не имеют правовых оснований для
применения приказа Рособрнадзора от 25 октября 2011
г. N 2267 при проведении государственной аккредитации образовательных
учреждений СПО.
Решения
уполномоченного органа о государственной аккредитации образовательных
учреждений СПО, принятые на основании указанного приказа Рособрнадзора,
могут быть признаны необоснованными и подлежащими отмене.
Уполномоченному
органу надлежит самостоятельно установить критерии показателей, необходимых для
определения типа и вида образовательного учреждения, на основании приказа
Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 сентября 2011 г. N
2253 "Об утверждении перечней показателей деятельности образовательных
учреждений высшего профессионального, среднего профессионального и начального
профессионального образования, необходимых для установления их государственного
статуса" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11
октября 2011 г.,
регистрационный N 22010).
Вместе с тем при их
разработке могут учитываться критерии показателей, утвержденные приказом Рособрнадзора от 25 октября 2011 г. N 2267.
2. В соответствии с абзацем 2 пункта 6 статьи 33.2 Закона при
проведении государственной аккредитации основных профессиональных
образовательных программ аккредитационный орган
принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в
государственной аккредитации в отношении каждой укрупненной группы направлений
подготовки и специальностей, к которой относятся заявленные для государственной
аккредитации основные профессиональные образовательные программы (с учетом
уровня образования и присваиваемой квалификации (степени). Все основные
профессиональные образовательные программы, реализуемые в аккредитованном
образовательном учреждении и (или) его аккредитованном филиале в соответствии с
лицензией и относящиеся к аккредитованным укрупненным группам направлений
подготовки и специальностей (с учетом уровня образования, установленного
подпунктами 3, 4 пункта 5 статьи 27 Закона, и присваиваемой квалификации
(степени)), являются аккредитованными.
Из этого
следует, что образовательные учреждения, у которых приложение к свидетельству
оформлено с указанием укрупненных групп направлений подготовки и
специальностей, соответствующих аккредитованным основным профессиональным образовательным
программам, не должны представлять в уполномоченный орган заявление о
переоформлении свидетельства с целью государственной аккредитации
образовательных программ, не заявленных ранее к государственной аккредитации,
относящихся к аккредитованным укрупненным группам направлений подготовки и
специальностей (с учетом уровня
образования и присваиваемой квалификации (степени)).
Необходимо
отметить, что решения уполномоченного органа о переоформлении свидетельства
образовательного учреждения с целью государственной аккредитации таких
образовательных программ, принятые в нарушение законодательства Российской
Федерации в области образования, могут быть признаны необоснованными и
подлежащими отмене.
3. Переоформление
свидетельства, выданного образовательному учреждению в течение срока действия
свидетельства с целью установления иного государственного статуса
образовательного учреждения, осуществляется уполномоченным органом согласно
подпункту 3 пункта 26 статьи 33.2 Закона.
Каких-либо
ограничений, связанных со сроками предоставления образовательным учреждением в
уполномоченный орган заявления о переоформлении свидетельства по данному
основанию, законодательством Российской Федерации в области образования не
предусмотрено.
В этой связи
образовательное учреждение вправе представить в уполномоченный орган заявление
о переоформлении свидетельства с целью установления иного государственного
статуса на любом этапе срока действия свидетельства.
Н.Г.ЯРОШЕНКО