Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Утверждаю

Заместитель

Министра образования

Российской Федерации

В.Д.ШАДРИКОВ

1999 год

 

Согласовано

Заместитель

Министра культуры

Российской Федерации

1999 год

 

Вводится

с момента утверждения

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

НАПРАВЛЕНИЕ 522500 (01 - МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО)

 

СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

1. Общая характеристика направления

522500 (01 - Музыкальное искусство)

 

1.1. Направление утверждено распоряжением Министерства образования Российской Федерации от 23.07.1999 N 893-14.

1.2. Степень (квалификация) выпускника - магистр музыкального искусства.

Нормативный срок освоения основных образовательных программ подготовки магистра по направлению 522500-01 Музыкальное искусство при очной форме обучения - 5 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (3 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).

1.3. Магистр подготовлен к методической, научно-исследовательской и педагогической деятельности, а также к работе в профессиональных концертных и музыкально-театральных организациях в соответствии со специальной подготовкой магистра.

1.4. Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научной специальности 170002 "Музыкальное искусство".

1.5. Аннотированный перечень магистерских программ (проблемное поле направления подготовки):

522501-01 Инструментальное исполнительство

История, теория и практика инструментального исполнительского искусства. Педагогические принципы разных исполнительских школ. Психология личности и психологические основы художественного творчества. Современные взгляды на методику и практику преподавания исполнительского искусства и смежных дисциплин. Проблемы интерпретации музыкальных произведений различных эпох, стилей и жанров. Расширение и обогащение концертного и педагогического репертуара. Педагогические принципы различных исполнительских школ. Психология личности и психологические основы художественного исполнительского творчества. Современные взгляды на методику и практику преподавания исполнительского искусства.

522502-01 Вокальное искусство

История, теория и практика исполнительского вокального искусства. Проблемы интерпретации музыкальных произведений различных эпох, стилей и жанров. Система развития вокальных, речевых, сценических навыков. Задачи создания художественного образа и работа над ролью в музыкальном спектакле. Расширение и обогащение оперного и концертно-камерного репертуара. Психологические основы работы в театральном коллективе. Особенности зрительской аудитории и специфика творческого общения с ней. Современные взгляды на методику и практику преподавания вокального исполнительского искусства и смежных дисциплин. Характерные особенности различных вокально-исполнительских стилей и школ. Психология личности и психологические основы художественного творчества.

522503-01 Дирижирование

История, теория и практика исполнительского дирижерского искусства. Проблемы интерпретации музыкальных произведений различных эпох, стилей и жанров. Современные принципы и методы организации художественного дирижерского процесса. Теоретические основы развития навыков руководства творческой деятельностью художественного коллектива. Специфика работы в концертном и театральном коллективах. Расширение и обогащение дирижерского исполнительского и педагогического репертуара. Исполнительские и педагогические принципы различных исполнительских и педагогических дирижерских школ. Психология личности и психологические основы художественного дирижерского процесса. Современные концепции методики и практики преподавания дирижерского исполнительского искусства и смежных дисциплин.

522504-01 Композиция

История, теория и практика композиторского творчества. Освоение выразительных средств и современных композиторских техник. Применение современных компьютерных технологий в композиторском творчестве. Углубление знаний в смежных областях художественного творчества. Творческие и педагогические принципы различных композиторских школ. Психология личности и психологические основы композиторского художественного процесса. Формы и методы преподавания композиции, инструментовки, других музыкально-теоретических дисциплин.

522505-01 Музыковедение

Методологические, философско-эстетические, историко-теоретические, культурологические аспекты изучения музыкальной культуры и искусства. Взаимодействие музыковедения и смежных областей научного знания. Основы музыкальной психологии и социологии. Проблемы современной педагогики, вопросы методики преподавания музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин. Изучение возможностей использования и практическое применение в научно-исследовательской и педагогической деятельности новых информационных технологий. Методы организации музыкально-просветительской работы.

Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных магистерских программ по решению Ученого совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук (музыковедение, теория и история исполнительского искусства, музыкальная педагогика, психология, социология, эстетика).

 

2. Требования к уровню подготовки, необходимой для освоения

программы специализированной подготовки магистра, и условия

конкурсного отбора

 

2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.

2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлению 522500 (01 - Музыкальное искусство) зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по данному направлению.

2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.

