Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 18 октября 1999 г. N 574

 

О РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЯ КОЛЛЕГИИ

ОТ 28 СЕНТЯБРЯ 1999 Г. N 19

 

В соответствии с решением коллегии от 28.09.99 N 19 "Об основных направлениях развития воспитания в системе образования" приказываю:

1. Утвердить в целом представленную Программу развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы. Считать воспитание важнейшей стратегической задачей в системе образования.

2. Включить Программу развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы (далее - Программа) в федеральную программу развития образования.

3. Управлению послевузовского и дополнительного профессионального образования (В.В. Безлепкину) совместно с Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи (В.А. Березиной) до 01.06.2000 разработать проекты государственных требований к программам дополнительного профессионального образования в области воспитания для преподавателей региональных институтов повышения квалификации работников образования.

4. Управлению воспитания и дополнительного образования детей и молодежи (В.А. Березиной):

4.1. Совместно с Управлением дошкольного образования (Р.Б. Стеркиной), Департаментом общего среднего образования (М.Р. Леонтьевой), Управлением среднего профессионального образования (П.Ф. Анисимовым), Управлением начального профессионального образования (Е.Я. Бутко), Управлением образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования (Г.К. Шестаковым), Управлением экономики (Г.В. Боровским) конкретизировать сроки исполнения мероприятий по реализации Программы в соответствии со своей компетенцией.

4.2. Совместно с Управлением образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования (Г.К. Шестаковым) до 01.11.99 внести дополнения в Программу научно-методического обеспечения содержания образования в целях реализации Программы развития воспитания в системе образования в России на 1999 - 2001 годы.

4.3. Совместно с Управлением послевузовского и дополнительного профессионального образования (В.В. Безлепкиным) в соответствии с задачами Программы развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы до 01.12.99 составить план совместных действий по повышению квалификации специалистов по внеурочной и внеучебной деятельности образовательных учреждений разных типов и видов на базе Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования.

4.4. Доработать Положение о Совете по проблемам развития, воспитания и психолого-педагогической поддержки личности (Приказ Минобразования России от 19.06.97 N 1252) и до 01.11.99 внести предложения по его составу.

4.5. Провести 11 - 12 ноября 1999 года совещание заместителей руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации по вопросам реализации Программы.

5. Пресс-службе (С.В. Омельченко) обеспечить пропаганду основных идей Программы, организовать дискуссию в средствах массовой информации с целью создания в Минобразовании России банка предложений общественности по совершенствованию воспитания подрастающего поколения.

6. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации Программу развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы для разработки региональных программ воспитания.

7. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя министра Е.Е. Чепурных.

 

Министр

В.М.ФИЛИППОВ

 

 

 

 

 

 

Утверждена

Приказом Минобразования России

от 18 октября 1999 г. N 574

 

ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

НА 1999 - 2001 ГОДЫ

 

Введение

 

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Выражением государственной политики в области воспитания стали сформулированные в Законе Российской Федерации "Об образовании" <*> принципы гуманистического характера образования. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; взаимодействие семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений составляют основу такой политики.

--------------------------------

<*> В редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ.

 

Разработка и принятие Программы развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы является важнейшим направлением реализации принципов государственной политики России в сфере образования. Программа ориентирована на повышение общественного статуса образовательных учреждений, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта, обеспечения многомерности и интегрированности учебного и воспитательного процессов, баланса государственного, общественного и семейного воспитания, современных механизмов воспитания и его приоритетов в образовательных учреждениях всех типов. В период социальных преобразований в современном российском обществе актуальность приобретают формирование ценностных мировоззренческих оснований воспитания, нового воспитательного потенциала системы образования; обеспечение преемственности между поколениями россиян на основе общественного согласия, в духе формирования культуры мира и терпимости.

Программа определяет цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в системе образования, а также первоочередные меры, связанные с развитием воспитательной практики образовательных учреждений.

Программа имеет ведомственный статус, предназначена прежде всего для органов управления образованием, а также образовательных учреждений всех типов и видов. Данная Программа является основой для разработки региональных и местных программ.

 

1. Основные тенденции и проблемы воспитания детей

и учащейся молодежи в Российской Федерации

 

Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений, религиозных организаций. В то же время реформирование вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения и другие негативные последствия.

Эти изменения отрицательно сказались на российской семье. Отмечаются резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей. Многие люди не сумели приспособиться к новым условиям, сформировать защитные механизмы. Происходит дальнейшая дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада. Вследствие правовой, моральной, экономической незащищенности усилилась конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми. Отмеченные негативные тенденции сопровождаются резким снижением воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей. Неблагополучие многих семей, высокий уровень безработицы, а с другой стороны - чрезмерная занятость родителей во многих благополучных семьях, неблагоприятные семейные отношения обусловливают отчужденность детей, проявления жестокости и насилия по отношению к ним, рост социального сиротства и влекут за собой резкие формы асоциального поведения.

Дети, растущие в неблагополучных, конфликтных семьях, характеризуются широким спектром психических аномалий и отклонений в поведении. Ухудшается состояние здоровья детей и молодежи; получают распространение болезни, имеющие социальную обусловленность (туберкулез, сифилис, ВИЧ-инфекция); учащаются стрессы, неврозы, проявления агрессивности.

Угрожающие масштабы приобрели безнадзорность и беспризорность детей. Быстро растет число не обучающихся и не работающих подростков. Увеличивается доля детей младшего возраста и девочек-подростков среди несовершеннолетних правонарушителей. Наблюдается тенденция роста детской преступности, укрепления ее связей с организованной преступностью. Особую тревогу вызывает распространение наркомании среди учащейся молодежи. Высокий уровень социальной патологии в детской и молодежной среде является мощным дестабилизирующим фактором длительного действия, угрожает социальной безопасности.

Современное развитие средств массовой информации и коммуникаций, введение конституционного запрета на цензуру резко расширили и преобразили информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. В условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, Интернет и др., на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, проституцию, наркоманию, секс.

В общественном развитии существенно возросла роль этнического фактора. С одной стороны, это выявляет социализирующий потенциал этнической среды, но с другой - порождает усиление межнациональной напряженности. В то же время эти тенденции недостаточно учитываются в психолого-педагогической практике.

В обществе сформировалась новая религиозная ситуация: произошла переоценка роли религии в истории развития России. Признается ее большое влияние на духовно-нравственное развитие человека. Религиозным организациям предоставлена возможность обучать детей религии вне рамок образовательных программ.

Новые черты приобрело и участие молодежных и детских общественных объединений в воспитательном процессе. Если в прошлом пионерская и комсомольская организации в образовательных учреждениях были частью единой системы воспитания, то в начале 90-х годов многочисленные молодежные и детские объединения, как правило, в основном действуют за пределами учреждений образования, их социально-педагогический потенциал не востребован государством в полном объеме. В то же время существование детских общественных объединений и организаций, как одного из важнейших факторов социализации ребенка, является мощнейшим инструментом, позволяющим эффективно решать сложные педагогические задачи, закладывать основы развития демократического государства в новом тысячелетии.

В этих сложных условиях образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания, особенно в сельской местности. Большинство образовательных учреждений стремится реализовать все имеющиеся возможности для достижения основной цели современного образования - развития физически, нравственно здоровой личности, ее гражданского потенциала.

Существенно ослабляет воспитательную деятельность образовательных учреждений хроническое отставание их материально-технической базы от современных запросов; научно-методическая необеспеченность; отсутствие необходимых финансовых средств на организацию деятельности; неустроенность и нахождение за чертой бедности большинства членов педагогического коллектива. Огромный ущерб нанесен социальной инфраструктуре для детей. Резко уменьшилась доступность культурных центров, театров, музеев, спортивных сооружений. Инфраструктура детского досуга коммерциализируется и часто ориентируется на обслуживание интересов лишь высокооплачиваемой части населения.

Недостаточный объем производства и издания современной научно-методической литературы, посвященной проблемам воспитания, во многом связан с сокращением соответствующего бюджетного финансирования. Периодические журналы, освещающие проблемы воспитания и образования, оказались практически недоступными для образовательных учреждений. Крайне ограничены возможности обеспечения современной научно-методической базы воспитательного процесса и у органов управления образованием.

В 90-е годы в законодательстве страны произошло обновление многих правовых норм образования, что выразилось в признании вариативности, многообразия систем и участников воспитательного процесса. Наметилась тенденция создания современных отечественных концепций воспитания подрастающих поколений.

