Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РЕШЕНИЕ

от 1 декабря 1998 г. N 12/1

 

О РЕЗУЛЬТАТАХ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ РАБОТЫ

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

В 1998 ГОДУ

 

Заслушав и обсудив сообщение начальника Управления учебного книгоиздания, библиотек и медиатек Н.Л. Зорина о результатах организационной работы по обеспечению общеобразовательных учреждений Российской Федерации учебной литературой, коллегия отмечает, что во исполнение решения коллегии от 10.02.98 N 1 за прошедший период проделана определенная организационная работа по обеспечению образовательных учреждений России учебной литературой и решение коллегии в основном выполнено.

Несмотря на то, что проблема обеспечения образовательных учреждений учебной литературой, усугубившаяся финансовым кризисом, продолжает оставаться одной из самых сложных, удалось добиться полуторного увеличения объемов издания учебной и учебно - методической литературы.

Так, на 16 ноября с.г. издательствами за счет всех источников финансирования выпущено 65,5 млн. экземпляров учебной литературы. Это на 23,2 млн. экз. больше, чем в ноябре прошлого года (41,7 млн. экз.).

В основе изменения ситуации с обеспечением учебной литературой образовательного процесса лежало распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.07.97 N 1022-р, которым была заявлена новая политика в области учебного книгоиздания. Минобразование России совместно с Всероссийским советом по обеспечению учебной литературой общеобразовательных учреждений разработало рекомендации по его реализации, которые письмом от 27.02.98 N 27-51-68/03 направлены в органы управления образованием субъектов Российской Федерации.

Разработанный пакет проектов нормативных документов для реализации региональных программ по обеспечению учебной литературой учащихся образовательных школ России, включающий в себя примерную региональную программу обеспечения учебной литературой, проекты нормативных документов, регулирующих ее реализацию, документы, определяющие деятельность инфраструктур и информационной системы, обсуждался в рамках межрегиональных совещаний с представителями органов управления образованием центральных регионов России (Москва, февраль 1998 г.), Сибири и Дальнего Востока (Новосибирск, апрель 1998 г.).

На сегодняшний день в 55 регионах России приняты региональные программы, утвержденные постановлениями (распоряжениями) глав администраций и приказами руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации, в 14 регионах такие программы находятся в стадии разработки. Практически во всех субъектах Российской Федерации были запланированы средства на приобретение учебной литературы.

Вместе с тем, как показывает информация, предоставленная органами управления образованием субъектов Российской Федерации, в ряде регионов основное поступление новой учебной литературы идет за счет внебюджетных средств, в первую очередь родительских, объем которых порой значительно превышает объем средств, фактически выделенных из регионального бюджета. Так, например, в Ивановской обл. в 3 раза, в Рязанской обл. - в 10, в Воронежской обл. - в 17, в Волгоградской обл. - в 6, в Курганской обл. - в 8,6 раза и т.п. Большая часть учебной литературы, приобретенной за счет родительских средств, является собственностью семьи, и лишь меньшая часть поступила в библиотечный фонд общеобразовательных учреждений. Таким образом, в настоящее время государство не в состоянии обеспечить учащихся достаточным количеством бесплатных учебников.

В этой связи Минобразование России уделяет серьезное внимание решению проблемы обеспечения учебниками учащихся из социально незащищенных слоев населения. Так, в целях оказания практической помощи органам управления образованием субъектов Российской Федерации по решению этой проблемы при планировании региональных бюджетных средств на обеспечение школьных библиотечных фондов в октябре с.г. министерством проведен семинар "Нормативы обеспечения и расчет финансирования учащихся общеобразовательных учреждений учебной литературой. Финансовые схемы", на котором разработаны рекомендации по нормативам обеспечения и расчет финансирования заказа образовательных учреждений на закупку и доставку учебной литературы, общие подходы к "легализации" централизованного использования родительских средств.

Активное привлечение для работы в семинарах - совещаниях министерства представителей издательств, участвующих в выпуске учебной литературы, позволяет министерству осуществлять координацию деятельности издательств в деле обеспечения образовательных учреждений учебниками, в выработке общих подходов к выпуску учебной литературы на местной полиграфбазе. В настоящее время министерство совместно с рядом издательств проводит работу по созданию ассоциации издательств, выпускающих учебную литературу.

Одним из важных направлений деятельности министерства в области книгоиздания и книгообеспечения является мониторинг выпуска, заявленной потребности и закупки субъектами Российской Федерации учебной литературы.

Министерством получены и обработаны заказы на учебную литературу на 1998/99 учебный год, направленные региональными органами управления образованием; сводный заказ составляет 122 млн. экз. Анализ позволяет сделать заключение об уменьшении в целом объемов заказов как по сравнению с 1996 годом, так и по сравнению с 1997 годом. Основной заказ приходится на стабильные учебники известных авторов, которыми пополнялись фонды библиотек несколько лет подряд за счет федеральных средств.

По-прежнему острой остается проблема обеспечения учебниками детей специальных (коррекционных) образовательных учреждений. В этом году на выпуск литературы для слепых детей в федеральном бюджете было запланировано 27,7 млн. руб., выделено только 1,6 млн. руб.

Выпуск учебной литературы для учреждений специального образования, на который в федеральном бюджете 1998 года было запланировано 15,0 млн. руб., осуществлялся за счет оборотных средств издательств. До настоящего времени деньги из федерального бюджета не выделены, поэтому ряд регионов начал закупать эту учебную литературу за счет средств из собственного бюджета.

