Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 20 октября 1998 г. N 22-52-189ин/22-23

 

О РЕКОМЕНДАЦИЯХ О ПОРЯДКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ

 

Минобразование России подготовило Рекомендации "О порядке реализации профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования повышенного уровня" и в соответствии с решением Межведомственного экспертного совета по государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования направляет их для практического применения.

 

 

 

 

 

 

Приложение

к письму Минобразования России

от 20 октября 1998 г. N 22-52-189ин/22-23

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

"О ПОРЯДКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ"

 

1. Общие положения

 

1.1. Среднее профессиональное образование в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 1995 г. N 821, реализуется по двум основным профессиональным образовательным программам: по профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования базового уровня (далее - программа базового уровня) и профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования повышенного уровня (далее - программа повышенного уровня).

Отличительными характеристиками программы повышенного уровня по сравнению с программой базового уровня являются:

- усиление фундаментальной подготовки;

- изменение соотношения теоретической и практической подготовки (увеличение доли теоретической подготовки);

- усиление гуманитарной и социально - психологической подготовки;

- расширение содержания подготовки;

- усиление ориентации на овладение новыми информационными технологиями.

1.2. Программа повышенного уровня формируется:

- как совокупность программы базового уровня по специальности и программы дополнительной подготовки по специальности;

- как непрерывная (единая) программа повышенного уровня по специальности. При этом по таким специальностям предусматривается только повышенный уровень (например, 0315 Домашнее образование, 2816 Художественное проектирование, моделирование и оформление игрушки).

1.3. При формировании программы повышенного уровня как совокупности программы базового уровня и программы дополнительной подготовки выделяются две модели.

Первая модель связана с углублением содержания образования. Она формируется на основе более глубокого освоения общенаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин по данной специальности по сравнению с базовым уровнем. В результате обучения по этой модели выпускник получает, как правило, новую образовательную квалификацию по сравнению с базовым уровнем (например, "старший техник" (на базовом уровне - "техник"), "модельер - художник" (на базовом уровне - "техник - технолог")).

Вторая модель предусматривает расширение содержания образования. Она обеспечивает, наряду с подготовкой по основной специальности, овладение знаниями и умениями в какой-либо иной области деятельности. В результате обучения по этой модели выпускник получает квалификацию базового уровня с указанием направления дополнительной подготовки в виде "с дополнительной подготовкой в области..." (например, "техник с дополнительной подготовкой в области менеджмента").

1.4. Нормативный срок обучения по программе повышенного уровня:

- складывается из срока обучения по программе базового уровня и срока обучения по программе дополнительной подготовки (1 год), если данная специальность реализуется как на базовом, так и на повышенном уровне;

- определяется государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности, если данная специальность реализуется только на повышенном уровне.

1.5. Перечень специальностей среднего профессионального образования, которые могут быть реализованы на повышенном уровне, устанавливается Минобразованием России по предложениям министерств (ведомств) - разработчиков по закрепленным специальностям, государственных органов исполнительной власти, государственных органов управления образованием, профессиональных сообществ.

1.6. Перечень квалификаций и программ дополнительной подготовки устанавливается государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования повышенного уровня.

Образовательные учреждения имеют право обращаться в Минобразование России с предложением о расширении перечня квалификаций и программ дополнительной подготовки по специальности при наличии ходатайства министерства (ведомства) - разработчика по закрепленным специальностям, государственного органа исполнительной власти, органа управления образованием, предприятия (организации) - потребителя кадров.

1.7. Получение среднего профессионального образования повышенного уровня удостоверяется дипломом о среднем профессиональном образовании повышенного уровня с записью о присвоении соответствующей образовательной квалификации.

 

2. Технологии реализации программ

повышенного уровня <*>

 

--------------------------------

<*> Для программы повышенного уровня, формируемой как совокупность программы базового уровня и программы дополнительной подготовки.

 

2.1. Реализация программ повышенного уровня может осуществляться в следующих вариантах:

- ступенчатая реализация (программа дополнительной подготовки реализуется дополнительно к программе базового уровня);

- целостная реализация в течение всего срока обучения по образовательной программе среднего профессионального образования (при интегрировании программы базового уровня и программы дополнительной подготовки).