В них выделены ценности активной социокультурной жизни, личного и национального достоинства, общекультурной и профессиональной компетентности, культуры гражданства, семьи, ответственности перед собой и другими. Формируются новые культурные основания воспитания - плюрализм и вариативность воспитательной практики, демократизация отношений субъектов учебно-воспитательного процесса, ответственность государства за воспитание детей и молодежи.

Но главной проблемой сегодняшнего дня является отсутствие государственной стратегии в вопросах воспитания детей и молодежи, что становится существенным сдерживающим фактором в развитии наметившихся положительных тенденций. Государство несет ответственность за состояние воспитания детей так же, как и за реализацию прав человека и гражданина, а это предполагает необходимость разработки и реализации государственной политики в области воспитания подрастающих поколений.

Государственная политика в сфере воспитания должна включать в себя цели и задачи воспитания, стратегии их решения, разработку законодательства, государственных программ, выделение ресурсов, поддержку социально значимых воспитательных проектов, определение механизмов контроля. В совокупности все это должно способствовать созданию необходимых условий для формирования системы воспитания подрастающих поколений в соответствии с их потребностями и общественными запросами. Гражданское и патриотическое воспитание составляет одно из важнейших направлений государственной политики в образовании. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского воспитания. Особого внимания заслуживает вопрос о сочетании стратегии и тактики в его развитии, создании современных динамических методов воспитательной работы с учетом целей и задач образовательных учреждений различных типов и видов.

Предлагаемый проект Программы развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы следует рассматривать как шаг на пути к разработке и реализации государственной политики в сфере воспитания подрастающих поколений.

 

2. Цель и задачи Программы

 

Цель программы - обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных и других условий для развития воспитательных систем в образовательных учреждениях всех типов и видов; упорядочение их деятельности, содействующей развитию социальной и культурной компетентности личности, ее самоопределению в социуме, формированию человека-гражданина, семьянина-родителя, специалиста-профессионала.

 

Задачи Программы:

 

повышение социального статуса воспитания в системе образования в российском обществе;

укрепление и развитие воспитательных функций образовательных учреждений, расширение состава субъектов воспитания, координация их усилий, укрепление взаимодействия семьи и образовательных учреждений;

развитие демократического стиля руководства воспитательным процессом;

повышение культуры межнациональных и межэтнических отношений;

формирование региональных, муниципальных и других систем воспитания на основе учета территориальных, социокультурных и национальных особенностей;

использование отечественных традиций и современного опыта в области воспитания;

активное внедрение в педагогическую практику новейших достижений в области воспитания;

развитие гуманистических принципов, содержания и механизмов нравственного, гражданского воспитания;

содействие осуществлению прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением и в организации образовательного процесса в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании";

оказание помощи семье в решении проблем в воспитании детей, развитие психолого-педагогического просвещения родителей;

формирование уважительного отношения к правам ребенка в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка;

усиление роли семьи в воспитании детей;

создание системы психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации детей;

повышение уровня работы со средствами массовой информации и печати по вопросам воспитания детей и учащейся молодежи;

повышение профессионального уровня управления процессом воспитания; обеспечение взаимодействия системы образования со всеми социальными институтами.

 

3. Основные принципы организации воспитания

 

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.

Государство и его институты являются важнейшими субъектами воспитания детей и молодежи, осуществляют воспитательные функции в социально значимых сферах их жизнедеятельности, создают условия для функционирования неправительственных воспитательных организаций.

Национальная стратегия в области воспитания определяется законодательством, признается вариативность и разнообразие воспитательных систем, организаций и технологий.

Инновационным ресурсом развития системы воспитания является современное философское, гуманитарное, социально-научное знание.

Дети и молодежь являются равноправными субъектами процесса воспитания, саморазвития, социокультурного самоопределения. Государством должны быть обеспечены целостность, последовательность и преемственность содержания и организационных форм воспитания на различных уровнях образования; развитие вариативных систем воспитания с учетом специфики образовательных учреждений, их традиций, кадрового потенциала, социальных запросов. Стержнем воспитания является формирование социально необходимых знаний и навыков, профессиональных интересов, гражданской позиции обучающихся.

Особое значение в современном обществе приобретают психолого-педагогическая помощь учащейся молодежи в процессе включения ее в активную жизнь, формирования социальной ответственности.

Воспитанию детей и учащейся сельской молодежи уделяется особое внимание как приоритетному направлению государственной, социальной и аграрной политики, способствующей приобщению растущего поколения к культурно-историческим традициям, формированию чувства настоящего хозяина земли.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся во всех образовательных учреждениях и соответственно роль и актуальность физического воспитания являются бесспорными, поскольку физическое здоровье является одной из основных предпосылок формирования здорового образа жизни.

Содержание и организационные формы воспитания разрабатываются на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социально-активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни.

Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на субъект - субъектных отношениях.

Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов; что учащихся воспитывают сообразно их полу и возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения.

Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает осуществление воспитания в системе образования в коллективах различного типа, что позволяет учащимся расширить сферу общения, создает условия для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации, а в целом - формирует навыки социальной адаптации, самореализации.

Принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности предполагает, что стратегия и тактика воспитания должны быть направлены на помощь ребенку, подростку, молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении.

 

4. Основные направления и особенности воспитания

в образовательных учреждениях разного типа

 

4.1. Развитие воспитания в дошкольных образовательных учреждениях

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, вероисповедания. Предназначение дошкольного образования состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни.

Реализация выделенных оснований развития воспитания в системе дошкольного образования требует решения следующих важных задач:

сохранение сети дошкольных образовательных учреждений, формирование их новых видов;

совершенствование системы подготовки воспитателей с ориентацией на профессиональную реализацию сочетания социально-нормативного и индивидуального подходов к воспитанию детей, овладение современными программами и технологиями, которые задают новое содержание воспитания и обучения детей на основе такого сочетания;

стимулирование оснащения учреждений дошкольного образования современной и методической литературой, ориентирующей на утверждение новых целей, связанных с подготовкой детей к дальнейшим стадиям социализации;

обеспечение на основе новых научных исследований в области дошкольного образования разработки и внедрения в практику деятельности дошкольных учреждений новейших образовательных программ и технологий по развитию социальной и культурной компетентности ребенка, предусматривающих формирование у него коммуникативных навыков, поведенческих структур, соответствующих целям дошкольного воспитания.

Решение указанных задач обусловливает необходимость осуществления деятельности в следующих направлениях:

разработка и внедрение актуальных программ по развитию у детей представлений о человеке, обществе и культуре, по экологическому образованию и воспитанию, приобщению детей к родной культуре; по формированию здорового образа жизни;

организация разработки и широкой пропаганды педагогически ценных игр и игрушек как важнейшего средства воспитания детей дошкольного возраста;

разработка нормативной правовой базы психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек; создание механизма государственного регулирования их качественного ассортимента;

развитие системы непрерывного воспитательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста с сохранением специфики его содержания, форм и методов в дошкольных учреждениях и начальной школе. Организация совместной разработки программ и технологий непрерывного образования, обеспечивающих преемственность воспитательного процесса на уровне дошкольного и начального общего образования, их внедрение;

расширение форм участия в дошкольном образовании учреждений культуры, общественных самодеятельных организаций, средств массовой коммуникации, других социальных институтов;

разработка и реализация комплексных программ оказания консультативно-диагностической, методической, коррекционно-педагогической помощи семьям по вопросам воспитания дошкольников;

разработка системы мер по оказанию помощи семьям, в которых дети не охвачены дошкольным образованием;

информационное обеспечение развития воспитания в системе дошкольного образования.

 

4.2. Развитие воспитания в общеобразовательных учреждениях

Общеобразовательные учреждения являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей.

Обновление процесса воспитания в общеобразовательном учреждении должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта; включать формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий, методов, повышение эффективности действия его школьных и внешкольных механизмов, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания.

