Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 30 июня 1999 г. N 446/28-16

 

В соответствии с п. 4.3 Приказа Минобразования России от 23.03.99 N 712 подготовлены Методические рекомендации по аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Направляем данные Рекомендации для использования в работе государственных органов управления образованием и аттестационных комиссии по аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей всех видов независимо от ведомственной принадлежности и организационно - правовых форм.

 

Заместитель Министра

Е.Е.ЧЕПУРНЫХ

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ АТТЕСТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 

Настоящие Рекомендации разработаны в помощь руководителям органов управления образованием, образовательных учреждении, аттестационных комиссий для решения вопросов, связанных с организацией и проведением аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей, независимо от ведомственной подчиненности и организационно - правовых форм.

 

1. Общие положения

 

1.1. Аттестация образовательных учреждений дополнительного образования детей проводится в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ и в порядке, предусмотренном Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 233 с изменениями и дополнениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.03.97 N 212).

1.2. Аттестация является основной формой государственно - общественного контроля за качеством образования в образовательном учреждении.

1.3. Целью и содержанием аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей является установление соответствия содержания образования и воспитания детей уровню и направленности образовательных программ и полноте их выполнения.

1.4. Основными принципами аттестации учреждений являются: объективность, открытость, компетентность, учет видовой специфики, соблюдение норм педагогической этики.

1.5. Аттестация учреждений федерального подчинения проводится Минобразованием России.

Аттестация иных учреждений проводится государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации.

1.6. Аттестация проводится по заявлению учреждения один раз в пять лет, если иное не предусмотрено законом.

Первая аттестация вновь созданного учреждения может проводиться по его заявлению не ранее чем через три года после получения лицензии.

1.7. Затраты на проведение аттестации оплачиваются образовательным учреждением.

В сметах расходов на содержание муниципальных и государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей учредитель должен предусматривать средства на проведение аттестации.

1.8. В целях обеспечения планомерности и качества проведения аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей государственный орган управления образованием может разработать перспективный план - график аттестации учреждений на пятилетний аттестационный цикл, при ежегодной аттестации не более 20% учреждений.

При составлении перспективного плана - графика должны учитываться такие факторы, как: готовность учреждений к аттестации, наличие экспертов аттестационных комиссий, прошедших соответствующую подготовку, виды учреждений и направленность реализуемых ими образовательных программ, территориальная удаленность образовательных учреждений от центра.

План - график аттестации утверждается приказом.

Учреждения другой ведомственной принадлежности включаются в график по согласованию с их учредителями.

 

2. Самоанализ образовательного учреждения

дополнительного образования детей

 

2.1. До начала аттестации образовательное учреждение с учетом плана - графика по аттестации, утвержденного государственным органом управления образованием, может провести самоанализ образовательной деятельности учреждения.

2.2. Основной задачей самоанализа в образовательном учреждении дополнительного образования детей является выявление результативности и качества образовательной деятельности учреждения.

2.3. Самоанализу подлежат результаты образовательной деятельности учреждения за последние три года, предшествующие аттестации.

Анализ и оценка результатов образовательной деятельности учреждения могут осуществляться с привлечением педагогов, обучающихся, их родителей (законных представителей), а также выпускников. Как правило привлекаются обучающиеся последнего года обучения реализуемых в учреждении дополнительных образовательных программ.

2.4. Учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план, содержание, формы и методы самоанализа.

План, содержание, формы и методы самоанализа учреждения рассматривается на педагогическом совете. Для координации и реализации плана самоанализа педагогический коллектив учреждения может избирать общественный орган. По итогам педагогического совета директор учреждения издает приказ о проведении самоанализа.

2.5. При проведении самоанализа могут быть использованы такие методы, как: тестирование, опрос, анкетирование, анализ документации.

2.6. Продолжительность процедуры самоанализа не должна превышать трех месяцев.

2.7. Итоги самоанализа учреждения подводятся на педагогическом совете. Материалы и результаты самоанализа формируются в дело по самоанализу учреждения.

 

3. Аттестация образовательных учреждений

дополнительного образования детей

 

3.1. Для проведения аттестации учреждение представляет в государственный орган управления образованием следующие документы:

- заявление;

- копию устава учреждения;

- копию лицензии на образовательную деятельность (с приложениями);

- учебный план учреждения;

- программу деятельности учреждения;

- дополнительные образовательные программы, реализуемые учреждением (по запросу аттестационной комиссии);

- материалы самоанализа учреждения (по желанию учреждения);

- гарантийное письмо об оплате затрат, связанных с проведением аттестации.

3.2. Для проведения аттестации государственный орган управления образованием создает аттестационную комиссию, состав которой, ее председатель утверждаются приказом.

Руководство аттестационной комиссией возлагается на работника органа управления образованием, проводящего аттестацию.

Государственный орган управления образованием обеспечивает предварительную профессиональную подготовку членов аттестационных комиссий, предоставляет им необходимые материалы и документы.

3.3. При формировании комиссии учитываются: специфика аттестуемого учреждения, его ведомственная подчиненность, направленность реализуемых дополнительных образовательных программ, их разнообразие, социально - культурные, территориальные и другие особенности.

При аттестации учреждений другой ведомственной принадлежности в состав комиссий включаются представители органов управления образованием соответствующих ведомств.

