Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 11 февраля 1999 г. N 54/26-5

 

О НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОМ ИСПОЛНЕНИИ

ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ

ДЕТЕЙ - СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ

РОДИТЕЛЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

В Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации поступило представление Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 06.01.99 N 21-7-99 "О нарушении ст. 43 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства об образовании".

Организованные Генпрокуратурой России, прокурорами субъектов Российской Федерации проверки выявили грубые нарушения законности, связанные с ущемлением конституционных прав граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение высшего профессионального образования, принципов бесплатности и конкурсной основы получения образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

В частности, в ряде вузов Российской Федерации наблюдается тенденция к постепенному оттеснению от получения высшего профессионального образования социально незащищенных слоев молодежи (детей - инвалидов, детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Об этом свидетельствует и государственная статистика: так, в 1997 г. удельный вес зачисленных граждан этих категорий в вузы с подготовительных отделений составил лишь 1,3%, а в подведомственных вузах - 2,8%.

В нарушение существующего законодательства дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получают, как правило, стипендию в сумме 1,5 минимального размера оплаты труда вместо 2,5. Не все вузы располагают точными сведениями о количестве студентов из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в них.

При зачислении студентов не во всех вузах учитываются льготы, предусмотренные законодательством для граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Рязанская область - сельскохозяйственная академия, филиал Московского открытого университета); есть случаи, когда им отказывают в полном государственном обеспечении при их зачислении и снижают размеры выплат стипендий (Челябинская область - Государственный агроинженерный университет, Южно - Уральский технический университет, Институт искусства и культуры, Магнитогорский технический университет и др.); не в полном объеме обеспечиваются предусмотренные законодательством льготы в части бесплатного проезда на городском, пригородном транспорте, а также в период каникул к месту жительства и обратно.

Лишь после вмешательства органов прокуратуры были выданы проездные билеты 33 студентам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственной консерватории и аграрного университета г. Саратова. В Саратовском университете в течение 7 месяцев выплаты на питание производились лишь на 50%.

Только в 4-х из 17-ти проверенных вузов г. Новосибирска обеспечивалось право студентов из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение бесплатного питания, комплекта одежды и обуви или возмещения их стоимости, медицинского обслуживания; право на обеспечение выпускников одеждой, обувью, мягким инвентарем; единовременным пособием в сумме 5 минимальных размеров оплаты труда и т.д.

Кроме того, ректорами ряда вузов России не закреплены конкретные лица, отвечающие за работу со студентами из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Личные дела указанных студентов не содержат информации, позволяющей принимать конкретные меры по защите или восстановлению их прав.

Все эти факты свидетельствуют об отсутствии или ослаблении контроля со стороны органов управления образованием субъектов Российской Федерации, ректоров учреждений высшего профессионального образования. Комплексные проверки условий жизни, воспитания и образования, охраны прав обучающихся, воспитанников из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводятся в регионах России не регулярно.

Учитывая сложную социально - экономическую обстановку в стране, Минобразование России считает особенно важным принятие соответствующих мер по ликвидации выявленных нарушений в отношении прав студентов из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Министерство просит органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

- изыскать возможности для реализации законных прав и социальных гарантий студентов из числа вышеназванной категории;

- рассмотреть на заседаниях администраций субъектов Российской Федерации вопрос об установлении контроля за деятельностью органов управления образованием по соблюдению законодательства по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в высших учебных заведениях.

Минобразование России обращает внимание органов управления образованием субъектов Российской Федерации, ректоров высших учебных заведений на необходимость неукоснительного соблюдения законодательства о социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в вузах, создания условий для их образования (Федеральный закон N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей") просит обеспечить жесткий контроль за целевым использованием денежных средств, выдаваемых на содержание детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в вузах.

С целью предотвращения случаев нарушения прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во время работы приемных комиссий, проведения экзаменов и зачисления студентов в вузы Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации организует "горячую" линию (тел.: 928-77-85).