Развитие воспитания в общеобразовательных учреждениях предполагает решение следующих задач:

определение содержания воспитания, его форм и методов на основе возрастных, индивидуально-психологических особенностей учащихся с учетом конкретных возможностей и специфики общеобразовательных учреждений разных видов, в разных регионах и типах поселений;

формирование воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс (путем обеспечения интегрированности его важнейших составляющих - воспитания и обучения); повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания;

усиление гуманитарной и практической направленности учебных дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих учащимся освоить ценности общества и культуру, в которых они живут, способы самоопределения в них;

воспитание учащихся в духе демократии, свободы, личного достоинства и законопослушания; предоставление им реальных возможностей участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности различных творческих и общественных объединений;

укрепление здоровья ребенка средствами физкультуры и спорта;

повышение роли психолого-педагогической службы в формировании школьных и классных коллективов, индивидуальных занятий с учащимися, обеспечение профилактики школьной и социальной дезадаптации детей;

создание условий для участия семей в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, привлечения родителей к участию в управлении общеобразовательным учреждением;

включение в штатное расписание общеобразовательных учреждений (в том числе детских домов) должностей педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, классных воспитателей; активизация деятельности классных руководителей и воспитателей;

создание в каждом регионе дифференцированной сети специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением; особых образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Решению поставленных задач призвана способствовать деятельность в следующих направлениях:

сочетание в системе воспитания общечеловеческих, национально-культурных и этноспецифических ценностей, охватывающих основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения, образующих основу воспитания;

воспитание гражданина и патриота России через изучение ее правовой и государственной систем, символики, истории гражданской жизни в стране, жизни и деятельности выдающихся личностей;

достижение сочетания социально значимого и индивидуально приемлемого компонента содержания, методов и форм образовательной деятельности, ее открытости, разнообразия учебно-методических материалов, форм и приемов учебной и внешкольной работы, развивающей знания и навыки, повышающие социальную и культурную компетентность личности;

организация всестороннего изучения социальных, культурных, психологических особенностей детского возраста, ценностных ориентаций детей, их интересов и склонностей, создание для этих целей необходимых методик;

обеспечение вариативности воспитательных систем;

планомерное и сбалансированное включение в общее содержание образования регионального и этнокультурного компонентов;

развитие системы дополнительного образования и многообразной внеурочной деятельности, усиление их воспитывающих функций;

усиление значимости досугового компонента образовательных учреждений, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности, в художественном и техническом творчестве, клубной и досуговой организованной активности, занятий спортом;

оказание содействия родителям (законным представителям), детям, руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений, государственным органам управления образованием субъектов Российской Федерации, местным (муниципальным) органам управления образованием в организации обучения детей религии (духовно-нравственного воспитания и преподавания основ вероучения) вне рамок образовательной программы;

создание условий для развития педагогики сотрудничества.

Специфика учебно-воспитательного процесса в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, предполагает:

осуществление комплексных динамических коррекционно-развивающих мер;

разработку и реализацию программ с учетом интеллектуальных и физических возможностей ребенка;

рекомендации психологов и врачей;

целенаправленное вовлечение семьи в этот процесс.

Особое внимание уделяется преодолению затруднений в социальной адаптации таких детей; формированию у них коммуникативных навыков; их трудовому, эстетическому, физическому воспитанию.

Учитывая, что большинство обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями проживают в школах-интернатах, надолго отрываясь от семьи, большое значение придается предупреждению их эмоциональной депривации, компенсации вызывающих ее условий. Важное место должна занимать работа по социальной реабилитации детей, подготовке их к семейной жизни, жизни в обществе.

 

4.3. Развитие воспитания в учреждениях дополнительного образования детей

Значительные возможности для современного решения задач воспитания предоставляет система дополнительного образования детей, ориентированная на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ. Стратегия интеграции основного общего и дополнительного образования - реальный путь утверждения вариативности в системе образования. Цель дополнительного образования - развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Дополнительное образование организуется учреждениями, которые удовлетворяют постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей, создают условия для их творческой самореализации.

Дополнительное образование в соответствии со своей спецификой стремится к органичному сочетанию видов организации досуга с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей. Учитывая, что период детства в целом характеризуется активностью и любознательностью, поддержка и развитие творчества детей является одной из приоритетных задач дополнительного образования.

Дополнительное образование способствует установлению реального взаимодействия культур - русской и культуры народа, на территории которого находится образовательное учреждение. Это свойство дополнительного образования обеспечивает ему важное место в региональном компоненте государственного образовательного стандарта.

Одной из сущностных характеристик дополнительного образования является взаимодействие полипрофессиональных и поливозрастных общностей. Институт дополнительного образования предполагает взаимодействие общеобразовательного учреждения с организациями и учреждениями иных предметных и творческих сфер и тем самым становится по-настоящему открытой системой и субъектом образовательной политики в регионе.

Дальнейшее развитие воспитательных функций системы дополнительного образования детей определяется реализацией приоритетных задач, в их числе:

сохранение и рост сети учреждений дополнительного образования детей, отвечающих интересам и запросам обучающихся, их родителей, социальным потребностям;

обоснованное принятие управленческих решений, обеспечивающих сбалансированное и устойчивое развитие сферы дополнительного образования детей;

упорядочение и укрепление кадровой, материально-технической базы дополнительного образования детей;

обновление программно-методического содержания;

создание федеральной системы подготовки и повышения квалификации специалистов системы дополнительного образования детей в образовательных учреждениях всех типов;

обобщение опыта педагогической и экономической деятельности учреждений дополнительного образования детей;

научное обоснование выдвигаемых практикой показателей эффективности дополнительного образования и проверка их значимости для развития личности каждого ребенка;

расширение числа субъектов дополнительного образования, персонификация их ответственности, определение полномочий, предоставление необходимых льгот.

 

4.4. Развитие воспитания в учреждениях профессионального образования

В системе начального, среднего и высшего профессионального образования действует и развивается сеть образовательных учреждений, различающихся по статусу, характеру включения обучающихся в учебный процесс, по формам и способам образования, степени институционализации, выражающейся в характере нормативных требований к обучению, формах контроля, экономического обеспечения и регулирования деятельности.

Система учреждений профессионального образования осуществляет подготовку к определенным видам труда в экономической и социальной сферах общества и, как правило, обучение в этих учреждениях завершается соответствующими процедурами присвоения квалификации, аттестации на профессиональную готовность и мастерство. Учреждения начального и среднего профессионального образования не только обеспечивают общественное производство квалифицированными кадрами, но и создают условия для дальнейшего продвижения личности в системе образования.

Для всех уровней современного профессионального образования характерно наличие малоизученных проблем, связанных с их воспитательными функциями.

Одна из них - проблема воспитания, его качественного определения и целенаправленного развития. Отрицательное влияние на воспитательный процесс в учреждениях профессионального образования всех уровней оказывают преобладание стихийной социализации молодежи в обстоятельствах экономической и политической неопределенности общества, отсутствие заинтересованности работодателей в подготовке для предприятий и организаций квалифицированных специалистов, социальные конфликты и противоречия внутри образовательных учреждений.

Основными источниками конфликтов и противоречий, как правило, становятся плохая организация учебного процесса; несоответствие учебных программ, их предметно-дисциплинарного разделения, методов обучения требованиям времени; доминирование авторитарного, субъективистского стиля руководства и общения, не учитывающего интересы учащейся молодежи, их права выбора организационных форм учебной деятельности, участие в управлении учреждением.

Вместе с тем рост интереса у молодежи к современным социокультурным процессам и личностному самоопределению свидетельствует о том, что их стремление к получению профессионального образования выходит за рамки простого овладения узко профессиональными знаниями и навыками. Необходимо создать оптимальные условия для развития личности обучающегося, оказать ему помощь в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении широкого круга социального опыта.

Основными направлениями реализации этого является:

утверждение отношений сотрудничества учащихся и преподавателей в управлении учреждениями профессионального образования;

развитие студенческого самоуправления, институтов коллективной студенческой самоорганизации (общественных организаций и объединений студентов);

использование возможностей дополнительного образования, факультетов общественных профессий для преодоления расхождений между качеством подготовки специалистов и реальными требованиями рынка труда; между рыночным спросом и индивидуальными потребностями личности; для реализации профессионального потенциала будущего специалиста; для повышения его ответственности за свою карьеру и социальные последствия своей профессиональной деятельности;

создание межвузовских центров развития внеучебной деятельности студентов;

возрождение региональных, молодежных научно-технических производственных центров, центров информации, призванных содействовать реализации творческого потенциала молодежи, ее вторичной занятости;

развитие досуговой, клубной деятельности как особой сферы жизнедеятельности учащейся молодежи и функционирования молодежной субкультуры;

развитие и совершенствование работы сети служб социально-психологической помощи учащейся молодежи в учреждениях профессионального образования;

изучение и распространение опыта организации воспитания обучающихся в общественных организациях и учреждениях профессионального образования, продуктивно использующих научно-профессиональный потенциал, возможности социальных, культурных, исторических традиций региона.

