Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Утверждаю

Министр образования

Российской Федерации

В.М.ФИЛИППОВ

9 ноября 1999 года

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ПОДГОТОВКЕ МЕНЕДЖЕРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ

ПО ПРОГРАММАМ "МАСТЕР ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ"

 

Настоящие Требования определяют содержание профессиональной переподготовки высшего уровня по программам "Мастер делового администрирования" (Master of Business Administration, MBA) в условиях России.

Требования составлены на основе "Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов", а также с учетом документа "Принципы Европейского стандарта MBA", одобренного на настоящий момент европейскими странами, включая Россию, и направленного на обеспечение качества подготовки менеджеров высшей квалификации и сближение дипломов выпускников программ MBA в разных странах. Содержание Требований разработано с учетом особенностей подготовки менеджеров в России.

 

1. Общие требования

 

1.1. Профессиональная переподготовка по программе "Мастер делового администрирования / Master of Business Administration, MBA" является дополнительным профессиональным образованием, соответствующим профессиональной переподготовке высшего уровня и дающим квалификацию "Мастер делового администрирования", которая дает право на осуществление нового вида профессиональной деятельности и занятие управленческих должностей высшего и среднего звена на предприятиях и в организациях, осуществляющих хозяйственную деятельность в условиях рынка.

1.2. На программы MBA принимаются руководители и специалисты с высшим профессиональным образованием (по любой специальности), как правило, имеющие стаж практической работы не менее 2-х лет, избравшие карьеру менеджера в дополнение к своей основной специальности и нуждающиеся с целью занятия руководящих должностей, ускорения своего должностного продвижения или достижения успеха в предпринимательстве в серьезных знаниях, навыках и умениях в области делового администрирования. Программа MBA является программой дополнительного (к высшему) образования с присвоением дополнительной квалификации.

 

2. Формирование контингента слушателей

 

2.1. Образовательное учреждение должно определить цель (миссию) программы MBA, учитывающую специфику программы, характеристики групп ее слушателей и получаемые ими от обучения конечные результаты, а также другие общие целевые установки по программе.

2.2. По каждой программе должны быть сформулированы и заранее опубликованы требования к абитуриентам, поступающим на программу, которые должны строго выполняться. При приеме на программу в обязательном порядке проводится конкурсный отбор, учебное заведение самостоятельно определяет содержание и процедуру вступительных экзаменов, тестов или собеседований по программе в соответствии с объявленной миссией программы, а также с учетом необходимости оценки профессионального уровня, личностного потенциала и уровня знаний иностранного языка.

2.3. Должно быть гарантировано право слушателя на получение информации о правилах приема, содержании и организации обучения по программе до начала конкурсных испытаний, а также в начале каждого учебного семестра по всем изучаемым курсам в объеме, позволяющем составить обоснованные суждения по существу возникающих вопросов, а также заблаговременно подготовиться к экзаменационным и контрольным работам.

2.4. Обучение в малых группах должно составлять высокий удельный вес в общем объеме занятий.

2.5. Слушателям должна быть предоставлена возможность оценивать содержание и уровень организации учебного процесса и работы отдельных преподавателей с регулярностью и детальностью, позволяющей проводить своевременный анализ и вносить коррективы в учебный процесс. По итогам обучения по каждому выпуску должна осуществляться детализированная оценка слушателями программы MBA в целом.

2.6. Программа должна иметь своей конечной целью улучшение перспектив трудоустройства выпускников и предусматривать меры по содействию в трудоустройстве для всех желающих.

 

3. Квалификация выпускников программы

 

3.1. Лица, окончившие полный курс по программе MBA и получившие диплом "Мастера делового администрирования" (Положение о дипломе прилагается), должны быть подготовлены к выполнению функций менеджеров высшего и среднего звена управления. При этом менеджеры высшего звена должны уметь рассматривать общие проблемы предприятия, а также функциональные проблемы в сфере своей ответственности с общих позиций предприятия. Менеджеры среднего звена, отвечающие за отдельные участки деятельности, должны, во-первых, быть подготовленными к осуществлению функций управления на вверенном им участке, во-вторых, уметь решать свои проблемы, учитывая общие проблемы делового предприятия.

3.2. Подготовка по программе "Мастер делового администрирования" предполагает, что ее выпускник обладает соответствующими знаниями, определенными навыками (на уровне резерва для занятия соответствующей должности), а также мировоззрением, основанным на глубоком понимании особенностей рыночной экономики и ее возможностей, функций и экономической роли государства, осознании социальной ответственности бизнеса и приверженности цивилизованным этическим нормам его ведения. Он должен понимать сущность, значение и остроту экологических проблем и грамотно подходить к их постановке и поискам решения.