 

Заместитель Министра

Е.Е.ЧЕПУРНЫХ

 

 

 

 

 

 

Приложение

к письму Минобразования России

от 11 февраля 1999 г. N 54/26-5

 

ЛЬГОТЫ ЛИЦАМ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ - СИРОТ

И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,

ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ (В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ

ОТ 21.12.96 N 159-ФЗ "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ

ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ - СИРОТ И ДЕТЕЙ,

ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ")

 

┌───┬────────────────────────────────────────────┬───────────────┐

│ N │          Наименование льгот                │ Статья закона │

п/п│                                                          

├───┼────────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│1. │Зачисление на курсы по подготовке к поступ- │п. 1 ст. 6     

   │лению в учреждения высшего профессионального│              

   │образования без взимания с них платы за                   

   │обучение                                                  

                                                             

│2. │Зачисление на полное государственное обеспе-│п. 3 ст. 6    

   │чение до окончания государственного или                   

   │муниципального учреждения высшего профессио-│              

   │нального образования (в возрасте от 18 до                 

   │23-х лет)                                                 

                                                             

│3. │Выплата стипендии, размер которой увеличива-│п. 5 ст. 6    

   │ется не менее чем на 50% по сравнению с раз-│              

   │мером стипендии, установленной для обучаю-                

   │щихся в вузе                                              

                                                             

│4. │Выплата ежегодного пособия на приобретение  │п. 6 ст. 6    

   │учебной литературы и письменных принадлеж-                

   │ностей в размере трехмесячной стипендии до                

   │окончания обучения                                        

                                                             

│5. │Обеспечение одеждой, обувью, мягким инвента-│п. 8 ст. 6    

   │рем и оборудованием по нормам, утверждаемым │              

   │Правительством Российской Федерации, а также│               

   │единовременным денежным пособием в сумме не │              

   │менее пяти минимальных размеров оплаты труда              

   │или заменой их денежной компенсацией за счет│              

   │средств учреждений высшего профессионального│              

   │образования при трудоустройстве на предприя-│              

   │тия, в учреждения и организации всех форм                 

   │собственности                                             

                                                             

│6. │Сохранение полного государственного обеспе- │п. 9 ст. 6    

   │чения при предоставлении обучающимся акаде- │              

   │мического отпуска по медицинским показаниям,│              

   │в том числе выплаты стипендии                             

                                                             

│7. │Бесплатный проезд на городском, пригородном,│п. 10 ст. 6   

   │в сельской местности на внутрирайонном тран-│              

   │спорте (кроме такси), а также бесплатный                  

   │проезд в период каникул к месту жительства и│              

   │обратно к месту учебы (до 23-х лет)                       

                                                             

│8. │Бесплатное медицинское обслуживание и опера-│п. 1 ст.7     

   │тивное лечение в любом государственном и                  

   │муниципальном лечебно - профилактическом                  

   учреждении, в том числе проведение диспансе-│               

   │ризации                                                   

                                                             

│9. │Бесплатные путевки в студенческие спортив-  │п. 2 ст. 7    

   │но - оздоровительные лагеря (базы) труда и                

   │отдыха, в санаторные учреждения при наличии │              

   │медицинских показаний. Бесплатный проезд к                

   │месту отдыха, лечения и обратно                           

                                                             

│10.│Сохранение права на закрепленное жилое поме-│п. 1 ст. 8    

   │щение на весь период пребывания в учреждени-│              

   │ях всех видов профессионального образования │              

                                                             

│11.│Внеконкурсный прием в вузы при условии                    

   │успешной сдачи вступительных экзаменов в                  

   │государственные и муниципальные образова-                 

   │тельные учреждения высшего профессионального│              

   │образования (ст. 16 Федерального закона РФ                

   │"О внесении изменений и дополнений в Закон                

   │Российской Федерации "Об образовании" от                   

   │13.01.96 N 12-ФЗ)                                         

└───┴────────────────────────────────────────────┴───────────────┘

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024