Воспитание учащихся и студентов в системе начального, среднего и высшего профессионального образования, ориентированное на формирование базовой культуры личности, должно включать в себя:

дальнейшее развитие ее социального и жизненного опыта, мотивационной сферы, социально-коммуникативных навыков и умений;

формирование навыков принятия решений в последовательном и ответственном осуществлении своих социальных функций;

поддержку профессионального роста;

гражданское самоопределение;

осознанное формирование социально приемлемого образа жизни.

Реализация указанных целей предполагает:

оптимизацию правовой, методической, организационно-экономической базы воспитания в учреждениях профессионального образования различных типов и видов;

разработку содержания, форм и методов воспитания, адекватных функциям учреждений профессионального образования различных типов и видов, а также модели специалиста, которого они готовят;

сочетание личностных интересов и профессиональных возможностей;

создание необходимых условий для самореализации личности обучающихся в различных сферах (клубная деятельность, вторичная занятость, спорт, туризм, реализация педагогических наклонностей и др.).

Важнейшим направлением развития воспитательной деятельности учреждений профессионального образования должно стать создание многоуровневой системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров организаторов воспитательной работы с обучающимися, включая разработку ее содержания и информационно-методического обеспечения.

 

5. Обеспечение реализации Программы

 

Реализация Программы будет осуществляться через систему конкретных мер нормативного правового, кадрового, научного и программно-методического обеспечения. Предусмотрен также механизм управления реализацией Программы, координация деятельности субъектов ее выполнения.

 

5.1. Развитие нормативной правовой базы

Недостаточная ориентация законодательства Российской Федерации на воспитание детей и молодежи требует значительного расширения его предметного, содержательного поля, правового обеспечения воспитания как полноценного социального института и относительно самостоятельной функции общества и государства. Законодательство должно определить правовое пространство в сфере воспитания и развития детей и учащейся молодежи в стране (юрисдикция государства в определении стратегии, принципов и систем воспитания; границы воспитательного пространства и его субъекта; баланс семейного и общественного воспитания; соотношение религиозного и светского воспитания; экспертиза и контроль процессов воспитания; разграничение полномочий в разработке и реализации программ воспитания подрастающих поколений и др.). Важно законодательно определить направления гражданского воспитания детей и молодежи, защиты от информации, наносящей вред их благополучию.

В связи с этим целесообразно сформировать новую концепцию правового регулирования воспитания детей и молодежи. Разработать, исходя из этой концепции, основы законодательства о воспитании подрастающего поколения в Российской Федерации; создать систему социально-правовой экспертизы решений органов власти с точки зрения их воздействия на процессы воспитания детей и молодежи.

На основе положений Конституции Российской Федерации предстоит выделить приоритеты воспитательной деятельности и развития личности применительно к образовательным учреждениям различных типов, обеспечить широкое распространение правовых знаний в этой области.

 

┌──────────────────────────┬──────────┬──────────────────────────┐

        Мероприятия         Сроки          Исполнитель       

                          │исполнения│                         

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

             1                2                 3            

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│1. Проведение мониторинга │в течение │Структурные подразделения │

│федеральных и             │всего     │Минобразования России,   

│региональных правовых и   │периода   │органы управления образо- │

│нормативных актов по                │ванием субъектов Россий- 

│вопросам воспитания детей │          │ской Федерации, ГосНИИ   

│и учащейся молодежи                 │семьи и воспитания РАО   

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│2. Подготовка предложений │IV квартал│ГосНИИ семьи и воспитания │

│к проекту Постановления   │1999 года │РАО, структурные подразде-│

│Правительства Российской            │ления Минобразования     

│Федерации "О разработке             │России совместно с       

│Национального плана                 │Минтрудом России         

│действий в интересах                                         

│семьи"; подготовка проекта│                                   

│Постановления                                                

│Правительства Российской                                      

│Федерации "О                                                 

│государственных гарантиях │                                   

│развития детского туризма │                                   

│и экскурсионной работы с                                     

│учащимися"                                                   

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│3. Подготовка предложений │IV квартал│Управление воспитания и  

│в Правительство Российской│1999 года │дополнительного образова- │

│Федерации об установлении │          │ния детей и молодежи,    

│льгот для организованных            │Департамент общего       

│групп учащихся и студентов│          │среднего образования,    

│при посещении учреждений            │Управление правового     

│культуры и спорта                   │обеспечения              

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│4. Подготовка предложений │          │Заинтересованные          

│об изменениях и                     │структурные подразделения │

│дополнениях в действующее │          │Минобразования России,   

│законодательство:                                            

│в гражданское, семейное   │IV квартал│органы управления        

│законодательство,         │2000 года │образованием субъектов   

│законодательство об                 │Российской Федерации,    

│образовании по вопросам                                      

│воспитания детей;                                            

│об информационной и       │II квартал│ГосНИИ семьи и воспитания │

│аудиовизуальной           │2000 года │РАО                      

│безопасности детей;                                          

│о государственной         │IV квартал│                         

│поддержке деятельности    │2000 года │                         

│детских и молодежных                                         

│общественных объединений; │                                   

│о специализации           │III                                

│правоприменительной       │квартал                            

│практики в отношении      │2000 года │                         

│детей;                                                       

│разработка механизма      │II квартал│                         

│поддержки деятельности    │2001 года │                         

│детских и молодежных                                         

│общественных организаций                                      

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│5. Разработка рекомендаций│I квартал │Управление воспитания и  

│об организационном и      │2000 года │дополнительного образова- │

│методическом обеспечении            │ния детей и молодежи     

│взаимодействия                      │совместно с Госкоммолодежи│

│образовательных учреждений│          │России, СПО-ФДО          

│с детскими и молодежными                                     

│общественными                                                

│объединениями                                                

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│6. Подготовка сборников   │III       │Управление воспитания и  

│нормативных документов по │квартал   │дополнительного          

│вопросам воспитания и     │2000 года │образования детей        

│дополнительного                     │и молодежи               

│образования обучающихся в │                                   

│образовательных                                              

│учреждениях разных уровней│                                   

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│7. Разработка рекомендаций│до        │Управление воспитания и   

│о порядке введения в      │01.04.2000│дополнительного образова- │

│образовательные учреждения│          │ния детей и молодежи,    

│должностей "классный                │Управление экономики,    

│воспитатель", "социальный │          │Управление социально-    

│педагог", "педагог-                 │педагогической поддержки 

│организатор"                        │и реабилитации детей     

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│8. Разработка:                      │Управление воспитания и  

│минимального объема       │IV квартал│дополнительного образова- │

│социальных услуг по       │2000 года │ния детей                

│организации оздоровления и│          │и молодежи,              

│отдыха детей и учащейся             │Управление социально-    

│молодежи;                           │педагогической           

│перечня социальных        │до 31     │поддержки и реабилитации 

│гарантий и льгот по       │декабря   │детей, Управление        

│обеспечению прав детей и  │2000 г.   │правового обеспечения    

│учащейся молодежи на отдых│                                   

│и оздоровление, программы │                                   

│мероприятий по их                                            

│реализации;                                                  

│проекта целевой спортивно-│III                                

│оздоровительной           │квартал                            

│программы для детей и     │2000 года │                          

│подростков;                                                  

│проекта целевой           │III                                

│Программы "Здоровье       │квартал                            

│школьников"               │2000 года │                          

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│9. Введение в действие    │I квартал │Управление дошкольного   

│порядка психолого-        │2000 года │образования,             

│педагогической экспертизы │          │Управление воспитания и  

│детских игр и игрушек               │дополнительного образова- │

                                    │ния детей и молодежи,    

                                    │Государственное учреждение│

                                    │Центр "Игрушки"          

                                    │Минобразования России,   

                                    │Музей игрушки РАО        

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│10. Разработка минимальных│I квартал │Управление воспитания и  

│социальных стандартов,    │2001 года │дополнительного образова- │

│включающих услуги по                │ния детей и молодежи,    

│воспитанию в                        │Управление программ      

│образовательных                     │развития материально-    

│учреждениях                         │технической базы и       

                                    │социальной сферы, Управле-│

                                    │ние экономики, Управление │

                                    │региональной образователь-│

                                    │ной политики, Управление 

                                    │правового обеспечения    

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│11. Подготовка предложений│IV квартал│Структурные подразделения │

│о разработке проекта      │1999 года │Минобразования России,   

│государственной концепции │          │органы управления        

│совместной деятельности            │образованием субъектов   

│общественных,                       │Российской Федерации,    

│государственных                     │институты РАО,           

│институтов, системы                 │государственные СМИ,     

│образования, средств                │заинтересованные         

│массовой информации по              │общественные организации 

│созданию и распространению│                                   

│образовательных,                                             

│воспитательных, научно-                                      

│просветительных программ, │                                   

│передач и других                                             

│материалов                                                    

└──────────────────────────┴──────────┴──────────────────────────┘

 

5.2. Работа с руководящими и педагогическими кадрами

Обеспечение готовности специалистов системы образования к решению проблем и современных задач воспитания детей и учащейся молодежи - ключевой вопрос всей предстоящей работы по реализации Программы.

