Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РЕШЕНИЕ

от 19 мая 1998 г. N 7/1

 

О ПРОБЛЕМАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВЕЧЕРНИХ (СМЕННЫХ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Заслушав и обсудив сообщение начальника Управления общего среднего образования М.Р. Леонтьевой о проблемах функционирования вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений Российской Федерации, коллегия отмечает, что в системе образовательных учреждений общего среднего образования Российской Федерации на начало 1997/98 учебного года работали 1718 вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений с общим охватом обучающихся 0,5 млн. человек.

В соответствии с Федеральным законом "Об образовании" и Типовым положением вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения в настоящее время обеспечивают конституционное право на получение бесплатного основного общего и среднего (полного) общего образования различным категориям граждан, не имеющим возможности обучаться в общеобразовательных учреждениях, а также с учетом особенностей и возможностей учреждения проводят профессиональную подготовку и реализуют дополнительные образовательные программы различной направленности.

Вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения играют значительную роль в деле обеспечения социальной защиты, адаптации и реабилитации детей и молодежи, являясь демократичным и доступным видом образовательного учреждения.

В целях обеспечения права на получение образования осужденных лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, действуют вечерние (сменные) общеобразовательные школы и учебно - консультационные пункты.

В период с 1985 по 1993 год проведены рационализация и сокращение сети вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений на 2745 учреждений, а обучающихся на 1,2 млн. человек, что было вызвано резким уменьшением численности учащейся работающей молодежи, не имеющей среднего образования.

С 1993 по 1995 год продолжалось сокращение вечерних (сменных) школ вследствие сложного финансового положения не только российского образования, но и всей экономики в целом.

В последние годы основные показатели развития сети вечерних школ стабилизировались. В то же время материально - техническая база, оборудование и оснащение вечерних школ находятся в состоянии кризиса. Только 54% школ располагаются в собственных помещениях, многие школы не имеют соответствующих санитарно - гигиенических условий для обучения. Дефицит помещений приводит к тому, что на одного обучающегося приходится 1,8 кв. метра, при санитарной норме 2,5 кв. метра.

Значительные изменения претерпел контингент обучающихся в вечерних школах. Если до 1993 года в них обучалась только работающая молодежь (от 16 лет), то в настоящее время возрастной ценз обучающихся приблизился к возрасту учащихся дневных общеобразовательных школ.

Конституционное установление обязательного основного общего образования (9-летнее образование), реформирование системы образования, создавшее разнообразие видов и форм получения общего среднего образования, появление законодательной возможности трудиться с 14 лет, принятие нового Типового положения о вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях создало основу для последующего образования и самообразования, осознанного выбора и освоения профессии, формирования общей культуры личности обучающегося в данном виде общеобразовательных учреждений.

В настоящее время в вечерних (сменных) школах около 30% учащихся в возрасте 15 лет и моложе, 45% - 16 - 17 лет, 24% - 18 - 29 лет, 1,3% составляют обучающиеся старше 30 лет.

Проведенные в ряде территорий (г. Москва, Ставропольский край. Ленинградская, Липецкая, Московская, Орловская и другие области) исследования показывают, что контингент вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений разнороден по возрасту, подготовленности, социальной зрелости, профессиональной направленности и мотивам обучения.

Это подростки, ушедшие из дневной школы по разным причинам, работающая молодежь, несовершеннолетние, отбывающие наказание в воспитательных колониях, и взрослые, отбывающие наказание в исправительных учреждениях системы МВД России.

Несмотря на требования Федерального закона "Об образовании", продолжается отторжение педагогически запущенных детей из дневной школы. Вследствие этого в вечерних (сменных) школах открываются 5, 6 классы, а в ряде школ при исправительных учреждениях даже организуется обучение по программам начальной школы.

Половина обучающихся в вечерних школах - подростки 16 - 17 лет, потерявшие связь с дневной школой, имеющие слабые знания. Другая часть учащихся - хорошо успевающие учащиеся 10 - 11 классов, проходящие обучение в форме экстерната, с целью экономии времени для дальнейшего профессионального обучения.

Сложность контингента обучающихся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях требует дифференцированного подхода к разработке образовательных программ разного уровня, обновлению содержания, форм и методов обучения.

Вечерние (сменные) общеобразовательные школы реализуют образовательный процесс на основе введенного в 1993 году Базисного учебного плана вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения, создают гибкие учебные планы, учитывающие уровень подготовки обучающихся, их образовательные запросы, возможности образовательных учреждений.

В вечерних школах г. г. Москвы, Санкт - Петербурга, Ульяновска, Ставропольского края, Ханты - Мансийского автономного округа и ряда других регионов реализуются учебные программы: компенсирующего обучения, ускоренного обучения, профилированного обучения по системе "Школа - вуз", индивидуального обучения, экстерната.

При общем увеличении численности за последний год уменьшилось количество учащихся выпускных классов, не получивших аттестат о среднем полном образовании (с 7075 в 1995/96 учебном году до 6607 в 1996/97 учебном году). Значительно снизился отсев из школы по причине неуспеваемости (с 25061 до 22325).

Возрос уровень качества знаний учащихся, увеличилось количество награжденных серебряной медалью за успехи в учебе с 56 до 146.

В новом Базисном плане, вводимом в 1998 году, увеличен максимальный объем учебной нагрузки обучающихся с 22 до 26 часов в 7 - 9 классах, что позволит в вечерней школе реализовывать государственный образовательный стандарт и минимум содержания основных образовательных программ общеобразовательной школы.

Учитывая специфику и особенности организации деятельности вечерних (сменных) общеобразовательных школ в воспитательных колониях, Минобразованием России совместно с МВД России был разработан и утвержден Базисный учебный план для таких учреждений.

