МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 ноября 1999 г. N 15-55ин/15-11
О ФИЛИАЛАХ ВУЗОВ
Минобразованием России подготовлено и введено в действие Типовое положение о филиалах
высших учебных заведений, подведомственных федеральным органам исполнительной
власти (утверждено Приказом Минобразования России от 16.03.99 N 643,
зарегистрировано Минюстом России 20.04.99 за N 1758, направлено
заинтересованным министерствам, ведомствам и учреждениям письмом от 29.04.99 N
15-20ин/15-11), которое для филиала государственного высшего учебного
заведения, подчиненного субъекту Российской Федерации, муниципального и
негосударственного вуза является
примерным. Для контроля за его реализацией и в связи с
представлениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации и ее
территориальных подразделений в отношении образовательной деятельности филиалов
вузов Минобразованием России совместно с органами
управления образованием субъектов Российской Федерации, советами ректоров вузов
регионов были проведены выборочные проверки деятельности филиалов вузов
независимо от их ведомственной принадлежности и организационно - правовых форм
базовых вузов.
Кроме того, Минобразованием России осуществляется постоянный текущий контроль за созданием, лицензированием и деятельностью
филиалов вузов на основе взаимодействия с органами управления образованием
субъектов Российской Федерации.
В результате
проверок выявлено, что несмотря на то, что до
заинтересованных органов управления образованием, ректоров вузов неоднократно
доводилась информация о необходимости приведения деятельности территориально
обособленных структурных подразделений вузов в соответствие с действующим
законодательством (письма Минобразования России: инструктивное от 11.07.97 N
34, от 08.02.99 N 01-52-14, от 11.02.99 N 15-51-5ин, от 21.06.99 N
15-55-27/15-11, от 02.08.99 N 15-52-31ин/15-11), не всеми руководителями вузов приняты
соответствующие меры.
Наиболее
существенными недостатками и упущениями являются следующие:
Филиалы
осуществляют образовательную деятельность, не имея собственной лицензии на
право ведения образовательной деятельности в целом или по отдельным специальностям,
ссылаясь на наличие лицензии у базового вуза, что является прямым нарушением
законодательства в области образования и обманом обучающихся.
Так, например, в Минобразование России поступает
информация из посольств в странах ближнего зарубежья
об открытии не в установленном порядке филиалов российских вузов (как
государственных, так и негосударственных), осуществляющих свою деятельность без
лицензии.
В органах печати
рекламируется образовательная деятельность по нелицензированным специальностям,
якобы в целях проведения маркетинговых исследований, что может быть истолковано
только как недобросовестная реклама.
Зачастую
положения о филиале, утвержденные вузами, не соответствуют упомянутому выше
Типовому положению, государственными вузами не соблюдается пункт 12 Типового
положения в отношении выделения филиалу контрольных цифр приема для обучения за
счет средств федерального бюджета, наименования филиалов не приводятся в
соответствие с п. 6 Типового положения.
Не соблюдаются
лицензионные требования, изменения в условиях осуществления учебного процесса
(места расположения, состава и размера используемых площадей, контингент
обучающихся и т.д.) не представляются в Управление лицензирования, аккредитации
и аттестации Минобразования России. Результаты проверок соблюдения
предусмотренных лицензией условий в ряде филиалов показали, что в отличие от
сведений, представляемых при лицензионной экспертизе, уменьшается количество
привлекаемых к учебному процессу преподавателей из числа штатных сотрудников
вуза. Необоснованно увеличивается доля специалистов, не имеющих нужной
квалификации, и практических работников с малым опытом педагогической работы.
Имеются случаи привлечения к учебному процессу преподавателей, профиль
подготовки которых не соответствует преподаваемой ими дисциплине. В отдельных
филиалах увеличение объемов подготовки не сопровождается соответствующим
увеличением количества учебников и учебных пособий.
Продолжают
образовательную деятельность УКП, филиалы факультетов и кафедр вузов, наличие
которых не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации и
законодательством в области образования.
Абитуриенты
зачисляются в число студентов филиала приказом по филиалу, а не по вузу,
имеются другие существенные недостатки в ведении делопроизводства.
По результатам
материалов, полученных в ходе проверок, Минобразованием
России осуществлен ряд мероприятий по упорядочению деятельности филиалов вузов,
например, приказом Минобразования России в связи с отсутствием лицензии на
право ведения образовательной деятельности ликвидирован филиал Северо -
Кавказского государственного технического университета в г. Анапе,
приостановлена образовательная деятельность УКП Санкт
- Петербургского государственного института сервиса и экономики в нескольких
городах, Тамбовского регионального учебного центра факультета управления и
информатики Московского государственного университета культуры, Удмуртского
государственного университета в г. Сочи, изъята лицензия у Института
международного бизнеса (г. Ростов - на - Дону) и т.д.
Минобразование России предлагает ректорам вузов в срок до 01.02.2000 года принять
меры по устранению нарушений в деятельности филиалов либо представить
учредителю документы для их ликвидации. Кроме того, обращаем внимание ректоров
вузов на то, что обязанностью вуза в обеспечении деятельности филиала является
осуществление всех функций, предусматриваемых в отношении структурных
подразделений вуза, включая контроль, обеспечение учебно - методической,
научной литературой и другие.
Министерствам и
ведомствам, имеющим вузы, предлагается наладить постоянный и действенный контроль за деятельностью территориальных подразделений
вузов, находящихся в их ведении.
При непринятии
вузами, министерствами и ведомствами соответствующих мер Минобразованием
России будут отзываться лицензии филиалов вузов или будет приостанавливаться их
действие. В случае грубого нарушения законодательства вопросы ликвидации
филиалов будут рассматриваться в судебном порядке по представлению местных
органов исполнительной и законодательной власти.
Первый заместитель
Министра
В.М.ЖУРАКОВСКИЙ