Подготовка руководящих и педагогических кадров к организации воспитательной деятельности требует существенных изменений. Необходимо улучшить качество преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла в педагогических учебных заведениях, разработать современное программно-методическое обеспечение для специалистов-организаторов внеурочной и внеучебной деятельности в образовательных учреждениях всех типов и видов, усовершенствовать систему их подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

 

        Мероприятия      

  Сроки  
исполнения

       Исполнитель       

             1           

     2   

            3            

1. Организация разработки
учебных программ для     
средних и высших         
педагогических учебных   
заведений, готовящих     
специалистов по внеучебной
деятельности             

IV квартал
1999 года

Управление среднего      
профессионального        
образования, Управление  
образовательных          
программ и стандартов    
высшего и среднего       
профессионального        
образования              

2. Осуществление         
комплексного анализа     
состояния подготовки и   
переподготовки руководящих
и педагогических кадров по
проблемам воспитания     

I квартал
2000 года

Управление воспитания и  
дополнительного          
образования детей и      
молодежи, институты      
РАО                      

3. Разработка вариативных
программ и комплектов    
пособий для специалистов 
по внеурочной и внеучебной
деятельности             

II квартал
2000 года

Структурные подразделения
Минобразования России,   
институты РАО,           
АПКиПРО, органы          
управления                
образованием субъектов   
Российской Федерации     

4. Обобщение опыта работы
педагогических вузов по  
подготовке специалистов в
области воспитания и     
дополнительного образова-
ния детей и молодежи     

I квартал
2000 года

Управление высшего       
профессионального        
образования, Управление  
воспитания и             
дополнительного          
образования детей и      
молодежи                 

5. Проведение Всероссий- 
ского совещания по       
проблемам воспитания     
учащихся начального      
профессионального        
образования              

II квартал
2000 года

Управление начального    
профессионального        
образования, Управление  
воспитания и             
дополнительного          
образования детей и      
молодежи                 

6. Разработка программ и 
учебных планов подготовки
и переподготовки, повыше-
ния квалификации специа- 
листов-организаторов     
внеурочной и внеучебной  
деятельности в образова- 
тельных учреждениях       

II квартал
2000 года

Структурные              
подразделения            
Минобразования России,   
АПКиПРО, институты       
РАО                      

7. Издание научно-       
методического сборника по
организации работы       
специалистов в области   
воспитания и дополнитель-
ного образования детей и 
молодежи в образовательных
учреждениях              

III      
квартал  
2000 года

Управление воспитания    
и дополнительного        
образования детей и      
молодежи, институты      
РАО                      

8. Создание целевой аспи-
рантуры и докторантуры,  
а также системы грантов по
подготовке научных кадров,
специалистов по проблемам
воспитания               

III      
квартал  
2000 года

Минобразование России,   
институты РАО,           
АПКиПРО                  

9. Разработка научно-    
методической и           
организационной основы   
деятельности федеральной 
системы повышения        
квалификации специалистов
в области воспитания и    
дополнительного          
образования, в том числе 
детского движения        

IV квартал
2000 года

Структурные              
подразделения            
Минобразования России,   
органы управления        
образованием субъектов   
Российской Федерации,    
институты РАО,           
АПКиПРО                  

10. Создание             
специализированной       
структуры по разработке  
учебных программ для     
"волонтеров", "доброволь-
цев" детских общественных
объединений на базе одного
из вузов России          

I квартал
2000 года

Управление воспитания    
и дополнительного        
образования детей и      
молодежи, органы         
управления               
образованием субъектов   
Российской Федерации     

11. Введение в Классифика-
тор специальностей       
среднего профессионального
образования специальности
"организатор воспитатель-
ной деятельности"        

IV квартал
2000 года

Управление среднего      
профессионального        
образования, Управление  
воспитания и             
дополнительного          
образования детей и      
молодежи                 

 

5.3. Научное обеспечение

Комплекс исследований и проектов по обеспечению Программы предусматривает последовательный системный анализ воспитания детей и учащейся молодежи в России, разработку адекватной концепции деятельности РАО и Минобразования России, создание современного комплекса технологий и механизмов воспитательных процессов на различных уровнях их осуществления, мониторинг развития воспитательных систем в стране, создание соответствующей информационной системы. Предполагается осуществление ряда фундаментальных исследований и прикладных разработок, направленных на формирование стратегии в области воспитания учащихся. Исследовательская работа по обеспечению развития воспитания в системе образования поэтапно будет сориентирована на системный анализ реальной практики воспитания учащихся, ее региональных особенностей, укрепление теоретико-методологических основ современной воспитательной деятельности, улучшение ее методической базы, интеграцию соответствующих исследований, проводимых в рамках РАО, Минобразования России и в стране в целом.

Научное обеспечение Программы осуществляется учреждениями и организациями Минобразования России и РАО.

Основными направлениями исследований в области воспитания являются:

анализ состояния проблем воспитания в Российской Федерации, формирование мониторинга воспитательной деятельности в системе образования, подготовка доклада РАО и Минобразования России "Воспитание детей в Российской Федерации: состояние и перспективы";

концептуальное обоснование развития воспитательной деятельности в образовательных учреждениях;

определение методологических основ социально-педагогической экспертизы состояния и развития личности в условиях целостного воспитательного пространства;

разработка современных педагогических технологий воспитания и поддержки развития личности, создание диагностического и корреляционного комплекса средств психолого-педагогической поддержки учащихся в процессе их самоопределения;

создание модели компьютерной информационно-аналитической системы "Воспитание и развитие детей в системе образования";

поддержка инновационной воспитательной практики образовательных учреждений.

Исполнители проектов определяются на конкурсной основе.

 

┌──────────────────────────┬──────────┬──────────────────────────┐

        Мероприятия         Сроки          Исполнитель       

                          │исполнения│                         

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

             1                 2                3            

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│1. Формирование           │IV квартал│Президиум РАО,           

│координационного плана    │1999 года │институты РАО,           

│проводимых в стране                 │структурные              

│фундаментальных и                   │подразделения            

│прикладных научных                  │Минобразования России    

│исследований по проблемам │                                   

│воспитания подрастающих                                      

│поколений                                                    

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│2. Разработка концепции   │IV квартал│Управление социально-    

│первичной профилактики    │1999 года │педагогической поддержки 

│употребления психоактивных│          │и реабилитации детей,    

│веществ обучающимися                │Департамент общего       

                                    │среднего образования     

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│3. Поддержка развития в   │I квартал │Институты РАО,           

│научных организациях и    │2000 года │структурные              

│вузах научных школ и                │подразделения            

│лабораторий по важнейшим            │Минобразования России,   

│направлениям воспитания с │          │органы управления        

│обеспечением их                     │образованием субъектов   

│приоритетного                       │Российской Федерации     

│финансирования                                               

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│4. Проведение научной     │I квартал │Институты РАО,           

│дискуссии "Воспитание     │2000 года │структурные              

│детей в современных                 │подразделения            

│условиях: развитие                  │Минобразования России,   

│содержания и механизмов"            │органы управления        

                                    │образованием субъектов   

                                    │Российской Федерации     

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│5. Издание сборника       │I квартал │Структурные              

│концепций, программ       │2000 года │подразделения            

│(в том числе национальных │          │Минобразования России,   

│и региональных) в области │          │президиум РАО, институты 

│воспитания детей и                  │РАО                      

│учащейся молодежи                                             

│(в помощь педагогическим                                     

│коллективам образователь- │                                   

│ных учреждений)                                              

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│6. Создание федерального  │II квартал│Управление социально-    

│центра профилактики и     │2000 года │педагогической поддержки 

│реабилитации                        │и реабилитации детей     

│наркозависимости у детей                                     

│и молодежи                                                   

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│7. Создание центра по     │I квартал │Институты РАО,           

│изучению проблем наркома- │2000 года │Минобразование России    

│нии, СПИДа в детской среде│                                   

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│8. Обобщение отечествен-  │I квартал │Институты РАО            