3.3. В области менеджмента выпускники MBA должны понимать сущность бизнеса и стратегического управления в условиях рынка; определять миссию и цели организации; анализировать сильные и слабые стороны предприятия в конкурентной среде, вырабатывать на этой основе стратегию организации и уметь организовать ее внедрение.

Обладатель диплома MBA должен владеть современным аналитическим инструментарием менеджмента, методологией системного подхода к организации, количественными методами в управлении, методами диагностики, анализа и решения проблем, а также методами принятия решений и их реализации на практике.

Выпускник MBA должен уметь анализировать организационную структуру предприятия, разрабатывать структуру, адекватную стратегии, целям и задачам, внутренним и внешним условиям деятельности, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе делегирования, анализировать и проектировать работы, разрабатывать положения о должностях, другие регламентирующие документы.

Он должен быть способен разрабатывать системы стратегического, текущего и оперативного контроля, правильно формировать показатели для этого, владеть принципами и современными методами управления операциями в различных сферах деятельности, применять их на практике, знать концепции, принципы и методы формирования систем "всеобщего управления качеством".

Выпускник MBA должен иметь знания и навыки для эффективного управления людьми в организациях и с этой целью владеть современными концепциями организационного поведения и управления человеческими ресурсами, осуществлять их планирование, организовывать кадровую работу, осуществлять эффективную мотивацию персонала, понимать сущность и развивать в себе навыки лидерства, владеть принципами и методами управления конфликтами, формировать организационную культуру и осуществлять организационные изменения и организационное развитие.

3.4. В области маркетинга выпускник программы MBA должен уметь планировать маркетинговые мероприятия в увязке со стратегией предприятия, а также на оперативном уровне, организовывать маркетинговую деятельность, осуществлять ее эффективный контроль, обеспечивать рациональное использование ресурсов в сфере маркетинга.

Он должен обладать необходимой квалификацией для анализа рынка и рыночной конъюнктуры, изучения поведения потребителей, уметь оценивать конкурентоспособность продукции и вырабатывать мероприятия по ее гарантии, активно использовать ценообразование в конкурентной политике предприятия, организовывать спрос, продажи, эффективный товарооборот, обеспечивать продвижение товаров на рынок, формирование сетей распределения продукции.

Он должен уметь использовать рекламу, средства массовой информации для формирования положительного общественного мнения (имиджа) о фирме и ее товарах с целью повышения конкурентоспособности и обеспечения эффективной деятельности.

3.5. Менеджер высшей квалификации, имеющий диплом MBA, должен обладать необходимыми экономическими знаниями, понимать механизм функционирования рынка и экономического поведения производителей и потребителей, уметь формировать экономические цели и стратегии фирмы, оценивать издержки производства с управленческой точки зрения, увязывать деятельность предприятия с макро- и микроэкономическими факторами.

Важным является владение экономическими методами управления на основе знаний бухгалтерского учета, умения построить и использовать управленческий учет для принятия решений на своем уровне, учитывать и контролировать затраты. Он должен уметь анализировать данные бухгалтерского и операционного учета, а также отчетности предприятия, включая чтение баланса предприятия, для принятия обоснованных управленческих решений.

Выпускник программы MBA должен обладать глубокими знаниями финансов и владеть основами финансового менеджмента, а именно: определять рациональную структуру пассивов предприятия и структуру заемных средств на фирме, разрабатывать дивидендную политику, определять основные направления расходования средств в интересах предприятия, формировать наилучшую структуру активов, регулировать кассу и динамику финансовых результатов.

Он должен уметь формировать и реализовывать инвестиционную политику, осуществлять анализ и выбор инвестиционных проектов, организовывать их претворение в жизнь. Выпускник MBA должен обладать знаниями и навыками для комплексного оперативного управления оборотными средствами и краткосрочными обязательствами предприятия, оценивать ценовые, маркетинговые, внутрипроизводственные решения с точки зрения их влияния на финансовые результаты деятельности.

3.6. Выпускник программы MBA должен понимать современные тенденции мировой экономики с точки зрения развития экономики России, ориентироваться в вопросах международной конкуренции. Он должен обладать основными знаниями и навыками внешнеэкономической деятельности, включая работу с иностранными партнерами, осуществление внешнеэкономических операций и организацию международного бизнеса.

