Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

от 25 марта 1999 г. N 389/11-12

 

О ПРЕПОДАВАНИИ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни. Увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях пагубно отражаются на состоянии здоровья и жизни детей.

По данным Минздрава России, в начальной школе абсолютно здоровы лишь 11 - 12% детей. За последние годы увеличилось число школьников, болеющих инфекционными, гельминтозными, кожными и другими заболеваниями. Возросло число бытовых травм у детей младшего школьного возраста. Статистические данные показывают, что повысилось количество несчастных случаев на водоемах, в которых фигурируют дети младшего школьного возраста. Часто детская шалость с огнем является причиной пожаров. По данным МВД России, увеличилось количество детей, попадающих в дорожно-транспортные происшествия, и детей, являющихся жертвами насилия.

В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, и выработку у них привычек здорового образа жизни. Эта работа должна начинаться уже с начальной школы.

В настоящее время в Минобразовании России разработан и утвержден Обязательный минимум содержания начального общего образования (Приказ Минобразования России от 19.05.98 N 1235), определяющий основные вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности, с которыми необходимо знакомить младших школьников. Обязательное минимальное содержание основ безопасности жизнедеятельности включено в содержание образовательного компонента "Окружающий мир" и раскрывает основные вопросы ОБЖ:

Здоровый образ жизни. Правила гигиены. Режим дня. Охрана и укрепление здоровья. Природа как условие жизни людей. Правила дорожной безопасности, безопасного поведения на улице и в быту, на водоемах, противопожарной безопасности.

Более подробно это содержание раскрывается в примерной программе для четырехлетней начальной школы "Окружающий мир" (М., Дрофа, 1998).

Наиболее полно и целенаправленно вопросы ОБЖ могут быть изучены в специальном непрерывном курсе "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ).

Целью курса является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.

Содержание курса включает теорию и практику безопасного поведения и защиты человека в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

В начальной школе у младших школьников наряду с развитием представлений о научной картине мира идет формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность, опираясь на полученные знания. Учащиеся учатся адекватному и безопасному поведению в окружающем их мире, учатся понимать причины возникновения опасных ситуаций и способы их предупреждения. Знания о безопасной жизнедеятельности нельзя рассматривать отдельно от знаний об окружающем мире, и поэтому развитие содержания начальной школы идет по линии интеграции, которая сохраняет целостность восприятия окружающего мира.

Исходя из этого, особенностью преподавания основ безопасности жизнедеятельности в начальной школе является то, что этот курс изучается не на отдельных уроках, а на уроках по окружающему миру. С целью более подробного изучения вопросов безопасности жизнедеятельности как составной части изучения окружающего мира целесообразно увеличивать время на изучение курса "Окружающий мир", за счет вариативной части Базисного учебного плана, а также включать вопросы безопасности жизнедеятельности в другие школьные дисциплины.

Все действующие в начальной школе программы, реализующие содержание образовательного компонента "Окружающий мир", учитывают особенности усвоения младшими школьниками знаний по безопасной жизнедеятельности как части знаний об окружающем мире и включают эти знания в содержание программ и учебников, но в разной степени.

В системе учебных курсов "Зеленый дом", авт. А.А. Плешаков (изд-во "Просвещение"), вопросы безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья являются одной из ведущих содержательных линий. Обязательный минимум содержания ОБЖ раскрывается более широко и подробно.

В программе "Природа и люди", авт. З.А. Клепинина (изд-во "XXI век"), одной из приоритетных тем является тема здорового образа жизни. Также хорошо раскрываются и другие темы по ОБЖ. Особое внимание уделено изучению правил предупреждения травматизма в быту и на улице, теоретическому и практическому ознакомлению с правилами дорожного движения.

В программе "Окружающий мир", авт. Н.Ф. Виноградова, Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов (изд-во "Просвещение"), также выделяется время на изучение вопросов обеспечения безопасности жизнедеятельности. На страницах учебников и рабочих тетрадей с детьми обсуждаются различные ситуации: поведение в природе, в быту, на дорогах; взаимодействие с незнакомыми людьми и т.д. Ребенку предоставляется возможность найти варианты выхода из этих ситуаций, т.е. формируется осознанное поведение в природе и обществе.

В курсе "Мир и человек", авт. А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан (изд-во "Дрофа"), вопросы ОБЖ даются не так полно, как в других курсах, поэтому при работе с учебниками этих авторов рекомендуется использовать дополнительные пособия.

В настоящее время авторы разрабатывают параллельные учебники-тетради, где усилено внимание к вопросам ОБЖ (изд-во "Баласс").

В курсе "Окружающий мир", авт. О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин (изд-во "Инпро-Рес"), вопросы безопасности жизнедеятельности органично включены в содержание почти каждого урока. Такой подход позволяет успешно формировать у детей сознательное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих и практические умения, необходимые для действий в неблагоприятных и угрожающих жизни ситуациях.

Для расширения содержания основ безопасности жизнедеятельности можно использовать учебники "Основы безопасности жизнедеятельности", авт. А.В. Гостюшин (изд-во "Просвещение"); учебники-тетради "Основы безопасности жизнедеятельности", авт. В.В. Поляков (изд-во "Дрофа"); учебники "Основы безопасности жизнедеятельности", авт. А.А. Усачев, А.И. Березин (изд-во АСТ); альбомы-задачники для начальной школы "Жизнь без опасности", авт. Л.П. Анастасова и др. (изд-во "Вентана-Граф"); учебники-тетради "Уроки здоровья", под ред. С.М. Чечельницкой (изд-во "Линка-Пресс"); рабочие тетради "Безопасное поведение", авт. А.В. Гостюшин (изд-во "Открытый мир").

Навыки по гражданской обороне отрабатываются обучающимися начальной школы согласно общему плану мероприятий образовательного учреждения по ГО. Обучающиеся изучают правила поведения по единому сигналу "Внимание всем!" и речевым сообщениям, поступающим из органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, осваивают приемы изготовления и применения простейших средств защиты органов дыхания, знакомятся с коллективными средствами защиты гражданской обороны.

Руководитель Департамента

общего среднего образования

М.Р.ЛЕОНТЬЕВА

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024