│ного опыта художественного│2000 года │                         

│образования и воспитания                                     

│детей. Разработка совре-                                     

│менной педагогически обос-│                                    

│нованной системы художест-│                                   

│венного образования и                                        

│эстетического воспитания                                     

│детей в образовательных                                       

│учреждениях                                                  

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│9. Социологический анализ │II квартал│Институты РАО            

│и диагностирование        │2000 года │                         

│воспитательного потенциала│                                   

│учреждений специального                                      

│образования в целях                                          

│повышения эффективности их│                                   

│коррекционной воспитатель-│                                   

│ной деятельности                                             

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│10. Проведение научных              │Управление среднего      

│исследований по проблемам │          │профессионального        

│воспитания в системе                │образования, институты   

│среднего профессионального│          │РАО                      

│образования:                                                 

│педагогические            │1999 -                             

│условия, формы и методы   │2001 годы │                         

│оптимизации социально-                                        

│профессионального                                            

│становления студентов                                        

│образовательных учреждений│                                   

│среднего профессионального│                                    

│образования;                                                 

│психолого-педагогическая  │1999 -                             

│диагностика процесса      │2001 годы │                         

│социального становления                                      

│студентов ссузов;                                            

│совершенствование         │1999 -                             

│содержания, форм, методов │2001 годы │                         

│и технологий нравственного│                                   

│воспитания личности,                                         

│развития ее творческого                                      

│потенциала                                                   

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│11. Создание              │II квартал│Институты РАО,           

│исследовательского центра │2000 года │Минобразование России,   

│по изучению проблем                 │СПО-ФДО                  

│детского и юношеского                                        

│движения                                                     

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│12. Разработка плана      │II квартал│Структурные               

│научных исследований по   │2000 года │подразделения            

│проблемам содержания                │Минобразования России,   

│воспитания в учреждениях            │президиум РАО, институты 

│общего среднего,                    │РАО                      

│начального и высшего                                         

│профессионального                                            

│образования на 2000 год                                      

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│13. Организация научных   │III       │Институты РАО,           

│исследований по обоснова- │квартал   │Управление социально-    

│нию специфики проблем     │2000 года │педагогической           

│воспитания в детских домах│          │поддержки и реабилитации 

│и школах-интернатах                 │детей                    

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│14. Разработка            │IV квартал│Институты РАО            

│методологических подходов │2000 года │                         

│к программированию воспи- │                                   

│тания в образовательных                                      

│учреждениях                                                   

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│15. Разработка методоло-  │III       │Институт национального   

│гических подходов к       │квартал   │образования              

│соотношению национального │2000 года │                          

│и интернационального в                                       

│деятельности образователь-│                                   

│ных учреждений всех типов │                                   

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│16. Разработка научных    │IV квартал│Институты РАО            

│основ современных воспита-│2000 года │                         

│тельных систем в общеобра-│                                   

│зовательных учреждениях                                      

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│17. Разработка примерной  │IV квартал│Институты РАО            

│программы гражданского    │2000 года │                         

│воспитания детей и                                           

│учащейся молодежи в                                          

│современных условиях                                         

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│18. Разработка            │IV квартал│Институты РАО            

│диагностического и        │2000 года │                         

│коррекционного комплекса                                     

│средств психолого-                                            

│педагогической поддержки                                     

│учащихся в процессе их                                       

│социально-профессиональ-                                     

│ного самоопределения                                          

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│19. Разработка методологии│IV квартал│Институты РАО,           

│и механизмов прогнозирова-│2001 года │структурные              

│ния развития воспитания             │подразделения            

│детей с учетом                      │Минобразования России,   

│особенностей различных              │органы управления        

│образовательных                     │образованием субъектов   

│учреждений на основе                │Российской Федерации     

│проведения мониторинга                                       

│функционирования                                             

│государственной системы                                      

│воспитания, создания                                         

│информационной системы                                       

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│20. Подготовка научно-    │IV квартал│Институты РАО,            

│методических разработок,  │2001 года │Управление воспитания и  

│обеспечивающих развитие             │дополнительного          

│гражданского,                       │образования              

│экономического, экологи-            │детей и молодежи         

│ческого, физического,                                        

│эстетического, нравствен- │                                   

│ного воспитания в системе │                                   

│общеобразовательного                                         

│учреждения                                                   

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│21. Разработка подходов к │IV квартал│ГосНИИ семьи и           

│диагностике состояния     │2001 года │воспитания РАО,          

│воспитательного процесса            │Управление воспитания    

│на основе проведения                │и дополнительного        

│социологических                     │образования детей и      

│исследований детской                │молодежи,                

│и молодежной среды                  │Исследовательский центр  

                                    │проблем качества         

                                    │подготовки специалистов  

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│22. Организация научно-   │IV квартал│Управление воспитания и  

│исследовательской работы  │2001 года │дополнительного          

│"Психолого-педагогичес-             │образования               

│кие основы общей стратегии│          │детей и молодежи,        

│воспитания человека                 │Исследовательский центр  

│в системе непрерывного              │проблем качества         

│образования и ее                    │подготовки               

│отражение в нормативных             │специалистов             

│правовых документах"                                         

└──────────────────────────┴──────────┴──────────────────────────┘

 

5.4. Программно-методическое и информационное обеспечение

Для повышения качества воспитательной деятельности и целенаправленного ее развития в образовательных учреждениях необходима работа по созданию конкретных программ развития воспитания, их информационному и методическому обеспечению. Основными направлениями этой работы являются:

разработка учебно - методического сопровождения воспитательных систем, отдельных направлений воспитания в общеобразовательной школе, детских общественных организациях, учреждениях всех уровней профессионального образования;

создание программно-методических комплектов психолого-педагогической поддержки развития личности, процессов ее социальной адаптации;

решение комплекса вопросов по подготовке программ повышения квалификации руководителей и организаторов воспитательной деятельности в образовательных учреждениях;

подготовка требований и осуществление экспертизы содержания программ воспитания личности, воспитательного потенциала учебников и проектов воспитательных моделей образовательных учреждений;

расширение издательской деятельности по выпуску программных материалов и информационно-методической литературы, посвященных вопросам воспитания, дополнительного образования детей и молодежи;

регулярное проведение конференций, семинаров, проблемных обсуждений по вопросам воспитания учащихся всех уровней системы образования;

формирование информационно-аналитического банка по всем аспектам воспитания детей и молодежи, включающего инновационные программы; конкретные примеры опыта реализации программ воспитания; рекомендации по взаимодействию образовательных учреждений с семьей, другими социальными институтами, детскими и молодежными движениями; результаты социологических исследований;

расширение сотрудничества со средствами массовой информации в утверждении гуманистических основ воспитания, приоритета общечеловеческих ценностей.

Исполнители мероприятий определяются преимущественно на конкурсной основе.

 

┌──────────────────────────┬──────────┬──────────────────────────┐

        Мероприятия         Сроки          Исполнитель       

                          │исполнения│                         

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

             1                 2                3            

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│1. Подготовка рекомендаций│IV квартал│Структурные подразделения │

│по защите детей от инфор- │1999 года │Минобразования России,   

│мации и материалов, нано- │          │институты РАО, органы    

│сящих вред их благополу-            │управления образованием  

│чию, по использованию               │субъектов Российской     

│средств массовой                    │Федерации                

│информации в обучении и                                      

│воспитании                                                   

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│2. Издание сборника       │III       │Управление воспитания и  

│материалов Международной  │квартал   │дополнительного образова- │

│научно-практической       │1999 года │ния детей и молодежи, Меж-│

│конференции "Социально-             │дународная ассоциация со- │

│педагогические основы               │действия школьным советам,│

│школьного самоуправления" │          │издательство "Педагогика" │

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│3. Разработка сборника    │IV квартал│Управление воспитания и  

│научно-методических       │1999 года │дополнительного образова- │

│материалов по обеспечению │          │ния детей и молодежи,    

│взаимодействия семьи и              │институты РАО,           

│образовательного учрежде- │          │издательство "Владос"    

│ния в интересах развития                                     

│личности обучающегося                                        

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│4. Создание программы     │IV квартал│Управление специального  

│коррекционно-воспита-     │1999 года │образования, институты   

│тельной работы с детьми,            │РАО, АПКиПРО             

│имеющими отклонения в                                        

│развитии (с учетом их                                        

│ранней диагностики)                                          

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│5. Работа со средствами   │в течение │Управление воспитания и  