2.2. При ступенчатой реализации учебный процесс организуется по одной из двух схем: последовательной или последовательно - параллельной.

При организации учебного процесса по последовательной схеме выпускник после прохождения итоговой государственной аттестации по программе базового уровня получает диплом о среднем профессиональном образовании базового уровня, а затем может поступить на обучение на повышенный уровень. При этом выпускник, прошедший итоговую государственную аттестацию по программе повышенного уровня (защита выпускной квалификационной работы), получает второй диплом - диплом о среднем профессиональном образовании повышенного уровня.

При организации учебного процесса по последовательно - параллельной схеме студент переходит на повышенный уровень в период обучения на базовом уровне и после прохождения итоговой государственной аттестации получает один диплом - о среднем профессиональном образовании повышенного уровня.

2.3. При ступенчатой реализации программы повышенного уровня с организацией учебного процесса по последовательно - параллельной схеме, а также при целостной реализации программы повышенного уровня (предусматривающей интегрирование программы базового уровня и программы дополнительной подготовки) в состав итоговой государственной аттестации выпускников включаются один из видов аттестационных испытаний, предусмотренных для базового уровня, и защита выпускной квалификационной работы. Итоговая государственная аттестация выпускников, объединяющая эти виды аттестационных испытаний, проводится по завершении всего срока теоретического и практического обучения. На подготовку и проведение итоговой государственной аттестации отводится объем времени, предусмотренный государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности как базового, так и повышенного уровня.

Если итоговая государственная аттестация по программе базового уровня предусматривает более одного варианта аттестационных испытаний, то образовательное учреждение включает в состав аттестационных испытаний тот вариант, который не содержит защиту выпускной квалификационной работы (дипломного проекта, дипломной работы).

В отдельных случаях государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности базового уровня предусмотрен лишь один вариант итоговой государственной аттестации в виде дипломного проекта (работы). При формировании состава итоговой государственной аттестации по программе повышенного уровня образовательному учреждению следует заменить этот вид аттестационных испытаний на междисциплинарный экзамен или на два итоговых экзамена по отдельным дисциплинам.

2.4. Выбор моделей, вариантов реализации программ повышенного уровня и схем организации учебного процесса осуществляется образовательным учреждением самостоятельно.

2.5. Организация учебного процесса по программам повышенного уровня предполагает применение лекционно - семинарского метода проведения занятий, расширение возможностей для выбора учебных курсов и т.д.

 

3. Прием и перевод на обучение по программам

повышенного уровня

 

3.1. При ступенчатой реализации программ повышенного уровня с организацией учебного процесса по последовательной схеме прием на повышенный уровень осуществляется по личному заявлению лиц, имеющих среднее профессиональное образование базового уровня, на конкурсной основе в соответствии с результатами вступительных испытаний. Порядок проведения конкурса должен обеспечивать зачисление лиц, наиболее способных и подготовленных к освоению программ повышенного уровня, если иные условия не оговорены законодательством Российской Федерации. Правила приема на повышенный уровень устанавливаются образовательным учреждением.

3.2. При ступенчатой реализации программ повышенного уровня с организацией учебного процесса по последовательно - параллельной схеме перевод студентов на повышенный уровень осуществляется, как правило, на последнем или предпоследнем курсе в период освоения программы базового уровня. Перевод студентов на повышенный уровень осуществляется на конкурсной основе. Правила перевода устанавливаются образовательным учреждением (на основе результатов текущей и промежуточной аттестации, дополнительных испытаний и т.д.). Порядок проведения конкурса должен обеспечивать перевод наиболее способных и подготовленных студентов.

При приеме на базовый уровень образовательное учреждение обязано ознакомить абитуриентов с порядком перевода на повышенный уровень.

3.3. При целостной реализации программ повышенного уровня прием на обучение осуществляется в соответствии с порядком приема в образовательные учреждения среднего профессионального образования. При этом в заявлении о поступлении абитуриент указывает, что он поступает на повышенный уровень.

3.4. Получение среднего профессионального образования повышенного уровня лицами, имеющими среднее профессиональное образование базового уровня, не рассматривается как получение второго среднего профессионального образования, если среднее профессиональное образование повышенного уровня получается впервые.