В состав комиссии не могут входить работники аттестуемого учреждения, в том числе специалисты, ранее работавшие в аттестуемом учреждении.

3.4. Работа аттестационной комиссии:

3.4.1. Порядок работы аттестационной комиссии, периодичность ее заседаний, процедура принятия решений определяются самой комиссией и оформляются соответствующим протоколом.

3.4.2. Председатель аттестационной комиссии распределяет обязанности между членами комиссии, проводит инструктаж по процедуре аттестации; осуществляет общее руководство и контроль за работой членов комиссии, решает оперативные вопросы, возникающие в ходе работы аттестационной комиссии.

3.4.3. План работы аттестационной комиссии согласовывается по срокам с руководителем аттестуемого учреждения и доводится до сведения педагогического коллектива не позже чем за неделю до начала аттестации.

3.4.4. Работа аттестационной комиссии начинается с анализа представленных учреждением документов. По результатам анализа комиссия делает предварительные выводы и составляет план работы комиссии в учреждении.

Аттестационная комиссия проводит экспертизу содержания и результатов образовательной деятельности учреждения за 3 последних года.

3.4.5. Суммарное время работы аттестационной комиссии в учреждении не должно превышать десяти календарных дней.

3.4.6. Работа аттестационной комиссии завершается подготовкой заключения, в котором выносится заключение о соответствии содержания образования и воспитания детей уровню и направленности образовательных программ и полноте их выполнения, а государственному органу управления образованием рекомендуется:

- аттестовать или не аттестовать учреждение;

- принять конкретные меры, направленные на совершенствование управления учреждением.

3.4.7. Все материалы и документы, на основании которых делались выводы аттестационной комиссии, один экземпляр заключения по описи включаются секретарем комиссии в аттестационное дело.

Аттестационное дело хранится в государственном органе управления образованием, проводящем аттестацию, до следующего срока прохождения аттестации учреждением.

3.4.8. Заключение аттестационной комиссии и аттестационное дело учреждения передаются государственному органу управления образованием в сроки, установленные приказом о проведении аттестации учреждения.

3.5. Государственный орган управления образованием, осуществляющий аттестацию, на основании заключения аттестационной комиссии в двухнедельный срок издает приказ о признании образовательного учреждения аттестованным (неаттестованным).

Приказ и копия заключения аттестационной комиссии в трехдневный срок со дня издания приказа выдаются (высылаются) образовательному учреждению.

3.6. Учреждение признается неаттестованным в случае, если по итогам работы комиссии будет дано отрицательное заключение.

3.7. Отрицательное заключение аттестационной комиссии может быть обжаловано в судебном порядке только в части процедуры аттестации.

3.8. Учреждение вправе потребовать проведения повторной аттестации не ранее чем через 12 месяцев с момента признания его неаттестованным.

3.9. Положительное заключение аттестационной комиссии является условием получения учреждением государственной аккредитации.

 

4. Дополнительные образовательные программы

 

4.1. В соответствии с п. 5 ст. 14 и п. 6 ст. 32 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает, принимает и реализует образовательную программу (программы). Образовательная программа - документ, определяющий содержание образования определенного уровня и направленности.

4.2. При запросе аттестационной комиссией дополнительных образовательных программ, реализуемых в учреждении, необходимо учитывать, чтобы:

- программа была последнего года обучения (для программы от 2-х лет и более);

- программа реализовывалась в учреждении не менее трех лет;

- программа была рассчитана по срокам обучения не менее чем на один год;

- по программе было осуществлено не менее двух выпусков.

В учреждениях, реализующих дополнительные образовательные программы разной направленности, аттестационная комиссия запрашивает не менее одной программы по каждому направлению.

4.3. В ходе аттестации экспертная оценка дополнительной образовательной программы дается в соответствии с заявленным в программе уровнем и направленностью содержания образования.

 

5. Аттестационное заключение

 

5.1. Содержание аттестационного заключения определяется в соответствии с целями, предусмотренными Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

5.2. Аттестационное заключение содержит:

- экспертную оценку каждой дополнительной образовательной программы, представленную в аттестационную комиссию;

- общую характеристику образовательной деятельности учреждения;

- выводы и рекомендации.

5.3. Экспертная оценка дополнительной образовательной программы включает в себя:

- анализ соответствия программы Типовому положению, уставу учреждения, лицензии на образовательную деятельность;

- анализ структуры и содержания самой программы;

- анализ соответствия методов, средств и форм образовательного процесса возрасту, интересам и потребностям обучающихся;

- анализ полноты выполнения программы;

- анализ результативности реализуемой программы;

- анализ соответствия содержания образования и воспитания обучающихся уровню и направленности программы.

5.4. Общая характеристика образовательной деятельности учреждения включает в себя:

- анализ контингента обучающихся;

- анализ кадрового потенциала учреждения;

- анализ информационно - методического обеспечения образовательного процесса;

- анализ результативности образовательного процесса.

5.5. Заключение аттестационной комиссии составляется в 2-х экземплярах и подписывается всеми ее членами и доводится до сведения коллектива учреждения.

Член комиссии, имеющий особое мнение о результатах аттестации и работе комиссии, имеет право изложить его в письменной форме.

 

Рекомендации подготовлены

Управлением воспитания

и дополнительного образования

детей и молодежи

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024