МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 мая 1999 г. N 109/23-16
О ВВЕДЕНИИ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
И КРИТЕРИЯХ ОЦЕНКИ ДЕТСКИХ
ИГР И ИГРУШЕК
В настоящее время
российский рынок заполнен играми и игрушками, в том числе импортными,
значительная часть которых характеризуется низким качеством и сомнительным
предназначением, отрицательно влияющим как на психическое здоровье детей, так и
на их развитие.
Появление в продаже
таких игр и игрушек никем не контролируется.
В целях защиты
детей от негативного влияния подобных игр и игрушек и в соответствии с
распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.96 N 610-р и
Федеральным законом от 24.07.98 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации" вводится обязательная психолого -
педагогическая экспертиза детских игр и игрушек. Организация такой экспертизы
возложена на государственное учреждение Центр "Игрушка" Министерства
общего и профессионального образования Российской Федерации. Для ее введения
требуется объединение усилий различных министерств и ведомств, органов
управления образованием субъектов Российской Федерации, методических служб,
предприятий - изготовителей, торгующих организаций, образовательных учреждений,
родителей.
Учитывая, что
разрабатываемая нормативно - техническая документация по экспертизе
предусматривает критерии оценки детских игр и игрушек, перечень -
классификатор, требования к региональным комиссиям по экспертизе, экспертам,
проводящим экспертизу, особая роль в данном процессе принадлежит органам
управления образованием субъектов Российской Федерации.
Для реализации
действующего законодательства и распоряжения Правительства Российской Федерации
руководители и специалисты органов управления образованием в регионах должны
подготовить базу для проведения психолого - педагогической экспертизы. Это
предполагает решение следующих задач:
- создание
региональных комиссий по экспертизе игрушек,
- оснащение
материально - технической базы региональных комиссий,
- подбор и
подготовка кадров для проведения психолого - педагогической экспертизы детских
игр и игрушек,
- участие в
разработке критериев оценки детских игр и игрушек.
Разработка
критериев оценки детских игр и игрушек предусматривает создание такой системы
оценки, которая позволит работникам региональных комиссий по экспертизе
игрушек:
- выделять в общей
массе игр и игрушек, поступающих на рынок как из-за
рубежа, так и отечественного производства, игрушки, не предназначенные для
использования детьми. Это игрушки, провоцирующие ребенка на агрессивные
действия, проявление жестокости по отношению к персонажам игры; игровые сюжеты,
связанные с безнравственностью и насилием, вызывающие нездоровый интерес к
сексуальным проблемам;
- проводить
соответствующий анализ игр и игрушек и давать методические рекомендации
педагогам и родителям по возрастной адресованности, а
также по способам и области их применения;
- оказывать
методическую помощь и консультации предприятиям - изготовителям и торгующим
организациям.
В основу
обозначенных критериев закладываются педагогически ценные качества игрушек,
поскольку психолого - педагогическая экспертиза не поддается традиционной
технической стандартизации.
К этим качествам
относятся:
- полифункциональность, способствующая
развитию творчества детей;
- возможность
применения игрушки в совместной деятельности;
- дидактические
свойства игрушки, необходимые для интеллектуального развития детей, обогащения
их знаниями;
- принадлежность
игрушки к изделиям художественных промыслов, помогающим детям раскрыть мир
искусства, овладеть художественным восприятием, развить творческие способности.
Учитывая
вышеизложенное, Министерство общего и профессионального образования Российской
Федерации рекомендует органам управления образованием субъектов Российской
Федерации:
- довести до
сведения работников управления и специалистов дошкольных образовательных
учреждений содержание данного письма, включив его для обсуждения в тематику
августовских совещаний;
- проанализировать
ассортимент и возрастную направленность рынка игрушек в регионе;
- организовать
подбор и подготовку специалистов для проведения психолого - педагогической
экспертизы детских игр и игрушек в регионе.
Первый заместитель
Министра
А.Ф.КИСЕЛЕВ