 

3. Общие требования к основной образовательной программе

магистра по направлению 522500 (01 - Музыкальное искусство)

 

3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных (научно-исследовательской и научно-педагогической) практик и программы научно-исследовательской работы.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом. По направлению разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.

3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра (далее - образовательная программа) состоит из основной образовательной программы подготовки бакалавра (специалиста) и программы специализированной подготовки, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплины по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра должна иметь следующую структуру:

- в соответствии с программой подготовки бакалавра:

цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;

цикл СД - специальные дисциплины;

цикл ФТД - факультативные дисциплины;

ИГАБ - итоговая государственная аттестация бакалавра,

- в соответствии с программой специализированной подготовки:

цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной подготовки;

цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;

НИРМ - научная (научно-исследовательская или научно-педагогическая) работа магистра;

ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

 

4. Требования к обязательному минимуму содержания

основной образовательной программы подготовки магистра

по направлению 522500 (01 - Музыкальное искусство)

 

Индекс

   Наименование дисциплин и их основные разделы  

Всего
часов
<*>

   1  

                       2                         

  3 

 

Требования к обязательному минимуму содержания   
основной образовательной программы подготовки    
бакалавра по данному направлению определены в    
государственном стандарте высшего                
профессионального образования подготовки бакалавра
по направлению 522500 (01 - Музыкальное искусство)

5970

          Требования к обязательному минимуму содержания       
                 специализированной подготовки                 

НМ.00 

Дисциплины направления                           

1134

 

Федеральный компонент                            

560 

НМ.01 

Современные проблемы музыкальной науки           
 Многообразие видов науки о музыке: история      
музыки, теория музыкальной композиции и          
музыкального исполнительства, музыкальная        
фольклористика и этнография, музыкальная         
психология и педагогика, музыкальная эстетика и  
философия музыки, музыкальная социология,        
акустика, информатика. Современные аспекты       
методологии музыкально-исторической науки: опора 
на опыт мировой музыкальной культуры, работа с   
подлинниками, изучение новейших сочинений.       
Методология современной музыкально-теоретической 
науки: контакты музыкознания с новейшими областями
смежных гуманитарных и точных наук. Актуальные   
задачи музыкознания: разработка методов          
содержательно-смыслового анализа музыки как      
звучащего феномена, интеграция различных видов   
музыкально-теоретических учений                  

 

НМ.02 

Актуальные проблемы музыкального искусства       
 Современное состояние мировой музыкальной        
культуры. Основные художественные направления,   
течения, эстетические установки и технические    
решения. Теоретические и практические проблемы   
музыкального стиля, исследования творческих      
достижений выдающихся отечественных и             
зарубежных композиторов и исполнителей,          
диалектика традиций и новаторства в современном  
муз. искусстве, особенности и взаимодействие     
национальных, региональных, индивидуальных школ  
и направлений. Проблемы интерпретации             
музыкальных произведений: исполнительские        
задачи в связи с современными композиторскими    
техниками, аутентичное исполнение. Теория        
музыкального содержания                          

 

НМ.03 

Профессиональное музыкальное образование:        
методология, теория, история                     
 Музыкальное образование как предмет научного    
исследования. Теоретические концепции и          
современные исследовательские подходы в          
музыкальном образовании. Музыкальное образование,
педагогика и психология музыкальной              
деятельности. Специфика профессионального и      
общего музыкального образования. Идеалы, цели,   
задачи, содержание, принципы организации         
образования. Отечественные и зарубежные          
концепции начального, среднего и высшего         
музыкального образования.                        
 Развитие музыкального образования как историко- 
культурный процесс. Историко-культурные типы     
музыкальных учебных заведений. Реформы в области 
музыкального образования и основные этапы        
его развития, новации в музыкальном образовании  

 

 

Национально-региональный (вузовский) компонент   

574 

НМ.04 

Дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом)  

 

НМ.05 

Дисциплины по выбору студента                    

 

и т.д.

Остальные часы используются по усмотрению вуза   

 

СДМ.00

Специальные дисциплины                           

1180

СДМ.01
и т.д.