│массовой информации по    │всего     │дополнительного образова- │

│освещению материалов для  │периода   │ния детей и молодежи,    

│родителей, школьников,              │педобщество России       

│педагогов о деятельности                                     

│детских общественных                                         

│организаций                                                   

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│6. Разработка рекомендаций│IV квартал│Управление начального    

│по составлению целевых    │2000 года │профессионального        

│программ воспитания                 │образования              

│учащихся учреждений                                          

│начального профессиональ- │                                   

│ного образования                                             

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│7. Ежегодное издание      │IV квартал│Управление воспитания и  

│сборников информационных, │1999,     │дополнительного образова- │

│программно-методических   │2000, 2001│ния детей и молодежи     

│и нормативных материалов  │годов                              

│по воспитанию и дополни-                                     

│тельному образованию                                         

│учащейся молодежи "Диалоги│                                   

│о воспитании"                                                

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│8. Возобновить издание    │I квартал │Управление воспитания и  

│"Спутник классного руково-│2000 года │дополнительного образова- │

│дителя" (сборник докумен- │          │ния детей и молодежи,    

│тов и материалов по орга- │          │центр "Педагогический    

│низации воспитательного             │поиск"                   

│процесса в общеобразова-                                      

│тельной школе)                                               

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│9. Проведение научно-     │II квартал│Управление социально-    

│практической конференции  │2000 года │педагогической поддержки и│

│по проблемам профилактики │          │реабилитации детей,      

│употребления психоактивных│          │институты РАО            

│веществ учащейся молодежью│                                   

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│10. Разработка аннотиро-  │III       │Управление дошкольного   

│ванного каталога учебно-  │квартал   │образования              

│методической литературы по│2000 года │                         

│воспитанию и подготовке                                      

│детей к школе                                                

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│11. Разработка рекоменда- │до 15     │Управление воспитания и  

│ций для организаторов     │ноября    │дополнительного образова- │

│работы с детьми и подрост-│2000 г.   │ния детей и молодежи,    

│ками по месту жительства            │педобщество России       

│в современных условиях                                        

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│12. Разработка инновацион-│III       │Управление дошкольного   

│ных образовательных       │квартал   │образования, институты РАО│

│программ и пособий для    │2000 года │                          

│учреждений дошкольного                                       

│образования                                                  

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│13. Создание пакета       │III       │Управление дошкольного   

│программ и учебно-        │квартал   │образования, институты   

│методических пособий по   │2000 года │РАО, МПГУ                

│воспитанию детей с                                           

│отклонениями в психическом│                                   

│и физическом развитии                                        

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│14. Проведение научно-    │III       │Управление воспитания и  

│практической конференции  │квартал   │дополнительного образова- │

│"Воспитание демократичес- │2000 года │ния детей и молодежи     

│кой культуры и гражданст- │          │совместно с Международной │

│венности средствами учени-│          │ассоциацией содействия   

│ческого самоуправления".            │школьным советам         

│Издание сборника "Учени-                                     

│ческое самоуправление:                                       

│теория, опыт, проблемы"                                       

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│15. Разработка программ   │III       │Структурные подразделения │

│медиаобразования (обучение│квартал   │Минобразования России    

│языку СМИ и критическому  │2000 года │                          

│осмыслению информации) и                                     

│учебно-методических                                          

│комплектов для образова-                                     

│тельных учреждений                                           

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│16. Подготовка методичес- │III       │Департамент общего       

│кого письма "Воспитание   │квартал   │среднего образования,    

│учащихся в духе мира,     │2000 года │институты РАО            

│демократии и прав человека│                                   

│на уроках гуманитарного                                      

│цикла"                                                       

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│17. Издание справочников и│IV квартал│Управление воспитания и  

│методических пособий о    │2000 года │дополнительного образова- │

│детских и молодежных                │ния детей и молодежи,     

│общественных объединениях │          │органы управления образо- │

                                    │ванием субъектов         

                                    │Российской Федерации,    

                                    │институты РАО            

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│18. Разработка программно │IV квартал│Управление дошкольного   

│- методических материалов │2000 года │образования, институты   

│по обслуживанию семьи               │РАО, педобщество России  

│дошкольными образователь- │                                   

│ными учреждениями                                            

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│19. Создание комплекта    │IV квартал│Управление воспитания и  

│образовательных программ  │2000 года │дополнительного образова- │

│для общеобразовательных             │ния детей и молодежи,    

│учреждений и учреждений             │Управление среднего      

│дополнительного образова- │          │профессионального        

│ния детей по всем направ- │          │образования, институты РАО│

│лениям дополнительного                                       

│образования, в том числе                                     

│научно-техническому,                                         

│художественному,                                             

│спортивному, туристско-                                      

│краеведческому, эколого-                                      

│биологическому, учебно-                                      

│исследовательскому и др.                                     

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│20. Проведение конкурса   │1999 -    │Управление воспитания и  

│проектов воспитательных   │2000 годы │дополнительного образова- │

│систем образовательных              │ния детей и молодежи,    

│учреждений. Издание                 │центр "Педагогический    

│сборника проектов-                  │поиск", ГосНИИ семьи     

│лауреатов конкурса                  │и воспитания РАО         

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│21. Издание серии норма-  │IV квартал│Управление воспитания и  

│тивно-методических        │2000 года │дополнительного образова- │

│сборников в помощь                  │ния детей и молодежи,    

│организаторам внеучебной            │институты РАО            

│деятельности образователь-│                                   

│ных учреждений                                               

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│22. Издание сборника      │IV квартал│Департамент общего       

│"Система гражданско-      │2000 года │среднего образования,     

│правового образования и             │институты РАО            

│воспитания в школе                                           

│(из опыта работы)"                                           

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│23. Подготовка методичес- │I квартал │Департамент общего       

│кого письма "О формирова- │2001 года │среднего образования,    

│нии экологической культуры│          │институты РАО            

│и развитии экологического │                                   

│мышления в курсах                                            

│естественно-математичес-                                     

│кого цикла"                                                  

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│24. Подготовка методичес- │II квартал│Департамент общего       

│ких рекомендаций по       │2001 года │среднего образования,    

│реализации межпредметных            │институты РАО            

│связей в процессе                                            

│формирования у учащихся                                      

│здорового образа жизни                                       

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│25. Подготовка комплекта  │II квартал│Управление дошкольного   

│пособий для родителей по  │2001 года │образования, педобщество 

│воспитанию и коррекции              │России                   

│развития детей раннего                                        

│возраста                                                     

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│26. Организация и прове-  │IV квартал│Минобразование России    

│дение эксперимента по     │2001 года │совместно с администрацией│

│подготовке и интеграции в │          │Ярославской области      

│учреждения системы                                           

│образования организаторов │                                   

│детского движения                                            

├──────────────────────────┼──────────┼──────────────────────────┤

│27. Проведение ежегодных  │2000 -    │Управление воспитания и  

│всероссийских педагогичес-│2001 годы │дополнительного образова- │

│ких чтений по проблемам             │ния детей и молодежи, пед-│

│воспитания в образова-              │общество России, институты│

│тельных учреждениях                 │РАО, органы управления   

                                    │образованием субъектов   

                                    │Российской Федерации     

└──────────────────────────┴──────────┴──────────────────────────┘

 

5.5. Взаимодействие с ведомствами и общественными организациями

Обеспечение взаимодействия с заинтересованными ведомствами и общественными организациями по вопросам воспитания детей и учащейся молодежи - одно из условий выполнения Программы, повышения эффективности воспитательной практики образовательных учреждений.

Решению задач укрепления взаимодействия будут способствовать:

участие представителей ведомств и общественных организаций в Научно-методическом совете по проблемам развития, воспитания и психологической поддержки личности при Минобразовании России;

разработка долгосрочной межведомственной программы по вопросам воспитания детей и учащейся молодежи;

координация деятельности органов управления образованием и неправительственных организаций по вопросам воспитания детей и молодежи;

поддержка инициатив неправительственных организаций, общественных детских и молодежных объединений в области воспитания;

распространение опыта и совместное проведение конференций, семинаров по различным направлениям воспитания;

создание межведомственных общественно-государственных комиссий как средства становления государственной системы воспитания юных граждан;

создание региональных волонтерских центров воспитания детей и подростков.