В последние годы в Российской Федерации сформировалась система оказания психологической поддержки детям и подросткам, в которой равноценное участие принимают педагоги и психологи вечерних школ, привлекающие к этому процессу медицинских работников в г. г. Москве, Санкт - Петербурге, Иванове, Орле, Липецке, Сургуте, Ярославле и других регионах.

Психолого - педагогическое сопровождение обучающихся успешно обеспечивают педагогические коллективы вечерних (сменных) школ в рамках городской Программы "Девиантные дети" г. Майкопа Республики Адыгея; программы открытой общеобразовательной школы N 2 г. Сургута.

В ряде вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений организована профессиональная подготовка подростков, имеющая целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для определенной работы, адаптации к новым социально - экономическим условиям.

Минобразование России совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации и учреждениями исполнения наказаний МВД России ведет работу по поддержке и развитию сети вечерних (сменных) общеобразовательных школ в исправительных учреждениях.

Проблемы организации образовательного процесса, обновления содержания и методики преподавания, социальной роли учреждений в обеспечении занятости подростков, оказании им психолого - педагогической помощи обсуждались на семинарах - совещаниях с руководителями вечерних (сменных) общеобразовательных школ, на организованных совместно с Республиканской академией повышения квалификации педагогических работников курсах, круглых столах.

В состоянии и развитии системы вечерних (сменных) общеобразовательных школ существует ряд серьезных проблем, требующих принятия оперативных мер.

Свертывание деятельности методических служб, научных исследований по проблемам образования взрослых отрицательно сказалось на развитии вечернего образования в целом.

Разнообразие учреждений, объединенных общим названием "вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения", особенности контингента, организация их деятельности требуют нового научно - методического осмысления и разработки педагогически целесообразных методик, различных видов примерных учебных планов, нового поколения программ с учетом специфики учреждений для различных организационных форм обучения.

Сложность личностных проблем обучающихся вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений обуславливает необходимость создания сети психологической и социально - педагогической служб, активного включения в деятельность уже функционирующих центров психолого - медико - социальной помощи детям и подросткам.

Практически отсутствуют программы повышения квалификации, разработанные специально для педагогов вечерних школ.

В зачаточном состоянии находится разработка проблем профессиональной подготовки обучающихся в вечерних школах.

Образовательный процесс вечерних школ недостаточно обеспечен учебно - методической литературой, программами, учебниками.

В связи с возрастным изменением контингента обучающихся остро стоит проблема распространения на учащихся вечерних школ социальных льгот по оплате проезда, питания и выплаты пособий гражданам, имеющим детей до 18 лет.

В настоящее время около 30% отбывающих наказание в исправительных учреждениях и 70% в воспитательных колониях не имеют основного общего образования. При этом продолжается процесс свертывания сети вечерних (сменных) общеобразовательных школ в учреждениях исполнения наказаний МВД России ввиду критического положения с их финансированием и материально - техническим обеспечением.

Учитывая позитивное значение вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений в создании разнообразных условий для получения образования всеми желающими, как работающими, так и не работающими, необходимость принятия мер по поддержке и развитию этого вида образовательных учреждений, а также обеспечению социальной, психолого - педагогической коррекции, реабилитации и социальной помощи подросткам, попавшим в сложные жизненные ситуации, коллегия решила:

1. Принять к сведению информацию о состоянии вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений Российской Федерации, отметив необходимость дальнейшего сохранения и развития этого социально значимого вида общеобразовательных учреждений для обеспечения конституционного права граждан на получение образования.

2. Просить президиум Российской академии образования:

2.1. Разработать в 1998 году программу научных исследований по проблемам вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений.

2.2. Разработать в I квартале 1999 года концепцию содержания и примерных образовательных программ вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений для различных организационных форм обучения с учетом специфики контингента.

3. Управлению общего среднего образования (М.Р. Леонтьевой):

3.1. Совместно с Управлением книгоиздания, библиотек и информационно - методического обеспечения (А.И. Голосовым) и другими заинтересованными подразделениями подготовить и издать в 1999 - 2000 гг. серию учебно - методических пособий по проблемам организации и содержания образовательного процесса в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях.

3.2. Совместно с Управлением начального профессионального образования (Е.Я. Бутко) разработать в III квартале 1999 года примерные программы профессиональной подготовки обучающихся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях.

3.3. Подготовить и провести в 1999 году научно - практическую конференцию "О проблемах функционирования вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений".

4. Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (Э.М. Никитину):

4.1. Подготовить и представить план и программу курсов повышения квалификации педагогических работников вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений.

4.2. В течение 1998/99 учебного года провести серию курсов повышения квалификации руководителей вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений, в том числе руководителей школ и исправительных учреждений МВД России.

4.3. Разработать до 1 сентября 1998 года учебно - методические программы повышения квалификации педагогических работников вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений для институтов повышения квалификации работников образования и направить их в региональные органы управления образованием.

5. Рекомендовать руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации:

5.1. Принять необходимые меры по сохранению и развитию сети вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений.

5.2. Организовать курсы повышения квалификации руководящих и педагогических работников вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений с учетом изменения контингента обучающихся и различных форм обучения.

5.3. Оказывать всемерную поддержку работникам вечерних (сменных) общеобразовательных школ в учреждениях исполнения наказаний МВД России в вопросах финансирования, методического обеспечения и повышения квалификации кадров, обратить внимание социально - психологических служб на решение проблем вечерних школ.

5.4. Совместно с органами социальной защиты населения способствовать обеспечению учащихся вечерних (сменных) общеобразовательных школ льготами по оплате проезда и питания, а также выплате ежемесячных государственных пособий гражданам, имеющим детей, не достигших 18 лет.

6. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на заместителя министра В.А. Болотова.

 

Первый заместитель Министра

В.М.ЖУРАКОВСКИЙ

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024