КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 26 января 1999 г. N 2
О СТРУКТУРЕ ДВЕНАДЦАТИЛЕТНЕЙ СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Заслушав и
обсудив сообщения руководителя Департамента общего среднего образования
Леонтьевой М.Р. и вице - президента Российской академии образования Полякова
В.А. о целесообразности увеличения продолжительности обучения в
общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, коллегия отмечает, что
положительное рассмотрение данного вопроса в результате дальнейшего обсуждения
и доработки дает возможности решения ряда проблем общего среднего образования.
В настоящее время
объем содержания образования в российской школе сопоставим с уровнем
образования в развитых европейских странах. Однако это достигается за счет
перегрузки учащихся. Предлагаемый в школе объем знаний при имеющихся
педагогических технологиях недоступен для значительной части школьников.
Решение указанной проблемы возможно путем увеличения сроков обучения или за
счет сокращения объема содержания образования, что может привести к снижению
его качества.
Продление сроков
обучения в общеобразовательных учреждениях на один год даже при сокращенной
недельной учебной нагрузке обучающихся даст возможность не только сохранить, но
и повысить достигнутый уровень образования.
В современном мире
постоянно наращивается объем необходимых на разных уровнях образования знаний,
расширяются информационные потоки, что существенно влияет на содержание
образования, ведет к необходимости обновления существующих курсов или к
внедрению новых. Выпускникам необходимы более сложные приемы деятельности,
умения получать информацию из различных источников, осмысливать и использовать
ее в реальных жизненных ситуациях. Увеличение срока обучения будет
способствовать ценностной мотивации выбора профессии в соответствии со
способностями и склонностями и более качественной подготовке к обучению в
вузах.
Переход к рыночным
условиям хозяйствования разрушил централизованный механизм трудоустройства
выпускников, создания ученических рабочих мест и занятости молодежи, обострил
проблему их социальной адаптации, а вместе с ней и криминогенность
среди молодежи. Многие выпускники попадают в категорию безработных. При этом прирост преступности в среде несовершеннолетних, по данным
МВД России, составил свыше 11%, а за последние 5 лет увеличился в 2 раза.
Переход на
двенадцатилетнее обучение в определенной мере может способствовать снижению
социальной напряженности в стране.
При рассмотрении
вопроса о переходе на двенадцатилетнее обучение необходимо учитывать изменения
демографической ситуации в стране, вызванные падением рождаемости, что, по
прогнозам ученых, приведет в ближайшие 10 - 12 лет к снижению числа обучающихся
с 21,4 до 13,5 млн. чел.
Увеличение сроков
обучения на один год позволит преодолеть устойчивую тенденцию ухудшения
здоровья детей и молодежи, за счет снижения предельной образовательной нагрузки
учащихся школ. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей,
подростков и молодежи Госкомсанэпиднадзора России, в среднем по стране лишь 10%
выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, 45 - 50% школьников
страдают хроническими заболеваниями. У 15% учащихся общеобразовательных
учреждений диагностируются нервно - психические отклонения, вызванные
увеличением учебных нагрузок и неблагоприятными социально - гигиеническими
факторами.
Анализируя
мировой опыт организации и структуры общего образования, следует
констатировать, что в большинстве стран мира, в первую очередь с целью
социальной защиты молодежи, осуществляется 12-летнее и 13-летнее образование,
так, в Великобритании срок обучения составляет 10 - 13 лет, во Франции,
Испании, Польше, Японии, Литовской Республике, Латвийской Республике, Эстонской
Республике, Республике Молдова - 12 лет, Италии, Швеции, Германии - 13 лет. В целом только менее 25% стран мира сохраняют 10 - 11-летний срок
полного среднего образования.
Постоянная
конференция по университетским проблемам Совета Европы в 1992 году приняла
Декларацию, в которой отмечается, что "преобладающей международной
практикой является двенадцатилетнее школьное образование".
Исходя из вышеизложенного,
при увеличении продолжительности обучения на один год Департамент общего
среднего образования предлагает принять следующую структуру
общеобразовательного учреждения: 4 + 6 + 2.
