Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 20 июля 1999 г. N 14-58-350ин/16

 

О СОПРЯЖЕНИИ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СОПРЯЖЕНИЮ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ

И МАГИСТРОВ С ТРАДИЦИОННЫМИ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМИ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Министерство образования Российской Федерации утверждает макеты государственных образовательных стандартов для основных образовательных программ высшего профессионального образования, соответствующих: степени (квалификации) "бакалавр" по направлению, степени (квалификации) "магистр" по направлению и квалификации "дипломированный специалист" по специальности.

В целях обеспечения технологичности учебного процесса, оптимизации педагогической нагрузки профессорско - преподавательского состава, рационального использования аудиторного фонда при разработке государственных образовательных стандартов на основе утвержденных макетов учебно - методическим объединениям необходимо учитывать сопряженность (взаимосвязь) направлений и специальностей соответствующего профиля, имея в виду как содержательное сопряжение, так и организационное обеспечение возможности перехода студента с одной основной образовательной программы на другую как внутри вуза, так и из одних высших учебных заведений Российской Федерации в другие.

При этом к специальностям и направлениям соответствующего профиля относятся такие, которые используют близкий понятийный аппарат, базируются на единой объектной области, изучая относящиеся к ней объекты с различных позиций, или объединены общностью логической культуры (многие направления складывались как обобщенная фундаментальная составляющая отдельных групп родственных специальностей).

Образовательные программы, имеющие своей целью получение обучающимися степени (квалификации) "бакалавра" или "магистра", ведутся по направлениям, охватывающим широкие области науки, техники, культуры, предусматривают в качестве будущей деятельности преимущественно научные исследования или педагогическую работу, тогда как подготовка дипломированных специалистов ведется по специальностям, ориентированным на конкретный объект производственной деятельности в тех или иных областях науки, техники и культуры, и, начиная с первого курса, профессиональная составляющая играет доминирующую роль.

При разработке государственных образовательных стандартов с учетом сопряженности особое внимание следует уделить следующим вопросам:

1 - сохранять единообразие структуры ГОС в виде совокупности циклов дисциплин: общие гуманитарные и социально - экономические, общие математические и естественно - научные дисциплины, общепрофессиональные дисциплины, специальные дисциплины, а также дисциплины специализации;

2 - соблюдать единообразие названий дисциплин внутри каждого цикла (это касается, прежде всего, первых трех из перечисленных выше циклов дисциплин);

3 - для направлений и специальностей соответствующего профиля необходимо соблюдать:

единство требований к теоретическим знаниям и практическим умениям по циклу общих гуманитарных и социально - экономических дисциплин для лиц, обучающихся по соответствующим основным образовательным программам, а также минимуму содержания дисциплин этого цикла;

единую структуру цикла общих математических и естественно - научных дисциплин; примерные программы по дисциплинам этого цикла для подготовки бакалавров по направлению могут быть также использованы и для подготовки специалистов, обучающихся по специальностям высшего профессионального образования; отличия связаны с различной глубиной проработки отдельных дисциплин или разделов этих дисциплин, что может повлечь за собой изменение структуры учебного процесса, а также его направленности;

единую структуру дисциплин направления и общепрофессиональных дисциплин; отличия, как и в случае цикла общих математических и естественно - научных дисциплин, могут быть связаны с различной глубиной проработки отдельных дисциплин, степени их наукоемкости или практической направленности.

Для решения указанных выше проблем необходимо особенно тесное взаимодействие между УМО, курирующими родственные направления и специальности, с целью наиболее рационального сопряжения федерального компонента государственных образовательных стандартов как по составу и объему дисциплин так и наполнению дидактическими единицами.

Что касается специальных дисциплин и дисциплин специализации, то именно эти дисциплины в значительной мере отражают специфику подготовки по направлениям и специальностям высшего профессионального образования, учитывая различие целей основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и дипломированных специалистов.

При разработке примерных учебных планов учебно - методическими объединениями и реализации образовательных программ вузами с учетом сопряженности следует уделить внимание тому, что содержание образования первых двух лет обучения должно включать преимущественно дисциплины, имеющие общекультурную функцию, а также дисциплины, составляющие фундаментальную подготовку будущего специалиста.

Осторожного обращения требуют междисциплинарные направления. Их сопряжение с набором родственных специальностей может привести к необратимой трансформации целей и функциональных особенностей соответствующих образовательных программ.

 

Заместитель Министра

В.Д.ШАДРИКОВ

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024