КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 8 декабря 1998 г. N 13
Заслушав и
обсудив сообщение начальника Управления прогнозирования и развития системы
образования В.М. Зуева об основных направлениях совершенствования системы
образовательной статистики, коллегия отмечает, что в условиях децентрализации и
диверсификации системы образования, усложнения организационной структуры
образования, развития новых демократических методов управления требуется
значительно более широкая, объективная и оперативная, по сравнению с имеющейся,
статистическая информация, необходимая для массового пользователя,
образовательных учреждений, органов управления
образованием всех уровней в целях выработки и принятия обоснованных решений.
В последнее время
осуществляется ряд мер по совершенствованию системы государственного
статистического наблюдения в области образования. В 1998 году созданы Центр
образовательной статистики на базе Научно - исследовательского института
высшего образования и Главный информационно - вычислительный центр на базе
Московской государственной академии приборостроения и информатики.
В рамках НИОКР по
Федеральной целевой программе "Развитие образования в России" рядом
научно - исследовательских организаций министерства и Российской академии
образования в 1997 - 1998 годах ведется разработка комплексной темы
"Измерители в системе образования, формирование индикаторов (качественных
и количественных) и процедур мониторинга общего и профессионального
образования".
Разработан и
согласован с Госкомстатом России перечень показателей статистики, отражающий основные
аспекты системы образования.
Однако проводимые
работы пока не дают ощутимых результатов. Имеющаяся государственная и
ведомственная система образовательной статистики по своей информационной
насыщенности, технологиям сбора и обработки информации, предоставления ее
пользователям не соответствует новым требованиям.
Отсутствует целый
ряд показателей, характеризующих качественное состояние образования, его
финансовую базу, соответствие размеров и структуры подготовки работников
различных категорий спросу на них на рынке труда. Используемые показатели и
индикаторы не отвечают задачам сопоставительного анализа состояния российской и зарубежных систем образования, затрудняют
проведение других аналитических разработок. Процедуры и технологии сбора
государственной и ведомственной образовательной статистики построены на
устаревших подходах.
Нет четкости в
определении круга задач, обязанностей и ответственности отдельных структурных
подразделений министерства по сбору и обработке статистической информации,
созданию локальных баз данных, реализации их в своей практической деятельности.
В недостаточной мере статистические данные используются в целях оценки
финансового состояния и совершенствования организационно - экономического
механизма образования, разработки его нормативной базы.
Недостаточно
активно ведется работа по научно - методическому обеспечению формирования и
функционирования системы статистического наблюдения в сфере образования.
Коллегия решила:
1. Принять к
сведению информацию об основных направлениях совершенствования системы
образовательной статистики. Считать работы по совершенствованию статистического
наблюдения в сфере образования приоритетными для структурных подразделений
министерства и подведомственных организаций.
Возложить
ответственность за аналитическую интерпретацию статистической информации по
разным уровням и видам образования на соответствующие функциональные
подразделения министерства, а в целом по системе образования - на Управление
прогнозирования и развития системы образования (Зуева В.М.).
2. Управлению прогнозирования и развития системы образования (Зуеву
В.М.), Научно - исследовательскому институту высшего образования (Савельеву
А.Я.), Московской государственной академии приборостроения и информатики
(Михайлову Б.М.) разработать до 10 января 1999 г. межведомственную Программу
"Совершенствование образовательной статистики", предусмотрев в ней
ряд проектов, финансируемых из средств кредитов Международного банка
реконструкции и развития.
3. Управлению прогнозирования и развития системы образования (Зуеву
В.М.), Управлению экономики (Боровскому Г.В.) совместно с заинтересованными
подразделениями министерства и другими организациями подготовить к 15 февраля
1999 г. проект постановления Правительства Российской Федерации о
совершенствовании национальной образовательной статистики, предусматривающий
введение с 1 января 2000 года новой системы показателей развития системы
образования в Российской Федерации, упорядочение структуры сбора, передачи и
обработки государственной статистической отчетности в сфере образования,
внедрение в этой области современных информационных технологий.
4. Научно -
исследовательскому институту высшего образования обновить и доработать до 15
февраля 1999 г. систему показателей развития образования в России.
5. Московской
государственной академии приборостроения и информатики разработать до 15 января
1999 г. технологические схемы формирования и обработки информационных потоков,
включая программное обеспечение, по источникам получения информации и уровням
образования с учетом необходимости формирования локальных баз данных в
структурных подразделениях министерства и региональных органах управления
образованием.
6. В целях
координации работ по анализу существующего состояния системы образовательной
статистики, выработки рекомендаций по ее совершенствованию создать рабочую
группу из числа сотрудников министерства, Госкомстата России, других
заинтересованных организаций и учреждений (приложение) <*>.
--------------------------------
<*> Не
приводится.
7. Координацию всех
работ по формированию системы образовательной статистики возложить на
Управление прогнозирования и развития системы образования, а их научное
обеспечение - на Научно - исследовательский институт высшего образования.
8. Управлению
прогнозирования и развития системы образования представить коллегии информацию
о ходе выполнения работ по данному вопросу к 1 апреля 1999 г.
9. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на
заместителя Министра В.А. Болотова.
Председатель
коллегии
В.ФИЛИППОВ