I ступень -
начальное общее образование (4 года);
II ступень - основное
общее образование (6 лет);
III ступень -
среднее (полное) общее образование (2 года).
I ступень обучения:
продолжительность обучения 4 года, возраст обучающихся
- с 6,5 года на 1 сентября. Обучение осуществляется по программам непрерывного
образования для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
II ступень
обучения: продолжительность обучения 6 лет. Вторая ступень школы остается
обязательной для всех детей в возрасте до 16 лет. Это обеспечит более высокий
уровень социализации личности, будет соответствовать возрастному рубежу
расширения гражданских прав и юридической ответственности молодого человека.
III ступень
обучения: продолжительность обучения 2 года. Старшая ступень школы строится по
принципу профильной дифференциации. Старшие классы средних общеобразовательных
учреждений будут соответствовать принятому в международной практике понятию предуниверсарий.
Вместе с тем при
принятии окончательного решения о переходе на двенадцатилетнее полное среднее
образование предстоит провести проработку и решить ряд следующих вопросов:
разработка
экономических расчетов перехода на двенадцатилетнее общее среднее образование;
создание нормативно
- правовой базы общего среднего образования: подготовка предложений для
внесения изменений в Федеральный закон Российской Федерации "О воинской
обязанности и военной службе"; внесение изменений и дополнений в типовые
положения об образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные
программы;
приведение в
соответствие академических требований с возможностями ученика, индивидуализация
этих требований в качественном и количественном отношениях, придание содержанию
образования личностного смысла и тем самым создание условий для раскрытия
потенциальных возможностей ученика;
разработка
государственных образовательных стандартов и создание программно -
методического и материально - технического обеспечения (новые программы и
учебники, переработка действующих программ и учебников, учебно - наглядные
пособия и учебное оборудование) в соответствии с содержанием и организацией
образовательного процесса;
совершенствование
системы повышения квалификации педагогических кадров с целью обеспечения
поэтапной переподготовки учителей и руководителей общеобразовательных
учреждений для работы в новых условиях.
На основании вышеизложенного коллегия решила:
1. Согласиться с
предложением Департамента общего среднего образования и Президиума Российской
академии образования о дальнейшей разработке вышеуказанной структуры
двенадцатилетнего (полного) общего образования.
2. Просить
Российскую академию образования (Никандрова Н.Д.) в целях обеспечения научного
подхода продолжить работу по определению концепции содержания двенадцатилетнего
общего среднего образования, разработке содержания образовательных областей
Базисного учебного плана.
3. Департаменту
общего среднего образования (Леонтьевой М.Р.) совместно с представителями
научных учреждений и организаций, педагогических вузов, а также с Российской
академией образования продолжить работу по реализации плана Минобразования
России по анализу и общественному обсуждению проблем перехода на
двенадцатилетнее общее среднее образование.
4. Рекомендовать
органам управления образованием субъектов Российской Федерации:
4.1. Изучить
возможности постепенного перехода общеобразовательных учреждений на
двенадцатилетний срок обучения с учетом изменения демографической ситуации в
регионах.
4.2. Обсудить с
муниципальными органами управления образованием и общеобразовательными
учреждениями проблемы перехода на двенадцатилетнее общее среднее образование и
до 10 апреля 1999 года представить в Минобразование
России обобщенные материалы обсуждений для систематизации и учета мнения при
решении вопроса о переходе на двенадцатилетний срок обучения.
5. Управлению
научно - исследовательских работ (Шленову Ю.В.)
предусмотреть ежеквартальное финансирование работ по межвузовской научной
программе "Научно - методические проблемы содержания образования
(дошкольного, общего среднего, начального профессионального)".
6. Управлению
экономики (Боровскому Г.В.) в срок до 1 апреля 1999 года подготовить
необходимые экономические расчеты, связанные с переходом на двенадцатилетний
срок обучения в общеобразовательных учреждениях.
7. Департаменту
общего среднего образования подготовить к 05.02.99 приказ по реализации решения
коллегии.
Председатель
коллегии
В.М.ФИЛИППОВ