 

        Мероприятия      

  Сроки  
исполнения

       Исполнитель       

             1           

     2   

            3            

1. Введение в ежегодный  
государственный доклад "О
положении детей в        
Российской Федерации"    
разделов: "Состояние и   
основные проблемы воспи- 
тания детей: тенденции и 
приоритеты"; "Роль семьи 
в воспитании детей"      

IV квартал
1999 года

Минобразование России    
совместно с Минтрудом    
России                   

2. Разработка предложений
в Российское бюро ЮНЕСКО 
об участии образовательных
учреждений России в      
федеральной Программе    
комплексного воспитания  
населения в духе мира,   
прав человека, демократии
и толерантности          

III      
квартал  
1999 года

Управление воспитания и  
дополнительного          
образования детей и      
молодежи                 

3. Подготовка методических
рекомендаций о расширении
деятельности детских и   
молодежных общественных  
объединений в образова-  
тельных учреждениях разных
типов и видов            

IV квартал
1999 года

Управление воспитания и  
дополнительного          
образования детей и      
молодежи                  

4. Организация циклов    
телепередач, посвященных 
воспитанию детей и       
учащейся молодежи;       
организация в средствах  
массовой информации      
дискуссии по проблемам   
воспитания и ценностных  
ориентаций подрастающего 
поколения                

1999 -   
2000 годы

Управление воспитания и  
дополнительного          
образования детей и      
молодежи, Пресс-служба   
Минобразования России    

5. Создание банка        
предложений и материалов 
из опыта работы по       
совершенствованию        
воспитания подрастающего 
поколения                

IV квартал
1999 года

Минобразование России,   
органы управления        
образованием субъектов   
Российской Федерации,    
заинтересованные         
общественные организации,
институты РАО, педобщество
России                   

6. Заключение двусторонних
и многосторонних договоров
о сотрудничестве, развитии
и поддержке проектов и   
программ деятельности    
детских и молодежных     
общественных организаций и
органов образования      

IV квартал
1999 года

Управление воспитания и  
дополнительного          
образования детей и      
молодежи совместно с     
СПО-ФДО                  

7. Проведение традицион- 
ного международного      
фестиваля детских         
общественных объединений 
"Детство без границ",    
фестиваля творчества детей
- инвалидов "Мы все      
можем", конкурсов детских
театров моды, фестиваля  
игровых коллективов      
"Забава", фестиваля      
детской прессы           

ежегодно 

Управление воспитания и  
дополнительного          
образования детей и      
молодежи совместно с     
СПО-ФДО, органами        
управления образованием  
субъектов Российской     
Федерации                

8. Проведение Всероссий- 
ского родительского      
собрания "Воспитание     
подрастающего поколения: 
идеалы, ценности,        
ориентации"              

ежегодно,
III      
квартал  

Структурные подразделения
Минобразования России,   
институты РАО, педобщество
России                    

9. Создание государствен-
ного реестра лицензионной
аудиовизуальной и компью-
терной продукции         
(с возрастными ограниче- 
ниями по использованию)  

I квартал
2000 года

Управление воспитания и  
дополнительного           
образования детей и      
молодежи совместно с РЦО 
МТО Минобразования России,
Госкино России           

10. Создание Экспертного 
совета по детским книгам,
теле- и радиопередачам   

I квартал
2000 года

Минобразование России    
совместно с Минздравом   
России, Минтрудом России,
Госкоммолодежи России, МВД
России, МЧС России,      
общественными            
организациями и          
законодательными органами

11. Проведение Всероссий-
ской конференции педаго- 
гических работников      
"Мировой опыт организации
и реализации воспитания  
детей и учащихся"        

II квартал
2000 года

Структурные подразделения
Минобразования России,   
институты РАО, педобщество
России                   

12. Участие в разработке и
реализации федеральных   
программ по профилактике 
правонарушений, пьянства,
наркомании среди         
несовершеннолетних и     
студенческой молодежи    

1999 -   
2000 годы

Структурные подразделения
Минобразования России    
совместно с МВД России,  
Генпрокуратурой России,  
Минздравом России        

13. Обобщение опыта      
взаимодействия образова- 
тельных учреждений с     
семьей, работы советов   
образовательных учреждений
и участия обучающихся в  
управлении образователь- 
ными учреждениями         

IV квартал
2000 года

Управление воспитания и  
дополнительного          
образования детей и      
молодежи совместно с     
педобществом России,     
Международной ассоциацией
содействия школьным      
советам                  

14. Проведение ежегодной 
научно-практической      
конференции по проблемам 
взаимодействия органов   
образования и детских    
общественных объединений 

2000 -   
2001 годы

Управление воспитания и  
дополнительного          
образования детей и      
молодежи совместно с     
СПО-ФДО                  

15. Проведение серии     
"круглых столов" с       
представителями различных
конфессий по проблемам   
воспитания подрастающего 
поколения                

в течение
2000 года

Управление воспитания и  
дополнительного          
образования детей и      
молодежи, Департамент    
общего среднего          
образования, педобщество 
России                   

16. Подготовка и проведе-
ние Всероссийской научно -
практической конференции 
"Этнокультурный фактор   
формирования личности в  
системе непрерывного     
образования"             

II квартал
2000 года

Управление среднего      
профессионального        
образования, педобщество 
России                    

17. Проведение форума    
стран СНГ "Ребенок на    
перекрестке эпох"        

II квартал
2000 года

Структурные подразделения
Минобразования России,   
педобщество России       

18. Разработка нормативов
распространения аудио- и 
видеопродукции, печатной 
продукции, не рекомендо- 
ванной для использования 
ребенком до достижения   
им 16 лет (пропагандирую-
щей насилие и жестокость,
порнографию, наркоманию, 
токсикоманию, антиобщест-
венное поведение)        

IV квартал
2000 года

Управление воспитания и  
дополнительного          
образования детей        
и молодежи, управление   
социально-педагогической 
поддержки и реабилитации 
детей, заинтересованные  
министерства и ведомства 

19. Развитие сети        
региональных межвузовских
центров воспитания       
студенческой молодежи    

в течение
всего    
периода  

Управление воспитания и  
дополнительного          
образования детей и      
молодежи                 

20. Организация многосто-
ронних тренинг-семинаров 
по проблемам реализации  
конвенции ООН о правах   
детей                    

ежегодно 

Структурные подразделения
Минобразования России,   
субъекты Федерации       

21. Организация обществен-
ной приемной по правам   
ребенка при Минобразовании
России                   

I квартал
2000 года

Управление социально-    
педагогической поддержки и
реабилитации детей       
совместно с общественными
организациями            

22. Создание федерального
организационно-методи-   
ческого центра по        
проблемам профилактики и 
коррекции школьной       
дезадаптации, социальной 
адаптации и реабилитации 
детей, консультирования  
их родителей и           
педагогических работников

II квартал
2001 года

Управление социально-    
педагогической поддержки и
реабилитации детей       

23. Проведение конкурса  
"Вожатый года" для       
организаторов, лидеров   
детских общественных     
организаций и объединений
(в том числе и организа- 
торов летнего отдыха)    

IV квартал
2001 года

Управление воспитания и  
дополнительного          
образования детей и      
молодежи совместно с     
СПО-ФДО                  

 

6. Ожидаемые результаты реализации Программы

 

Реализация Программы развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы предполагает обеспечение повышения статуса воспитания в образовательных учреждениях всех типов и видов на основе широкого общественного согласия;

создание условий приоритетности воспитания в процессе образования; единство обучения и воспитания как двух взаимосвязанных компонентов в системе образования России;

создание условий для разработки региональных программ развития воспитания с учетом этнокультурных факторов;

создание нормативно-организационных, управленческих условий дальнейшей разработки содержания Программы воспитания обучающегося и студента: гражданина, патриота, способного к созидательному труду, защите Отечества, проявлению духовно-нравственных качеств личности, семьянина, достойного представителя своего народа на основе положений Конвенции ООН о правах ребенка, ценностно-нормативных положений Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации "Об образовании", результатов научных исследований и практических разработок педагогов-новаторов.

 

7. Организация и контроль выполнения Программы

 

Координация и контроль выполнения Программы развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы возложены на Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи и Научно-методический совет по вопросам воспитания при Министерстве образования Российской Федерации (далее - Совет).

Совет:

анализирует ход выполнения плана действий по реализации Программы и вносит предложения по его коррекции;

осуществляет информационное и методическое обеспечение реализации Программы;

координирует взаимодействие заинтересованных министерств, ведомств и организаций.

Совет ежегодно информирует коллегию Минобразования России о ходе выполнения Программы.

Исполнительным органом Совета является Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России.

Программа реализуется за счет средств текущего финансирования системы образования России в пределах бюджетов соответствующих уровней.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024