МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
от 25 марта 1999 г. N 389/11-12
О ПРЕПОДАВАНИИ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
События,
происходящие в нашей стране в последнее время, вызвали глубокие изменения во
всех сферах общественной жизни. Увеличение частоты проявления разрушительных
сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций
социального характера, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной
жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях пагубно отражаются на
состоянии здоровья и жизни детей.
По данным Минздрава
России, в начальной школе абсолютно здоровы лишь 11 -
12% детей. За последние годы увеличилось число школьников, болеющих
инфекционными, гельминтозными, кожными и другими заболеваниями. Возросло число
бытовых травм у детей младшего школьного возраста. Статистические данные
показывают, что повысилось количество несчастных случаев на водоемах, в которых
фигурируют дети младшего школьного возраста. Часто детская шалость с огнем
является причиной пожаров. По данным МВД России, увеличилось количество детей,
попадающих в дорожно-транспортные происшествия, и детей, являющихся жертвами
насилия.
В этой связи
возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся
по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, и выработку
у них привычек здорового образа жизни. Эта работа должна начинаться уже с
начальной школы.
В настоящее время в
Минобразовании России разработан и утвержден
Обязательный минимум содержания начального общего образования (Приказ Минобразования
России от 19.05.98 N 1235), определяющий основные вопросы обеспечения
безопасности жизнедеятельности, с которыми необходимо знакомить младших
школьников. Обязательное минимальное содержание основ безопасности
жизнедеятельности включено в содержание образовательного компонента
"Окружающий мир" и раскрывает основные вопросы ОБЖ:
Здоровый образ
жизни. Правила гигиены. Режим дня. Охрана и укрепление здоровья. Природа как
условие жизни людей. Правила дорожной безопасности, безопасного поведения на улице
и в быту, на водоемах, противопожарной безопасности.
Более подробно это
содержание раскрывается в примерной программе для четырехлетней начальной школы
"Окружающий мир" (М., Дрофа, 1998).
Наиболее полно и
целенаправленно вопросы ОБЖ могут быть изучены в специальном непрерывном курсе
"Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ).
Целью курса
является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к
личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими способности
сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях,
оказание помощи пострадавшим.
Содержание курса
включает теорию и практику безопасного поведения и защиты человека в
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
В начальной школе у
младших школьников наряду с развитием представлений о научной картине мира идет
формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность,
опираясь на полученные знания. Учащиеся учатся адекватному и безопасному
поведению в окружающем их мире, учатся понимать причины возникновения опасных
ситуаций и способы их предупреждения. Знания о безопасной жизнедеятельности
нельзя рассматривать отдельно от знаний об окружающем мире, и поэтому развитие
содержания начальной школы идет по линии интеграции, которая сохраняет
целостность восприятия окружающего мира.
Исходя из этого,
особенностью преподавания основ безопасности жизнедеятельности в начальной
школе является то, что этот курс изучается не на отдельных уроках, а на уроках
по окружающему миру. С целью более подробного изучения вопросов безопасности
жизнедеятельности как составной части изучения окружающего мира целесообразно
увеличивать время на изучение курса "Окружающий мир", за счет
вариативной части Базисного учебного плана, а также включать вопросы
безопасности жизнедеятельности в другие школьные дисциплины.
Все действующие в
начальной школе программы, реализующие содержание образовательного компонента
"Окружающий мир", учитывают особенности усвоения младшими школьниками
знаний по безопасной жизнедеятельности как части знаний об окружающем мире и
включают эти знания в содержание программ и учебников, но в разной степени.
В системе учебных
курсов "Зеленый дом", авт. А.А. Плешаков (изд-во
"Просвещение"), вопросы безопасности жизнедеятельности, охраны
здоровья являются одной из ведущих содержательных линий. Обязательный минимум
содержания ОБЖ раскрывается более широко и подробно.
В программе
"Природа и люди", авт. З.А. Клепинина
(изд-во "XXI век"), одной из приоритетных тем является тема здорового
образа жизни. Также хорошо раскрываются и другие темы по ОБЖ. Особое внимание
уделено изучению правил предупреждения травматизма в быту и на улице,
теоретическому и практическому ознакомлению с правилами дорожного движения.
В программе
"Окружающий мир", авт. Н.Ф. Виноградова, Г.Г. Ивченкова,
И.В. Потапов (изд-во "Просвещение"), также выделяется время на
изучение вопросов обеспечения безопасности жизнедеятельности. На страницах
учебников и рабочих тетрадей с детьми обсуждаются различные ситуации: поведение
в природе, в быту, на дорогах; взаимодействие с незнакомыми людьми и т.д.
Ребенку предоставляется возможность найти варианты выхода из этих ситуаций,
т.е. формируется осознанное поведение в природе и обществе.
В курсе "Мир и
человек", авт. А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан
(изд-во "Дрофа"), вопросы ОБЖ даются не так полно, как в других
курсах, поэтому при работе с учебниками этих авторов рекомендуется использовать
дополнительные пособия.
В настоящее время
авторы разрабатывают параллельные учебники-тетради, где усилено внимание к
вопросам ОБЖ (изд-во "Баласс").
В курсе
"Окружающий мир", авт. О.Т. Поглазова, В.Д.
Шилин (изд-во "Инпро-Рес"),
вопросы безопасности жизнедеятельности органично включены в содержание почти
каждого урока. Такой подход позволяет успешно формировать у детей сознательное
отношение к личной безопасности и безопасности окружающих и практические
умения, необходимые для действий в неблагоприятных и угрожающих жизни ситуациях.
Для
расширения содержания основ безопасности жизнедеятельности можно использовать
учебники "Основы безопасности жизнедеятельности", авт. А.В. Гостюшин (изд-во "Просвещение"); учебники-тетради
"Основы безопасности жизнедеятельности", авт. В.В. Поляков (изд-во
"Дрофа"); учебники "Основы безопасности жизнедеятельности",
авт. А.А. Усачев, А.И. Березин (изд-во АСТ); альбомы-задачники для начальной
школы "Жизнь без опасности", авт. Л.П. Анастасова и др. (изд-во
"Вентана-Граф"); учебники-тетради "Уроки здоровья", под ред. С.М. Чечельницкой (изд-во "Линка-Пресс");
рабочие тетради "Безопасное поведение", авт. А.В. Гостюшин
(изд-во "Открытый мир").
Навыки по
гражданской обороне отрабатываются обучающимися начальной школы согласно общему
плану мероприятий образовательного учреждения по ГО. Обучающиеся изучают правила поведения по единому сигналу
"Внимание всем!" и речевым сообщениям, поступающим из органов
управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, осваивают
приемы изготовления и применения простейших средств защиты органов дыхания,
знакомятся с коллективными средствами защиты гражданской обороны.
Руководитель
Департамента
общего среднего
образования
М.Р.ЛЕОНТЬЕВА