МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 апреля 1999 г. N 16-52-58ин/16-13
О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ,
ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В
соответствии с Программой организационно - методических мер по введению в
действие государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования на 1998 - 2000 гг., утвержденной 25 марта 1998 г. Минобразованием России, Управление среднего
профессионального образования подготовило и направляет для практического
применения Рекомендации по планированию, организации и проведению лабораторных
работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего
профессионального образования.
Первый заместитель
Министра
В.ЖУРАКОВСКИЙ
Приложение
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПЛАНИРОВАНИЮ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ
ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Общие
положения
1.1. В соответствии
с Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального
образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 г. N 1168,
к основным видам учебных занятий наряду с другими отнесены лабораторные работы
и практические занятия. Направленные на экспериментальное подтверждение
теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических
умений они составляют важную часть теоретической и профессиональной
практической подготовки.
1.2. В процессе
лабораторной работы или практического занятия как видов учебных занятий
студенты выполняют одну или несколько лабораторных работ (заданий), одну или
несколько практических работ (заданий) под руководством преподавателя в
соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.
1.3. Выполнение
студентами лабораторных работ и практических занятий направлено на:
- обобщение,
систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по
конкретным темам дисциплин математического и общего естественно - научного,
общепрофессионального и специального циклов;
- формирование
умений применять полученные знания на практике, реализацию единства
интеллектуальной и практической деятельности;
- развитие
интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных,
конструктивных и др.;
- выработку при
решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность,
ответственность, точность, творческая инициатива.
1.4. Дисциплины, по
которым планируются лабораторные работы и практические занятия и их объекты,
определяются примерными и рабочими учебными планами.
1.5. При проведении
лабораторных работ и практических занятий учебная группа согласно
Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки
выпускников (далее - Государственные требования) может делиться на подгруппы
численностью не менее 8 человек.
2.
Планирование лабораторных работ
и практических
занятий
2.1. При
планировании состава и содержания лабораторных работ и практических занятий
следует исходить из того, что лабораторные работы и практические занятия имеют
разные ведущие дидактические цели.
2.1.1. Ведущей
дидактической целью лабораторных работ является экспериментальное подтверждение
и проверка существенных теоретических положений (законов, зависимостей),
поэтому они занимают преимущественное место при изучении дисциплин математического
и общего естественно - научного, общепрофессионального циклов и менее
характерны для дисциплин специального цикла.
2.1.2. Ведущей дидактической целью практических занятий является
формирование практических умений - профессиональных (умений выполнять
определенные действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной
деятельности) или учебных (умений решать задачи по математике, физике, химии,
информатике и др.), необходимых в последующей учебной деятельности по
общепрофессиональным и специальным дисциплинам; практические занятия занимают
преимущественное место при изучении общепрофессиональных и специальных
дисциплин.
Состав и содержание
практических занятий должны быть направлены на реализацию Государственных
требований.
2.2. По таким дисциплинам,
как Физическая культура, Иностранный язык, Инженерная графика, дисциплинам с
применением ПЭВМ, все учебные занятия или большинство из них проводятся как
практические, поскольку содержание дисциплин направлено в основном на
формирование практических умений и их совершенствование.
2.3. В соответствии
с ведущей дидактической целью содержанием лабораторных работ могут быть
экспериментальная проверка формул, методик расчета, установление и
подтверждение закономерностей, ознакомление с методиками проведения
экспериментов, установление свойств веществ, их качественных и количественных
характеристик, наблюдение развития явлений, процессов и др.
2.3.1. При выборе содержания и объема лабораторных работ следует исходить
из сложности учебного материала для усвоения, из внутрипредметных
и межпредметных связей, из значимости изучаемых
теоретических положений для предстоящей профессиональной деятельности, из того,
какое место занимает конкретная работа в совокупности лабораторных работ и их
значимости для формирования целостного представления о содержании учебной
дисциплины.
2.3.2. При планировании лабораторных работ следует учитывать, что наряду с
ведущей дидактической целью - подтверждением теоретических положений - в ходе
выполнения заданий у студентов формируются практические умения и навыки
обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием,
аппаратурой, которые могут составлять часть профессиональной практической
подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать,
устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести
исследование, оформлять результаты).
2.4. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием
практических занятий являются решение разного рода задач, в том числе профессиональных
(анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач,
выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.), выполнение
вычислений, расчетов, чертежей, работа с измерительными приборами,
оборудованием, аппаратурой, работа с нормативными документами, инструктивными
материалами, справочниками, составление проектной, плановой и другой
технической и специальной документации и др.