3.7. Менеджер высшей квалификации должен уметь организовывать свое время, проводить самоанализ и самоменеджмент, быть способным работать в группах, осуществлять эффективные коммуникации, деловую переписку, владеть искусством презентаций и ведения переговоров, организовывать свою жизнь, контролировать здоровье для выполнения своей роли.

3.8. Слушатели, окончившие обучение по программе MBA, должны продемонстрировать знание иностранного языка на среднем уровне, достаточном для чтения специальной литературы без словаря и делового общения.

 

4. Содержание программы

 

4.1. Программа MBA должна обеспечивать подготовку профессиональных менеджеров общего профиля, охватывая все основные аспекты управления деловым предприятием (как внешние, так и внутренние) в достаточном объеме и во взаимной увязке. Общая длительность программы MBA для очной формы обучения - не менее 1,5 лет, для вечерней и очно-заочной форм обучения - не менее 2 лет.

Узкоспециализированные программы подготовки менеджеров высшей квалификации (в области финансов, маркетинга, управления человеческими ресурсами и т.п.) не должны относиться к категории MBA. Однако допускается специализация в рамках программ MBA (типа MBA - маркетинг, MBA - финансы, MBA - международный бизнес и т.п.) при условии выполнения нижеперечисленных требований.

4.2. Учебный план программ MBA должен охватывать широкий спектр основных функциональных областей менеджмента, а именно: бухучет, финансы, маркетинг, продажи, управление операциями, информационными системами, право, управление человеческими ресурсами. Слушатели должны изучить основы экономики и количественного анализа. Учебный план должен обеспечивать высокую интеграцию отдельных дисциплин с позиций общего менеджмента и включать в себя курсы по политике и стратегии бизнеса и т.п., работу над проектами, направленными на решение реальных проблем делового предприятия, имеющих комплексный характер.

Помимо получения знаний и технических навыков учебный план должен увязывать теорию с практикой. Он должен способствовать индивидуальному развитию слушателей посредством развития таких умений, как принятие решений, командная работа, лидерство, предпринимательство, ведение переговоров, коммуникации и презентации.

Завершающая часть программы должна содержать набор курсов по выбору, чтобы предоставлять слушателям возможность выбора области специализации в рамках программы MBA.

4.3. Состав дисциплин по программе MBA должен соответствовать достижению ее главной цели (т.е. миссии) и обеспечивать соответствие содержания и форм обучения конкретной категории слушателей и их запросам. В качестве типовых требований к содержанию программ MBA устанавливается нижеследующий перечень циклов дисциплин.

4.3.1. Понимание среды бизнеса в ее национальных и международных аспектах, включая экономические, правовые и институциональные условия хозяйственной деятельности, а также социальные, этические и экологические проблемы бизнеса.

4.3.2. Научные основы бизнеса и менеджмента, в том числе:

- основы экономической теории (макро- и микроэкономики);

- финансы и бухгалтерский учет (эккаунтинг для менеджеров);

- количественные методы, статистика, информатика;

- организационное поведение.

4.3.3. Базовые профессиональные дисциплины в области менеджмента, в том числе:

- менеджмент;

- стратегический менеджмент;

- управление производством (операциями);

- маркетинг продукции и услуг;

- управление человеческими ресурсами;

- профессиональные навыки менеджера.

4.3.4. Специальные и специализированные дисциплины, предусматривающие углубление знаний и развитие умений по конкретным аспектам ведения бизнеса и управления деловым предприятием в зависимости от целей программы, а также контингента слушателей с учетом их должностного уровня, опыта, отраслевой принадлежности, функциональной специализации и других интересов.

4.4. Изучение перечисленных циклов дисциплин должно осуществляться в программах MBA в совокупности не менее 1000 академических часов или по циклам дисциплин:

- среда бизнеса и изучение научных основ бизнеса - не менее 200 часов;

- базовые профессиональные дисциплины в области менеджмента - не менее 400 часов; специальные и специализированные дисциплины - не менее 250 часов;

- работа над индивидуальными проектами, профессиональные стажировки и производственная практика - не менее 250 часов.

При этом указывается средняя длительность каждого цикла с возможными отклонениями +/- 25% с учетом специфики целей программы, контингента обучающихся.