Состав и содержание специальных дисциплин        
определяются требованиями специализации          
магистра при реализации конкретной магистерской  
программы, разрабатываемой вузом                 

1300

ДМВ.00

Дисциплины по выбору студента                    

600 

НИРМ.00

Научно-исследовательская и творческая работа     

1034

НИРМ.01

Научно-исследовательская, учебно-методическая и  
творческая работа в семестрах                    

430 

НИРМ.02

Научно-исследовательская и творческая практика   

144 

НИРМ.03

Педагогическая практика                          

180 

НИРМ.04

Подготовка творческой работы или магистерской    
диссертации                                      

280 

ИГАМ  

Итоговая государственная аттестация, в том       
числе защита выпускной квалификационной работы   
(творческая работа или магистерская диссертация) 

4 не-
дели

 

Итого часов специализированной подготовки магистра

4068

 

Всего:                                           

10038

 

--------------------------------

<*> Здесь и далее: количество часов указано исходя из максимального объема учебной нагрузки студента, включающей все виды его аудиторной и внеаудиторной учебной работы.

 

5. Срок реализации основной образовательной

программы подготовки магистра по направлению

522500 (01 - Музыкальное искусство)

 

5.1. Срок освоения основной программы подготовки магистра при очной форме обучения 260 недель, в том числе:

    образовательная программа

    подготовки бакалавра                             - 156 недель,

    специализированная программа

    подготовки магистра                              - 104 недели,

    из них:

    теоретическое обучение, включая

    научно-исследовательскую и

    творческую работу  студентов, в том

    числе подготовку выпускной

    квалификационной работы, а

    также экзаменационные сессии                      - 80 недель,

    научно-исследовательская и

    творческая практика                       - не менее 4 недель,

    итоговая государственная аттестация,

    включая защиту выпускной

    квалификационной работы                   - не менее 4 недель,

    каникулы (включая 4 недели

    последипломного отпуска)                 - не менее 16 недель.

5.2. Сроки освоения основной образовательной программы подготовки магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на полтора года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта, в том числе по программе бакалавра - на один год.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.

5.4. Объем аудиторных занятий при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения по основной образовательной программе подготовки бакалавра 27 часов в неделю, за период специализированной подготовки магистра - 14 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.6. При очной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность аудиторных занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

 

6. Требования к разработке и условиям реализации

основной образовательной программы подготовки магистра

по направлению 522500 (01 - Музыкальное искусство)

 

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую и творческую часть.

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу подготовки магистра, реализуемую вузом на основе настоящего государственного образовательного стандарта магистра.

Дисциплины по выбору являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентами.

Курсовые работы по дисциплине рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).

В период действия данного документа перечень магистерских программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.

Требования к научно-исследовательской части программы.

Научно-исследовательская, учебно-методическая и творческая работа должна учитывать особенности специализированной подготовки магистранта. Магистерские программы специализированной подготовки включают в качестве обязательного компонента педагогическую практику. Научно-исследовательская и творческая практики проводятся в соответствии со специализированной подготовкой магистров.

6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5% при условии выполнения требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте;

- предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий физической культурой в объеме 2 - 4 часов в неделю;

- осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику, при условии реализации содержания дисциплин, определяемых настоящим документом.

6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы магистра, включая ее научно-исследовательскую и творческую часть.

6.2.1. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с участием научного руководителя магистранта и заведующего выпускающей кафедрой с учетом пожеланий магистранта. Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом факультета.

6.2.2. Реализация основной образовательной программы подготовки магистра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, систематически занимающимися научно-исследовательской, научно-методической и творческой (концертно-исполнительской) деятельностью; при этом среди преподавателей, реализующих основную образовательную программу подготовки магистра, должно быть не менее 66% специалистов, имеющих ученую степень, ученое звание и (или) почетное звание в области искусства, в т.ч. не менее 30% профессоров (докторов наук).

6.2.3. Основная образовательная программа подготовки магистра должна иметь учебно-методическое обеспечение, необходимое для подготовки высококвалифицированных преподавателей и исследователей. Высшее учебное заведение должно располагать библиотекой с читальным залом, фонд которой включает философскую, психолого-педагогическую, специальную, научную, учебную и нотную литературу, в том числе изданную в течение последних 5 лет, отделом звукозаписи, фонотекой, видеотекой. Необходимо наличие в высшем учебном заведении информационной базы данных о современных исследованиях в соответствующей научной области, а также возможности доступа к глобальным информационным сетям.

Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены учебно-методической документацией по всем видам учебных занятий и практик, а обеспеченность учебно-методической литературой должна быть не менее 0,5 экземпляра на 1 студента дневного отделения.