2.4.1. При
разработке содержания практических занятий следует учитывать, чтобы в совокупности
по учебной дисциплине они охватывали весь круг профессиональных умений, на
подготовку к которым ориентирована данная дисциплина, а в совокупности по всем
учебным дисциплинам охватывали всю профессиональную деятельность, к которой
готовится специалист.
2.4.2. На
практических занятиях студенты овладевают первоначальными профессиональными
умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в
процессе курсового проектирования и технологической и преддипломной
производственной (профессиональной) практики.
Наряду с
формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются,
систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания,
вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике,
развиваются интеллектуальные умения.
2.5. Содержание
лабораторных работ и практических занятий фиксируется в примерных и рабочих
учебных программах дисциплин в разделе "Содержание учебной
дисциплины".
2.6. Состав заданий
для лабораторной работы или практического занятия должен быть спланирован с
расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно
большинством студентов. Количество часов, отводимых на лабораторные работы и
практические занятия, фиксируется в тематических планах примерных и рабочих
учебных программ.
2.7. Перечень лабораторных работ и практических занятий в рабочих
программах дисциплины, а также количество часов на их проведение могут
отличаться от рекомендованных примерной программой, но при этом должны
формировать уровень подготовки выпускника, определенный Государственными
требованиями по соответствующей специальности, а также дополнительными
требованиями к уровню подготовки студента, установленными самими
образовательными учреждениями.
3.
Организация и проведение лабораторных работ
и практических
занятий
3.1. Лабораторная
работа как вид учебного занятия должна проводиться в специально оборудованных
учебных лабораториях. Продолжительность - не менее двух академических часов.
Необходимыми структурными элементами лабораторной работы, помимо
самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый
преподавателем, а также организация обсуждения итогов выполнения лабораторной
работы.
3.2. Практическое
занятие должно проводиться в учебных кабинетах или специально оборудованных
помещениях (площадках, полигонах и т.п.). Продолжительность занятия не менее
двух академических часов. Необходимыми структурными элементами практического
занятия, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж,
проводимый преподавателем, а также анализ и оценка выполненных работ и степени
овладения студентами запланированными умениями.
3.3. Выполнению
лабораторных работ и практических занятий предшествует проверка знаний
студентов - их теоретической готовности к выполнению задания.
3.4. По каждой
лабораторной работе и практическому занятию образовательным учреждением должны
быть разработаны и утверждены методические указания по их проведению.
3.5. Лабораторные
работы и практические занятия могут носить репродуктивный, частично - поисковый
и поисковый характер.
Работы,
носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении студенты
пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения
(теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их
характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки),
контрольные вопросы, учебная и специальная литература.
Работы, носящие
частично - поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении студенты
не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых
действий, и требуют от студентов самостоятельного подбора оборудования, выбора
способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др.
Работы, носящие
поисковый характер, характеризуются тем, что студенты должны решить новую для
них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.
При планировании
лабораторных работ и практических занятий необходимо находить оптимальное
соотношение репродуктивных, частично - поисковых и поисковых работ, чтобы
обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности.
3.6. Формы
организации студентов на лабораторных работах и практических занятиях:
фронтальная, групповая и индивидуальная.
При фронтальной
форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же
работу.
При групповой форме
организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2 - 5 человек.
При индивидуальной
форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.
3.7. Для повышения
эффективности проведения лабораторных работ и практических занятий
рекомендуется:
разработка
сборников задач, заданий и упражнений, сопровождающихся методическими
указаниями, применительно к конкретным специальностям;
разработка заданий
для автоматизированного тестового контроля за
подготовленностью студентов к лабораторным работам или практическим занятиям;
подчинение методики
проведения лабораторных работ и практических занятий ведущим дидактическим
целям с соответствующими установками для студентов;
использование в
практике преподавания поисковых лабораторных работ, построенных на проблемной
основе;
применение
коллективных и групповых форм работы, максимальное использование индивидуальных
форм с целью повышения ответственности каждого студента за самостоятельное
выполнение полного объема работ;
проведение
лабораторных работ и практических занятий на повышенном уровне трудности с
включением в них заданий, связанных с выбором студентами условий выполнения
работы, конкретизацией целей, самостоятельным отбором необходимого оборудования;
подбор
дополнительных задач и заданий для студентов, работающих в более быстром темпе,
для эффективного использования времени, отводимого на лабораторные работы и
практические занятия.
4.
Оформление лабораторных работ и практических занятий
4.1. Структура
оформления лабораторных работ и практических занятий по дисциплине определяется
предметными (цикловыми) комиссиями.
4.2. Оценки за
выполнение лабораторных работ и практических занятий могут выставляться по
пятибалльной системе или в форме зачета и учитываться как показатели текущей
успеваемости студентов.