Несколько лучше обстоит ситуация с выпуском учебной литературы на языках малочисленных народов Крайнего Севера: из 5,5 млн. руб., запланированных в федеральном бюджете, было выделено 2,0 млн. руб.

Отмечая позитивные тенденции, наметившиеся в последнее время в решении вопросов книгообеспечения, необходимо сказать, что в ряде регионов эти вопросы, вопреки рекомендациям министерства, не нашли своего должного решения: региональные программы по обеспечению образовательных учреждений учебной литературой либо не приняты, либо принимаются формально и не оказывают достаточного влияния на улучшение ситуации с обеспечением школьными учебниками; не проводится активная политика по централизации внебюджетных средств, в т.ч. родительских; не в полной мере используются учреждения системы повышения квалификации работников образования по внедрению новых учебников в учебный процесс; слабо используются региональные инфраструктуры в решении вопросов обеспечения образовательных учреждений учебной литературой.

Формальный подход в реализации региональной программы учебного книгообеспечения приводит к тому, что средняя стоимость учебника в одном и том же экономическом регионе меняется более чем в 2 раза. Различной по величине оказывается и стоимость услуг по доставке учебников в регионы: их стоимость колеблется от 10 до 40% от стоимости учебников.

К сожалению, во многих регионах учреждения повышения квалификации работников образования еще не стали активными проводниками новой учебной литературы в учебный процесс. Не везде созданы постоянно действующие выставки новой учебной литературы на базе институтов повышения квалификации, методическими службами разного уровня недостаточно активно проводится работа по ознакомлению, педагогическому мониторингу и внедрению новой учебной литературы в учебный процесс образовательных учреждений.

Основная задача, стоящая перед министерством, состоит в разработке системы организационных мероприятий и рекомендаций, направленных на уменьшение цены учебников для конечного потребителя (как для школы, так и для отдельной семьи), на обеспечение учебниками за счет бюджетов различных уровней социально незащищенных детей, а также создание условий для реального выбора учителем необходимой учебной литературы.

Коллегия отмечает, что началась работа по обеспечению учебной литературой школ России на 1999/2000 учебный год: сформирован и готов к утверждению новый перечень учебников и учебных пособий, рекомендованных Минобразованием России, который будет представлен на совещании Всероссийского совета по обеспечению учебной литературой образовательных учреждений в декабре с.г. в Москве.

Готовится совещание руководителей региональных информационно - аналитических центров для организации работы по изучению и анализу потребности образовательных учреждений региона в учебно - методической литературе, проведению маркетинговых исследований и педагогического мониторинга.

В связи с изложенным коллегия решила:

1. Принять к сведению сообщение Управления учебного книгоиздания, библиотек и медиатек.

2. Управлению учебного книгоиздания, библиотек и медиатек (Н.Л. Зорину):

2.1. Совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации продолжить работу по реализации региональных программ обеспечения образовательных учреждений учебной литературой.

2.2. Совместно с Республиканским центром мультимедиа и телекоммуникаций в образовании (РЦ МТО) (В.А. Королевым) продолжить работу по созданию информационной сети по вопросам обеспечения учебной литературой.

2.3. Совместно с Всероссийским советом по обеспечению учебной литературой образовательных учреждений провести в первом полугодии 1999 года серию межрегиональных совещаний по вопросам внедрения опыта работы ряда регионов по использованию внебюджетных средств (в т.ч. родительских), опыта работы методических служб разного уровня в проведении педагогического мониторинга учебной литературы.

2.4. В срок до 1 марта 1999 года завершить организационную работу по созданию ассоциации издательств, выпускающих учебники и учебно - методическую литературу.

2.5. Совместно с Департаментом общего среднего образования (М.Р. Леонтьевой) до 1 мая 1999 года разработать методические рекомендации по определению реального состояния фонда учебной литературы библиотек общеобразовательных учреждений субъекта Российской Федерации.

2.6. В целях определения общей потребности образовательных учреждений в учебной литературе, включенной в Перечень учебников и учебных пособий, рекомендованных Минобразованием России, и ориентации издательств, выпускающих учебную литературу, провести анализ региональных заказов на 1999/2000 учебный год до 10.04.99.

2.7. Совместно с Управлением специального образования (Д.С. Шиловым), Управлением региональной образовательной политики (В.К. Бацыным), Управлением экономики (Г.В. Боровским) проводить организационную работу, обеспечивающую выпуск учебной литературы для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений и для малочисленных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока по мере выделения средств на эти цели из федерального бюджета.

2.8. Совместно с Департаментом общего среднего образования (М.Р. Леонтьевой), Управлением специального образования (Д.С. Шиловым), Управлением дошкольного образования (Р.Б. Стеркиной), Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи (А.К. Брудновым) до 01.10.99 подготовить и утвердить Перечень учебников и учебных пособий, рекомендованных Минобразованием России на 2000/2001 учебный год.

3. Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Минобразования России (Э.М. Никитину) до 01.03.99 подготовить рекомендации для региональных систем повышения квалификации работников образования и методических служб различного уровня по изучению и внедрению новой учебной литературы в образовательные учреждения России.

4. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации:

4.1. Представить к 20.03.99 сводные заказы на учебную литературу, включенную в Перечень учебников и учебных пособий, рекомендованных Минобразованием России на 1999/2000 учебный год.

4.2. Продолжить разработку и принятие региональных программ по обеспечению образовательных учреждений учебной литературой.

4.3. Активизировать работу по изучению, ознакомлению учителей и введению новой учебной литературы в учебный процесс на базе институтов повышения квалификации работников образования.

5. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на заместителя министра В.А. Болотова.

 

Председатель коллегии

В.М.ФИЛИППОВ

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024