Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 марта 1999 г. N 3712-II ГД

 

О ПАРЛАМЕНТСКОМ ЗАПРОСЕ В ПРАВИТЕЛЬСТВО

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять парламентский запрос в Правительство Российской Федерации.

2. Направить парламентский запрос в Правительство Российской Федерации. Просить Правительство Российской Федерации рассмотреть парламентский запрос и дать на него ответ.

3. Направить настоящее Постановление для опубликования в "Российской газете".

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

Председатель

Государственной Думы

Федерального Собрания

Российской Федерации

Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ

 

 

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПАРЛАМЕНТСКИЙ ЗАПРОС

 

В Правительство

Российской Федерации

 

В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в течение последних пяти лет регулярно поступают многочисленные обращения от органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и педагогических работников образовательных учреждений о положении, сложившемся в связи с назначением педагогическим работникам образовательных учреждений пенсии за выслугу лет.

Основанием для назначения педагогическим работникам образовательных учреждений указанной пенсии является пенсионное законодательство Российской Федерации, включающее в себя Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет".

В соответствии со статьей 83 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Утвержденный указанным Постановлением Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (далее - Список), был изменен в сентябре 1993 года и до настоящего времени не пересматривался.

В соответствии с указанным Постановлением в специальный трудовой стаж педагогических работников образовательных учреждений, с учетом которого осуществляется пенсионное обеспечение за выслугу лет, не включается время работы:

по профессиям и на должностях, которые ранее значились в Списке, но исключены из Списка в 1993 году;

на некоторых должностях, которые до сих пор не значились в Списке, но деятельность педагогических работников образовательных учреждений на которых непосредственно связана с образовательным процессом;

по профессиям и на должностях, которые были переименованы или впервые введены в образовательных учреждениях.

Список включает в себя наименования как профессий и должностей, так и образовательных учреждений.

В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" государственные и муниципальные образовательные учреждения, перечень которых прилагается к письму Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 17 февраля 1997 г. N 150/14-12 "О наименованиях государственных и муниципальных образовательных учреждений", классифицируются по типам и видам.

После принятия в 1992 году Закона Российской Федерации "Об образовании" в период 1993 - 1997 годов Правительством Российской Федерации были утверждены типовые положения об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, в каждом из которых приведены их наименования, отличающиеся в ряде случаев от предусмотренных Списком наименований образовательных учреждений.

Таким образом, появились новые наименования образовательных учреждений, которые не были включены в Список.

Следует также отметить, что в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации пенсия за выслугу лет назначается педагогическим работникам образовательных учреждений независимо от того, являются или не являются образовательные учреждения юридическими лицами, а также независимо от государственной регистрации образовательных учреждений.

Несмотря на это, территориальные органы социальной защиты населения и (или) региональные отделения Пенсионного фонда Российской Федерации руководствуются Списком без учета в специальном трудовом стаже педагогических работников образовательных учреждений времени работы в:

образовательных учреждениях, получивших новые наименования;

образовательных учреждениях, не являющихся юридическими лицами, но являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений или предприятий, учреждений, организаций;

государственных и муниципальных образовательных учреждениях со дня вступления в силу Закона Российской Федерации "Об образовании" до дня государственной регистрации таких образовательных учреждений.

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 17 сентября 1997 г. N 1710-II ГД "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Правительству Российской Федерации о внесении изменений и дополнений в Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" и о внесении изменений и дополнений в Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" затрагивало проблему необходимости включения в Список определенных профессий и должностей и сохранения тем самым квалифицированных кадров, частичного ослабления социальной напряженности среди педагогических работников образовательных учреждений. В указанном Постановлении отмечалось, что в Министерстве юстиции Российской Федерации еще в 1995 году существовала точка зрения, согласно которой наличие выслуги, составляющей не менее 25 лет, является достаточным условием для получения педагогическими работниками образовательных учреждений пенсий за выслугу лет. Однако Правительство Российской Федерации оставило указанное Постановление без должного внимания.

Комитет Государственной Думы по образованию и науке неоднократно обращался в Правительство Российской Федерации с просьбой рассмотреть предложения, выработанные совместно с Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, о пересмотре Списка.

В последнем своем обращении к Правительству Российской Федерации Комитет Государственной Думы по образованию и науке предложил ускорить реализацию указанного Постановления, включив его положения в разрабатываемую программу мер по выводу образования в Российской Федерации из кризиса.

В результате создавшегося положения тысячам педагогических работников образовательных учреждений не была назначена пенсия за выслугу лет и они вынуждены были обжаловать решения о неназначении указанной пенсии в судебном порядке.

Как показывает судебная практика в последние годы, спорные вопросы, возникающие при назначении пенсии за выслугу лет педагогическим работникам образовательных учреждений, решаются, как правило, с учетом интересов указанных работников. Суды признают незаконными отказы в назначении пенсии за выслугу лет педагогическим работникам образовательных учреждений и обязывают территориальные органы социальной защиты населения и (или) региональные отделения Пенсионного фонда Российской Федерации включать в специальный трудовой стаж педагогических работников образовательных учреждений время работы в образовательных учреждениях в случаях, если наименования образовательных учреждений отличаются от наименований образовательных учреждений, содержащихся в Списке, и (или) образовательные учреждения не являются юридическими лицами, мотивируя свои решения тем, что основным условием для назначения пенсии за выслугу лет педагогическим работникам образовательных учреждений является в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации педагогическая работа в школах и других учреждениях для детей.

Кроме того, в Пенсионный фонд Российской Федерации Генеральной прокуратурой Российской Федерации было направлено представление от 14 апреля 1998 г. N 7/2-1-1649-97 "Об устранении нарушений законодательства об условиях, определяющих право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в котором указывалось, что действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения, находящиеся на территории Российской Федерации, независимо от их организационно - правовых форм. Также в указанном представлении отмечалось, что Пенсионный фонд Российской Федерации превысил свои полномочия в отношении порядка применения Списка, ограничив тем самым права педагогических работников образовательных учреждений на пенсию за выслугу лет. В связи с этим Генеральная прокуратура Российской Федерации потребовала, чтобы Пенсионный фонд Российской Федерации принял меры по устранению выявленных нарушений пенсионного законодательства Российской Федерации. Однако почти все региональные отделения Пенсионного фонда Российской Федерации не выполняют требования Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и статьей 47 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Государственная Дума обращается в Правительство Российской Федерации со следующими предложениями:

дать оценку положению, сложившемуся в связи с назначением педагогическим работникам образовательных учреждений пенсии за выслугу лет;

проинформировать Государственную Думу о возможности нормализации положения, сложившегося в связи с назначением педагогическим работникам образовательных учреждений пенсии за выслугу лет;

определить сроки пересмотра Списка;

определить, на каком основании территориальные органы социальной защиты населения и (или) региональные отделения Пенсионного фонда Российской Федерации нарушают пенсионное законодательство Российской Федерации при назначении педагогическим работникам образовательных учреждений пенсии за выслугу лет;

определить меры по устранению выявленных нарушений пенсионного законодательства Российской Федерации.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024