4.5. В соответствии с охарактеризованным в п. 4.3 типовым перечнем дисциплин изучение научных основ бизнеса (4 дисциплины) и базовых профессиональных дисциплин в области менеджмента (6 дисциплин) не может длиться менее 40 академических часов по каждой из них.

Конкретное название и содержание учебно-тематических планов по дисциплинам названных циклов, а также содержание и длительность дисциплин в рамках других циклов определяется учебным заведением самостоятельно.

Курсы по выбору должны составлять не менее 30% от объема часов, отведенных на изучение специальных и специализированных дисциплин.

При оценке программ MBA учитывается соответствие учебных программ достигнутому уровню научных знаний и адекватное отражение передового опыта управления в отечественной и зарубежной практике.

4.6. Программа MBA должна включать задания, предусматривающие освоение специальности на основе выполнения самостоятельных работ прикладного характера, включая:

- практику на управленческих должностях;

- выполнение исследовательских или прикладных проектов;

- участие в компьютерных симуляциях и деловых играх;

- написание аттестационной работы.

Учебное заведение самостоятельно определяет характер и объем работ по освоению специальности, при этом суммарные затраты времени на производственную практику и выполнение прикладных проектов должны составлять не менее 15% от общей длительности занятий по программе (но не за счет 750 академических часов, отведенных на изучение базовых и специальных дисциплин), при вечерней и очно-заочной формах обучения с учетом возможности выполнения заданий на рабочем месте. Не допускается замена академических (аудиторных) занятий на самостоятельную работу и на работу над прикладными проектами.

4.7. Учебное заведение самостоятельно определяет требуемый объем занятий слушателей и программу обучения иностранному языку в зависимости от исходной квалификации слушателей (сверх общего лимита времени).

4.8. Аттестационная работа по программе MBA должна предусматривать комплексное межфункциональное рассмотрение проблем управления предприятиями и организациями.

4.9. В программах MBA должно доминировать рассмотрение проблематики российского бизнеса и менеджмента и, в то же время, присутствовать изучение международного бизнеса и зарубежного опыта управления. Соотношение между отечественной и зарубежной проблематикой должно быть обосновано спецификой миссии программы.

4.10. Отклонения от охарактеризованных выше типовых нормативов длительности по циклам дисциплин и видам занятий допускаются при применении новых обучающих технологий, но требуют специального обоснования и подлежат утверждению в учебно-методическом объединении по дополнительному образованию в области менеджмента, бизнеса и предпринимательства.

4.11. Структура и содержание программ дистанционного обучения оценивается по критериям и нормативам, устанавливаемым отдельно.

 

5. Организация обучения

 

5.1. Обучение по программам MBA может осуществляться в очной или очно-заочной (вечерней или модульной) форме. По каждой из программ различных форм обучения составляется отдельный учебно-тематический план, разработанный учебным заведением, рассмотренный и утвержденный в установленном порядке. В этом плане определяется состав, последовательность и длительность изучаемых дисциплин и выполняемых практических работ. Должна быть также раскрыта тематика занятий и порядок их проведения по всем дисциплинам и их разделам.

5.2. Обучение по программе MBA должно предусматривать весьма интенсивную работу слушателей, основанную на сочетании аудиторных занятий и обширной самостоятельной работы, а также стажировок и практики. Самостоятельная работа в целом должна быть по количеству часов не меньше объема аудиторной работы и быть структурированной по заданиям и контролю за их исполнением.

5.3. В программах MBA должно практиковаться обучение по индивидуальным планам, главным образом в части, которая касается специализации и курсов по выбору. Допускается зачет ранее пройденных курсов (в объеме не более 500 часов) на уровне, соответствующем требованиям программ MBA (в том числе диплом MBA вузов, аккредитованных до 2000 года включительно, дипломы магистров или дипломированных специалистов аккредитованных вузов по соответствующим специальностям, дипломы выпускников Президентской программы подготовки управленческих кадров).

Общий срок обучения по программе MBA при зачете ранее пройденных курсов для дневной формы не может быть менее 7 мес., при очно-заочной (вечерней или модульной) не менее 1 года.

5.4. Обучение по программе должны осуществлять высококвалифицированные преподаватели. Не менее 50% из тех, кто участвует в осуществлении программы (по их численности и по объему часов проводимых ими занятий), должны иметь ученую степень докторов или кандидатов наук (исключая из расчета преподавателей иностранного языка) и стаж научно-преподавательской работы не менее 5 лет.