 

4. Образовательные учреждения, реализующие

программы повышенного уровня

 

4.1. Колледж является основным видом образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих программы повышенного уровня. Колледж реализует на повышенном уровне, как правило, не менее 50% от общего количества специальностей, по которым осуществляется подготовка в данном образовательном учреждении.

4.2. Реализация программ повышенного уровня в техникуме (училище) может осуществляться по согласованию с учредителем в порядке эксперимента, как правило, по 1 - 2 специальностям при наличии потребностей рынка труда.

 

5. Порядок открытия программ повышенного уровня

в образовательном учреждении

 

5.1. Открытие программ повышенного уровня осуществляется образовательным учреждением в заявительном порядке.

5.2. Образовательное учреждение совместно с предприятиями (организациями) - потребителями кадров, государственными органами исполнительной власти, службами занятости определяет кадровую потребность в специалистах со средним профессиональным образованием повышенного уровня по конкретной специальности.

5.3. При наличии кадровой потребности образовательное учреждение готовит пакет документов для экспертизы, включающий в себя учебно - программную документацию (требования к знаниям и умениям выпускника в части программы дополнительной подготовки и рабочий учебный план с пояснениями), сведения о кадровом обеспечении образовательного процесса, сведения об учебно - методическом обеспечении образовательного процесса (п. 5.4).

5.4. Пакет документов направляется на экспертизу в Научно - методический центр среднего профессионального образования Минобразования России или отраслевую методическую службу министерства (ведомства), за которым закреплена соответствующая специальность. Экспертиза определяет готовность образовательного учреждения к реализации программы повышенного уровня по данной специальности на основании следующих показателей:

- соответствие содержания рабочего учебного плана образовательного учреждения государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по специальности повышенного уровня;

- доля численности штатных преподавателей, имеющих высшее образование, - не менее 97%;

- доля численности штатных преподавателей, имеющих 14-й разряд, - не менее 20%;

- доля численности штатных преподавателей, повышающих квалификацию в настоящее время и повысивших квалификацию в течение последних пяти лет (магистратура, аспирантура, докторантура, соискательство, курсы повышения квалификации, переподготовка, стажировка), - не менее 50%;

- доля численности штатных преподавателей и внешних совместителей, имеющих степени кандидата наук и доктора наук, - не менее 3%;

- количество учебников, учебных пособий по всем дисциплинам, реализуемым в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности повышенного уровня, на 1 студента - не менее 0,5;

- соответствие перечня учебных лабораторий, кабинетов и мастерских примерным учебным планам - не менее 80%.

Подготовленное экспертное заключение направляется в образовательное учреждение.

5.5. При положительном экспертном заключении образовательное учреждение представляет учредителю:

- экспертное заключение;

- заявки потребителей кадров (работодателей, служб занятости и т.д.), подтверждающие потребность в специалистах со средним профессиональным образованием повышенного уровня по специальности;

- выписку из протокола решения совета образовательного учреждения об открытии программы повышенного уровня;

- ходатайство государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об открытии программы повышенного уровня;

- учебно - программную документацию (требования к знаниям и умениям выпускника в части программы дополнительной подготовки и рабочий учебный план с пояснениями), сведения о кадровом обеспечении образовательного процесса, сведения об учебно - методическом обеспечении образовательного процесса.

5.6. Учредитель на основании представленных материалов готовит заключение о возможности реализации программы повышенного уровня, которое оформляется письмом в адрес образовательного учреждения. Указанное заключение представляется образовательным учреждением при проведении лицензирования в установленном порядке.

5.7. Образовательные учреждения, имеющие лицензию на реализацию программ повышенного уровня и работающие в настоящее время по экспериментальным учебным планам, приводят рабочие учебные планы и программы в соответствие с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям повышенного уровня среднего профессионального образования.

 

6. Финансирование реализации программ

повышенного уровня

 

6.1. Объем бюджетного финансирования реализации программ повышенного уровня в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяется учредителем в пределах имеющихся у него средств.

6.2. Финансирование реализации программ повышенного уровня может также осуществляться по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения.

6.3. Образовательное учреждение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда по решению совета образовательного учреждения определяет формы и системы оплаты труда, размеры должностных окладов всех категорий работников, обеспечивающих учебный процесс по программам повышенного уровня, но не ниже установленных законодательством Российской Федерации.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024