Каждому студенту-магистранту должен быть обеспечен доступ к библиотечным фондам, базам данных и информационным сетям, а также к аудио- и видеоматериалам.

6.2.4. Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки магистра, должно располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов подготовки, научно-исследовательской и творческой (концертно-исполнительской) работы студентов, предусмотренных учебным планом.

6.2.5. Требования к организации практик.

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу магистра, должно иметь стабильные базы научно-исследовательской, творческой (концертно-исполнительской) и педагогической практик, основанные на опыте сотрудничества с исследовательскими учреждениями, другими учебными заведениями, концертными и театральными организациями.

Научно-исследовательская практика может также осуществляться через участие студентов в выполнении отдельных тем по планам научной работы высшего учебного заведения и кафедр; творческая (концертно-исполнительская) практика - в процессе участия студентов в музыкально-просветительской деятельности высшего учебного заведения, педагогическая практика - на базе учебных заведений среднего и начального профессионального музыкального образования.

 

7. Требования к уровню подготовки магистра

по направлению 522500 (01 - Музыкальное искусство)

 

7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра.

7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в п. 1.2 государственного образовательного стандарта высшего образования бакалавра по направлению 522500 (01 - Музыкальное искусство).

7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра, включают:

владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в области музыкального искусства;

умения:

- формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;

- выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;

- обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;

- вести библиографическую работу с привлечением новых информационных технологий;

- представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.

Выпускник магистратуры должен быть широко эрудирован в основных областях знаний о человеке, культуре и искусстве, способен научно анализировать социально-значимые процессы и явления, понимать сущность и социальную значимость своей профессии, уметь использовать полученные знания в различных видах профессиональной и социально-культурной деятельности, обладать культурой мышления, свободно ориентироваться в областях, смежных с музыкальным искусством и музыкознанием, быть в курсе новых течений в искусстве и педагогике, обладать современными информационными технологиями, методами получения, обработки и хранения научной и художественной информации, уметь организовать работу творческих коллективов, решать нестандартные творческие и педагогические проблемы.

7.1.3. Специальные требования. Требования к подготовке магистранта по научно-исследовательской и творческой части программы специализированной подготовки определяются вузом.

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра.

7.2.1. Итоговая государственная аттестация магистра включает предоставление творческой работы или защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации), а также государственные экзамены, устанавливаемые в зависимости от квалификационного профиля подготовки магистранта в соответствии с предложениями УМО. Уровень требований, предъявляемых на государственных экзаменах, должен соответствовать требованиям вступительных экзаменов в аспирантуру по соответствующим научным направлениям.

Высшее учебное заведение вправе дополнять перечень аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации выпускников.

При выборе итоговых государственных испытаний выпускников необходимо руководствоваться следующим:

- основным обязательным видом государственной итоговой аттестации выпускников является предоставление творческой работы или защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации);

- программа и порядок проведения государственных аттестационных испытаний принимаются Ученым советом вуза на основе примерных программ, разработанных УМО по музыкальному образованию, в соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации.

7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе магистра.

Магистерская диссертация, являясь завершающим этапом высшего профессионального образования, должна обеспечивать не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности.

Вид выпускной квалификационной работы, ее объем и состав определяются вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации.

При экспертизе выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) рекомендуется привлечение внешних рецензентов.

7.2.3. Требования к госэкзаменам и другим видам аттестационных испытаний выпускников.

Государственные экзамены, входящие в состав итоговой аттестации выпускников, проводятся, как правило, по специальным дисциплинам и имеют своей целью выявление степени комплексной подготовки выпускников к профессиональной деятельности в сфере музыкального искусства и педагогики.

Высшее учебное заведение может по решению Ученого совета дополнять перечень аттестационных испытаний государственными экзаменами по дисциплинам гуманитарного цикла (философия, педагогика, иностранный язык и др.) и учитывать их результаты на вступительных экзаменах в аспирантуру.

При проведении государственных аттестационных испытаний рекомендуется привлечение в качестве председателей государственных аттестационных комиссий профессоров других высших учебных заведений музыкального искусства, руководителей и ведущих специалистов творческих организаций и учреждений отрасли.

 

Составители:

Учебно-методическое объединение по музыкальному образованию.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического объединения по музыкальному образованию.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024