5.5. Базовые курсы по программе должны читаться, как правило, штатными преподавателями, при этом как минимум 5 из них должны читать курсы (за исключением иностранного языка) длительностью свыше 40 академических часов (допускается суммирование курсов по взаимосвязанной тематике, которые читает один и тот же преподаватель).

5.6. По программе в целом и по каждой дисциплине должен быть определен полный комплект обязательных и дополнительных учебно-методических материалов и гарантировано их наличие (на бесплатной или платной основе) для всех обучающихся по программе.

5.7. В процессе обучения по программам MBA должны использоваться активные методы инновационного и поискового обучения, рассматриваться ситуации из российской и зарубежной практики, удельный вес которых в общем объеме занятий должен определяться миссией программы и контингентом слушателей.

5.8. В учебном заведении должна существовать постоянно действующая система научно-методической оценки учебных курсов, контроля за уровнем преподавания и регулярной аттестации преподавателей, участвующих в работе по программе.

5.9. Слушателям, обучающимся по программе MBA, должна быть предоставлена возможность стажировок на отечественных и зарубежных предприятиях (на бесплатной или платной основе) и оказано содействие желающим в продолжении обучения за рубежом.

5.10. Учебное заведение должно иметь и применять на программе MBA официально установленные им формы и процедуры строгой, объективной и надежной оценки результатов обучения по программе в виде экзаменов, тестов, проектов, курсовых и контрольных работ, преимущественно письменных. Итоговая (а по длительным курсам - промежуточная) оценка должна проводиться по каждой дисциплине.

В совокупности программа MBA должна обеспечить проверяемый уровень квалификации, соответствующий требованиям, перечисленным в п. 3.

5.11. Конкретные формы и процедуры оценки занятий (навыков) по каждой дисциплине должны быть доведены до сведения студентов до начала ее изучения с указанием влияния оценок на итоговую аттестацию результатов обучения по программе MBA.

5.12. В ходе учебного процесса должен быть обеспечен высокий уровень посещаемости занятий, применяться эффективные формы контроля за исполнением требований учебного процесса и предприниматься своевременные меры в случаях серьезных нарушений установленных требований со стороны слушателей.

 

 

 

 

 

 

Приложение N 1

к Государственным требованиям

к подготовке менеджеров высшей

квалификации по программам

"Мастер делового администрирования"

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ДИПЛОМЕ "МАСТЕР ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ" /

"MASTER OF BUSINESS ADMINISTRATION (MBA)"

 

1. Диплом менеджера "Мастер делового администрирования" / "Master of Business Administration", MBA (далее - MBA) по форме является дипломом о дополнительном (к высшему) образовании, свидетельствующем о профессиональной переподготовке с присвоением дополнительной квалификации, удостоверяющим право специалиста на ведение профессиональной деятельности в области менеджмента в высшем и среднем звеньях управления предприятиями и организациями, осуществляющими хозяйственную деятельность в условиях рыночной экономики.

2. Диплом MBA свидетельствует о профессиональной переподготовке специалиста в области общего менеджмента. Его обладатель является менеджером широкого профиля, подготовленным к управлению предприятием или его структурным подразделением, а также к осуществлению управленческих функций в определенной отрасли или функциональной сфере с позиций предприятия (структурного подразделения) в целом.

3. Программа MBA в рамках государственных требований обучения общему менеджменту может иметь специализацию типа: MBA - управление производством, MBA - маркетинг, MBA - международный бизнес, MBA - малый и средний бизнес, MBA - туризм и т.п., о чем должно быть указано в дипломе.

Наличие специализации создает преимущество для ведения профессиональной управленческой деятельности по профилю специализации.

4. Перечень должностей, согласно "Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов", ОК 016-94, дата введения: 01.01.1996, для которых прежде всего рекомендуется переподготовка высшего уровня для приобретения квалификации MBA, приводится в Приложении N 2.

5. Право на обучение по программам MBA получают образовательные учреждения, как государственные, так и негосударственные, имеющие лицензию на ведение профессиональной переподготовки с присвоением дополнительной квалификации по программам MBA. Лицензия выдается Министерством образования Российской Федерации.

Диплом MBA государственного образца выдается образовательным учреждением при наличии государственной аккредитации.

6. Диплом MBA государственного образца выдается слушателям, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим государственную итоговую аттестацию, которая осуществляется в соответствии с Положением о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов.

 

Начальник Управления

послевузовского и дополнительного

профессионального образования

В.В.БЕЗЛЕПКИН

 

 

 

 

 

 

Приложение N 2

к Государственным требованиям

к подготовке менеджеров высшей

квалификации по программам

"Мастер делового администрирования"

 

ПЕРЕЧЕНЬ

ДОЛЖНОСТЕЙ, ДЛЯ КОТОРЫХ РЕКОМЕНДУЕТСЯ

ПЕРЕПОДГОТОВКА ВЫСШЕГО УРОВНЯ ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ "МАСТЕР ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ"

(СОГЛАСНО ОБЩЕРОССИЙСКОМУ КЛАССИФИКАТОРУ ПРОФЕССИЙ

РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ И ТАРИФНЫХ РАЗРЯДОВ,

ОК 016-94. ДАТА ВВЕДЕНИЯ 1996-01-01)

 

 Код

КЧ

        Наименование должности       

Код ка-
тегории

Код по
  ОКЗ 

  1 

 2

                   3                 

   4  

   5  

20542

 5

Генеральный директор генеральной     
дирекции                             

   1  

 1210 

20550

 4

Генеральный директор комбината       

   1  

 1210 

20553

 8

Генеральный директор межотраслевого  
научно-технического комплекса        

   1  

 1210 

20556

 1

Генеральный директор                 
научно-производственного объединения 

   1  

 1210 

20557

 6

Генеральный директор объединения     

   1  

 1210 

20559

 5

Генеральный директор производственного
объединения                          

   1  

 1210 

20560

 8

Генеральный директор предприятия     

   1  

 1210 

20633

 3

Главный администратор                

   1  

 1229 

20754

 8

Главный инженер (в сельском,         
охотничьем, лесном и рыбном хозяйстве)

   1  

 1221 

20755

 2

Главный инженер (в промышленности)   

   1  

 1222 

20757

 1

Главный инженер (на транспорте,      
в связи, материально-техническом     
снабжении и сбыте)                   

   1  

 1226 

20758

 6

Главный инженер (в прочих отраслях)  

   1  

 1229 

21032

 4

Главный экономист                    

   1  

 1231 

21365

 7

Директор (начальник, уполномоченный) 
дирекции                             

   1  

 1210 

21374

 6

Директор завода                      

   1  

 1210 

21404

 3

Директор (начальник) комбината       

   1  

 1210 

21407

 7

Директор коммерческий                

   1  

 1233 

21444

 8

Директор объединения                 

   1  

 1210 

21477

 2

Директор по кадрам и быту            

   1  

 1232 

21480

 4

Директор по капитальному             
строительству                        

   1  

 1223 

21486

 1

Директор по производству             

   1  

 1222 

21489

 5

Директор по экономике                

   1  

 1231 

21495

 0

Директор (начальник, управляющий)    
предприятия                          

   1  

 1210 

21511

 6

Директор (управляющий)               
производственного объединения        

   1  

 1210 

21546

 2

Директор строящегося предприятия     

   1  

 1223 

21574

 1

Директор (начальник) треста          

   1  

 1210 

21589

 8

Директор фабрики                     

   1  

 1210 

21592

 4

Директор (заведующий) филиала        

   1  

 1210 

21593

 4

Директор фирмы                       

   1  

 1210 

22038

 3

Заведующий отделением                

   1  

 1229 

22146

 0

Заведующий станцией                  

   1  

 1222 

24048

 0

Менеджер                             

   1  

 1221 

24412

 3

Начальник агентства                  

   1  

 1226 

24473

 6

Начальник главного управления        

   1  

 1120 

24505

 6

Начальник дирекции                   

   1  

 1226 

24576

 6

Начальник комплекса                  

   1  

 1222 

24671

 6

Начальник объединения                

   1  

 1210 

24752

 6

Начальник отделения                  

   1  

 1222 

25027

 0

Начальник управления                 

   1  

 1221 

25092

 3

Начальник фабрики                    

   1  

 1210 

25095

 7

Начальник филиала                    

   1  

 1226 

25108

 0

Начальник центра                     

   1  

 1229 

25691

 5

Председатель кооператива             

   1  

 1312 

25703

 4

Председатель объединения             

   1  

 1142 

25706

 8

Председатель отделения               

   1  

 1143 

25790

 3

Президент                            

   1  

 1110 

25795

 6

Президент ассоциации                 
(концерна, корпорации и др.)         

   1  

 1142 

27215

 7

Управляющий отделением               

   1  

 1231 

27221

 2

Управляющий трестом                  

   1  

 1210 

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024